Великая Отечественная война застала его в Новгороде, оказавшемся в зоне немецкой оккупации. С отступающими немецкими войсками он оказался сначала во Пскове, затем в Риге, Праге, Германии, 9 мая 1945 г. встретил в Потсдаме 169 . После этого было бегство от советских войск в англо-американскую зону оккупации, три с половиной года жизни в лагерях Ди-Пи на севере Германии и, наконец, выезд в США по программе переселения Ди-Пи в конце 1949 г. В январе 1950 г. русская зарубежная печать писала о прибытии Андреевского в Америку как о важном событии, он был уже хорошо известен по своим ярким статьям в эмигрантской печати и почитался как выдающийся деятель российской «Катакомбной Церкви» 170 . Еще пребывая в лагерях Ди-Пи в английской оккупационной зоне и пользуясь относительной свободой перемещения как врач и преподаватель лагерных гимназий, он активно участвовал в жизни Германской епархии РПЦЗ, часто посещая Мюнхен – православный центр Германии, где выступал с лекциями, был избран в Епископский совет. Здесь же он стал близким помощником и вообще духовно близким человеком имевшему тогда пребывание в Мюнхене главе РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому) . В конце 1947 г. в торжественной обстановке он передал владыке Анастасию частицу Святых Даров, «освященных за тайной литургией в русских катакомбах» (члены «Катакомбной Церкви», как священники, так и миряне, носили с собой частицу запасных Даров, чтобы иметь возможность причаститься в минуту опасности). Это событие Русской Зарубежной Церковью было воспринято с трепетом, как символ единения РПЦЗ с «Катакомбной Церковью» в России 171 . Во время войны в газетах, издававшихся на территориях, подконтрольных немецким властям, под псевдонимом «профессор И. Соловецкий» он начал публиковать свои очерки о жизни в СССР и имеющих там место репрессиях 172 . Позднее, в лагерях Ди-Пи, в память о глубоко чтимом им деятеле катакомбного движения петербургском протоиерее Феодоре Андрееве 173 , он сменил псевдоним на «профессор Андреев», которым подписывал свои работы до самой смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Миссия в Корее была учреждена в 1897 году «на общих для наших заграничных миссий основаниях». Цель миссии – обслуживание духовных потребностей русских людей, живущих в Корее, и, по возможности, насаждение православия среди местного языческого населения. 1145 Реальная работа Миссии началась лишь в 1900 году, когда корейское правительство разрешило русским миссионерам въехать в страну. Вскоре после этого были созданы первые переводы богослужебных текстов, открылась школа. Популярность русской школы объяснялась тем, что корейцы, имеющие торговые связи с Россией, решили воспользоваться случаем обучить детей русскому языку. Миссионерская деятельность в Корее развивалась достаточно динамично, однако говорить об особом успехе православной проповеди едва ли стоит. К началу 1925 года среди корейцев было 592 православных христианина, в то время как католиков было 90 263, а протестантов – 48 452. 1146 Корейцы, жившие на востоке России, принимали православие куда более охотно, чем жители Кореи. Правда, российское общественное мнение относилось к этому без особого энтузиазма. Приведем лишь несколько высказываний противников крещения и ассимиляции корейцев: В печати, – писал в 1912 г. С.В. Недачин, 1147 – и обществе утверждают, что у азиатов, будто бы, «самый мозг не приспособлен к принятию христианской догмы». Другие лица выражают опасение, что корейцы вообще народ ненадежный. Принимать их в русское подданство, – говорят они, – это значит сыпать стрелы на свою же голову. Можно ли верить азиатам? «Нет, – утверждают они. Это поголовные изменники и шпионы». А вдруг разгорится война на востоке, – говорят противники крещения корейцев, – эти желтолицые перейдут на сторону японцев или китайцев. 1148 Против этой антикорейской кампании и был направлен процитированный выше доклад С.В. Недачина, который, ссылаясь на авторитет некогда служившего в Корейской миссии епископа Павла (Ивановского) , говорил о том, что представление о безрелигиозности корейцев является мифом и что многие корейцы кровью засвидетельствовали верность христианству. 1149

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Отец Т. жаловался, что его притесняют и изгоняют и что за всем этим стоит священник М. Польский . Он же, протоиерей Т., сообщил ГПУ о том, чего оно не знало, как не знал и никто из прихода: что отец Михаил – бывший офицер. Очевидно, это стало ему известно из доверительных разговоров c отцом Михаилом, поскольку сам отец Михаил считал отца Т. своим другом и очень удивился, когда впоследствии на допросе увидел в своем деле его донос. Реакция ГПУ на жалобы обновленческого священника показательна: E. А. Тучков не только предписал приобщить эти материалы к делу отца М. Польского, но и дал МГО «срочное задание о принятии мер к охране» настоятеля-обновленца 49 . На допросах отец Михаил держал себя очень достойно. Он не отрицал, что считает действия обновленцев «церковным бандитизмом... потому что они попирают основные канонические законы, с чем помириться положительно невозможно». «Безбожники, где бы таковые ни находились, но если они кощунствуют, надругаются над религией, я мог назвать это бессильным шипением змеи и т.п., – говорил он. – ...Безверие разобьется о колесо церковной истории, я убежден, что безверие не может бороться с верою». О сокрытии своего офицерского звания он сказал, что сделал это только потому, что задался целью служить Церкви, как это было и до его офицерства. В отношении же антисоветской агитации признать себя виновным отец Михаил отказался, поскольку, говорил он, «я не имею права иметь политические убеждения» 50 . В Бутырской тюрьме он провел почти пять месяцев. Здесь было очень трудно, однако это время стало, как писал отец Михаил позже, в духовном плане для него очень важным. «На третьем месяце пребывания в Бутырской тюрьме под следствием, – вспоминал он, – у меня наступил духовный кризис. Следствие затягивалось и могло закончиться самым печальным результатом, ибо статья обвинения грозила мне от трех лет заключения до смертной казни. Первоначальная бодрость пропадала, выветривалась, очень тянуло на свободу, охватывала нестерпимая жалость к близким и милым родным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 февраля 1928 г. по делу Братства преподобного Серафима Саровского , объединенному с делом молодежного кружка под названием «Космическая Академия Наук» (КАН), Андреевский был арестован, а 8 октября того же года Коллегией ОГПУ осужден на пять лет концлагеря и направлен на Соловки; другие члены братства и КАН также получили свои сроки. С. А. Аскольдов был осужден на три года высылки, Д. С. Лихачев – на пять лет концлагеря и отправился вместе с Андреевским на Соловки. На допросах, как свидетельствуют материалы архивного следственного дела, Иван Михайлович вел себя твердо, отрицая практически все обвинения и не выдав членов своего «воскресного» кружка (небольшую группу молодежи, продолжавшей ходить к нему вне деятельности Братства преподобного Серафима Саровского ). Через две недели после вынесения приговора с этапом его отправили в Кемь 161 . Соловецкий период заключения описан И. М. Андреевским главным образом в публикуемых в настоящем издании очерках. Отдельные штрихи и эпизоды, относящиеся к этому периоду, нашли отражение и в ряде других его работ 162 , сведения о его пребывании в Соловецком лагере содержатся также в воспоминаниях Д. С. Лихачева и Η. П. Анциферова 163 . Значительную часть воспоминаний И. М. Андреевского о лагерном периоде составляют его зарисовки о церковной (тайной для властей) жизни на Соловках и воспоминания о ярких деятелях церковного движения «непоминающих», с которыми он был близок, – священноисповеднике епископе Викторе (Островидове), епископах Иларионе (Вельском), Нектарии (Трезвинском), епископе «иосифлянского» посвящения Максиме (Жижиленко), протоиерее Николае Пискановском и других. Выжить в условиях лагеря Ивану Михайловичу помогла врачебная квалификация, в особенности врача-психиатра. Он работал в лагерных лазаретах, участвовал в лагерных психиатрических экспертизах, в том числе в отношении сотрудников и начальников лагеря, накопил в этом отношении солидный научный материал, который опубликовал в эмиграции 164 . В течение девяти месяцев заключения в «Крестах», двух с половиной лет пребывания в Соловецком концлагере, затем опять пребывания в течение года в ДПЗ в Ленинграде, куда его привозили с Соловков для допросов по «Академическому делу», ему пришлось многое перенести от советской карательной системы. «Меня много мучили и пытали... Я сам когда-то «стоял» 36 часов... – говорил он в тюрьме заключенному профессору, к которому применили пытку «стоянием». – Я пережил очень много, но самое тяжелое – это инсценировка расстрела, затем 6-месячное пребывание в темном карцере. Вы спрашиваете, какие у них методы «воздействия»? Прямо скажу – жуткие и ужасные, иногда совершенно невыносимые... У меня теперь не поворачивается язык обвинять тех, кто выдал своими показаниями друзей, кто даже клеветал на них» 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так или иначе, в 1912 г. Иван Андреевский был арестован по делу межученической организации средних учебных заведений Петербурга (дело «витмеровцев» 148 ) и был лишен возможности продолжить образование в России, будучи приговоренным к высылке в Олонецкую губернию. Вмешательство мецената Шахова, взявшего Ивана на поруки и отправившего учиться в Европу, позволило ему не только продолжить обучение, но и получить блестящее образование 149 . На философском факультете Сорбонны и в Коллеж-де-Франс он слушает лекции самых известных европейских философов, особенное влияние на него оказывает Бергсон – « " властитель дум» молодого поколения, особенно русских» 150 . Однажды Бергсон в перерывах между лекциями спросил окружавших его студентов, среди которых был и Андреевский, кто является самым выдающимся мыслителем современности. После определенного замешательства окружающих он сам же и ответил: «Это – скромный русский философ по фамилии Аскольдов» 151 . Произошедшая через несколько лет встреча Ивана Андреевского с Сергеем Алексеевичем Алексеевым-Аскольдовым стала самой значительной вехой на пути формирования Андреевского как самостоятельно мыслящего религиозного философа. В 1914 г. молодой студент Сорбонны приехал в Петербург на каникулы, и в это время началась мировая война. Не имея возможности вернуться в Париж, Иван Михайлович начинает обучаться медицине и психиатрии в Психоневрологическом институте Бехтерева, одновременно отбывая воинскую повинность фельдшером в психиатрическом отделении Николаевского военного госпиталя. С 1918 г. он также учился на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Петроградского университета, после окончания которого в 1921 г. остался при университете для подготовки к профессуре 152 . Это время для него, несмотря на трудные в материальном отношении годы войны и революции, – время интенсивного интеллектуального роста. Обладая, очевидно, исключительными способностями, он в относительно короткий срок получает три докторские степени – в области медицины, литературы и философии. Позднее он добавит к ним еще четвертую, самую, наверное, для него дорогую, «катакомбную» богословскую (полученную на пастырских курсах, действовавших в Ленинграде в 1924–1928 гг.), и в поздние годы скажет: «Я пришел к Богу через науку» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Советская власть в СССР не есть истинная власть, а отрицание самой сущности, самого принципа, самой идеи власти и утверждение самовластия» 182 . На наш взгляд – это натяжка, а между тем, как точно подмечено самим Иваном Михайловичем, это место – ключевое во всем вопросе признания правильности или неправильности действий Русской Православной Церкви Московского Патриархата в советское время. «Если большевистский коммунизм есть лишь одно из многих, качественно не новых явлений в мировой истории, если «советская власть» есть лишь только одна из худших и жесточайших (пусть даже самая худшая из худших и жесточайших), то... никакой новой духовной проблемы нет» 183 . В принципе, Московская Патриархия так и считала. Андреевский ярко подметил суть этого расхождения в диалоге, состоявшемся в ходе визита вышеупомянутой делегации Ленинградской епархии к митрополиту Сергию. Делегация поставила перед Местоблюстителем вопрос: « " Ведь советская власть антихристова, а можно ли Православной Церкви находиться в союзе с антихристовой властью и молиться за ее успехи и радоваться ее радостями?» Митрополит Сергий засмеялся и отмахнулся: «Ну какой тут антихрист», и это было самое главное, роковое, решающее расхождение, после которого в 1927 г. произошел церковный раскол» 184 . Проблема выявлена И. М. Андреевским достаточно рельефно: считавшие советскую власть властью антихриста должны были отказываться от всякого сотрудничества с ней, не считавшие – должны были строить с ней отношения, как с любой другой властью. Однако не понизили ли планку те, кто считал советскую власть властью антихриста, особенно в свете последовавших событий? Советский строй канул в небытие, а ведь антихрист (тот, чью печать принимать нельзя) – это, согласно Священному Писанию , конкретная личность (см.: 2Фес. 2:3 ), а не некий обезличенный принцип богоборчества, и придет эта личность и подчинит себе мир перед концом света, а не придет и потом опять уйдет до времени 185 . Андреевский опирается также на то, что «не подлежит никакому сомнению, что ненавидящих советскую власть в СССР большинство» 186 , – снова натяжка, учитывая, что говорит он об этом в 1940–1950-е гг., после Второй мировой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Соловецком ставропигиальном монастыре откроются курсы для монашествующих 30 августа 2023 г. 14:18 23-28 августа 2023 года была проведена экспертная оценка Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в части подготовки к реализации программы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви. Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Соловецкого монастыря организуются в 2023 году по благословению наместника обители епископа Озерского Порфирия в ответ на решения Архиерейских Соборов 2011 и 2013 годов и благословение Святейшего Патриарха и Московского и всея Руси Кирилла. В состав выездной экспертной группы Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви вошли: иеромонах Аполлинарий (Панин), ректор Перервинской духовной семинарии, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, — председатель выездной комиссии; иеромонах Серафим (Лопухов), руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Ивановской митрополии , заведующий кафедрой богословия и Священного Писания Ветхого и Нового Завета Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии, благочинный Успенского мужского монастыря г. Иваново, — сопредседатель и секретарь выездной комиссии. Комиссию встречал и сопровождал руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Соловецкого монастыря, благочинный обители архимандрит Ианнуарий (Недачин). За четыре дня работы выездной экспертной комиссии состоялись встречи с епископом Озерским Порфирием, архимандритом Ианнуарием (Недачиным), преподавателями курсов келарем монастыря иеромонахом Досифеем (Дубовым), руководителем Духовно-просветительского центра монастыря иереем Романом Луканиным, ответственным за миссионерскую деятельность монастыря в социальных сетях монахом Андроником (Пантаком), а также слушателями курсов в количестве 46 человек. Преподавание предметов на курсах также взяли на себя епископ Озерский Порфирий и архимандрит Ианнуарий (Недачин).

http://patriarchia.ru/db/text/6054973.ht...

На Соловках прошли Дни памяти жертв политических репрессий 31 августа 2020 г. 15:24 24-27 августа 2020 года на Соловках прошли Дни памяти жертв политических репрессий, центральным событием которых стала тематическая научно-практическая конференция. Программа мероприятий была подготовлена Соловецким государственным музеем-заповедником, Спасо-Преображенским Соловецким ставропигиальным мужским монастырем и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом при поддержке правительства Архангельской области. Дни памяти начались с мемориальной акции на Аллее памяти и молебна новомученикам и исповедникам Соловецким, после которого собравшихся приветствовал благочинный Соловецкого монастыря архимандрит Ианнуарий (Недачин). В рамках Дней памяти состоялись презентация новых изданий Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря, лекции, экскурсии, богослужения. Украшением программы стала литературно-музыкальная композиция о научной деятельности в Соловецком лагере, подготовленная культурно-просветительским фондом «Сретение» (Северодвинск). Традиционно центральным событием Дней памяти стала научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей». В этом году конференция прошла в шестой раз. Действующие ограничения, связанные с нестабильной санитарно-эпидемиологической ситуацией, внесли свои коррективы в программу (большая часть докладов состоялась дистанционно или заочно), но даже в таком режиме основные задачи научного события были достигнуты. Перед началом конференции участников форума приветствовал наместник Соловецкой обители, директор Соловецкого музея-заповедника епископ Одинцовский Порфирий . Тематически заседания конференции были разделены на два больших блока: «Наука в лагере» и «Подвижники веры — узники Соловецких лагерей». 25 августа, в день открытия конференции прозвучали доклады, посвященные судьбам научных деятелей, ставших узниками лагерной системы. Введением в тему стало выступление Марины Смирновой, к.и.н., преподавателя Северного государственного медицинского университета («Научное краеведение в Соловецком лагере особого назначения»).

http://patriarchia.ru/db/text/5685414.ht...

Представители Соловецкого монастыря благочинный архимандрит Ианнуарий (Недачин) и руководитель паломнической службы монахиня Никона (Осипенко) расскажут о профессоре Иване Михайловиче Андреевском и насельнике Соловецкой обители иеромонахе Елисее (Дзюбике). Ответственный редактор книжной серии «Воспоминания соловецких узников» иерей Вячеслав Умнягин — о побегах соловецких заключенных. Он же проведет презентацию нового, третьего тома издания. Дмитрию Сергеевичу Лихачеву посвятит свой доклад хранитель архива ученого в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) РАН О.В. Панченко. М.В. Лоевская (МГУ им. М.В. Ломоносова) поведает об архимандрите Феодосии (Алмазове), сотрудница Соловецкого музея О.В. Бочкарева — о промышленнике Александре Плюснине. Соловецкие лагеря и московские полигоны НКВД свяжет выступление Л.А. Головковой ( Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ). Лагерные испытания объединили людей разных национальностей. Тема межнациональных отношений будет освещаться на выездной площадке конференции, которую организует правительство Архангельской области. Мероприятие посвящается 120-летию со дня рождения Созерко Мальсагова, ингушского офицера, совершившего дерзкий побег из лагеря в 1925 году. Ожидается приезд на Соловки делегации из Ингушетии. В мероприятии примут участие также делегации поморской и карельской молодежи. Все участники конференции почтят память погибших заключенных возложением цветов к Соловецкому камню на Аллее памяти. Конференция — дань памяти заключенным, всем тем, кто в тяжелейших внешних условиях сохранил достоинство, стойкость, терпение, милосердие, кто достойно пронес свой жизненный крест через лагерный ад. Встречи, посвященные узникам Соловецких лагерей, планируется проводить на островах ежегодно. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь /Патриархия.ru за темою Уряд сформував з до заснування чернечого поселення на Соловках Кирил заступник голови Уряду РФ Д.М. Чернишенко провели ради Фонду збереження та розвитку Соловецького Слово Кирила на ради Фонду збереження та розвитку Соловецького : та звернення] ради Фонду збереження та розвитку Соловецького Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] Кирила ректору МДУ М.В.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4079403...

На Соловецких островах состоится конференция, посвященная памяти исповедников веры 14 мая 2015 г. 12:18 13-14 июля 2015 года на Соловецких островах состоится конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», организаторами которой выступили Соловецкий музей-заповедник, Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь и Товарищество северного мореходства. Доклады участников будут посвящены неизвестным фактам в биографиях знаменитых соловецких узников, а также малоизвестным на сегодня заключенным, людям с интереснейшими судьбами. В основе сообщений первоисточники: архивные материалы и ранее не публиковавшиеся воспоминания. Большинство выступлений будет посвящено исповедникам веры: духовенству, монахам, мирянам. Откроет конференцию доклад доктора церковной истории, кандидата исторических наук иерея Александра Мазырина «Русская Церковь в горниле большевистского террора», за ним последует сообщение сотрудников Соловецкого музея о роли Соловецких лагерей в истории гонений на Русскую Православную Церковь. Георгию Михайловичу Осоргину, расстрелянному на Соловках в 1929 года, посвятит свое сообщение его внук и полный тезка Г.М. Осоргин. Сын бывшего заключенного, писателя Олега Васильевича Волкова Всеволод Олегович расскажет о репрессированной семье священника Николая Пискановского. Ожидается приезд на конференцию внучки протоиерея Николая Соколова (этого священника арестовывали восемь раз), доклад о котором представит сотрудница Соловецкого музея А.П. Яковлева. Представители Соловецкого монастыря благочинный архимандрит Ианнуарий (Недачин) и руководитель паломнической службы монахиня Никона (Осипенко) расскажут о профессоре Иване Михайловиче Андреевском и насельнике Соловецкой обители иеромонахе Елисее (Дзюбике). Ответственный редактор книжной серии «Воспоминания соловецких узников» иерей Вячеслав Умнягин — о побегах соловецких заключенных. Он же проведет презентацию нового, третьего тома издания. Дмитрию Сергеевичу Лихачеву посвятит свой доклад хранитель архива ученого в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) РАН О.В. Панченко. М.В. Лоевская (МГУ им. М.В. Ломоносова) поведает об архимандрите Феодосии (Алмазове), сотрудница Соловецкого музея О.В. Бочкарева — о промышленнике Александре Плюснине. Соловецкие лагеря и московские полигоны НКВД свяжет выступление Л.А. Головковой ( Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ).

http://patriarchia.ru/db/text/4079380.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008