Об одном парадоксе Архимандрит Ианнуарий (Недачин) Архимандрит Ианнуарий (Недачин) , благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря: – Революция произошла именно из-за того, что народ отпал от веры. Но все-таки отступил – да не совсем. Иначе нас уже просто не было бы. Промысл Божий нас, заблудших, наставлял этим попущением. Когда революция охватила страну, наш «цивилизационный код» оказался на поверку очень прочным, сконденсировавшим огромный духовный потенциал. Наши предки – прадеды и прабабушки – удерживали очень высокий уровень нравственности в обществе. Поэтому народ оказывался способным быстро мобилизовать колоссальные силы, когда того требовала внешняя угроза. Отдельные личности выдерживали чудовищные нагрузки и не ломались – сохраняли себя, внутренний стержень. Наши уже дедушки-бабушки в советские времена многое свершали благодаря унаследованному мощному духовно-нравственному заряду. Просто их духовность не могла быть тогда ими внешне адекватно выражена. Все, что в советское время русскому народу пытались вталдычить, – это все внешнее. Суть жизни как была, так и оставалась православной: она не могла быть таковой по форме, но по содержанию не изменяла себе. Так люди и выстаивали в вере, не давая себя внутренне разорить. Когда говорят «Святая Русь» или «Святая Византия», надо понимать, что никогда общество не было однородно православным. Всегда были верные и предатели Христа. Господь говорил Своим ученикам: вы «малое стадо» (Лк. 12: 32), «соль земли» (Мф. 5: 13), немногие находят узкий путь (см.: Мф. 7: 14). Что при жизни Спасителя, что во все последующие времена – истинных последователей Господа мало. Но именно они освещают и освящают весь социум и удерживают его от разложения. В России атеистов в 1870 году было больше, чем в 1970 году. Парадокс, правда? В России атеистов в 1870 году было больше, чем в 1970 году. Парадокс, правда? Помните житие святителя Игнатия (Брянчанинова)? Он был офицер высокого рода. Все офицеры должны были раз в году причащаться Великим постом. Когда он захотел подходить к чаше почаще, целое следствие устроили: не сумасшедший ли он? У А.С. Хомякова – та же история. Захотел чаще причащаться – обструкция к нему со стороны всего его окружения. На Пасху 1916 года причастилось 96% российской армии, на Пасху 1917 года – менее 10%, потому что не было уже «обязаловки». До революции много было поверхностных верующих, а во глубине души преданных Богу мало, а к концу XX века наоборот – храмы разрушены, а люди, пройдя через все испытания, крепко уверовали и держались за Христа.

http://pravoslavie.ru/147358.html

Мы постоянно молитвенно обращаемся к ним, и помощь приходит Все эти нами почитаемые новомученики – это наши екатерининские чудотворцы. Мы постоянно молитвенно обращаемся к ним, и помощь приходит! В чем она выражается? В разрешении наших подчас, казалось бы, невероятно трудных жизненных обстоятельств. Мы же восстанавливали монастырь. Постоянно что-то требовалось, молились нашим новомученикам, и Господь по их ходатайству все посылал. За более чем четверть века возрождения нашей святой обители мы постоянно чувствовали их попечение. Причем мы молимся новомученикам не только о спасении, но и просто в трудных жизненных ситуациях обращаемся. И реально видим помощь. Наша ответственность Епископ Сергиево-Посадский Парамон (Голубка) Епископ Сергиево-Посадский Парамон (Голубка) , наместник Троице-Сергиевой лавры, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: – В каждое время люди переживают свои трудности. У новомучеников и исповедников Церкви Русской крест был мученический, а у нас – подвижнический. При них храмы и монастыри разрушали, на наш век многие сподобились до самозабвения потрудиться над восстановлением святынь. Наши предшественники выстаивали во Христе среди гонений, сейчас наш крестный путь пролегает среди соблазнов секулярного мира. Отсутствие физических расправ, расстрелов, видимых гонений не должно нас обольщать и погружать в бездействие расслабленного благодушия. Наш крест – бодрствовать и хранить то, ради чего наши новомученики и исповедники страдали и отдали жизнь. Мы призваны сами быть настолько крепкими в вере, чтобы в той же огненной и чистой силе, в которой мы унаследовали веру православную у этих страдальцев, передать ее следующим поколениям русских людей. Самое страшное гонение – когда нет гонений Архимандрит Ианнуарий (Недачин) Архимандрит Ианнуарий (Недачин) , правнук расстрелянного в 1918-м году священника, благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря, церковный историк: – Как отметил один исследователь, атеистов в России в 1870-м году было больше, чем в 1970-м году. Парадокс, правда? Помните житие святителя Игнатия (Брянчанинова)? Он был офицер, знатного рода. Все офицеры должны были раз в году причащаться Великим постом. Когда он захотел подходить к Чаше почаще, целое следствие устроили: не сумасшедший ли он? У А. С. Хомякова – та же история. Захотел чаще причащаться – получил обструкцию со стороны всего окружения.

http://pravoslavie.ru/127861.html

Arhiva Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a svârit Dumnezeiasca Liturghie la biserica „Sfântul Mare Mucenic Nichita” din Staraya Basmannaya Sloboda, or. Moscova, i a condus hirotonia arhimandritului Porfirii (utov) în treapta de episcop de Odintsovo 8 septembrie 2019 16:26 8 сентября 2019 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, праздник сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе в Москве. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Порфирия (Шутова) , наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря , во епископа Одинцовского, викария Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий ; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим ; архиепископ Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Воскресенский Дионисий , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ; епископ Сергиево-Посадский Парамон , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Солнечногорский Алексий , наместник Данилова ставропигиального монастыря ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора и храма великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе г. Москвы; архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря ; игумен Кронид (Карев), настоятель Преображенского подворья Данилова монастыря; архимандрит Ианнуарий (Недачин), благочинный Соловецкого монастыря; скитоначальники Соловецкой обители — игумен Евлогий (Стручалин), скитоначальник Голгофо-Распятского Анзерского скита, иеромонах Георгий (Курдогло), скитоначальник Свято-Троицкого Анзерского скита, иеромонах Нестор (Волобуев), скитоначальник Исааковской пустыни; священник Александр Волков , настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; столичное духовенство.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5497224...

Архив Пн В день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Соловецком монастыре 21 августа 2023 г. 13:38 21 августа 2023 года, в праздник перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566), праздник перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря .  Перед началом богослужения  Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа, покоящимся в соборе. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий ; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ; епископ Котласский и Вельский Василий ; епископ Плесецкий и Каргопольский Александр ; епископ Озерский Порфирий , наместник Соловецкого монастыря; архимандрит Ианнуарий (Недачин), благочинный обители; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; иеромонах Никандр (Пилишин), и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; братия монастыря в священном сане. В храме присутствовали: губернатор Архангельской области А.В. Цыбульский, первый заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин, заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Д.А. Степаненко, заместитель председателя Правительства Архангельской области Е.В. Автушенко. За богослужением молились руководитель Правового управления Московской Патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального монастыря   игумения Ксения (Чернега) , заместитель руководителя  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси  Н.И. Державин, многочисленные паломники. Богослужебные песнопения исполнил хор братии монастыря под управлением иеродиакона Афанасия (Савельева).

http://patriarchia.ru/db/text/6051104.ht...

В день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Соловецком монастыре 21 августа 2020 г. 15:55 21 августа 2020 года, в праздник перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий ; архиепископ Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Одинцовский Порфирий , наместник Соловецкого монастыря; архимандрит Ианнуарий (Недачин), благочинный Соловецкого монастыря; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха; архимандрит Герман (Чеботарь), духовник Соловецкого монастыря; протоиерей Леонид Калинин , председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации ; насельники Соловецкой обители в священном сане. На богослужении присутствовали: председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области А.В. Цыбульский, первый заместитель губернатора Архангельской области — председатель Правительства Архангельской области А.В. Алсуфьев, генеральный директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Ходос, многочисленные паломники, приехавшие на праздник в Соловецкую обитель. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Соловецкого монастыря под управлением иеродиакона Афанасия (Савельева). На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

http://patriarchia.ru/db/text/5680114.ht...

В канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Соловецком монастыре 20 августа 2020 г. 22:26 20 августа 2020 года, в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря , где пребывают честные мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий ; архиепископ Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Одинцовский Порфирий , наместник Соловецкого монастыря; архимандрит Ианнуарий (Недачин), благочинный Соловецкого монастыря; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха; насельники Соловецкой обители в священном сане. На богослужении присутствовали председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области А.В. Цыбульский, первый заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин, члены Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага. В храме молились многочисленные паломники, приехавшие на праздник в Соловецкую обитель. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Соловецкого монастыря под управлением иеродиакона Афанасия (Савельева). По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл поздравил с праздником собравшихся в храме: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Преосвященный владыка наместник! Дорогие отцы, братья и сестры! С особым чувством всегда вступаешь на землю Соловков, овеянную великой славой русского православного подвижничества, памятованием о тех жертвах, которые были принесены нашим народом, не предававшим свою веру, претерпевшим страдания и смерть на этом месте только потому, что он не отказывался от Господа, не отказывался от своего христианского призвания.

http://patriarchia.ru/db/text/5679844.ht...

Протоиерей Константин Татаринцев (Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с правоохранительными органами) сказал о необходимости поименного прославления святых: -Личное отношение прихожан к их святому, который здесь служил и молился, который является их родным — дело особенное. Оставлять его просто так, заявив, что у Церкви есть собор новомучеников — видимо, маловато. Молитвами этих исповедников строятся храмы. Количество имен пострадавших, внесенных в базу данных Свято-Тихоновского университета, в течение многих лет соответствовало количеству открытых у нас храмов. Это не значит, что так будет всегда, но это какое-то Божье указание на то, что прославление святых не должно быть приостановлено. Подпись как препятствие к канонизации Играет ли значение подпись осужденного? Неоднократно звучало утверждение, что подпись человека под обвинением против себя и других — неопровержимый аргумент против канонизации, потому что в фальсификации следствие не видело смысла — для того, чтобы засудить человека, его признание не необходимо, ведь можно привлечь лжесвидетелей по делу. Иерей Максим Плякин Иерей Максим Плякин, член комиссии по канонизации Саратовской епархии, в ответ на это заявление привел пример: графологическая экспертиза на основании изучения документов дела одного из пострадавших в годы гонений клириков Саратовской епархии показала, что подписи под протоколами допроса и обвинительным заключением сделаны другой рукой. Историк Лидия Алексеевна Головкова напомнила, что многие подписи добыты просто обманом. А архимандрит Ианнуарий (Недачин) (Соловецкий монастырь) подчеркнул: -Есть большая разница между древними мученическими актами и архивными следственными делами. Составителями первых не двигали мотивы желания исказить истину. Исследования архивных дел 1918 года показывают, что большевики намеренно проводили политику гонений так, чтобы избежать возможности прославления жертв. Почему мы думаем, что после 1918 года эта концепция изменилась? Протоиерей Владислав Цыпин напомнил, что вопрос о подписи принцпиален: если человек согласился с обвинением и поставил свою подпись, значит, он обнаружил свою слабость. А архиепископ Марк решительно отказался признавать вопрос о подписи принципиальным. По его мнению, сама его постановка — грешна, а публикация критериев против канонизации — вредна. Вопросы источниковедения

http://pravmir.ru/pochemu-my-ne-proslavl...

Действительно, Соловки в сознании людей по всему миру ассоциируются именно с понятием «Архипелаг ГУЛАГ». Объективно сложился один из опорных понятийных узлов, что накладывает на нас обязанность по мере сил расширять и углублять знание об этой странице соловецкой истории. Начиная с 2015 года, монастырь совместно с музеем стал проводить ежегодную международную научную конференцию «История страны в судьбах соловецких узников». Также наш монастырь создает мощный интернет-ресурс «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке». Разработана весьма совершенная в этой области система накопления и использования информации. На этом пути Господь дает нам определенные возможности – и средства, и людей. Так с нами сотрудничают высококлассные программисты, подключаются епархиальные отделы по исследованию подвига новомучеников и исповедников. В частности, совместно с таким отделом Московской епархии в рамках базы данных создан особый синодик, особый раздел, посвященный жертвам репрессий – московским священнослужителям. Во главе проекта стоит его вдохновитель и постоянный руководитель отец Ианнуарий (Недачин) – благочинный монастыря и «муж ученый».      Еще один наш долгосрочный проект – «Воспоминания соловецких узников». Уже вышло шесть томов, идет работа над седьмым. Каждый том – это фундаментальное издание. По своему характеру оно научное, однако вызывает интерес у широкого круга читателей, которых волнует тема мужества тех людей, по историческим меркам наших современников, которые перед лицом мучителей и самой смерти сумели сохранить внутреннюю свободу и человеческое достоинство. Научным же издание является потому, что все тексты снабжены научным аппаратом: к ним прилагаются комментарии и статья о каждом авторе – его личности, творчестве, жизненном пути. Сами тексты настолько сильные (хотя и написаны в совершенно разных жанрах), что читаются на одном дыхании. Но главное их достоинство в том, что все они – историческое свидетельство от первого лица. И как их находите, откуда берете?

http://pravoslavie.ru/120678.html

Нельзя не согласиться с А. Платоновой, автором одного из жизнеописаний святителя, которая писала: «Знать о нем возможно более подробно — долг всякого русского человека, потому что такие люди, как архиепископ Николай, — гордость и украшение своей страны.» Деятельность его была сопряжена с многими скорбями. Архиепископа Николая травили с двух сторон: японцы — как русского политического агента, шпиона, агитатора, сеющего на японской почве измену и симпатии к вероломной, хищнической России; русские — как деятеля, сообщающего Японии о России то, чего ей не нужно знать… Деятельность архиепископа объявлялась, таким образом, не только бесполезною, но и вредною, а на него самого многие в России смотрели как на охваченного странной манией оригинала. Архиепископа Николая спасли для дела две руководившие им во всю жизнь идеи: первая — идея апостольского служения, подвига распространения православия среди язычников; вторая — горячее убеждение, что его работа должна стоять вне всякой связи с политикой.» И в другом месте: «Его проникало то, что он хранил в себе не для земной цели.» Призвание Иван Дмитриевич Касаткин родился 1 августа 1836 года в селе Береза Бельского района Смоленской губернии1. Его отец Дмитрий Иванович Касаткин служил диаконом в сельской церкви2. Ребенка назвали Иоанном в честь славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Его мать Ксения Алексеевна умерла 34 лет от роду, когда ему было всего пять лет. Несмотря на крайнюю бедность, мальчика отдали учиться сначала в Бельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. С. Недачин пишет: «При отсутствии железных дорог юноша должен был тащиться по ужасным и теперь еще Бельским трущобам к губернскому городу Смоленску для получения образования в духовной семинарии. Далеко не все семинаристы того времени ездили учиться на лошадях. Очень многим из них, наиболее бедным, к числу которых принадлежал и мальчик Касаткин, приходилось идти пешком на протяжении свыше 150 верст, чтобы явиться в стены семинарии.» В 1856 году он блестяще окончил курс семинарии и был на казенный счет отправлен в Петербургскую духовную академию, где учился до 1860 года.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolaj-yapo...

В Соловецком монастыре надеются на восстановление Онуфриевской церкви - места общей молитвы новомучеников О. Большой Соловецкий, Архангельская обл., 31 октября 2007 г. В Соловецком монастыре надеются, что Онуфриевская церковь на братском кладбище, в которой до 1931 года молились новомученики и исповедники, будет восстановлена. Об этом рассказал Благовест-инфо благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря игумен Ианнуарий (Недачин). Он рассказал, что после закрытия в 1923 году Соловецкой обители, шестидесяти монахам, которые отказались уезжать с острова, лагерное начальство позволяло совершать богослужения в ныне разрушенной церкви преподобного Онуфрия Великого, находившейся вне монастырских стен. «На лагерную Пасху 1926 года единственный раз был разрешен крестный ход, в котором было позволено идти только духовенству. И эта Пасхальная заутреня собрала 400 священнослужителей, среди которых были десятки епископов – вот такая Пасха была. В 1926-1927 гг. количество епископата здесь было большим, чем могло собраться на свободе. И это все связано с Онуфриевской церковью, которая в 1940 году была снесена». Кирпич от нее и надгробные плиты с братского кладбища пустили на постройку госпиталя и школы. «Сейчас на братском кладбище две новых могилы – соловецкого иеродиакона и одного пожилого протоиерея, который приехал паломником и умер на Соловках, – сообщил о. Ианнуарий. – Это уже и наше кладбище. И одновременно – наша большая боль, потому что по нему проходит дорога для автотранспорта». Сейчас по братскому кладбищу ездит автотранспорт и гуляют собаки. В настоящее время ничем не огороженная территория братского погоста вплотную прилегает к зданию советской эпохи, в котором под одной крышей соседствуют администрация поселка Соловецкий, больница, морг и милиция. В задачи милиции, помимо привычных функций, входит выдача метрик о рождении и регистрация браков. К этому многофункциональному сооружению соловчане подъезжают на своих машинах прямиком по кладбищу. Монахи пробовали загородить валунами дорогу автотранспорту, но местные жители, отодвинув их, продолжают ездить фактически по захоронениям. 31 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24631.html

   001    002    003    004    005    006   007     008