«Помянем же отцов наших, живших в годы гонений на Родине и за ее пределами», – сказал Святейший Патриарх Алексий в своем первом слове после подписания Акта о каноническом общении 17 мая 2007 г. 75 Потрудившихся, добавим, каждый в меру своих сил и своего понимания ради защиты Церкви пои сохранения ее чистоты. Верим, что протопресвитер Михаил Польский , отдавший этому свою жизнь, возрадовался бы, созерцая торжество восстановления единства горячо любимой им Русской Православной Церкви. «Истина Божия устоит, – писал отец Михаил в 1953 г., – и народ, претерпевший такое тяжелое испытание, поднимет свет, зажженный в нем святым равноапостольным князем Владимиром, на такую высоту, что он будет светить всему человечеству. Таково избрание Божие, выпавшее на долю России в нападении этого испытания. Она сможет помочь и другим» 76 . 44 Андреевский И. М. Светлой памяти друга и соузника по Соловецкому концлагерю протопресвитера о. Михаила Польского//Православная Русь. 1960. 11. С. 4. 46 ГАРФ. Ф. Р6343. Οπ. 1. Д. 343. Л. 2–3; Ф. 10035. Оп. 2. Д. 52484. Л. 23об.; Андреевский И. М. Светлой памяти ... С. 4; Княгиня Мария Иларионовна. К юбнлею о. Михакла Польского//Православная Русь. 1955. 19. С. 6. 48 Там же. Л. 4–8об., 22о6., 23об., 36–37, 40; Анна (Теплякова), мон. Воспоминания. M., 1998. С. 9. 49 ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 52484. Л. 5–8об., 23об., Польский M., прот. Положение Церкви в советской России: очерк бежавшего из России священника. Иерусалим, 1931. С. 10–11. 51 Польский M., прот. О духовном состоянии русского народа под властью безбожников: (доклад Собору Православной Русской Зарубежной Церкви с участием клира и мирян 7/20 августа 193Θ г.). Белград, 1938. С. 10–11. 54 п Там же. Л. 67–67об.; Польский M., прот. Положение Церкви в советской России... С. 5–6,108. 56 Анна (Теплякова), мон. Воспоминания. С. 10–12; Польский M., прот. Положение Церкви в советской России... С. 108. – После смерти матери родственники забрали Лидию в Краснодар. После того, как отец бежал за границу и написал о гонениях на Церковь в Советском Союзе, ей пришлось многое перенести от ОГПУ и НКВД. Ее часто вызывали на допросы, на нервной почве у нее отнялись ноги. В Краснодаре она и умерла. Еще одна дочь отца Михаила, Галина, родилась во время его заключения в Содовецком лагере и умерла маленьким ребенком. – Здесь и далее примеч. авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но еще ранее, и особенно к концу жизни, святитель стяжал себе глубочайшее уважение всей Японии. Вековые предрассудки пали пред незлобивым и самоотверженным сердцем святителя. И не только народ, но и правительство и сам император Японии относились к святителю особенно дружелюбно и оказывали знаки особого внимания. «Нам неоднократно приходилось быть свидетелем, — пишет г. Недачин, — как язычники, совершенно не знакомые владыке, с шумным восторгом приветствовали его на улице и их мощное «банзай Никорай» частенько раздавалось в японских кварталах. А дети, милые японские дети, постоянно окружали его кольцом и, как бабочки на огонь, вихрем неслись навстречу суровому на вид, но с добрым, ласковым сердцем святителю… Должно заметить, что беспрерывный тяжелый апостольский подвиг, праведная жизнь, особая прозорливость, чему мы сами неоднократно были свидетелями, давно уже между верующими православной Японии составили убеждение, что святитель Николай особенно близок и угоден Господу, что Он его прославил небесной славой. Даже язычники и те помещали в газетах его портреты с сиянием и нимбом и часто называли его «Сей да Са-кёо», т. е. святой архиепископ». Прекрасно говорит о смерти святителя известный проповедник протоиерей Восторгов: «Святитель Николай, как зрелый колос пшеницы, пал, подкошенный косой смерти, созревши для житницы Господней. Он был светильник горяй и светяй, мы веселились в светении его, но кто горит и светит, тот и сам сгорает: и вот, догорела эта священная лампада! Не одна Японская юная Церковь оплакивает архиепископа Николая; о ней излишне теперь говорить, — и как тяжела для нее утрата! Но Церковь Христова живет законом, который указан апостолом Павлом: Страдает ли один член, страдают с ним и все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены; и вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12, 26–27). Поэтому-то скорбит теперь глубокой скорбью и Русская Церковь и вся Церковь Православная. Трудно теперь, в первые дни после кончины архиепископа Николая, выразить и показать, как велика для Церкви понесенная утрата.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В марте 1936 г. в К. прибыл иером. Поликарп (Приймак) (1912-1989), который 8 окт. 1941 г. встал во главе миссии в сане архимандрита. В 1945 г. миссия воссоединилась с РПЦ и вошла в созданный на территории Китая и К. митрополичий округ, преобразованный в 1946 г. в Восточноазиатский Экзархат РПЦ . После революционных событий 1917 г. в России, повлекших за собой фактическое прекращение контактов между Московским Патриархатом и миссией в К., к делу распространения Православия в сев. части Корейского п-ва подключилась Харбинско-Маньчжурская епархия, образованная в марте 1922 г. в составе Архиерейского синода РПЦЗ. В задачи епархии входило пастырское окормление оказавшихся в ее пределах беженцев из России. На заседании Архиерейского синода РПЦЗ 7 нояб. 1933 г. еп. Нестор (Анисимов) был возведен в сан архиепископа и назначен начальником Российской духовной миссии в К. с титулом «Камчатский и Сеульский». Однако, принимая во внимание тот факт, что подавляющее большинство правосл. паствы К. сохранило верность митр. Японскому Сергию, на заседании Архиерейского синода 13 апр. 1934 г. было решено вновь поручить архипастырское руководство миссионерской работой в Северной К. архиеп. Харбинскому и Маньчжурскому Мелетию. Т. о., в ведении Харбинской епархии РПЦЗ оставались миссионерский стан в Пхеньяне и Воскресенский храм в имении Янковских «Новина» близ порта Чхонджин. После окончания второй мировой войны архиереи Харбинской епархии вошли в юрисдикцию Московского Патриархата. Лит.: Павел (Ивановский), архим. Современное положение христ. миссий в Корее. Владивосток, 1904; он же. Корейцы-христиане. М., 19052; Fenwick M. C. Church of Christ in Corea. N. Y., 1911; Недачин С. В. Православная церковь в Корее. СПб., 1912; Dallet C. The History of the Church in Korea. New Haven, 1952; Latourette K. S. A History of Christianity. N. Y., 1953; Palmer S. J. Korea and Christianity: The Problem of Identification with Tradition. Seoul, 1967; Kim Chang-seok T. Lives of 103 Martyr Saints of Korea. Seoul, 1984; Kim Duk-whang.

http://pravenc.ru/text/2057272.html

57 Польский M., прот. Положение Церкви в советской России... С. 29–31. – Принятый на этом Соборе текст «Обращения...» см.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943/Сост. M. Е. Губонин. M., 1994. С. 500–507. 59 Там же. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 52484. Л. 71, 73, 77; Польский M., прот. О духовном состоянии русского народа... С. 2–3, 11; Его же. Положение Церкви в советской России ... С. 107; Список административно-высланных по постановлениям Комиссии НКВД по А/В и особого Совещания при Коллегии ОГПУ, находящихся на территории Коми области, на 1 июля 1928 г. (Архив МВД РК. Ф. 32. Οπ. 1. Д. 1. Л. 78–106)//Покаяние. Коми республиканский мартиролог жертв массовых репрессий. Сыктывкар, 2000. Т. 3. С. 263. 60 ГАРФ. 10035. Оп. 2. Д. 52484. Л. 71, 73, 77; Польский M., прот. О духовном состоянии русского народа... С.7–8, 108 64 См.: ГАРФ. Ф. Р6349. Οπ. 1. Д. 343. Л. 2–3; Андреевский И. М. Светлой памяти... С. 4; Перекрестов П., протоиерей. Соборному приходу в Сан-Франциско 75 лет//Православная Русь. 2003. 19. С. 6. – В Лондоне ο. М. Польский был редактором-издателем журнала Православных миссионерских Свято-Владимирских курсов «На Страже Православия» и редактором периодического сборника «Воскресение Христово», в Сан-Франциско – газеты «Церковность». 65 См., напр.: Польский M., прот. В защиту православной веры от сектантов. Jordanville, 1950; Его же. Книга Песнь Песней Соломоновых//Православный путь. 1953. С. 84–95; Его же. По поводу одного заговора. Римо-католики и мы//Наше время. Сан-Франциско, 1954.12–13 марта; Его же. Познание Бога//На Страже Православия. 1939. 1. С. 1–16; Его же. Теософия и Христианство . Сан-Франциско, 1956; Четвероевангелие. Текст Евангелий, поставленный параллельно в хронологическом порядке/сопоставил текст A. С. Ананьин; ред., предисл. и примечания Протопресвитера М. Польского . JonlanviUe, 1950, и многие другие статьи в упоминавшихся изданиях «Церковность», «Воскресение Христово», «Православная Русь», а также журнале «Денъ русского ребенка» (Сан-Франциско) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1950. 9. С. 14; Антикоммунистический центр//ПР. 1950. 8. С. 12). 175 Из жизни Владимирских кружков//ПР. 1952. 23. С. 14; Лекции проф. И. М. Андреева//ПР. 1954. 14. С. 14; Митрофан (Зноско-Боровский) , en. Хроника одной жизни: Воспоминания, проповеди. М., 2006. С. 550–551; Новый состав епархиальных органов//ПР. 1954. 10. С. 15; Помазанский М., протопресв. Указ. соч. С. 5; Религиозно-просветительская работа с Св. Владимирской молодежью//ПР. 1951. 19. С. 13; Серафим (Роуз) , иеромон. Указ. соч. С. 556, 566–567; Трифунович 3. В. И. М. Андреевский: (Из вклада Зарубежья в русское возрождение)//Русское возрождение. Париж; Москва; Нью-Йорк, 1978. 4. С. 211, 222, 228; Троицкий Православный русский календарь на 1956 г. Джорданвилль, 1955. С. 9; ...на 1972 г. Джорданвилль, 1971. С. 6; Цикловые лекции Владимирских кружков//ПР. 1952. 21. С. 14. 177 В частности, он был близок к одному из лидеров «иосифлян» протоиерею Феодору Андрееву, протоиерей Сергий Тихомиров был его духовным отцом, узы глубокой дружбы связывали его со священномучеником протоиереем Викторином Добронравовым ( Серафим (Роуз) , иеромон. Указ. соч. С. 548–550; Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 280). О его близости ко многим «непоминающим» иерархам в лагере на Соловках сказано выше. 178 Кровью и слезами омытое слово//ПР. 1948. 17. С. 1; Серафим, en. Живой свидетель//ПР. 1947. 14. С. 3. 179 См. известное место из Посланий ап. Павла, жившего, как известно, в эпоху римских императоров – язычников и гонителей христиан: «...Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим. 2:1–3 ). 180 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2 ч./Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 510. 181 Помимо самой «Декларации» 1927 г., Русскую Церковь за рубежом (как и «непоминающих» в России) смущали конкретные действия митрополита Сергия в рамках заявленного им курса: увольнение с кафедр архиереев, которых советская власть высылала или заключала в тюрьмы и лагеря, отмена гласных молитв на Литургии о «в тюрьмах и изгнаниях сущих» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 июля 1920 г. Епископ Кубанский Сергий (Лавров) рукополагает его во диакона, a 1 сентября того же года – во священника. В г. Темрюке, где отец Михаил тогда служил, он вступает на многолюдном собрании в диспут с безбожниками, который оканчивается победой молодого священника-миссионера, но после этого старшее духовенство советует ему покинуть Кавказ. Он переезжает в Москву и в 1921 г. поступает в Московскую духовную академию, а после закрытия Академии, по свидетельству И. М. Андреевского, продолжает проходить ее курс тайно, в личном общении с преподавателями и профессорами. На дальнейшую пастырскую деятельность молодого пастыря благословляет Святейший Патриарх Тихон, епископ Верейский Иларион (Троицкий) наделяет его правом ведения миссионерской проповеди по всей Московской епархии. В марте 1922 г. отец Михаил назначается третьим священником Преображенской (Петропавловской) церкви на Преображенской площади в Москве 46 . Время пастырского служения священника Михаила Польского в столице пришлось на начало обновленческого раскола. За твердое противостояние расколу и сплочение против него прихожан священника Михаила арестовывают, он получает три года заключения в Соловецком концлагере. Дело, ведшееся против него 6-м отделением Секретной части МГО ГПУ, – одно из ярких свидетельств того, как инспирировала и поддерживала этот раскол советская власть, ставя своей целью уничтожение Православной Церкви на территории советского государства. Арестован отец Михаил Польский был 16 июля 1923 г., после того, как в ГПУ поступило заявление митрополита Антонина (Грановского), председателя обновленческого Временного Церковного Управления, с жалобой на «враждебную агитацию против ВЦУ и лично против» него, митрополита Антонина, со стороны священника Михаила Польского . На четырех страницах митрополит описывал, как отец Михаил организовал прихожан не принимать участие в богослужении, которое митрополит Антонин намеревался совершить в Преображенском храме, как верующие не дали митрополиту произнести проповедь, из чего лидер обновленцев выводил, что «поп Михаил Польский церковными способами разжигает политические страсти толпы и раздувает вражду против существующего гражданского порядка».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Морошкин М. Выборное начало в духовенстве. СПБ. 1870. – Иезуиты в России в царств. Екатерины II и до нашего времени. 1–II. СПБ. 1868–70. Mοrtreuil, Histoire du droit byzantin. Paris. 1853. Müller. Der Kampf Ludwigs des Bayern mit der römischen Curie I–ΙΙ. Tübingen. 1879–80 . – Ueber den Indifferentismus in Cultusangelegenheiten. Leipz. 1830. München N. Das kanonisch. Gerichtsverfahren u. Strafrecht. Köln. 1865. Münch E. Vollständ. Sammlung aller Conkordate nebst ihrer Geschichte. 1-II. 1830–31. Муравьев. Раскол, обличаемый своею историей. СПБ. 1854. Мусселиус В. Церковь и государство. (Психологический этюд.) Петроград. 1915. Мысовский. Древнее русское церковное право. Прав Собеседник. 1862 и 1863 гг.. Мышцын В. , проф. Конституция п христианство . (Отт. из Богосл. Вестн. за 1906 г.) – К вопросу о принципах бракоразводного церковного законодательства. Ярославль. 1911. – Устройство христианской церкви в первые два века. Серг-Пос. 1909. H. Надеждин А. Права и значение женщины в христианстве. СПБ. 1873. Надлер. Папство и его отношение к светской власти. Вера и Разум. 1889. Нарбеков В. Номоканон Фотия с толкованием Вальсамона. 2 части. Казань. 1899. – Толкование Вальсамона на Номоканон Фотия. Казань. 1889. Наумов Д. Филарет, митрополит Московский, как канонист. М. 1893. Neander. Geschichte der Pflanzung u. Leitung der christl. Kirche durch die Apostel. Gotha. 1862. Неволин К. Полное собрание сочинений. (B VI т. О собраниях п ученом обрабатывании церковных законов в Греции и России). СПБ. 1859. Невзоров Н. Исторический очерк управления духовен. военн. ведом. M. 1892. Невский С. Родство, как препятствие к браку в России. М. 1894. Недачин С. Православная церковь в Корее. Исторический очерк. СПБ. 1911. – Православная церковь в Японии. Недзельницкий И., свяш. Штундизм, причины появления и разбор учения его. СПБ. 1899 г. Неклюдов Н. Преступления против брака. Т. III. (Τ. I-IV.1876–1880). Неселовский А. Ставленический допрос, как излишняя в настоящее время процедура. (Историко-каноническая заметка). Каменец-Подольск. 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Нельзя не согласиться с А. Платоновой, автором одного из жизнеописаний святителя, которая писала: “Знать о нем возможно более подробно – долг всякого русского человека, потому что такие люди, как архиепископ Николай, – гордость и украшение своей страны.” Деятельность его была сопряжена с многими скорбями. Архиепископа Николая травили с двух сторон: японцы – как русского политического агента, шпиона, агитатора, сеющего на японской почве измену и симпатии к вероломной, хищнической России; русские – как деятеля, сообщающего Японии о России то, чего ей не нужно знать… Деятельность архиепископа объявлялась, таким образом, не только бесполезною, но и вредною, а на него самого многие в России смотрели как на охваченного странной манией оригинала. Архиепископа Николая спасли для дела две руководившие им во всю жизнь идеи: первая – идея апостольского служения, подвига распространения православия среди язычников; вторая – горячее убеждение, что его работа должна стоять вне всякой связи с политикой.” И в другом месте: “Его проникало то, что он хранил в себе не для земной цели.” Призвание Иван Дмитриевич Касаткин родился 1 августа 1836 года в селе Береза Вельского района Смоленской губернии1. Его отец Дмитрий Иванович Касаткин служил диаконом в сельской церкви2. Ребенка назвали Иоанном в честь славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Его мать Ксения Алексеевна умерла 34 лет от роду, когда ему было всего пять лет. Несмотря на крайнюю бедность, мальчика отдали учиться сначала в Вельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. С. Недачин пишет: “При отсутствии железных дорог юноша должен был тащиться по ужасным и теперь еще Вельским трущобам к губернскому городу Смоленску для получения образования в духовной семинарии. Далеко не все семинаристы того времени ездили учиться на лошадях. Очень многим из них, наиболее бедным, к числу которых принадлежал и мальчик Касаткин, приходилось идти пешком на протяжении свыше 150 верст, чтобы явиться в стены семинарии.” В 1856 году он блестяще окончил курс семинарии и был на казенный счет отправлен в Петербургскую духовную академию, где учился до 1860 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

1133 Кукулевский Александр Юрьевич (28.10.187301.01.1963). Родился в Киеве, окончил ДС, священник, наст. Свято-Троицкой ц. в Чикаго. В 1917 издавал ж-л «Прямые речи» (Чикаго). Член Собора 1917–1918 гг. по избранию как клирик Северо-Американской епархии. Препод. Свято-Владимирской семинарии, протопресвитер (Обзор I. 316). 1144 О православии в Китае см.: Поздняев; История РДМК. Сведения о Китайской Автономной Православной Церкви заимствованы из статьи Д.И. Петровского (БРЭ XIV. 170). 1147 Недачин Семен Васильевич (1.02.1884?). Сын священника. Окончил ф-т восточных языков С.-Петербургского ун-та. С 1907 цензуровал издания на японском и корейском языках при ГУДП. С 1909 на службе в МВД, откомандирован в ГУДП. 1910 – ст. пом. цензора Центрального комитета иностранной цензуры с оставлением при прежних занятиях. С 1912 секретарь С.-Петербургского комитета по делам печати. В 1913 откомандирован в распоряжение ГУДП. 1914 – служил в МИД. 1914 – военный цензор при Петроградской военно-цензурной комиссии. 1915 – член Петроградского комитета по делам печати (Цензоры. 383384). 1150 Евсевий (Никольский; 21.01.186018.01.1922). Окончил Тульскую ДС, затем МДА (1885). 1893 – иеромонах, архимандрит, ректор Иркутской ДС. 1897 –еп. Киренский, вик. Иркутской епархии. 1898 – еп. Владивостокский и Камчатский. 1906 – архиеп. Член Собора 19171918 г., вернуться в епархию не смог. 1919 – архиеп. Смоленский. 1920 – митрополит Крутицкий. 19201922 – временно управлял Московской патриаршей областью. Скончался в Москве (ПЭ XVII. 270271). 1151 Сергий (Тихомиров ; 16.06.187111.08.1945). 1895 – монах, иеромонах. 1896 – окончил СПбДА, инсп. С.-Петербургской ДС. 1899 – архимандрит, ректор С.-Петербургской ДС. 1905 – магистр богосл., ректор СПбДА, еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии. 1908 – еп. Киотосский, пом. нач. Российской дух. миссии в Японии. 1912 – еп. Японский, упр. Российской дух. миссией в Японии. Член Собора 19171918 гг. по должности. 1921 – архиеп. 1931 – митр. С 1940 на покое (Обзор I. 377).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1947. 9. С. 7–12. 159 Андреевский И. М. Путешествие в Саров и Дивеево в 1926 году//Дивеевские предания. М., 1996. С. 409, 416. 160 Андреевский И. М. Путь проф. С. А. Аскольдова. С. 57; Антонов В. В. Указ. соч. С. 44–49, 93–99; Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб., 1995. С. 129–136; Полчанинов Р. Проф. И. М. Андреевский. С. 11. 161 Андреевский И. М. Путь проф. С. А. Аскольдова. С. 57; Антонов В. В. Указ. соч. С. 44, 95–98; Медведев Ю. «Воскресение»: К истории религиозно-философского кружка А. А. Мейера//Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск; М., 1999. 4 (29). С. 90. 162 См., например: Андреевский И. М. Еще несколько слов о Д. В. Болдыреве/И. А.//Православный путь: 1951. Джорданвилль, 1951. С. 60; Его же. Заметки о Катакомбной Церкви в СССР/Проф. И. Андреев //ПР. 1947. 14. С. 6, 10; Его же. Матушка Мария Гатчинская. С. И; Его же. О положении Православной Церкви в Советском Союзе: (Катакомбная Церковь в СССР)/Проф. Ив. Андреев//ПР. 1951. 1. С. 7, 8; Катакомбная Церковь . Доклад проф. И. М. Андреева, прочитанный 17 июня с.г. в Лейквуде, Н. Дж. и записанный одним из слушателей/Ю.Д.//ПР. 1950. 13. С. 3; Речь проф. И. М. Андреева на Владимирском празднике 12–25 июля 1954 г.//ПР. 1954. 15. С. 8. 163 Анциферов Η. П. Указ. соч. С. 349–350; Лихачев Д. С. Указ. соч. С. 153, 171, 177, 225–226, 253, 267, 397–410. 164 См.: Андреевский И. М. Большевизм в свете психопатологии/Проф. И.С.//Возрождение. Париж, 1946. 6. С. 142–149; Его же. Психиатрические экспертизы в Советской России/Проф. И. А.//Владимирский Православный русский календарь на 1956 г. Нью-Йорк, 1955. С. 104–118. 165 Андреевский И. М. Пытка детьми: (Страничка из «Воспоминаний»)/Профессор И. С.//ПР. 1948. 1. С. 13. 166 Андреевский И. М. Заметки о Катакомбной Церкви в СССР. С. 7–10; Лихачев Д. С. Указ. соч. С. 129; Полчанинов Р. Проф. И. М. Андреевский. С. 11; Серафим (Роуз) , иеромон. Указ. соч. С. 554; Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение Русской Православной Церкви в судьбах его участников. Архивные документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008