Вениамин Благонравов 1868–1873. Епископы Камчатские, Курильские и Благовещенские (с 1870 г.): Павел Попов 1873–1877. Мартиниан Муратовский 1877–1885. Гурий Буртасовский 1885–1892. Макарий Дарский 1892–1898. Епископы Приамурские и Благовещенские: Иннокентий Солодчин 1898–1900. Никодим Боков 1900–1906. Владимир Благоразумов 1906–1909. Евгений Бережков 1909. Варшавская, учр. в 1840 г. 4 Кафедра в Варшаве Архиепископы Варшавские и Новогреческие: Антоний Рафальский 1840–1843. Никанор Клементьевский 1843–1848. Арсений Москвин 1848–1860. Иоанникий Горский 1860–1875. Архиепископы Холмские и Варшавские: Леонтий Лебединский 1875–1891. Флавиан Городедкий 1891–1898. Архп. с 1892. Иероним Экземплярский 1898–1905. С 16 июня 1905 г. –«Варшавский и Привислинский». Архиепископы Варшавские и Привислинские: Никанор Каменский 1905–1908. Николай Зиоров 1908. Владивостокская, учр. в 1898 г. 5 Кафедра во Владивостоке. Епископы Владивостокские и Камчатские: Евсевий Никольский 1899. Архп. с 1906. Владикавказская 6 Кафедра во Владикавказе (с 1894 г.). Епископы Владикавказские и Моздокские: Иосиф Чениговский 1875–1889. Петр Лосев 1889–1891. Иоанникий Казанский 1891–1892. Феодосий Рождественский 1892–1893. Владимир Сеньковский 1893–1904. Гедеон Покровский 1904–1908. Агапит Вишневский 1908–1911. Питирим Окнов 1911. Архп. Пятигорское викариат., учр. в 1910 г. Епископы (в Пятигорске): Арсений Смоленец 1910. Владимирская 7 Кафедра во Владимире Епископы Суздальские и Владимирские: Св. Симон 1215–1226. Митрофан 1227–1238. Евфросин (Ефрем); хирот. 1240. Серапион 1274–1275. Феодор 1276–1286. Иаков (в схиме Иоанн) 1286–1297. Симеон 1297–1299. Епископы Суздальские: Даниил 1330–1347. Нафанаил 1347–1349. Даниил (вторично) 1350–1351. Св. Иоанн; хир. 1340; упр. вторично с 1351. Св. Алексий 1352–1354. Архиепископы Суздальские, Нижегородские и Городецкие: Св. Дионисий 1374–1383. Архп. с 1388. Евфросин 1386–1406. С 1394 «Суздальский, Калужский и Тарусский». Епископы Суздальские и Тарусские: Митрофан 1406–1427. Савватий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Несколько раз за время службы о. Вениамина в Холме в город приезжал архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский) . В мае 1899 года он посетил духовную семинарию и присутствовал на экзаменах. За болезнью ректора, архимандрита Евлогия (Георгиевского), его встречал иеромонах Вениамин. Разрядный список воспитанников за 1898/1899 учебный год также был подписан о. инспектором. Много лет спустя, уже в эмиграции, митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал об о. Вениамине как своем сослуживце по Холмской семинарии: «Это был молоденький, скромный, кроткий, улыбающийся монах, а дело повел крепкой рукой и достиг добрых результатов. Между нами установились дружеские отношения, с ним мы шли рука об руку. Хороший он был человек» 134 . И в Холме иеромонах Вениамин вел религиозно-нравственные чтения. 13 сентября 1897 года он был избран пожизненным членом Леонтьевского попечительства о бедных воспитанниках семинарии, в пользу которого пожертвовал значительную сумму. В «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике» было опубликовано его «Поучение на 9-е сентября», произнесенное в семинарской церкви в 1899 году. В нем он не только говорит о высоких задачах семинарского образования и о практических средствах к достижению их. О. Вениамин приводит живой идеал пастыря, близкого к нуждам верующего народа и способного «успешно исполнить свое многотрудное и ответственное служение»: «Духовная школа русская воспитала Иннокентия, митрополита Московского, знаменитого миссионера. Когда он был священником, то, удовлетворяя духовные потребности пасомых, просвещая их светом Евангелия и утверждая их в христианской нравственности, он, смотря по их нуждам, был и каменщиком, и слесарем, и архитектором, и филологом, создавшим азбуку и грамматику и синтаксис для инородцев, просвещаемых светом Евангелия» 135 . Ныне этот великий труженик-миссионер причислен к лику святых... 6 октября 1899 года иеромонах Вениамин был переведен инспектором С.-Петербургской духовной семинарии. 13 октября, в день своего ангела, он служил в семинарской церкви Холма молебен, за которым присутствовала вся семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Осенью 1845 года закончилось беззаботное детство Ильюши в родном доме. В этом году Тихон Иванович отвез его во Владимирское духовное училище, где и оставил мальчика под покровительством его старшего брата – Феодора Тихоновича, бывшего тогда воспитанником семинарии. С этого времени начинается новый период в жизни Ильюши, когда он 16 лет своего учебного курса провел вне дома, в новой обстановке, почти сразу предоставленный в своем развитии собственным силам. А путь, который предстояло проходить ученикам духовно-учебных заведений того времени, был не легкий. Требовался большой запас природных способностей, выносливости и доброго направления, чтобы не подчиниться грубому влиянию среды. Но эта дорога была неизбежна, все ее проходили, только не с одинаковым результатом: тогда, как одни закалялись в этой обстановке и выходили людьми жизнеспособными, которые могли смело смотреть судьбе в глаза и отражать ее удары, другие падали на половине дороги или же выходили в жизнь людьми искалеченными духовно п физически. Мы не будем говорить о строе тогдашней учебной жизни; ее темные стороны достаточно известны. Мы можем только сказать, что Ильюша Экземплярский прошел весь школьный курс с полным успехом, хотя и среди крайне тяжелых условий жизни. Семь лет он провел в духовном училище, состоя большую часть этого времени певчим-солистом архиерейского хора, а пять лет в семинарии, откуда, до окончания полного курса, был назначен в Киевскую академию. Были, конечно, и светлые картины в этой двенадцатилетней ученической жизни, и мы считаем уместным в настоящем очерке сказать, что одним из самых светлых ее воспоминаний является образ последнего ректора Владимирской семинарии, благословив шаги студента Экземплярского на путь в Киев, архимандрита Леонтия, приснопамятного и для здешнего края, как бывшего архиепископа Холмско-Варшавского. Архимандрит Леонтий в то время головою возвышался над всеми своими предшественниками и сослуживцами и как преподаватель, и как начальник. Владимирская семинария обязана ему своим подъемом во всех отношениях, а почивший Владыка Иероним, в то время воспитанник богословского класса семинарии, неизменной до конца его жизни благодарной памятью о Владыке Леонтии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

С преосвященным Тихоном мы были добрые друзья. Я у него часто бывал, летом ездил к нему на дачку. К сожалению, епископскую кафедру в Холме он занимал недолго: в сентябре 1898года его назначили епископом в Америку. Тяжело, горько было Холмщине с ним расставаться. Все любили его единодушно. Провожали с подношениями, с изъявлениями искренней, теплой благодарности. После отъезда преосвященного Тихона мои с ним отношения на протяжении многих лет оставались близкими. Когда он приезжал из Америки, — а возвращался преосвященный Тихон на Родину дважды, — он всякий раз навещал меня. Моим высшим начальством по приезде в Холм… был архиепископ Флавиан, к которому у меня сохранилось хорошее, благодарное чувство. Он покинул Варшавскую кафедру если и по своей воле, то все же принужденный ктому трениями, которые возникли в его отношениях с генерал-губернатором князем Имеретинским. Он часто жаловался на некорректное отношение к нему генерал-губернатора, доходившее до того, что его переписку перлюстрировали. Долго терпел это старец, пока наконец его не перевели на Кавказ экзархом Грузии. Его место занял архиепископ Иероним (Экземплярский). С ректорской службой я совмещал должность благочинного женских монастырей. Женские монастыри в Холмщине имели огромное значение для местной народной жизни. Их было несколько, но монастырем-колыбелью всех остальных была Леснинская обитель. Она была основана в1884году игуменией Екатериной (в миру графиня Ефимовская). В Леснинском монастыре создалась какая-то особая культурная атмосфера. Характерными его чертами были: разумный, неослабный труд и духовное воодушевление. Душою обители несомненно надо признать матушку Екатерину. Это была святая душа. К себе строгая, подвижница-молитвенница и постница, к другим снисходительная, всегда веселая, — она была общительная, любила пошутить, пофилософствовать, побогословствовать, имея для этого данные. Духовный подвиг несла сокровенно, заметая следы, и лишь приближенные сестры догадывались, что она по ночам подолгу молится.

http://pravoslavie.ru/3426.html

Обширная статья нового тома энциклопедии посвящена Игнатию (Римскому-Корсакову), митр. Тобольскому и Сибирскому, видному иерарху Русской Церкви конца XVII в., другу и сподвижнику Патриарха Московского и всея Руси Иоакима, крупному духовному писателю. Отдельная публикация рассказывает о жизни и церковной деятельности ныне здравствующего Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви — Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия IV. Значительный интерес представляют публикации, повествующие о деятелях, сыгравших негативную роль в церковной жизни, но оставивших весьма заметный след в истории Русской Церкви: Патриархе Московском и всея Руси Игнатии, ставленнике Лжедмитрия I, впоследствии перешедшем в униатство, и Игнатии Соловецком, одном из лидеров старообрядческого раскола. Немало статей нового тома посвящено святым и церковным деятелям, носившим имена «Иеремия» и «Иероним». Среди них наиболее важными являются статьи, посвященные Патриарху Константинопольскому Иеремии II Траносу, сыгравшему ключевую роль в установлении Патриаршества на Руси в 1589 г., и Львовскому епископу Иеремии Тиссаровскому, видному православному церковному деятелю Речи Посполитой начала XVII в., борцу с Брестской унией. Обширнейший по объему материал посвящен жизни и богословскому наследию блаженного Иеронима Стридонского (V в.), крупнейшего отца Западной Церкви. Обращает на себя внимание статья об Иерониме (Экземплярском), архиепископе Варшавском и Привислинском, крупной русском церковном писателе XIX в. Двум Предстоятелям Элладской Православной Церкви — Иерониму I и ныне здравствующему Иерониму II — также посвящены публикации в новом, 21-м томе энциклопедии. Немалый интерес представляет и статья об Иерониме Пражском, чешском мыслителе XIV-XV вв., одном из вождей гуситов. В новом томе также присутствует материал, повествующий о священномученике Иерофее, первом епископе Афинском. Церковно-географическую и страноведческую тематику в 21-м томе продолжают статьи об Ижевской и Удмуртской епархии и Государстве Израиль.

http://patriarchia.ru/db/text/730804.htm...

С 13 июня 1857 года — ректор СПб духовной академии и профессор богословских наук; отказался от преподавания богословских наук; получил наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях Петербурга и окрестностей. 1 июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Григорием (Постниковым) был хиротонисан во епископа Тамбовской епархии. С 22 июля 1863 года — епископ Владимирский; основал женское епархиальное училище. В 1866 году епископ — неожиданно для окружающих и синодальных членов — подал в Святейший Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Его прошением были удивлены и первоначально недовольны митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) и митрополит Московский Филарет (Дроздов). В своём письме митрополиту Исидору от 30 мая 1866 года, разъясняя свои мотивы и побуждения, писал: « Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не диллетанства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить.» Прошение было удовлетворено 17 июня того же года. В 1872 году ушёл в затвор. Кроме трудов, он вёл обширную переписку: ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, при этом епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них. В последние годы страдал ревматизмом, невралгией, сердечной аритмией и головокружением, а также прогрессирующей катарактой, вследствие чего в 1888 году ослеп на правый глаз Скончался 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. Отпевание почившего совершил 11 января епископом Тамбовским Иероним (Экземплярский) при большом стечении духовенства и народа. Погребён в Казанском соборе Вышенской пустыни, во Владимирском приделе. Почитание На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей; в деянии Собора отмечалось:

http://lib.cerkov.ru/authors/96

319-323 ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735 - 1783), еп. Владимирский и Суздальский 323-324 ИЕРОНИМ (Чернов Иван Иванович; 1878 - 1957), архиеп. Детройтский и Кливлендский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) 324-325 ИЕРОНИМ (Шо Иоанн Роберт; род. 1946), еп. Манхаттанский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) 325-326 ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 1836 - 1905), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель 326-330 330-332 ИЕРОНИМ II [в миру Иоаннис Лиапис] (род. 10.03.1938), архиеп. Афинский и всей Эллады с 7 февр. 2008 г. 332-333 ИЕРОНИМ МОРАВСКИЙ [Джером из Мори], муз. теоретик XIII в., монах-доминиканец, автор «Трактата о музыке» (ок. 1275) 333-334 ИЕРОНИМ ПРАЖСКИЙ (ок. 1378 или 1380 - 1416), чеш. мыслитель, один из лидеров гуситского религиозно-политического движения за реформу Римско-католической Церкви 334-336 ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) 336-375 375-376 ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) 376-377 377-379 ИЕРОФЕЙ (Глазков Никандр Арсеньевич; 1889-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 379-380 ИЕРОФЕЙ (Николадзе), нмч. (пам. груз. 14 авг.) Грузинской Православной Церкви - см. в ст. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский 380-383 383-384 ИЕРОФЕЙ (Афонин, искаженное Афоник; 2-я фамилия - Федотов) Тимофей Дмитриевич; 1893-1928, еп. Никольский 385-390 390-391 ИЕРОФЕЙ (Померанцев Иван Георгиевич; 1880 - после 1940), еп. бывш. Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит Казанский и Свияжский» 391-392 392-393 393-394 ИЕРОФЕЯ СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ жен., действующий, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен примерно в 8 км от г. Мегара

http://pravenc.ru/vol/XXI.html

Воззвания комитета, разосланные по всей России и напечатанные во всех крупных газетах, вызвали поток средств на сооружение памятника. Особенно много взносов от 2 копеек до 1 рубля поступило от крестьян Северо-Западного края. Эти взносы и составили главную часть всей собранной к 1 сентября 1898 г. суммы, которая составила 59 464 руб. 56 коп. Нельзя не отметить и такой знаменательный факт, что в то время, когда собирались народные средства для сооружения памятника главному начальнику края, с инициативой увековечивания памяти М.Н. Муравьева выступило виленское православное Свято-Духовское братство. В 1893 г. братство обратилось к духовенству и пастве Северо-Западного края и остальной России с призывом к пожертвованиям на строительство в г. Вильне особого храма со школой для мальчиков и девочек в память графа М.Н. Муравьева. Призыв братства был услышан по всей России. Осенью 1893 года протоиерей Иоанн Кронштадтский посетил место постройки храма, благословил его строительство и пожертвовал 600 рублей. Вскоре необходимые средства, около 30 000 рублей, были собраны. «Муравьевская» церковь-школа (в честь Архистратига Божия Михаила) была воздвигнута в Снипишках, предместье г. Вильны, и 3 сентября 1895 г. торжественно освящена архиепископом Литовским и Виленским Иеронимом (Экземплярским). Виленское предместье Снипишки после открытия памятника Муравьеву (8 ноября 1898 г.) было переименовано в Муравьевское. Таким образом, в Вильне ко времени открытия памятника Муравьеву «благодарностью и любовью» духовенства и русских людей были сооружены на народные пожертвования часовня и храм-школа, ставшие местом церковного поминовения и общественного почитания памяти преобразователя Северо-Западного края России. В декабре 1896 г. император Николай II утвердил представленный ему проект памятника, назначив местом его сооружения Дворцовую площадь и повелел принять меры к скорейшему выполнению строительных работ. В это время председателем комитета стал новый генерал-губернатор В.Н. Троцкий. Техническими вопросами по сооружению памятника занималась строительная комиссия во главе с генерал-лейтенантом П.В. Бертгольдом. 3 октября 1897 г. была торжественно совершена закладка памятника. По этому случаю архиепископ Литовский и Виленский Иероним (Экземплярский) совершил торжественный молебен.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/22/...

Жуковский Василий Андреевич (1783–1852), поэт Журавский Иаков Львович (1879 – расстрелян 1937), протоиерей; уклонился в обновленчество 3 Заборовский Иоанн Иванович (1882-?),протоиерей Западалов Алексий Иосифович (1870 – расстрелян 1938), протоиерей Зинкевич Стефан Иванович (1885 – расстрелян 1937; в монашестве с 1926 – Сергий), священник, впоследствии – епископ Зиновьев Григорий Евсеевич (1883 – расстрелян 1936) Зубарев Леонид Васильевич (1881–1952), протоиерей И Иаков, работный человек Иаков (Пятницкий Иван Алексеевич; 1844–1922), митрополит Иван IV Грозный (1530–1584), русский царь Игнатий (Грицько), иеромонах Игнатий (Семенов Матфей Афанасьевич; 1791–1850), епископ (с 1835 – архиепископ) Олонецкий и Петрозаводский в 1828–1842 Иероним (Экземплярский Илья Тихонович; 1836–1906), архиепископ Иерофей (Померанцев Иван Юрьевич; 1880 – не ранее 1938), епископ; уклонился в обновленчество Иларион Гдовский († 1476), преподобный Иларион (Вельский Иван Иванович; 1893 – расстрелян 1937), епископ Иловайский М. С. Ильинский Александр Матвеевич – см.: Артемий (Ильинский) Иннокентий ( Беляев Иван Васильевич; 1862–1913), архиепископ Иннокентий (Борисов Иван Алексеевич; 1800–1857), архиепископ Иннокентий, св. (Вениаминов Иван Евсеевич ; 1797–1879), митрополит Московский Иннокентий (Тихонов Борис Дмитриевич; 1889 – расстрелян 1937), архиепископ Иоаким (Левицкий Иван Иоакимович (1853 – убит 1921), архиепископ Иоаким (Савелов Иван Петрович; 1620–1690), Патриарх Московский и всея Руси в 1673–1690 Иоанн Константинович (1886 – расстрелян 1918), князь императорской крови, правнук императора Николая I Иоанн (Булин Николай Александрович; 1893 – расстрелян 1941), епископ Иоанн (Кратиров Иван Александрович; 1839–1909), епископ Иоанн Кронштадтский , св. – см. Сергиев Иоанн Ильич. Иоанн, св. (Максимович; митрополит Тобольский и Сибирский Иоанн, св. (Поммер Иван Андреевич ; 1876 – убит 1934), архиепископ-священномученик Иоанн (Смирнов Иван Ксенофонтович; 1844–1919), архиепископ Иоанникий (Дьячков Иван Иванович; 1857-?), епископ; уклонился в обновленчество

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Серафим (Аретинский) епископ, рукоположен с 10.01.1860 по 4.01.1865 еп. Воронежский и Задонский Порфирий (Успенский) епископ, рукоположен с 14.02.1865 по 1878 (31.12.1877) член Московской синодальной конторы; уволен на покой; †19.04.1885 Иоанн (Жданов) епископ, бывший еп. Чебоксарский, викарий Казанской епархии с 4.02.1878 †14.01.1883 Виталий (Иосифов) епископ, рукоположен с 20.02.1883 по 11.05.1885 еп. Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский) епископ, рукоположен с 3.11.1885 по 3.06.1890 еп. Тамбовский и Шацкий †2.11.1905 Ириней (Орда) епископ, бывший еп. Уманский, викарий Киевской епархии с 12.07.1890 по 19.12.1892 еп. Могилевский и Мстиславский †10.04.1904 Уманские епископы Викариатство учреждено 25 марта 1874 года Филарет (Филаретов) епископ, рукоположен с 28.07.1874 по 31.12.1877 еп. Рижский и Митавский Михаил (Лузин) епископ, рукоположен с 22.01.1878 по 19.03.1883 еп. Курский и Белгородский Поликарп (Розанов) епископ, рукоположен с 9.09.1884 по 2.04.1888 еп. Екатеринбургский и Ирбитский, в 1887 временно управлял Курской епархией Ириней (Орда) епископ, рукоположен с 9.05.1888 по 12.07.1890 еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии †10.04.1904 Анатолий (Станкевич) епископ, бывший еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии с 12.07.1890 по 29.09.1892 еп. Калужский и Боровский; †23.01.1903 Иаков (Пятницкий) епископ, бывший еп. Балахнинский, викарий Киевской епархии с 29.09.1892 по 16.01.1893 еп. Чигиринский, викарий Нижегородской епархии †1922 Каневские епископы, см. также Юрьевские епископы Викариатство учреждено 22 декабря1884 года Сильвестр (Малеванский) епископ, рукоположен с 20.01.1885 по 14.04.1906 на покое; †12.11.1908 61 Учреждена до 997 года как митрополия Константинопольского патриархата (в 1299/1300 резиденция фактически переносится во Владимир-на-Клязьме, с 1325 года – резиденция в Москве). Перенос кафедры в Москву официально утвержден Константинопольским патриархом в 1354 году с сохранением титула «митрополит Киевский и всея Руси». В 1458 году произошло отделение Киевской митрополии от Московской. В состав Киевской митрополии в период с 1458 до 1596 годов входило до девяти епархий. Владыки имели титул «митрополит Киевский и всея Руси», а в период 1596–1686 годов «митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси». В 1686 году Киевская митрополия была присоединена к Московскому патриархату.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010