С ними, надо полагать, был бы и учитель. Он умер за 30 лет до этого события, однако всегда верил, что Россия непременно возродится духовно, и в ней в полноте воссияет Русская Православная Церковь . Когда читаешь его размышления на эту тему, то удивляешься, как можно было в 1930-е, 1940-е или 1950-е годы иметь такую уверенность. «Ужасы беззакония, творимые на нашей Родине – невыразимы! – писал он. – Но мы знаем и помним слова истины: где умножается грех – там преизобилует благодать. Господь явно посылает своему избранному народу духовные силы для перенесения тягчайших испытаний!.. Смерть мученика может его мучителям казаться победой над ним, но на самом деле это есть свидетельство бессилия зла перед непоколебимой твердостью христианской веры... Пиррова победа диавола уже ясна духовным очам православных. За звуками победных литавр зла начинает для духовных ушей ясно слышаться тихое пение херувимов, видящих раньше нас начало торжества Христовой Правды!.. Россия, обильно политая кровью и слезами невинно замученных в бесчисленных концлагерях, рассеянных на беспредельных пространствах, – омывает все свои грехи и таинственно-чудно становится постепенно снова Святой Русью!.. И когда-нибудь христиане всего мира будут паломничать в освобожденную Россию и называть ее святой землей мук и крови!» 196 Иван Михайлович Андреевский, по замечанию отца Серафима (Роуза) «был человеком с пламенным сердцем», отдававшим себя религиозному просвещению окружающего мира. С грустью писал отец Серафим, что не был Иван Михайлович, да и не мог быть в полной мере востребован средой, в которой жил и творил последнюю половину жизни, потому и в плане литературного наследия не раскрылся так, как мог бы раскрыться. Казалось, что он что-то сохраняет и творит для будущего. «Он очень страдал от низкого уровня церковного и нравственного образования в наши времена, как в Советском Союзе, так и в свободном мире. Очень может быть, что его творческие годы принесли бы намного больше плодов, если бы у него не было постоянно давящего чувства, что немногим есть дело до Бога, Православия и своего внутреннего человека...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Диакон Алексей Цветков, сконч. 10 сент. 1918 г., 22 года на службе, жене 50 лет и 5 несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 2 лет.) Выдано единовременное пособие в размере 100 рублей от щедрот патриарха 111 . 28 марта/10 апреля 1919 г. Прошение вдовы действительного статского советника Е. А. Порадни о выдаче ей пособия по случаю лишения ее прежде получаемой пенсии. Муж – Управляющий Петроградской синодальной типографией, пенсия с 1899 г. 26 руб. в месяц. Решение: рекомендовать обратиться в Отдел Комиссариата социального обеспечения. 19 июня/2 июля 1919 г. Прошение жены протоиерея Вознесенской церкви г. Казани Юлии Дмитриевой о назначении ей пособия (двое малолетних детей). Решение: назначить пособие 300 руб 112 . 3/16 мая 1919 г. Прошение вдовы диакона Казанской церкви села Теплягина Юрьевецкого уезда Костромской епархии Рахили Дмитриевны Виноградовой. ( А. Виноградов прослужил 36 лет, диаконовскую пенсию от казны последние два года вдова не получает, «помощь от прихожан сделалась до крайности мала». Вдове 70 лет.) Решение: назначить единовременное пособие от щедрот патриарших 159 руб. 113 3/16 мая 1919 г. Прошение вдовы диакона села Сосницы Гжатского уезда Смоленской епархии Евдокии Рословой «об оказании ей после пожара возможного пособия на постройку хотя небольшой хаты, где бы она могла найти приют со своими детьми». В деле имеется справка: «5 ноября 1918 г. ранним утром в Сосницу прибыл карательный отряд латышей. Настоятель церкви священник Николай Недачин был расстрелян около святых ворот церковной ограды, с другой стороны ограды ружейными прикладами убит учитель-псаломщик П. Доронин, второй священник М. Скворцов, предполагавший найти спасение в лесу, был настигнут пулей на поле, его старший сын-студент убит около дома; в то время как одни занимались расстрелом, другие резали по дворам живность, брали белье, снимали наволочки с подушек; в церкви сняли ризы с икон, взяли крест, евангелие, сосуды, плащаницу: село было подожжено, жертвой стал и дом Рословой. Просительнице 50 лет, имеет двух малолетних детей, живет в чужом доме и питается тем, что выпросит у прихожан».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Однако несмотря на то, что яркий обличитель Московской Патриархии Иван Михайлович Андреевский, которого близко знавшие люди характеризовали как человека порой чрезвычайно подверженного эмоциям, нервного 191 , в апологетическом запале позволял себе порой весьма резкие выпады в ее адрес, – самого важного рубежа, который впоследствии станет для Русской Православной Церкви главным критерием в оценке различных течений «непоминающих» 192 , он не переступил: благодать Святого Духа в Русской Православной Церкви Московского Патриархата он не хулил, безблагодатной ее иерархию (а значит, и совершаемые в ней Таинства) не называл. Глубокая утвержденность в Православии, аскеза, искренняя устремленность ко спасению и церковному благу, подвиг исповедничества, общение со многими яркими церковными деятелями, мучениками и исповедниками определили его глубокую интуицию и осторожность в этих вопросах. Его позиция – не отдаленного критика, а глубоко сострадающего чада. Он говорил не об отрицании благодатности «официальной» Церкви в России, а о сомнении в этой благодатности и потому отходе от общения. Окончательный суд по этому вопросу профессор Андреевский отдавал Собору всей полноты Русской Церкви, который когда-нибудь, верил он, непременно состоится 193 , – и в этом не ошибся. Время показало, что, понимая так свое служение Церкви в России, Русская Православная Церковь Зарубежом действительно помогла ей как в годы гонений, так и тогда, когда после падения советского строя в России начала возрождаться церковная жизнь. Вклад таких людей, как И. М. Андреевский, должен быть по достоинству оценен. Русский Собор, которого он ждал, чтобы было вынесено решение о благодатности или безблагодатности Церкви в России, состоялся и решение свое вынес: обе части Церкви, пережив эпоху гонения и изгнания, не увидели того, что их должно разъединять, и воссоединились. Надо думать, что доживи Иван Михайлович до этих дней, и он был бы с теми, кто радовался о восстановлении церковного единства. Ведь его ученики по Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле – предстоятель РПЦЗ митрополит Лавр, протоиерей Виктор Потапов и многие другие 195 – были активными участниками процесса воссоединения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.: Марцинковский В. Ф. Записки верующего. Из истории религиозного движения в Советской России. Прага, 1929. С. 53 ; Соколов В. И. И тьма не объяла свет : История жизни, гонений и скорбей одной православной семьи в советское время. М., 2003. С. 53. Известия ВЦИК. М., 1918. 4 сент. 190) ; Известия Смоленского Совета рабочих и солдатских депутатов. Смоленск, 1918. 6 сент. 183(211)). Известия Юхновского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Юхнов, 1918. 23 нояб. Там же. Л. 3, 4, 6, 6об., 30—34об. ; Из недавнего прошлого. [Юхнов], 1920. С. 16. — Этим единственным освобожденным заложником был житель с. Желанье И. Д. Ястребов. Известно, что Ястребовы владели в Желанье спиртоочистительным заводом (см.: Вся Россия. [СПб.], 1902. Стб. 1860). Там же. Л. 24—24об. [сохранена орфография и пунктуация оригинала; в том месте, где должно быть указано время расстрела, в оригинале стоит пробел]. Государственный архив Смоленской области [далее — ГАСО]. Ф. Р-47. Оп. 1 (1918, ч. I). Д. 160. Л. 32, 33. См.: Бабкин М. А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. — конец 1917 г.). М., 2007. С. 109, 110 ; Лисюнин В. Ф. Участие тамбовского православного духовенства в общественно-политической жизни в конце XIX — начале XX в. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02. Тамбов, 2006. С. 182 ; Митрофанов Георгий, про­тоиерей. История Русской Православной Церкви, 1900—1927. СПб., 2002. С. 47—49 ; Платонов Г. М. Православная церковь и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900-1914 гг. : на материалах Саратовской губернии : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02. Саратов, 2003. С. 105 ; Рожков Владимир, протоиерей. Церковные вопросы в Государственной Думе. М., 2004. С. 435—436, 440—441, 503. См.: Ианнуарий (Недачин), игумен. Жизнеописание протоиерея Павла Пет­ровича Заболотского//Журн. Моск. Патриархии. 2004. 7. С. 70—72. См.: Государственный архив Российской Федерации [далее — ГАРФ]. Ф. 523. Оп. 1. Д. 367. Л. 11 ; Оп. 2. Д. 32. Л. 3. — В 1906 г. на всю Смоленскую губернию из духовенства в партии кадетов состоял только один человек (проживавший в Смоленске).

http://bogoslov.ru/article/2603607

     В какие тупики попадают люди, удалившиеся от Бога, и как из них выйти; почему в России произошла революция и как, изучая историю, можно воцерковиться? Об этом рассказывает правнук расстрелянного в 1918 г. священника, церковный историк, благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Ианнуарий (Недачин). Если соль потеряет силу… – Отец Ианнуарий, этот год – год 100-летия революции, почему в России вообще стал возможен этот чудовищный переворот? – Отвечать на такие вопросы – дело неблагодарное. Единственный точный ответ – это: «Бог попустил для нашей пользы». Все остальное – не более чем размышления над этой идеей. Но на что можно обратить внимание? Один исследователь как-то высказал мысль: атеистов в России в 1870 г. было больше, чем в 1970 г. Что имеется в виду? На Пасху 1916 г. причастилось около 95% Российской армии, а на Пасху 1917 г. – в 10 раз меньше, потому что справка о ежегодном Причащении перестала быть обязательным условием для службы в армии. До революции формально почти все были православными, а на поверку, когда настало время гонений, выяснилось, что по-настоящему верующих намного меньше. К концу же ХХ века в Церкви были в основном те, для кого это составляло основу жизни, и таких людей было немало. Так или иначе, я думаю, что, рассуждая о причинах катастрофы 1917 г., нужно осмысливать в первую очередь духовное измерение. Учитывать и духовный упадок общества к началу ХХ века, и смотреть на то, какие изменения в духовной жизни общества произошли по итогу гонений советского периода. – Почему нам так важен опыт тех, кто в гонениях выстоял в вере, – новомучеников и исповедников Церкви Русской? – Когда соприкасаешься с их опытом, действие Божественной Благодати в мире становится более ощутимым. Бог ведь есть везде, и везде он близок к человеку, но важны те места и те обстоятельства, где ты лично почувствуешь, что Бог близко. И соприкосновение с опытом новомучеников многое и многим в опыте веры открыло. Все мы находимся в движении: были неверующими, потом с кем-то встретились, через какой-то опыт Господь коснулся нашего сердца, потом мы все более и более через разного рода встречи и события укрепляемся в вере.

http://pravoslavie.ru/101742.html

Сейчас, после состоявшегося в 2007 г. воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, полемические произведения протопресвитера Михаила Польского , направленные против Декларации митрополита Сергия, – достояние истории, как стала достоянием истории и сама Декларация. В то сложнейшее время пастыри и миряне – и в России, и за рубежом – мучительно искали и вымаливали у Бога свой правильный ответ на новые вызовы эпохи, пытались понять, как вести себя в новых условиях, параллели которым непросто было найти в церковной истории, даже в гонениях древности. Можно ли сказать, что тот ответ, который нашел и отразил в своих произведениях протопресвитер Михаил Польский , оказался абсолютно верным? Едва ли. В его произведениях немало такого, что сейчас, с позиций воссоединения 2007 г., не может быть признано полнотой истины. Так, отец Михаил считал, что «то, что называют по официальному виду Церковью в России, есть блудница», что эта Церковь «отказалась быть мученицей», что слова Апостола Павла: «Всякая власть от Бога» (Ср.: Рим 13. 1–2 ) – справедливы в отношении любой доселе известной исторической власти, но не в отношении большевиков («Большевики... есть исключение из общего правила»), считал необходимым для русского зарубежья поддерживать войну с СССР. Он признавал, что значительное большинство архиереев и священников в России не стали разрывать канонического общения с митрополитом Сергием, как это сделал отец Михаил, и с легкостью называл оступившимися всех, кто не разделял его точку зрения («Не только все оставшиеся, но и любимые изменили истине!»): оступились, по его мнению, и святой Патриарх Тихон, и священномученик Иларион (Троицкий) , и многие другие, почитаемые сегодня единой Русской Церковью в лике святых мучеников 70 . Как относиться сегодня к этим обвинениям? Ответ Церковью найден: через взаимное прощение 71 , основанное на осознании того, что действия, которые совершил в области церковного управления митрополит Сергий (даже если с позиции времени станет ясно, что они оказались в чем-то неверными, или даже погрешительными в личном плане), не относятся к деяниям, из-за которых Поместная Церковь отпадает от Тела Христовой Церкви, т.е. лишается благодатности Таинств 72 . Возглавляемая митрополитом (Патриархом) Сергием и последующими иерархами Русская Православная Церковь стала Церковью «большинства мучеников» 73 , за годы гонений она не повредила ни одного православного догмата. Когда она получила свободу говорить, то исповедала – на Архиерейском Соборе 2000 г. – то же отношение к светской власти, которое содержала (в условиях свободы) Русская Православная Церковь Заграницей 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Светлана и Вячеслав Волковские, Валентина Антоненко, семья Виниченко, Наталья Волокитина, Людмила Демьяненко, Оксана Емельянова, Михаил и Любовь Журавлевы, Валентина Кечкина, Галина и Павел Колесниковы, Ольга Кондрашина, Светлана Кривомазова, Галина Литвиненко, Валентина Олейникова, Ольга и Иван Пономаренко, Светлана Ткаченко, Маргарита Чиркова (г. Азов, Ростовской области). Элла и Александр Бургазлиевы, Ольга Семенченко и Владимир Нижняковский (г. Геленджик Краснодарский край). Галина Соколова (г. Гороховец, Владимирской обасти). Александр и Людмила Малаховы, Николай Захаров, Алексей Сисакян, Валентин Самойлов, Валерий Прох, Валерий Любавин, Сергей Каплоухий, Валерий Перелыгин, Александр Ольшевский, Галина Усова, Сергей Доценко, Юрий Недачин, Владимир Трусов, Сергей Федяев, Владимир Плотников, Ольга Викторова, Валерий и Нина Чернышовы, Виталий Оськин, Андрей Павлов, Александр Волков, Александр Высотин, Валерий Бакаев, Юрий Заневский, Вадим Кондратьев и Маргарита Арабей, Александр Никольский, Вячеслав Мухин, Анатолий Лазебный, семья Елецких, Игорь Квасов, Николай Ковалев, Геннадий Танетов, Кирилл Дзюба, Владимир Дмитриев, Михаил Подлесный, Алексей Мадфес, Николай Прислонов, Евгений Васляев, Александр Козин (г. Дубна, Московской области). Павел Иким (п. Жельцы, Ленинградской области). Галина Никитина, Валентина Васильева, Татьяна Соколова, Инна Зяблова (п. Знаменка, Тамбовской области). Семья Серковых, Анатолий Агеенко, Василий Гинкулов, Нина Балкашинова, Владимир Боровик, семья Кашиных, Е. Борисенко, Л. Медвежонкова, О. Коженкова, В. Кузовлева, С. Загвозкина, Л. Вяткина, О. Афанасьева, В. Мелентьева, П. Голубенко, Л. Лазарева, Е. Смагло, Е. Печейкина, Л. Вайнштейн, Н. Константинова, О. Левицкая, М. Паршина, Л. Малых, Л. Платонова, Л. Царик, В. Кутимская, О. Чайченко, Л. Шачнева (г. Иркутск). Валентина Попова (п. Кариан-Строганов, Тамбовской области). Юлия Соболева, Мария и Михаил Булатовы (г. Кашин, Тверской области). Руфина Кобылкина (г. Кинешма, Ивановской области).

http://azbyka.ru/fiction/edinstvennyj-kr...

Начальник 6-го отделения Секретного отдела ГПУ E. А. Тучков положил на жалобе резолюцию: «Этого попа следует срочно арестовать и выслать в Турк. край», – и поручил дело Секретной части МГО, в которой против отца Михаила уже имелся определенный материал: заявление курсанта Сокольнической партийной школы, заведующего ночлежным домом в Орликовом переулке о том, что священник Михаил говорил в храме верующим: «Колесо революции... разобьется о нашу Церковь , а лгуны, которые на фабриках и заводах, как диаволы, шепчут рабочим, чтобы не ходили в церковь , – это есть шипучие гады», а про обновленцев сказал: «Это антихристы и лжепророки, продавшиеся за 30 сребреников» 47 . Но и это было еще не все, чем располагали против священника Михаила Польского органы политической безопасности молодого государства. Вскоре после вышеописанного инцидента с митрополитом Антонином Преображенский храм при помощи советской власти перешел все же под управление обновленцев (несмотря на то, что не менее 70% прихожан были против этого). Настоятель был сменен, остальные же члены причта, за исключением отца Михаила, хотя и не испытывали симпатий к обновленцам и в скором времени перешли на сторону Патриарха Тихона, тем не менее остались тогда служить в храме. При этом отца Михаила они просили воздерживаться от резких заявлений с амвона по поводу обновленцев и безбожности новой власти, поскольку, говорили они, «нас могут за это забрать». Отец же Михаил более служить в этом храме не мог. Тесную связь с прихожанами он продолжал поддерживать, благо жил он в домике, расположенном прямо на храмовой территории 48 . Назначенный обновленческим ВЦУ новый настоятель Преображенского храма протоиерей Т. вскоре вызвал такое неудовольствие прихожан, что их общее собрание 10 июля 1923 г. в количестве не менее 3000 человек постановило удалить последнего из прихода, пригласив на его место отца Михаила Польского . Протоиерей Т. написал в ВЦУ несколько жалоб, прося «в срочном порядке войти в соответствующие правительственные учреждения с серьезным ходатайством о принятии самых энергичных и экстренных мер», что ВЦУ немедленно и исполнило, направив эти жалобы в ГПУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, из-за отсутствия высокой культуры и глубины восприятия у большинства современных православных христиан» такие личности, как профессор Андреевский, «не оценены по достоинству, и даже те, кто жил и учился с ними, редко понимали, какие сокровища они могли почерпнуть из богатых недр их православного опыта и знаний. Их интеллектуальная и духовная зрелость, старосветская утонченность, нарочитая простота и скромность, многообразие и одновременно целостность православного восприятия – все это по большей части прошло мимо умов молодого поколения (как русских, так и греков, и новообращенных американцев), часто ищущего простые ответы на примитивные вопросы, которое... упускает самое главное – глубокую работу над собой в повседневной православной жизни, чья духовная незрелость и отсутствие интеллектуальной культуры попросту не дают ему возможность уследить за ходом мысли зрелого православного мыслителя... Андреева немногие понимали в его время; он был слишком глубок и пламенен для современников. Он был в какой-то степени предвестником будущего расцвета Святой Руси» 197 . 146 Революционное юношество: из прошлого социал-демократической учащейся и рабочей молодежи. Л., 1924. Сб. 1. С. 166. 147 Антонов В. В. Братство прп. Серафима Саровского : к истории православного движения в Петрограде//Санкт- Петерб. епарх. ведомости. СПб., 1996. Вып. 16. С. 47–48; Анциферов Η. П. Из дум о былом: Воспоминания. М., 1992. С. 459. 149 Антонов В. В. Указ. соч. С. 48; Анциферов Н.П. Указ. соч. С. 459; Серафим (Роуз) , иеромон. И. М. Андреев – Истинный православный новообращенный представитель русской интеллигенции//Русские писатели XIX в. М., 2009. С. 541–542. 154 Полчанинов Р. Проф. И. М. Андреевский: (Краткая биография)//Православная Русь [далее – ПР]. 1977. 3. С. 11. 155 Помазанский М., протопресв. Памяти почившего профессора И. М. Андреевского//ПР. 1977. 2. С. 5. 158 Андреевский И. М. Религиозный смысл хирургической операции: (Из религиозно-мистического опыта)/Проф. д-р Ив. Андреев//ПР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рейтинг: 10 Голосов: 619 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Игнатий (Брянчанинов) , святитель. О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви//  Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Полное собрание творений. Т. 3. М.: Паломник, 2002. С. 518–530.   Эмилиан (Вафидис),  архимандрит. Толкование на подвижнические слова аввы Исаии. М., 2014. СС. 53, 71.  Об этом пишет один из первых биографов святителя Игнатия Леонид Соколов. См.:  Соколов Л.  Епископ Игнатий (Брянчанинов). Жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. С. 46.  Замечательно, что и в наши дни эта традиция брать благословение перед сложными боевыми заданиями возрождается. См.: Генерал-лейтенант Владимир Сергеевич Ивановский: «Надо осознавать величие своей Родины и изучать ее славную героическую историю»//  http://www.pravoslavie.ru/103058.html .   Сажнев Иван.  Шестая рота: «за други своя»//  http://pravoslavie.ru/59951.html .   Ианнуарий (Недачин) , архимандрит. Все хорошо, что Бог   Андрей (Конанос) , архимандрит. Не бойся радоваться! М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. С. 236. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дмитрий Баранов 22 января 2019, 13:43 Не до конца солидарен со статьёй. Надо учитывать и следующее. Лидеры нужны в обществе. Мужчина должен быть лидером в семье, потому ему эти качества помогут, а женщине - нет. Насчет героев - человек должен и обязан знать, ради чего он жертвует. Немцы тоже жертвовали собой. Инна 30 января 2018, 14:58 «И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя. " Откуда это взялось про православного царя как удерживающего? Что за " многие толкования? " и зачем в этом контексте ссылаться на свт.Игнатия? Марина 19 июня 2017, 12:51 Вы правы, батюшка, растить нужно героев, а не лидеров. Хотя " лидер " и приравнивается к " герою " , но в лидере нет самопожертвования. Это такой западный " концепт " , который хорошо приживается у нас и, прежде всего, в воспитании детей. Недавно открыла для себя легенды о рыцарях (Песнь о Роланде, Сид-Компеадор) - это достаточно редкая литература. Вот, что следовало бы читать мальчикам! Да и девочкам;)

http://pravoslavie.ru/104325.html

   001    002   003     004    005    006    007    008