220. Иувеналий (Евгений Александрович Масловский), священномученик, архиепископ Рязанский и Шацкий//Герасим (Дьячков). Белевский край: очерки церковной жизни XX–XXI вв. М., 2010. С. 362–365. 221. Кондакова, Л. Архиепископ Иувеналий (Масловский): святые земли Орловской//Вера отцов: [православная газ., г. Орел]. 2008. 2 (февр.). С. 12–13: ил. 222. Мануил (Лемешевский В. В.). Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.4. С. 66–69. 223. Понарин, П. «Не бросайте святых псам...»: (тульское духовенство в 1922 г.)//Тульский краеведческий альманах. Тула, 2005. Вып. 3. С. 51–58: фото. 224. Священномученик Иувеналий, архиепископ Рязанский и Шацкий (Масловский Евгений Александрович)//Угодники Божии земли Каширской. Кашира, 2010. Кн. 1. С. 91–99: фото. 225. Серафим (Питерский), Мелетия (Панкова). Иувеналий//Православная энциклопедия. М., 2012. Т. 28. С. 367–370. Леонид (Федоров Леонид Иванович), Апостольский экзарх католиков византийского обряда в России 226. Бурман, В. Леонид Федоров: жизнь и деятельность/диакон Василий ЧСВ (Василий фон Бурман). Львов: Миссионерское о-во св. Кирилла и Мефодия, 1993. 833 с., л. фото, 1 л. портр. (Publicationes scientificae et litterariae «Studion» monasteriorum studitarum. 3/4). 227. Волконский П. М., кн. Экзарх Леонид Федоров: (некролог)//Логос. Брюссель; Москва, 1993. 48. С. 55. 228. «С терпением мы должны нести крест свой...»: док. и материалы о жизни и деятельности блаженного священномученика экзарха Леонида (Федорова)/сост.: Парфентьев П. А. СПб.: Изд. группа «Керигма», 2004. 505 с.: ил. 229. Юдин, А. В. Леонид Федоров. М.: Христианская Россия, 2002. 304 с. (Исповедники XX века). Михаил Польский , протопресвитер 230. Ианнуарий (Недачин), архим. Соловецкий узник протопресвитер Михаил Польский //Соловецкий сборник. Архангельск, 2014. Вып. 10. С. 161–169. 231. Ианнуарий (Недачин), архим. Протопресвитер Михаил Польский – исповедник и свидетель мученического и исповеднического подвига православного духовенства на Соловках//Воспоминания соловецких узников, 1925–1928. Изд. Соловец. монастыря, 2014. С. 44–54. |
1361–1370; Очерк из истории Американской Православной Духовной Миссии (Кадъякской миссии 1794– 1837). – СПб., 1894. 188 Многолетней миссионерской и пастырской деятельности митрополита Иннокентия (Вениаминова) посвящена обширная литература. Укажем наиболее значительные исследования и документальные публикации: Барсуков II. П. Ук соч.; Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский и его миссионерская деятельность//ЖМГ1, 1979, Сысоева Е.А. Жизнь и подвиги Иннокентия, проповедника Евангелия на Алеутских ос-тровах. – СПб., 1897; Федоров В.А. Миссионерская деятельность святителя Иннокентия в Северной Америке//ИВ, 2001, 2–3(13–14). 190 Миссия Русской Православной Церкви в Японии подробно освещена в следующих работах: Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского, по его своеручным записям. – СПб., 1996; Наганава Мицуо. Японская православная церковь в период Мейдзи (1868–1912)//«Восток», 1993, 6; Позднеев Д. Архиепископ Николай Японский . (Характеристики и воспоминания). – СПб., 1912; И.Г. Деятельность апостола Японии//ИВ; Хохлов А.Н. Православие на Дальнем Востоке//«Восток», 1994, 4; Щербина А.А. Николай Касаткин – один из русских японоведов//«Народы Азии и Африки», 1977, 4; Зенина Л.В. Японские ученые о российской духовной миссии в Японии//Православие на Дальнем Востоке. – СПб., 1996. Вып. 2.; Недачин С. Православная церковь в Японии. – СПб., 1911; Платонова А. Апостол Японии архиепископ Николай. – Пг., 1916; Прокошев П. Русская православная церковь в Японии//«Странник», 1896, Православие на Дальнем Востоке. – СПб., 1996; Прохоренко Ф. Русская духовная миссия в Японии и Корее. – Харьков, 1906. 191 О русской православной миссии в Корее см.: Левченко И. Православная духовная миссия в Корее//«Православный благовести и к», 1900, Недачин С.В. Православная церковь в Корее//«Миссионерское обозрение», 1911, Чо Чон Хван. Русская православная миссия в Корее//«Вера и разум», 1997, Хрисанф, en. Из писем корейского миссионера. – Казань, 1904; его же. |
Архимандрит Ианнуарий (Недачин), Протопресвитер Михаил Польский – исповедник и свидетель мученического и исповеднического подвига православного духовенства на Соловках «21 мая скончался в Сан-Франциско исключительно выдающийся пастырь Русской Зарубежной Церкви, замечательный церковно-политический деятель, высокоталантливый духовный писатель и прекрасной души человек, протопресвитер отец Михаил Польский », – сообщила в 1960 г. русская зарубежная печать о смерти человека, бывшего за пределами советского государства, наверное, самым известным православным священнослужителем, который, пройдя тюрьмы, лагеря и ссылки, смог покинуть пределы СССР и рассказать миру о том, каким гонениям подвергаются там и какой совершают подвиг тысячи православных пастырей и мирян 44 . Собранные и опубликованные им два тома материалов «Новые мученики Российские» 45 являлись до времени крушения советского строя самым полным и авторитетным источником сведений о мучениках и исповедниках Русской Церкви XX века, из которого черпали бесценный духовный опыт несколько поколений верующих на Родине и за рубежом. Одно из самых ярких мест книги – описание пребывания отца Михаила Польского в Соловецком лагере особого назначения и о его встречах с замечательными православными пастырями, находившимися на Соловках в заключении. Михаил Афанасьевич Польский родился 6 ноября 1891 г. в станице Новотроицкой Кубанской области в семье псаломщика, его деды и прадеды были служителями Церкви, родственники по материнской линии – военными. В 1914 г. он закончил Ставропольскую духовную семинарию, и уже на Кубани проявились его миссионерские дарования: молодого выпускника назначают противосектантским миссионером. В 1916 г. его призывают в действующую армию, 4 месяца он обучается в военном училище в Тифлисе и затем до Февральской революции 1917 г. в чине поручика служит в 894-м Барнаульском пехотном полку, после чего возвращается в Краснодар. Во время пребывания в Краснодаре Деникина работает в кооперации, от призыва в Деникинскую армию ему помогает уклоняться, как укажет он позднее на допросе в ГПУ, удостоверение учителя. |
119. См. выше, стр. 148. 120. См. выше стр. 58. 121. Luft, Liturgik II, 129. 122. Amalarius, De divimo otfic. I, 4. 123. Сократ. Церк. ист VI, 8. 124. Августин. Испов. IX, 7. 125. Пример антифонов в Римско-католической Церкви: на воскресной утрени в начале 1-й части пред отделом из первых 6 псалмов антифон: «Работайте Господеви»; после этого отдела псалмов: 1-й антифон «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом»; 2-й ант.: «Бог судия праведный». В праздники и посты — другие (Breviarium, 3). Такие антифоны в римско-католическом богослужении занимают столь же широкое место, как у нас стихиры и каноны и они главным образом приспособляют богослужение к праздникам; песней же христианского составления (гимнов) там очень мало: по 3–4 на каждый праздник. 126. Тип. гл. 2 и др. 127. Тип. гл. 49, среда 1 седм. Великого поста. 128. Ефрем Сир. Гимн 53. Созомен, Церк. ист. III, 16. Блж. Феодорит, Церк. ист. IV, 29. 129. Афанасий Великий. Прот. ар. сл. 1. 130. Григ. Б. сл. 51. 131. Августин. Пис. Ианнуар. 132. Goar. Iac., Εχολγιον sive Rituale graecorum, Venet. 1730, p.352. 133. Pitra I. Hymnographie de Peglise grecque, Rome 1867, p. 45. 134. Asscmani, Bibliotheca orientalis, Romae 1710–21, t. I, p. 59. 135. Asscmani, Bibliotheca orient. I, 47. 136. Kayser L. Beiträge zur Geschichte und Erklärung der ältest. Kirchen Hymnen, Paderb. 1881. 5. 40. Западные исследователи упрекают гимны св. Ефрема в чувственном колорите и символизме, объясняя это сирским происхождением автора (там же, 39); но приведенный образец показывает, что такие упреки можно делать этим гимнам только по сравнению с отвлеченной римско-католич. церковной поэзией. 137. Сообщаемое у арх Филарема, Истор. обзор песнопевцев, стр. 101 без цитаты. 138. Филарет арх. Истор. обзор песнопевцев, 127. 135. 139. Hauck. Reakencyklopädie für pritestant. Thelogie und Kirche, Leipz. 1901, X, 403 (Tietschek G., Kirchenlieder der alten Kirce). 140. Benedictus, Regula, c. 11 (Migne, Patrol. s.1. t. 66) и др. 141. Vita S. Ambrosii ab incerto, ed. 18832. Kilion p. 35–38. Chron. Dacii (XI b.) VI, 8. Филарет арх. Ист обз. песноп. 134. |
66. Кассиан, Об уст. кин, III, 9. 67. Злат. Бес. 49, О мученик. 68. Злат. Бес. 4 на слова Исаии. 69. Кассиан, Об установлении киновий. III, 11. 70. См. выше, стр.156–157. 71. Афанасий Великий. Hom. de semente, Тимоф. Epist. canon. XIII по Bingham " у Originum sine antiquitatum ecclesiasticarum I, XIII, p. 285. 72. Сократ. Церк. ист. V, 22. 73. Кассиан, Об установлении киновий. III, 2. 74. Это видно из 49 пр. его, запрещающего совершение евхаристии в Четыредесятницы, за исключением ее суббот и воскресений, и 51 пр., предписывающего памяти мучеников, падающие на Четыредесятницу, совершать только в ее субботы и воскресения (эти памяти требовали совершения евхаристии). 75. Это можно выводить из замечания Сократа (Церк. ист. VI, 8), что там суббота и воскресение были праздничными днями, и в эти дни каждую неделю совершалось богослужение. 76. Васил. В. Письмо к Кесарию (289 по Bingham " y Origin. III, 284). 77. Иоанн Златоуст. На 1 Тим. бес. 5. 78. Иоанн Златоуст. На посл. Евр. бес. 17. 79. Палладий еп. Еленоп., Лавсаик, гл. 18. 80. Блж. Иероним. Пис. 28 к Луцинию Боэтику. Пис. 50 к Паммахию против Иовин. гл. 6. 81. Блж. Иероним. там же. Блж. Август. Пис. 118, к Ианнуар. гл 3. 82. Псевдо-Амвросий. О тайнах (De mysteroos)V, 4. В Римско-католической Церкви и ныне для каждого священника считается обязательным ежедневное совершение литургии; если при церкви несколько священников, литургия совершается ежедневно каждым в различные часы дня. 83. В Римско-католической Церкви все службы, кроме литургии, считаются обязательными только для духовенства и в большинстве храмов не совершаются. 84. Тело свмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258 г.) было перенесено ночью торжественной процессией со светильниками с места суда над ним в дом Макробия (Acta proconsularoa S. Cypriami § 5. Рюинарта Acta martyrum). Когда в 290 г. тело мученика Бонифация, незадолго перед тем пострадавшего, было принесено из Тарса в Рим, римская матрона Аглая, у которой он был рабом, вышла ему на встречу в торжественной процессии со множеством духовенства и верующих с торжественным пением гимнов (Acta S, Bonifacii § 16. там же. Binterum A. Die vorzüglichstem Denwürdigkeiten der Christ-katolischen Kirche, Mainz 1827, IV, 562.) |
650 Злат. Бес. 49, о мученик. 651 Злат. Бес. 4 на слова Исаии. 652 Кассиан , Об уст. кинов. III, 11. 653 См. выше, стр.156—157. 654 Афан. В . Hom. de semente, Тимоф . Epist. canon. XIII по Bingham " у Originum sine antiquitatum ecclesiasticarum I, XIII, p. 285. 655 Сокр . Церк. ист. V, 22. 656 Кассиан, Об уст. кинов. III, 2. 657 Это видно из 49 пр. его, запрещающего совершение евхаристии в 40-цы, за исключением ее суббот и воскресений, и 51 пр., предписывающего памяти мучеников, падающие на 40-цу, совершать только в ее субботы и воскресения (эти памяти требовали совершения евхаристии). 658 Это можно выводить из замечания Сократа (Церк. ист. VI, 8), что там суббота и воскресение были праздничными днями, и в эти дни каждую неделю совершалось богослужение. 659 Васил. В . Письмо к Кесарию (289 по Bingham " y Origin. III, 284). 660 Злат . На 1 Тим. бес. 5. 661 Злат . На посл. Евр. бес. 17. 662 Палладий еп. Еленоп. , Лавсаик, гл. 18. 663 Бл. Иерон . Пис. 28 к Луцинию Боэтику. Пис. 50 к Паммахию прот. Иовин. гл. 6. 664 Бл. Иерон . там же. Бл. Август. пис. 118, к Ианнуар. гл 3. 665 Пс.-Амвр . О тайнах (De mysteroos)V, 4. В р.-католической церкви и ныне для каждого священника считается обязательным ежедневное совершение литургии; если при церкви несколько священников, литургия совершается ежедневно каждым в различные часы дня. 666 В р.-католической церкви все службы, кроме литургии, считаются обязательными только для духовенства и большинстве храмов не совершаются. 667 Тело свмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258 г.) было перенесено ночью торжественной процессией со светильниками с места суда над ним в дом Макробия (Acta proconsularoa S. Cypriami § 5. Рюинарта Acta martyrum). Когда в 290 г. тело мученика Бонифация, незадолго перед тем пострадавшего, было принесено из Тарса в Рим, римская матрона аглая, у которой он был рабом, вышла ему на встречу в торжественной процессии со множеством духовенства и верующих с торжественным пением гимнов (Acta S, Bonifacii § 16. там же. Binterum A . Die vorzüglichstem Denwürdigkeiten der Christ-katolischen Kirche, Mainz 1827, IV, 562.) |
Но еще ранее, и особенно к концу жизни, святитель стяжал себе глубочайшее уважение всей Японии. Вековые предрассудки пали пред незлобивым и самоотверженным сердцем святителя. И не только народ, но и правительство и сам император Японии относились к святителю особенно дружелюбно и оказывали знаки особого внимания. «Нам неоднократно приходилось быть свидетелем, — пишет г. Недачин, — как язычники, совершенно не знакомые владыке, с шумным восторгом приветствовали его на улице и их мощное «банзай Никорай» частенько раздавалось в японских кварталах. А дети, милые японские дети, постоянно окружали его кольцом и, как бабочки на огонь, вихрем неслись навстречу суровому на вид, но с добрым, ласковым сердцем святителю… Должно заметить, что беспрерывный тяжелый апостольский подвиг, праведная жизнь, особая прозорливость, чему мы сами неоднократно были свидетелями, давно уже между верующими православной Японии составили убеждение, что святитель Николай особенно близок и угоден Господу, что Он его прославил небесной славой. Даже язычники и те помещали в газетах его портреты с сиянием и нимбом и часто называли его «Сей да Са-кёо», т. е. святой архиепископ». Прекрасно говорит о смерти святителя известный проповедник протоиерей Восторгов: «Святитель Николай, как зрелый колос пшеницы, пал, подкошенный косой смерти, созревши для житницы Господней. Он был светильник горяй и светяй, мы веселились в светении его, но кто горит и светит, тот и сам сгорает: и вот, догорела эта священная лампада! Не одна Японская юная Церковь оплакивает архиепископа Николая; о ней излишне теперь говорить, — и как тяжела для нее утрата! Но Церковь Христова живет законом, который указан апостолом Павлом: Страдает ли один член, страдают с ним и все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены; и вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12, 26–27). Поэтому-то скорбит теперь глубокой скорбью и Русская Церковь и вся Церковь Православная. Трудно теперь, в первые дни после кончины архиепископа Николая, выразить и показать, как велика для Церкви понесенная утрата. |
Накамура, профессор женского университета Кёрицу (Япония), Иностранный член РАН ПРИЗВАНИЕ Иван Дмитриевич Касаткин родился 1 августа 1836 года в селе Береза Вельского района Смоленской губернии . Его отец Дмитрий Иванович Касаткин служил диаконом в сельской церкви . Ребенка назвали Иоанном, в честь славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Его мать Ксения Алексеевна умерла 34 лет от роду, когда ему было всего пять лет. Несмотря на вопиющую бедность, мальчика отдали учиться сначала в Вельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. С. Недачин пишет: «При отсутствии железных дорог юноша должен был тащиться по ужасным и теперь еще Вельским трущобам к губернскому городу Смоленску для получения образования в духовной семинарии. Далеко не все семинаристы того времени ездили учиться на лошадях. Очень многим из них, наиболее бедным, к числу которых принадлежал и мальчик Касаткин, приходилось идти пешком на протяжении свыше 150 верст, чтобы явиться в стены семинарии». В 1856 году он блестяще окончил курс семинарии и был на казенный счет отправлен в Петербургскую Духовную академию, где учился до 1860 года. Молодой человек выказывал выдающиеся способности; предполагалось, что он останется при Академии для подготовки к профессорской деятельности, однако решение отправиться в Японию совершенно изменило его судьбу. Оно было принято совершенно неожиданно. По свидетельству самого святителя Николая, ему до того времени никогда и в голову не приходила мысль о монашестве. Однажды же, проходя по академическим комнатам, Иван Дмитриевич заметил объявление с предложением отправиться кому-нибудь из окончивших академический курс в Японию на роль настоятеля посольской церкви в Хакодате. Несколько товарищей Касаткина уже выразили желание ехать в Японию в сане священника. Приглашение это не произвело на юношу особого впечатления, хотя в свое время его сильно впечатлили воспоминания Головнина о Японии . Он спокойно пошел ко всенощной. И вот, во время богослужения, он вдруг решил, что должен ехать в Японию. Вернувшись от всенощной, он в глубоком волнении направился к ректору Академии, преосвященному Нектарию, и заявил ему о своем желании ехать в Японию, но не женатым священником, а монахом. Ректор очень сочувственно отнесся к порыву юноши и доложил о его желании митрополиту. В самый непродолжительный срок судьба Ивана Дмитриевича Касаткина была решена. |
Фото Олега Варова ЖМП 8 август 2017 / 5 сентября 2017 г. 12:30 Массовая застройка Соловкам не грозит БЛАГОЧИННЫЙ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ АРХИМАНДРИТ ИАННУАРИЙ (НЕДАЧИН) ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ " ЖУРНАЛА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ " Пути в обитель — типичные и не совсем — Ваше Высокопреподобие, какова сейчас численность монастырской братии? — Общее количество братии сейчас достигает девяти десятков человек. В это число входят около 20 постоянно (в том числе в зимний период) проживающих в обители трудников (каждый из них определяется в отношении того, чтобы стать послушником). Насельников в постриге и послушников, таким образом, в сумме получается 70 — это с учетом всех скитов и пустыней. — Все ли из них удалось вернуть к жизни или же обустройство каких-то скитов и пустыней для постоянного пребывания только еще планируется? — Монашеское общежитие возрождено во всех исторически известных скитах и пустынях Соловецкого архипелага. В анзерских Голгофо-Распятском и Троицком, в Свято-Вознесенском скиту на Секирной горе есть постоянные братства с числом насельников от трех до 15. В пяти других местах — в Савватиевском, Исаакиевском, Муксалмском, Андреевском скитах и в Филипповой пустыни — постоянно находятся по одному-двум монашествующих. Восстановлены пока еще далеко не все разбросанные по архипелагу часовни. Возвращаясь к вашему предыдущему вопросу, можно вспомнить, что накануне революции численность братии нашего монастыря составляла 220 человек, то есть превышала нынешний показатель всего лишь втрое. Но надо учитывать, что тогда применялся в основном ручной труд, в хозяйстве не было тракторов, большой котельной, кухонь с современным оборудованием. Я бы сказал так: и век назад, и сейчас монастырь живет с некоторой небольшой постоянной перегрузкой братии (то есть для монастырских трудов требуется несколько больше людей, чем имеется). Но вообще-то Соловецкий монастырь особенно густонаселенной обителью не был никогда. Пик численности братии наблюдался здесь при святителе Филиппе, когда в обители постоянно проживало 450 человек. Но никто не ставит перед собой цели в ближайшем будущем довести численный состав до этой отметки. Да и не от нас это зависит, ведь каждого человека в монастырь приводит Бог. |
Мы знаем, что пост предполагает отказ от пищи животного происхождения, в первую очередь от мяса. Давно замечено: ограничение количества калорий благотворно сказывается на состоянии организма в целом – уходят шлаки, токсины и лишний вес, повышается мозговая активность. Но почему-то так происходит не у всех. Многие из нас, отказавшись на время поста от мяса, яиц и молочных продуктов, ничего, кроме чувства голода и раздражения, не испытывают. В лучшем случае мы теряем пару килограммов, и все. Что мы делаем не так? «Целью не может быть похудение, – подчеркивает настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов. – Тогда назовем это «диета». Диета в соответствии с традиционным укладом жизни наших предков, предполагающая отказ от мясомолочной пищи. Хорошо, назовите даже «Великопостная диета». Но диета, это не пост». Согласно христианской традиции в основе поста лежит сознательное, добровольное самоограничение, цель и смысл которого – избавиться от всего лишнего, ненастоящего, ненужного, обрести независимость, стать сильным, счастливым и по-настоящему свободным. «Для верующего человека самая главная свобода – это свобода от греха. Самая страшная зависимость – это зависимость от греха для нас», – подчеркивает журналист, председатель Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда. Но при чем тут мы? Мы же совершенно нормальные люди – не убиваем, не грабим, не отбираем квартиры у сирот. Ну прошли мимо, где-то соврали, воспользовались чьей-то слабостью, кому-то бросили обидные слова, без задней мысли, так, на ходу. Договорились со своей совестью. Многие так делают, и вроде бы ничего. Но, как напоминает игумен Ианнуарий (Недачин), благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, «есть такое выражение: все равно от чего утонуть человеку – от большого камня, привязанного на шее, или от мешка с песчинками. А ведь мелкое в размере мешка тоже тянет ко дну». Первый век от Рождества Христова, Иудея. На берегу Иордана у переправы появляется пророк по имени Иоанн, совершает над иудеями обряд омовения, как над язычниками, говорит, что приблизилось Царствие Небесное, Сын Божий, Спаситель, которого так долго ждали, уже пришел в мир – со дня на день будет Его явление народу. И пока не поздно, надо успеть покаяться, очиститься от грехов. Тех, кто кается, пророк Иоанн крестит в воде Иордана. |
| |