Пророки часто указывают на это, когда говорят: «Господь возглагола», «рече Господь ко мне», «тако рече Господь» и т.п. Но между пророками при этом способе получения воли Божией было различие в самой степени отношения к ним Бога. Из слов Господа видно, что с Моисеем «Он беседовал усты ко устом, лицем к лицу, якоже аще бы кто возглаголал к своему другу» ( Чucл. XII, 6–8 ; Исх. ХХХШ, 11). Следовательно, Моисею, как величайшему из всех пророков, Господь являлся особенным образом и иначе, чем другим пророкам, сообщал ему Свои откровения ( Bmop. XXXIV, 10 ). Различие это состояло, как можно думать на основании указаний Св. Писания, главным образом в том, что Моисей, разговаривая с Богом, имел пред собою какой-нибудь видимый образ Божий, недоступный созерцанию других, между тем как другие пророки слышали голос Божий, не видя пред собою никакого образа Божия. Так, например, пророк Самуил слышал голос Божий, призывавший его, но Бога не видел (1 Царств. III, 3–10). Другие пророки слышали этот голос не извне, как звук, исходящий от кого-либо, а в самих себе (Иерем. XX, 20; Abb. II, 1 ), именно когда они испытывали непреодолимое сердечное желание или стремление, вызванное воздействием благодати Божией на душу пророка (Иерем. XX, 9). Что же касается состояния пророческого вдохновения, во время которого пророки получали откровение от Бога, то нужно заметить, что оно не было постоянным в пророке, как благодать священства в Церкви Христовой. Дар пророчества всецело зависел от воздействия Бога на пророка, поэтому всегда и везде пророческая благодать могла осенить его, если на то была воля Божия, пророк же не мог воспротивиться этому и задержать в себе проявления пророческого вдохновения. Примером того, что пророки не постоянно находились в состоянии осенения пророческой благодати могут служить пророки Исайя и Елисей. Пророк Исайя сначала советовал больному царю Езекии приготовиться к смерти, но потом, получив откровение от Бога, возвестил ему, что он еще будет жить (4 Царств. XX, 1–6). Пророк Елисей при виде плачущей саманитянки, только тогда узнал причину ее плача, когда получил об этом откровение от Бога (4 Царств. IV, 27 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Ucx. XXII, 11 ; Чucл. V, 21 и след, напр., по вопросу о не завладении чужой собственностью, о верности жены мужу и т.д., при чем предписывает клясться именем Божиим, а не чемлибо иным (Второз. VI, 13). Клянутся начальники Израильского общества в том, что сохранят жизнь гаваонитянам (I. Hab. IX, 15 ). Клянется Еффей пред Давидом в том, что не оставит последнего ( 2Цap. XV, 21 ). Клянется весь народ иудейский в том, что не изменит своему Богу (при Асе; 2 Парал. XV, 815). Первосвященник Иодай берет клятву в доме Господнем со стоначальников, что они не выдадут его планов Гофолии относительно Иоаса ( 4Цap. XI, 4 ). Клянутся пред Ездрою все израильтяне, что удалят от себя жен из рода иноплеменников ( 1Ездр. Х, 5 ) и т.д. Словом, как видно из этих и подобных им мест Ветхого Завета, обыкновенно цитируемых в данном случае моралистами, клятва в ветхозаветные времена и разрешалась Богом, и действительно практиковалась, как нечто необходимое и полезное для человеческой жизни, поскольку, разумеется, она имела место при нормальных условиях. Иначе же она воспрещалась. Воспрещалось клясться именем Божиим во лжи, потому что иначе имени Божию наносилось бесчестие ( Лeb. XIX, 12 ); не следовало клясться не Божиим именем, а именем тех, кто не боги (Иерем. V, 7); не следовало, наконец, пользоваться клятвою без особой к тому нужды (ср. Иис. Cup. XIII, 9 ; Исх. ХХ, 7 ), что, мимоходом сказать, в наше время замечается постоянно и всюду... Исследователи обращают внимание даже на то обстоятельство, что ветхозаветные пророки, говоря о будущих временах, временах Христова царства, между прочим, отмечают, что тогда будут клясться Богом истины ( Uc. LXV, 16 ), Божиим именем (Иерем. XII, 16). Короче: ветхозаветные данные благоприятствуют положительному решению нашего, вопроса. Таковы же, по видимому, да и в действительности, и данные новозаветные. В частности, моралистами обыкновенно отмечаются следующие. Ссылаются на Иоанн. V, 32 и 43, где говорится, что Иисус Христос указывал на Бога Отца, как на свидетельствовавшего о Нем, и на то, что Он пришел и проповедовал во имя Своего Отца, так что, следовательно Ему должно верить.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Сделал же Он это не потому, будто бы Сам имел нужду в ходатайстве, но, чтобы мы, когда бы могли спасаться просто, не делались через это худшими. Поэтому-то Он дал и дар молитвы, как говорит Павел: «Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными» ( Рим. 8:26 ). Поэтому и Сам Он часто говорил, что примирялся с народом Своим ради Давида, или кого-либо другого, основывая на сем Свое примирение. Поэтому же Он и Иеремии говорил: «не молися о людях сих, яко не услышу тя» (Иерем.7:16), желая сим не самого ходатая отвлечь от ходатайства, ибо Он весьма желал нашего спасения, но их устрашить. Зная это, и Пророк не переставал ходатайствовать (Иерем.11:14; 14:11). И многомудрый Кирилл, изъясняя Пророка Даниила, говорит, что «ходатайство будет и во время пришествия Господня. О некоторых будут молить и Ангелы, и Святые, и не менее Владычица мира, впрочем не о всех вообще, и ни о ком, умершем во грехах, – нет, ибо Бог однажды навсегда затворил для таковых Свое милосердие, почему и произнес против них следующий приговор: »аще будут Ное, и Даниил, и Иов среди их, не избавят ни сынов, ни дщерей своих» (Иезек.14:14–18). Но все будут ходатайствовать только о тех, о которых моления могут быть приняты, т. е. о тех, которые, во время покаяния будучи преждевременно принуждены оставить жизнь, не могли еще совершенно очистить греховных скверн, притом будут ходатайствовать только в продолжения суда. По окончании же сего зрелища, когда каждый будет отведен в свое место, ходатайства не будет. Оно бывает и ныне, через посредство священников и праведных рабов Божиих, которые имеют великую силу». И божественный Иоанн Дамаскин в третьем своем слове об иконах, говорит: «кто первый сотворил икону? Сам Бог первый родил Единородного Сына и Слово Свое, живой Свой Образ, естественное, нимало не различное выражение Своей вечности. Он же сотворил человека по образу Своему и по подобию ( Быт.1:26 ). И Адам видел Бога, и слышал шелест ног Его, ходящего по полудни, и скрылся посреди рая ( Быт.3:8 ). И Иаков видел и боролся с Богом ( Быт.32:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

Ибо «всяк, иже призовет имя Господне, спасется» (Иоил. 2:32). Или: приготовься к сретению Бога твоего, чтобы со всем рвением принять приходящего к тебе Господа. Ибо это тот, Кто образует гром или укрепляет горы и при гласе которого колеблются края неба и основания земли (Сир. гл. 16). Он творит дух, под которым в настоящем месте мы разумеем не Духа Святого, как понимают еретики, но ветер или дух человека, потому что никто не знает, что в человеке, кроме духа, живущего в нем (I Кор. 2:11), и сам дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). Или, наверное, под духом мы должны понимать душу согласно с написанным: «от имени дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся» (Псал. 103:29), и: «Отче, в руце Твои предаю дух Мой, и сия рек, издше» (Лук. 23:46). Так как Им сотворен дух, то Он возвещает людям слово Свое или объявляет человеку речь его, потому что Он знает тайные помышления и понимает то, что тайно и в безмолвии говорит дух, согласно с тем, что мы читаем у Иеремии по еврейскому тексту: «мало сердце человека» (или «всех» и «людей») «и неизследимо, кто познаешь его? Я Господь, испытующии сердце и проникающии внутренности» (Иерем. 17:9—10). Об этом Писание свидетельствует также в сто тридцать восьмом псалме: «несоделанное мое видесте очи Твои» (Псал. 138:16). Смысл этого следующий: прежде, чем я был создан; прежде, нежели были образованы члены мои, когда я еще заключался в семени, меня видели глаза Твои. И Иеремия слышит от Господа: «прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя, пророка во языки поставих тя» (Иерем. 1:5). И евангелист говорит: «ведый» Господь «помышления их» (Лук. 11:17). Если мы будем читать: «возвещает человеку слово Свое», то это нужно понимать согласно с выше сказанными словами: «Господь Бог ничего не соделает, не открыв тайны Своей рабам Своим, пророкам» (Амос. 3:7). Возвещающий же помышления человека и слово его или Свое есть тот же самый, Кто образует утреннюю зарю и рассвет и покрывает все облаками, и шествует по высотам земным и имя Которого есть Господь Бог всемогущий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это не «пастырское применение», а просто искание сомнительной популярности, дешевая демагогия в духе столь строго обличаемых в кн. св. пророка Иеремии и св. пророка Иезекииля лживых пророков. «Горе безумным пророкам, которые водятся своим духом»,  говорит Господь:  «и предвещают ложь   (Иезек, 13, 3–6).  Не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, разсказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних». «Они говорят: мир! мир! когда нет мира. Я не посылал пророков сих, а они пророчествовали сами от себя»   (Иерем. 23, 16–32).  «Вот Я на пророков, говорить Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал»  (Иерем. 23, 30).  «И будет рука Моя против этих пророков, видящих пустое и пророчествующих ложь»   ( Иез. 13, 9 ). Совершенно справедливо говорит наш выдающийся гомилет профессор Киевской Духовной Академии проф. В. Ф. Певницкий , что истинный пастырь не должен поддаваться заманчивой идее примирения христианства с современностью, и что «нельзя допускать ни малейшего изменения начал веры Христовой», «никакой уступки в виду ходячих заблуждений времени, никакого послабления строгих требований евангельского закона, в виду понизившейся нравственности и нежелания подчиниться им со стороны разслабленной воли» («Церковное Красноречие и его основные законы» стр. 164). Нельзя проповедывать какое-то «новое христианство», «христианство разжиженное и разслабленное», ибо задача пастыря не в том состоит, чтобы принижать высокие требования Божественного Закона до уровня понизившейся жизни, но в том, чтобы эту понизившуюся жизнь возводить до той высоты, на какой она должна стоять, по требованию Слова Божия и указанию Церкви (см. там же). Раньше были только отдельные попытки такой проповеди, а теперь мы лицом к лицу стали перед таким достаточно уже мощным и сильным, в виду общего падения нравственности, направлением  «нео-христианства»,  как откровенно нарекли его сами сторонники этого направления. На этой именно почве, главным образом, и возникли у нас церковные расколы в нашей Русской Церкви в Советской России и заграницей, на этой именно почве ширится и движение так называемого «экуменизма» и стремление к объединению всех христианских и даже нехристианских вероисповеданий – объединению не в Истине, а во лжи. Усиленно проповедуется мир там, где нет и не может быть для истинного христианина  мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Так и Духу «изволис»я владычественно данное Церкви узаконение, Апостолам же «изволися» служебно провозглашенное ими постановление. Но Дух не раб; ибо сказано: «Господь Дух есть: а идиже Дух Господень, ту свобода» (3 Кор.3,17). И Израиль, вразумляемый со страхом, порабощается постановлениям Духа, а церковь христианская, освящаемая любовью, сынополагается. Поэтому говорить Павел: «не приясте бо духа работы паки в боязнь: но приясте Духа сыноположения, о Немже вопием: Авва, Отче «(Римл.8,15). Конечно, не рабственное принявший делается из раба сыном, и не чрез приобщение к рабственному приемлет он дерзновение именовать Бога Отцем, и не рабственное «вся» Божия «действует, якоже хощет «(1 Кор.12, 11). Если бы Дух был раб и тварь: то песнопевец не сказал бы, что присутствие Духа всюду простирается, и не наименовал бы Его лицем и рукою Божиею, говоря: «камо пойду от Духа Твоего! и от лица Твоего камо бежу! Аще взыду на небо, Ты тамо еси : аще сниду во ад, тамо еси: аще возму крыле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» (Псал.138,7—10). Ибо Дух наполняете все, по написанному: «яко Дух Господень исполни вселенную, «говорит Соломон (Прем. 1, 7). Поэтому, и по тому еще, что Дух познается в семи действованиях, который перечислил Исаия (Иса. 11, 2), Захария наименовал Духа Господня семью очами, говоря так: «сия очеса Господня призирающая на всю землю» (Зах.4, 20). И сказанное: «небо и землю Аз наполняю, рече Господь» (Иерем. 23, 24), означает ее наполнение Божиим Духом, как и чрез Захарию говорит Бог: «Аз с вами есм, и Дух Мой настоит посреде вас» (Агг.2,5. 6). Но и прежде еще сказано много иного подобного в доказательство, что Дух наполняет тварь. Поэтому, кто не сознает Божеской славы Духа, слыша слова: «камо пойду от Духа Твоего? «(Псал.138, 7), и еще: «небо и землю Аз наполняю, рече Господь» (Иерем.23, 24)? Я вижу здесь во едино сочетавающееся и, так называемое, вселенское, во всем присутствие Бога и Духа; а ты, будучи не в состоянии сказать, что во всех подобных местах не разумеется Дух не созданный, утверждаешь, что здесь сам Бог называется духом.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

...Настоящая жизнь, если мы бываем бдительны и внимательны, ведет нас к наслаждению вечной жизнью (свт. Иоанн Златоуст , 47, 371). Будем устроять свою жизнь, как постоянно имеющие пред собою недремлющее Око, видящее сокровенные наши помышления... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 570). Источник. ...Предметы настоящей жизни подобны сновидениям и теням, и даже того ничтожнее; они лишь только являются, и уже исчезают, и при самом явлении причиняют мною беспокойств имеющим их... (свт. Иоанн Златоуст , 48, 27–28). Как невеста с того самого дня, как поселится в брачном чертоге, заботится только об одном, как бы угодить жениху, так точно и мы в продолжение всей настоящей жизни должны заботиться об одном, как бы угодить Жениху и сохранить благонравие невесты (души) (свт. Иоанн Златоуст , 48, 39). Источник. Не люби... жизни изнеженной и беспечной и не желай идти путем широким, который не ведет к небу, – а путем узким и тесным (свт. Иоанн Златоуст , 48, 366). Настоящая жизнь тяжела не потому только, что она исполнена суеты и безвременных забот, но и потому, что в ней много успевают люди злые (свт. Иоанн Златоуст , 48, 369). Наша жизнь – тень; подобно дыму, проносится она быстро (свт. Иоанн Златоуст , 48, 783). ...На этой земле все мы являемся не постоянными жителями, а только пришельцами: прожив здесь короткое время, мы переходим в другую жизнь. Не все однако признают это, привязываются к настоящим благам, как к единственным и постоянным. Только воспитанный в законе Господнем знает, что настоящая жизнь преходяща (свт. Иоанн Златоуст , 48, 789). Источник. Невозможно, конечно, в одно и то же время идти по двум путям – распущенности и целомудрия, правды и неправды, но должно избегать противного пути и держаться правого; при этом условии возможно быть хранителем слова Божия (свт. Иоанн Златоуст , 48, 810). ...В настоящей жизни благополучие людей преходит, т. е. появляется подобно траве или цветку, и подобно цветку исчезает, вследствие крайней его скоротечности, а если некоторое время и остается в цветущем виде, то позднее все же увядает и засыхает под лучами Солнца Правды, и становится сеном, которое остается только бросить в печь и сжечь (свт. Иоанн Златоуст , 48, 902). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Где псалом, молитва, ликование пророков и боголюбезное настроение духа поющих, – там собрание безошибочно можно назвать Церковью (свт. Иоанн Златоуст , 48, 153). Источник. ...Мы, наслаждаясь благоденствием и дарами Божиими, должны возносить Богу благодарственные песни, чтобы, если от упоения и пресыщения войдет в нашу душу что-нибудь нечистое, псалмопением прогнать все нечистые и порочные пожелания (свт. Иоанн Златоуст , 48, 153). Источник. Можно петь и без голоса, когда душа внутри издает звуки, потому что мы поем не для людей, но для Бога, Который может слышать сердца и проникать в сокровенную глубину нашей души (свт. Иоанн Златоуст , 48, 154). ...Кто поет псалом, тот, хотя был бы крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия и, хотя бы обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием, услаждаясь удовольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу (свт. Иоанн Златоуст , 48, 430). Источник. Душа есть некоторый отличный музыкант, есть художник; а тело есть орудие, заменяющее псалтирь, флейту и лиру (свт. Иоанн Златоуст , 48, 584). Источник. Если ты впал в искушение, ты почерпнешь здесь обильное утешение; если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств; впадаешь ли в бедность или в какое несчастие, она укажет тебе многие пристани (свт. Иоанн Златоуст , 48, 601). ...Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих и некоторым святым заклинанием; оно не похоже на те заклинания, какие представляются в баснословии, но оно укрощает страсти, как диких зверей, обуздывает невоздержание, погашает несправедливость, поддерживает правду, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь (свт. Иоанн Златоуст , 48, 683). Источник. ...Духовные песни, внушаемые Святым Духом и располагающие ум к пристойности в словах и к скромности в мыслях, и самую душу делают скромной, потому что душа, отзываясь на слова и поддаваясь мыслям, приобретает навык во всем том, что составляет сущность духовной песни (свт. Иоанн Златоуст , 48, 717). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

45:8 Букв.: отцом. 361 45:10 Гошен (Гесем) – плодородная область Египта в восточной части дельты Нила. 362 45:18 Букв.: будете есть лучшее/ тук. 363 45:22 И ли: серебряных шекелей, т. е. около 3,5 кг серебра. 364 45:24 Друг. возм. пер.: ( ничего) не бойтесь/ не ссорьтесь. 365 45:28 Или: верю; букв.: довольно/ много. 366 46:1 Друг. возм. пер.: вместе со всеми домочадцами своими. 367 46:2 Букв.: я здесь. 368 46:3 Букв.: там сделаю тебя. 369 а 46:15 Дина, вероятно, незамужняя после несчастья в Сихеме, упомянута здесь как особый член семьи Иакова. 370 б 46:15 Букв.: ( число) всех душ его сыновей и дочерей. Это число возникло либо за счет исключения Эра и Онана (умерших еще в Ханаане) и включения Иакова и Дины, что представляется наиболее вероятным, либо путем включения первых и исключения вторых. 371 46:27 В LXX в счет не входят Иаков и Иосиф, но говорится о девяти сыновьях Иосифа, и число переселенцев составляет семьдесят пять. Именно это число упоминает в своей речи Стефан в Деяниях апостолов (7:14). 372 46:28 Букв.: указать; LXX: встретить. 373 47:9 Или: жительства; то же ниже в этом стихе. 374 47:12 Букв.: и весь дом отца своего по числу/ устам детей. 375 47:18 Букв.: не скроем от господина моего. 376 47:21 В Самаритянском Пятикнижии и в LXX: сделал их рабами. 377 47:29 См. примеч. к 24:2. 378 48:3 Е вр. Эль–Шаддай; см. примеч. к 17:1. 379 48:4 Букв.: потомкам твоим после тебя. 380 48:6 Букв.: по именам своих братьев они будут названы в своем наследстве. 381 48:14 Друг. возм. пер.: и с умыслом положив. 382 48:15 Букв.: ходили. 383 48:19 Букв.: станет полнотой народов. 384 48:20 Букв.: тобой (LXX: вами) будут благословлять Израиль. 385 48:22 И ли: Шехем. 386 49:1 И ли: в конце дней. В своей боговдохновенной речи Иаков рисует картину будущего потомков своих сыновей в Ханаане, исходя при этом из особенностей их характера и обстоятельств жизни. Одни предсказания касаются более близкой, другие – более далекой перспективы, простираясь до «последних дней» (в мессианском смысле этих слов). 387

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

48.5a. Non statim utile est omne potestatis insigne, sed tunc uere est utile si bene geratur; tunc autem bene geritur quando subiectis prodest quibus terreni honores praeferuntur. 48.5b. Potestas bona est quando Deo donante est, ut malum timore coerceat, non ut temere malum committat. Nihil autem peius quam per potestatem peccandi libertatem habere, nihilque infelicius male agendi felicitate. 48.6. Qui intra saeculum bene temporaliter imperat, sine fine in perpetuum regnat, et de gloria saeculi huius ad aeternam transmeat gloriam. Qui uero praue regnum exercent, post uestem fulgentem et lumina lapillorum, nudi et miseri ad inferna torquendi descendunt. 48.7. Reges a recte agendo uocati sunt, ideoque recte faciendo regis nomen tenetur, peccando amittitur. Namet uiros sanctos proinde reges uocari in sacris eloquiis, eo quod recte agant, sensusque proprios bene regant et motus resistentes sibi rationabili discretione conponant. Recte igitur illi reges uocantur qui tam semetipsos quam subiectos, bene regendo, modificare nouerunt. 48.8. Quidam ipsud nomen regiminis ad inmanitatem transuertunt crudelitatis, dumque ad culmen potestatis uenerint, in apostasiam confestim labuntur, tantoque se tumore cordis extollunt, ut cunctos subditos in sui conparatione despiciant, eosque quibus praeesse contigit non agnoscant. Quibus congrue per ecclesiasten dicitur: Ducem te constitui, noli extolli. [sed esto in illis quasi unus ex illis] 48.9. Dum mundi reges sublimiores se ceteris sentiant, mortales tamen se esse agnoscant, nec regni gloriam, qua in saeculo sublimantur, aspiciant, sed opus quod secum ad inferos deportent intendant. Si ergo carebunt huius temporis gloriam, illa agant quae post finem sine fine possideant. 48.10. Dum apostolus dicat: Non est potestas nisi a Deo,quomodo Dominus per prophetam de quibusdam potestatibus dicit: Ipsi regnauerunt, sed non ex me, quasi diceret non me propitio, etiamsi me irato? Vnde inferius per eundem prophetam adicit: Dabo, inquit, tibi regem in furore meo. Quo manifestius elucet bonam malamque potestatem a Deo ordinari, sed bonam propitius, malam iratus.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010