Жизненный путь И.М., как мы могли убедиться, извилист и требует дальнейшего исследования. Да и в чисто человеческом плане, по отзывам знавших его, И.М. представлял собой хотя и яркую, но очень нервную, импульсивную и весьма противоречивую личность. Что касается его мировоззренческого облика, то яснее всего он прослеживается на том отрезке жизни И.М., который был связан службой у немцев в годы Великой Отечественной войны и преподавательской и литературной деятельностью в США в 1950–1960 годы. Куда сложнее обстоит дело с определением мировоззрения профессора в советские годы его жизни. Тем не менее, истоки антикоммунизма и охранительного православия И.М. вполне обнаруживаются, как мы могли убедиться ещё в 1920-е годы в его усилиях по организации религиозно-философских кружков и братств среди молодёжи, антисоветская направленность которых на почве противостояния политике власти по отношению к церкви, не подлежит сомнению. Конечно же, арест и пребывание в концлагере много поспособствовали укреплению антикоммунистических установок И.М. Андреевского, но формирование их началось, по-нашему мнению, именно в то время. Список литературы 1 . Андреев И. М. Очерки по истории русской литературы 19 века. (Краткое конспективное изложение некоторых лекций, читанных в Свято-Троицкой Духовной Семинарии.) Вып.1. – Джорданвиль: Тип.преподобного Иова Почаевского , 1968. – 318 с. 2 . Антонов В.В. Братство преподобного Серафима Саровского . К истории православного движения в Петрограде 1920-х годов//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. – Выпуск 16. – СПб., 1996. – С. 93–99. 3 . Антонов В.В. Братство преподобного Серафима Саровского //Антонов В.В. Петроград – Ленинград.1920–1930-е. Вера против безбожия. Историко-церковный сборник. – СПб.: Лики России, 2011. – С. 95–119. 4 . Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. – Д. 81213. 5 . Архимандрит Ианнуарий (Недачин). Четыре русские эпохи в судьбе профессора И.М. Андреевского//История страны в судьбе узников Соловецких лагерей. Сборник статей и докладов научной-практической конференции. Вып.1. – Соловки: Соловецкий историко-архитектурный музей заповедник, 2011. – C. 91–111.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

На то, что русский перевод Священного Писания сделан с еврейского, а не с греческого, и я весьма сетую... Мы – нечего делать – следуем русско-еврейскому, но случается по необходимости перевести и из славяно-греческого. Я в этом отношении позволяю себе свободу, хотя и с большою осмотрительностью. Я делаю перевод не для ученого исследования, а для церковного употребления и назидания верующих. Главная цель у нас – при возможной точности перевода – хрустальная ясность мысли. Мы вот теперь «Октоих» переводим, и каждый стишок у нас должен везде и во всякое время служить текстом для проповеди... Очевидно, что при этом совершенно непонятное в славянском тексте приспособляется по догадке, а иногда и совсем несколько слов опускается. Пусть потом ученый-исследователь укоряет нас, что перевод не верен. Мы об этом мало заботимся, зато христиане не укорят, что богослужение непонятно». Подробную информацию о том, как велась работа над переводом того или иного произведения, дают дневниковые записи владыки Николая. Так, в записи, сделанной 30 октября 1908 г., сообщается: «Первую корректуру «Ирмология» принесли. Мы с Накаем начали считку двух переписанных экземпляров «Октоиха " » 148 . В записи от 7 (20) сентября 1910 г. он сообщает: «Выдал в соборе переведенную и отпечатанную японскую праздничную «Минею» ...перевод звучит ясно и понятно; имея только открытыми ухо и сердце, будешь и умилен, и научен догматам Церкви» 149 . В записи от 18 (31) января 1911 г. идет речь о подготовке нового произведения: «Мы с Накаем принялись за окончательную проверку перевода «Постной Триоди»... Теперь мы читаем японский текст; смотрим, чтобы все было ясно и прозрачно, как кристалл» 150 . С. В. Недачин, выпускник Петербургского университета, студентом посетивший Токийскую семинарию летом 1907 г. 151 , в статье, помещенной в «Московских ведомостях» в феврале 1912 г., отмечал, что только в 1909 г. японской духовной миссией были изданы следующие произведения: 1) «Октоих» в 2-х книгах (перевод архиепископа Николая и его деятельного помощника Павла Накаи); 2) Творения св. Исаака Сирина (перевод Саввы Хорие); 3) Православное исповедание св. Димитрия Ростовского ; 4) Краткий молитвослов. «В общем же, – резюмировал он, – было сделано 5 переводов и написано 20 оригинальных сочинений» 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Рассказы об истории их злоключений в лагере стали иллюстрацией к только что вышедшему третьему тому серии «Воспоминания Соловецких узников». Эту пахнущую типографской краской увесистую книгу дарил каждому выступающему наместник монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) - куратор конференции. Все два дня о. Порфирий служил божественные литургии и молебны в храмах Соловецких островов, сопровождал комментариями доклады участников форума. От соловецкой обители докладчиком выступил благочинный архимандрит Ианнуарий (Недачин), а также ответственный редактор серии книг «Воспоминания соловецких узников» иерей Вячеслав Умнягин, руководитель паломнической службы монахиня Никона (Осипенко); от музея - Анна Яковлева и Ольга Бочкарёва; московский участник - доктор церковной истории, кандидат исторических наук иерей Александр Мазырин (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - ПСТГУ). Их выступления были посвящены исповедникам веры - духовенству, монахам, верующим мирянам. Интереснейший доклад представила участница из Москвы - литератор, художник, главный редактор и составитель 8-томной Книги Памяти «Бутовский полигон», одна из авторов и составителей фундаментальных изданий о новомучениках и исповедниках Российских и других книг о людях, испытавших на себе чудовищный эксперимент построения земного рая «в отдельно взятой стране» Лидия Головкова. В дни конференции активно раскупалась её книга «Где ты?..». Лидия Алексеевна рассказала о строительстве Беломоро-Балтийского канала. Так называемый БелБалтЛаг был основан в 1931 году на базе Соловецкого исправительно-трудового лагеря. Канал был построен всего за двадцать месяцев. Многочисленные жертвы (по официальным данным - более ста тысяч погибших, а по подсчетам заключенных - около двухсот тысяч человек) не привели к желаемому результату: построенный из подручных материалов при помощи простейших механизмов, собранных «зэками», канал не мог пропускать военные корабли и первое время вообще не использовался. Лидия Головкова привела интересный факт: все расстрелянные в Москве палачи, причастные к Соловкам (их было несколько десятков), как и их жертвы, реабилитированы, за исключением одного человека - Апетера, бывшего начальником Соловецкой тюрьмы с июня по декабрь 1937 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

185 См. учение Церкви об этом в: Давыденков Олег , иерей. Догматическое богословие. М., 2006. С. 419–422. – В Св. Писании термин «антихрист» употребляется в двух значениях: в первом, указанном выше (личность, которая придет перед концом света, выдавая себя за Христа), и во втором – как всякий, «не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти» ( 2Ин. 1:7 ), – т.е. не право верующий христианин (в этом смысле в Писании говорится о «многих антихристах» ( 1Ин. 2:18 ). Очевидно, что когда доказывается особая, уникальная «антихристовость» советской власти, то термин употребляется в первом смысле, поскольку примеров «антихристовых» властей во втором смысле не счесть как в истории, так и в настоящее время. 189 См.: Там же. 19. С. 8; Андреевский И. М. Св. Патриарх Тихон и судьбы Русской Церкви/Проф. Ив. Андреев//ПР. 1950. 6. С. 13; Катакомбная Церковь . Доклад проф. И. М. Андреева ... С. 4; Речь проф. И. М. Андреева на Владимирском празднике 12–25 июля 1954 г. С. 8. 190 См.: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых «Историко-канонические критерии в вопросе канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями», представленный на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 1995 г.//Канонизация святых в XX веке. М., 1999. С. 170–185. 191 «Очень нервным» называет И. М. Андреевского учившийся у него в семинарии (и глубоко уважающий его) Г. М. Солдатов; дочери протоиерея Феодора Андреева М. Ф. Андреева и А. Ф. Можайская в своих воспоминаниях пишут о Иване Михайловиче как о «яркой, но противоречивой личности», отмечая, что у него «была одна особенность. Он мог что-нибудь придумать, сфантазировать, а потом легко и искренно в это поверить». Д. С. Лихачев говорит о нем как «имевшем скромный недостаток – некоторую хвастливость и стремившемся иногда изобразить себя главой или участником большого движения», при этом Иван Михайлович мог сильно ошибаться в людях: принять, например, провокатора, неискренность которого скоро заметили другие члены кружка, за религиозного подвижника (Андреева М., Можайская А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1926 и 1927 гг. произошли два события, которые окончательно превратили молодого религиозного философа в глубоко верующего православного христианина: поездка в Дивеево и встреча с подвижницей Марией Гатчинской 157 . Еще одной важной вехой в духовном становлении Ивана Михайловича Андреевского как православного христианина стало чудесное спасение во время пережитой им хирургической операции и те духовные переживания и контакты с неземным миром, которые он испытал, пребывая на грани между жизнью и смертью 158 . Вся жизнь его после этих событий изменилась. В Дивеево, вспоминал он, после горячей молитвы преподобному Серафиму Саровскому его «охватила совершенно особенная духовная, тихая, теплая и благоуханная радость – несомненное убеждение всем существом в существовании Божием и в совершенно реальном с Ним молитвенном общении». «Господь отнял от меня... – писал он по прошествии лет, – все блага земные, но сохранил навсегда память о той минуте, когда, по безграничному милосердию... я, грешный, совершенно незаслуженно сподобился пережить в себе тихое, радостное, благое и благоуханное веяние Святого Духа Господня...» 159 . Внешняя жизнь молодого ученого развивалась тем временем вполне типичным для представителя свободно мыслящей петербургской интеллигенции образом: с полученной в 1922 г. университетской профессорской кафедры он был уволен, как и его учитель С. А. Аскольдов, после чего вместе они, после неудачных попыток устроиться на работу в научные заведения, преподавали в техникумах и средних школах. К этому своему новому труду они, как и многие изгнанные тогда из университетов и институтов профессора и преподаватели, относились чрезвычайно творчески. Наиболее способных и стремящихся к знаниям учеников Иван Михайлович приглашал домой, снабжал книгами из богатой личной библиотеки, устраивал встречи и беседы в формате различных кружков, во время которых учащиеся делали доклады и участвовали в обсуждениях наравне с известными учеными, литераторами, философами. Постепенно кружок Андреевского, сообразно с менявшимися взглядами самого руководителя, менял свою направленность от литературной к религиозно-философской, а в 1926 г. (после той самой поездки в Дивеево) был преобразован в Братство преподобного Серафима Саровского , которое было уже строго православно-религиозным, членство в котором предполагало в том числе правильную христианскую аскезу. Через кружки Андреевского и Братство прошли многие замечательные представители молодого поколения, такие, например, как Д. С. Лихачев, оставивший описание жизни этих кружков в своих воспоминаниях 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ианнуарий (Недачин), архимандрит. Андреевский, Соловецкий, Андреев и снова Андреевский: жизненный путь и вклад в русское духовное возрождение профессора Ивана Михайловича Андреевского. Иван Михайлович Андреевский был точно одним из тех, кто «посетил сей мир в его минуты роковые». Он прожил, как кажется, огромную жизнь – не столько по продолжительности (хотя его земное странствование и не было коротким – 82 года), сколько по насыщенности событиями. Он был свидетелем и участником ключевых событий тех драматических русских эпох XX в., каждая из которых могла либо уничтожить физически и духовно, либо же, наоборот, – возвести на новый интеллектуальный и духовно-нравственный уровень. Иван Михайлович Андреевский прошел эти эпохи, сохранившись целостной личностью, восходя «от силы в силу» ( Пс. 83:8 ) и познавая сокрытые в этих эпохах глубокие смыслы. Доктор четырех наук (медицины, литературы, философии и богословия), он имел огромный интеллектуальный багаж, лучшее из существовавших тогда образование, и всегда оказывался там, где были интеллектуальные центры осмысления происходящего, общался с теми и был одним из тех представителей интеллектуальной российской элиты, кто мучительно искал, находил и выражал сущность и законы исторических процессов, происходивших на многострадальной Родине. Он родился 14 марта 1894 г. в Санкт-Петербурге в интеллигентной обеспеченной семье. Отец – архивариус Главного управления землеустройства и земледелия, мать – дочь скрипача Мариинского театра. Бабушка по отцовской линии была балериной, прадед – священником. Кроме Ивана в семье было еще трое или четверо детей, старшая сестра – Мария Шкапская – стала довольно известной поэтессой. После окончания в 1905 г. городской начальной школы Иван Андреевский поступает в реальное училище А. С. Черняева, а в 1907 г. – во Введенскую гимназию. Жизненный путь сына петербургского архивариуса начинается так же, как у многих представителей тогдашней столичной интеллигенции: в гимназии он становится участником молодежных кружков и студенческих рукописных журналов, которые постепенно политизируются и принимают социал-демократическое направление. Знавший Андреевского в тот период революционер А. Ф. Ильин-Женевский так описывает его тогдашние взгляды: «Большой поклонник Толстого и Достоевского, он воспринял от них полуанархическое, полухристианское мировоззрение, окутанное дымкой некого пуританства и, я бы сказал, подвижничества... Он был признанным руководителем своего кружка, некоторые представители которого являлись настоящими его апостолами» 146 . Учившийся в гимназии вместе с Андреевским Η. П. Анциферов пишет, что до радикально-революционных взгляды Андреевского все же не доходили. Тем не менее он был знаком с будущими большевистскими лидерами А. В. Луначарским и П. Г. Смидовичем, а через последнего познакомился даже с А. И. Рыковым, у которого после октябрьского переворота месяц жил в Москве 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом приходе к Богу через науку исключительное значение для него имело изучение творчества Достоевского. Стремление как можно более полно понять великого русского писателя подвигло его глубоко заняться изучением научной психологии и психиатрии 154 . Врачебная психиатрия в итоге стала главной его профессией. Протопресвитер М. Помазанский , близкий друг Андреевского со времен лагерей Ди-Пи в Германии, писал, что хотя Андреевский, особенно в поздний период своей жизни, и был известным религиозным и общественным деятелем, писателем, профессором семинарии, «медицинская помощь другому была... на первом месте в его системе забот и мыслей... Иван Михайлович никогда не ждал, когда обратятся к его посильной врачебной помощи, он первый спешил с запасом доступных медикаментов к больному... Это была та именно сторона его души, какая почувствовалась уже при первом его взгляде, при первом знакомстве – его сердечность» 155 . Еще влияние Бергсона в Париже окончательно развеяло в Иване Андреевском уважительное отношение к марксизму и основательно развернуло в сторону идеализма, сказалось и православное воспитание, полученное в семье в детстве. В 1919 г. в университете происходит его встреча с тем человеком, на которого Бергсон в свое время указывал, – выдающимся русским религиозным философом С.  А. Алексеевым -Аскольдовым. «Я чувствовал, что нашел, наконец, настоящего учителя... – писал Андреевский. – Оставаясь после экзаменов на квартире С. А. за чашкой горячего чая, при свете огарка стеариновой свечки, в холодной нетопленой квартире на 5-ом этаже по Кронверкской улице... я наслаждался пиршеством духовной трапезы: беседами с вдохновенным русским мыслителем». Впоследствии Аскольдов назовет Андреевского своим «самым дорогим и ценным учеником». Аскольдов, чья философская доктрина была в целом основана на православном мировоззрении (правда, в синтезе с некоторыми нехристианскими компонентами, например учением о перевоплощении), еще более повернул талантливого студента в сторону Православия. Впоследствии ученик превзошел учителя и сослужил ему добрую службу: под влиянием Андреевского, за несколько дней до кончины, С. А. Аскольдов отказался от всех неправославных оттенков своей доктрины, сжег рукопись «О перевоплощении», над которой долго трудился и которую упорно защищал в спорах с Иваном Михайловичем, и принял мирную христианскую кончину. Отношения ученика к учителю, а после и настоящая дружба и духовное родство сохранялись между И. М. Андреевским и С. А. Аскольдовым до самой смерти последнего в Потсдаме в 1945 г., где оба они оказались в качестве беженцев. Аскольдов познакомил Андреевского и со многими выдающимися представителями петербургского интеллектуального мира: профессорами о. Павлом Флоренским, о. Феодором  Андреевым, А. И. Бриллиантовым , А. А. Дмитриевским , И. Д. Андреевым и многими другими 156 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сердце делалось готовым на все, чтобы только спастись от уз. Яд малодушия отравлял все существо. Ум тысячи раз проходил особый Голгофский путь, путь к смерти, по этим, так знакомым, коридорам ГПУ, среди холодных давящих стен и неумолимо жестоких, бессердечных, как эти стены, людей, от которых никакими силами вырваться нельзя. Но вот вызывают на допрос, первые же вопросы следователя вызывают в сердце упорство, бодрость, слово независимости и правды. Все снова говоришь заведомо себе во вред, и когда допрос кончается, то чувствуешь снова, что сам выкопал себе яму и ухудшил свое положение. И снова малодушие. И только в эти часы снисходило в душу сознание, что исповедничество есть дар свыше и себе самому ты ничем не обязан. И снисходило глубокое сочувствие всем павшим и их понимание и им прощение. И благодаришь Бога за Его великую милость, что стоишь и что не изменил истине» 51 . Миссионерское призвание – то, чему посвятит отец Михаил свою дальнейшую жизнь, – приносило плоды даже в Бутырской тюрьме. В одном из разговоров со следователем на тему веры («Если бы вы знали, какой вы вред причиняете народу религией, то вы ею никогда бы не занимались», – сказал ему следователь) молодому пастырю удалось найти слова, которые поколебали следователя в такой безапелляционной уверенности. «На другом допросе, уже в тюрьме, – вспоминал о. Михаил, – он мне однажды тихонько сказал: „Я сам верующий“ и был весьма снисходителен и дал заключение по моему делу такое мягкое, что ему совершенно не соответствовало жестокое определение ГПУ, давшего мне три года Соловецкого лагеря» 52 . Можно было бы предположить, что отец Михаил здесь преувеличивает: все-таки поколебать антирелигиозные воззрения следователя ОГПУ – дело нешуточное. Однако материалы архивного следственного дела сказанное косвенно подтверждают. Следователь 6-го отделения Секретной части МГПО Думницкий, ведший дело и составлявший по нему обвинительное заключение, действительно, отсылая заключение на санкцию в вышестоящую организацию – 6-е отделение СО ГПУ, – предлагал для отца Михаила мягкое наказание: высылку в одну из северных губерний на 2 года, однако рука более высокого начальства на обвинительном заключении начертала: «В концлагерь на три года».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От пожаров и разрушений пострадали 943 человека. Из них убито 213, тяжело ранено 353, легко ранено 377. По предварительным данным, осталось без крова 1980 человек " . Один из первых ударов немецкая авиация нанесла по оборонным предприятиям Ленинградского района, расположенным рядом с Центральным аэродромом, а также по крупным складам и базам. Как вспоминал полковник А. А. Рубин, занимавший тогда должность начальника отдела УПО, из-за бомбардировки загорелись ангары и стоявшие на летном поле самолеты. В очаги пожаров были сбро шены после ФАБ и кассеты с фосфорными " зажигалками " , которые выделяли едкий удушливый газ, действовавший на слизистую оболоч ку и дыхательные пути. В тот день бойцы 31-й части буквально задыхались в этом ядовитом дыму, ча сто теряли сознание, на них загоралась одежда. Падали раненные осколками. Воспламенился разлитый по полю бензин. Казалось, сама земля полыхала. Какое же мужество надо было иметь, чтобы, невзирая ни на что, стойко выполнить свой долг! Личную храбрость проявил начальник караула А. К. Карабчилов. Несмотря на ранение, он отважно боролся с огнем. Обширный очаг пожара образовался в районе Хорошевского шоссе. Начиная от Ваганьковского путепровода по направлению к Серебряному бору располагался огромный массив жилых домов и бараков, а также больших по площади складских помещений, примыкавших к железнодорожным линиям. Там хранились продовольствие, сырье и промышленные изделия, оборонная продукция. От горения развивалась очень высокая температура. Сила выделяемой лучистой энергии была так велика, что вспыхивали деревянные сооружения и железнодорожные составы на большом расстоянии. Пожарные и здесь показа ли настоящий героизм. Чтобы выдержать огненный вал, поливали друг друга водой. Наступательно и мужественно действовал личный состав 27-й и 28-й частей. Сильные ожоги получили рядовые П. Руцкий и М. Алешин, но боевую позицию оставлять не подумали. Когда начальник караула 28-й ВПЧ был тяжело ранен и госпитализирован, командир отделения И. Гришин, бойцы Н. Конобаев, С. Шевелев, Н. Недачин, выбиваясь из сил, продолжали давить пламя и в итоге сумели-таки отстоять склад с боеприпасами и авиамоторами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Почти в самом конце обсуждения отец Ианнуарий (Недачин) напомнил об одном действенном способе решения всех церковных проблем — тем более, связанных с прославлением святых. -Представьте себе: перед нами стоит человек со всеми делами и говорит: «Я знаю, кто отрекся, а кто не отрекался. Если вы прославите кого-то — я вброшу про него эту информацию». Это фантазия, но мы должны понимать, что нас никто и никогда не допускал и не допустит ко всей полноте информации, потому что пока существует политика, это мощный рычаг давления. Как нам, церковным людям, вести себя в ситуации, если нет источников? Я нахожу только один ответ — эту проблему можно решить, только если молиться новомученикам. Мы мало молимся им, прославленным и непрославленным. Критерии канонизации, которые действуют сейчас, это очевидный компромисс, но в текущей ситуации ничего лучшего не придумать. Крен в любую сторону приведет к дурным последствиям. Но каждый согласится: почитание новомучеников — это проекция духовной жизни. Если человек стремится ко Христу, он тянется к почитанию новомучеников. Номинально православный эту тему слышать не хочет и переключается на что-то другое. Тупик в области научного изучения вопроса (в том числе и подписей) — проекция до того уровня почитания и молитвы новомученикам. Будет расти почитание — будет и их ответ, будут и изменяться законы, и мы сами. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 10 февраля, 2019 10 февраля, 2019 12 марта, 2022 4 июля, 2021 11 июня, 2021 25 января, 2021 16 мая, 2020 8 февраля, 2020 7 февраля, 2020 10 февраля, 2019 10 февраля, 2019 12 марта, 2022 4 июля, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pochemu-my-ne-proslavl...

   001    002    003    004   005     006    007    008