В., Богданов А. П. «Да будет потомкам явлено…»: Очерки о рус. историках 2-й пол. XVII в. и их трудах. М., 1988. С. 86-102; он же. Общерусский летописный свод кон. XVII в. в собр. И. Е. Забелина//Рус. книжность в XV-XIX вв. М., 1989. С. 183-209; он же. Первое ученое родословие в России: «Генеалогия» Игнатия (Римского-Корсакова)//Ист. генеалогия. Екатеринбург, 1993. Вып. 1. С. 16-22; он же. Творческое наследие Игнатия (Римского-Корсакова)//ГДРЛ. 1993. Вып. 6. Ч. 1. С. 165-248; он же. От летописания к исследованию: Рус. историки посл. четв. XVII в. Ч. 1. М., 1995. С. 30-213; он же. Начало ист. науки в России: Неизв. труд Игнатия (Римского-Корсакова)//Вестн. РАН. 1999. Т. 69. 3. С. 256-267; он же. Европейский историк в России XVII в.//Россия и мир глазами друг друга: Из истории взаимовосприятия. М., 2000. Вып. 1. С. 69-86; Шашков А. Т. Сибирский митр. Игнатий и «дело» Иосифа Астомена//Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма: Сб. науч. тр. Свердловск, 1991. С. 36-49; он же. «Путное шествие» митр. Игнатия (Римского-Корсакова) по Сибирской епархии в кон. XVII в.: Планы и реальность//Рус. старожилы: Мат-лы 3-го Сибирского симп. «Культурное наследие народов Зап. Сибири». Тобольск; Омск, 2000. С. 337-339; Белоброва О. А., Богданов А. П. Игнатий//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. 1993. С. 26-31; От Вятки до Тобольска: Церк.-монастырские б-ки Рос. провинции XVI-XVIII вв. Екатеринбург, 1994. С. 88-99; Абрамов Н. А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 165-173; Софронов В. Ю. Светочи Земли Сибирской: Биографии архипастырей Тобольских и Сибирских (1620-1918 гг.). Екатеринбург, 1998. С. 71-75; Журавель О. Д. Житие Симеона Верхотурского: К изучению лит. творчества Игнатия (Римского-Корсакова)//Источники по рус. истории и лит-ре: Средневековье и Новое время. Новосиб., 2000. С. 73-93; Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого мон-ря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и другим док-там: Указ. имен//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С.

http://pravenc.ru/text/293471.html

Тот же Медведев во время расцвета власти Софьи Алексеевны, когда ее наперебой хвалили искатели милости, обратился к ней лишь раз (в 1685 г.): чтобы добиться, наконец, учреждения московской Академии. Но в 1688 г. и начале 1689 г. он пришел на помощь слабеющей и уже покинутой придворными панегиристами царевне, прославив ее в «Созерцании кратком» и политической гравюре: первых на Руси плакатах, пропагандирующих царскую власть Софьи (и заодно — политический вес Федора Шакловитого). Портрета Василия Васильевича Голицына не было в московской серии плакатов, подготовленной по инициативе Шакловитого и при участии Медведева. Парадный портрет канцлера с родовым гербом и хвалебными виршами был издан на Украине в типографии Лазаря Барановича, горячо поддерживавшего политику Москвы на южных рубежах  . Разумеется, возглавляемый Голицыным Посольский приказ энергично пропагандировал его политику на международной арене, стараясь поддержать единство раздираемой тайными противоречиями Священной лиги, заодно подчеркивая роль канцлера и его успехи внутри страны. Однако пламенные речи сторонников политики князя, вроде Игнатия Римского–Корсакова, выражали не столько точку зрения правительства, сколько устремления российского дворянства и украинской старшины (отразившиеся также в летописных и эпистолярных источниках)  . Правительство ставило перед армией более ограниченные задачи, чем захват Крыма или освобождение Константинополя. Но оно нуждалось в публицистике и Медведева (которого лично поддерживал Голицын), и Римского–Корсакова, укреплявшей политический курс Софьи, Голицына и Шакловитого  . В панегирическом «Свидетельстве ко образу… Софии — Премудрости Слова Божия о Российском благословенном царствии» Игнатий показал, что хорошо понимает зависимость направления внешнеполитической активности России от состава ее правительства, в особенности связывая свои надежды с мудростью царевны Софьи. «Свидетельство» Римского–Корсакова, содержащее наивысшую для всей панегиристики периода регентства оценку Софьи Алексеевны  , было написано к 15 августа 1689 г. (предварительный вариант, возможно, раньше). Это было время, когда авторы похвальных сочинений адресовались уже к Петру и его приближенным, самый решительный момент борьбы за власть «в верхах», начало свергнувшего царевну переворота. Неизвестно, успел ли Игнатий публично прочесть свое сочинение, но нам доподлинно известно, что он его не скрывал: буквально в эти дни книжный, подписанный автором вариант «Свидетельства " " был переписан для Афанасия Холмогорского — видного сторонника Петра  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Придворные панегиристы, еще в прошлом году превозносившие царевну до небес, благоразумно онемели. Ведь большинство " похвальных " сочинений создавалось искателями придворных милостей, тонко чуявшими возвышение или падение " ближних предстателей " : они наглядно демонстрируют нам реальную расстановку сил у кормила власти. Однако были среди панегиристов и такие люди, которые выступали во имя общественных интересов, нередко жертвуя собственной выгодой. Похвала государственному деятелю в трудный для него момент становилась не только средством моральной поддержки (например, похвальная рацея Сильвестра Медведева царевне Софье Алексеевне летом 1682 г.), но и политической публицистикой . Тот же Медведев во время расцвета власти Софьи Алексеевны, когда ее наперебой хвалили искатели милости, обратился к ней лишь раз (в 1685 г.): чтобы добиться, наконец, учреждения московской Академии. Но в 1688 г. и начале 1689 г. он пришел на помощь слабеющей и уже покинутой придворными панегиристами царевне, прославив ее в " Созерцании кратком " и политической гравюре: первых на Руси плакатах, пропагандирующих царскую власть Софьи (и заодно — политический вес Федора Шакловитого). Портрета Василия Васильевича Голицына не было в московской серии плакатов, подготовленной по инициативе Шакловитого и при участии Медведева. Парадный портрет канцлера с родовым гербом и хвалебными виршами был издан на Украине в типографии Лазаря Барановича, горячо поддерживавшего политику Москвы на южных рубежах . Разумеется, возглавляемый Голицыным Посольский приказ энергично пропагандировал его политику на международной арене, стараясь поддержать единство раздираемой тайными противоречиями Священной лиги, заодно подчеркивая роль канцлера и его успехи внутри страны. Однако пламенные речи сторонников политики князя, вроде Игнатия Римского-Корсакова, выражали не столько точку зрения правительства, сколько устремления российского дворянства и украинской старшины (отразившиеся также в летописных и эпистолярных источниках) . Правительство ставило перед армией более ограниченные задачи, чем захват Крыма или освобождение Константинополя. Но оно нуждалось в публицистике и Медведева (которого лично поддерживал Голицын), и Римского-Корсакова, укреплявшей политический курс Софьи, Голицына и Шакловитого .

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

Алексей Рязанский, видно, подготовлял себе материалы для комиссии о судоустройстве и судопроизводстве. Иаков прислал копию с записки митрополита Филарета по сему делу, и законы сербские о церковных властях для напечатания в чтениях общества духовного просвещения. Очень вероятно ваше предположение, что с вами стали откровеннее. То самое, что доносят о беспорядках, свидетельствует, что их сочувствие не на стороне беспорядков – это пробуждение сознания долга, сознание нужды исправления. Макарий Орловский отдумал ехать в лавру, а вместо того шлёт мне в цензуру свои проповеди , говоря, что впредь не будет меня беспокоить, ибо типографии будут бесцензурные. Откуда он знает? Слухи есть, что редактор Вестника Европы Стасюлевич 247 засажен с другими в крепость. Начал было он журнал серьёзно вести первый год, но потом, очевидно, стал уже всё больше и больше допускать безбожия, материализма и лже-либерализма – что неразлучно одно с другим. А был преподавателем истории покойному Наследнику престола. Из Иркутска пишут мне о вероятности увольнения или выхода в отставку Корсакова вследствие ревизии Сколкова. Беспорядки страшные там, но и Сколков молнией, как говорит, промелькнул по Амуру, а потому серьёзного нечего ожидать от его ревизии. 1870 г. февраля 2-го. Курьёз о наших почтовых сообщениях, рассказанный в Московских Ведомостях, именно что С.А. Маслов в пакете из Рима получил письмо Парижское, писанное Катаеву, а Катаев в пакете из Парижа римское письмо С.А. Маслову – заставил меня отложить посылку письма Вам до отъезда Анастасия. Не —309— потому, чтобы опасался его отдать в руки наблюдателей почты, а потому, чтобы письмо моё не вложили в иной конверт и не услали его в Кострому к какому-либо квартальному. Съезд духовенства Московского для собранья 200 тысяч на поправки академии и семинарий и 60.000 на семинарию Вифанскую назначен на 17 февраля. Что-то скажет духовенство? Освящение церкви у нас предполагается 12 февраля, и думали пригласить Игнатия. Но ещё не всё готово по неисправности смотрителя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

308 Эффект, надо полагать, был примерно такой же, как если бы подобный вопрос был задан не самодержцу, а свежеиэбранному президенту России: соответствует логике развития образа, но звучит неожиданно, ведь цари, как ныне президенты, традиционно вступали во власть по светскому праву. 309 Скрипторий – книгописная мастерская, объединяющая составителей и копиистов рукописных сочинений и сборников. 310 Подробнее см.: Богданов А. П. Летописец и историк конца XVII века. Очерки исторической мысли «переходного времени». М., 1994.147 с. 311 Тексты историко–публицистических выступлений Римского–Корсакова, Кариона Истомина и других авторов здесь и далее с отсылками в тексте цетируются по: Памятники общественно–политической мысли в России конца XVII века/Публ. А. П. Богданова. М.. 1983. Вып. 1–2. Цит. с. 178. 312 ПСЗ–1. Т. 2. 826; Богданов А. П. София – Премудрость Божия и царевна Софья Алексеевна. Из историй русской духовной литературы и искусства XVII века//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Вып. 7. С. 399–428. 313 ПСЗ–1. Т. 2. 826; Богданов А. П. София – Премудрость Божия и царевна Софья Алексеевна. Из историй русской духовной литературы и искусства XVII века//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Вып. 7. С. 399–428. 315 см. в автографе Новгородской Забелинской летописи: ГИМ. Забелина 261. Л. 220–223 об.; ср. л. 11–14 об., 223 об. – 227. 316 Текст опубл.: ПСРЛ. М., 1968. Т. 31. С. 11–179. Анализ истории сочинения и его источников см.: Богданов А. П. Летописец и историк… С. 14–62. 317 Хронологическая справка дана Сназиным прямо посреди повествования о семейных делах Словена и Руса. 318 Этот принцип соблюдается летописцем и впоследствии: например. Вещий Олег ведет на Царьград, среди прочих племен, чудь, мерян и вотяков. 319 По словам Игнатия, это «хула и досада, приносимая от поганых татар. – Ей, нестерпима, и терпение без пользы!» (С. 162–163). 320 Подробно см.: Богданов А. П. Общерусский летописный свод конца XVII в. в собрании И. Е. Забелина//Русская книжность XV–XIX вв. М., 1989. С. 183–209.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

того же месяца: «Я был весьма счастлив, что мог исполнить ваше желание иметь отдельный оттиск биографии блаженныя памяти отца архимандрита Пимена, тем более, что он был лично известен Вам, и что Вы можете засвидетельствовать все беспристрастие моего повествования. Что же касается биографии Преосвященного Леонида, думаю, Владыка Святый, что после ваших о нем Воспоминаний и тех подробностей, которые требовались для пояснений его дружественных отношений к О. А. Пимену, мне пришлось бы сказать нового весьма немного, так что его жизнеописание было-бы только повторением написанного Вами и несколько добавленного мной. Кроме того, скажу откровенно, что люблю говорить истину, как она есть, не ставя себя в зависимость от щепетильности и мелочности тщеславия живущих, что я уже отчасти и испытал по поводу написанного мной о Преосвященном Леониде в биографии О. А. Пимена, и поэтому ежели-бы Краснопевков и предложили мне все имеющиеся у них материалы, я уклонился бы от нелегкого труда угодить живущим, подчиняясь их воззрениям и мелочным требованиям. Но ежели бы я и этого не имел в виду, то в настоящее время не мог бы заняться биографией Преосв. Леонида, ибо стал уже подготавливать материалы и изучать историю раскола, чтобы удовлетворительно и подробно написать житие Преосв. ИгнатияРимского-Корсакова, Митрополита Сибирского, который был одним из предков, и весьма неотдаленных, моей родной бабки, матушкиной матери, бывшей из того же рода. Эта работа давно задумана мной и даже начата, но приостановлена, чтобы исполнить долг любви и поставить памятник на свежей могиле моего духовного отца и старца-друга. Я старался выполнить эту задачу, как умел и как мог, и должен теперь возвратиться к труду, который меня очень привлекает, хотя и не без боязни к нему приступаю, видя все те трудности, которые меня ожидают. Я душевно и усердно благодарю Вас за слово поощрения мне, Вами сказанное, и прошу вашего святительского благословения для достойного изложения жизни многотрудившегося для Православия и недовольно известного Святителя и по родству мне нечуждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Обширная статья нового тома энциклопедии посвящена Игнатию (Римскому-Корсакову), митр. Тобольскому и Сибирскому, видному иерарху Русской Церкви конца XVII в., другу и сподвижнику Патриарха Московского и всея Руси Иоакима, крупному духовному писателю. Отдельная публикация рассказывает о жизни и церковной деятельности ныне здравствующего Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви — Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия IV. Значительный интерес представляют публикации, повествующие о деятелях, сыгравших негативную роль в церковной жизни, но оставивших весьма заметный след в истории Русской Церкви: Патриархе Московском и всея Руси Игнатии, ставленнике Лжедмитрия I, впоследствии перешедшем в униатство, и Игнатии Соловецком, одном из лидеров старообрядческого раскола. Немало статей нового тома посвящено святым и церковным деятелям, носившим имена «Иеремия» и «Иероним». Среди них наиболее важными являются статьи, посвященные Патриарху Константинопольскому Иеремии II Траносу, сыгравшему ключевую роль в установлении Патриаршества на Руси в 1589 г., и Львовскому епископу Иеремии Тиссаровскому, видному православному церковному деятелю Речи Посполитой начала XVII в., борцу с Брестской унией. Обширнейший по объему материал посвящен жизни и богословскому наследию блаженного Иеронима Стридонского (V в.), крупнейшего отца Западной Церкви. Обращает на себя внимание статья об Иерониме (Экземплярском), архиепископе Варшавском и Привислинском, крупной русском церковном писателе XIX в. Двум Предстоятелям Элладской Православной Церкви — Иерониму I и ныне здравствующему Иерониму II — также посвящены публикации в новом, 21-м томе энциклопедии. Немалый интерес представляет и статья об Иерониме Пражском, чешском мыслителе XIV-XV вв., одном из вождей гуситов. В новом томе также присутствует материал, повествующий о священномученике Иерофее, первом епископе Афинском. Церковно-географическую и страноведческую тематику в 21-м томе продолжают статьи об Ижевской и Удмуртской епархии и Государстве Израиль.

http://patriarchia.ru/db/text/730804.htm...

Речь идет, конечно же, не о завоевании, а об " освобождении плененных христиан от безбожных агарян " , об объединении православных во Вселенском Христовом царстве: " Всяко они, греки, как к первовенчанным своим греческим православным царям вскоре прибегнут под державу богохранимых великих государей всея России и обще, яко люди христоименитые, греки и россы, прося Божий помощи, побеждать будут скверного турка! " С восстановлением креста над св. Софией и власти двуглавого царского орла над Константинополем, как считал Игнатии и ученые греки братья Лихуды, которым дружно вторили политики в Венеции и Вене, сбудется пророчество о возрождении православной империи и российские государи, " всея Вселенный самодержцы по достоянию " , станут царствовать над всеми — русскими и греческими — православными " по древнему греческому православному закону " (С. 169—170,183). Воистину, больше следует опасаться друзей, чем врагов. Патриарх Иоаким, очень тепло относившийся к Игнатию Римскому-Корсакову и доверявший ему многие важные поручения, даже в кошмарном сне не желал бы представить такую картину! Мало того, что среди восточных патриархов, которые должны были сойтись на торжественную службу в св. Софию, он был по чину последним. Мало того, что " греки " полезны были ему для придания внешней авторитетности тем или иным решениям, но в качестве нищих просителей и совершенно не устраивали как равные и тем паче " учителя веры " (как они гордо самоименовались) для него лично. Все эти предполагаемые добрые подданные были для Иоакима иноземцами — потенциальным рассадником ересей и крамолы; языки их были незнаемыми (значение греческого только декларировалось при патриаршем дворе), страны их — чужедальними. Путь к ним шел через страшнейший бич Божий — дорогами военными. Словом, патриарх мог бы воскликнуть словами современной нам песни: " Не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна! " Нельзя отрицать, что выдающаяся роль православного царства в сочинениях друга Игнатия импонировала Иоакиму, но вот выводы... Далеко не случайно патриаршие летописцы сделали упор на другие аспекты державной формулы, основательно исследовав исторические корни российского самодержавия. Космополитическая идея вселенского православия замечательно выглядела в теории, где мало кто мог достичь высот Римского-Корсакова, глубокого знатока классических языков и античной литературы, автора первой русской ученой монографии, с помощью целой библиотеки латинских и греческих авторов (более 65 названии) доказавшего происхождение своего рода от Геракла через римских консулов Фабиев . Однако на практике размывание национальных корней импонировало весьма немногим.

http://sedmitza.ru/lib/text/443319/

Скрипторий — книгописная мастерская, объединяющая составителей и копиистов рукописных сочинений и сборников. 310 Подробнее см.: Богданов А. П. Летописец и историк конца XVII века. Очерки исторической мысли «переходного времени». М., 1994.147 с. 311 Тексты историко–публицистических выступлений Римского–Корсакова, Кариона Истомина и других авторов здесь и далее с отсылками в тексте цетируются по: Памятники общественно–политической мысли в России конца XVII века/Публ. А. П. Богданова. М.. 1983. Вып. 1–2. Цит. с. 178. 312 ПСЗ–1. Т. 2. 826; Богданов А. П. София — Премудрость Божия и царевна Софья Алексеевна. Из историй русской духовной литературы и искусства XVII века//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Вып. 7. С. 399–428. 313 ПСЗ–1. Т. 2. 826; Богданов А. П. София — Премудрость Божия и царевна Софья Алексеевна. Из историй русской духовной литературы и искусства XVII века//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Вып. 7. С. 399–428. 314 Попов А. Н. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. М., 1869. С. 438–442; Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции. М., 1869. Вып. 2. С. 203–204. 315 см. в автографе Новгородской Забелинской летописи: ГИМ. Забелина 261. Л. 220—223 об.; ср. л. 11—14 об., 223 об. — 227. 316 Текст опубл.: ПСРЛ. М., 1968. Т. 31. С. 11—179. Анализ истории сочинения и его источников см.: Богданов А. П. Летописец и историк… С. 14—62. 317 Хронологическая справка дана Сназиным прямо посреди повествования о семейных делах Словена и Руса. 318 Этот принцип соблюдается летописцем и впоследствии: например. Вещий Олег ведет на Царьград, среди прочих племен, чудь, мерян и вотяков. 319 По словам Игнатия, это «хула и досада, приносимая от поганых татар. — Ей, нестерпима, и терпение без пользы!» (С. 162—163). 320 Подробно см.: Богданов А. П. Общерусский летописный свод конца XVII в. в собрании И. Е. Забелина//Русская книжность XV—XIX вв. М., 1989. С. 183–209. 321 см. текст: Замысловский Е. Е. Царствование Федора Алексеевича: Ч. I. Обзор источников. Спб., 1871. Приложения. С. XXXV—XLII О сочинении см.: Чистякова Е. В., Богданов А. П. «Да будет потомкам явлено…» Очерки о русских историках второй половины XVII века и их трудах. М., 1988. С. 3–12. 322

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

А здесь чего и не бывало — и то еретикам повольно, что своих еретических проклятых соборищ молитвенные дома построили, в которых благочестивых людей злобно клянут, и лают, и веру укоряют, иконы святые попирают, и нам, христианам, ругаются, и зовут идоло- и древопоклонниками. И сие не есть добро — но всячески зло. За этим благочестивым людям, наипаче же самодержавнейшим царям государям и ныне, и в будущие времена зело смотреть подобает, и своему государству в благорассудное повелительство, в пользу и прибыль, наипаче же во славу Божию творить! Чего и в содействии сего свершения быть во Христе Боге желаю, желаю. Аминь. Подписал сие своею рукою Иоаким патриарх Московский и всея России " . Примечания Горфункель А. X. Белобоцкин Ян//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. Спб., 1992. С. 128—131 (с библиогр.). Исаченко-Лисовая Т. А. Евфимий//Словарь книжников... С. 293 (библиогр. на с. 295—296). Брайловский С. Н. Один из «пестрых» XVII столетия: историко-литературное исследование. Спб., 1903; Богданов А. П. Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII века. М., 1983; он же. Естественнонаучные представления в стихах Кариона Истомина//Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 260—279; он же. Карион Истомин и Ян Амос Коменский (К проблеме освоения творческого наследия " учителя народов " в России XVII века)//Аста Comeniana. 8 (XXXII). Praha, 1989. 5. 127—147; он же. Памятник русской педагогики XVII в. (Поэтический триптих Кариона Истомина для начальной школы)//Исследования по источниковедению истории СССР. Дооктябрьский период. М., 1989. С. 96—114 и др. Подробно о жизни и трудах Игнатия Римского-Корсакова см.: Богданов А, П. От летописания к исследованию. Ч. 1. С. 30—214 (с библиогр.). См. также: Игнатий Римский-Корсаков. Генеалогиа/Подготовка текста, статья и аннотированный указатель источников А. П. Богданова. М., 1994. Моравские братья (Чешские братья, Богемские братья) — религнозная секта, возникшая в Чехии в XV в. Выступали за упразднение феодальных и церковных привилегий и нередко — за уравнительное и коллективное землевладение. Осуществление этих требований они считали началом Царства Божьего на земле.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010