бунчукового товарища Федора Савича, к-рый утверждал, что его жена в результате бесед со старцем решила принять монашество, оставила дом и поселилась в киевском в честь Вознесения Господня и св. Флора и Лавра мон-ре . После разбора жалобы Савича духовный собор Киево-Печерской обители постановил перевести Д. снова в Китаевскую пуст. «с тем, чтоб он там жил не затворнически, но в келии… дабы ж он не с кем и разговоров никаких уединенно без присутствия другого брата не имел, о том, как и о всем выше писанном, в надлежащих обстоятельствах накрепко предложить тамошнему отцу начальнику иметь непрестанное наблюдательство и, что происходить будет, рапортовать» (Там же. Оп. 2 мон. Д. 57. Л. 1-10). Датировка этого документа (1766) не совпадает с данными рукописи из архива Лашкевичей. В последней говорится, что после указа о запрете отшельничества Д. по распоряжению лаврского начальства поселился как затворник в Дальних пещерах лавры, а в 1774 г. «по совету» Киевского митр. Гавриила (Кременецкого) архим. Зосимой (Валкевичем) был переведен в Китаевскую пуст., где жил в уединенной келье у пруда. В источниках существуют разночтения и в указании года кончины Д.- от 1775 (по рукописи из архива Лашкевичей, преподобный умер в возрасте ок. 100 лет) до 1778 г. (Соловецкий патерик. СПб., 1873. С. 137-154). Киевский митр. Евгений (Болховитинов) впервые привел надпись на могиле Д. в Китаевской пуст.: «На… гипсовом гробе написано словами: 1776 года сентября 25 умре Досифей М.» ( Евгений (Болховитинов). Описание. 1826. С. 190). В книге записи погребений лавры за 1890 г. зафиксирована др. надпись на могиле: «Здесь покоится тело почившаго схимонаха Досифея, скончавшегося в 1776 [или 1778] году Сентября 25» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 3. Д. 506. 92). Наиболее достоверной датой кончины Д. следует считать 1777 г., на к-рый указывает дело из лаврского архива. 26 сент. 1777 г. послушник Григорий Черневский сообщил лаврскому архим. Зосиме о смерти Д. В резолюции предлагалось «монаха Досифея тело внесть в церковь и, отправив обыкновенное монашеское погребение, погребсти его по левую сторону каменной [Троицкой] церкви» и составить опись оставшемуся по умершему имуществу, что и было исполнено (Там же.

http://pravenc.ru/text/180355.html

28 февр. 1919 г. А. принял постриг в схиму, в 1921 г. был награжден палицей. В кон. 1920 г. Зосимову пуст. превратили в сельскохозяйственную трудовую артель, но устав соблюдался строго и богослужения продолжали совершаться. 8 мая 1923 г. в соответствии с декретом властей о ликвидации всех мон-рей уезда пустынь была закрыта, А. с келейником переехал в Сергиев, где прожил до самой кончины, найдя приют в доме своей духовной дочери В. Верховцевой. Будучи уже прикованным к постели, старец стремился исполнять монашеское правило, за год до кончины он начал ежедневно причащаться. 4 дня и 3 ночи люди не отходили от гроба А., желая проститься со старцем. На отпевании А. присутствовал сонм духовенства, в т. ч. архиеп. Бийский Иннокентий (Соколов) , епископы Белёвский Игнатий (Садковский) , Егорьевский Павел (Гальковский) , Григорий (Козырев) , Варфоломей (Ремов) , Никон (Дегтяренко?) , последний настоятель ТСЛ архим. прмч. Кронид (Любимов) . А. был погребен на Кукуевском кладбище в Сергиеве, в 1953 г. перезахоронен на " старом " (Сев.) кладбище Загорска (совр. Сергиев Посад), 25 июля 1994 г. св. мощи А. перенесены в Зосимову пуст. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . в лике преподобных с установлением общецерковного празднования. Духовное наследие А. составляют созданные им молитвы - в минуту особого умиления, в предчувствии кончины, духовника перед исповедью, человека, ищущего покоя в Боге, молитвенная просьба,- а также изречения, наставления и поучения, записанные духовными детьми. Лит.: Моск. вед. 1916. 8 июня; Боскин С., протодиак. Старец иеросхимонах Алексий, затворник Смоленской Зосимовой пустыни: Жизнеописание Серг. П., 1990. Ркп.; Четверухин И., прот., Четверухина Е. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. Серг. П., 1995; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. Гл.: Зосимовский старец иеросхимонах Алексий. М., 1995. С. 97-103; К свету. 14. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/174604.html

Адриану, который вскоре постриг его в иноческий чин с именем в честь прп. Зосимы Соловецкого. В 1792/93 г., во время поездки в Смоленск и Брянск за сбором пожертвований на мон-рь, о. Адриан пригласил на о-в Коневец старца Василиска. Иером. Адриан построил в лесу в 3 верстах от монастыря 2 кельи - для З. и прп. Василиска. В уединенном безмолвии отшельники проводили 5 дней, а в субботу после келейного вечернего правила приходили в мон-рь ко всенощной службе. Старец Василиск, стяжавший дар сердечной Иисусовой молитвы, делился со своим учеником аскетическим духовным опытом. З. начал записывать эти наставления. Позднее из рассказов и бесед отшельников З. составил большую рукопись - «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» - описание 75 «действий» Иисусовой молитвы, о которых Василиск поведал своему ученику. В 1797 г. о. Адриан уволился от настоятельской должности и поселился на покое в Симоновом монастыре. Оставшись без духовного отца, Василиск и З. увидели возможность исполнить свое давнее желание - удалиться в более «глубокую пустыню». Известно письмо З. рославльскому старцу Досифею от 21 мая 1799 г., в к-ром он сообщал адресату о своих планах (РГБ ОР. Ф. 214. Д. 291. Л. 47). Получив благословение митр. С.-Петербургского Гавриила (Петрова) , в июне 1799 г. они покинули Коневецкий монастырь. Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.) Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.) Трижды подвижники безуспешно пытались добраться до Афона. Увидев в этих неудачах Промысл Божий, З. и Василиск в поисках места для устроения отшельнического скита обошли практически половину России. Зиму 1799/1800 г. прожили в Киево-Печерской лавре , осмотрели горы Крыма, Сев. Кавказа, посетили Таганрог, Астрахань, Казань, объехали Уральские горы. Общались с иером. Василием (Кишкиным) в Белобережской Брянской пустыни , со старцами Санаксарского монастыря . В кон. 1800 г.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Все братья были определены на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Старшие братья внесены в списки полка в 1775 г., а младший Захария определен каптенармусом 1 янв. 1784 г. (РГВИА. Ф. 2583. Оп. 1. Д. 664. Л. 28 об.). Верховские служили в С.-Петербурге, когда узнали, что 3 апр. 1784 г. скончался их отец. Взяв продолжительный отпуск, братья по желанию матери провели полюбовный раздел имения: старшему Филиппу досталось родовое сельцо Буловица, среднему Илии - с. Лобково, а Захария получил 2 деревни. 12 июля 1786 г. скончалась и мать (ГА Смоленской обл. Ф. 48. Оп. 5. Д. 319. Л. 421 об., 439 об.). Житие описывает неск. предзнаменований монашеского пути преподобного. Ок. 1786 г. он впервые посетил пустынников рославльских лесов, подвизавшихся в послушании известному старцу Площанского монастыря иером. Адриану (Блинскому). Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. В 1788 г. он исхлопотал отставку (в марте 1789 еще числился отставным поручиком (Там же. Л. 477)), продал свое имение зятю. Вся дальнейшая жизнь З. была связана с пустынножительством и со старчеством. Когда он пришел в рославльские леса, то уже не застал там о. Адриана, ушедшего в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь . По совету насельников («Блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Это - звезда наша пустынная!») он обратился за старческим окормлением к прп. Василиску (Гаврилову), к-рый, однако, рекомендовал Захарии начать иноческий путь в общежительном мон-ре. Летом 1789 г. Захария отправился в Коневецкую обитель. Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2000 г. Иконописцы Н. А. Криван и В. В. Криван (Зосимова пуст.) Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2000 г. Иконописцы Н. А. Криван и В. В. Криван (Зосимова пуст.) По благословению коневецкого строителя иером. Адриана З. пек просфоры и служил пономарем в храме. Познакомившись с аскетической традицией афонских старцев и прп. Паисия (Величковского) , З. практиковал регулярное откровение помыслов о.

http://pravenc.ru/text/200021.html

После женитьбы сына о. Феодор смог осуществить свою давнишнюю мечту о монашестве - он поступил в Зосимову пуст., где 30 нояб. 1898 г. игум. Германом был пострижен во иеромонаха с именем А. в честь свт. Алексия , митр. Московского. Первыми послушаниями А. стали клиросное пение и совершение богослужений, затем - обучение молодых монахов Закону Божию. Нек-рое время спустя А. был назначен духовником обители, его духовными детьми помимо богомольцев стали многие монахи, а через неск. лет и сам игумен. В 1903 г. А. был награжден наперсным крестом. В 1906 г. во время Великого поста А. тяжело заболел воспалением легких и готовился к кончине, однако поправился после соборования. С того времени старчество и духовничество стали главным делом А., все др. послушания были отменены игуменом. Летом 1906 г. А. переехал в специально построенную избушку-келью. Вместе с тем старец стремился к безмолвию и уединению и 3 февр. 1908 г. ушел в неполный затвор. Несмотря на это, к нему приезжало все больше и больше людей всех возрастов и сословий: гос. деятели и архиереи, священники и иеромонахи (большей частью воспитанники МДА), монахи и монахини из разных мон-рей, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. Духовными чадами А. были св. блгв. кнг. Елисавета Феодоровна и схиигум. Фамарь (Марджанова) , в 1908 г. основавшая по его благословению Серафимо-Знаменский скит под Москвой. Зосимову пуст. посещали члены религиозно-философского кружка М. А. Новосёлова : С. Н. Булгаков , свящ. Павел Флоренский и др. А. обладал даром прозорливости и исцеления духовных и телесных болезней. Здоровье же самого А. ухудшалось, и он неоднократно просил у игум. Германа благословения уйти в полный затвор, что и исполнил, получив разрешение, 6 июня 1916 г. В 1909 г. А. принимал участие в съезде монашества в ТСЛ (см. Съезды монашества в России ). По личной просьбе свт. Тихона (Белавина) А. был избран членом Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг . и 5 нояб. 1917 г. в храме Христа Спасителя вынул жребий, определивший избрание свт. Тихона во Всероссийского Патриарха.

http://pravenc.ru/text/174604.html

12 янв. 1483 г. И. И. женился на дочери молдав. господаря Стефана III Елене. 17 июня того же года он участвовал в избрании Новгородского архиепископа, когда из 3 кандидатов по жребию был избран Сергий . В 1485 г. И. И. вместе с отцом совершил поход на Тверь, после чего Тверское княжество вошло в состав Московского гос-ва. И. И., как внук правителя Твери, был провозглашен в сент. 1485 г. вел. князем Тверским. И. И. умер от «камчюга (ломоты.- А. Г.) в ногах». Для лечения сына Иоанн III нанял венецианского врача «мистра Леона Жидовина». Через 40 дней по смерти И. И. Леон, обвиненный в том, что его методы лечения привели к ухудшению состояния больного, был казнен. И. И. был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. У вел. князя было 2 сына - вел. кн. Димитрий Иоаннович , родившийся 10 окт. 1483 г., и Иван, появившийся на свет в 1485 г. и умерший в младенчестве. Сохранились 11 жалованных грамот И. И. монастырям: 3 грамоты Троице-Сергиеву мон-рю на земли в бывш. Тверском княжестве и грамота обители на «дворовое место» в Твери; 2 грамоты Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня монастырю на угодья под Суздалем и документ, подтверждающий более раннее пожалование местного князя; грамота митрополичьему Благовещенскому монастырю, подтверждающая его права на земли в Галичском и Костромском уездах; грамота Макариеву калязинскому во имя Святой Троицы монастырю , подтверждающая судебный иммунитет; грамота чухломскому Покровскому мон-рю, подтверждающая его права на солеварню; грамота Зосимовой пуст. на деревню под Клином. Также известны 10 судебных («правых») грамот, составленных от имени И. И. в связи с тяжбами мон-рей (Троице-Сергиева, Спасо-Евфимиева, Благовещенского митрополичьего) с крестьянами или (1 случай) со служилыми землевладельцами. Во всех случаях судебные решения были в пользу мон-рей. Ист.: ПСРЛ. Т. 6, 25; ГВНиП. 25-27, 78; ДДГ. 65-76, 78-82; АСЭИ. Т. 1. 517-519, 521, 523-525, 535, 537-539; Т. 2. 444, 477, 478, 481, 483; Т. 3. 62, 161, 237; АФЗХ. Ч. 1. 248, 253; Барбаро и Контарини о России. М., 1971.

http://pravenc.ru/text/471249.html

8 авг. 1917 г. на Предсоборном совещании Рижской епархии в Юрьеве избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Поддержал обращение латыш. и эст. участников Собора о передаче управления их приходами викарным епископам тех же национальностей. Представил в Синод проект создания в Рижской епархии 2 викарных кафедр, составил проект инструкции с обозначением прав и обязанностей латыш. и эст. викарных епископов. В процессе обсуждения поддержал предложение Старицкого еп. сщмч. Иоанна (Поммера ; впосл. архиепископ Рижский и всея Латвии) о разделении Рижской епархии с выделением эстонской ее части в новоучреждаемую Ревельскую епархию. При подаче соответствующего представления Патриарху св. Тихону И. одновременно подал ходатайство о своем переводе на Рязанскую кафедру, освободившуюся после удаления оттуда по требованию «прогрессивного духовенства» архиеп. Димитрия (Сперовского) . 20 нояб. 1917 г. назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. Продолжал участвовать в работе Поместного Собора. Выступил в дискуссии при обсуждении доклада отдела Собора о духовно-учебных заведениях, твердо защищал «существующую систему пастырского образования» и призывал «сохранить духовные семинарии в том виде, в каком они существуют». 18 апр. 1918 г. участвовал в принятии Деяния о прославлении свт. Софрония (Кристалевского) , еп. Иркутского. Постановлением Патриарха Тихона от 25 апр. 1918 г. ко дню Св. Пасхи среди др. архипастырей был награжден правом ношения креста на клобуке. В апр. 1918 г. в связи с обострившейся обстановкой в Рязанской епархии И. по благословению Патриарха Тихона вынужден был покинуть Собор и отбыть на свою кафедру. С его прибытием в Рязань церковная смута на время прекратилась, поскольку, по словам одного из современников, «архиепископ был свой родной и благодушный, и тактичный, а главное терпеливый». Старец Зосимовой пуст. иеросхим. Алексий (Соловьёв) отзывался об И., как о великом подвижнике и достойном святителе. Между тем отношение новых властей к правосл. Церкви становилось все более нетерпимым. Во время епархиального съезда духовенства (заседание проходило под председательством И.), в зал ворвались вооруженные красноармейцы. Съезд был закрыт, неск. участвовавших в нем священников арестовали. Вскоре И. также был подвергнут кратковременному аресту без предъявления обвинения. Выселенный из своих покоев, он проживал в канцелярии личного секретаря, затем в темной сырой комнате в архиерейском доме. Скончался от воспаления легких и был погребен в юж. части алтаря Архангельского собора Рязанского кремля - усыпальницы Рязанских архиереев.

http://pravenc.ru/text/469544.html

АРЕФА (Митренин Александр Федорович; (1879-1932), иером., исп. (пам. 24 окт., в Соборе Валаамских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых) АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) АРСЕНИЙ (Дмитриев Александр Дмитриевич; 1872 – 1937), прмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Мамчин Валентин Михайлович; 1875 - 1938), прмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), архим. ВАРФОЛОМЕЙ (Ратных; 1894 - 1938), иером., прмч. (пам. 28 янв., 19 нояб.- в Соборе Крымских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121854.html

В 1648 г. первым настоятелем обители стал Досифей, «муж добродетелми украшен», келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря. В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская ц. (1648). Строительные работы финансировались из царской казны. Первоначально мон-рь именовался Преображенским, содержался Ртищевым (ДРВ. Ч. 18. С. 157). Открытие уч-ща и наименование храма во имя ап. Андрея относится к кон. нояб. 1652 г. Иером. Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в к-рых назвал мон-рь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна» (автограф Епифания в сб. сочинений Евфимия Чудовского 70-х гг. XVII в.- ГИМ. Син. 369, вклейка к л. 3). Мон-рь был ружным, состоял на хлебном денежном окладе гос. казны. До 70-х гг. XVII в. к А. м. были приписаны Донской иконы Божией Матери мон-рь в Москве, Марчуковская [Марчуговская] Зосимо-Савватиевская пуст. и др.; в 1682 г. сам А. м. был приписан к Заиконоспасскому московскому мон-рю в Китай-городе, возможно, потому, что в Заиконоспасском мон-ре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия . В «Привилегии на академию» 1685 г., составленной для царевны Софии Алексеевны , говорится, что Андреевский мон-рь «придается» академии на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения» (ДРВ. Ч. 6. С. 404). Наряду с рус. иноками в А. м. селились монахи из укр., белорус., литов. и др. правосл. мон-рей. По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных» (ДРВ. Ч. 18. С. 154). В 1650 г. в мон-ре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) , вместе составившие «Лексикон славяно-латинский». Перейдя в 1651 г. в Чудов Алексиевский мон-рь , Епифаний продолжал поддерживать связь с андреевской братией, в числе к-рой упоминается переводчик Исаия. В 1652 г. в А. м. поселились киевские певчие («вспеваки») с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало 60 чел., ученых старцев было не более 10-15; когда открылась Славяно-греко-латинская академия, они переселились в Заиконоспасский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/115196.html

В 1947 (по др. данным, в 1948) г. И. обратилась к Патриарху Алексию I с просьбой разрешить выйти на открытое церковное служение, однако не получила благословения. С сер. 40-х гг. И. занималась церковным лит. творчеством, по ее признанию выросшим из навыков ежедневного письменного исповедания помыслов. Первые книги носили мемуарный характер и были посвящены жизни ее духовного отца прмч. Игнатия (Лебедева) и созданной им тайной монашеской общины. В последующем И. откликалась на события церковной жизни, а также писала об истории и о принципах правосл. духовного руководства (старчества). Наиболее зрелые произведения вышли из-под пера И. в 70-80-х гг. XX в. Они были написаны как дневники-размышления о жизни Церкви, о ее истории, о действиях Промысла Божия в совр. мире и в жизни совр. человека. Ею создано более 30 подобных произведений, большая часть к-рых еще не опубликована. Сочетание столь масштабного научного и лит. творчества - явление уникальное для потаенной церковной культуры ХХ в. С нач. 80-х гг. И. работала и в области церковной гимнографии. Ею написаны службы свт. Игнатию (Брянчанинову) и патриарху Иову, блгв. кн. Димитрию Донскому, преподобным Герману (Гомзину) и Зосиме (Верховскому), службы Соборам Белорусских, Смоленских и Казанских святых, Валаамской иконе Божией Матери. С 80-х гг. И. начинает выступать в церковной печати. В сб. «Богословские труды» была напечатана серия ее статей по истории правосл. гимнографии. С 1996 г. И. публиковала свои прозведения в ж. «Альфа и Омега» за подписью мон. Игнатия (Петровская). В этот период главным ее служением стало свидетельство о подвиге старцев Свято-Смоленской Зосимовой пуст. и Высокопетровского мон-ря, нек-рые из них впосл. были прославлены как новомученики и исповедники Российские. 24 апр. 2003 г., в Великий четверг, И. была пострижена в великую схиму с сохранением имени, но теперь ее небесным покровителем стал прославленный в 2000 г. прмч. Игнатий (Лебедев) - ее духовный отец. Погребена на Ваганьковском кладбище Москвы.

http://pravenc.ru/text/293507.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010