В те же годы в ряде периодических изданий («Im neuen Reich», «Deutsche Rundschau» и др.) вышла серия просветительских статей Н., призванных заинтересовать читающую публику новейшими открытиями и спорными вопросами библейских штудий («Библейские сказания о праотцах», «Образование Мёртвого моря», «Миф о потопе», «Моавитские подделки»). К более позднему этапу исследовательского пути Н. относится текстологический очерк о Книге Товита (1879), к-рый в определенном смысле предвосхищает его работы, опубликованные в 90-х гг. и отражающие еще одну сферу его интересов - возможность реконструкции по имеющимся древнегреч. изводам евр. оригиналов таких поздних книг ветхозаветного корпуса, как Екклесиаст и Книга Иисуса, сына Сирахова. Н. принадлежат и некоторые изыскания по ветхозаветной топонимике (происхождение названия Беэр-Шевы/Вирсавии) и ономастике (этимология божественных имен Эль и Элохим). Он был одним из ведущих авторов таких специализированных справочных изданий, как нем. Библейский лексикон (Bibel-Lexikon. Lpz., 1869-1875. 5 Bde) и англ. Библейская энциклопедия (Encyclopaedia Biblica. L., 1899-1903. 4 vol.). Н. также обращался к изучению восточнохрист. текстов, в частности опубликовал 2 сир. гимна «На взятие Салахаддином Иерусалима», авторство которых ошибочно приписывалось Георгию Варде , обосновал атетезу Дионисия Телль-Махрского хроники , участвовал в дискуссии о языке оригинала Хроники еп. Иоанна Никиуского, исследовал «Повесть об Ахикаре» (см. Ахикар ) и проч. Важные положения были высказаны Н. в многочисленных рецензиях на публикации европ. коллег по библейской, семит. и восточнохрист. тематике. Работы Н. по истории Корана положили начало его научному изучению. Предложенная им хронология создания частей коранического текста (согласно которой наиболее ранней является 96-я сура, а наиболее поздней - 110-я) сохраняет значение до наст. времени: он выделил 3 т. н. мекканских периода (1-й - 48 сур; 2-й - 21 сура; 3-й - 21 сура) и мединский период (24 суры). Фундаментальная «История Корана» (Geschichte des Qorâns.

http://pravenc.ru/text/2565186.html

Ветхий Завет указывает в качестве причины болезни пресыщение, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, взывает к нам из глубины веков: “Сын мой! В продолжение жизни испытывай твою душу, и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того… Не пресыщайся всякою сластью, и не бросайся на разные снеди; ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержанный прибавит себе жизни” ( Сирах. 37: 30-34 ). Однако в любом случае считается, что в конечном итоге болезнь ниспослана Богом за грехи. Для религиозного сознания главнейшее заключается в религиозной этике: что значит болезнь для того, кто болен? Почему болезнь, поражая тело, так или иначе задействует и душу человека, в которой следует видеть и образ Божий. И сейчас, хотя целый ряд болезней и сошел на нет, им на смену пришли другие. Потому, несмотря на все колоссальные достижения медицины, верными и поныне остаются слова псалмопевца и пророка Давида: “Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим” ( Пс. 89:10 ). А это – уже религия. Для правильного понимания этой проблемы, то есть взаимоотношения религии и медицины, невозможно обойти саму основу, а именно библейскую антропологию. 2. Библейская антропология: тело, душа, дух Библия не занимается анатомией и физиологией, а прямо и четко указывает на земное в узком, а также в планетарном смысле этого слова, происхождение человека: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою” ( Быт. 2:7 ). Известно, что пропорция химических элементов человеческого тела и земли примерно одна и та же. Человек – не инопланетянин, он не пришелец из других миров: он – земля и в землю уходит. Поэтому Екклесиаст и сказал “в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные: потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что все – суета! Все идет в одно место; все произошло из праха и все возвратится в прах” ( Екк. 3: 18-20 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/medicina-v-bib...

Деревенские люди еще середины прошлого века чувствовали необходимость такой дистанции генетически. Как рассказывала мне одна бабушка, моя прихожанка, даже в ее семье ХХ века было принято, что дети называли мать с отцом на «вы». Когда она выросла и сама стала матерью, ее мама разрешила обращаться к ней на «ты», но братья называли маму на «вы» до самой смерти. К ее чести сказать, она так воспитала своих детей, что ее взрослый сын, сам уже отец троих детей, образованный москвич, до сих пор называет свою престарелую маму на «вы». Есть в этом нечто трогательное… Но и не только. Еще в этом – некая торжественность, почтительность и трепет. Недаром этой же дистанции в какой-то мере требует Священное Писание, в особенности в отношениях родителей к детям. Вспомним эти золотые слова, которые склонны забывать в первую очередь бабушки: «Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими» (Сир. 30: 9–10). Вообще Книга Иисуса, сына Сирахова , – кладезь премудрости, а стихи 1–13 главы 30-й нужно заучивать наизусть всем родителям. Идея этих строк не в том, чтобы воспитывать ребенка, как в колонии строгого режима, а в том именно, чтобы ребенок никогда не забывался, кто – он, а кто – мама и папа. Конечно, можно и поиграть с ребенком, и посмеяться. Опасно, когда родитель только играет и смеется с дитятей, так что ребенок уже воспринимает родителя не как авторитет власти, а как своего приятеля-сверстника. Однако от этой прекрасной картины я хочу перевести ваш взгляд на еще более превосходную. Обратим взоры к XIX и XVIII векам и даже более ранним. Посмотрим на взаимное общение не только отцов и детей, но даже – мужа и жены. Во многих семьях супруги называли друг друга по имени и отчеству, причем не только в присутствии других людей, но и наедине. Об этом свидетельствуют многие русские писатели – как светские, так и церковные. Конечно, это не говорит о том, что во всех этих семьях были идеальные отношения. Но всё же обращение к родному человеку на «вы» имеет цель именно образования почтительной дистанции. Не эта ли дистанция была в отношениях Авраама и Сарры, когда они называли друг друга «господин» и «госпожа» (см.: Быт. 18: 12)? Так же называли друг друга святые благоверные супруги князья Петр и Феврония, святые князь-мученик Михаил Тверской и его супруга преподобная Анна Кашинская (см. их жития) и другие. Казалось бы, как можно «плоть от плоти» своей называть на «вы»? Но с другой стороны, если мы называем на «вы» какую-нибудь незнакомую Марью Ивановну, то не тем ли более должны уважать собственную жену (или мужа)?

http://pravoslavie.ru/64014.html

Евангелист Лука был врачом. Как сказано в Священном Писании, врач – профессия от Господа. Поэтому перед посещением поликлиники или больницы, мы должны молиться о том, чтобы Господь благословил врача и действовал его руками. Однако, помимо мер предосторожности и обращения к врачу, в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится, что в болезни, прежде всего, нужно уповать на Господа. Но упование не исключает необходимости обращения ко врачу, о чём также говорится в Книге Премудрости. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5:14). Домой приглашают пресвитеров, а не тащатся в храм Божий. Так было установлено таинство Соборования. Ныне соборуют в храмах для удобства. А в самой Библии, в Послании Иакова, говорится о том, что больной человек призывает пресвитера к себе домой. Надо учиться понимать тексты Священного Писания, чтобы не впадать в крайности. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/16/bi...

Еп. Арсений Жадановский (Из воспоминаний о святом праведном Иоанне Кронштадтском. М.: ПСТБИ, 1995, с. 155): «В течение дня он, помимо Нового Завета, прочитывал житие святого, службу ему по Минее, а в конце жизни особенно утешался писаниями пророков. По поводу последнего батюшка в беседе сообщил мне следующее: «я теперь занят чтением пророков и немало удивляюсь Богопросвещенности их: многое относится к нашим временам, да и вообще, хорошо развиваться словом Божиим. Когда я читаю, ощущаю, как в нем все написано священными писателями под озарением Духа Святого, но нужно навыкнуть к такому осмысленному чтению. Вспомнишь себя лет тридцать назад – нелегко мне это давалось. Берешь, бывало, Святое Евангелие, а на сердце холодно и многое ускользало от внимания. Теперь духовный восторг охватывает мое сердце – так очевидно для меня в слове Божием присутствие благодати. Мне кажется, что я при чтении впитываю ее в себя»». П.А. Юнгеров 380 – 381]: «Сверх книг Ветхого Завета, находящихся в еврейском составе священного ветхозаветного канона и признанных Православно-восточной Церковью каноническими, есть целые книги или значительные дополнения в книгах, существующие в греческом и других древних переводах Библии, а из них перешедшие и в наши славянский и русский переводы и в делаемые в России издания славянской и русской Библии. В русских православно-богословских трудах: митрополита Макария, арх. Михаила, проф. Сольского и др. эти книги и отделы называются неканоническими, у протестантов – апокрифами, у католиков – девтероканоническими и апокрифическими. Цельные неканонические книги следующие: книга Товита, Иудифь, Послание Иеремии, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Премудрости Соломона, 1, 2 и 3-я Маккавейские, 2 и 3-я Ездры и Варуха. Неканонические добавления находятся в следующих книгах: в книге Есфирь: 1, 1; 3, 13; 4, 17; 5, 1; 8, 12; 10, 3 (в Вульгате и древних славянских изданиях Библии все эти вставки помещались как отдельные главы, как бы дополнение к книге Есфирь: 11 – 16 глл.); в книге Даниила: 3, 24 – 90, 13 и 14 главы, Псалом 151, 2 Пар. 36 гл. (после 23 ст.), Иова 42, 17.

http://sedmitza.ru/lib/text/431252/

К олонка главного редактора: Владимир Легойда. «...Ум чужой» [Тетради с выписками из книг я начал вести в шестом или седьмом классе. Потом тетради потерял. А привычка осталась. Появились новые выписки из новых книг, а также новые выписки из старых. Я делюсь ими в своем телеграм-канале «...Ум чужой» — так день за днем складывается что-то вроде личного онлайн-дневника из цитат других людей. В этом номере «Фомы» — несколько цитат, опубликованных в канале в 2022 году. QR-koд Телеграм-канал «...Ум чужой»: t.me/notmythought]//Фома. январь 2023. — С.8-11. — (рубрика « Колонка главного редактора »). Представлены цитаты из следующих книг: Кшиштоф Занусси, кинорежиссер. Из книги «Пора умирать». фото — с.8 Д. С. Лихачев, ученый, писатель. Из книги «Воспоминания». фото Юрия Белинского /ТАСС— с.8; Ч. Амирэджиби, писатель. Из книги «Дата Туташхиа». фото — с.9; Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, глава 8, стих 13. Ил — с.9; Ф. Нембрини, педагог. Из книги «Данте, который видел Бога». фото — с.9; Александра Маринина. Из книги «Воющие псы одиночества». фото Артема Геодакяна /ТАСС — с.9; Данте. «Божественная комедия», «Рай», Песнь 11. Ил.: Аньоло Бронзино. Данте Алигьери — с.9; Т. Николс, политолог. Из книги «Смерть экспертизы». фото — с.10; В. В. Вересаев, писатель, переводчик. Из книги «Записи для себя». фото — с.10; С. С. Аверинцев, филолог, культуролог. Из книги «Христианство в истории европейской культуры». фото — с.10; В. Н. Дьяков, учитель физики. Из книги «Высказанное непонятое». фото — с.10; И. И. Сикорский, авиаконструктор, философ. Из книги «Эволюция души». фото — с.11; Д. Б. Харт, православный богослов, культуролог, философ. Из книги «Иллюзии атеистов». фото — с.11; М. Вулф, нейробиолог. Из книги «Пруст и кальмар. Нейробиология чтения». фото — с.11; С. Ежи Лец, поэт, философ, писатель-сатирик. Из книги «Непричесанные мысли». фото — с.11; В. А. Сухомлинский, советский педагог, детский писатель. Из книги «О воспитании». фото — с.11. Парсуна номера: « ПАРСУНА» — так называется портрет в иконописном стиле, а также авторская программа Владимира Легойды на телеканале «Спас», в которой он говорит с человеком о самом главном. В этом номере «Фомы» — фрагменты «парсуны» писателя, ректора Литературного института им. А. М. Горького Алексея Варламова.

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-237-...

Книга Бытия совершенно определенно говорит нам о том, что первым чувством, которое испытали наши прародители после грехопадения, был стыд. Стыд – это ядро человеческой психики. Если оно разрушено, то все остальные оболочки просто исчезают. Сексуальная распущенность, ложь, предательство, воровство и другие пороки в современном мире становятся нормой. Цитаты о стыде «Хорошо стыдиться, но – тогда, когда мы делаем что-нибудь, навлекающее на нас наказание от Того, Кто будет некогда судить нас; а пока мы не знаем за собою ничего такого, зачем нам стыдиться?». свт. Иоанн Златоуст «Стыд является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка. Это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство». архимандрит Платон (Игумнов) «Стыд – способность человека взвешивать свои поступки и помыслы в соответствии с совестью. На Руси говорили: “В ком есть Бог, в том есть и стыд”. “Убей Бог стыд, все пойдет нипочем”. “Без стыда лица не износишь”. “В ком стыд, в том и совесть”. “Пора и стыд знать”. “Стыд та же смерть”. Такое народное понимание стыда полностью основывается на православном вероучении. Господь поставил стыд одним из стражей Своего закона в душе, чтобы он предотвращал повторение греха и призывал покаянно устремляться к потерянной благодати Божией. Священное Писание свидетельствует, что стыд возникает в нашей душе в каждом случае, когда мы противимся милосердию Божию к нам, забываем Бога ( Иов.8:13 ), радуемся несчастью ближнего или величаемся перед ним ( Пс.34:26 ). Стыдно бывает человеку, когда он ненавидит праведника ( Иов.8:22 ) или дерзает притеснять брата своего ( Авд.1:10 ). Наша духовная природа пытается растопить холод сердца чувством стыда, то есть сильного смущения от осознания своей неправости. Стыд, таким образом, заставляет нас осознать духовно-нравственную беду, в которую мы попадаем, совершив грех. Он влечет наше сердце к осознанию причины этой беды, самоукорению, раскаянию в соделанном – внутренней исповеди перед совестью, к исправлению греховной жизни, к ревности о славе и благодати Божией. Падший Адам неверно отозвался на проявление этого чувства в своей душе, когда «скрылся» от Бога, для него стыд не послужил к принятию спасительной благодати покаяния, а утвердил его в непослушании Богу. По мудрому замечанию Иисуса, сына Сирахова, каждому человеку следует наблюдать время и хранить себя от зла, чтобы не постыдиться за душу свою, ибо «есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать» ( Сир.4:23-25 ). Согласно этому замечанию, при появлении стыда нам следует не прятаться от Бога, а идти к Нему за прощением и благодатью для исправления». прот. Г. Нефедов «Стыд, – по мнению B.C. Соловьева, – природная совесть, а совесть – общественный стыд».

http://azbyka.ru/styd

На чем основываются догматы?  — Ясно, что догматы основываются не на рассудочных соображениях отдельных лиц, хотя бы это были отцы и учители Церкви, а на учении Священного Писания и на Апостольском Священном Предании . Истины веры, заключающиеся в них дают полноту учения веры, именуемую древними отцами Церкви «соборной верой», «кафолическим учением» Церкви. Гармонически сливающиеся в одно целое истины Писания и Предания определяют собой «соборное сознание» Церкви, руководимое Духом Святым. Священное Писание Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные свв. Пророками и апостолами под воздействием Духа Святаго и потому именуемые богодухновенными . Они разделяются на книги Ветхого и Нового Заветов. Книг Ветхого Завета Церковь признает 38; соединяя некоторые из них в одну книгу, по примеру ветхозаветной Церкви, она сводит их число до 22 книг, по числу букв еврейского алфавита. Эти книги, внесенные в свое время в иудейский канон, именуются «каноническими». К ним присоединяется группа книг «неканонических», т. е. не введенных в иудейский канон, написанных после заключения канона ветхозаветных священных книг. Церковь принимает и эти последние книги, как полезные, назидательные. Она назначила их в древности для назидательного чтения не только в домах, но и в храмах, отчего они и назывались «церковными». Церковь содержит их в одном кодексе Библии с книгами каноническими. Некоторые из них настолько приближаются по достоинству с богодухновенными, что, напр., в 85 правиле Апостольском три книги Маккавейские и книга Иисуса сына Сирахова перечисляются наряду с каноническими книгами и о всех вместе сказано, что они «чтимые и святые», однако это говорит только об уважении к ним древней Церкви, различие же между ними всегда сохранялось. Новозаветных канонических книг Священное Писание признает 27. Так как священные книги Нового Завета писались в разные годы апостольского времени и направлялись апостолами в разные пункты Европы и Азии, а некоторые из них не имели определенного назначения в тот или иной географический пункт, то собрать их в один кодекс, не могло быть делом легким, и нужно было строго беречься, чтобы в их круге не оказалось книг т. наз., апокрифических, в большинстве составлявшиеся в еретических кругах. Поэтому отцы и учители Церкви первых веков христианства соблюдали особую осторожность при распознании книг, хотя бы они и носили имена апостолов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Но не все так просто. Не получается так просто отмахнуться от антиалкогольного лектора, потому что в нападках на вино, которое профессор называет не иначе как “пойло”, кроется кощунственный антихристианский смысл. Все мы знаем, что именно вино и хлеб пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Именно вино и хлеб были выбраны Самим Христом для таинства Евхаристии. Оскорбляя вино, сравнивая его с чем то крайне нечистым, подобные Жданову оскорбляют в первую очередь самое святое для каждого христианина — Святое Причастие. Некоторые “ревнители” за народное здоровье в своих нападках на вино и Святое Причастие идут еще дальше, проводя мысль о том, что во время причастия младенцам вводят в организм алкоголь и что это приводит в дальнейшем к алкоголизму. Соответственно в христианстве, по их мнению, кроется механизм геноцида русского народа. Такие абсурдные и кощунственные вещи вовсю пропагандируются неоязычниками-сатанистами. Надеюсь, что Владимир Георгиевич не является столь ярым антихристианином, ведь его зачастую с лекциями приглашают некоторые священнослужители. Но вот что странно: неужели никому из них не пришло в голову поправить лектора, указать ему на те кощунства, которые он произносит? Как видно, недосуг. Да и на сайтах “ревнителей” православия его лекции распространяются без должных комментариев. В христианстве вино всегда воспринималось как Дар Божий. “Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое вовремя” — говорит книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (31:31–33). Первое чудо, которое сотворил Господь, было превращение воды в вино на браке в Кане Галилейской. В Евангелии есть прямое указание на то, что Иисус Христос Сам употреблял вино: “…Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам” ( Лк. 18:33-34 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/antialkogolnay...

Отв. Ручательством в том служат для нас непогрешимые каноническия книги. Мы только то принимаем из неканонических книг за истину, что вполне согласно с книгами каноническими. Вопр. Какия же книги Библии признаются неканоническими? Отв. Книги Товита, Иудифь, Премудрости Соломоновой, Иисуса Сына Сирахова, Послание Иеремии, книги Маккавейския, третья книга Ездры. § 2. О священном Предании Вопр. Что называется Священным преданием? Отв. Священное предание есть учение Господа, Апостолов и мужей Апостольских, переданное Церкви, как святыня, устно и не записанное в Библию . Священное Предание сохранили нам благочестивые ученики Апостолов, после тщательной проверки его подлинности и богодухновенного достоинства. Вопр. Откуда следует, что Священное Предание должно быть источником нашей веры? Отв. Это видно из писанного Слова Божия. Христос Спаситель сказал: «покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:15 ). «Кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Между тем Сам Спаситель Своего учения не записывал. Он передал его ученикам устно, преданием. Вопр. Однако Апостолы записали учение нашего Господа? Отв. Записали, но не все и не полно. Об этом свидетельствует Евангелист Иоанн: «много сотворил Иисус пред учениками Своими других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин.20:30 ; Ин.21:25 ). Тот же Апостол говорит в своем послании: «многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами»... ( 2Ин.1:12 ; 3Ин.1:13 ). Вопр. Неужели Апостолы в своих посланиях не записали того, что необходимо нужно христианам? Отв. Самое необходимое для верующих Апостолы записали, но кратко и прикровенно. Записанного без пособия Апостольского предания понять нельзя правильно. Это ясно из того, что во Святом Писании нигде не сказано, как именно совершать спасительное крещение, причащение, елеопомазание; какия духовные песни распевать в Церкви для назидания христиан ( Кол.3:13 ), какия, наконец, книги Библии принимать за каноническия, какия – за неканоническия. Вопр. В виду этого, как сами Апостолы говорят о Священном Предании?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010