5) Или, может быть, иные советуют тебе скрываться потому, что дал ты слово и клятву не оставаться, если будешь поставлен. Ибо слышу, что они такими речами оглушают слух, и думают показать тем свое благоговение. Но если бы подлинно были они благоговейны, то наипаче благоговели бы пред Богом, возложившим на тебя это священно служение. А если бы читали Священныя Писания, то не давали бы советов противных им. Иначе, надлежало бы им охуждать и Иеремию, обвинять и великаго Моисея, потому что не послушали они совета их, но, убоявшись Бога, совершили служение и скончались Пророками. Ибо и они, когда были посылаемы и прияли уже благодать пророчества, сперва отрицались, а потом пришли в страх и не уничижили Пославшаго. Поэтому, если ты «худогласен и косноязычен» (Исх. 4, 10), убойся Создателя своего Бога. Если говоришь о себе, что юн ты для про поведи; возблагоговей пред Тем, Кто познал тебя, «прежде неже создати тя во чреве " (Иерем. 1, 5). Если и слово ты дал (а слово для святых тоже, что клятва); то прочти у Иеремии, как и он, — сказав: «не воспомяну имене Господня» (Иерем. 20, 9), а впоследствии убоявшись, когда стало оно в нем огнем, — не сделал, как сказал, и не скрылся, как связанный предварительно клятвою, но, благоговея к Поручающему дело, исполнил пророческое служение. Или не знаешь, возлюбленный, что Иона, предавшись бегству, потерпел то, что совершилось с ним, и потом опять стал пророчествовать? 6) Итак, не принимай иных советов, кроме сего. Господь лучше нас знает наше состояние; Он знает, кому поручает Церкви Свои. Хотя бы кто и недостоин был, — да не смотрит на прежнюю жизнь, но да исполняет служение, чтобы, при осуждении за жизнь, не понести на себе клятвы и за нерадение. Ужели же ты, возлюбленный Драконтий, зная это, при благоразумии своем, не сокрушаешься в душе? Ужели не заботишься, чтобы не погиб кто из порученных тебе? Ужели совесть не сожигает тебя, как огнем? Ужели не страшишься суднаго дня, в который никто из советующих ныне не будет там помощником? Ибо каждый даст отчет за порученных ему. Скрывшему динарий какую пользу принесло извинение его? Что было пользы Адаму, когда сказал: жена прельстила меня? Если и подлинно немощен — ты, возлюбленный Драконтий; то следует тебе принять на себя попечение, — чтобы, когда Церковь будет без надзора, не причинили ей вреда враги, воспользовавшись твоим бегством. И тебе следует препоясаться, чтобы не оставить в подвиге нас одних; и тебе следует потрудиться, чтобы со всеми приять мзду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Триодь цветная. М.: Изд–во Московской Патриархии, 1999. Л. 289—335 об. В печатных греческих «Пентикостарионах» текст Трипеснцев отсутствует; в славянскую Триодь цветную он попал из рукописного «Пентикостариона». Трипеснцы предназначены к исполнению на повечериях в течение всего пасхального периода — от понедельника 1–й седмицы по Пасхе до субботы Пятидесятницы. В нашу подборку вошли только те тропари из трипеснцев, в которых говорится о сошествии Христа во ад. Ис. 53:7. Букв. «связать под бичом», «обуздать бичом». Исх. 12:3—12. Букв. «осязаемую», «ощутимую». Букв. «истине по естеству». Букв. «ценное по естеству». Быт. 2:8. Иерем. 5:8. Втор. 28:66. Пс. 2:1. Иерем. 11:19. Ис. 53:7. Пс. 34:12. Букв. «световодивший тебя в столпе». Переводим по чтению рукописи Bodmer XIII. Исх. 12:8. Пс. 17:4 Преподобный Ефрем Сирин: Нисибийские песнопения. Гимн 36. Перевод с сирийского НИСИБИЙСКИЕ ПЕСНОПЕНИЯ Гимн 36 Господь наш смирил Свою силу и позволил им овладеть Собой, дабы чрез живую смерть Свою спасти Адама. Руки Свои дал Он пригвоздить вместо руки, сорвавшей [запретный] плод; по щеке был ударяем в доме суда вместо уст, вкусивших [запретный плод] в Эдеме; и [если] были свободны ноги Адама, то Его ноги были пронзены. Господь наш снял [одежду], дабы мы облеклись [в одежду]; желчью и уксусом усладил Он яд змия, который тот влил в человечество. Благословен победивший меня и воскресивший мертвых во славу Свою. [Смерть:] «Если Ты Бог, покажи Твою силу, а если Ты человек, ощути нашу силу. И если Ты ищешь Адама, уходи отсюда, ибо из-за своих прегрешений он заключен здесь: не могут ни херувимы, ни серафимы стать заменой ему. Нет среди них мертвого, который бы отдал себя за него. Кто откроет уста шеола и погрузится в него, дабы извлечь его оттуда? Ведь он поглотил его и связал его — и это навеки! Благословен победивший меня и воскресивший мертвых во славу Свою. Это я — я, что победила всех мудрецов, и вот, сложила я их [грудами] в шеоле. Подойди, войди, Сын Иосифа, и посмотри на ужасы: члены гигантов, огромное тело Сампсона

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Сл. 2, 92, 3–19; 94, 8–95, 9; 208–214=1.56–57. 551 Сл. 2, 110, 2–11, 5; 114, 1–12; 230–236=1.62–63. 552 Ср. Ин. 10:11. 553 Ср. Лк. 12:32. 554 Ср. Ин. 10:14. 555 Ср. Ин. 10:27. 556 Ср. Ин. 10:3–4. 557 Ср. Пс. 22:2. 558 Сл. 33, 15, 14–16, 4; SC 318, 190=1.490. Ср. Сл. 9, 3; SC 405, 306–308=1.190. 559 См. Сл. 2, 80–82; 194–198=1.53–54. 560 Об избрании епископов в древней Церкви см. Болотов. История III, 172–190. 561 Сл. 18, 33–34; PG 35, 1028–1029=1.281–282. 562 Сл. 18, 35; PG 35, 1032=1.283–284. 563 Уже Лаодикийский Собор 13–м правилом запрещал участие народных " " толп " " в избрании епископа. 564 Особенно в после–иконоборческую эпоху. 565 Ср. Евр. 9:7. 566 Сл. 21, 9, 2–21; SC 270, 126=1.309. 567 Иерем. 10:21. 568 Иерем. 12:10. 569 Сл. 21, 23, 4–24, 25; SC 270, 156–160=1.318. 570 Сл. 43, 26, 1–34; SC 384, 184–186=1.620–621. 571 Вариант перевода: " предпочтения по национальному (региональному) признаку " " . 572 Сл. 26, 15, 17–23; SC 284, 262–264=1.382. 573 PG 37, 1231=2.398. 574 Ср. 1 Кор.3:4. Григорий имеет в виду борьбу различных церковных партий на II Вселенском Соборе: мелетиан, павлиниан, восточных, западных и пр. 575 PG 37, 1238–1239=2.400. 576 Телу. 577 В древней Греции при обращении с просьбой к влиятельному лицу проситель в знак почтения прикасался к подбродку (бороде) собеседника. 578 Бриарей — в греческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 579 PG 37, 1266–1267=2.395–396. 580 PG 37, 1192–1193 (отсутствует в рус. пер.). 581 PG 37, 1195–1197 (отсутствует в рус. пер.). 582 PG 37, 1233–1236=2.398–399. 583 Ср. PG 37, 1233=2.398 (образ решетки, разделяющей два мира — постоянный и преходящий). 584 " Воронами " " , " галками " " и " " юнцами " " Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 585 PG 37, 1242–1243=2.401–402. 586 См. Гимн 58–й в SC 196, 278–308. 587 По мнению некоторых исследователей, именно Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января), в согласии с традицией, существовавшей в Римской Церкви с конца III в. См. Usener. Untersuchungen, 260–269; Mossay. Fkemes, 34. Ср. Bernardi. Predication, 205. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

С одним только Христом беседуй; в самом деле, если будешь говорить с теми (людьми), они не поверят; а если спросишь, они не ответят тебе. Скажи только одному Слову: «Я не утрудился, следуя за Тобой, и дня человеческого не возжелал» (Иерем. 17:16).    103. Так сказала та женщина, и кровь остановилась. Несмотря на свое изнеможение, несмотря на свою болезнь, она, долго искавшая Христа, однако сказала: «Я не утрудилась, следуя за Тобой». И, действительно, последовательница Христова не утруждается, ибо Он призывает к Себе труждающихся, дабы упокоить их (Мф. 11:28). Итак, последуем за Ним! И доколе будем следовать за Ним, мы не испытаем скорби, потому что нет несчастия во Иакове (Чис. 23:21). Также и у Исаии: «надеющиеся на Господа….. потекут и не устанут» (Ис. 40:31).    104. Затем, когда Христос спросил о том, кто прикоснулся к Нему (Луки 8, 45), разве ты не видишь, что она сказала: «Для чего ты спрашиваешь меня, Господи? Ты знаешь: исходящее из уст моих — пред лицем твоим; поэтому-то я и не смущаюсь исповедоваться во грехах своих. «Пусть постыдятся гонители мои», а я не постыжусь (Иерем. 17:18).    105. Не постыдился и Петр сказать: «Выйди от меня, Господи, потому что Я человек грешный» (Лук. 5:8); вот и он, — муж мудрый и твердый, ставший утверждением (firmamentum) Церкви и учителем веры, — только и нашел для себя полезным то, чтобы не величаться исходом благого дела. И посему сказал: «выйди от меня, Господи» (2 Кор. 12:7). Он просит не о том, чтобы Господь оставил его, а о том, чтобы ему не возгордиться.    106. И Павел также хвалится жалом (своей) плоти, которое дано ему, чтобы не превозноситься. Хвастовство ведь привлекательно: его боится даже Павел; оно опасно: и вот его остерегается даже Павел. Но тот, кто боялся превозноситься откровениями, (бывшими ему), не был удобопреклонен к падению; посему-то, как храбрый воин, он и радуется, что телесною раною научился приобретать душевное здоровье. Глава семнадцатая    106. И ты, когда познаешь, что божественные дары излились на тебя и обитают в тебе в изобилии, взвешивай свои силы, воздавай благодарение Богу и смотри на тело свое, как на корабельный балласт, чтобы дуновение какой-либо гордости не закружило тебя в столь великих волнах этого мира.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вопрос 214. Чем различаются между собою милость (χρηστοτης) и благость (αγαθωσυνη)? Ответ. Поелику Давид в одном мест сказал: «благ (χρηστος) Господь всяческим» (Псал.144, 9); и: «благ (χρηστος) муж щедря и дая» (Псал.111, 5); а в другом: «ублажи Господи благия (αγαθους», (Псал. 124, 4), и Иеремия говорит: «благ (αγαθος) Господь к надеющимся на Него» (Пл. Иерем.3, 25): то, думаю, что милость обширнее, в том отношении, что благодетельствует кому бы то ни было, имеющему в ней нужду; благость же более ограниченна и в благодеяниях наблюдает законы правды. Вопрос 215. Кто есть миротворец, ублажаемый Господом (Матф.5, 9.)? Ответ. Кто споспешник Господу, по слову Апостола, сказавшего: «мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор.5, 20); и еще: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» (Рим. 5, 1). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Иоан.14, 27). Вопрос 216. В чем должно состоять обращение и уподобление наше детям (Матф.18, 3)? Ответ. Сему научает нас то же место Евангелия, объясняя случай, по которому сие сказано, а именно, чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по видимому, в ином ниже. Ибо таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними. Вопрос 217. Как примем царствие Божие, «как дитя» (Матф.18, 5)? Ответ. Если таковыми же будем в отношении к учению Господню, каково в обучении «дитя», которое не прекословит, не оправдывается пред учителями, но верно и благопокорно принимает уроки. Вопрос 218. Какого разумения должны мы просить себе у Бога, и как можем стать достойными оного. Ответ. О сем разумении узнаем от самого Бога чрез Пророка, который говорит: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» Господа (Иерем.9, 23—24), и чрез Апостола, который сказал: «но познавайте, что есть воля Божия» (Ефес.5, 17). Удостоиться же сего разумения возможем, если исполним написанное: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог» (Псал.45, 11), и если уверуем, что истинен всякий глагол Божий, ибо сказано: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Исаии 7, 9).

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Поэтому он опасался за участь своих недостойных соотечественников, думая как бы Господь за их нераскаянность не замедлил исполнением пророчеств о конце плена, не продолжил плен на большее время, чем семьдесят лет, предсказанных пр. Иеремиею. Возможность такого предположения могла появиться у пророка еще и потому, что в предшествовавших откровениях ему было открыто, что темная языческая сила не прекратится с падением Вавилонской монархии, что до наступления мессианских времен преемственно должны возникнуть другие грозные могущественный языческие государства (II гл., VII гл., VIII гл.). Вместе с этим пророк не знал откуда следует считать семидесятилетний период плена, указанный в пророчествах Иеремии, так как эти пророчества произнесены в разное время. Одно пророчество произнесено в четвертый год царствования Иоакима (Иерем. XXV, 11 –14), а другое – при царе Иехонии (Иерем. XXIX, 11 – 12). Время произнесения первого пророчества падает на 607 год (до Рождества Христова), когда совершилось первое переселение евреев в Вавилон. Это событие считается началом плена. Второе же пророчество было сказано спустя 6 лет после этого, именно в 600 году до Рождества Христова, сразу после второго переселения. Какое из этих двух пророчеств следует считать началом для семидесятилетия плена, четвертый ли год царствования Иоакима или же время пленения Иохонии, точно нельзя было узнать. При таких затруднительных обстоятельствах пророк Даниил обратился с горячей молитвой к Богу, как он всегда это делал при всех обстоятельствах своей нужды, обретая в молитвенном общении с Богом единственный источник для своего утешения. 20–23 ст. Пламенная молитва его была услышана Богом. Явившийся посланник Божий архангел Гавриил вразумил и утешил пророка великим откровением о судьбе не только евреев, но и всех людей. При этом архангел Гавриил, обращаясь к Даниилу, назвал его мужем желаний. Это наименование составляет самую наилучшую характеристику жизни и деятельности великого пророка, который всегда был проникнут ненасытимого желания Бога и любви к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

1Кор. 7 гл.) в силу именно своего таинственного отношения к союзу Христа с Церковью . По этому-то и в союзе Адама с Евой выставляется именно эта, так сказать, девственная его сторона в ее типическом отношении к Христу и церкви – Быт 2:21–24 , и в дальнейших прообразовательных отношениях Иеговы к церкви ветхозаветной, последняя не редко представляется под образом девы, как в Иерем. 18:13; 31:4,21, срав. Плач Иерем. 1:15; 2:13. В виду этого-то отношения Евы к Адаму до падения их, что ясно из контекста. И св. апостол Павел в другом месте своих посланий называет церковь «чистой девой», обрученной единому мужу – Христу ( 2Кор. 11:2  срав. 3 ст.). «В мире, толкует св. Златоуст, «девы обыкновенно бывают только до брака, а после брака оне уже не девы. А здесь не так. Хотя бы до брака и не были девами, но после брака делаются девами. Таким образом вся церковь есть дева» 154 . В этом и состоит существенный характер таинственного отношения естественного брака в его первобытной чистоте к союзу Христа с церковью. Так объемлется в новозаветном толковании история первобытного состояния рода человеческого в лице Адама и Евы. 3. Толкование истории грехопадения. Прообраз Христа в Адаме по падении Но не долго длилось первобытное совершенство сотворенного, видимого мира. Исконный враг добра, сам не устояв в истине ( Иоан. 8:44 ) т. е. «в доброй жизни, как объясняет это св. Златоуст (стр. 247 цит. изд.) не мог равнодушно смотреть на райское блаженство первых людей в единении их с Богом и, сделавшись самоубийцей, захотел быть теперь из зависти человекоубийцей» ( Иоан. 8:44 ), «убивать», говорит св. Златоуст свойственно злобе диавола… В самом деле, диавол погубил Адама не потому, что бы мог обвинить его в чем-нибудь, но по одной только зависти 155 . «Завистью диавола вошла в мир смерть», объясняет еще дохристианский Премудрый (Прем. Сол. 2:24); а внесши смерть, диавол очевидно внес и тление не только в природу человека (срав. Прем. Сол. 2:23), но и в подчиненную последнему природу неразумную ( Рим. 8:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Вера в якобы грядущее благоденствие человечества еще здесь на земле – так называемый «хилиазм»  – решительно осуждена Христовою Церковью на 2-м Вселенском Соборе, ибо для нее нет никаких оснований в Евангелии, учащем лишь о все большем и большем, с течением времени, «умножении беззакония» и «изсякновении любви», так что от «великой скорби», которая -тогда настанет, «не спаслась бы никакая плоть» ( Матф. 24, 12, 21–22 ), если бы пришествие Христово не положило всему этому конец. Таково ясное учение христианской Церкви о судьбах мира. Как православные русские люди, любящие свое отечество – святую Русь, – можем мы, конечно, питать в глубин души, несмотря на явные знамения времен, тайную надежду на спасение, возстановление и возрождение нашей Родины России, но твердым основанием для такой надежды должны быть  мы сами  – есть ли в нас истинное покаяние, стремление к исправлению греховной жизни, способны ли мы к такому духовному возрождению, какою ждем от нашей Родины? Если все это есть, слава Богу! Тогда мы сможем заслужить милость Божию еще в этой жизни и дождемся великой радости спасения нашей Родины и возстановления Святой Руси. Тогда получим мы благостную оторочку всеобщего конца от долготерпеливого Господа. Но только не для того, чтобы опять начать жить беспечно, не помышляя об ожидающем нас конце. Мысль о близости и внезапности Второго Пришествия Христова никогда, и в несчастии и в благоденствии, не должна оставлять нас, ибо она заповедана нам Словом Божиим. И никто не вправе относить сроки кончины мира и Второго Пришествия Христова к какому-то далекому, неопределенному будущему, убаюкивая этим себя и других и ослабляя свою духовную бодренность несбыточными надеждами на установление какого-то мнимого рая на земле. К таким проповедникам, поблажающим страстям людским и в то же время внушающим надежду на какое-то светлое будущее, вполне применимы строгие прещения на лживых пророков, которые мы находим в книге св. пророка Иеремии. Они говорят: «мир! мир! когда нет мира». (Иерем. 6, 14) и тем вводят народ в заблуждение (Иезек. 13, 10). Они, по словам пророка, проповедуют «ложь и обман своего сердца. Господь Саваоф говорит о таких пророках: не слушайте слов их: они обманывают вас, разсказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они говорят: «мне снилось, мне снилось»... Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые разсказывают их в вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением. Никакой пользы не приносят они народу своему» (Иерем. 23, 16–17, 25–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вот и ныне также противники святого халкидонского собора (в числе коих мы находим также Рустика и Севастиана, виновников этого соблазна, которых, по их заслугам, мы давно отлучили от священного общения, над которыми, если они не раскаются, – да будет известно вашему братству, – мы намерены произнесть канонический приговор), под предлогом лживого защищения, стараются представить, что этот собор говорил вопреки трем вышеупомянутым соборам (чего да не будет). К ним, питающим такие замыслы, прямо относятся слова пророка, говорящего: «истинно всуе бысть трость лживая книжником» (Иерем. 8, 8). Они опровергали слово Господа нашего, и нет в них никакой мудрости. «Научиша язык свой глаголати лжу, неправдоваша и не восхотеша обратитися» (Иерем. 9, 5). Если они не покаются, постигнет их приговор псалмопевца, который говорит: «еже разрушити врага и местника» ( Псал. 8, 3 ). Думаем, что для православных сынов Церкви будет слишком достаточно того, что мы написали тогда к брату и соепископу нашему Мине, т. е. о богохульствах Феодора Мопсуестского и его личности, или о послании, которое, говорят, написано Ивой к Маре Персу, и о сочинениях Феодорита, которые написаны против православной веры и двенадцати глав святого Кирилла: потому что в означенном выше постановлении моем можно хорошо узнать, что в самом определении веры, которое произнесли святые святители халкидонского собора, согласно предшествовавшим ему трем другим святым соборам, они ничего не изменили, но похваляя все, что сделано прежними, утвердили своим святым определением навсегда. Впрочем, если и после этого кто-нибудь захочет сомневаться (чего не думаем), просим его, пусть поспешит придти к нам с позволения твоего братства, чтобы из прямого объяснения ему убедиться, что нами соблюдено ненарушимо все, что сделано и написано об одной и той же вере во времена наших предшественников и вышеупомянутых четырех соборов. Таким образом, прекратится для благочестивейших душ соблазн, как и должно быть, и мир, угодный Богу, будет ненарушимо продолжаться в Его Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

(Стих. 8–10). Я народу сему скажи: так говорит Господь: вот Я даю пред вами путь жизни и путь смерти. Кто будет обитать в городе сем, тот умрет от меча, голода и моровой язвы. Кто же выйдет и перебежит к Халдеям, которые осаждают вас, тот будет жить, и душа его будет ему как-бы добычею. Ибо Я положил лице Мое на город сей на зло, а не на добро, говорит Господь. В руку царя Вавилонского он будет предам, и тот сожжет его огнем. Царским послам, пришедшим просить пророка, чтобы он вопросил о них Господа, он ответил то, что высказано выше, что они и должны были донести царю Седекии. Теперь просить послов передать народу совет перебежать, вопреки царской воле, к Халдеям, что, без сомнения соединено было с опасностью для пророка, почему он и желает себе смерти и говорит: проклят день, в который я родился (Иерем.20,14), и: для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труд и скорбь (Иерем. 20.18)? Он так советует не потому, чтобы легко было еще не плененным посоветовать добровольно отдаться в плен, подобно тому, как если бы имеющим потерпеть кораблекрушение было приказано пред крушением и разрушением корабля ухватиться за весла и доски и броситься в волны, но потому, что сноснее им и взятым в плен все таки остаться живыми, чем быть истребленными мечем, голодом и моровою язвою. Есть такие, которые это место в переносном смысле объясняют таким образом, что лучше предаться светским наукам, и особенно философии, нежели оставаться в такой церкви, в которой голод слова Божия ( Амос. 8. 11 ), и в которой весь народ умирает от меча еретиков, скудости учения и еретической заразы. Ст. 11–12. И дому царя Иудина: слушайте слово Господне, дом Давидов! Так говорит Господь: утром производите суд и избавляйте угнетенного от руки клеветника, чтобы как нибудь не вышла как огонь, ярость Моя и не разгоралась так, что некому погасить ее. Следующих затем слов: по причине злых стремлений ваших у Семидесяти нет. Так как он выше сказал: и народу сему скажи: так говорит Господь ( Иер. 21. 8 ), то теперь последовательно присовокупляет: и дому царя Иудина ( Иер. 21 ), подразумевается: скажи: так говорит Господь, ибо этим общим выраженьем сказанное выше соединяется с последующим, так что смысл такой: и дому царя Иудина скажи: так говорит Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010