архиепископ Никифор (Феотокис) (1731–1800) Литургика Послания Священное Писание Нового Завета Слова и речи архиепископ Никифор (Феотокис) Греческий и российский богослов, проповедник и полемист. Автор учебников по физике и математике. Биография Никифор (в миру Николай) Феотокис, родился на острове Керкира. Происходил из старинной греческой фамилии Феотоки, родоначальником которой был некий Георгий Феотоки, переселившийся, по взятии Константинополя турками, из Византии на остров Корфу. Отца его звали Стефаном, мать Анастасией. Первоначальное образование получил под руководством местного учителя иеромонаха Иеремии (Кавадии), содержавшего частную школу на Корфу. На пятнадцатом году жизни Николай был посвящен в звание церковного чтеца и пробыл в этой должности около полугода, затем отправился в Италию для продолжения образования и поступил в греческую гимназию в Патавии, устроенную греческой купеческой колонией для греческого юношества. Там он учился грамматике, риторике, пиитике, логике, философии, богословию, математике и физике, а также искусству красноречия. Отсюда Никифор поступил в Болонскую академию, где завершил образование математическое, богословское и философское. Наконец, в 1748 году, с обширным запасом научных познаний, он вернулся на родину и решил посвятить себя служению церкви. Постриженный в монашество с именем Никифор, был произведен сначала во иеродиакона, а потом, в июле 1754 года, — в иеромонаха. В средине 1758 г. устроил свою собственную школу, где преподавалась греческая и итальянская литература, грамматика, география, риторика, физика, математика, философия. Деятельность Никифора приобрела ему огромную популярность, которая еще более увеличилась, когда он выступил в роли проповедника, заняв место настоятеля церкви св. Иоанна Предтечи. В 1765 г. Никифор переселился в Константинополь. Патриарх Самуил II назначил его проповедником Великой церкви. В 1776 году, по приглашению своего соотечественника Евгения (Вулгариса) , архиепископа Славянского и Херсонского (епископская кафедра, находившаяся в Полтаве) прибыл в Россию. В 1779 году, после отставки Булгариса, сам стал архиепископом Славянским и Херсонским. В конце 1786 года из Полтавы Никифор был перемещён в Астрахань, на должность архиепископа Астраханского и Ставропольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Календарь Материалы 21 октября 2014 г. [Интернет-журнал/Книжная закладка] Петр Давыдов Сельской фантазии долго не потребовалось напрягаться — назвали дорогого гостя Гитлерюгендом, и все тут. Тут все понятно и без уважения. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Священник Евгений Селенский Среда не только не может служить источником биологической жизни сама по себе, но она даже не в состоянии породить биологическую новизну, которая также требует существования соответствующей новой генетической и эпигенетической программы. [Поместные Православные Церкви/Элладская/Персоналии/Современные церковные деятели] В одном из районов Салоник служит священник Константин Влецис, а для многих просто — папа Коста. Папа — это нечто вроде русского «батюшка», но в Греции так обращаются только к тем священникам, кто, по общему мнению, того заслуживает. [Интернет-журнал/Общество] Оказывается, это не самая простая вещь; может быть, даже самая сложная – понимание. Понимание человека, находящегося в беде. [Интернет-журнал/Общество] Сергей Худиев Иногда милосердие требует не давать людям того, что они просят, – и не говорить им того, что они хотели бы услышать. Сергей Шмель Мало кто знает, что за неисчезающей с лица батюшки Иеремии любвеобильной и жизнерадостной улыбкой на самом деле скрывается горечь страданий и боли, пережитой им в советских и немецких лагерях и ссылках. Имея столетний жизненный опыт (родился батюшка на Луганщине в 1915 году!), ему довелось претерпеть множество тяжких испытаний и лишений, пройдя через которые не каждый способен остаться при здравом рассудке, не озлобиться и сохранить в своем сердце веру и любовь к ближним. Священник Василий Куценко Мы продолжаем публиковать объяснения на Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам. Оно особенно интересно тем, что в нем мы можем найти краткие ответы апостола на различные волнующие коринфян вопросы. Такие ответы на вопросы начинаются с 7­й главы, со слов: А о чем вы писали ко мне (1 Кор. 7, 1)… Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан

http://pravoslavie.ru/archive/141021

Мужской монастырь прп. Дионисия Олимпского (Олимп) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Дионисия Олимпского основан в 1542 году, один из старейших греческих монастырей в Центральной Македонии, центр греческого православия и просвещения, а также повстанческой деятельности греков-македонян. Принадлежит Китрской и Катеринской митрополии Элладской Православной Церкви. Греческое название — Μον του Αγου Διονυσου του εν Ολμπω. Престольный праздник — Воздвижение Честного Креста Господня (14 сентября), Нового монастыря — день памяти прп. Дионисия Олимпийского (23 января). Содержание История [ править править код ] Старый Монастырь был создан около 1542 года преподобным Дионисием Олимпийским, при патриархе Иеремии II (1522—1546). Вероятно монастырь построен на месте раннее существовавшего византийского монастыря, о чём свидетельствует найденная надпись 1438 года. Святой, возвращаясь с Пелиона, получил от местного турецкого бея разрешение на строительство монастыря. Боле того, турок передал ему окрестности монастыря в собственность. Дионисий Олимпский построил кельи, часовни и мельницы и позаботился о обогащении монастыря реликвиями, иконами (он сам был иконописцем), библиотекой и написал каноны функционирования монастыря. Вскоре за ним в монастырь последовали многие монахи, в силу распространившихся слухов о деяниях святого и его скромной христианской жизни. Через 35 лет после создания монастыря, Феодосий Зигомала (1544—1607) писал католическому миссионеру Стефану Герлаху: Там, в Македонии, на горе Олимп, есть монастырь Святой Троицы с 200 монахами. Святой Дионсий развернул свою деятельность в более обширной области Олимпа, преподавая, исповедывая и поддерживая освободительное движение, что подтверждает его биограф, Дамаскинос Рединис. Располагаем датой смерти святого (23 января), но не совсем ясно какого года. Святой был похоронен в левой часовне кафоликона монастыря. После смерти Дионисия, слава монастыря вышла за границы Фессалии и Македонии и дошла до России. Это подтверждается сохранившимся в монастыре посланием от русского двора, датированное 13 июня 1692 года. Соглано послания, монахам Олимпа разрешалось проводить сбор пожертвований в России, при условии принесения для поклонения честной главы св. Дионисия. Следует также отметить, что многие монастыри и храмы Северного Эпира были украшены росписями и иконами иконописцев-монахов Олимпа. Некоторые посвящения в ризнице монастыря написаны на румынском языке, что указывает на то, что слава монастыря достигла тогдашних Дунайских княжеств.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Преподобный Иоанн из колодца Память 30 марта/12 апреля Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Во времена гонений Диоклетиана и Максимиана правитель Помпеян прибыл в Кивистрийскую область, расположенную у подножия горы Тавр в Киликии, чтобы исполнить приказания тиранов. Одна благочестивая вдова Юлиана скрылась вместе со своими детьми, Иоанном и Фесмесией, дабы иметь возможность воспитать их в благочестии. Когда Иоанну исполнилось тринадцать лет, он пошел однажды один в церковь и встретил там странника, который посоветовал ему удалиться в пустыню, если он желает выйти на брань, которая сделает его равным Ангелам. Попрощавшись с матерью и испросив ее молитв, мальчик направился в пустынную и засушливую область, простиравшуюся в направлении Армении. По прошествии двух дней он встретил отшельника-египтянина по имени Фармуфий и прожил в его пещере неделю, дабы познакомиться с началами монашеской жизни. Затем Иоанн, ведомый Ангелом, достиг высохшего колодца глубиной около пятидесяти метров, полного пресмыкающихся и прочих животных. Приведя на ум примеры патриарха Иосифа и пророков Даниила, Иеремии и Ионы, которые обитали во рву, дабы прообразовать сошествие Христа во ад, мальчик осенил себя крестным знамением и с верой спустился в колодец. Он достиг дна, поддерживаемый Ангелом, и начал там жить, проведя в молитве сорок дней, не присаживаясь, с поднятыми руками, без еды и воды. Фармуфий, предупрежденный Ангелом, который обычно приносил ему еду, пошел отнести мальчику Небесную пищу. Отшельник пытался заставить Иоанна отказаться от пути крайней аскезы, но тщетно, поэтому весьма поучал его остерегаться козней сатаны и вооружиться терпением против уныния. Действительно, через год искуситель предстал перед Фармуфием в виде слуги, посланного на поиски Иоанна его матерью. Он убедил старца пойти попросить Иоанна вернуться к родным, которые оплакивали его гибель. Отшельник сказал Иоанну: «Разве ты не видишь, что все битвы, которые ты предпринимаешь здесь, сводятся на нет слезами твоей матери?» Иоанн, несмотря на юный возраст, получил дар различения злых духов и потому ответил старцу, что тот стал игрушкой демона, и отослал Фармуфия обратно в его пещеру. Диавол продолжил нападать на воина Христова, насылая на него мысли о семье, но Иоанн не обращал на лукавого никакого внимания. Много времени спустя сатана явился ему в обличье матери, затем сестры и старался разжалобить юношу их слезами. Но и тогда Иоанн ответил лишь пренебрежением и твердостью в молитве. Эта сверхчеловеческая брань продолжалась десять лет.

http://pravoslavie.ru/52896.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Моисей. скульптура Микеланджело Кто такой Моисей в Библии? 3 мин., 25.09.2015 Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии» . Сегодня мы говорим о том, кто такой Мессия в Библии. Моисей — один из самых известных персонажей в Библии. Он вывел народ Израиля из Египта, именно ему Господь вручил каменные скрижали (каменные плиты) завета, на которых были выбиты десять заповедей. Согласно преданию (и научным данным), Моисей автор первых пяти книг Библии — Бытия, Исхода, Левита, Второзакония и Чисел 9т. н. «Пятикнижие Моисеево»). Библия повествует о Моисее в книгах Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Упоминается же Моисей еще в книге Иисуса Навина, Псалтири, книгах пророков Исайи, Иеремии и Малахии, в евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, в Деяниях святых апостолов, в посланиях апостола Павла Второму к Коринфянам и Второму к Тимофею и к Евреям и в Откровении апостола Иоанна Богослова. Ко времени рождения Моисея народ Израиля жил в Египте. Сперва евреи занимали почетные должности и пользовались расположением правителя, но впоследствии их положение изменилось и они стали выполнять тяжелые хозяйственные работы. Чтобы число евреев не увеличилось, фараон приказал убивать еврейских младенцев мужского пола. В такой обстановке родился Моисей (что значит извлеченный или спасенный из воды). Его мать оставила его в корзинке на берегу реки. Там мальчика нашла дочь фараона и взяла на воспитание, а его мать наняла как кормилицу. Моисей был царевне как сын, но затем бежал из Египта, так как в одной из ссор заступился за одного за человека и убил другого. Он женился и стал пасти овец у горы Хорив (Синай). Там ему явился Ангел Господень «в пламени огня из среды тернового куста» (Исх. 3:2), который не сгорал в пламени. Этот куст стал называться неопалимая купина. Господь велел Моисею вернуться в Египет и вывести евреев.

http://foma.ru/kto-takoy-moisey-v-biblii...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Приход пророка Илии перед днем Господним. Самые загадочные пророчества Библии 3 мин., 26.09.2019 Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила… Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом  проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии» . Почти все пророки, жившие в ветхозаветную эпоху, так или иначе говорили о времени, когда Бог Сам придет на землю и станет судить людей. Об этом говорили пророки Исаия, Иеремия, Иоиль, Амос… Об этом же пророчествовал и Малахия, живший на рубеже V и IV веков до Р. Х. Но в его пророчестве есть одна новая, дополнительная деталь: он говорит, что у Господа будет предшественник: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. Книга пророка Малахии, глава 4, стихи 5, 6 Впоследствии Господь Иисус Христос напрямую отнесет эти слова пророка Малахии к Иоанну Предтече (Мф 17:10–13). И это часто вызывает у читателей Евангелия недоумение: ведь Иоанн Предтеча не Илия? Как это объяснить: В Библии вообще много параллелей: одни события оказываются предзнаменованиями других, которые случаются позже. Например, страдания и последовавшее за ними возвышение Иосифа, которого братья продали в рабство египтянам, во многом указывают на то, что случится много позже с Иисусом Христом; двенадцать «казней египетских» (наказания, посланные египтянам, которые не желали отпустить на волю еврейский народ) сильно напоминают те бедствия, что описаны в Откровении святого апостола Иоанна Богослова, и так далее. Господь говорит «лицом к лицу» с отдельными праведниками; народы же Он вразумляет событиями, некоторые из которых становятся предвестниками других. На переднем плане указывающий на Христа - Иоанн Предтеча.

http://foma.ru/samye-zagadochnye-proroch...

священномученик Ермоген, патриарх Московский Жития святых Послания Слова священномученик Ермоген, патриарх Московский Церковный и государственный деятель эпохи Смутного времени. Главный вдохновитель народного ополчения. Решительно выступал против изменников родины и сторонников унии с католиками, за что принял мученическую кончину. Происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая (память 6 декабря и 9 мая). Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В сказании он со смирением пишет о себе: «Я же тогда... хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу... И по велению Архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским...» В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Трудиться, как Петр и Павел Говоря о Петре и Павле, вспомним о сопровождавших их родах занятий, о тех видах труда, которые тоже их формировали. 11 июля, 2014 Говоря о Петре и Павле, вспомним о сопровождавших их родах занятий, о тех видах труда, которые тоже их формировали. Человека формирует многое – семья, общественная среда, род занятий. Уже в ночь зачатия будущему человеку, возможно, отгружают большую часть личных черт и особенностей. Сказано ведь: « Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя » (Иер. 1:4) Это слова Иеремии, и им по смыслу вторят Павловы слова: « Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею… » (Гал. 1:15) Многое то есть ведет свое родство от утробной темноты и тайны рождения. Но мы сегодня, говоря о Петре и Павле , вспомним о сопровождавших их родах занятий, о тех видах труда, которые тоже их формировали. Фото: Огуз Калфа, photosight.ru Петр – рыбак . В его имя можно называть все рыбацкие баркасы и все рыболовецкие флотилии; строки его посланий можно твердить в уме всем, кто смотрит на поплавок или тянет сети (не браконьерские). Какова психология рыбака? Не того, кто отдыхает «у тихой речки», а того, который зависит от улова и работает ежедневно? Он уже давно не романтик. Если он и восхищается красотами заката и мягким хлюпаньем штиля по борту, то – изредка. Он работает, и в сознании его прочное место занимают такие понятия, как «улов», «вырученные деньги», «домашние нужды», «починка сетей» и прочее. Поэтому некоторая деловитость, упрямая серьезность, столь чуждая любителям вечных романтических порывов, по необходимости присутствует в том, кому со временем сказано: «Отселе будешь человеков ловить» Кроме того он несколько схож с земледельцем. Тот бросает семя в землю, «и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он » (Мк. 4:27). То есть он свою работу сделал, а теперь дело продолжается в темноте, глубине и тайне. Ему самому предстоит ждать. Так же и рыбак бросает – сеть ли, удицу ли – в неизвестную глубину, где от него самого уже мало что зависит. Как земледельцу не виден рост зерна под землей, так и рыбаку не видны движения морских обитателей. Он долго ждет и затем быстро действует, когда видит, что улов есть.

http://pravmir.ru/truditsya-kak-petr-i-p...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Структура Библии. Инфографика 2 мин., 07.10.2019 Скачать и распечатать инфографику: Также вы можете воспользоваться этим материалом в формате текста: Структура Священного Писания Священное Писание (Библия – от греч. «книги») – книги, написанные пророками и апостолами по прямому внушению Духа Святого. Посредством Священного Писания в мире распространяется Божественное Откровение, которое сохраняется в Церкви. Священное Писание включает в себя Ветхий и Новый Завет. Книги Нового и Ветхого Завета вместе составляют канон Священного Писания. Книги Ветхого Завета: 39 книг. Книги, написанные до Рождества Христова. Они приготовляли людей к приходу Спасителя. 5 книг (Пятикнижие Моисеево): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Знакомят с историей творения мира и человека, а также включают Закон, который Бог дал людям для их жизни. 12 книг: Две книги Паралипоменон, 1-я книга Ездры, Неемия, Есфирь, Иисус Навин, Судьи Израилевы, Руфь, Четыре книги Царств Содержат историю народа Израиля до прихода в мир Спасителя. 5 книг Екклесиаст (Проповедник), Песнь Песней, Иов, Псалтирь, Притчи Соломоновы Содержат учение Божие о благочестии, праведности, мудрости и любви. 17 книг Исаия, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия, Иеремия, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Плач Иеремии, Иезекииль, Даниил, Осия, Иоиль. Написаны пророками Божиими, которые говорили народу Израиля о будущем приходе в мир Христа Спасителя. Книги Нового Завета: 27 книг Книги, написанные после Рождества Христова и Его служения людям. Включают учение Христа и Его ближайших учеников о спасении и Царствии Небесном. 4 книги (Евангелия) Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна. Включают рассказ апостолов о жизни Иисуса Христа, Его страданиях, смерти и воскресении, а также раскрывают Его учение – Евангелие (Благую весть). 21 книга (7 Соборных посланий и 14 Посланий апостола Павла) Два послания ап. Павла к Коринфянам, послание ап. Павла к Галатам, послание ап. Павла к Ефесянам, послание ап. Иакова, два послания ап. Петра, три послания ап. Иоанна, послание ап. Иуды, послание ап. Павла к Римлянам, послание ап. Павла к Филиппийцам, послание ап. Павла к Колоссянам, два послания ап. Павла к Фессалоникийцам, два послания ап. Павла к Тимофею, послание ап. Павла к Титу, послание ап. Павла к Филимону, послание ап. Павла к Евреям.

http://foma.ru/struktura-biblii-infograf...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРЕМИЯ [евр.  ,  ] (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая), по происхождению из священнического рода. Автор Иеремии пророка книги и, вероятно, нек-рых др. библейских книг, связанных с его именем (см. статьи Иеремии послание , Иеремии плач ). В Ветхом Завете И. род. под Иерусалимом, в небольшом левитском городке Анафофе , его отцом был Хелкия (Иер 1. 1). В годы правления царя Манассии , когда пророки подвергались преследованиям, И. был еще ребенком (4 Цар 21. 16; Иер 2. 30); в юности он стал свидетелем восстановления Иудеи при благочестивом царе Иосии , который воспользовался упадком Ассирии и вернул под свою власть сев. области страны. В 13-й год царствования Иосии (ок. 627 г. до Р. Х.) Господь призвал И. к пророческому служению. «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер 1. 9). И. этому противился. «О, Господи Боже! - молился он,- я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь определил его судьбу: «...прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер 1. 5-10). Он призвал И. к служению: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер 1. 10). Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. X - нач. XI в. (Ath. Laur. Plut. V 9. Fol. 127) Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. X - нач. XI в. (Ath. Laur. Plut. V 9. Fol. 127) Прор. Иеремия. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. В 622 г. до Р. Х. царь Иосия провел богослужебную реформу. Забытая книга закона, к-рую нашли в храме (4 Цар 22. 3-20), была объявлена священной для всего народа. В соответствии с указаниями книги по реформе Иосии были упразднены все святилища, кроме храма Соломона. И. поддержал эти преобразования (Иер 11. 2), но священники Анафофа были недовольны этими действиями и враждебно стали относиться к И. Первые проповеди И. были направлены против тех, кто слишком полагались на политическое возрождение царства. И. проповедовал, что благословение Божие сохранится, только если люди покаются, будут свято блюсти законы справедливости и станут уповать на Бога, а не на земную силу. Но в Иерусалиме слова пророка не были услышаны.

http://pravenc.ru/text/293630.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010