Лит.: Абрамов Н. А. Туринский Николаевский девичий мон-рь//Тобольские ГВ. 1865. 45. С. 289-290; Громыко М. М. Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского. Новосиб., 1985. С. 130-145; Андрианов А. Ю. Скитская и монастырская жизнь 1-й трети XIX в. в трудах о. Зосимы (Верховского)//Православие и рус. нар. культура. М., 1993. Кн. 2. С. 44-91; Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк, С. 45-54; Кропочев И., свящ. Сибирские пустынники//Родные святыни: Сб. ст. по правосл. краеведению. Новокузнецк, 2001. Вып. 1. С. 66-75; Зосима (Верховская), мон. Прп. Зосима (Верховский)//Смоленские ЕВ. 2002. 3. С. 38-44; она же. Карта Рославльских кущей//Там же. 2003. 2. С. 29-36; она же. Старец Зосима (Верховский), совр. прп. Серафима Саровского, как один из первых устроителей жен. обителей в России//Наследие Серафима Саровского и судьбы России: Мат-лы науч.-богосл. конф. Москва-Саров, 2004 г. Н. Новг., 2005. С. 55-67; она же. Жен. Зосимова пуст. М., 2008. Мон. Зосима (Верховская) Иконография Сохранилось 2 прижизненных наброска с изображением З., предположительно сделанных сестрами Зосимовой пуст. (воспроизв.: Зосима (Верховская), мон. Жен. Зосимова пуст. М., 2008. С. 92, 244). В 30-х гг. XX в. рисунки вместе с письмами преподобного были переданы последними насельницами обители схиархим. сщмч. Игнатию (Лебедеву), после его ареста хранились у его духовной дочери схим. Игнатии (Пузик) ( Игнатия (Петровская), мон. Старчество на Руси. М., 1999. С. 104-105), с 14 нояб. 2001 г.- у мон. Зосимы (Верховской), в наст. время - в архиве мон-ря. Первый рисунок выполнен в монохромном колорите акварелью на бумаге, лицо проработано карандашом. З. изображен по пояс, в небольшом повороте вправо, с узнаваемыми портретными чертами: большими глазами, носом с широкой переносицей, тонкими губами, впалыми щеками, высоким открытым лбом, прямой седой бородой, длинными волосами до плеч, зачесанными назад. Портрет не закончен, обозначен только силуэт фигуры. Др. набросок в той же технике (лицо и борода обведены пером) представляет преподобного в профиль, сидящим и склонившимся в молитве, с четками в правой руке. По воспоминаниям современника, 15 годами ранее З. был «крепкого телосложения и добрый в силах и походке, словоохотливый» ( Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк, С. 47).

http://pravenc.ru/text/200021.html

Почитался колодец, выкопанный на месте сгоревшей кельи старца (сначала над ним стояла каменная часовня, после расширения Троицкого храма пришлось устроить специальный проход к колодцу под юго-зап. углом церковной стены), а также т. н. Отчин колодец, к-рый выкопал преподобный близ лесной кельи. К сер. XIX в. «пошли частые исцеления от того колодца, многим снился во сне. Одна женщина ближнего селения, умывшись этой водою, исцелилась от раку на лице» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 60. Д. 2. Л. 26 об.- 27). У колодца поставили крест, в 1910 г. построили каменную часовню на месте кельи старца. Все паломники, приезжавшие в Зосимову пуст., посещали Отчин колодец и умывались водой из него. В 2006 г. возрожденная обитель начала традицию крестных ходов к Отчину колодцу 23 июля, в день прославления З., или в ближайшее воскресенье. Житие З. оказало влияние на образ старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Организовав скит в горах Калифорнии (США), иеромонахи Серафим (Роуз) и Герман (Подмошенский) перевели Житие старца на англ. язык, и в издательстве братства прп. Германа Аляскинского оно вышло в свет в 1979 и 1990 гг. Канонизация З. в лике местночтимых святых Московской епархии была утверждена Святейшим Патриархом Алексием II 11 окт. 1999 г. По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) праздник прославления был отложен до лета и состоялся 23 июля 2000 г. К празднику были написаны 2 иконы З. и издано «Житие прп. Зосимы (Верховского)» (Наро-Фоминск, 2000). К лику общецерковных святых З. и прп. Василиск причислены на Архиерейском Соборе РПЦ 8 окт. 2004 г. Брянская епархия наряду с Московской включила З. в Собор своих святых. Гимнография Тропарь и кондак были написаны к прославлению З. и введены в службы сразу же после 23 июля 2000 г. Каждый месяц во 2-е воскресенье в Зосимовой пуст. служится молебен преподобному. Позднее была составлена полиелейная служба З. и утверждена Епархиальной богослужебной комиссией 24 марта 2005 г. Память З. совершается каждый год 6 нояб. (н. с.) в Зосимовой пуст. при большом стечении народа.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Богородицы (в с. Небылом Юрьев-Польского р-на, муж., основан в XV в., закрыт в 1923, возрожден в 1995; с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии); муромский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (в Муроме, муж., основан в 1553, закрыт в 1919, одновременно открыт как приходский храм, в 1991 возрожден; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Лукианова в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. (в дер. Лукьянцево Александровского р-на, муж., основана в 1594, закрыта после 1917, возрождена в 1991; с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии); муромский Новодевичий во имя Святой Троицы (в Муроме, жен., основан в 1642, в 1921 закрыт, в 1991 возрожден; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); вязниковский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (в Вязниках, жен., основан в 1641 как муж., с 1916 жен., закрыт в 1923, возобновлен в 1999; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); в честь Успения Пресв. Богородицы (в Александрове, жен., основан в 1649, закрыт в 1923, возрожден в 1991; с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии); юрьев-польский Никоновский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в Юрьеве-Польском, муж., основан в 1650 как жен., в 1871 сгорел, возобновлен в 2001 как муж.; с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии); гороховецкий во имя Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца (в Гороховце, муж., основан в 1644, закрыт в 1923, возрожден в 1993; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); мстёрский в честь Богоявления Господня (в пос. Мстёра Вязниковского р-на, муж., основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в 1764, возрожден в 2000; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Зосимова в честь Смоленской иконы Божией Матери пуст. (в Александровском р-не, муж., основана во 2-й пол. XVII в., закрыта в 1923, возрождена в 1992; с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии ); Островная в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. (на о-ве оз. Вятского в Петушинском р-не, жен., основана в нач.

http://pravenc.ru/text/154964.html

В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почивают мощи свт. Иоанна, в суздальском Покровском мон-ре - мощи прп. Софии Суздальской. В суздальской ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (приход принадлежит к «суздальскому» расколу) находятся мощи прп. Евфимия, основателя Спасо-Евфимиева мон-ря, и прп. Евфросинии. В храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в Суздале хранятся частицы мощей преподобноисп. Леонтия (Стасевича). В муромском Благовещенском мон-ре почивают мощи блгв. кн. Константина Муромского и его сыновей Михаила и Феодора . В муромском Свято-Троицком мон-ре находятся св. останки благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В муромском Николонабережном храме покоятся мощи прав. Иулиании Лазаревской, за алтарем храма находится источник свт. Николая Чудотворца. Мощи прп. Космы Яхромского почивают под спудом в Космином Успенском мон-ре в с. Небылом Юрьев-Польского р-на. В Покровском храме в Юрьеве-Польском хранятся мощи блгв. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича. В Стефановом Махрищском мон-ре под спудом почивают мощи прп. Стефана Махрищского и свт. Варлаама Суздальского. В киржачском Благовещенском мон-ре находятся мощи основателя мон-ря прп. Романа Киржачского. Мощи прп. Лукиана , основателя Рождество-Богородицкой пуст. и александровского Успенского мон-ря, почивают в Рождество-Богородицкой пуст. в г. Струнино. В александровском Успенском мон-ре покоятся мощи прп. Корнилия. Св. мощи прп. старца Алексия (Соловьёва) почивают в Смоленской Зосимовой пуст. Александровского р-на. Св. останки священноисп. Петра Чельцова почивают в Пятницком храме в с. Пятница, близ храма находится св. источник. Святые источники Казанской иконы Божией Матери во Владимире (ул. 50-летия Октября), близ храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Лакинске, в с. Новом Юрьев-Польского р-на, в Волосовом Николаевском мон-ре (Собинский р-н), в Боголюбском мон-ре. Другие святыни В числе древнейших почитавшихся в епархии святынь - Боголюбовский поклонный белокаменный крест XII в., стоявший на отмели р. Нерли, затем у храма Покрова Пресв. Богородицы, ныне хранится в ГВСМЗ. Белокаменный Святославов крест с предстоящими 1234 г., сооруженный в память закладки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, в наст. время является экспонатом Юрьев-Польского историко-художественного музея и выставлен в стенах Георгиевского храма. В муромском Троицком мон-ре почитался крест, принесенный в Муром в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. С. Микушиным после бывшего ему во сне откровения; Микушин нашел святыню в 1657 г. при взятии рус. войсками Вильно на «помосте» одной церкви. В Сретенской ц. Мурома хранится чудотворный деревянный большого размера десятиконечный крест с предстоящими.

http://pravenc.ru/text/154964.html

К. Василия Иоанновича. По кончине Препод. Стефана, над гробом его устроена часовня, а на другой год мощи его перенесены в церковь . – Ныне существующий здесь двухэтажный соб. храм, построен в 1753 году, где в нижней церкви и мощи св. Стефана почивают. В 1811 году верхний этаж этого храма сгорел. – На память Препод. Стефана, 12 Июня, бывает ежегодно здесь большое стечение молящихся. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, на ПРИЛУКЕ, муж. существовавший в древности и давно уже уничтоженный. В этой обители, о времени основания коей ничего неизвестно, принял иночество в XIV веке Преподобный Павел Комельский. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, женский, в уездном городе Великом Устюге; с которого времени существовал, неизвестно, а упразднен в 1764 году и инокини из него переведены в Предтечевский Велико-Устюжский монастырь. ИВАНОВСКАЯ пуст. муж. близ уездного города Великого Устюга, в селе Пухове, при соединении рек Сухоны с Югом, которые отселе принимают уже название Северной Двины. Пустынь эта была основана в конце XV века на том самом месте, где родился св. Иоанн юродивый, и в последствии была приписана к Гледенскому монастырю. Здесь церковь во имя Иоанна Устюжского, которая и ныне существует (см. Гледенский мон.). ЗОСИМО-САВВАТИЕВСКАЯ, пуст. муж. существовавшая в. древности в 15 верстах от уездного города Великого Устюга, на нагорном берегу реки Двины, и давно уже уничтоженная. ТЕЛЕГОВ, муж. в 70 верстах от уездного города Великого Устюга, при реке Двине, на большой Архангельской дороге; основан был в 1553 году Преподобным Нифонтом, которого и мощи почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской церкви Живоначальной Троицы. Обитель эта упразднена в 1764 году. ТРОИЦКИЙ-ОРЛОВСКИЙ, женский, в бывшем городе Орлеце, на речке Моленге, в 40 верст. от уездного города Великого Устюга; основан был Новгородцами в XIV веке. Здесь была, в XV в., игуменьей мать св. Иоанна юродивого, Устюжского, под именем Наталии. Обитель эта существовала до начала XVII века. УСТЬНЕДУМСКАЯ пуст. муж. в 80 верстах от уездного города Великого Устюга, близ заштатного города Лальска, на речке Недумке, у Черного Озера.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Наконец, в 1764 году, обитель эта упразднена. ПЕТРОВСКИЙ, женский, существовавший в уездном городе Можайске, на посаде. Он состоял из деревянных строений, уничтожен в 1764 году. О времени основания его, равно как и других подробностей об обители неизвестно. БОРИСОВСКИЙ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. с церковью Рождества Богородицы, существовавший некогда в бывшем Борисове городки, любимом местопребывании царя Бориса Годунова, между уездными городами Вереею и Можайском, в 10 верстах от последнего, на правом берегу реки Протвы, впадающей в Оку. Время основания и уничтожения этой обители неизвестно. Зосимова пуст. муж. в 44 верстах от уездного города Клина Об этих пустынях подробных сведений нет. Их церкви обращены в 1764 г. в приходские Боголепова пуст. муж. в Клинском уезде МОЖАЙСКИЙ, муж. с двумя каменными церквами и такою же колокольнею, существовавший близ уездного города Клина, по дороге к Дмитрову, на берегу реки Сестры. О времени основания этой обители, также и о том, по какому поводу называлась она Можайскою, решительно ничего неизвестно. Уничтожена же она, как думать должно, в 1764 году. Быть может, одна из здешних церквей была посвящена имени Николая Чудотворца Можайского, в честь явления коего находился некогда древний храм в Новгороде. ПЯТНИЦКИЙ, женский, бывший некогда в уездном городе Дмитрове, и состоявший из деревянных строений, с церковью Великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы. МЕДВЕЖЬЯ, пуст. муж. в Дмитровском уезде, близ Пешношского монастыря. Она в 1764 году уничтожена и церковь ее обращена в приходскую. О времени основания этого монастыря сведений нет; известно только, что он в конце XVII в. уже существовал: ибо был приписан в 1697 году к московскому Донскому монастырю. ПЯТНИЦКИЙ-ДОЛЬНЫЙ, или ПОДОЛЬНЫЙ, муж. существовавший в древности близ Троицкой Сергиевой Лавры, под красною горою. Неизвестно, когда была основана эта обитель, от которой теперь остались только две каменные церкви (ныне приходские): Великомученицы Параскевы и Введения во храм Богородицы; эта последняя сооружена в 1547 году Иваном Хабаровым, и имеет фасад, сходный с церковью Сошествия Св. Духа, что в Троицкой Лавре. Близ этих церквей в каменной часовне, находится цельбоносный колодезь, открытый молитвами Св. Сергия, во время оскудения воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Сестры служили в бесплатных учреждениях обители: больнице, амбулатории, аптеке, приюте для сирот, воскресной школе, б-ке, столовой для бедных, доме для чахоточных женщин на Донской ул. В обители больные получали и духовную помощь: соборование, беседы, молитвы, ежедневные службы о болящих в ц. святых Марфы и Марии. С осени 1913 г. сестры оказывали медицинскую помощь обитателям ночлежных домов Хитрова рынка, бездомные дети препровождались в приюты. Одновременно с созданием Марфо-Мариинской обители в Москве под рук. Е. Ф. в Сергиевском посаде в 1910-1911 гг. было построено и открыто Мариинское убежище (приют) для престарелых сестер милосердия Красного Креста, которые вслед. потери трудоспособности или по возрасту нуждались в уходе. В убежище был устроен домовый храм во имя равноап. Марии Магдалины, настоятелем к-рого Е. Ф. назначила свящ. Павла Флоренского (см.: Андроник (Трубачев), игум. Таинство священства в судьбе отца Павла Флоренского//Ныне и присно: Русский журнал для чтения. 2006. 3-4). В убежище была учреждена амбулатория им. вел. кн. Сергея Александровича, к-рая обслуживала малоимущее население Сергиевского посада. Во время войны 1914-1918 гг. убежище принимало раненых воинов на лечение, несмотря на свой возраст, за ними ухаживали престарелые сестры милосердия. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. Нач. ХХ в. Худож. Ф. А. фон Каульбах (ГМЗ " Павловск " ) Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. Нач. ХХ в. Худож. Ф. А. фон Каульбах (ГМЗ " Павловск " ) Е. Ф. спала на деревянной кровати без матраца, с жесткой подушкой 2-3 часа в сутки, в полночь молилась в церкви, посещала больных в лазарете. Время, свободное от благотворительных трудов, Е. Ф. посвящала паломническим поездкам. Она неоднократно посещала Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, Оптину пуст., Саввин Сторожевский мон-рь, Тихонову пуст., Соловецкий, Саровский, Новоиерусалимский мон-ри, Сергиев скит, Зосимову пуст., обители, расположенные возле С.-Петербурга, а также другие древние мон-ри.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 424; Ч. 6. С. 178; Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря и др. подведомых сей обители мон-рей, скитов, приходских церквей и подворьев... М., 1836; Иванчин-Писарев Н. Д. Прогулка по древнему Коломенскому у. М., 1843; Ратшин. Монастыри; Мелетий (Шергин), архим. Ист. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1881. С. 292-293; Зверинский. Т. 2. 1150. С. 310-311; История 1-кл. ставропигиального Соловецкого мон-ря. СПб., 1899; Скворцов Н. А. Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1911. Вып. 1; Александровский. Указ. моск. церквей; Виноградов Н. П., диак. Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Моск. губ.: Кр. ист. очерк с рис. (1515-1915 гг.). М., 1915. С. 90-97; Грушевский С. Г. Приложения к соч. «Коломенский уезд по писцовым книгам XVI в.». К., 1916; Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XVII в.: (Опыт изуч. хозяйства и соц. отношений на крайнем рус. севере в Др. Руси). Пермь, 1927; Альтшуллер Б. Л. и др. Памятники архитектуры Московской обл. М., 1975. Т. 1. С. 57; Демидов С. В. Новые данные о памятниках с. Фаустово//Реставрация и исслед. памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 238; Памятники архитектуры Московской обл.: Иллюстр. науч. кат. М., 1998. Вып. 1. С. 114-116; Минеева С. В. Рукописная традиция Жития прп. Зосимы и Савватия Соловецких, XVI-XVIII вв. М., 2001. Т. 1; Подобедова О. И. Восп. об о. Александре Звереве. М., 2001; Дамаскин. Т. 7. С. 158-175; Мерзлютина Н. А. Архит. памятники с. Фаустово//Христ. зодчество: Новые мат-лы и исслед. М., 2004. С. 301-316; Соловьёв К. А. Забытая святыня Московской земли//Подмосковный летописец. 2007. С. 30-33; он же. Св.-Троицкая Зосимо-Савватиевская Ново-Соловецкая пуст.- уникальный архит. памятник Московского Царства//Рос. гуманит. ж. СПб., 2018. Т. 7. 1. С. 53-71; Панченко О. В. «Акафист Ангелу Хранителю» и его создатель соловецкий священноинок Иосиф Мясной//ТОДРЛ. 2009. Т. 60. С. 473-508; Суслов А. А. Очерки истории Воскресенского края. М., 2012. С. 268-281; Богданова А. В. Крестьяне Соловецкого мон-ря накануне секуляризации 1764 г.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. М., 2015. Вып. 1(62). С 35-51; она же. Секуляризация церк. имуществ 1764 г. и Соловецкий мон-рь: (Посл. треть XVIII в.). М., 2015; Поздеева И. В. Человек. Книга. История: Московская печать XVII в. М., 2016.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

В монастырском 2-этажном корпусе в 20-х гг. XX в. находилась аптека (ГА Владимирской обл. Ф. Р-1826. Оп. 1. 79. Л. 66; 209. Л. 8-9). Монастырское кладбище было ликвидировано к 1935 г. Вероятно, в связи с постановкой не позднее 50-х гг. XX в. Успенской ц. на гос. охрану как памятника архитектуры XVII в. в 1958-1961 гг. Владимирские специальные научно-реставрационные производственные мастерские начали восстановление храма. Работы завершились только в нач. 80-х гг. XX в. Администрация с. Небылого использовала здания мон-ря в хозяйственных целях или переселяла туда граждан. К 1982 г. был разработан и утвержден проект, предусматривавший восстановление первоначального вида Никольской и Спасской церквей, келий и переоборудование их интерьеров под муз. школу и б-ку. Реставрация зданий проходила в 1988-1991 гг. Но уже с 1992 г. часть Никольского храма была передана Владимирской епархии РПЦ на правах приходской церкви общины верующих с. Небылого. В Спасской ц. и др. монастырских зданиях работали детская муз. школа и б-ка. В июне 1994 г. храмы К. Я. м. были преобразованы в Космино-Успенское подворье владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Настоятелем подворья был назначен иером. Александр (Петров; † 23 мая 2002). Первыми насельниками стали 13 чел. По воспоминаниям старожилов, при помощи прихожан начался ремонт келий для проживания братии подворья и приема паломников, проводились занятия в воскресной школе для детей. 28 сент. 1995 г. решением архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) подворье стало муж. монастырем; старшим был назначен иером. Афанасий (Селичев). В нояб. 1996 г. комплекс зданий К. Я. м. был передан Владимирской епархии, а определением Синода от 27 дек. 1996 г. получено благословение на открытие муж. мон-ря, наместником которого был утвержден иером. Афанасий. В кон. 1996 г. в К. Я. м. проживали 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и 3 трудника, в 1998 г.- 3 иеромонаха (наместник, эконом, регент), священноинок, просфорник, 3 послушника и 2 клирика. К мон-рю была приписана Покровская ц. с. Лыкова Юрьев-Польского р-на. С 7 марта 2000 г. наместником был назначен иером. Кирилл (Сурков), однако по состоянию здоровья в должность не вступил. Определением Синода от 3 апр. 2001 г. иером. Афанасий был освобожден от должности наместника и на его место назначен иером. Алексий (Яцурин). 10 апр. 2001 г. распоряжением архиеп. Евлогия для укрепления дисциплины и возрождения К. Я. м. в порядке исключения обитель была приписана к Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой пустыни в распоряжение наместника архим. Нила (Сычёва). 6 июля 2001 г. иером. Алексий был назначен настоятелем Смоленской Зосимовой пуст., а 10 июня освобожден от обязанностей настоятеля с утверждением в этой должности иером. Серафима (Котенёва; с 2003 игумен). Проведена работа по юридическому оформлению монастырского комплекса. С 2014 г. мон-рь подведомствен Александровской епархии Владимирской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Наибольшее количество изображений Г. в связи с особым почитанием было сосредоточено в Соловецком мон-ре. Первое упоминание о его изображении содержится в описи мон-ря 1582 г.: на серебряной крышке Евангелия вместе с преподобными Зосимой и Савватием - «писаны чернилы» (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 109). Судя по монастырским документам, иконы с образом Г. хранились и в ризнице обители (нек-рые под серебряными окладами), и во мн. соловецких храмах. Единоличные иконы преподобного встречаются редко; к ним относятся, напр., пядница сер. XVII в. из соловецкой ризницы (ГММК); икона 1-й пол. XVIII в. (ГМЗК), Г.- в схиме и монашеской мантии с «золотопробельным» письмом складок, с непокрытой головой, волнистыми волосами и окладистой бородой, руки раскрыты ладонями перед грудью. В местном ряду соловецкой ц. свт. Филиппа, митр. Московского, стоял образ Г. и прп. Елеазара Анзерского на одной доске, над ними - Св. Троица. Вместе 4 Соловецких святых - Зосима, Савватий, Г. и Филипп, митр. Московский,- были изображены на иконах местного ряда в храмах Савватиевского скита, Филипповской пуст., Вознесенского скита на Секирной горе; существовали также хоругви с таким изводом. Сохранившимися образцами иконографии являются иконы 2-й пол. XVII в. из Троицкого собора мон-ря (ГММК), 1-й пол. XIX в. из собрания А. Н. Муравьёва, впосл. в музее КДА (НКПИКЗ), а также сев. резьба по кости кон. XVIII в. (Елецкий краеведческий музей) - добавлен вид обители и образ «Восстание Иисуса Христа из гроба». Образы 3 соловецких преподобных представлены на иконах-пядницах 2-й трети XIX в. (ЦМиАР; Г. написан в центре), 2-й пол. XIX в. с частицами мощей (к-рая в 80-х гг. XX в. передана архим. Германом (Красильниковым) в Данилов муж. мон-рь в Москве, в 1992 временно находилась в Соловецком мон-ре, затем до 1995 на Соловецком подворье - в ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве, где был выполнен список с образа - Первый на Москве Московский Данилов мон-рь. М., 2000. С. 161, 171, 249). В молении образу Спасителя вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Елеазаром Анзерским Г. изображен на поморской иконе нач. XIX в. (СГИАПМЗ) в полном соответствии с указанием большинства иконописных подлинников. 5 Соловецких святых со свт. Стефаном Сурожским помещены на сев. иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР), Г.- слева во 2-м ряду, со сложенными в молитве ладонями.

http://pravenc.ru/text/164711.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010