243. Игнатий , из дворян Корсаковых, стольник царя Алексея, с 1677 г. экклесиарх Соловецкой обители, с 1685 г. архимандрит Новоспасский, 1693–1701 г. митрополит Тобольский. Слово его 1687 г. к воинству в Библ. Общ. ист. 241. В 1690 г. сочинил известие о Русск. царствии. В 1687 г. послан он был в Кинешму для увещания раскольников и написал историческое «известие» о сем путешествии. Им же писано от имени архим. Макария «предисловие к Ирмологию», со сведениями о неистовствах раскольников в Соловецком монастыре (изд. Ундольским в ст. о церк. пении. М, 1846 г.). Весьма важны три окружные послании его, писанные в обличение раскольников. В первом послании архипастырь говорит, что, по словам Господа, надлежит являться в церкви учителям лжи, и по Его же наставлению должны мы остерегаться их, тем более, что они прикрывают себя видом истины. Так явились армянин Иосиф Астомин и венгерский жид Аврам. Каково учение их! Они учат не ходить в церковь , не венчаться, не причащаться св. таин, не знаменовать себя триперстным крестом, даже сожигать себя; они... изрыгают хулы на св. тайны и на церковь . Но тем выполняют на себе слова св. Ипполита об учениках антихриста и видение 12 гл. Апокалипсиса. Как же не удаляться их? – Во втором послании опровергает хульное мнение раскольников о триперстном знамении креста и объясняет, что раскольники делают все то, что, по словам св. Ипполита, естественно делать чадам антихриста. Наконец выставляет любопытное исповедание Иосифа Астомина. Сказав, что родители его с детьми присоединились к православной церкви при царе Михаиле, продолжает: «Видех, яко напечатали суть на Москве во 155 (1647) г. во псалтирех с возследованием о сложении правые руки дву перстов против нашего Арменского учения. Тогда аз кренце о том поборах, называя истинно быти таковое дву перстов сложение... И за тую мою вину сослаша мене из Казани в ссылку, в прошлом во 168 (1660) г.» В третьем посл. предлагаются сведения о делах Истомина, Аввакума и монаха Даниила. Распорядительные грамоты митр. Игнатия – в V т. Ист. акт. 243,247,248, 290. Кроме того, в Верхотурском мон. есть его «Описание жизни и чудес праведного Симеона».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Исаии – «На всех путях пастися будут и на всех стезях пажить их. Не взалчут, ниже вжаждут, ниже поразит их зной, ниже солнце, но милуяй их утешит их и сквозь источники водные проведет их: и положу всякую гору в путь и всякую стезю в паству им. Се сии издалеча придут, сии от севера и от моря, иные же от земли Синим» ( Ис.49:9–72 ). Восьмым святителем Сибири был митрополит Игнатий Римский-Корсаков, служивший сперва стольником у государя, а затем по принятии монашества в Соловецком монастыре, проходивший духовную службу в сане архимандрита Московского Новоспасского монастыря. Митрополит Игнатий святительствовал в Сибири с 3-го апреля 1692 г. до 1700 г. – 8 лет – и скончался в Московском Симоновом монастыре 13-го мая 1701 г. Им основан в 1693 г. в Иркутске Знаменский монастырь и по его грамоте освящен иереем Максимом Леонтьевым в 1696 г. первый православный храм в Пекине во имя св. Софии, Премудрости Божией построенный русскими людьми, захваченными китайцами в плен при срытии Албазинской в 1685 г. Преподав усердию русских пленников архипастырское благословение в языческом Пекине и послав туда в 1695 году с верхотурским священником Григорием и тобольским диаконом Лаврентием различные церковные принадлежности, владыка Игнатий тем положил начало заграничному миссионерству русской Св Церкви. Замечательна грамота митрополита Игнатия к первому священнику в Пекине, хранящаяся с 1808 года в архиве Св. Синода в деле 439: – «О Святом Духе сыну и сослужителю нашего смирения, – между прочим писал архипастырь, – проповеднику Святого Евангелия в Китайском царствии, благоговейному иерею Максиму Леонтьеву и всем православным христианам, обитающим в Китайском царствии архипастырское благословение «Радуюся аз о твоем исправлении; аще и в плене пребываеши, но сам с Божией помощью, пленяеши человеки неведующие в познание евангелъской правды: и сего ради, возлюбленные, до не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех плененных с тобою о вашем таковом случае, понеже Божии воли кто противится может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, яко Христовы православные веры свет им вами открывается, и вам спасение душевное и небесная мзда умножается».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Исполняя возложенные на него обязанности, он не оставлял и первого послушания: «Року 1700 в месяце январе третия книга Житий святых трудами богодухновенного мужа иеромонаха Дмитрия Савича Тупталенка составленная, на свет вышла и любопытствующих человеков книжных духовною радостью сердца наполнила» 8 . Вскоре в жизни Димитрия начался новый период, Ростовский, и Господу было угодно прославить неутомимого труженика на поприще святительского служения. После болезни и смерти Игнатия Корсакова, митрополита Сибирского, на вакантную кафедру потребовался достойный кандидат, о чем проявил заботу сам царь Петр. В 1700 году царь прислал указ митрополиту Киевскому Варлааму, которым повелевалось: «Для утверждения и приумножения в православную веру и проповедь святого Евангелия в идолопоклонных народах, также для приведения ясачных народов в христианскую веру – Великий Государь указал поискать в малороссийской области, городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков доброго, и ученого, и благого непорочного жития, которому бы в Тобольске быть митрополитом» 9 . Патриарх Адриан тоже обращался с аналогичной просьбой к митрополиту. В декабре 1700 года последовал именной указ «для избрания в Сибирские митрополиты, митрополита же на Игнатьево место, в Москве быть... Черниговския области Новгородскому архимандриту Димитрию»... 10 . 10 февраля 1701 года он прибыл в Москву и приветствовал Петра, а 23 марта на Крестопоклонной Неделе, на 51-м году жизни Димитрий был возведен в архиерейский сан. Посвящение совершали митрополит Сарский и Подольский Трифиллий, митрополит Новгородский и Алатырский Исайя, митрополит Рязанский и Муромский Стефан. Весною ехать в Сибирь Димитрию не представлялось возможным по причине распутицы. Поэтому он временно поселился в Чудовом монастыре, где были причт и ризница, певчие Сибирского митрополита, прибывшие с митрополитом Игнатием на служебную чреду. Святитель занимался делами своей обширной епархии, совершал службы, благовествовал, принимал посетителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

У рамках читань робота сучасному чернечому життю 23 2024 р. 17:46 23 января 2024 года в Центре оперного искусства имени Г. Вишневской в Москве в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» прошла секция «Святоотеческое наследие как выражение опыта духовной жизни; практические аспекты восприятия в современных монастырях». Мероприятие состоялось под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия , председателя комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Куратором встречи стала настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга игумения Домника (Коробейникова). В работе секции приняли участие наместник Покровского мужского монастыря г. Корсакова Южно-Сахалинской епархии игумен Алексий (Андреев), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы игумен Дионисий (Шленов), настоятельница Горненского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме игумения Екатерина (Чернышева), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумения Сергия (Конкова), настоятельница Арзамасского Николаевского женского монастыря игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Абабковского Георгиевского женского монастыря Выксунской епархии игумения Никона (Желякова), а также представители других монастырей. В начале встречи митрополит Георгий приветствовал участников: «Хочется вспомнить изречение святителя Игнатия Брянчанинова: " Только те монастыри, в которых развито чтение трудов святых отцов, процветают в нравственном и духовном отношении " . Эти слова актуальны и сегодня. Стремление читать святых отцов, воплощать их наставления в реальной жизни — это одно из важнейших качеств монашеской жизни. Но каким должно быть чтение монашествующих, чтобы оно действительно вело к духовному расцвету монастыря? Как развить в обители правильное отношение к чтению? Именно эти вопросы станут основной темой нашей сегодняшней встречи». Первая часть работы секции была посвящена практическим аспектам изучения святоотеческого наследия в монастырях. Во второй части мероприятия присутствующие поговорили о монастырских библиотеках и «золотом фонде» святоотеческого наследия. В третьей части состоялось обсуждение проектов документов «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления послушников» и «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов». В завершение работы секции митрополит Георгий поблагодарил всех участников за встречу и соработничество. Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 28 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6097027...

Во время стоянки поезда была сильная бомбежка. Я выливала утку за раненым, дверь вагона была открыта. От одного бомбового удара взрывной волной меня выбросило из вагона и я потеряла сознание. Получила контузию головы и позвоночника. Очнулась от криков раненых, доползла до вагона, сделала себе укол морфия, чтобы снять невыносимую боль. Я родилась в 1919 году 8 марта в селе Бредихино Новосильского района Орловской области в семье крестьянина Леонова Игнатия Петровича и Леоновой (в девичестве Шилиной) Аграфеной Сергеевной. Нас было шестеро девочек, две умерли маленькими. Отец умер, когда мне было четыре года. Мы вступили в колхоз в 1929 году. Мои сестры Александра, Ольга и Лидия вышли замуж и уехали в Москву, а мы с мамой работали в колхозе шесть лет (я работала с 10 лет) – на прополке, уборке хлеба, возили снопы сена, зерно, рожь, овес. По ночам веяли в поле зерно, насыпали в мешки, вдвоем с подругой на двух телегах возили лесом, по дороге встречались волки. Мы брали спички и солому и бросали вокруг себя, лошади боялись. Зерно хранили в церкви, которая была закрыта примерно с открытием колхоза в 1929 году, колокола сняли, иконы отвезли, как говорили, в Орел. Село наше было очень красивое, река Зуша, были большие разливы с половодьем, рыбы было много. Был большой яблоневый сад; деревню окружали живописные поля и леса, в которых было много грибов и ягод. Я проучилась семь классов в семилетке в нашем селе, два последних года ходила в Корсаково (соседнее большое село) за 5 км вдвоем с подругой. В 1935 году я приехала в Москву к сестрам, поселилась у старшей сестры Александры, которая жила с мужем в бараке на Яузе (муж был милиционером, а она шофером на грузовике-полуторке, проработала 40 лет). Я окончила 8-й класс и поступила в Орехово-Зуевское фельшерско-акушерское училище (Московская область, ст. Дрезна). Проучилась два года – началась война с финнами, год не дали доучиться, выпустили с дипломом медсестры и призвали в военкомат. Но внезапно в ночь объявили перемирие, война кончилась. Я устроилась работать в Морозовскую детскую образцовую больницу, где проработала два года.

http://pravmir.ru/avtobiografiya-m-i-spe...

Три стены соборной Преображенской церкви опоясывает следующая надпись вязью: «Во славу Пресвятые Троицы: Отца сына и Святого Духа, начася сия церковь Всемилостивого Спаса стеноподписанием благоукрашения, повелением Благоверных и Христолюбивых Великих Государей наших, пресветлых Царей и великих Князей: Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержцев, в осьмое лето пресветлого Царства их, при их Государской матери, Благоверной Царице, Государыни нашей, Великой Княгине Наталии Кирилловне и при их Государских тётках: Благоверных Государынях и Великих Княжнах: Анне Михайловне, Татиане Михайловне; и при их Государских сестрах, благоверных Государынях и Великих Княжнах, Евдокии Алексеевне, Марфе Алексеевне, Софии Алексеевне, Екатерине Алексеевне, Марии Алексеевне, Федосии Алексеевне, Наталии Алексеевне, и Великого Государя Царя и Великого Князя Иоанна Алексеевич а, всея России Царице, Государыне нашей, Великой Княгине Параскевии Феодоровне и благородной дщери их Царевне, Великой Княжне Марии Иоанновне; и Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея России Царице и Государыни нашей, Великой Княгине Евдокии Феодоровне, и при их Государской невестке, Царице, Государыне нашей и Великой Княгине Марфе Матвеевне, и благословением же во святом Духе Отца их Государского и богомольца, а нашего Великого Господина, Всесвятейшего Кир Иоакима, Божиею милостию Архиепископа Царствующего великого града Москвы и всея великия и малыя и белыя России и всех северных стран Патриарха; тщанием же и подвигом сея же обители Настоятеля Архимандрита Игнатия Римских-Корсакова, в шестое лето настоятельства его, при прежнем келаре, старце Варлааме Докине 41 , казначее старце Филарете Крепышеве и соборных стар. еже о Христе с братиею, монастырскою казною, в лето ЗРЧЗ месяца мая, а совершена в лето ЗРЧЗ (месяца) сентября в 14 день». На железных западных дверях изображены двенадцать Апостолов с кратким начертанием жития их; вверху из надписи на обоих затворах значится, что в 1685 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Были и протесты со стороны низших духовных лиц, но недовольных правительственными распоряжениями карали, как государственных преступников, а, чтобы не могло быть таковых из высшей духовной иерархии, для этого медлили избранием патриарха. Стефан Яворский , поставленный блюстителем патриаршего престола, не мог не чувствовать того унижения, которое он унаследовал по смерти последнего патриарха. Сношения правительства с ним ограничивались простыми лишь приказаниями ему. Стефан Яворский , если с кем мог делиться сознанием обидного положения своего, так это со своим другом, митрополитом Димитрием. По горячности, природной подвижности и чувствительной отзывчивости ко всему, Стефан не мог не высказываться пред ним и сравнивать положение церкви в Москве с свободною привольною церковною жизнью в Малороссии. Поводом к таким разговорам могло служить сочинение Корба, только что присланное в Москву, где говорилось о свирепости московитов во время стрелецкого движения. Димитрий и сам не мог не видеть странных надписей, прибиваемых к городским воротам, где публично высказывалось от имени правительства о намерении ограничить духовенство в имущественном отношении и сословных правах. Если Димитрий и отзывался в своих проповедях о текущих событиях, то лишь о таких, в которых требовалось утешить и ободрить слушателей. Ничего не имели малороссийские выходцы против распоряжений Петра (дек. 1701 г.) носить немецкое платье всем, ходившим по Москве, но странным для них был способ убеждения. Нарушителям царского приказа грозили штрафом и гневом царя. Величие преобразовательных планов и меры о просвещении народа омрачались, необычною в Малороссии, древнерусскою жестокостью. Личность человеческая всецело приносилась государству и его целям. Заменяя теперь митрополита Игнатия Корсакова, вызванного из Сибири для очереди в богослужении и проповеди, Димитрий принужден был отзываться на занимающие умы политические события живым церковным словом. Все военные неудачи и несчастия он приписывал грехам людей и призывал к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Уход человека в Интернет – это от одиночества, это означает, что люди друг другу не нужны или мешают – Уход человека, взрослого или ребенка, в Интернет – это от одиночества, это означает, что люди друг другу не нужны или мешают. Некоторые родители отправляют ребенка в воскресную школу только для того, чтоб отдохнуть от него самим. Чтоб человек не пропал в Интернете и не потерял чувство реальности, детям и родителям необходимо быть вместе. Вместе молиться, вместе трудиться, отдыхать, вместе открывать для себя красоту мира и удивляться ей. Красоту ведь везде можно найти, было бы желание. Мы недавно всей семьей проехали по речушке, которая называется Большой Караман, это совсем рядом здесь – речка узкая, извилистая, пейзажи просто удивительные. И там я впервые увидел стрекозу, которая называется красотка-девушка – тоненькая такая синяя стрекозка. Лисица Иногда таких, как отец Дионисий, называют фотоохотниками. Но ему, как мне кажется, это определение не подходит. Потому что для него это не охота, хотя бы и бескровная, не азарт, не радость добычи, а объяснение в любви. Пустельга      Европейский тювик      – Каждое творение прекрасно по-своему. И я радуюсь всем, кого вижу. Вот, недавно впервые в жизни нашел нору степной лисицы – корсака – с лисятами. Что интересно, нора корсаков была всего в пятистах метрах от норы обычной рыжей лисицы – обычно они так не селятся, они ведь конкуренты. Но и те, и другие – очень красивые! Болотная сова И так же красивы и редкая в наших местах болотная сова, и европейский тювик, или коротконогий ястреб, встреченный на полевой дороге сразу за Лавровкой, и краснокнижный степной орел… Сизоворонка Слушаю отца Дионисия – и вспоминаю, как Бог «образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…» (Быт. 2, 19–20). Желтая трясогузка      Природа вручена человеку для осмысления, правильного использования и любви. Для мудрого царствования, а не для разрушительной тирании. Снимки отца Дионисия свидетельствуют об этом без слов: посмотрите на эту полевую трясогузку, лисенка, лебединую семью, луговых бабочек. Что добавить к этим кадрам? Только новые кадры, следующие. Пока они еще возможны… неслучайно ведь она присутствует, эта тревожная нота в словах священника с фотоаппаратом.

http://pravoslavie.ru/147185.html

Но нет ли в этой «прозрачности» покушения на самое существенное в человеке? Мария Корсакова, г. Ставрополь Инстинктивно мы ощущаем в этой «прозрачности» некую неопределенную угрозу — по крайней мере, тогда когда «прозрачность» становится абсолютным принципом. Почему? Потому что она угрожает растворить то, что является в нас признаком свободных существ — наше внутреннее. Вся человеческая духовность и культура, не только христианская, — Ветхий Завет, и даже эллинская мысль и Просвещение строятся вокруг этого понятия. В конце концов, Cogito Декарта: «Я мыслю, значит я существую» — только в новом виде формулирует то, что восходит к святым отцам, ясно определяющим, что есть личность. Если быть человеком означает способность иметь общение с другими, это требует прежде всего внутреннего в человеке. Только оно дает возможность открыться другому, вступить с ним во взаимную связь. Между нашим внутренним и той единственностью, которая есть в другом, существует взаимозависимость. Одно делает возможным другое. Рождение человека как личности, его принадлежность человечеству может осуществляться только через то, что называется внутренней жизнью. Об этом — знаменитые слова блаженного Августина: «Не уходи во внешнее, возвратись в себя, истина живет во внутреннем человеке». А разве не о том же самом — в Первом Соборном Послании апостола Иоанна Богослова: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4, 4)? В принципе, вся человеческая культура, даже отступившая от христианства, от Декарта до Канта (и даже самых близких к нашему времени мыслителей), утверждается на этой идее внутреннего. Где говорит жизнь? В человеческом сердце. Каким образом? Немедленным самораскрытием: впечатления, желания, чувства, помыслы. «Сердце» — наиболее адекватное определение того, что есть человек. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). И «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

В 1652 году при воеводе Игнатии Степановиче Корсакове гроб Ва­силия с нетленным телом показался поверх тины. Мангазейцу Степану Ширяеву, который еще раньше того заметил этот гроб, но оставил без внимания, явился в видении молодой человек, без бороды, со светлыми волосами и в белой рубашке; другие промышленники получали разные исцеления у гроба. Предание сказало, какою страдальческою смертью и за что умер скрытый во гробе. Гроб вынули и поставили в сухое место, а над ним выстроили часовню. Здесь многие получали помощь в нуждах и болезнях, совершая панихиды о покое убиенного Василия. В марте 1670 года старцу Тихону, основавшему за 10 лет пред тем монастырь на Енисее, является молодой человек с белокурыми волоса­ми, без бороды, в белой одежде и приказывает идти в Мангазею за его телом. «Я – тот самый Василий, – говорил явившийся, – о котором много говорят в народе и который замучен воеводою Пушкиным». Тихон за 500 верст отправился в Мангазею, которая теперь уже прихо­дила в запустение и уступала свое значение новой Мангазее 460 . Он обрел в указанном месте нетленное тело и 10 мая принес его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных, призывав­ших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне на месте древней Мангазеи и теперь видят звериные шкуры, – приношения юраков и других инородцев, и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев Туруханского края с 1672 года сохраняются иконы святого Василия Мангазейско- го. На одних он представляется свежим, белокурым юношею, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображен Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 день марта в обители Троицкой совершается всенощное служение в честь святого Василия 461 . Почитая память святого Василия, повторим учение апостола о до­бродетели, за которую пострадал Василий. Храни себя чистым, – поуча­ет Апостол ( 1Тим. 5, 22 ). Заботься о том, чтобы быть святым телом и душой (см. 1Кор. 7, 34 .). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идо- лослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9–10 ). Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор. 6, 13 ). Блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф. 5, 3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол. 3, 5 ). День двадцать четвертый. Страдание Стефана и Петра, мучеников Казанских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010