Закрыть itemscope itemtype="" > «Будем помнить свое призвание к " жизни будущаго века " через крещение» Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева 17.01.2022 662 Время на чтение 5 минут Фото: из личного архива автора Сегодня было прочитано Евангелие от Марка, 1 глава, с 1-го по 8-й стих, где говорится об Иоанне Крестителе и его предваряющей миссии, «приготовляющей путь Господу» (Мф. 3:3). Иисус и Иоанн Креститель, как мы знаем из Писания, были роставенниками, и даже обстоятельства рождения их очень схожи. Однако они не знали друг друга лично. Иисус Христос жил в Назарете Галилейском, а Иоанн обитал в пустыне Иудейской. Встретиться им до обозначенного Богом времени не пришлось. Такова была воля Всевышнего. Очевидно, необходимо было исключить всякий повод к обвинению в том, что они заранее договорились поддержать друг друга. Очевидно и то, что Иоанн был наслышан о событиях, ознаменовавших рождение Иисуса. Он знал, что в отрочестве Иисус ходил в Иерусалим, знал и о Его удивительной беседе с раввинами, был наслышан о Его безгрешной жизни и верил, что Иисус и есть обещанный Мессия. Но никаких подтверждений свой вере не имел, поскольку Иисус до сих пор никак не проявлял Своего призвания. Но Иоанн свято верил, что в определённое Богом время будет дано знамение Его божественной сущности, когда Спаситель выйдет на служение. Зададимся вопросом, зачем и для кого проповедовал Иоанн в пустыне? Бог создал человека по Своему образу и подобию, где изначально человек был безгрешным. Грехопадение повлекло за собой бесчисленные страдания для всего человечества и соделало потомков Адама грешниками перед лицом Творца: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5:12) и стали достойными Его праведного воздаяния: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). В грехопадении, таким образом, исказилась сама природа человеческая, когда мы стали потакать низменным её потребностям и, следуя греховным желаниям и помыслам, навлекли на себя осуждение Божие (Еф. 2:3). Отныне человек стал устремлять все свои пожелания исключительно ко греху: «…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, раждает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14-15).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/17/bu...

Из бесед на Евангелие от Матфея Беседа на притчу о зерне горчичном и притчу о закваске (Теология процветания и обогащения в психокульте «Альфа-курс», и библейское осмысление проблемы) В продолжение наших бесед по Евангелию от Матфея рассмотрим 13-ю главу с 31-го по 35-й стихи. С Божией помощью мы постараемся разобрать две притчи: это притча о зерне горчичном и притча о закваске. Как я говорил ранее, каждая притча Сына Божия – как бы некая драгоценная жемчужина на короне Евангельского повествования. Если любой драгоценный камень слегка повернуть, то меняется его окраска, и она расцветает новыми, доселе не виденными нами цветами. Синий сменяется на золотистый, золотистый на бирюзовый и т.д. Я думаю, что многие из вас уже давно обратили внимание на то, что всякий раз, когда мы читаем Слово Божие заново, оно раскрывается для нас с некоей новизной, мы встречаем то, что не замечали ранее, и радость нового открытия наполняет нас новым светом евангельских откровений. Сказано: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» ( Притч.4:18 ). То есть, идя стезей Слова Божия, мы все более и более объемлемся светом Божественного Откровения во всем его многообразии. В Послании апостола Иакова, брата Господня, в одном стихе слово «свет» стоит во множественном числе, что не свойственно грамматике русского языка. Сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). Этот стих свидетельствует о многообразии религиозного опыта, проявляемого многоразлично и многообразно в жизни всего рода человеческого. Сказано: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» ( Евр.1:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

М.Д. Благовещенский Глава пятая Ст. 1. Помяни, Господи, что бысть нам; призри, и виждь укоризну нашу Пророк начинает V-ю гл. обращением к Иегове, в котором молит Его призреть на укоризну народа, т.е., на страдания, сделавшие народ позором среди язычников. В чем заключаются страдания, об избавлении от которых пророк молит Иегову, – говорится в следующих стихах. Следующие стихи, таким образом, представляют лишь дальнейшее раскрытие мысли, высказанной в молитвенном обращении. Таким образом, он и также являются речью, направленной к Иегове. Вот почему вся V-я гл. справедливо надписывается в Славянской библии словами: «молитва Иеремии пророка». Так надписывается она и у LXX (36. Comp.), а равно в Вульгате, Пешито и в арабском переводе. Отцы и учители Церкви даже считают V-ю гл. произведением, отличным от кн. Плач. относя к составу последней только первые четыре главы. Так, бл. Феодорит в начале своих толкований на кн. Плач, замечает: «четыре плачевных песни составил Иеремия» (Migne P.G. 81 р. 781); а в конце комментария на IV-ю гл. прибавляет: «здесь пророк полагает конец плачевным песням» (Migne. P.G. 81 р. 805). Бл. Иероним в своем Prologue galeatus также выделяет V гл. из общего состава книги и усвояет ей наименование oratio Ieremiae prophetae. Ст. 2. Достояние наше обратися к чуждим, и домы наша ко иноплеменником Переходя к изображению бедствий, пророк прежде всего говорит об утрате народом недвижимой собственности. Достояние наше, т.е., земля, данная во владение Израилю Самим Иеговою. Домы – не только, уцелевшие от пожара здания в самом Иерусалиме, но и вообще жилые и нежилые помещения во всей стране. Ст. 3. Сири быхом, несть отца, матери наша яко вдовы В 3 ст. пророк пользуется образом сирот и вдов, чтобы выразить мысль о полной беззащитности народа, не имевшего возможности бороться против несправедливости победителей (ср. ст. 11). В таком смысле образ сирот употребляется в Св. Писании нередко ( Ис.1:17 ; Пс.93:6 ; Иак.1:27 ). Ст. 4. Воду нашу за сребро пихом, дрова наша за цену куповахом

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Преподобный Кириак происходил из Коринфа1) и был сыном пресвитера соборной церкви Иоанна; мать его звали Евдоксией. Родился он в последние годы царствования Феодосия Младшего2). Родственник преподобного, Петр, епископ Коринфский, сделал его еще в отроческие годы чтецом соборной церкви. Упражняясь в чтении Божественных книг с утра до вечера и вечера до утра, изучал Кириак Священное Писание, удивляясь тому, как Бог с самого начала мира всё премудро устроял для спасения человеческого, как во всяком поколении он сподоблял великой чести угодивших Ему и даровал им великую славу. Ибо Он Авеля прославил за жертву (Быт.4:4), Еноха же почтил перенесением в рай за то, что тот весьма угодил Ему3). Он сохранил от потопа за праведность Ноя, сию искру человеческого рода4) (Быт.7:1–24, 8:1–22), явил Авраама ради веры его отцом многих народов5) (Быт.12:4–5), показал, что Ему приятно доброе священствование Мелхиседека6) (Быт.19:18–20; Евр.7:1–28), возвеличил Иосифа ради его целомудрия (Быт.41:39–57), дал всему человечеству в лице Иова пример терпения (Иов; Иак.5:10–11), сделал Моисея законодателем, допустил Иисуса Навина остановить течение солнца и луны (Иис.Нав.10:12–14), явил в Давиде пророка, царя и праотца Христа Спасителя и превратил для отроков пламень Вавилонской печи в росу (Дан.3:50). Более же всего дивился Кириак, помышляя о бессеменном зачатии и неизъяснимом рождении Христа, – как Дева стала Матерью, соблюдши неврежденным Свое девство и как бог Слово, не изменяясь, соделался человеком, пленил крестом ад и, поправ обольстителя-змия, снова ввел Адама в рай. Размышляя о сем и читая жития святых, Кириак возгорелся духом, и в сердце его проник страх Божий; стал он стремиться к подражанию угодникам Божиим и помышлял о том, как бы ему уйти во святой град Иерусалим и там, отрекшись от мира, служить одному Богу. Занятый такими размышлениями, однажды в воскресный день услышал он в церкви слова положенного на тот день Евангелия: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.17:24). Кириак, уразумев, что сии слова относятся к нему, тотчас вышел из церкви и, не сказав никому о своем намерении, пошел на берег, где была пристань; найдя здесь корабль, отправлявшийся в Палестину, с упованием на Бога вошел он на сей корабль и отплыл на нем. Кириаку было восемнадцать лет от роду, когда он, как новый Иаков, вышел из дома отца своего (Быт.28:7–10), оставив все ради Бога. Вскоре он прибыл в святой град Иерусалим, где епископам был Анастасий; то было в восьмой год его епископства и в девятый год царствования императора Льва7).

http://pravicon.com/info-2665

Разделы портала «Азбука веры» Догмат о Пресвятой Троице является одним из самых таинственных догматов Церкви. Бог беспределен в Своем совершенстве, а человеческий разум ограничен. Из Божественного Откровения известно, что Бог, будучи абсолютно единым по сущности, — троичен в Лицах. Эти Лица: Отец, Сын и Святой Дух. Каждое из Них — Бог, однако все Они — не три Бога, но один. Несмотря на то, что постичь это положение во всей полноте (для человека) невозможно, в какой-то мере понять его всё же и можно, и нужно. Для частичного уяснения догмата о Пресвятой Троице святые отцы прибегали к различным аналогиям, используя примеры из области бытия тварного мира. Одна из наиболее известных аналогий: солнце, свет, тепло. Как солнце не мыслится без рождаемого им света и исходящего от него тепла, так и в Единотроичном Боге различаем Бога Отца, рождающего Сына, Самого Сына и исходящего от Отца Святого Духа. Эта аналогия имеет некоторое основание в Священном Писании, так как Бог сопоставляется в нём со светом ( Ис.60:20 ), именуется Светом ( Ин.1:8 ), Отцом светов ( Иак.1:17 ), аллегорически обозначается как Солнце правды ( Мал.4:2 ). Пример солнца и луча в качестве аналогии рождения Богом Отцом Единородного Сына использовал святой Дионисий Александрийский . Как свет не мыслится без сияния, а сияние света без самого света, полагал он, так и Отец не мыслится без Сына, а Сын без Отца. Вот его слова: «Всегда есть Христос, как Слово, Премудрость и Сила… Как сияние вечного Света, конечно, и Сам он вечен. Если всегда существует свет, то, очевидно, всегда существует и сияние. О существовании самого света мы заключаем потому, что существует сияние, и свет не может быть не светящим… Если есть солнце, то есть и луч, есть и день; если нет ничего подобного, то трудно сказать, что есть и солнце… Бог же есть вечный Свет, не начинался и никогда не прекратится. Следовательно пред Ним и с Ним находится (πρκειται κα σνεστιν ατ) и вечное Сияние, безначальное, всегда рождающееся и проявляющее Его. Это Сияние и есть премудрость, Которая говорит: Аз бех, о Ней же радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его на всяко время» 1 .

http://azbyka.ru/analogii-presvyatoj-tro...

Разделы портала «Азбука веры» Похожие вопросы 3 Ответа Ветхозаветные законы, в том числе законы о чистоте направлены были против языческих пристрастий евреев. Иерусалимский апостольский собор (51 год по Р.Х.) отменил все подобные законы, оставив для христиан запрет только на вкушение идоложертвенного и крови. Мощи святых почитаются после Боговоплощения, когда сам Бог воспринял на Себя всё человечекое, и даже тело. Теперь мы прославляем Бога, в том числе в наших телах, которые есть храм Бога Живого 1Кор. 6:19–20 Мы покланяемся храму, в котором обитает в вечности Святой Дух. Прикосновение к мощам усопших исцеляет, оживляет, что подтверждалось многократно, а всякое доброе дело исходит от Бога Иак.1:16–17 . В Ветхом Завете указан случай, когда кости пророка Елисея воскресили человека 4Цар. 13:21 , и совершались чудеса под воздействием верхней одежды пророка Илии. 4Цар.2:8 В Новом Завете пояс апостола Павла изгонял бесов и исцелял. Деян.19:12 В Ветхом Завете прикосновение к мертвому телу человека было причиной ритуального осквернения (причем от контакта с телом человека состояние ритуальной скверны длилось 7 дней, от контакта с трупом животного – 1 день). Относительно причин «нечистоты смерти» высказываются различные мнения: 1) очень популярна идея, что этот закон был дан для того, чтобы исключить в Израиле культ предков. В некоторых древних обществах (особенно в Египте)  культ предков занимал значимое место в религиозной традиции; даже ритуальные действия (жертвоприношения) совершали в гробницах. Но Пятикнижие говорит обратное: прикосновение к мертвому телу, даже присутствие в одном шатре (помещении) с трупом оскверняет человека, то есть исключает участие в богослужении. Этот подход можно назвать «принципом Маймонида» по имени средневекового иудейского философа, который многие неясные предписания Пятикнижия объяснял противостоянием язычеству. Впрочем, против такого понимания ссылаются на то, что у хеттов также были обряды, связанные с ритуальным очищением, которые включали в себя омовение, жертвоприношение и изоляцию. Так что идея осквернения смертью была частью мировоззрения не только у древних израильтян, но и разделялась другими народами.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-vethom...

Третья заповедь Поучение 46. 1) Чему учит третья заповедь? 2) Что она предписывает? и 3) Что запрещает? Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. 1) Третья заповедь учит не произносить имя Божие всуе или напрасно, то есть без должного благоговея или с оскорблением его. Под именем Господа Бога надобно разуметь все наименования, коими называем мы единого истинного Бога, так наименования – Творца Промыслителя, Святейшей Троицы, – Отца, Сына и Святого Духа, Иисуса Христа, Искупителя, Спасителя, Ходатая и примирителя, и другие. Под именем Господа Бога также надобно разуметь и Божественные свойства, как вечность, беспредельность, вездеприсутствие, всемогущество, всеведение, премудрость, святость, и другие. Как всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше есть от Отца светов ( Иак.1:17 ); поэтому, благо­говея к имени Господа Бога, мы должны с почтением говорить и о всяком даре Божием, о всем, в чем проявляется особенная благодать Божия, в чем особенно раскрываются совершенства Божии – премудрость, благость, святость, человеколюбие; таковы следующие священные предметы: слово Божие, спасительные Таинства, Святая Церковь , богослужение по установлению Апостольской Все­ленской Церкви, также – наименования преблагословенные: Богородицы, святых Ангелов, апостолов, пророков, мучеников, исповедников, святых отцов и всех ликов праведных. Все, что видим на земле и на небе, все это напоминает нам о Боге Творце и Промыслителе: поэтому и на все создания Божии должны мы взирать с благоговением к Создателю, всеблагому, премудрому, всеведущему и вездеприсущему. 2) Третья заповедь, повелевая не употреблять имени Господа Бога напрасно, предписывает две обязанности: благоговейно чтить имя Господа Бога, и избегать всякого неуважения к Божественному имени. Надобно знать и пом­нить, как должно чтить имя Божие, и как можно бесчестить или оскорблять имя Божие. Оказываем почтение имени Господа Бога, когда, про­износя имя Божие или представляя в уме, мы питаем в себе благочестивые мысли и чувствования, представляем Божественное вездеприсутствие и Его величие, и таким образом повседневно утверждаем себя в благочестии и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. Иак. 1, 17-18 Возлюбленные о Господе архипастыри - отцы настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Вновь Пастыреначальник Христос собрал нас воедино, дабы мы оглянулись на жизнь Церкви за последние два с лишним года и поразмышляли о том, что предстоит нам с помощью Божией сделать в будущем. Со времени предыдущего Архиерейского Собора, состоявшегося в ноябре-декабре 1994 года, Церковь наша шла, как и прежде, путем возрождения. Восстанавливались и стены храмов, и души людские. Житейское море, по которому плыл корабль церковный, становилось бурным, нередко препятствовали нашему плаванию штормовые ветры. Но Церковь достойно выдержала все испытания, еще раз доказав справедливость слов святителя Московского Филарета: " Как богатеет мир бедствиями и скорбями! Надобно, чтобы не меньше богатели чада Божии чувствами и делами милосердия " . Государство, общество, народ, весь внешний мир узрели нашу Церковь в том ее образе, какой начертан апостолом Павлом: " Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем " (2 Кор. 6, 10). Позвольте перейти к анализу основных областей жизни и деятельности нашей Церкви за межсоборный период. Заранее оговорюсь, что даже в пространном докладе невозможно описать все события, происшедшие за это время, все понесенные Церковью труды. Охарактеризую лишь общие направления этих трудов, а также некоторые значимые события и факты 1. Труды Патриарха и Священного Синода по устроению церковной жизни. Епархии, монастыри, приходы

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

XXI. О спасении Как достигнуть спасения? Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой святой, соборной и апостольской православной Церкви, быть её верным сыном, во всём повиноваться её установлениям, как то: поститься, ходить в храм Божий, почитать духовных пастырей и т.д. Господь сравнил неповинующегося Церкви с идолопоклонником: «аше кто церковь преслушает, сказал Он, буде тебе, яко язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Кто хочет спастись, тот должен, далее, хотя понемногу, но часто молиться Богу. Святые Отцы называют молитву матерью всех добродетелей, потому что ею можно испросить у Милосердного Господа все прочие добродетели, все блага временные и вечные, как засвидетельствовал Сам Господь. «Просите, сказал Он, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам». Кто хочет спастись, тот должен по силе своей творить милостыню духовную и телесную и вообще любить ближних, как самого себя. Духовная милостыня состоит в прощении ближним их согрешений, т.е. оскорблений и обид, нанесённых вам ближними, а также в заботе нашей о спасении души ближних, например, о научении их истине и добру. Милостыня телесная состоит в посильном вспоможении ближнему хлебом, одеждой, деньгами и странноприимством. Господь сказал: «блаженни милостивые, яко тии помилованы будут» ( Мф.5:7 ), т.е. спасутся. Напротив того, суд без милости ожидает немилостивых ( Иак.2:13 ), т.е. немилостивым не спастись. Желающему спастись необходимо заниматься чтением Божественных книг: «Блажен муж», сказал святой пророк Давид, «иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе: но в законе Господни вся воля его, и в законе его поучится день и ночь» ( Пс.1:1–2 ). Святые отцы назвали чтение и слушание Слова Божия царём всех добродетелей. Слово Божие открывает нам все греховные страсти, живущие и действующие в повреждённом естестве нашем, открывает все ухищрения их; разоблачает злобу, когда она, для обольщения нашего, прикрывается личиной добродетели, и научает нас борьбе с живущим в нас грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вместо предисловия 1 Письма эти принадлежат перу блаженного Оптинского старца иеросхимонаха Макария, почившего о Господе в 1861 году, который, как известно, при своей подвижнической жизни был руководителем и наставником многих ищущих спасения, во всех слоях современного ему русского общества. Да послужит чтение этих писем для одних душеспасительным указанием, где и в чем можно найти душевный мир и упокоение, среди треволнений мира; разрешение вопросов и недоумений, весьма естественно встречающихся каждой христианской душе, хотящей внимать себе и благочестно жить; а с другой стороны, да послужат они укором для тех из людей нашего образованного общества, которые, ища, по-видимому, удовлетворения своих духовных потребностей, бросаются без рассуждения в объятия новоизмышленных учений, то спеша на спиритические сеансы, то умиляясь бреднями Редстока и его русских последователей, которых один из современных благочестивых мужей опыта справедливо назвал «легкоспасенцами» по основной догме их учения: ты веруешь – а следовательно уже и спасен, ничего больше от тебя не нужно, забывая слово Христово: «Любяй Мя заповеди Моя соблюдает» ( Ин.14:21 ), и слово Апостола Иакова: «вера без добрых дел мертва есть» ( Иак.2:26 ), а также слово святителя Киприана: «Кто не имеет матерью Церковь , тот не может иметь отцом Бога». Не внимать проповедующим иное учение предупреждает верных возлюбленный ученик Христов святой Иоанн Богослов, говоря: «Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир» ( 1Ин.4:1 ). Имеющий уши слышать, да слышит! Сбивает с толку наших так называемых образованных людей, что, по утверждению нашей либеральной прессы, наши сектанты, якобы живут лучше православных: менее пьют, лучше ведут свое хозяйство, исправнее платят подати и т.д. На это заметим тоже, что один умный человек сказал вообще про лютеран: «есть у них золото – слово Божие, есть серебро – люди природных добрых нравов, но это золото и серебро разведено у них весьма большой пропорцией лигатуры человеческого своевольного мудрования, так что за такое злоупотребление не избегут ответа пред Богом, в очах Которого и гордый праведник хуже кающегося грешника; они несправедливо не покоряются и сопротивляются Церкви Христовой, вопреки заповеди Самого Господа: «аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ) и не слушают учения святых Апостолов и приемников их, пастырей и учителей Церкви, также вопреки слову Божию, сказанному к ним: «Слушаяй вас, Меня слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Пославшего Мя» ( Лк.10:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010