Предисловие. О послании Иеремии 1. Неподлинность послания. Послание Иеремии, написанное на греческом языке, на самом деле не принадлежит великому иудейскому пророку. Это доказывается, во-первых, тем, что его совсем нет в еврейской Библии , в сирийском переводе Пешито и даже в некоторых списках LXX-mu; во-вторых, самое содержание послания не имеет почти ничего общего с содержанием книги пророка Иеремии, и, в-третьих, наконец, язык послания далеко не похож на блестящий язык книги пророка Иеремии. Кроме того, в послании своем Иеремия не мог употребить таких неточных выражений как семь родов вместо семидесяти лет (для обозначения периода вавилонского плена) и тому под.Неизвестный автор послания, по-видимому, иудей-еллинист – составил его и назвал Иеремииным, вероятно, чтобы придать ему больше значения в глазах читателей. Вероятнее всего, что послание написано во Фригии – в нем находятся довольно ясные следы знакомства автора с фригиийским языческим культом. 2. Содержание послания. Автор послания хочет предостеречь своих единоплеменников, иудеев, от увлечения идолослужением. Для этого он изображает идолов как простых бесчувственных истуканов, которые ничего не видят и не слышат и с которыми можно сделать что угодно. Неправильно потому называются они богами: их даже сами халдеи не чтут как следует. Они не в состоянии даже спасти от опасности себя самих, и даже дикие звери лучше их, потому что у них есть инстинкт самосохранения.Все послание состоит из 72-х стихов и может быть разделено на 4 части: 1) надписание ( ПослИер.1:1 ); 2) вступление ( ПослИер.1:2–6 ); 3) главная часть послания – рассуждение о ничтожестве идолов и суетности идолослужения ( ПослИер.1:7–71 ) и 4) заключение ( ПослИер.1:72 ). 3. Достоинство послания. У наших православных богословов иногда высказывается мысль, что послание Иеремии – каноническое (Митр. Макарий – во Введении в прав. Богословие, Смарагдов, Афанасьев). Это, несомненно, отражение католического воззрения, по которому это послание действительно является произведением Иеремии. Но большинство толкователей наших совершенно справедливо считают это послание неканоническим (митр. Филарет Моск., митр. Арсений Киев., и др).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Книга пророка Иеремии (Jeremiah, book of) Первый вариант пророчеств Иеремии был сожжен царем Иоакимом ( Иер.36:1–26 ). Этим, возможно, объясняются трудности, связанные с пониманием общей структуры книги. Различия между Септуагинтой (греческим переводом Ветхого Завета) и традиционным еврейским текстом, касающиеся размеров и построения книги, свидетельствуют о ряде внесенных в нее изменений. Композиция книги в общих чертах историческая, хотя некоторые материалы расположены в тематическом порядке, возможно, переписчиком Иеремии Варухом ( Иер.36:27–32; 45:1–5 ). Книгу, пожалуй, лучше всего охарактеризовать как историческую антологию. Помимо пророчеств и исторических рассказов, книга в окончательном варианте содержит краткий рассказ об отступничестве ( Иер.2:1–3:5 ), проповедь (знаменитая «проповедь в храме», Иер.7:1–15; 26:1–6 ), письмо из дома ( Иер.29:1–23 ) и несколько монологов (горестных «исповеданий» Иеремии, Иер.15:10–18; 17:9–18; 18:18–23; 20:7–18 ). Общая направленность пророчества Иеремии достаточно ясна. Она проявляется уже в рассказе о призвании пророка, где смысл данного ему поручения характеризуется метафорическим языком как донесение послания о суде и спасении до Иудеи и народов. Призвание Иеремии произошло в 627 г. до P. X., но само его служение связано с отчаянной ситуацией, сложившейся накануне, во время и сразу же после падения Иудеи и Иерусалима в 587–586 г. до P. X. В призвании Иеремии используются выражения, изображающие народы как дома или растения, которые надо создать/насадить или разрушить/искоренить: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» ( Иер.1:10 ; см. РАЗРУШЕНИЕ ; СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО ). Такая по преимуществу негативная символика повторяется как рефрен на протяжении всей книги при описании суда над Иудеей и другими народами, а также конечного восстановления Иудеи ( Иер.12:14–17; 18:7–10; 24:6; 31:28; 42:10; 45:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Иеремии I. АВТОР Иеремия (евр. «возвышенный Господом») – второй из четырех великих пророков ВЗ – был сыном священника Хелкии из Анафофа. Еще совсем молодым он был призван Богом на пророч. служение; это произошло в 13-й год правления царя Иосии (627 г. до Р.Х.) ( Иер. 1:1–10 ). Его пророч. служение продолжалась при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, правление которых отмечено многими смутами и войнами. Все это время (вплоть до своей смерти ок. 580 г. до Р.Х.) Иеремия неустанно призывал народ к покаянию. Свою первую речь он произнес в Иерусалиме, куда его направил Господь ( Иер. 2:2 ). Он проповедовал везде, где находил слушателей: в храме ( Иер. 7:2 ), у гор. ворот ( Иер. 17:19 ), в долине сыновей Енномовых ( Иер. 19:2 ); не молчал он, даже будучи заключенным «во дворе стражи» ( Иер. 32:2 ). Горячо желая добиться спасения народа через обращение его к Богу, Иеремия прибегал не только к публичным выступлениям, но также к письм. посланиям ( Иер. 29:1 ; Иер. 36:2 ) и к наглядным символич. действиям ( Иер. 7:29 ). Его отличало необыкновенное упорство, которое не могли поколебать ни неудачи, ни греховное упорство народа, за спасение которого он боролся. Полвека призывал он иудеев к покаянию и пророчествовал о грядущих наказаниях. Но хотя пророчества Иеремии исполнялись, народ следовал не за ним, а за лжепророками. Бог не сразу обрушил на народ всю тяжесть Своей кары, а предостерег его посредством двух переселений в Вавилон (605 и 597 гг. до Р.Х.; ⇒ Плен , (III,3); однако народ продолжал идти путем нечестия. Окончат. суд свершился, когда Седекия, пренебрегши предостережениями Иеремии и положившись на помощь египтян, отважился на очередное восстание против Навуходоносора ( 4Цар. 24:20 ; 2Пар. 36:13 ; Иез. 17:15 ). После длительной осады Иерусалим был разрушен, а народ угнан в плен (587 г. до Р.Х. ⇒ Год ). Иеремии был предоставлен выбор: остаться в Иудее либо вместе с пленниками следовать в Вавилон. Он остался на родной земле вместе с немногими обездоленными соплеменниками. Но и после этого спокойствие не наступило: был убит назначенный вавилонянами наместник Иудеи; из страха перед местью халдеев остававшиеся в стране евреи, вопреки предостережению Иеремии, бежали в Египет, вынудив пророка последовать за ними ( Иер 40–43 ). Но Иеремия и там продолжал проповедовать против идолопоклонства; там же он предрек египтянам Божью кару.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

LV. Последний Царь Седекия, разорение Иерусалима, плачь Иеремии При начале царствования Седекии, лжепророк Анания хотел польстить ему тщетными надеждами, обещая скорое возвращение Иехонии; но Иеремия обличил его неправду и предсказал самому близкую смерть, которая случилась в том же году, а Царю не переставал внушать, именем Божьим, покорность Навуходоносору. Он написал также убедительное послание к пленникам Вавилонским, чтобы не обольщались ложными пророчествами, но обратились бы к Богу отцов своих, на месте нового жительства, ибо прежде назначенного срока не окончится плен их: тогда только освободится Израиль и обновится храм Господень. С такой уверенностью предсказал о том Иеремия, что в последнюю осаду Иерусалима, когда сам находился в заключении, он купил себе заочно поле в опустошенных окрестностях, в свидетельство того, что не перестанут Иудеи обладать землей предков. Пророк возбуждал Царя и старейшин соблюсти святость года субботнего, отпущением рабов, по заповеди Моисеевой; но они, последовав сперва его совету, раскаялись потом в своем повиновении, и Господь опять грозил, устами Иеремии, предать ослушников закона в руки врагов, а город запустению. В девятый год царствования Седекии, Царь Вавилонский осадил Иерусалим, и два года продолжалась осада; когда же весть, о нечаянном вооружении Египтян, на время отвлекла Халдеев от стен города, пробудилась надежда в сердце Седекии. Он послал просить Иеремию, помолиться о нем Господу; но Пророк не велел ему обольщаться тщетной надеждой, ибо удаление Халдеев будет кратковременно, и они необходимо сожгут Иерусалим. Пользуясь отступлением неприятеля, Иеремия хотел посетить родину, но был остановлен во вратах города и посажен опять в темницу старейшинами, которые осыпали его поруганиями, за горькие для них предсказания. Царь освободил его и спросил втайне: не имеет ли к нему какого слова от Господа? – «имею, отвечал он, ты будешь предан в руки Царя Вавилонского. Где лжепророки, уверявшие вас, что не придут Халдеи? За что же бросили меня в темницу? Об одном умоляю, не вели бросать меня в ту, из которой извели.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ПОСЛАННИЧЕСТВО/МИССИЯ Идея божественного П-а не вполне чужда нехристианским религиям. Не говоря уже о Магомете, «посланце Божием», претендовавшем быть преемником библ. пророков, эта идея в нек–рой мере встречается уже в эллинском язычестве. Эпиктет считает себя «посланцем, уполномоченным, глашатаем богов», «посланным от бога служить примером»: он полагает, что получил с небес М. своим учением и свидетельством оживить у людей находящуюся в них божественную искру. Подобно этому, в герметизме на посвященного ложится М. стать «водителем тех, кто того достоин, дабы ч-ский род через его посредство был спасен Богом». Но в библ. откр–нии идея П. представляется в совсем ином контексте. Она во всем соотносительна с историей спасения. Она предполагает положительный призыв Божий, определенно выявленный в каждом частном случае, и может относиться к целым обществам так же, как и к отдельным личностям. Будучи близка идеям предопределения и призвания, она выражается терминами, группирующимися вокруг глагола «послать». ВЗ 1 . Божественное П. яснее всего проявляется непосредственно у (ср Иер 7, 25 ), из к-рых первый – «Я посылаю тебя…» – эти слова стоят в центре всякого пророческого призвания (ср Исх 3, 10 ; Иер 1, 7 ; Иез 2, 3 сл.; 3, 4 сл.). На такой призыв Божий каждый отвечает согласно своему личному характеру: Исаия предлагает себя («Вот я, пошли меня», Ис 6, 8 ); Иеремия же возражает ( Иер 1, 6 ); Моисей хочет знамений, к-рые подтвердили бы его П. ( Исх 3, 11 слл), пытается отговориться (4, 13) и горько сетует, получив его (5, 22). Но в конце концов все повинуются (ср Ам 7, 14 сл.). Исключение – только случай с Ионой, к-рый отказывается выполнить свою М. вселенского характера и видит соблазн в спасении языч. народов ( Ион 1, 1 слл). Это сознание полученной от Бога личной М. является существенной чертой истинного пророка. Оно отличает его от тех, кто говорит: «Слово Божие!», хотя Бог их не посылал, как делали те лживые пророки, с к-рыми боролся Иеремия ( Иер 14, 14 сл.; 23, 21, 32; 28, 15; 29, 9). В более широком смысле можно говорить также о божественном П. всех тех, кто в истории народа Божия выполняет то или иное провиденциальное назначение; но чтобы признать подлинность подобной М., необходимо свидетельство пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Источники для изучения утверждения патриаршества в России довольно многочисленны и не все ещё исследованы. В ряду этих источников на первом месте стоят дела бывшего посольского приказа, хранящиеся в московском главном архиве иностранных дел, где в статейных списках изложены переговоры, ведённые в Москве с представителями Востока по поводу учреждения патриаршества в России, приводится ряд посланий и грамот русских властей к восточным патриархам и последних к первым 1 . Обнародование этих документов началось ещё с конца прошлого столетия: в древней российской вивлиофике помещена часть переписки с патриархом Иеремией об утверждении патриаршества в России 2 ; затем историограф Карамзин привёл новые значительные выдержки из бумаг посольского приказа 3 ; самая же большая часть извлечений из этих бумаг издана А. Н. Муравьевым в сочинении: «Сношения России с Востоком» 4 . Дела посольского приказа дают материал для описания главным образом внешнего хода переговоров с восточными патриархами об учреждении патриаршества в России; более подробные описания этих переговоров и рассуждений о них на соборах в Москве, подробный чин наречения и поставления патриарха Иова изложены в делах двора митрополита, получившего потом название патриаршего приказа; для справок за этими сведениями бумаги посольского приказа всегда отсылают к делам этого двора. Но подлинные документы последнего рода, к сожалению, до сих пор остаются неизвестными в печати; о них не говорят описания библиотек и архивов русских. Нам удалось отыскать только два замечательных сборника, статьи которых, по нашему мнению, представляют древние списки с некоторых из подлинных документов, относящихся к занимающему нас вопросу. Это, во-первых, сборник московской синодальной, бывшей патриаршей библиотеки; в нём содержатся такие интересные подробности для описания переговоров с п. Иоакимом и Иеремией, наказы бесед с последними, какие не встречаются в других источниках; подробности эти много освещают характер переговоров об установлении у нас патриаршества 5 . Второй не менее интересный сборник принадлежит библиотеке, бывшей Соловецкой, ныне Казанской духовной академии 6 ; сведения, помещённые здесь, касаются исключительно приезда п. Иеремии в Москву и по местам дополняют рассказ о порядке возведения Иова на патриаршество; в синодальной рукописи изложен наказ о порядке возведения Иова, в Соловецкой описывается степень выполнения этого наказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Память святого пророка Иеремии Св. пророк Иеремия был освящен и избран Богом еще до своего рождения (см.: Иер. 1:5 ). Он появился на свет ок. 650 г. до Р.Х. в гор. Анафофе и происходил из семьи священника колена Вениаминова. С ранней юности Иеремия был призван Богом к пророческому служению. Он колебался и противопоставлял этому призванию свою молодость и неопытность, но Господь притронулся к его устам и сказал: Вот, Я вложил слова Мои в уста твои ( Иер. 1:10 ). Башнею поставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путъ их ( Иер. 6:27 ). Бог поставил его наблюдателем, чтобы возвестить народу иудейскому, закосневшему в идолопоклонстве, о неминуемом приходе ассирийцев с севера. На протяжении всего пророческого служения Иеремия, уста Господа Бога, твердо и смело обличал царей, князей, священников и лжепророков в отступлении от Господа и почитании иноплеменных идолов. Он сравнивал Божий народ с неверной женой, забывшей, как невестой она возлюбила Господа своего, когда следовала за Ним в пустыне (см.: Иер. 2:1–2 ). Раз она отказывается покаяться, она будет отлучена и предана ассирийцам как блудница, и они покроют ее стыдом. Преисполненный жалости к иудейскому народу, пророк всем своим существом предчувствовал его будущие страдания и восклицал: Утроба моя! Утроба моя! Скорблю... волнуется во мне сердце мое, не могу молчать! ( Иер. 4:19 ). Иеремия явился не только посланником, которому поручено объявить о суде Божием, но и прообразовал служение Господа нашего, взяв на себя судьбу народа израильского и пострадав ради его спасения. Многие годы он без устали возвещал Божественные пророчества либо словами, преисполненными величественного лиризма, либо символическими действиями, указанными ему Богом, либо собственной жизнью и скорбями, предвещающими спасительные Страсти Христовы. Однажды Бог показал пророку в видении кипящий котел, отверстие которого было повернуто к северу, и сказал, что несчастье выплеснется с севера. В другой раз Бог послал Иеремию к горшечнику. Тот работал на гончарном круге. Если сосуд не получался, он разбивал его и из той же глины лепил новый. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев ( Иер. 18:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

протоиерей Александр Мень Скачать epub pdf Раздел I. Эпоха пророков-писателей. Пророческие и исторические книги до плена Вавилонского VIII-VI века до Р.Х. § 1. Пророческие книги. Сущность профетизма 1 1. Пророческие писания являются второй по значению, после Закона, фундаментальной основой Ветхого Завета. В еврейской Библии эти писания стоят после Исторических книг (Древних Пророков) и называются Поздними Пророками. Сборник имеет два раздела: Великие и Малые Пророки. Названия эти определяются объемом книг. К великим пророкам относятся книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила (последний в еврейской Библии отнесен к сборнику «Писания», или «Ктувим»). Малые пророки включают книги Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Из неканонических книг к «Пророкам» относят Кн. Варуха и Послание Иеремии. Сборник Пророков к 200 году до Р.Х. получил окончательную форму. 2. Литературные особенности пророческих книг. Они являются первыми в Ветхом Завете «авторскими» произведениями, то есть почти целиком вышли из-под пера писателей, имена которых стоят в заглавии. Однако первоначально книги эти представляли собой небольшие свитки с краткими изречениями, которые легко было усвоить и запомнить. Позднее ученики пророков собрали эти свитки воедино, снабдив их вступительными словами и некоторыми сведениями о писателях. «Речи пророков поставлены в таком порядке, в каком находил их собиратель» (бл. Феодорит). Установлением хронологического порядка текстов занимается библейская наука. Пророки в своих книгах используют различные жанры, сложившиеся на протяжении веков: а) обличительные речи; б) покаянные и благодарственные псалмы; в) эсхатологические и мессианские пророчества; г) послания; д) притчи; е) автобиографические свидетельства; ж) предсказания о бедствиях и плачи. Большая часть пророческих книг – произведения боговдохновенной поэзии, которая строилась по определенным литературным законам (см. § 8). Язык и стиль пророков считаются классическими в библейской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

В составе св. книг Ветхого Завета есть два послания, носящия на себе имя пророка Иеремии. Одно из них заключается в 29-й главе канонической книги пр. Иеремии по счету глав, принятому в еврейской библии, – в 36-й по переводу LXX-mu; оно носит и соответствующее своему литературному характеру надписание: «и вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима к остатку старейшин между переселенцами, и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу... чрез Элеасу, сына Сафанова, и Гемарию, сына Хелкиина» – при Седекии, царе иудейском (ст. 1–3). Другое послание представляет отдельный и самостоятельный письменный памятник; оно сохранилось только в греческой библии и переводах с греческого, имеет свое особое заглавие и помещается в славянской и русской библиях между книгою плача Иеремии и книгою пр. Варуха. Предмет настоящого чтения – это последнее «послание Иеремии», собственно так называемое. Оно состоит из 72 стихов и может быть разделено на четыре части: 1) надписание (стих 1-й); 2) вступление (стихи со 2-го по 6-й включительно); 3) главная часть послания – разсуждение о ничтожестве идолов и суетности идолослужения (стихи с 7-го по 71-й включительно) и 4) заключение (стих 72-й). В надписании сообщается, что послание написано по повелению Божию пр. Иеремиею и отправлено «к пленникам» из иудеев, «отводимым (в пленъ) в Вавилон царем вавилонским», и именно Навуходоносором (как объясняется ниже во 2-м стихе). Во вступлении пр. Иеремия, предполагаемый писатель послания, от имени Божия предсказывает иудеям о предстоящем наказании за грехи – пленении их вавилонянами, о долговременном пребывании их в плену и о будущем мирном возвращении в отечество; затем убеждает их не увлекаться идолослужением из страха пред идолами, которых им предстоит увидеть в Вавилоне. В главной, и существенной, части послания писатель ставит себе задачу – предотвратить появление страха пред идолами и тем устранить возможность уклонения иудеев в язычество. Эту задачу он старается выполнить путем раскрытия мысли о ничтожестве и безсилии идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Глава 20. Позорный плен Египтян и Эфиопов Предзнаменование о Египте и Эфиопии. Господь повелевает пророку Исаии снять вретище и обувь и так ходить три года, с той целью, чтобы таким действием предназнаменовать или предызобразить позорное пленение Египтян и Эфиопов. Подобные знаменательные (символические) действия употребляли и другие пророки (Иеремия и в особенности Иезекииль), чтобы через то сделать общеизвестным и общепонятным откровение воли Божией ( Иер.27:2 ; Иезек.4; 5 и др.). 1. В год, когда Тартан пришел к Азоту, быв послан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал против Азота, и взял его. (В лето, в неже вниде танафан во азот, егда послан бысть от Арны, царя Ассирийскаго, и воева на азот и взя его). Азот (по еврейскому произношению Ашдод), город в земле Филистимской ( Нав.13:2–3 ), расположенный на берегу Средиземного моря, в древности так был укреплен, что считался неприступным. По свидетельству Геродота, Псамметих, царствовавший в Египте пятьдесят четыре года, в осаде большого города Азота в Сирии (т.е. на сирийском берегу Средиземного моря) провел двадцать девять лет и наконец взял его. Сказав это, Геродот прибавляет: «из всех известных нам городов Азот наидольше выдерживал осаду. 43 Этот же город осаждал могущественный царь Ассирийский Салманассар, но не взял его. Преемник его, Арна (по Еврейскому наименованию Саргон, за 721–702 г. до Р.Х.) послал своего полководца Танафана (по еврейскому произношению Тартана) взять Азот. Танафан осадил город и взял его. После этого Арна имел уже беспрепятственный доступ к Египту и мог угрожать Эфиопии. Вот в это время Господь и предсказывает рабство Египтян через предзнаменование (символическое действие). 2. В то самое время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. (Тогда рече Господь ко Исаии сыну Амосову, глаголя: иди и сверзи вретище со чресл своих, и сандалия твоя иззуй с ног твоих, и сотвори сице, ходя наг и бос).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010