Речитатив «He was cut off out of the land of the living» Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь  [ Ис  53:8] Ария «But Thou didst not leave His soul in hell» Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тлении [Пс 15:10] Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908) . «Светлый праздник. Воскресная увертюра на темы из Обихода» Увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова — интересный пример светского музыкального произведения, полностью основанного на темах церковных песнопений. Композитор подробно рассказал о замысле увертюры и ее программе в своих воспоминаниях. Для первой части программы Римский-Корсаков использовал два стиха из 67-го псалма («Да воскреснет Бог...»), вторая часть программы отсылает нас к шестнадцатой главе Евангелия от Марка, где рассказывается о женах-мироносицах, пришедших к гробу Спасителя и обнаруживших, что камень отвален, а гробница пуста. Третью часть программы полностью написал сам композитор: «И облетела благодатная весть весь мир; и побежали от лица Его ненавидящие Его, исчезая, яко исчезает дым. «Христос воскресе из мертвых!» — поют ангельские сонмы на небесах с Херувимами и Серафимами. «Христос воскресе из мертвых!» — поют священнослужители в православных храмах, при дыме кадильном, при сиянии бесчисленных свечей и звоне колокольном» . Г. Малер (1860-1911) . Симфония 2. «Воскресение» Австрийский композитор Густав Малер, в отличие от Римского-Корсакова, не дает слушателям подробной программы своей Второй симфонии. Однако по названию, текстам хоровых частей и из обрывочных высказываний Малера можно легко понять замысел автора. Масштабная пятичастная симфония — это размышление о смысле человеческой жизни, о его смерти и грядущем воскресении. Для хорового финала симфонии композитор использовал стихи Ф. Г. Клопштока и собственный текст. В нем звучит надежда на то, что жизнь человеческая проходит не напрасно, на то, что мы будем жить вечно. Малер воспевает победу Спасителя над смертью: «О, смерть! Всепобеждающая! Теперь ты побеждена!..». С. В. Рахманинов (1873-1943) . «Светлый праздник» из Сюиты 1 для двух фортепиано

http://foma.ru/5-pashalnyih-shedevrov-kl...

Настоящая популярность к опере пришла в 1898 г., когда в роли царя Бориса выступил Шаляпин. Авторская редакция «Бориса Годунова» была восстановлена в 1928 г. Ленинг радским театром оперы и балета. Впоследствии появилась еще одна редакция «Бориса Годунова» - ее осуществил не кто иной, как большой поклонник Мусоргского Д. Шостакович. Сейчас на сценах мира можно увидеть оперу в любой из этих редакций, а споры, какая из них «лучше», до сих пор ведутся среди музыковедов, музыкантов и любителей оперного искусства. Очень драматичные драмы Мусоргского не похожи ни на красочные сказки Римского-Корсакова, ни на благородный былинный эпос Бородина, ни, уж конечно, на лирическую сердечную Россию Чайковского. Он хотел живописать правду - как он ее понимал. «Создать живого человека в живой музыке» - так определял Мусоргский цель своего творчества. Неспроста он высоко ценил и любил творчество А.С. Даргомыжского, от которого очень многое воспринял и которого называл «великим учителем правды». Именно Даргомыжский особенно пристально работал с речевой интонацией и словом, поэтому романсовые и песенные интонации в его сочинениях нередко уступали место речитативу. Мусоргский также широко использовал речитатив и достиг небывалых высот в искусстве имитации живой человеческой речи музыкальными средствами. Если в произведениях Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова народные темы воплощались в «окультуренном», благопристойном виде, как лубочные картинки, то Мусоргский первым показал в музыкальных сочинениях «бесмысленный и беспощадный» русский бунт. И даже в фортепианном цикле «Картинки с выставки», где, казалось бы, само название говорит нам о некоем переносе в нереальную плоскость (цикл написан под впечатлением посещения выставки погибшего художника В. Гартмана, друга Мусоргского), образы композитора предельно выпуклы и реалистичны. Для Мусоргского необычайно важной была тема обездоленного, одинокого и обманутого «маленького» человека. Созданные им образы - будь то сельский дурачок из романса «Светик Савишна», или несчастная сиротка, просящая подаяние, или измученный крестьянин, замерзающий в глухом лесу («Трепак») - органично становятся в ряд с персонажами Гоголя и Достоевского. Они порой находятся почти у грани, где человеческое стирается, и непонятно, послужили ли этому их личностные обстоятельства, или в большей мере вина лежит на социуме, который породил такие лики. Мусоргский показывает нам человека, достойного сочувствия и прощения. Особое значение как выражение народного горя и печали приобрел у Мусоргского жанр колыбельной («Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке», «Спи, усни, крестьянский сын»).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

была передана Западной обл. (1929-1937), туда же были переданы Глодневский р-н Орловского окр. и части территорий Сосковского и Узкинского районов Орловского окр. В результате разделения Центральночернозёмной обл. большая часть находившихся в ее составе земель О. о. стала принадлежать Курской обл., оставшаяся часть - Воронежской обл. О. о. образована 27 сент. 1937 г. В ее состав вошли 25 районов Курской обл. (Болховский, Верховский, Волынский, Должанский, Дросковский, Залегощенский, Знаменский, Измалковский, Колпнянский, Корсаковский, Краснозоренский, Кромской, Ливенский, Моховской, Мценский, Никольский, Новодеревеньковский, Новосильский, Орловский, Покровский, Русско-Бродский, Свердловский, Сосковский, Тельченский и Урицкий), 5 районов Воронежской обл. (Елецкий, Задонский, Краснинский, Становлянский и Чибисовский) и 29 районов Западной обл. (Брасовский, Брянский, Гордеевский, Дубровский, Дятьковский, Жиздринский, Жуковский, Карачевский, Клетнянский, Климовский, Клинцовский, Комаричский, Красногорский, Людиновский, Мглинский, Навлинский, Новозыбковский, Погарский, Почепский, Рогнединский, Севский, Стародубский, Суземский, Суражский, Трубчевский, Ульяновский, Унечский, Хвастовичский, Шаблыкинский). 21 авг. 1939 г. образованы Выгоничский, Жирятинский, Злынковский, Понуровский и Хотынецкий районы, 22 сент. того же года в О. о. из Курской обл. передан Долгоруковский р-н, 12 дек. 1940 г. образован Володарский р-н. Т. о., к 1941 г. О. о. включала 66 районов. В годы Великой Отечественной войны, с окт. 1941 по авг. 1943 г., территория О. о. (за исключением Задонского и Краснинского районов) была оккупирована герм. войсками, хозяйству и культуре региона нанесен значительный ущерб. В дек. 1941 г., во время Московской битвы 1941-1942 гг., в ходе Елецкой операции освобождены Елецкий, Измалковский, Корсаковский, Краснозоренский, Новодеревеньковский и Становлянский районы, города Елец, Ливны и Новосиль. В февр.-марте 1942 г. велись ожесточенные бои под Болховом, в районе дер. Кривцово.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

Здесь Суворов минуту еще мог стоять в нерешительности и думать о том, что делать, мог еще думать о нападении! Его гений, беспримерно отважный, еще хотел бы устремиться на Французов, бывших в долине, сквозь их ряды до Цюрихского озера, соединиться с Австрийским корпусом Готце и остатками Русского корпуса Римского-Корсакова. Но взглянув на горсть своих храбрых товарищей, истощенных трудностями похода, и узнав в Гларисе, что состояние разбитого войска Корсакова было хуже, чем он представлял себе по первым известиям, непобедимый герой должен был покориться своей судьбе и решил в первый раз в жизни отступить от неприятеля, имея возможность сразиться с ним. Но это отступление принадлежит к числу его важнейших побед: так велики были трудности, сопровождавшие его, так невероятны были усилия, с какими надо было произвести его. Чтобы читатели могли иметь вернейшее представление об этом знаменитом подвиге Суворова и его воинов, я предлагаю здесь рассказ о переходе через Альпийские горы одного из очевидцев и участников этого славного похода — действительного статского советника Егора Фукса, служившего в то время при фельдмаршале и описавшего эту военную кампанию 1789 года. «Надо было перейти через горы Бинтнер, Ринкнен и Панике, подобные Сен-Готарду, возвышающиеся над пропастями, покрытыми вечными снегами. Русские забирались к облакам по крутизне гор, скользких от падающего снега, где никогда не бывало следов человека; где измученные мулы и казачьи лошади постоянно должны были останавливаться и часто падали в бездну, где не находилось ни кустика, чтобы развести огонь и согреться. Жизнь храбрых воинов, изнуренных походами, нуждающихся в пище, обуви и одежде, на каждом шагу подвергалась опасностям. На гору Бинтнер надо было подниматься навстречу шумящим потокам водопада, который многих пеших и конных низвергал в бездны. Темные ночи и раскаты грома довершали опасности этого похода. Поднимаясь на высоты гор, воины должны были спуститься в необитаемую часть Граубиндена, в пустынные равнины, скрытые от них мрачными туманами.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

В марте 1885 года Римский-Корсаков и Балакирев отправили Кругликову письма с советами не отказываться от предложения, которое в скором времени должно последовать ему от Шишкова. Римский-Корсаков не только рекомендовал его принять, но и сулил всяческую помощь: Семен Николаевич приглашался в Петербург для ознакомления с организацией дела в Капелле, а сам композитор обещал «наведываться в Москву помогать». Однако до наступления лета предложения так и не последовало. Причина проста: Шишков советам композиторов не внял, и 17 апреля 1885 года инспектором училища (позже должность была преобразована в директорскую) был назначен Н. Ф. Добровольский – человек, вышедший из среды Синодального хора, где он сперва был малолетним певчим, а потом учителем. Однако летом 1885 года встреча Шишкова и Кругликова все же произошла, и, очевидно, в результате Кругликову было поручено составить учебные программы Синодального училища по музыкальным предметам. Конечно, Семен Николаевич обратился за советом к Римскому- Корсакову и получил от него в июле 1885 года подробный ответ: «Милый друг Семен Николаевич, спешу ответить на ваши вопросы: 1) Разница между регентским классом Капеллы и так называемым инструментальным есть. Регентский класс для вольноприходящих, а инструментальный для малолетних певчих. В регентский принимаются не моложе 14 лет, так как по прошествии первого года (элементарная теория и проч.) ученики получают свидетельство 3-го разряда «регентского помощника». Нельзя же выпускать в регентские помощники мальчика моложе 15 лет. Нынешний год показал, что программу приготовительного курса можно пройти в один год. С мальчиками-певчими мы поступаем так: принятый в певчие лет 9-ти или 10-ти в 1-й год своего пребывания не учится ни на каком инструменте, ни теории, а просто приучается петь в хоре, причем получает отрывочные сведения о размере, интервалах и т. п. и выучивает более или менее твердо ключ, подходящий к его голосу. Когда через год или полтора мальчик поприсмотрится, спрашивают, желает ли он учиться на инструменте, или подсказывают ему эту мысль; он выбирает себе инструмент: фортепиано, скрипку, cello или basso.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Надо изготовить мундир с шитьем V класса, вицмундир, надо за поступление на государственную службу уплатить казне побор в размере месячного жалованья и все такое. Пока я еще в доме Романова. Квартира казенная еще занята семьей покойного Орлова. Не стану, понятно, ее стеснять, прежде чем она не устроится так или иначе в другом помещении. А среда Синодального училища пренесимпатичная – одни кляузники, нашептыватели, тупицы и канцелярщики 143 . Среди всей этой слякоти только два-три более или менее счастливых исключения. Прощай, свободная профессия. Голодно с нею желудку, но лучше душе и сердцу. Таковы подробности, родной мой. Если радуетесь за меня, то радуйтесь очень относительно, отнюдь не абсолютно. Чувствую себя похороненным по I разряду. Но буду вещать из могильного склепа. Хочется выглянуть на чистый воздух, там что-нибудь узнать о всех вас. Черкните мне, родной мой, о себе, о своих, но хоть несколько больше одной недописанной странички. Обнимаю вас крепко, приветствую от всей души всех ваших. Всего вам всем лучшего в новом году. Ваш Сем. Кругликов. Н. А. Римский-Корсаков – С. Н. Кругликову Петербург, 9 марта 1908 Душевно сожалею, что вы прекратили вашу критическую деятельность, но радуюсь, что материальное ваше положение, по-видимому, хорошо, хотя с бурсацкою и черносотенною тупостью иметь дело и тяжело. Комментарии Публикуемые письма – малая часть огромной переписки Н. А. Римского-Корсакова и С. Н. Кругликова, изданной в составе Полного собрания сочинений Римского-Корсакова. Текст выбранных для настоящего сборника писем воспроизводится по изданию: Н. Римский-Корсаков. Полное собрание сочинений, том ІІІ. Литературные произведения и переписка, с. 204–205, 207. А. В. Никольский. Семен Николаевич Кругликов На протяжении двух с небольшим лет Московское Синодальное училище хоронит уже третьего директора: в ноябре 1907 года В. С. Орлова, в июле прошлого года С. В. Смоленского, а теперь – Семена Николаевича Кругликова. Тяжела потеря первых двух, создавших это училище и возведших его на небывалую высоту! Нельзя обойти молчанием и последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Любя пожить, поиграть в картишки, иногда и кутнуть, Аренский как глава, начальник Капеллы не только не мог, но и не умел быть начальником, не знал ни педагогики, ни административного дела, ни хозяйства, ни церковного пения. Вскоре дельцы из болота Капеллы поняли Аренского каждый по-своему, и Капелла начала быстро падать. Главные элементы этой печальной истории были распределены следующим образом. 1) Ссора Балакирева с Римским-Корсаковым отразилась при выходе Балакирева из Капеллы тем, что Балакирев рекомендовал на свое место Ляпунова, не подозревая, что уход из Капеллы Римского-Корсакова был зачтен ему, Балакиреву, в очень большой минус (что, конечно, и вполне справедливо) и что Ляпунов уже успел показать себя во всей неприглядности своих недостатков. Через Сергия Дмитриевича Шереметева искали хоть какого-нибудь порядочного человека-музыканта и, по рекомендации Римского-Корсакова, остановились на Аренском, едва отбиваясь от массы кандидатов всякого сорта. Между тем Ляпунов с действовавшим за кулисами Балакиревым были настолько близоруки и самоуверенны, что составили уже приблизительно будущий список сослуживцев Ляпунова-управляющего. Назначение Аренского разбило вполне их планы и жестоко уязвило самолюбивого и злопамятного Ляпунова. Его ума хватило лишь на самое непозволительное, грубое и вредное для дела, демонстративно враждебное отношение к Аренскому чуть не с первого дня их совместной службы. Ляпунов не спускал Аренскому решительно ничего, ставя каждую мелочь ребром и на официальную бумажную почву, а Аренский, новичок, деликатный и неопытный, часто давал самые невинные поводы при случае к таким выходкам и не имел не твердости, ни уменья с первого же раза вразумить Ляпунова и показать ему его место. Обширная переписка Аренского с Ляпуновым даст будущему историку Капеллы много пикантных страниц. Вскоре около Аренского, совершенно не умевшего выбирать людей, доверчивого и доброго, собралась кучка сущих негодяев с подсунутым ему экономом Глебовым во главе, только что проворовавшимся в Ксеньинском институте и притворившимся сумасшедшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Юрий Львович Юркевич писал в воспоминаниях о ссылке в Казахстан: «В мои обязанности входил ремонт общественных зданий, сметы по городскому хозяйству, планировка, отведение участков. Обо всем этом не имел я и понятия, но довольно быстро набил руку и вызывал всеобщее удивление скоростью подсчетов: ведь у меня имелась единственная в городе логарифмическая линейка». Мизерной зарплаты в кинотеатре, куда Тамара Михайловна устроилась счетоводом, хватало и на посылки в Ленинград, и на оплату квартиры, и на продукты. Посещала даже «коммерческую столовую» – грязную харчевню, где давали похлебку из зеленых помидоров и сухую кашу. Однако общество в столовой собиралось самое избранное. … – Извините, я не представился, – сказал лысый мужчина и привстал: – Римский-Корсаков, Георгий Алексеевич. – Наталья Евгеньевна Воронцова, – тихо ответила дама, протянув руку, и поправилась: – Воронцова-Вельяминова. Она улыбнулась, вдруг поняв, насколько этот странный джентльмен неуместен здесь, в этой дикой обстановке, со своей учтивостью, а он несколько секунд смотрел ей в глаза, вспоминая что-то, и сказал: «Я знавал кое-кого из Воронцовых-Вельяминовых, давно, еще в Питере. Простите за любопытство, вы случайно не в родстве с Пушкиными, с его семейством?» – Он мой прапрадед, – сказала женщина, принимая от Тоси железную миску с галушками. – Как! Кто?! – изумился отец двоих детей, которые, вздрогнув, с любопытством взглянули на него. – Александр Сергеевич, – немного сконфузившись, ответила женщина и тут же заметила: – А ложки вы лучше приносите свои. Их здесь очень плохо моют… «Я обнаружил любопытную смесь общества, – пишет в воспоминаниях Георгий Алексеевич Римский-Корсаков, – «враг народа» С. Н. Коншин, музыкант, несостоявшийся наследник владелицы особняка «Дома ученых» в Москве. Это «пажи» – выпускники Пажеского корпуса, а теперь актеры театра, «лишенцы» князь Г. И. Кугушев, П. В. Кузьмин, выпускница Смольного института, беженка из-под Курска О. И. Желиховская и другая «смолянка» – ссыльная княгиня Н. А. Козловская, вдова генерала, руководителя Кронштадтского мятежа.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Римский-Корсаков Николай Андреевич 6 февраля, 2012 Содержание статьи Николай Андреевич Римский-Корсаков принадлежал к обществу «Могучая кучка» (сообществу русских композиторов «новый музыкальной школы»). Современники вспоминают, что его талант сопровождался добрым характером, уважением ко всем ученикам и друзьям. Николай Андреевич был необычайным и очень талантливым человеком. Римский-Корсаков. Биография Андрей Николаевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в Санкт-Петербургской губернии. Он прославился не только, как композитор, но и как педагог, дирижер, общественный деятель и музыкальный критик. Римский-Корсаков стал автором 15-и опер, 3 симфоний, симфонических произведений, кантат, вокальной и духовной музыки. В свое время Николай Андреевич пришел преподавать в Первую русскую консерваторию в Петербурге. Он был молод, в те времена было мало 27-летних преподавателей, но Римский-Корсаков уже был известен как автор оригинальных сочинений для оркестра, увертюр на русские темы, фантазий на тему сербских народных песен, симфонической картины по русской былине. Фото: ru.wikipedia.org Кроме того, он писал и другие произведения: модные в те времена романсы и восточную сказку «Антар» в форме сюиты. Удивительно, но Римский-Корсаков стал композитором, не имея музыкальный подготовки. Он учился на домашнем обечении, с 6-и осваивал игру на фортепиано, при этом сам больше любил книги, чем музыку. Римский-Корсаков увлекся церковной музыкой и русскими народными песнями позже. Свои первые произведения он написал в 11 лет. Отец отдал его учиться в Морской кадетский корпус. Волей судьбы именно там он понял, что посвятит себя музыке. После смерти отца семья Николая Андреевича переехала в Санкт-Петербург, где Римский-Корсаков вошел в кружок «Могучей кучки». Одним из важнейших и поворотным в истории жизни композитора стала музыкальная картина «Садко», написаннвя в 1867 году. Это произведение продолжило традиции Европейского программного симфонизма. Благодаря ему Римского-Корсакова стали называть композитором-сказочником, который с помощью музыкальных инструментов мог увести слушателя в мир чудес и волшебства.

http://pravmir.ru/rimskiy-korsakov-nikol...

Римский-Корсаков был настолько талантлив, что Петербургская консерватория предложила ему занять должность преподавателя музыки, хотя у него даже не было музыкального образования. Н. А. Римский-Корсаков в кабинете Петербург, Загородный пр., 28 4 марта 1897 г. Н.А. Римский-Корсаков – 26-й по частоте исполнения оперный композитор в мире. В каждом сезоне постановки его опер показываются сотни раз. Самая исполняемое произведение – «Царская невеста», она входит в сотню самых популярных опер мира. Санкт-Петербургская консерватория, в которой более 35 лет преподавал Н.А. Римский-Корсаков, сейчас носит его имя. С.-Петербургская Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова Мариинский театр чтит исторические связи с произведениями Римского-Корсакова. В репертуаре театра постоянно исполняются оперы и балет великого маэстро. У Н.А. Римского-Корсакова было 4 сына и 3 дочери. С каждым ребенком он занимался глубоко и лично. Дети Н.Н. и Н.А. Римских-Корсаковых: Андрей, Владимир, Надежда, Софья, Михаил Петербург, 1897 г. Н.А. Римский-Корсаков являлся и основоположником композиторской школы. Он был педагогом у около двухсот будущих композиторов, дирижеров и музыковедов. Его последователями были великие Гнесин и Стравинский. Игорь Стравинский и Н.А. Римский-Корсаков. Фото начало 1908 г. Основные мелодии Н.А. Римского-Корсакова, востребованные кинематографом – «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» и «Ария индийского гостя» из «Садко». Музыка композитора звучит более чем в полутора сотнях фильмов. Сцена из оперы «Садко» Большой театр. Советский фильм 1953 года «Римский-Корсаков» – единственный фильм о жизни великого композитора. Он был снят на киностудии «Ленфильм». Н.А. Римский-Корсаков прожил не слишком много, 64 года. Значение личности Римского-Корсакова и людскую любовь к «самому народному из всех русских композиторов» подчеркнули его похороны. 21 июня 1908 года проводить великого художника к месту его последнего упокоения на Новодевичьем кладбище пришли тысячи петербуржцев. В 30-е годы 20 века останки гения перенесли в Александро-Невскую Лавру.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/sa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010