Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Ианнуарий (Недачин), архим. В конце августа на Соловках прошла презентация интернет-проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке», целью которого является создание общедоступной базы данных биографий духовенства Русской Церкви и базы материалов о формах его служения. С вопросами о создании, работе и перспективах развития ресурса мы обратились к координатору проекта – кандидату богословия, благочинному Соловецкого монастыря архимандриту Ианнуарию (Недачину). Апробационная статья игумена Ианнуария (Недачина) посвящена изучению преследования духовенства Смоленской епархии советской властью в первый послереволюционный год. Защита состоится 27 июня 2012 г. в Московской духовной академии. Научный руководитель - проф. А.К. Светозарский. Статья публикуется в авторской редакции. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/2603604

Почти в самом конце обсуждения отец Ианнуарий (Недачин) напомнил об одном действенном способе решения всех церковных проблем — тем более, связанных с прославлением святых. -Представьте себе: перед нами стоит человек со всеми делами и говорит: «Я знаю, кто отрекся, а кто не отрекался. Если вы прославите кого-то — я вброшу про него эту информацию». Это фантазия, но мы должны понимать, что нас никто и никогда не допускал и не допустит ко всей полноте информации, потому что пока существует политика, это мощный рычаг давления. Как нам, церковным людям, вести себя в ситуации, если нет источников? Я нахожу только один ответ — эту проблему можно решить, только если молиться новомученикам. Мы мало молимся им, прославленным и непрославленным. Критерии канонизации, которые действуют сейчас, это очевидный компромисс, но в текущей ситуации ничего лучшего не придумать. Крен в любую сторону приведет к дурным последствиям. Но каждый согласится: почитание новомучеников — это проекция духовной жизни. Если человек стремится ко Христу, он тянется к почитанию новомучеников. Номинально православный эту тему слышать не хочет и переключается на что-то другое. Тупик в области научного изучения вопроса (в том числе и подписей) — проекция до того уровня почитания и молитвы новомученикам. Будет расти почитание — будет и их ответ, будут и изменяться законы, и мы сами. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 12 марта, 2022 4 июля, 2021 11 июня, 2021 25 января, 2021 16 мая, 2020 8 февраля, 2020 7 февраля, 2020 10 февраля, 2019 10 февраля, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pochemu-my-ne-proslavl...

Об одном парадоксе Архимандрит Ианнуарий (Недачин) Архимандрит Ианнуарий (Недачин) , благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря: – Революция произошла именно из-за того, что народ отпал от веры. Но все-таки отступил – да не совсем. Иначе нас уже просто не было бы. Промысл Божий нас, заблудших, наставлял этим попущением. Когда революция охватила страну, наш «цивилизационный код» оказался на поверку очень прочным, сконденсировавшим огромный духовный потенциал. Наши предки – прадеды и прабабушки – удерживали очень высокий уровень нравственности в обществе. Поэтому народ оказывался способным быстро мобилизовать колоссальные силы, когда того требовала внешняя угроза. Отдельные личности выдерживали чудовищные нагрузки и не ломались – сохраняли себя, внутренний стержень. Наши уже дедушки-бабушки в советские времена многое свершали благодаря унаследованному мощному духовно-нравственному заряду. Просто их духовность не могла быть тогда ими внешне адекватно выражена. Все, что в советское время русскому народу пытались вталдычить, – это все внешнее. Суть жизни как была, так и оставалась православной: она не могла быть таковой по форме, но по содержанию не изменяла себе. Так люди и выстаивали в вере, не давая себя внутренне разорить. Когда говорят «Святая Русь» или «Святая Византия», надо понимать, что никогда общество не было однородно православным. Всегда были верные и предатели Христа. Господь говорил Своим ученикам: вы «малое стадо» (Лк. 12: 32), «соль земли» (Мф. 5: 13), немногие находят узкий путь (см.: Мф. 7: 14). Что при жизни Спасителя, что во все последующие времена – истинных последователей Господа мало. Но именно они освещают и освящают весь социум и удерживают его от разложения. В России атеистов в 1870 году было больше, чем в 1970 году. Парадокс, правда? В России атеистов в 1870 году было больше, чем в 1970 году. Парадокс, правда? Помните житие святителя Игнатия (Брянчанинова)? Он был офицер высокого рода. Все офицеры должны были раз в году причащаться Великим постом. Когда он захотел подходить к чаше почаще, целое следствие устроили: не сумасшедший ли он? У А.С. Хомякова – та же история. Захотел чаще причащаться – обструкция к нему со стороны всего его окружения. На Пасху 1916 года причастилось 96% российской армии, на Пасху 1917 года – менее 10%, потому что не было уже «обязаловки». До революции много было поверхностных верующих, а во глубине души преданных Богу мало, а к концу XX века наоборот – храмы разрушены, а люди, пройдя через все испытания, крепко уверовали и держались за Христа.

http://pravoslavie.ru/147358.html

Мы постоянно молитвенно обращаемся к ним, и помощь приходит Все эти нами почитаемые новомученики – это наши екатерининские чудотворцы. Мы постоянно молитвенно обращаемся к ним, и помощь приходит! В чем она выражается? В разрешении наших подчас, казалось бы, невероятно трудных жизненных обстоятельств. Мы же восстанавливали монастырь. Постоянно что-то требовалось, молились нашим новомученикам, и Господь по их ходатайству все посылал. За более чем четверть века возрождения нашей святой обители мы постоянно чувствовали их попечение. Причем мы молимся новомученикам не только о спасении, но и просто в трудных жизненных ситуациях обращаемся. И реально видим помощь. Наша ответственность Епископ Сергиево-Посадский Парамон (Голубка) Епископ Сергиево-Посадский Парамон (Голубка) , наместник Троице-Сергиевой лавры, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: – В каждое время люди переживают свои трудности. У новомучеников и исповедников Церкви Русской крест был мученический, а у нас – подвижнический. При них храмы и монастыри разрушали, на наш век многие сподобились до самозабвения потрудиться над восстановлением святынь. Наши предшественники выстаивали во Христе среди гонений, сейчас наш крестный путь пролегает среди соблазнов секулярного мира. Отсутствие физических расправ, расстрелов, видимых гонений не должно нас обольщать и погружать в бездействие расслабленного благодушия. Наш крест – бодрствовать и хранить то, ради чего наши новомученики и исповедники страдали и отдали жизнь. Мы призваны сами быть настолько крепкими в вере, чтобы в той же огненной и чистой силе, в которой мы унаследовали веру православную у этих страдальцев, передать ее следующим поколениям русских людей. Самое страшное гонение – когда нет гонений Архимандрит Ианнуарий (Недачин) Архимандрит Ианнуарий (Недачин) , правнук расстрелянного в 1918-м году священника, благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря, церковный историк: – Как отметил один исследователь, атеистов в России в 1870-м году было больше, чем в 1970-м году. Парадокс, правда? Помните житие святителя Игнатия (Брянчанинова)? Он был офицер, знатного рода. Все офицеры должны были раз в году причащаться Великим постом. Когда он захотел подходить к Чаше почаще, целое следствие устроили: не сумасшедший ли он? У А. С. Хомякова – та же история. Захотел чаще причащаться – получил обструкцию со стороны всего окружения.

http://pravoslavie.ru/127861.html

В Соловецком ставропигиальном монастыре откроются курсы для монашествующих 30 августа 2023 г. 14:18 23-28 августа 2023 года была проведена экспертная оценка Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в части подготовки к реализации программы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви. Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Соловецкого монастыря организуются в 2023 году по благословению наместника обители епископа Озерского Порфирия в ответ на решения Архиерейских Соборов 2011 и 2013 годов и благословение Святейшего Патриарха и Московского и всея Руси Кирилла. В состав выездной экспертной группы Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви вошли: иеромонах Аполлинарий (Панин), ректор Перервинской духовной семинарии, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, — председатель выездной комиссии; иеромонах Серафим (Лопухов), руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Ивановской митрополии , заведующий кафедрой богословия и Священного Писания Ветхого и Нового Завета Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии, благочинный Успенского мужского монастыря г. Иваново, — сопредседатель и секретарь выездной комиссии. Комиссию встречал и сопровождал руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Соловецкого монастыря, благочинный обители архимандрит Ианнуарий (Недачин). За четыре дня работы выездной экспертной комиссии состоялись встречи с епископом Озерским Порфирием, архимандритом Ианнуарием (Недачиным), преподавателями курсов келарем монастыря иеромонахом Досифеем (Дубовым), руководителем Духовно-просветительского центра монастыря иереем Романом Луканиным, ответственным за миссионерскую деятельность монастыря в социальных сетях монахом Андроником (Пантаком), а также слушателями курсов в количестве 46 человек. Преподавание предметов на курсах также взяли на себя епископ Озерский Порфирий и архимандрит Ианнуарий (Недачин).

http://patriarchia.ru/db/text/6054973.ht...

     В какие тупики попадают люди, удалившиеся от Бога, и как из них выйти; почему в России произошла революция и как, изучая историю, можно воцерковиться? Об этом рассказывает правнук расстрелянного в 1918 г. священника, церковный историк, благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Ианнуарий (Недачин). Если соль потеряет силу… – Отец Ианнуарий, этот год – год 100-летия революции, почему в России вообще стал возможен этот чудовищный переворот? – Отвечать на такие вопросы – дело неблагодарное. Единственный точный ответ – это: «Бог попустил для нашей пользы». Все остальное – не более чем размышления над этой идеей. Но на что можно обратить внимание? Один исследователь как-то высказал мысль: атеистов в России в 1870 г. было больше, чем в 1970 г. Что имеется в виду? На Пасху 1916 г. причастилось около 95% Российской армии, а на Пасху 1917 г. – в 10 раз меньше, потому что справка о ежегодном Причащении перестала быть обязательным условием для службы в армии. До революции формально почти все были православными, а на поверку, когда настало время гонений, выяснилось, что по-настоящему верующих намного меньше. К концу же ХХ века в Церкви были в основном те, для кого это составляло основу жизни, и таких людей было немало. Так или иначе, я думаю, что, рассуждая о причинах катастрофы 1917 г., нужно осмысливать в первую очередь духовное измерение. Учитывать и духовный упадок общества к началу ХХ века, и смотреть на то, какие изменения в духовной жизни общества произошли по итогу гонений советского периода. – Почему нам так важен опыт тех, кто в гонениях выстоял в вере, – новомучеников и исповедников Церкви Русской? – Когда соприкасаешься с их опытом, действие Божественной Благодати в мире становится более ощутимым. Бог ведь есть везде, и везде он близок к человеку, но важны те места и те обстоятельства, где ты лично почувствуешь, что Бог близко. И соприкосновение с опытом новомучеников многое и многим в опыте веры открыло. Все мы находимся в движении: были неверующими, потом с кем-то встретились, через какой-то опыт Господь коснулся нашего сердца, потом мы все более и более через разного рода встречи и события укрепляемся в вере.

http://pravoslavie.ru/101742.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Соловецком монастыре надеются, что церковь Онуфрия Великого, в которой молились новомученики, будет восстановлена 31.10.2007 В Соловецком монастыре надеются, что Онуфриевская церковь на братском кладбище, в которой до 1931 года молились новомученики и исповедники, будет восстановлена. Об этом сказал в беседе с журналистами благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря игумен Ианнуарий (Недачин). Он рассказал, что после закрытия в 1923 году Соловецкой обители, шестидесяти монахам, которые отказались уезжать с острова, лагерное начальство позволяло совершать богослужения в ныне разрушенной церкви преподобного Онуфрия Великого, находившейся вне монастырских стен. «На лагерную Пасху 1926 года единственный раз был разрешен крестный ход, в котором было позволено идти только духовенству. И эта Пасхальная заутреня собрала 400 священнослужителей, среди которых были десятки епископов – вот такая Пасха была. В 1926-1927 гг. количество епископата здесь было большим, чем могло собраться на свободе. И это все связано с Онуфриевской церковью, которая в 1940 году была снесена». Кирпич от нее и надгробные плиты с братского кладбища пустили на постройку госпиталя и школы. «Сейчас на братском кладбище две новых могилы – соловецкого иеродиакона и одного пожилого протоиерея, который приехал паломником и умер на Соловках, – сообщил о. Ианнуарий. – Это уже и наше кладбище. И одновременно – наша большая боль, потому что по нему проходит дорога для автотранспорта». В настоящее время ничем не огороженная территория братского погоста вплотную прилегает к зданию советской эпохи, в котором под одной крышей соседствуют администрация поселка Соловецкий, больница, морг и милиция. В задачи милиции, помимо привычных функций, входит выдача метрик о рождении и регистрация браков. К этому многофункциональному сооружению соловчане подъезжают на своих машинах прямиком по кладбищу. Монахи пробовали загородить валунами дорогу автотранспорту, но местные жители, отодвинув их, продолжают ездить фактически по захоронениям. Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 31.10.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3913.html

В Соловецком монастыре надеются на восстановление Онуфриевской церкви - места общей молитвы новомучеников О. Большой Соловецкий, Архангельская обл., 31 октября 2007 г. В Соловецком монастыре надеются, что Онуфриевская церковь на братском кладбище, в которой до 1931 года молились новомученики и исповедники, будет восстановлена. Об этом рассказал Благовест-инфо благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря игумен Ианнуарий (Недачин). Он рассказал, что после закрытия в 1923 году Соловецкой обители, шестидесяти монахам, которые отказались уезжать с острова, лагерное начальство позволяло совершать богослужения в ныне разрушенной церкви преподобного Онуфрия Великого, находившейся вне монастырских стен. «На лагерную Пасху 1926 года единственный раз был разрешен крестный ход, в котором было позволено идти только духовенству. И эта Пасхальная заутреня собрала 400 священнослужителей, среди которых были десятки епископов – вот такая Пасха была. В 1926-1927 гг. количество епископата здесь было большим, чем могло собраться на свободе. И это все связано с Онуфриевской церковью, которая в 1940 году была снесена». Кирпич от нее и надгробные плиты с братского кладбища пустили на постройку госпиталя и школы. «Сейчас на братском кладбище две новых могилы – соловецкого иеродиакона и одного пожилого протоиерея, который приехал паломником и умер на Соловках, – сообщил о. Ианнуарий. – Это уже и наше кладбище. И одновременно – наша большая боль, потому что по нему проходит дорога для автотранспорта». Сейчас по братскому кладбищу ездит автотранспорт и гуляют собаки. В настоящее время ничем не огороженная территория братского погоста вплотную прилегает к зданию советской эпохи, в котором под одной крышей соседствуют администрация поселка Соловецкий, больница, морг и милиция. В задачи милиции, помимо привычных функций, входит выдача метрик о рождении и регистрация браков. К этому многофункциональному сооружению соловчане подъезжают на своих машинах прямиком по кладбищу. Монахи пробовали загородить валунами дорогу автотранспорту, но местные жители, отодвинув их, продолжают ездить фактически по захоронениям. 31 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24631.html

На Соловках прошли Дни памяти жертв политических репрессий Соловки, 31 августа 2020 г.      24-27 августа 2020 года на Соловках прошли Дни памяти жертв политических репрессий, центральным событием которых стала тематическая научно-практическая конференция. Программа мероприятий была подготовлена Соловецким государственным музеем-заповедником, Спасо-Преображенским Соловецким ставропигиальным мужским монастырем и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом при поддержке правительства Архангельской области, сообщает Патриархия.ru . Дни памяти начались с мемориальной акции на Аллее памяти и молебна новомученикам и исповедникам Соловецким, после которого собравшихся приветствовал благочинный Соловецкого монастыря архимандрит Ианнуарий (Недачин). В рамках Дней памяти состоялись презентация новых изданий Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря, лекции, экскурсии, богослужения. Украшением программы стала литературно-музыкальная композиция о научной деятельности в Соловецком лагере, подготовленная культурно-просветительским фондом «Сретение» (Северодвинск). Традиционно центральным событием Дней памяти стала научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей». В этом году конференция прошла в шестой раз. Действующие ограничения, связанные с нестабильной санитарно-эпидемиологической ситуацией, внесли свои коррективы в программу (большая часть докладов состоялась дистанционно или заочно), но даже в таком режиме основные задачи научного события были достигнуты. Перед началом конференции участников форума приветствовал наместник Соловецкой обители, директор Соловецкого музея-заповедника епископ Одинцовский Порфирий. Тематически заседания конференции были разделены на два больших блока: «Наука в лагере» и «Подвижники веры — узники Соловецких лагерей». 25 августа, в день открытия конференции прозвучали доклады, посвященные судьбам научных деятелей, ставших узниками лагерной системы. Введением в тему стало выступление Марины Смирновой, к.и.н., преподавателя Северного государственного медицинского университета («Научное краеведение в Соловецком лагере особого назначения»).

http://pravoslavie.ru/133661.html

Протоиерей Константин Татаринцев (Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с правоохранительными органами) сказал о необходимости поименного прославления святых: -Личное отношение прихожан к их святому, который здесь служил и молился, который является их родным — дело особенное. Оставлять его просто так, заявив, что у Церкви есть собор новомучеников — видимо, маловато. Молитвами этих исповедников строятся храмы. Количество имен пострадавших, внесенных в базу данных Свято-Тихоновского университета, в течение многих лет соответствовало количеству открытых у нас храмов. Это не значит, что так будет всегда, но это какое-то Божье указание на то, что прославление святых не должно быть приостановлено. Подпись как препятствие к канонизации Играет ли значение подпись осужденного? Неоднократно звучало утверждение, что подпись человека под обвинением против себя и других — неопровержимый аргумент против канонизации, потому что в фальсификации следствие не видело смысла — для того, чтобы засудить человека, его признание не необходимо, ведь можно привлечь лжесвидетелей по делу. Иерей Максим Плякин Иерей Максим Плякин, член комиссии по канонизации Саратовской епархии, в ответ на это заявление привел пример: графологическая экспертиза на основании изучения документов дела одного из пострадавших в годы гонений клириков Саратовской епархии показала, что подписи под протоколами допроса и обвинительным заключением сделаны другой рукой. Историк Лидия Алексеевна Головкова напомнила, что многие подписи добыты просто обманом. А архимандрит Ианнуарий (Недачин) (Соловецкий монастырь) подчеркнул: -Есть большая разница между древними мученическими актами и архивными следственными делами. Составителями первых не двигали мотивы желания исказить истину. Исследования архивных дел 1918 года показывают, что большевики намеренно проводили политику гонений так, чтобы избежать возможности прославления жертв. Почему мы думаем, что после 1918 года эта концепция изменилась? Протоиерей Владислав Цыпин напомнил, что вопрос о подписи принцпиален: если человек согласился с обвинением и поставил свою подпись, значит, он обнаружил свою слабость. А архиепископ Марк решительно отказался признавать вопрос о подписи принципиальным. По его мнению, сама его постановка — грешна, а публикация критериев против канонизации — вредна. Вопросы источниковедения

http://pravmir.ru/pochemu-my-ne-proslavl...

  001     002    003    004