м. Эмильчин, иначе Межирички, при р. Уборти, волости Эмильчинской, от Житомира 120 в., от Новоград-Волынска и ближ. поч. ст. 40 в., от ближ. жел.-дор. ст. Полонное 100 вер., от ближ. прих. с. Кулешов 6 в. и с. Подлуб 8 в. Приход 4 кл. Церковь во имя Рождества Пр. Богородицы. Построена в 1737 году, но кем неизвестно. Сгорела в 1830 г. 15 августа вместе с колокольнею. Была деревянная. В наличности имеется только на местном кладбище церковь во имя Святит. Николая. Построена в 1839 году на средства местного помещика Аполлона Уварова. Деревянная, на кам. фунд., с дер. колокольней. Крыта жестью. В 1872 г. устроен новый иконостас на средства частью церкви, частью прихожан и местной помещицы Анны Сергеевны Уваровой. Земли усад. 6 д. 270 с., пах. 30 дес., сенок. 10 дес., под лесом 1,188 саж. и неудоб. 1 дес. 1,211 с.; всего 48 дес. 269 саж. На эту землю имеется проект от 15 августа 1857 г., но плана нет. Земля вблизи церкви и малоурожайна. Причт: 1 свящ. с жал. 300 р., диакон 100 р., псалом. 50 р. и просф. 16 руб. Причтов. дома и хоз. постройки, кроме нового дома для диакона, требуют исправления. Однокл. народ. училище Мин. нар. Пр. сущ. с 1873 г., с жал. учителю 150 р. от казны и 200 от общества, а законоуч. 50 р. от казны в год; учен. 80 д. об. п. Цер.-прих. школа сущ. в д. Середах с 1880 г., с жал. учителю 40 р. в год; учен. 20 ч. м. п. Деревни прих. Середы 4 в. (есть школа грамотности), Мокляки 6 вер. (есть сельская школа), Хутор 5 в. (есть сельская школа), Нараевка 8 вер. и Горбов 7 вер. Дворов 471, прихож. 3,830 д. об. п.; р.-кат. 50 д. об. п., евр. 800 д. об. п. Копии метрич. книг хранятся с 1791 г. Опись церк. имущества составлена в 1806 г. Ярмарки бывают 2 февр., 23 апреля, 20 июня, 8 сентября, 18 октября, 21 ноября и в крестопокл. среду. В приходе имеются становая квартира (2 ст.), волостное правление, суконная фабрика и смоляной завод. Круп. землевлад. Анна Уварова. Священ. Григорий Яковл. Тиховский (с 1869 г.), диакон Никанор Иерем. Оставовский (с 1874 г.) и псалом. Иван Александр. Зилитинкевич (с 1885 года).

http://sobory.ru/article/?object=58923

(1) Слова Евсевия: Начинает путем и в порядке. Во-первых должно испытать свидетельства Божии, потом всем сердцем искать Его. Итак, первые из блаженных суть те, которые непорочны в пути, которые никоим образом и нигде не выступают из границ закона; вторые же иначе делаются блаженными, как бы восходя к лучшему и на высшую степень не только чрез исполнение нравственного закона, но и чрез испытание глубин свидетельств Божиих. Божественного Василия: Прекрасно сказано: всем сердцем взыщут Его. Ибо, как не возможно делать что-либо доброе случайно, то посему называет счастливыми тех, которые делают сие от всего сердца, которые ревностно подвизаются в добродетели и которые умным рассуждением и исследованием проходят свидетельства Его. Впрочем это, по словам Златоуста и Феодорита, не каждому свойственно, но только тому, кто взошел на самый верх добродетели. Ибо таковой не разделяет сердца своего между Богом и заботами житейскими; но оставляя последние, всего себя посвящает Богу. Пс.118:3 .  Не делающии бо беззакония в путех Его ходиша Когда Давид говорит безусловно и неопределенно о путях, то сим большею частью выражает настоящую жизнь; а когда именует пути определенно, или называет их путями Божиими; тогда сим выражает закон и заповеди Божии; так что преступающие закон Божий в самом малом не ходят и не живут по путям Божиим, потому что и малою этою погрешностью своею уклоняются от путей Божиих. (1) (1) Оригена : Кто делает беззаконие, тот не ходит по пути Господню; почему он и не беспорочен в пути. Безименного: Так называемые пути во множественном числе означают древний закон и пророков; а путем называется путь Нового Завета, т. е. Иисус Христос, который сказал: Я есмь путь; почему и Иеремия говорит: станьте на путях и спросите о вечных стезях Господних, и посмотрите, какой путь благий, и идите по нему (Иерем.6:16). Пс.118:4 .  Ты заповедал еси заповеди Твоя хранити я зело Ты, говорит, Господи, повелел в законе Твоем хранить его и проклинаешь нерадящих о нем: проклят, грозит Иеремия, кто творит дело Господне небрежно ( Иер.48:10 ). Посему все христиане должны бояться дающего заповеди Бога и хранить их, по словам Феодорита, с великою осторожностью и со всею точностью, не преступая их совершенно ни в чем. (1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Самые древние части названной системы это – паримии страстной седмицы и в частности – великих субботы и пятка. Литургийные паримии в. субботы собственно уже относятся к пасхальной службе, или – точнее – являются переходом между пасхами крестной и воскресной. Он принадлежат древнему христианскому бдению, совершавшемуся в ночь с субботы на воскресение в воспоминание воскресения Христа. Еще в упоминавшейся выше Дидаскалии» читаем: «в субботу собирайтесь все вместе, бодрствуйте всю ночь в молитве, в чтений пророков, Евангелия и псалмов со страхом и трепетом до третьего часа субботней ночи и тогда разрешайте свой пост”. 128 В некоторых даже и позднейших греческих уставах, например, в студийском уставе патриарха Алексия (1025–1043), предписывается начинать великосубботную литургию в 11 ч. (т.е. в 5 ч.) вечера. Продолжительностью названного бдения объясняется большое (15) количество паримии в великую субботу. Их подбор очень сходен с подбором великосубботных чтений некоторых других церквей. Объясняется это, вероятно, тем, что последние некогда находились в близких отношениях с греческою церковью. С другой стороны, указанное сходство свидетельствует, что основа системы великосубботных чтений восходить к глубокой древности. Вот, например, подбор чтений армянской церкви: 1. Быт. 1,1–3,24 (ср. нашу первую паримии). 2. Быт. 22,1–18 . 3. Исх. 12,1–24 (ср. 3-ю). 4. Ион. 1,2–4,11 (ср. 4-ю). 5. Исх. 14,24–15,21 (ср. 6-ю). 6. Иса. 60,1–13 (ср. 2-ю). 7. Иов. 38,1–41 . 8. Нав. 1,1–9 . 9. Иерем. 38,31–34 (ср. 14-ю). 10. Иез. 37,1–14 . 11. Дан. 3 (лишь песнь трех отроков 129 ). Интересна также система паримии церкви древнеиспанской (мозарабской): 1. Быт. 1:1–2 (ср. первую). 2. Быт. 2, 7–3 . 3. Иса. 55. 4. Быт. 5, 31–8,21 . 5. Исх. 13,18–15,21 (ср. 6-ю). 6. Быт. 22,1–18 (ср. 10-ю). 7. Втор. 31, 28–32, 3, 44–5 . 8. Быт. 27,1–29 . 9. Исх. 12,1–42 (ср. 3-ю). 10. 2Пар. 34:1–4, 30–33, 35:1–19 . 11. Иез. 37:1–14 . 12. Дан. 3:1–24, 46–48, 49–51 (ср. 15-ю). Приведенный порядок содержится в одном испанском лекционарии XI в. парижской Национальной библиотеки 2171): издатель его G. Morin относит его по содержании к половине VII-ro века. 130 В других лекционариях мы находим подбор еще боле близкий к греческому и армянскому:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Фома, прекрасно знавший церковный устав, сразу же был назначен управлять клиросными. В этом же году он был пострижен в мантию с именем Филарет, что в переводе с греческого означает «любитель добродетели». Архимандрит Феодосий сам руководил духовной жизнью новопостриженного о. Филарета. В духовном общении о. Феодосий обучал инока борьбе с искушениями, худыми помыслами, учил Иисусовой молитве, раскрывал глубину святоотеческих писаний, а с целью более действенного назидания порой открывал ему свое душевное состояние 436 . Перед кончиной, последовавшей 9 декабря 1802 года, о. Феодосий представил любимого духовного сына к посвящению в иеродиакона и поручил его руководству одного строгого старца. 8 февраля 1803 года о. Филарет был рукоположен Высокопреосвященным Феоктистом (Мочульским), архиепископом Курским и Белоградским, в иеродиакона и назначен на должность уставщика Софрониевой пустыни 437 . Немало пришлось выдержать ему скорбей, отстаивая неприкосновенность устава, введенного покойным настоятелем, против тех, кто стремился заменить чин богослужения более легким. «Когда что коснется до правил Церкви, – говорил о. Филарет, – то должно всячески противустать, если нужда заставит, даже до пролития крови. Господь, видя нашу ревность, невидимо сотворит нас победителями неправды, а иначе за небрежение последует казнь Божия, по глаголу: «проклят всяк творяй дело Божие с небрежением» (Иерем. 48, 10)» 438 . За ревностное служение в должности уставщика и беспрекословное послушание новый строитель Софрониевой обители Исихий представил его в 1806 году к рукоположению в иеромонаха и дал ему новое, более сложное послушание – благочинного монастыря 439 . В этой должности, терпя скорби от братии, он учился познавать немощи человеческие, а вместе с тем и самого себя. Строгий, но всегда благоразумный иеромонах Филарет вскоре снискал любовь братии, но это его не обольщало. Он усугубил свои подвиги бдения, поста и молитвы, переселился в безмолвный уголок – уединенную келлию в саду, где диавол воздвиг на него сильные видимые брани: стрелы похотливых помыслов, уныние, различные страхования, а порой враг принимал на себя виды всевозможных гадов. Но с помощью благодати Божией о. Филарет-отшельник всегда выходил победителем из этой жестокой брани. Он говорил сам себе: «Убогий Филарет! Если приблизился ты к страданию, то будь готов и на крест» 440 . За безмерные страдания Господь увенчал Своего верного раба многими духовными дарованиями: через молитвенное богообещание он приобрел духовное рассуждение, великую опытность. И несмотря на свой сравнительно молодой возраст перед другими старцами (ему было в то время 35–40 лет), о. Филарет был уже вполне зрелым духовным старцем, ибо старость честна исчисляется не числом лет, а сединою мудрости и житием нескверным ( Прем. 4, 8 и 9) 441 . К нему обращались за советами и старшие по годам великие подвижники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

И так, к великой горести, и в нашем храме нередко бывают бесчинники, подобные бесчинникам Иерусалимским. Но тех бесчинников Господь выгнал из храма. А что сказать о наших бесчинниках, которые и Бога не боятся, и людей не стыдятся? Св. Димитрий Ростовский вот что говорит: «было то время, когда Господь наш сотворил бич от вервий, и изгна вся продающая и купующая в Церкви ( Иоан. 2:15 ). Но, о Господи, уже прошло то время Твое, когда Ты изгонял бесчинников от св. Твоего храма: ныне наше окаянное время настало; уже мы Тебя изгоняем, а храм Твой претворяем в вертеп разбойников» (Слов. в нед. Жен. Миронос.). И как больно, други мои, смотреть на тех христиан, которые пред лицем Самого Бога стоят с неблагоговением и небрежением! Какие они христиане, что и в этом св. месте не хотят стоять смиренно и благоговейно? Какая у них вера в Бога, когда не страшатся ни Божия престола, на котором присутствует Сам Господь во славе Своей, ни великого таинства, на которое и самые Ангелы не могут смотреть без страха и трепета! И с какою совестью приходят они в Божий храм? Ужели для того, чтобы показать пред Богом и людьми свою небрежность и неблагоговение, нарушить благочиние церковное? Но братие мои! Господь видит всякое наше бесчиние и до поры до времени терпит нам. Но Он чрез пророка Своего сказал: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иерем. 48:10). И если слово Божие поражает человека проклятием, то такой человек навсегда погибший. Таких бесчинников, если они не смирятся и не исправятся, Господь изгонит из Своего царства и отошлет на вечное изгнание в муку вечную. Братие мои возлюбленные! Будем стараться неленостно приходить в Божий храм и в этом святом доме стоять и молиться со страхом Божиим, с благочестивым вниманием и благоговением. Сама св. Церковь , при каждом богослужении, испрашивает милостей и благословения тем христианам, кои стоят и молятся в храме с верою, благоговением и страхом Божиим. Аминь. Читать далее Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи/[Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Теперь, други мои, послушайте о том, как учат о Кресте люди святые. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Крест великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов» (из простран. Катехиз. о крещен.). И точно, верные рабы Христовы силою Креста совершали великие чудеса. Крестом побеждали они силу диавольскую, укрощали бурю и волны морские, больных врачевали, мертвых воскрешали. Нужно ли доказать примерами, как велика сила Креста? Вот и примеры. Однажды к препод. Пахомию, в пустынную келью, пришел диавол. Приняв на себя светлый образ, он сказал Пахомию: «радуйся, старец, много мне угодивший! Я Христос, и пришел навестить тебя, как друга Моего.» Но Пахомий начал обдумывать, чем бы увериться, что это Христос. Если бы подлинно явился мне Христос, размышлял Пахомий, то сердце мое чувствовало бы радость, а я чувствую теперь ужас. Потом он перекрестился, и диавол вдруг исчез, оставив по себе смрадный запах. И Пахомий познал, что это диавол приходил искушать его (Чет.-Мин. 15 мая). В житии св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова говорится, что один христианин пришел в такую нищету, что не имел чем отдать долги своим заимодавцам. От горя он задумал умертвить себя ядом. И вот он нашел одного еврея, от которого два раза получал чашу смертельного яда. Но каждый раз, перекрестив чашу, выпивал из нее яд, и оставался здоров. Сила Креста подействовала и на самого еврея; узнав, что эта сила прогоняет смерть, он уверовал в Господа Иисуса Христа. Вместе с христианином пришел он к св. Апостолу Иоанну, который научил его веровать во Христа и крестил. И бедный христианин, обремененный долгами, нашел помощь у св. Иоанна Богослова (Чет.-Мин. 26 сентября). Такова сила Креста! Теперь обратимся к себе самим. Как пользуемся мы этим дорогим сокровищем – св. Крестом. Как изображаем на себе знамение св. Креста? К стыду нашему, нужно сказать, что некоторые из нас часто ленятся положить на себе крестное знамение и поклониться св. иконам. Таких христиан можно видеть иногда и в Божием храме. Тогда как другие крестятся и молятся с благоговением и верою, они стоят неподвижно, с одною холодностью в душе. Иные крестятся и молятся, но с небрежением и рассеянностью. А что это за молитва, какая там вера, когда человек не крестится, а так как-то махает только рукою, что и креста не выходит, а в душе его тем более никакого нет креста? Такие христиане не Богу истинному служат, не креста почитают, а только радуют злых демонов. Да и как им не радоваться, когда мы делаем на себе не крест, а какое-то непристойное махание рукою? Вот от чего, други мои, и враг-диавол не боится нашего креста – от нашего небрежения и неблагоговения. Но этого мало. За свое небрежение и неблагоговение мы навлекаем на себя проклятие и Божий гнев. Ибо написано в Божием слове: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иерем. 48:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Ибо земному царю предстоя кто, не мала приемлет осуждения, аще явится с небрежением творя предстояние; то кольми паче небесному страшному Царю предстояти с трепетом подобает. Темже убо с телесным благочинием и устроением, и о внутреннем попечемся делании. Аще убо и телом кто мнит, соблюдая свое благообразно устроение, но ничтоже от сего пользует уму его, скитающуюся в неподобных и в прелести сущу. Но понудим себе в дело Божие, вся земная от помысла изгнавше, ум весь к небеси преложим трезвящеюся мыслию и бодренною душею и сокрушенным сердцем и украшенным благочинием телесным, со страхом и со умилением стояще в церкви, Богу молимся и милости от Него просим и дело сие возлюбленно имамы, всех дел честнейше, еже к Божественному пению и славословию всегда притекати. От пения же до отпуста из Церкви не исходити никому, кроме немощи и нужды великия и нужнаго монастырскаго дела; и егда паки приидет в церковь, и да поклонится Игумену, или ко клиросом, прощения прося, и паки стояти со вниманием, яко же и прежде написахом. Ничтоже убо может тако Бога подвигнута во гнев на ны, якоже се, еже в Церкве безчиние и о молитве нерадение, и еже о тленных и суетных глаголати; лучше есть таковым паче не приходити, неже раздражати Господа. И инде глаголет Божественное Писание: «Не презри убо Божественныя службы; да не предан будеши в руце враг твоих». И Пророк рече: «Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением». (Иерем.48,10); и иже не почитает Божественная честне; и многа ина о сем рекоша страшнейша Святии Отцы. Сего ради, братие, стоим в церкви Божии на пении со страхом и благочинно и не мятежным умом. Аще ли кто молву или кое безчиние в церкви творити во время пения, таковому возбранити и запретити. Аще ли же не послушает, таковаго из церкви изженем. По отпусте же Божественнаго пения, пред церковию, или пред трапезою никомуждо не стояти, ни седети; но кийждо с молчанием в своя келлия отходит, претерпевающе в молитвах и в рукоделии, или в службах упражняющуся даже до Соборнаго клепания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

И ради телесных потребностей пусть услуживают другие, заслужившие одобрение, старшие и по возрасту, и по наружности, и по нравам, честные, чтобы чью либо совесть не уязвить худым подозрением. «ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?» (1 Кор. 10, 29). Вопрос 34. Каковы должны быть в братстве распоряжающиеся служащим на потребности? Ответ. И те, которые заведывают в каждом братстве внутренним распределением служащего на потребности, непременно должны быть люди способные подражать исполнявшим сказанное в Деяниях: «каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4, 35). Они обязаны много заботиться о милосердии и долготерпении ко всем, не подавать подозрения в пристрастии к кому–нибудь, или в особой наклонности к некоторым, по наставлению Апостола, сказавшего: «ничего не делая по пристрастию» (1 Тим. 5, 21), или опять в соперничестве, которое отвергает тот же Апостол, как вовсе неприличное христианам, сказав: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11, 16); потому что такие люди у некоторых отнимают потребное для них, а именно у тех, с которыми соперничают, и другим дают излишнее, а именно тем, к которым имеют наклонность; но первое показывает братоненавидение, второе же—пристрастие, всего более достойное порицания, и сим единодушие любви в братстве расторгается, поселяются же лукавые подозрения, зависть, ссоры, и неохота к делу. Итак, ради сказанных, а равно и многих других подобных последствий, распределяющим в братстве служащее на потребности необходимо до крайней степени очиститься от пристрастия и соперничества. Они должны сознать в себе подобное расположение; и как сами, так и те, на ком лежит другое дело, относящееся к служению братьям, обязаны оказывать все тщание, как служащие не человекам, но самому Господу, Который, по великой Своей благости, к Себе Самому относит честь и попечение, какие оказываем посвятившим себя Ему и обещает за сие наследие небесного царства, ибо говорит: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мате 25, 34. 40). И, напротив, должны знать опасность нерадения, памятуя сказавшего: « проклят всякий, кто дело Господне делает небрежно» (Иерем.48,10), потому что не только изринуты будут из царствия, но еще услышат оный грозный и страшный приговор Господень на таковых людей: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). Если же те, на кого возложена попечительность и обязанность прислуживать, в тщании своем находят столько выгод, а за нерадение подвергаются такому суду, то принявшим на себя сию обязанность какой потребен подвиг, чтобы показать себя достойными наименованиями братий Господних, по учению Господа, сказавшего: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12, 50)?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

1066.  После достойного совершения службы и таинства всегда от всей души благодари Господа краткою молитвою, что Он сподобил тебя от всего сердца с верою и любовью послужить Ему, Его человеколюбивейшим намерениям и делам, ибо служение наше Господу, Творцу и Искупителю нашему, есть величайшее дарование и благодеяние нам грешным, весьма благоплодное как для принимающих чрез нас освящение и спасение Божие, так и для нас самих, потому что умиротворяет, оживотворяет и радует. Всегда нужно благодарить Господа, что Он нас, грешных и недостойных рабов Своих, благоволил соделать Своими споспешниками, как говорит Апостол: Богу бо есмы споспешницы 3, 9], — слугами Своими и строителями Таин Своих: тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих 4, 1]. Между тем что же делают многие из нас? — Совершают службу и таинства, молитвословия неохотно, вяло, небрежно, торопливо, с пропусками, желая скорее кончить святое дело да поспешить на житейскую суету. Какое страшное обольщение и какой тяжкий грех! Невольно при этом вспоминаешь грозный глагол Господа нерадивым исполнителям Его дел: проклят всяк творяй дело Господне с небрежением [Иерем. 48, 10]! Я сказал: какое страшное обольщение! Да, страшное обольщение, потому что мы по слепоте своей пренебрегаем глаголами Святого Духа, дышащего в молитвословиях таинств и служб, — пренебрегаем тем самым, что для нас служило бы при настоящем тщании и радении источником пресладкого мира, радости в Духе Святом и даже источником здравия телесного, ибо слова молитв при службах и таинствах, читаемые с верою, благоговением, страхом Божиим, спокойно, горящим духом, имеют несомненное и чудное свойство вместе с душою оживотворять, укреплять и исцелять и самое тело наше. Это познано опытом. Тяжкий грех, говорю, потому что, совершая небрежно таинства, мы чрез то кощунствуем святынею Господнею. Что же нужно делать, чтобы совершать таинства и службы достойно, тщательно, горящим духом? Надо иметь всегда живую веру, что Бог наш, в Троице поклоняемый, Отец, Сын и Святый Дух, всегда с нами, взирает на нас и по первому слову нашей искренней молитвы о помощи готов помогать нам в святом деле, ибо молитва веры, как дыхание для тела нашего, совершенно необходима для нас, пока мы живем на земле; что дыхание для тела, то молитва веры для души. Памятуя, что Вседержитель всегда с нами, и имея Его самым делом в мыслях своих, отвергая от сердца своего всякие помыслы, сомнения житейские, попечения и пристрастия, мы всегда будем достойно совершать Божие дело.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

201–202]. Важно отметить, что архимандрит Макарий просил: «...в случае печатания ныне представляемых книг повелеть, чтобы не показывали моего имени и не означали Алтайской церковной миссии на заглавных листах: ибо хотя я за учителем моим по еврейской Библии следовал как ученик, а не как невольник, и не все мнения его принял за самые верные, но в некоторых местах удержался на других основаниях; и хотя при священном тексте сих книг находятся у меня прежние объяснительные примечания, которые также пересмотрены и исправлены, однако поправок в тексте было так много, что перевод, сделанный мною, стал уже не моим. Усердно желаю, чтобы он соделался нашим» С. 209–210]. Архимандрит Макарий ведет здесь речь о двух книгах – Иова и Исаии. Как считает И. А. Чистович , сличение прочих выполненных им переводов с переводом протоиерея Г. П. Павского показывает, что он только исправлял готовый перевод, ограничиваясь большей частью заменой одних слов другими. Например, Иер.35:3 у Павского: ...надзирателя храмовых комнат; у архимандрита Макария: ...стража прагов. Иер.35:14 у Павского: ...говорю с раннего утра; у архимандрита Макария: ...говорю непрестанно. Архимандрит Макарий предпочитал применять славянские слова и обороты вместо русских, которые употреблял Павский: вместо и вот над сводом он переводил и се над твердью; вместо и вот у него – и се; вместо баран везде овен (например, Дан.7:4 ) . Некоторые исправления архимандрита Макария следует признать неудачными как в отношении верности и точности перевода, так и в отношении языка. Например, Притч.19:6 : ...многие ласкают щедрого; у Павского: ...многие ищут благоволения знатных (Синодальный перевод: ...многие заискивают у знатных); Притч.20:10 : ...гиря да гиря, эфа да эфа; у Павского: ...двоякие гири, двоякая эфа (Синодальный перевод: ...не одинаковые весы, не одинаковая мера); Иерем.48:6: ...как обнаженные в пустыне; у Павского: ...как можжевельник в пустыне (Синодальный перевод: ...подобны обнаженному дереву в пустыне); Дан.7:19 : ...тогда я возжелал подлинности на четвертого оного зверя; у Павского: ...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010