48:1–47 Эта Глава посвящена пророчествам о моавитянах (ср. Ис. 15,16 ; Иез. 25,8–11 ; Ам. 2,1–3 ). О вражде Моава и Израиля см. Суд. 3,12–14 ; 4Цар. 3,4–27 . Моавитяне захватили часть территории, первоначально предназначенной Израилю (см. ком. к ст. 1). Будучи союзниками Иудеи в ее противостоянии Вавилону (27,3), моавитяне, тем не менее, сражались на стороне Навуходоносора против царя Иоакима (4 Цар., гл. 2). Завоевание моавитян Навуходоносором и происходившие вслед за этим восстания, возможно, относятся к 582 г. до Р.Х. 48 Нево... Кариафаим. Эти города первоначально принадлежали колену Рувимову ( Чис. 32,3.37.38 ; Нав. 13,15.19 ). 48 в Есевоне. Этот город также принадлежал потомкам Рувима ( Чис. 32,37 ; Нав. 13,17 ). 48 от Оронаима. Возможно, это место находилось на южном побережье Мертвого моря. 48 Лухит. Местоположение неизвестно (см. Ис. 5,15 ). 48 Хамос. Божество моавитян, которому поклонялся Соломон (см. 3Цар. 11,7.33 ; 4Цар. 23,13 ). Изображения богов часто становились военными трофеями. 48 опустошитель. Возможно, Навуходоносор. 48:11–12 Образное сравнение с вином, которое со временем, оставаясь нетронутым, становится еще лучше, говорит о спокойной, уравновешенной жизни Моав до тех пор, пока ей не надлежит стать тем «сосудом с вином», который быстро опорожняют. 48 Вефиля. Отступник Иеровоам поставил в Вефиле одного из своих идолов ( 3Цар. 12,28–30 ). Однако это не спасло страну от нашествия ассирийцев в 722 г. до Р.Х. ( 4Цар. 18,9–12 ). 48 Ароера. Ароер располагался к северо-востоку от Дивона и представлял собой один из укрепленных пунктов на реке Арнон. 48 в Арноне. Т.е. в окрестностях самой крупной на территории моавитян реки. 48 живите на скалах. См. Ис. 2,10 . 48 Севамский... Иазера... за море. См. Ис. 16,8 . 48 На всех кровлях Моава. Моавитяне строили жертвенники на крышах домов (см. 4Цар. 23,12 ). 48 как орел. Речь идет о Навуходоносоре (см. 17,3). 48 Ужас и яма и петля. См. Ис. 24,17 . 48:45–46 Из данных стихов, в основе которых лежат Чис. 21,28,29 , следует, что древнее предсказание Валаама начало исполняться. Глава 49

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В самом доме Божием воздвигались языческие алтари, приносились идольские жертвы. Так Ахаз, царь иудейский, повелевает первосвященнику Урии заменить медный жертвенник храма новым, по образцу жертвенника языческого, который он видел в Дамаске, – и приказание царя исполняется беспрекословно ( 4Цар. 16, 10–16 ). Во времена иудейского царя Манассии в храме Божием сооружен был не один жертвенник языческий и даже был поставлен истукан Астарты, позволялись гадания, ворожба, вызывание мертвых и прорицателей, а сын царский был проведен через огонь ( 4Цар. 21, 4–7; 23, 4–6; 7, 11 ; Иерем. 7, 31). При иных царях «заперли двери притвора и погасили светильники, и не сожигали курения, и не возносили всесожжения во святилище Бога Израилева» ( 2Пар. 29, 7 ). Многие места Библии говорят нам и о том, что ветхозаветные пастыри совершенно не радели о своих обязанностях. В те дни Израиль оставался «без Бога Истинного, и без священника учащаго, и без закона» ( 2Пар. 15, 3 ). Сама книга закона была утеряна. Священники и левиты, как свидетельствует Сам Господь через пророков, «творят ложь и неправду» (Иерем. 5, 31; 6, 13; 23, 11; Соф. 3, 4 ; Мал. 2, 8 ); «спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикера» ( Ис. 28, 7 ); «нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них» ( Иез. 22, 26 ); «не говорили: где Господь?» (Иерем. 2, 8); покланялись солнцу и луне и всему воинству небесному (Иерем. 8, 1–2); учили за плату ( Мих. 3, 11 ) и даже, как разбойники, убивали на пути в Сихем, и совершали мерзости ( Ос. 6, 9 ) 28 . Все внимание пастырей сосредоточивалось на видимом, на показном благочестии. В результате этого в среде левитского священства наблюдалось отсутствие одухотворенности, что лишало их благодатных даров, способствовавших достойному прохождению вверенного им служения, и лишало общения с Богом. В силу такого разобщения ветхозаветного священства с Иеговой, оно не могло оказать влияния на народ, а если и оказывало, то только своей недостойной жизнью, которая действовала на еврейский народ развращающим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

Несомненно. что скрытие ковчега произошло после этого события. Но, с другой стороны, скрытие ковчега Иеремиею произошло и не позже, как до третьего разграбления храма халдеями, так как в списке храмовых принадлежностей, ограбленных или уничтоженных вавилонянами (Иерем. LII, 17–23), не значится ковчега завета, не смотря на его высокую ценность и по драгоценным материалам; между тем, запись эта так подробна, что даже мелкие сосуды пе пропущены. Следовательно, пророк мог скрыть священный ковчег незадолго до третьего ограбления храма вавилонянами. Вернсдорф и другие богословы, упомянутые нами уже выше, возражают, что Иеремия находился в это время в тюрьме. Но здесь следуст вспомнить, чго между третьим взятием Иерусалима при Навуходоносоре и ограблением храма его полководцем Навузарданом прошел целый месяц времени (сравн. Иерем. XXXIX, 2 и LII, 6 с Иерем. LII, 12–13). В это время пророк легко мог скрыть святыни предков, так как тотчас, после третьего завоевания Иерусалима, Навуходоносор освободил его и обращался с ним с большим уважением (Иерем. XXXIX, 11). Это почтение царя вавилонского могло быть настолько велико, что Иеремия, быть может, выпросил у него позволение без помехи унести ковчег с помощью даже халдеев; тогда, понятно, не нужно было Иеремии пробираться сквозь полчища враждебных вавилонян, стоявших под городом или в самом городе, чтобы уйти с ковчегом, как думает Вернсдорф. Кроме того, выражение 2-ой Макк. кн. II-oй гл. 4 ст. „χρημστισμου γεηθεντος“ заключает косвенное предположение, что пророку было дано от Бога откровение унести ковчег в то время, когда этой святыне не грозила еще открытая опасность со стороны вавилонян, т. е., конечно, не тогда, когда неприятельскиτ войска уже осаждали город. а гораздо раньше. Весьма возможно, поэтому, предположить и то, что Иеремия препроводил ковчег в безопасное место еще до первого ограбления храма халдеями, пожалуй даже в царствование Иоакима, особенно если пребывание ковчега в Иерусалиме не было постоянным со времени царя Иосии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Еще в писаниях Ветхого Завета чистота или правота сердца изображалась как такая добродетель, которая привлекает к человеку особенную милость Божию и удостаивает его особенной близости к Богу. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен руками и чист сердцем ( καθαρς τ καρδα) . . . Сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля ( Nc. XXIII. 4 – 6 ). Но только воздействием благодати Божественной в человеке созидается «сердце чисто» ( καρδαν καθαρν κτσον) и обновляется дух прав ( πνεμα εθς γκανισον ). Nc. L, 12 . Полное осуществление такого внутреннего обновления человека – в его «духе», в его «сердце», было обетовано чрез пророков – в Новом Завете (Иерем. XXXI, 31). Господь обещал людям дать «сердце ино» и «дух нов», – вместо сердца грубого, «каменного», дать сердце «плотяное» – отзывчивое и восприимчивое к божественным внушениям и воздействиям (Иерем. XXIV, 7; Иезек. XI, 19), вложить «законы» Свои «в мысли их» и на сердцах их «написать» их, причем и люди, со своей стороны, подвигом напряженной самодеятельности должны способствовать достижению такого коренного переворота (ср. Иезек. XVIII, 30 – 32) Следствием такого обновления «сердца» людей, должно было явиться – по изображению пророков – «ведение» Бога ( το εδναι μ Иерем. XXIV:7, XXXI:34), особенная духовная взаимная близость людей с Богом (Иерем. XXIV, 7; Иезек. XI, 20). В царстве Мессии – по силе мессианского искупления – действительно достигается возможная для человека высшая степень приближения к Богу, общения с Ним, познания Его. Эта мысль и выражается образно в обетовании шестого ублажения. Указанием на сердце, как на специальный орган Богообщения, ясно характеризуется богопознание, как явление не теоретического, а нравственно-практического порядка, ибо его основою и необходимым условием является нравственная чистота и всецелая религиозная самопреданность человека. Разумеется, очищение «сердца» от «лукавой совести» ( π συνειδσεως πονηρ ς) Евр. Х, 22 , когда оно становится ληθιν καρδα (ibid), – очищение, совершаемое «послушанием истине» ( ν τ πακο τς ληθεας) в совершенстве нравственной жизни, вдохновляемой «нелицемерным братолюбием». 1Nemp. I, 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Быт. 36, 10. 11 .). По нем стала называться страна, которою владели идумеи (см. Иерем. 49, 7. 10; Иезек. 25. 13); имя ее Феман сохранилось еще во времена Евсевии и Иеронима в одном месте, которое находились в пяти римских милях от Петры или Селы и имело римский гарнизон (vid. curs. compl. t. 20, p.808). Феманитяне, как уже и заметили мы, славились большим умом и мудростью, которая обнаруживалась в особенности в нравственных изречениях (см. Иерем. 49, 7; Варух. 3, 22. 25 ). 36 Ворота употреблены здесь, как и часто употребляются в свящ. писании, вместо города (см. Второз. 21, 19 и друг.). 39 «Пить» или «испить чашу» – часто ставятся образно вместо – испытывать несчастную участь, потому что чаша, наполненная опьяняющим напитком, у восточных писателей есть обыкновенный образ несчастной участи – (см. Иерем. 25, 27 – 29; 48, 26; 49, 12; 51, 7; Плач. 4, 21 ; Исал. 21, 5; 60, 5; 75, 9; Исаиа 29, 9; 51, 17; Иезек. 23, 31; Наум. 3, 11 ; Аввак. 2, 15. 16 ); также и у арабов, наприм. пить чашу погибели (см. Abulfed. Annal. 1. 352. Bar Hebaens chion. Syr. стр. 219). – Отсюда таким образом становятся ясными места – Мф. 20, 22; 26, 39. 42 и друг. Там же 13, 15. § 4. В дальнейшей судьбе своей Идумея еще более поразительно наглядно доказывает исполнение на ней Божественных предопределений. И замечательно, что первое новейшие свидетельство, которое показало, как исполнялся тягчайший и безвозвратный приговор суда Божия над землею Эдомскою, – было свидетельство рационалиста Вольнея. «Эта страна, говорит он, не была посвещаема никаким путешествинником, но она, без всякого сомнения, заслуживает такого внимания: ибо по рассказам арабов Бакира и жителей Гавы, которые часто отправляются в Моан и Карак, по дороге богомолицев, есть на юго-востоке от Асфальтового озера, в расстоянии трех – дневного путешествия, более тридцати разоренных и покинутых городов. Некоторые из них имеют большие здания, с колоннами, которые, может быть, принадлежали древним храмам, или, по крайней мере, греческим церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

поклонился. Иаков воздает благодарность Богу за то, что его последнее желание будет исполнено. Глава 48 48 И он взял... двух сынов своих. Чтобы Иаков мог благословить их и распространить на них обетования завета. 48 Бог Всемогущий. См. 17,1 и ком. в Лузе. См. 28,10–22 и ком. благословил. Божие благословение дало Иакову власть благословить двенадцать колен Израилевых (48,5 49,28). Через благословение патриархов осуществлялась связь между поколениями избранных, живших в разное время и в разных местах (см. ком. к ст. 1). 48 множество народов. См. 28,3 и ком. землю... потомству. См. 12,7 и ком. 48 Ефрем и Манассия. И вновь младшему сыну отдано предпочтение (ст. 20; 25,23 и ком.). Рувим и Симеон. Два старших сына Лии упоминаются в связи с тем, что им было отказано в первенстве ради того, чтобы дать двойной удел Иосифу, первенцу Рахили. Рувим лишился права первородства, поскольку осквернил постель своего отца (49,3.4). 48 будут твои. В отличие от Ефрема и Манассии, которые теперь считаются сыновьями Иакова. в их уделе. Иаков видел глазами веры двойной удел земли, который он даровал Иосифу, усыновив двух его сыновей. 48 из Месопотамии. См. 25,10 и ком. Рахиль. Лия была погребена в семейном захоронении, Рахиль же удостоена особой чести, а память о ней увековечена благодаря тому, что двойной удел земли принадлежит ее первенцу. 48 кто это? Такой вопрос, обращенный к лицам, получающим удел земли, являлся частью этого ритуала. 48 Бог дал. Иосиф ответил точно так же, как когда-то сам Иаков ответил Исаву на подобный вопрос; он разделял веру своего отца (33,5; 41,50–52). 48 поцеловал. Иаков, благословляя сыновей Иосифа, повторяет тот же обряд, который выполнил Исаак, благословляя Иакова (27,26). 48 от колен. Когда приемного ребенка объявляли своим, его сажали на колени. Поэтому Иаков поставил детей Иосифа между коленей, после чего Иосиф отвел их в сторону. поклонился ему... до земли. Равный фараону (44,18) склоняется до земли перед патриархом, передающим Божий обетования. 48 правую руку... положил на голову. Иаков против воли Иосифа наделяет младшего более сильным благословением. Это первое в Писании упоминание о том, что, произнося благословения, возлагают руки на голову благословляемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1 – 2 ст. Воцарением в Вавилоне Дария Мидянина, сына Ассуирова, положен был конец самостоятельному существованию Вавилонского царства. Сила могущественнейшего поработителя евреев была сокрушена. Это обстоятельство давало им основание предполагать, что скоро наступить освобождение от плена, так как падение Вавилона, по предсказанию пророков, было одним из признаков наступления этого радостного времени (Иерем. XXV, 11–13; XXIX, 10). Кроме того, Дарий Мидянин был уже в престарелом возрасте и все ожидали, что заместителем его скоро будет знаменитый союзник его царь персидский Кир, который и должен, по предсказанию пророка Исаии, даровать евреям свободу от плена ( Uc. XLIV, 28; XLV, 1 – 6 ). Все эти обстоятельства естественно возбуждали в сердцах пленников радостные ожидания скорого возвращения из плена. Но никто из пленников так чутко не следил за текущим временем, никто так близко не принимал к сердцу наступавших обстоятельств, как св. пророк Божий Даниил. Ревнуя о благе своего народа и стоя на страже религиозных и национальных его интересов, он более чем кто-либо другой из соотечественников, ясно чувствовал, что в жизни их готовится произойти великая перемена. В виду сего он обратил внимание на пророчества Иеремии, в которых с наибольшею ясностью указаны признаки окончания плена. Так, в одном из пророчеств Иеремии предсказано, что плен продолжится семьдесят лет (Иерем. XXIX, 11 –12). В другом пророчестве Иеремии говорится, что по истечении семидесяти годов, Господь произведет над вавилонянами Свой грозный суд, который будет состоять в опустошении их страны (Иерем. XXV, 11–14). Из этих пророчеств было видно, что время для избавления евреев уже приблизилось; пророчество о разрушении Вавилона исполнилось, после этого незамедлительно должно последовать исполнение пророчества и о прекращении плена. Но пр. Даниил не мог успокоиться на этом, он встревожен был тем, что народ в плену не исправился и не подготовил себя для получения от Бога тех милостей, которые в пророчествах соединялись с окончанием плена и имели осуществиться с пришествием Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса об отмене субботнего дня в Новом Завете. Христос, правда, ходил в субботние дни в синагогу, там читал Св. Писание и поучал народ. Но из этого нельзя делать вывода, что христиане должны праздновать субботу, как нельзя делать и того вывода, что они должны ходить в синагогу. Христос соблюдал не только субботу, но и весь ветхозаветный закон, которому положил конец Своей смертью ( Гал. 3:10, 13, 22 ; Рим. 2:7–6 ). Но Христос, соблюдая субботу, показал, что наступает уже конец субботы. Заявил, что «суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын человеческий есть Господином субботы» ( Мк. 2:37, 28 ). Между тем, с точки зрения ветхозаветного закона именно человек был для субботы, а не суббота для человека. Так, по закону ветхозаветному всякий, кто стал бы делать в субботу какое ни будь дело, подлежал смерти ( Исх. 20:10; 31, 14, 15 ; Иерем. 17:27). В субботу нельзя было делать даже доброго дела, между тем в нарушение субботы Христос исцелил сухорукого и этим показал, что Сын человеческий есть господином и субботы ( Исх. 20:10, 31:14, 15 ; Иерем. 17:21, 27; Числ. 15:32, 33 ; Неем. 10:31, 13:15, 22 ). Сектанты говорят, что Христос не мог нарушить субботы уже потому, что пророк Исаия предсказал о праздновании субботы и в Новозаветной церкви (Исаия 66, 22 – 23). Неверно. Пророк Исаия в этом месте говорит только о счете времени, в которое будут прославлять Бога. «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонениеговорит Господь» (Исаия 66:23). Вместо того, чтобы сказать: из месяца в месяц и из недели в неделю, пр. Исаия употребил ходячее в то время выражение: из субботы в субботу, но здесь и намека нет на то, что в Новозаветной Церкви будут праздновать субботу. Наоборот, в Св. Писании Ветхого Завета мы знаем тексты, говорящие о том, что в Новозав. Церкви будут праздновать новый день (Иеремия 31:31–32; Захар. 3:8–10, 9:16, 13:1 ; 1Петр. 3:21 ). Как мы уже видели, субботники-адвентисты придают чрезвычайно важное значение словам Спасителя: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» ( Мф. 24:20 ). В них видят крайнее доказательство святости субботнего дня. Но так ли это? Если Христос имел в виду святость субботы, то Он, следовательно, имел в виду, и святость зимы? Если для учеников было грехом бежать в субботу, то для них должно было быть грехом бежать и зимою. Что Христос имел в виду, говоря эти слова? Очевидно не святость субботы, ибо Он не осудил своих учеников, обвиняемых фарисеями в нарушении субботы, не только исцелил расслабленного, но и, вопреки ясному запрещению носить ноши в день субботний» (Иерем. 17:21), говорит: «возьми постель твою и ходи» ( Иоан. 5:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Оба были ревностные распространители идолослужения и любители языческих суеверий, особенно первый. Манассия, взятый в плен Ассирийским царем Асаргаддоном, сыном Сеннахирима. хотя смирился и покаялся в заточении, а по возвращении в отечество, очистил храм и Иерусалим от язычества и восстановил служение истинному Богу ( 4Цар. 21:1–18 ; 2Пар. 33:1–16 ), но было уже поздно, язычество и пороки глубоко пустили свои корни в умах и сердцах народа, потому Аммон, сын Манассии и отец Иосии, легко восстановил идолослужение во всех его видах, и чего тогда не было в Иудеи, в самом Иерусалиме? По всем городам были языческие капища и идольские жертвенники Ваала, мерзкое служение Астарты, поклонение светилам на высотах, на плоских кровлях домов, служение в дубравах, отвратительное и ужасное приношение человеческих жертв Молоху на долине сынов Еннома (Иерем. 19:5–6; Иерем.7:32); чтили всех языческих богов, каких знали, кроме истинного Бога. «По числу городов твоих, говор. Св. прор. Иеремия, набралось богов у тебя, Иуда, и по числу улиц Иерусалимских вы поставили алтарей постыдному культу, алтарей для курения Ваалу (Иерем. 11:13). Св. храм Иерусалимский представлял жалкое зрелище. Главнейшая святыня храма – кивот завета – была вынесена и спрятана, на месте кивота поставлен идол дубравы ( 4Цар. 21:7 ), т. е. истукан Астарты-Венеры, в честь которой предавались распутству в рощах, под тенистыми деревьями; в храме стояли языческие жертвенники ( 4Цар. 21:4 ), находились «все вещи, сделанные для Ваала и Астарты, и для всего воинства небесного» (т. е. для почитания светил небесных- 4Цар. 23:4 ), при самом храме построены были дома блудниц, которые ткали одежды для Астарты ( 4Цар. 23:7 ), пред храмом стояли кони и колесницы солнца, т. е. посвященные солнцу-Ваалу ( 4Цар. 23:11 ); языческие жертвенники находились и на обоих дворах храма Божия ( 4Цар. 23:12 ). Среди этой языческой тьмы благочестивый царь Иосия сиял как светлая, отрадная звезда во мраке ночи. Возлюбив благочестие и воспламенившись ревностно к нему особенно после прочтения только что найденной книги закона Божия и после ответа пророчицы Олдамы ( 4Цар. 23:11–14 ), Иосия объявил решительную войну идолопоклонству и всем языческим мерзостям.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

6 Правда то, что ты стала гораздо слабее для борьбы с лукавым врагом, и сила мужества твоего иссякла, и благое произволение твое поколебалось, а положение твое усугубилось еще тем, что диавол ввергнул тебя в огненную печь плотских удовольствий, повелев при помощи современных технических достижений разжечь ее в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее ( Дан. 3:19 ). Но если ты найдешь в себе мужество покаяться и среди жара похотного вознесешь молитву к Богу, прося у Него помощи и заступления, то милосердный Господь не замедлит послать тебе шумящий влажный ветер благодати Своей ( Дан. 3:50 ), чтобы угасить огонь помыслов твоих и жжение совести твоей. Пусть сердце твое возопиет ко Господу: «Стена дщери Сиона! лей ручьем слезы день и ночь» (Плач Иерем. 2:18). Твои стены – сердечные чувства, которые действием греха и самоволия окаменели так, что не дают Слову Божию действовать на сердце твое, 7 должно смягчить умилением. Не давай себе покоя в плаче своем, жалуясь на врага посредством зениц очей твоих (Плач Иерем. 2:18). Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа (Плач Иерем. 2:19). Плач, смешиваясь с раскаянием, образует скрепляющую смесь, способную соединять и связывать между собой разрушенное. Собери бездумно разбросанные тобою нищету духа, отсечение воли, смиренные коленопреклонения, строгое воздержание, продолжительные молитвословия, неусыпные ночные бдения, частое исповедание грехов, молчание уст, телесный труд, злострадание, нелюбопытную веру, беспопечение о мире, беспристрастие к суетному, произвольную худость в вещах, самоуничижение, непамятозлобие, кротость, чистоту сердца и прочие камения честныя ( 1Кор. 3:12 ) и воздвигни из них на месте разрушенного первого храма второй храм Божий, используя в качестве связки для камней чувство плача о грехах. Было у тебя время разрушать, теперь пусть наступит время строить ( Еккл. 3:3 ). И хотя тебе будет препятствовать в этом князь мира сего, предвидя, что построив храм Божий и воздвигнув вокруг него ограждение, ты перестанешь платить ему пошлины и налоги ( 1Ездр. 4:13 ), ты не смутись этим обстоятельством, а, обратившись с молитвой к Богу, начни смело строительство свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010