Источники для изучения утверждения патриаршества в России довольно многочисленны и не все ещё исследованы. В ряду этих источников на первом месте стоят дела бывшего посольского приказа, хранящиеся в московском главном архиве иностранных дел, где в статейных списках изложены переговоры, ведённые в Москве с представителями Востока по поводу учреждения патриаршества в России, приводится ряд посланий и грамот русских властей к восточным патриархам и последних к первым 1 . Обнародование этих документов началось ещё с конца прошлого столетия: в древней российской вивлиофике помещена часть переписки с патриархом Иеремией об утверждении патриаршества в России 2 ; затем историограф Карамзин привёл новые значительные выдержки из бумаг посольского приказа 3 ; самая же большая часть извлечений из этих бумаг издана А. Н. Муравьевым в сочинении: «Сношения России с Востоком» 4 . Дела посольского приказа дают материал для описания главным образом внешнего хода переговоров с восточными патриархами об учреждении патриаршества в России; более подробные описания этих переговоров и рассуждений о них на соборах в Москве, подробный чин наречения и поставления патриарха Иова изложены в делах двора митрополита, получившего потом название патриаршего приказа; для справок за этими сведениями бумаги посольского приказа всегда отсылают к делам этого двора. Но подлинные документы последнего рода, к сожалению, до сих пор остаются неизвестными в печати; о них не говорят описания библиотек и архивов русских. Нам удалось отыскать только два замечательных сборника, статьи которых, по нашему мнению, представляют древние списки с некоторых из подлинных документов, относящихся к занимающему нас вопросу. Это, во-первых, сборник московской синодальной, бывшей патриаршей библиотеки; в нём содержатся такие интересные подробности для описания переговоров с п. Иоакимом и Иеремией, наказы бесед с последними, какие не встречаются в других источниках; подробности эти много освещают характер переговоров об установлении у нас патриаршества 5 . Второй не менее интересный сборник принадлежит библиотеке, бывшей Соловецкой, ныне Казанской духовной академии 6 ; сведения, помещённые здесь, касаются исключительно приезда п. Иеремии в Москву и по местам дополняют рассказ о порядке возведения Иова на патриаршество; в синодальной рукописи изложен наказ о порядке возведения Иова, в Соловецкой описывается степень выполнения этого наказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Объяснительное чтение Введение пророка в книгу. Ст. 1. Начальное «И» Уже первым своим словом, или вернее, первой своей буквой исследуемая глава представляет такую трудность, справиться с которой экзегетика еще не может. Глава начинается союзом «и», в значении и смысле которого никто конечно никогда не сомневался, но которого появление здесь, в самом начале книги, неожиданно: странно начинать книгу соединительным союзом. Кроме книги пр. Иезекииля еще несколько библейских книг начинаются союзом «и» (Исх., Навина, Руфь, Судей, Царств, Ионы, Есфирь, 1Мак.). Это показывает, что для древнего еврея такое начало книг не представляло чего-нибудь столь необычного и странного, как для нас 23 . Обычно объясняют такое начало библейских книг тем, что священный писатель хотел представить свою книгу непосредственным продолжением другой книги, написанной им же (Исход – продолжение Бытия) или кем-нибудь другим (Руфь и 1Царств – книги Судей), или же хотел присоединить свою книгу к существовавшему до него канону свящ. книг, продолжить своею книгою этот канон. Последнее считают возможным по отношению к книге пр. Ионы и книге Иезекииля. Впрочем, относительно последней книги считают возможным и первое предположение: начальным «и» ее автор, думают, хотел связать свою книгу с книгою пр. Иеремии, послание которого к пленникам в Вавилоне (Иер. гл. 29) как бы намечало программу для деятельности Иезекииля (Генг. и др.). С этим объяснением ни в первой, ни во второй его форме согласиться никоим образом нельзя. Можно ли целую книгу, произведение, в котором длинным рядом положений развивается известная идея, можно ли такое произведение связать с другим подобным произведением одним союзом, поставленным в начале книги. Союз связывает только соседние мысли. Чтобы связать книгу с книгой нужно целое предисловие. Это сознавали и библейские писатели: если им нужно было показать отношение пишущийся книги к другим, они предпосылали книге вступительное замечание; так делает Моисей в Исходе; так делает автор книги Судей и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Скачать epub pdf Глава I Иер. 1:1 . Иеремия, сын Хелкиев, от священник. О времени, когда пророчествовал блаженный пророк Иеремия, при каком царе он начал и при каком пророчествуя скончался, ясно сказано в начальных словах (книги) пророка. Все пророчество (его) относится к двум коленам, так как (прочие) десять были уже пленниками ассирийского (царя). Можно видеть, что пророчество имеет разнообразное содержание. Он обличает их то примерами, когда говорит: «виждь пути твоя на месте многогробищном» ( Иер. 2:23 ), то – некоторыми пророческими своими действиями, когда берет пояс и делает с ним повеленное ( Иер. 13 ), берет сосуд и сокрушает его пред лицом народа ( Иер. 19:10–12 ), налагает на себя «клады» ( Иер. 28 ). Он встречал большие трудности со стороны своих современников, так как все обратились к нечестию и восставали против него и священники, каков Софония, против которого он, по-видимому, говорит ( Иер. 21 ), и некоторые из начальствующих, и против Пасхора направляет речь ( Иер. 20 ), и цари не слушали увещания. В обличениях не только указывает на действия, нечестивость которых ясно изображает, но и (приводит примеры) послушных людей, (каковы) сыновья Ионадава, сына Рихавова, по сравнению с которыми показывает беззаконное поведение иудеев ( Иер. 35 ). Поэтому он подвергался тяжким преследованиям, то будучи заподозреваем в измене ( Иер. 37 ), то заключаем в темницу, то ввергаем в грязный ров ( Иер. 38:6 ). По этой причине уже в начале обещает ему Бог дать силу ( Иер. 1:18 ); предрекая ему бедствия, возвещает Свою помощь. (Пророк) говорит и о (других) народах не для пользы только евреев, но и тех самых народов, о которых говорит, чтобы, видя исполнение (пророчеств), убедились в том, что Бог есть Владыка всего. Предсказывает и обращение народа, определяет число годов плена. Наконец составляет Плач и увещание чрез Послание к находившимся в переселении; в нем он показывает суетность идолов и доказывает, что Бог – Владыка всего. Иер. 1:1 . Слово Божие, еже бысть ко Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Учебное пособие доцента кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, кандидата богословия Дмитрия Георгиевича Добыкина «Неканонические книги Ветхого Завета» является первым подобным изданием на русском языке за последнее время. Учебное пособие знакомит с различными взглядами библеистов на неканонические книги. В нём на основании русских и иностранных трудов излагаются основные экзегетические и исагогические сведения, а также рассматриваются неканонические дополнения в канонические книги. В приложении анализируется Четвёртая книга Маккавеев, отсутствующая в русских православных изданиях Библии , но имеющаяся в греческих. Учебное пособие рекомендуется преподавателям и студентам богословских и светских высших учебных заведений, а также всем, интересующимся Священным Писанием. Введение В ветхозаветной части православных изданий Священного Писания принято выделять канонические и неканонические книги. В русских изданиях к неканоническим относятся одиннадцать книг: 2-я книга Ездры, книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии, книга Варуха, 3-я книга Ездры, 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские книги и неканонические дополнения: молитва Манассии, царя Иудейского ( 2Пар.36:24 ), добавление к книге Есфирь, сирийское окончание книги Иова ( Иов.42:18 ), псалом 151 ( Пс.151 ), Песнь трёх отроков ( Дан.3:24–90 ), повествование о Сусанне ( Дан.13 ), история о Виле и драконе ( Дан.14 ). Если сравнить издания разных Поместных Православных Церквей, то можно заметить разницу в списках неканонических книг ветхого Завета. Так, в греческой Библии обычно отсутствует 3-я книга Ездры, хотя первые две имеются. Зато там есть 4-я Маккавейская, которой нет в русской Библии. Само понятие канона заимствовано из греческой культуры классического периода, где оно означало «порядок, правило, мерило». В отношении библейской литературы название «канонические» указывает, что эти книги богодухновенны. Предназначение канона – очертить границу, отделить священные тексты от профанных произведений. Понятие канона указывало, что «есть границы между качественно различными феноменами» 1 . Канонические тексты возглашались народу и признавались авторитетными, содержащими непреложные правила жизни, поведения и совершения ритуала, рассматривались как источник истинных предписаний, утверждений, оценок. «Чёткую демаркацию между книгами, вошедшими в состав канона и оставшимися за его пределами, можно провести как границу между «слушать и повиноваться» и только «слушать» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Глава 29 1–23. Письмо Иеремии в Вавилон к иудейским пленникам. 24–32. Слова Иеремии, обращенные к Шемаии. Иер.29:1–23 . В письме, которое Иеремия отправил к иудейским пленникам, уведенным вместе с Иехонией, пророк убеждал своих единоплеменников не смотреть на плен как на скоротечное наказание. Нет, им долго придется прожить там. Они должны построить себе прочные дома и разводить сады в областях вавилонских. Для них Вавилон должен быть вторым отечеством, о благе которого они должны молить Бога. Те пророки, которые обольщают пленников надеждою на скорое освобождение, лгут. Верно только то, что Господь именно через 70 лет снова возвратит Свой народ из плена. Даже и оставшиеся в Иерусалиме иудеи, за свое неповиновение Богу, также будут уведены в плен. Что касается ложных пророков – Ахава и Седекии, обольщавших пленников, то они будут казнены Навуходоносором. Иер.29:2 .  после того, как вышли из Иерусалима царь Иехония и царица и евнухи, князья Иудеи и Иерусалима, и плотники и кузнецы, – «Евнухи» – здесь это выражение обозначает вообще придворных и разъясняется следующим выражением: князья. Иер.29:3 .  через Елеасу, сына Сафанова, и Гемарию, сына Хелкиина, которых Седекия, царь Иудейский, по­сылал в Вавилон к Навуходоносору, царю Вавилонскому: Посольство, посланное Седекией в Вавилон, очевидно было одинаковых мыслей с Иеремией, если берет с собою его письмо. И сам царь в это время, очевидно, следовал внушениям Иеремии. Он явно желает поддержать добрые отношения с Навуходоносором. Иер.29:21 .  так говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев, об Ахаве, сыне Колии, и о Седекии, сыне Маасеи, которые про­роче­с­т­ву­ют вам именем Мо­им ложь: вот, Я пред­ам их в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и он умертвит их пред вашими глазами. Гнев Навуходоносора против ложных пророков очень понятен. Они своими речами предрекали низвержение его власти. Иер.29:24–32 . Некто Шемаия, возмущенный вышеприведенным письмом Иеремии, прислал священникам иерусалимским письмо, в котором советовал главному смотрителю храма заключить Иеремию под стражу. За это пророк возвещает Шемаии тяжелое наказание: после него не останется потомков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 27 1–11. Господь повелевает Иеремии возложить на себя узы и ярмо и послать узы и ярмо к соседним народам. 12–15. Увещание к Седекии, 16–22. и к священникам. Иер.27:1–11 . В правление царя Седекии пророк получил от Господа повеление – возложить узы с ярмом на себя и послать таковые же к государям соседних царств с посланниками этих государей. При этом Сам Господь объясняет и смысл этого символического действия таким образом: Господь, как – Владыка земли, решил отдать под власть Навуходоносора все земли западной Азии. Пусть, поэтому, эти земли добровольно несут на себе возложенное Навуходоносором на них иго, пусть они не верят никаким гадателям, которые указывают им на возможность сбросить с себя вавилонское иго. Иер.27:1 .  В начале цар­с­т­во­вания Иоакима , сына Иосии, царя Иудейского, было слово сие к Иеремии от Го­с­по­да:: Что здесь необходимо читать имя Седекии вместо имени Иоакима – это ясно видно а) из 3-го ст., где назван именно Седекия, б) из 1 ст. XXVIII-й гл., где сказано, что событие, описываемое в этой главе случилось «в тот же год в начале царствования Седекии» ( Иер.28:1 ); точное время описываемого события можно определить так, что это было не ранее 4-го года царствования Седекии, потому что едва ли Седекия, поставленный в цари Навуходоносором, тотчас же бы стал злоумышлять против него. На 4-м же году он ездил даже в Вавилон, чтобы доказать свою верность Навуходоносору ( Иер 51.59 ). Иер.27:2 .  так сказал мне Го­с­по­дь: сделай себе узы и ярмо и воз­ложи их себе на выю; Деревянное ярмо прикреплялось к телу веревками или узами (ср. Ис 9.4 ). Иер.27:7 .  И все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не при­дет время и его земле и ему самому; и будут служить ему народы многие и цари великие. Пророк говорит здесь только о продолжительности вавилонского пленения и едва ли хочет сказать, что престол вавилонский непременно будет переходить от отца к сыну. Иер.27:12 .  И Седекии, царю Иудейскому, я говорил всеми сими словами и сказал: подкло­ните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Патриарх К-польский (22 февр. 1584 - 16 февр. 1585). Род. в г. Митилине на о-ве Лесбос. Вероятно, П. имел итал. корни, на что указывает фамилия Мантистас (в др. источниках - Батистас, Патестос). Деятельность П. относится к эпохе патриарха К-польского Иеремии II (Траноса). Греч. источники, основными из которых являются «Хроника» Псевдо-Дорофея Монемвасийского (1-я четв. XVII в.) и краткое историческое сочинение кипрского ученого Леонтия Евстратия, созданное по просьбе М. Крузия в 1590 г., описывают П. как властолюбивого человека и противника Иеремии II. Противоречивы данные об образованности П.: по сведениям Псевдо-Дорофея, П. был невежествен и не мог прочитать сочинения Фомы Аквинского ( Σθας. 1870. Σ. 13). В то же время греч. историк М. Гедеон утверждал, что хорошая репутация П. при дворе султана объяснялась тем, что он был его учителем математики и философии. П., в то время митр. Кесарийский, вступил в сговор с митр. Филиппопольским Феолиптом (буд. патриархом Феолиптом II ) - племянником давнего оппонента Иеремии - патриарха Митрофана III . По договоренности с Феолиптом П., пользовавшийся покровительством султана, должен был добиться назначения на Патриарший престол, а затем уступить его Феолипту, получив взамен кафедру в Филиппополе. Иеремия II был смещен и сослан на о-в Родос, а П., пообещавший увеличить ежегодный взнос в казну со стороны Вселенского Патриархата, взошел на К-польский престол. Оппозицию П. возглавил митр. Иерофей Монемвасийский. В защиту П. высказывались митр. Кизический Гавриил и митр. Халкидонский Дорофей. Из донесений франц. посланника кор. Генриху III в марте 1584 г. следует, что зап. дипломаты не считали П. законным патриархом и сочувствовали его противникам. Когда П. отказался выполнить данное митр. Феолипту обещание, тот также примкнул к оппозиции. П. попытался обвинить митрополитов Иерофея и Феолипта в неповиновении султану, но им удалось добиться оправдания. Вскоре султан, недовольный настроениями внутри христ. общины, сместил П.; его заковали в цепи и подвергли публичному осмеянию, а на К-польский престол взошел митр. Феолипт. В перечнях патриархов К-польских ошибочно указан 1583 г. как год вступления П. на престол ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1899. S. 396, 398). Греческий историк А. Комнинос-Ипсиланти ошибочно считал годом Патриаршества П. 1592-й.

http://pravenc.ru/text/2579856.html

Фома Аквинский (католический святой) Глава 2. О том, что рассмотрение творений полезно для наставления в вере Подобное рассмотрение созданий Божиих необходимо для наставления верующего человека в том, что касается Бога. Во-первых, потому что, размышляя о созданиях Божьих, мы можем лучше понять удивительную премудрость Бога и восхититься ею. В самом деле, искусственные вещи сделаны в подражание искусству и представляют само искусство. Бог же произвел все вещи в бытие, руководствуясь лишь собственной премудростью, [а не образцом и правилами какого-либо искусства]. Вот почему в Псалме говорится: «Ты создал все в Премудрости» (Пс., 104:24). Так что из созерцания творений мы можем составить представление о Божьей премудрости, словно бы разлитой в них: ибо они некоторым образом подобны ей и причастны. 06 этом сказано: «Разлил ее, – т.е. премудрость, – на все дела Свои» (Сир., 1:10). А когда Псалмопевец говорит: «Дивна сделалась наука Твоя для меня: слишком высока; я не смогу постичь ее,» – и добавляет, что Бог поможет ему и просветит его: «Ночь – просвещение мое» и т.д. (Пс., 138:6–12), он признает, что именно созерцание Божьих созданий помогает ему познать премудрость Божию, о чем и говорит: «Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс., 138:14). Во-вторых, изучение творений возводит нас к пониманию того, сколь удивительно высока сила Божия, и рождает тем самым в человеческих сердцах благоговение перед Богом. Ибо понятно, что сила Создателя превосходит создания, о чем сказано в Книге Премудрости: «Если они, – т.е. философы, – удивлялись силе и действию их, – т.е. неба, светил и стихий мира, – то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их» (Прем., 13:4). А в Послании к Римлянам сказано: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Римл., 1:20). Из удивления же [делами Божьими] происходит страх Божий и богопочитание. О чем сказано у Иеремии: «Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царь народов?» (Иер., 10:6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

7.10. Окончание книги: пророчества о языческих народах 7.11. Книги Плач Иеремии, Послание Иеремии и Книга пророка Варуха Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 7.10. Окончание книги: пророчества о языческих народах В последних главах книги уже содержится пророчество о всех окрестных народах, об их судьбе: о Еламе, Египте, Вавилоне, филистимлянах, Моаве, Едоме, Дамаске и др. Последняя, 52-я, глава, содержит в себе исторический эпилог, описывающий падение Иерусалима подобно тому, как это описано в книге Царств. Отметим еще один момент. В 27 главе Евангелия от Матфея есть место, где приводится пророчество о тридцати сребрениках и сказано, что это пророчество Иеремии пророка. Но в нынешнем составе книги такого пророчества нет, оно находится в книге пророка Захарии. Почему евангелист Матфей так сказал, об этом остается только догадываться. Может быть, это пророчество было в его время известно под именем Иеремии. 7.11. Книги Плач Иеремии, Послание Иеремии и Книга пророка Варуха К книге пророка Иеремии примыкаюет еще три книги. Первая книга – это «Плач Иеремии», стихотворное произведение, написанное в классическом жанре плача о разрушенном Иерусалиме. Состоит она из пяти плачей, в соответствии с разбиением по главам. Каждый из них имеет стихотворную форму. Четыре из них имеют алфавитный акростих, то есть имеют 22 строфы, каждая из которых начинается на соответствующую букву еврейского алфавита. Первая, вторая и четвертая песни имеют просто 22 стиха, каждый из которых начинается на букву, а третья имеет 66 стихов, по 3 стиха в строфе. Пятая глава, плач-молитва, тоже имеет 22 стиха, но там акростих не содержится. Один из толкователей говорит, что этим нарушением формы изображается смущенное и расстроенное состояние Иудеи. Пророк оплакивает опустошение Иерусалима, разрушение его, гибель. Он описывает ужасы осады, то, как матери ели младенцев своих, как умирали от голода, от меча, непогребенные тела лежали среди развалин. Описывает свои собственные страдания и переживания во время этого разрушения, и говорит о тех грехах, о нарушении суда и справедливости, о лжепророках, о притеснениях, которыми наполнился перед этим Иерусалим. Затем он возносит молитву к Богу, в которой от имени народа исповедует сознание своей греховности, молит о милости и помощи.

http://sedmitza.ru/lib/text/431507/

священник Михаил Соболев Книга Пророка Варуха Сведения о пророке Пророк Варух был сын Нириин. В своей книге он перечисляет своих предков до 4-го рода, что указывает на знатность его происхождения (ст. 1). Он был неотлучным спутником пророка Иеремии; когда Иеремия был в темнице и не мог сам проповедовать, Варух записывал речи пророка и читал их в храме и во дворце ( Иер. 36, 5 – 6 ). И когда однажды царь Иоаким сжег в камине свиток книжный, Варух по повелению Иеремии написал новый свиток с новыми угрозами и прещениями ( Иер. 36, 23 и 32). Вместе с Иеремией Варух проводил тяжелую жизнь, постоянно подвергался гонениям, насмешкам и страданиям ( Иер. 36, 26 ). И если великий Иеремия часто скорбел, в виду тяжелого своего положения, и готов был даже отказаться от пророческого служения, то тем более ученик его Варух часто предавался неутешной скорби: О люте мне, о люте мне, яко приложи Господь труд к болезни моей: успох со стенанием, покоя не обретох ( Иер. 45 ). Поэтому пр. Иеремия вынужден был для укрепления его в подвигах писать ему увещательное послание ( Иер. 45 ). Вместе с Иеремией Варух взят был евреями в Египет после убиения наместника Годолии ( Иер. 43, 6 ), и здесь он жил до смерти Иеремии. В пятом году плена, после смерти Иеремии, Варух, вероятно по завещанию пророка, отправился в Вавилон к пленникам и здесь читал составленную им книгу пред царем Иехонией, старейшинами и народом, увещевая их к покаянию и утешая надеждой возвращения в отечество. О других обстоятельствах жизни Варуха ничего неизвестно. Происхождение книги и отношение ее к книге пр. Иеремии Книга пр. Варуха написана в Вавилоне (ст. 1), в 5 году плена и прочитана была там пленникам, а после отправлена была в Иерусалим для чтения оставшимся в нем иудеям (2 –14). В греческой библии она приложена к книге пророка Иеремии, как ее часть, и чтение из нее в православной церкви на паремиях предлагается как из книги Иеремии. Цель ее возбудить покаяние пленного народа и укрепить его веру обетованными помилованиями, особенно в пришествие Спасителя. Обзор содержания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010