Итак, Ртищев содействовал образовательной поездке в Киев двух москвичей. Но это же следственное дело устанавливает и более близкие связи его с киевлянами и их наукой. Сошедшиеся 5 марта в келье чернца Саула противники латыни беседовали не только об уехавших в Киев любителях западного просвещения. Они, по извету Саула, шептались ещё между собой: „учится у киевлян Фёдор Ртищев греческой грамоте, а в той де грамоте и еретичество есть“. На допросе Костка Иванов подтвердил, что, действительно, у них на масленице был разговор у старца Саула, причём Лучка Голосов и Ив. Засецкий просили его, Константина, известить Благовещенского протопопа (Стефана Вонифатьева), что „он, Лучка, у киевских чернцов учиться не хочет: старцы не добрые, он де в них добра не познал, доброго учения у них нет: ныне де он манит (угождает) Фёдору Ртищеву, боясь его, а вперёд де учиться никак не хочет“, ибо „кто де по латыни научится, и тот де с правого пути совратится“. „Старцы-киевляне всех укоряют и ни во что ставят благочестивых протопопов Ивана и Стефана и иных; враки де они вракают, слушать у них нечего“ 1426 . В зиму 1649–1650 г. учить любознательных москвичей латинскому и греческому языкам могли только что прибывшие из Киева Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский (последний только латыни: греческого языка он —17— не знал), не говоря о ранее приехавших без вызова киевлянах. Хотя Славинецкий и Сатановский были приглашены, судя по царской грамоте 14 мая 1649 г., „для справки библеи греческие на словенскую речь“, – им было поручено и „риторское учение“. Последнее выступает как цель (вторичная) и в докладе об их приезде, и в других местах официальных документов 1427 , и в литературных памятниках 1428 . И это обучение было не только в намерении, но и осуществилось, судя по действительно составленному Славинецким для учебных надобностей Лексикону, о чём говорит и „Житие“ Ртищева, по тому преданию, которое называет ряд его „учеников“ Ртищева, чудовских стариков Евфимия и Германа справщика, Игнатия Корсакова, впоследствии Тобольского митрополита, Афанасия Любимова, после Холмогорского архиепископа 1429 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 мая 1687 г. особыми благословенными грамотами патриарха были осчастливлены все высшие командиры действующей армии: кн. В. В. Голицын, кн. К. О. Щербатов, В. А. Змеев, А. С. Шеин, кн. В. Д. Долгоруков и гетман И. Самойлович. Обращаясь к Голицыну, Иоаким (а если быть точным — автор его посланий Карион Истомин), хоть и не в таких сильных выражениях, как Игнатий Римский-Корсаков, выражает надежду, что " отпущенные " в поход с полками святыни, вкупе с молитвами духовенства, обеспечат воинству " на врагов христианских победу и одоление... благочестивым же нашим самодержавным царем государем мир и тишину, царства же расширение и охранение всея державы их " . Посылая в армию свежий тираж " Службы о вспоможении христианскому воинству и освобождении пленных из неволи агарянской " , Иоаким сообщал Голицыну, что " заповедал " творить новоотпечатанные молитвы по всем храмам России. В грамоте Щербатову патриарх, вполне в духе Игнатия, восклицал: " Господь... зловерных же и проклятых иноплеменников державною и всесильною рукою да победит и истребит от земли нечестивую память их! " . Каждому полководцу разными словами выражалось одно пожелание (цитирую по грамоте Долгорукову): " твоему благородию и всему с тобою царского величества... православному воинству, пошедшему против злых неприятелей и гонителей православной веры исмаильских людей, проклятых агарян, желаем здравия, и спасения, и всякого сохранства на многая лета " ; мужественным и молящимся ратоборцам Бог " победу сотворит " . Еще более обширная переписка патриарха с воеводами действующей армии относится ко II Крымскому походу, когда политическая ситуация в Москве обострилась до предела. В начале 1689 г. мать царя Петра, " Медведица " Наталья Кирилловна Нарышкина, женив юного сына, заявила претензии на право его " самостоятельного " правления. Желающим захватить власть за спиной Петра требовались экстраординарные усилия по привлечению сторонников, формированию общественного мнения и весьма серьезной компрометации противников. Весной—летом 1689 г. схватка " под ковром достигла своего апогея. При отсутствии вполне достоверных сведений мы вправе все же полагать, что фаворит и наиболее смелый сторонник Софьи Федор Шакловитый искал пути окончательного устранения Нарышкиных, а те, в свою очередь, готовили военный переворот.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

1007 В 1698 г., при казни стрельцов, Адриан вздумал, по древнему праву и обычаю архиерейскому, печаловаться и явился с иконой на площадь. Царь в резких выражениях прогнал старца. «Разве твое дело здесь быть? Уходи и поставь икону на должное место. Знай, что я быть может побольше тебя почитаю Бога и Его Мать». 1008 Адриан долго противился пострижению царицы Евдокии, но затем сложил вину на архимандрита и четырех священников, которых за их несогласие на это беззаконное дело отвезли в Преображенское к Ромодановскому, где, конечно, отлично понимали поведение патриарха. В апреле 1699 г. Адриан выражал свое неудовольствие по поводу слухов о переводе своего помощника Трифиллия, митрополита Нижегородского, на низшую митрополию Сарскую и Подонскую, но перевод Трифиллия все-таки состоялся 20 июля, а Афанасия Холмогорского в помощь патриарху, несмотря на просьбы последнего, не назначили. 1009 1 июля 1699 г. из под Азова Петр прислал указ Адриану о возведении игумена Иоасафа, бывшего под Азовым, во архимандриты заочно и о присылке ему архимандритской шапки. Адриану это видимо не нравилось, но он должен был уступить. Указом 14 февраля 1700 г. в Сибирский приказ, велено было распространить новую гербовую бумагу и по делам духовного ведомства, о чем патриарха и не спрашивали. 1010 В своих письмах Адриан постоянно рассчитывает на содействие Стрешнева, Головкина и Зотова, людей старого закала. И в народе к Адриану относились неблагосклонно: какой де он патриарх? живет из куска, спать бы ему да есть! бережет де мантии, да клобука белова, затем де он и не обличает, а вы де власти все накупныя. 1011 Понятно, почему мы видим в это время постоянное вмешательство светской власти в духовные дела. В виду сумасшествия Игнатия Корсакова и смерти его, последовавшей 13 мая 1701 г., приходилось выбирать нового митрополита в Сибирь, и здесь инициативу взяла на себя светская власть. Сибирь, со времен своего покорения, пользовались особым вниманием и московского правительства, и духовенства, 1012 и тем не менее дела её и в том и в другом отношении, благодаря отдаленности места, и безнаказанности воевод, находились в большом беспорядке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но это же следственное дело устанавливает и более близкие связи его с киевлянами и их наукой. Сошедшиеся 5 марта в келье чернца Саула противники латыни беседовали не только об уехавших в Киев любителях западного просвещения. Они, по извету Саула, шептались еще между собою: «учится у киевлян Федор Ртищев греческой грамоте, а в той де грамоте и еретичество есть». На допросе Костка Иванов подтвердил, что, действительно, у них на масленице был разговор у старца Саула, при чем Лучка Голосов и Ив. Засецкий просили его, Константина, известить Благовещенского протопопа (Стефана Вонифатьева), что «он, Лучка, у киевских чернцов учиться не хочет: старцы не добрые, он де в них добра не познал, добраго учения у них нет: ныне де он манит (угождает) Федору Ртищеву, боясь его, а вперед де учиться никак не хочет», ибо «кто де по латыни научится, и тот де с праваго пути совратится». «Старцы-киевляне всех укоряют и ни во что ставят благочестивых протопопов Ивана и Стефана и иных; враки де они вракают, слушать у них нечего 60 »... В зиму 1649–1650 г. учить любознательных москвичей латинскому и греческому языкам могли только что прибывшие из Киева Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский (последний только латыни: греческого языка он не знал), не говоря о ранее приехавших без вызова киевлянах. Хотя Славинецкий и Сатановский были приглашены, судя по царской грамоте 14 мая 1649 г., «для справки библеи греческие на словенскую речь», – им было поручено и «риторское учение». Последнее выступает как цель (вторичная) и в докладе об их приезде, и в других местах официальных документов 61 , и в литературных памятниках 62 . И это обучение было не только в намерении, но и осуществилось, судя по действительно составленному Славинецким для учебных надобностей Лексикону, о чем говорит и «Житие” Ртищева, по тому преданию, которое называет ряд его «учеников» Ртищева, чудовских стариков Евфимия и Германа справщика, Игнатия Корсакова, впоследствии Тобольского митрополита, Афанасия Любимова, после Холмогорского архиепископа 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Однако последнее было скорее свойством характера поэта, нежели требованием патриарха к своему ученому окружению. Ярким примером научной и политической терпимости в рамках патриаршего двора была личная дружба Иоакима Савелова с главой родового монастыря Романовых — Новоспасским архимандритом Игнатием Римским–Корсаковым. Этот выдающийся ученый, композитор и публицист, искушенный переводчик и поэт был «грекофилом», но совершенно в ином ракурсе, чем патриарх или Евфимий Чудовский. Блестящий, европейского уровня знаток античной литературы, Игнатий в духе Возрождения считал, что ключом к высокой культуре служит чтение греческих оригиналов, тогда как пользование более распространенной латынью и национальными языками хотя и необходимо, но не столь почтенно для ученого. Если начетчик Евфимий видел в распространении латыни яд западных схизм, то Игнатий и в «ногайской» античной философии с мифологией не усматривал ничего пугающего. В апологии греческого языка и учености Римский–Корсаков ссылался не только на любимых им древних латинских авторов (Цицерона, Полибия, Авла Геллия, Лукреция Кара и др.), но и на сочинителей Нового времени, вплоть до «Антония Поссевина, славного генерала иеэувитцкаго». Для Игнатия несомненен был авторитет знаменитых университетов (в Венеции, Патавии, Париже, Лондоне, Лунде, Праге и даже Риме), в которых «греческое учение… и до днесь поучается вместе с латинским». Общая культурная основа, общие корни европейской науки были важнее для автора, чем конфессиональная принадлежность ученых и учебных заведений  . Подобные рассуждения Игнатия не мешали Иоакиму всячески способствовать церковной карьере ученого. Возможно, что выходцы из московских дворянских родов Савелов и Римский–Корсаков были знакомы давно, но тесный контакт между ними прослеживается с начала 1680–х  гг., когда полемическое сочинение Игнатия в защиту греческого языка так или иначе способствовало борьбе сторонников патриарха против проекта Московской академии царя Федора и Сильвестра Медведева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Специальный исторический экскурс автор предпринял для того, чтобы призвать российское воинство к освобождению .Константинополя. Он рассказывает, как «царство ромейское, еже есть греческое, за многое время сих настоящих времен по части переносилось в Россию» (от Владимира Святославича до «российских царей Романовых»  ), как еще при строительстве Константинополя явилось о том знамение Константину Великому, как предречена была миссия России святым Мефоднем Патарским и императором Львом Премудрым, как современные греки устами премудрых братьев Иоанникия и Софрония Лихудов взывают отвоевать «царей всея России отчинный их престол». Римский–Корсаков высоко ценил «глубокий и неотъемлемый мир», о нем просил он Господа. Но в то же время ясно давал понять слушателям, что ныне, по вине агарян, мира нет, что басурманы «уничижают и бесчествуют» Российское государство, называя периодически посылаемые в Крым «любительные поминки» годовой данью, оскорбляя и мучая русских посланников, беспрестанно творя разбой на российской границе. Потому, прежде чем просить мира, Игнатий молит Бога покорить «мужественным, храбрым и крепким российским людям» «все варварские языки, брани хотящие». Оратор не сомневается в правоте Российского государства и его конечной победе над мусульманской агрессией в Европе. Патриарху, придерживавшемуся противоположного взгляда на предстоящий поход, со второй речью — к священникам — выступить не дали. Зато Римский–Корсаков произнес новое «Слово к православному воинству» перед огромным собранием войск за городом, у Новодевичьего монастыря, вручая полкам икону Одигитрии. «Слово» энергично и сжато развивало мысль предыдущей речи Игнатия. Опираясь на традицию, отраженную в чинах царского венчания, оратор назвал воинов российской армии «новым Израилем, родом избранным, царским священней, языком святым, людьми обновления» — подлинными наследниками библейских «избранников». Воспев могущество девы Марии от Евангелия и византийской истории, Игнатий затем все ее заботы переносит на Россию. «Православное великороссийское государство, жребий самой Богоматери, ее помощью расширилось, ее пособием утвердилось, ее хранением в своей крепости доселе пребывает и ее утверждением врагов своих и супостатов преславно побеждает». Принесенная от государей в полки Путеводительница — залог торжества над всеми супостатами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Игнатий, архимандрит новоспасский, впоследствии митрополит тобольский и сибирский, происходил из дворянского рода Римских-Корсаковых и до пострижения в монашество занимал должность стольника при царе Алексее Михайловиче. В монашество Игнатий постригся в Соловецком монастыре в 1677 году и оставался здесь церковным уставщиком в продолжении трех лет. Отсюда он был переведен в архимандрита сначала Спасского монастыря в Ярославле, а потом московского Новоспасского монастыря. 3 апреля 1692 года Игнатий был хиротонисан в епископа с возведением в сан митрополита сибирского и тобольского. Как архипастырь, вообще ревностно заботившийся о благосостоянии своей паствы, Игнатий, в бытность свою на тобольской кафедре, обратил внимание, в частности, и на борьбу с сибирским расколом. Помимо личных бесед с тамошними раскольниками, в 1696 году им были написаны направленные против раскольников три окружные послания. Послания напечатаны в «Православном Собеседнике» в 1835 году; сообщены в литературе и другие сведения о деятельности этого святителя 2 . Но о миссионерской, для увещания раскольников, поездке Игнатия в Кинешму историки обычно повторяют только то, что в свое время кратко было отмечено в известном «Словаре» митрополита Евгения, – что Игнатий ездил в 1687 году, по повелению патриарха, и оставил описание своей поездки. ближайших обстоятельствах, вызвавших последнюю, о лицах, которые подлежали увещанию Игнатия, о характере собеседований его и их результате, наконец о судьбе самого описания поездки, по отсутствию фактических данных, или умалчивалось, или делались произвольные предположения 3 . При этом и сам факт миссионерской поездки Игнатия выступал у историков естественно лишь в той бледной характеристике, которая нисколько не выдвигала его из ряда других подобных ему фактов. Случаев миссионерского воздействия на раскольников в XVII веке было не мало, но известия о них дошли до нас большей частью лишь крайне отрывочные и потому в историческом отношении малоценные. Между тем кинешемские увещания, по всем обстоятельствам, их вызвавшим и их сопровождавшим, могут быть выделены и занять особое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 13.05.1701, Москва), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель. И. происходил из знатного дворянского рода, до принятия монашества, вероятно, имел чин стольника. Н. П. Лихачёв полагал, опираясь на одно из поздних родословий, что И. в миру звался Иваном Степановичем; согласно А. П. Богданову, имя архиерея в миру было Илья Александрович. Однако оба мнения следует признать недостаточно обоснованными ( Лукичёв М. П. К вопросу о происхождении митр. Игнатия - историка и публициста XVII в.// Он же. Боярские книги XVII в.: Тр. по истории и источниковедению. М., 2004. С. 333-335). В 1667 г. И. принял монашеский постриг в Маровской в честь Воздвижения Креста Господня (Крестомаровской) пуст. в Нижегородском у., где под рук. игум. Павла (Маровского ; впосл. митрополит Рязанский) возрождались традиции монашеской жизни и нестяжания, процветала лит. деятельность. В 1667 г. И. закончил работу над переводом с греческого сборника Житий святых (РГБ. Собр. Овчинникова. 749), затем переписал и отредактировал Скитский патерик (ГИМ. Син. 214), трудился над монастырским синодиком, включив в него большое число имен крестьян, посадских и мастеровых людей. Вскоре И. был рукоположен во иерея. По мнению Богданова, в 1673 г. И. по поручению правительства ездил к запорожским казакам с целью благословить их на участие в войне с Турцией и Крымским ханством на стороне России. Вручив казакам икону Киевского митр. св. Алексия , И. произнес «Слово к православному и христоименитому запорожскому воинству, внегда принесенней быти всечестней иконе... в благочестивыя полки их противу нечестивым турком и татаром». Весной 1675 г. И. возглавил Крестомаровскую пуст. Известен Торжественник, переписанный настоятелем этой обители иером. Игнатием в мае 1675 г. (ГИМ. Син. 306). В 1676 г. И. был переведен в Соловецкий в честь Преображения Господня муж. мон-рь (по др. сведениям, там он принял постриг), назначен экклисиархом (уставщиком). Эта должность в обители была особо ответственной, поскольку только что было подавлено старообрядческое Соловецкое восстание 1667-1676 гг. И. было поручено привести богослужение в обители в соответствие с совершившейся в сер. XVII в. в Русской Церкви богослужебной реформой. В 1677-1679 гг. И. занимался составлением «Соловецкого Ирмология» (РНБ. Солов. 277/282), для чего переложил тексты новоисправленных богослужебных книг на крюковую нотацию, обнаружив глубокое знание визант. и совр. ему греч. пения, слав. певч. традиций.

http://pravenc.ru/text/293471.html

И. А. Шляпкин III. Вопрос о пресуществлении св. Даров в Москве на почве литературной Общие замечания – История до начала спора – Распространение малорусских книг, обвиняемых в ереси, в подлинниках по Московской Руси – Списки и переводы малорусских книг в Московской Руси – Книга Выклад и распространение латинского мнения о пресуществлении – Симеон Полоцкий и патриарх Иоаким – Начало спора о пресуществлении и «Хлеб Животный», Медведева – «Подверг» Евфимия и «Манна» Медведева – «Акос» Лихудов – «Тетрадь» Афанасия дьякона – «Известие истинное» Медведева – Иннокентий Монастырский – «Церковносоставние» Кассандра и «Истины показание» – Гавриил Домецкий – Мнения архиереев м. Адриана, м. Маркелла, Павла Рязанского, Игнатия Корсакова – Пропаганда латинствующих, князь В. В. Голицын и царевна София. Вопрос о времени пресуществления 541 св. даров на литургии, как мы уже сказали, вызвал в XVII веке обширную полемику и резко выдвинул две до тех пор несколько скрытые партии православного духовенства – старомосковскую и малорусскую. 542 Полемикой заинтересовались все русские люди того времени, и образованные, и простые. Патриарх Иоаким, представитель старомосковской или греческой партии, с горечью замечает: «Ныне освоеволишася неции человеков везде друг с другом в схождениях, собеседованиях, торжищах, временно и безвременно у мужей и жен то и слово о таинствах, и о действе и совершении их, и свары, и распри, вражды, и ересь хлебопоклонная». 543 Эти слова, Иоакима – не одно риторическое украшение речи. Вопрос о том, кланяться ли на литургии во время произнесения слов Спасителя: «Приимите, ядите...» и «Пейте от нея вси...», действительно, мог заинтересовать и простых людей, в виду распространенности вопросов того же формального характера, поднятых в конце XVII века уже значительно выродившимся к тому времени расколом. Припомним кстати и указ царя Алексея Михайловича 1651 года, чтоб св. Тайнам воздавалось и на улицах должное почтение: пред ними должна быть несена свеча и идти прихожане по десяти или и меньше, а мимохожие и мимоезжие должны были уступать путь, и выходя из саней и телег покланяться и почитать святые Тайны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Св. Димитрий Ростовский в своих сочинениях ссылается на обличительные против раскольников послания Новоспасского Архимандрита Игнатия Римских-Корсакова, известного своею ревностью к православию и обращением заблуждавшихся в Костроме и Кинешме. Наконец, Новоспасский монастырь является рассадником Святителей Российских. Из Настоятелей его вышли три Московских Патриарха: Иов, Никон и Питирим; многие Митрополиты и Епископы, как значится в росписи Настоятелей. Блюститель Патриаршего престола и ревнитель просвещения, Митрополит Павел был пострижеником сего монастыря 70 . В основанный Патриархом Филаретом Феодоровский монастырь, за Никитскими воротами, в 1624 году переведено из Новоспасского шесть черноризцев для устроения там монашеского жития 71 . Цари Российские: Иоанн IV, Феодор I, Михаил, Алексий, Феодор II и Иоанн V нередко, а Царь Феодор Иоаннович всякую неделю 72 , посещали дом Спасов; на память родителей своих они там служили панихиды и раздавали щедрую милостыню, перед великим постом на сырной неделе они приезжали туда прощаться с предками своими. В св. четыредесятницы там уединялся иногда Патриарх Филарет. В дни поминовения Царских пресветлых родителей Патриархи Российские приезжали туда на служение, после которого жаловали деньгами Архимандрита, Келаря и братию, а нищим раздавали ручную милостыню 73 . Приведём, из многих, одно свидетельство Расходной книги Патриарха Филарета с 7137 по 7140 год 8: «Святейший Патриарх Филарет на масляной неделе, в пятницу, ездил в Спасский монастырь на Новое и пожаловал на молебен попу полтину, да ручные милостыни Архимандриту, да Келарю по полтине, на 81 брата по гривне человеку, да белым двум попам Сорокосвятскому, да Спасского подворья». Но всех чаще в Патриаршество своё посещал Новоспасскую обитель Никон и всех щедрее там раздавал милостыню 74 . До учреждения Штатов, Контора Св. Синода всегда посылала Архиереев для служения панихид на память Царских родителей. В дни поминовений Царских родителей и знаменитых бояр для монастырской братии учреждались особые трапезы (ставились кормы) 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010