Скачать epub pdf Алфавитный указатель имен (к стр. 5–310) Я скопировал его но не исправлял. Так сноски в печатни и электронном вариантах различаются. Сокращения: архм. – архимандрит, архп. – архиепископ, ИПЦ – Истинно Правосл. Церковь , и-м. -иеромонах, ИМУ – Имп. Моск. Ун-т, МДА – Моск. Дух. Академия, свщ. – священник, Алексий (ст-ц Зосимовой пуст.) – 29 50 60 64 95 96 98 112 144 145 182 215 289 294 Алексий I, Патриарх – 123 124 130 142 143 154 248 257 269 272 Алексий, архп. Таллин. – 270 Аллилуева Светл. – 184 185 188– 190 Ангелина (Афанасьева), иг. – 99 Анна Григор. Клыгина – 171 236 Антоний (Абашидзе), архп – 95 98 166 171 Антоний (Кротевич), архп. – 216 Антоний (Храповицкий) , архп. – 25 Аристарх (Елисеев), и-м. – 102 151 Афанасий (Сахаров) , архп. – 102 Багрецов Мих., свщ. – 62 111 Барановы – 295 308 Безобразова Р.С. – 308 Беляев А. Д. – 68 69 Беневоленские – 60 97 Бируков Иг.Ник. • 150 Богданов Б.Д. – 78 Боголюбский Н.И., проф. – 68 Богословский М. , проф. – 28 63 87 Богоявленские К. И., свщ. и Варвара – 60 280 и др. Богоявленский Н.И. – 39 62 Богоявленский С. (сын К.И.) – 87 Богуцкий – 68 Боскин Серг. Мих. – 96 97 Брусилов, ген. – 84 Брянских – 165 (см. Парфений) Варвара (Трофимова), иг. Варфоломей (Ремов) , архим. – 69 93 Васнецов В.М. – 252 Вассиан (Пятницкий), иг. – 68 Введенский Ал-др Петр. свщ. (+4.4.1973)-23 41 Введенский Дм. Ив., проф. – 68 Ведерниковы – 179 188 Вениамин (Новицкий), еп. – 130 Вениамин (Федченков) , митр. –151 Верховцева Н. – 69 92 300 309 Веселовский СБ., проф. – 76 Вишневский Сергий, прот. – 188 Воронцов (Вениамин), свщ. – 97 98 147–151 159–161 171, см. Елев-ферий Всехсвятские – 293 Вышеславцева ОН. – 174 Габрияники – 78 82 88 98 171 196 Гайдукевич Леонид, прот. – 78 Галкин (Горев), Мих., б.свщ. – 92 Глаголев С. С, проф. – 43 Глаголев Матв.Дм, свщ – 60 Голубев Ив. Вас. (Костр.) – 11 Голубинский Е.Е., проф. – 12 20 Голубцов Петр Анат. – 292 Голубцовы (генеалогия) – 10 11 60 Мария – 62 64 93 107 114 167 274 Сергей – 64 66 90 95 289 291 300

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

дозволил особый подвиг - затворничество в келье. В Саровской пуст. по инициативе И. были перестроены и благоукрашены в 1843-1846 гг. зимний храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (установлено 5 позолоченных глав вместо одной, поставлен новый иконостас, произведена роспись стен) и в 1848-1849 гг. Зосимо-Савватиевская больничная ц., расширена ризница Успенского собора, построены купеческая гостиница (1847) с 13 номерами, сушильный сарай для прачечной и кладовая за конным двором (1845). В 1849 г. по инициативе И. и Муравьёва собирались средства для постройки нового, каменного Преображенского храма около Тайной канцелярии - над местом упокоения иеросхим. Иоанна (Попова) , основателя Саровской пуст. И. был в числе первых жертвователей на храм. И. привел в образцовый порядок архив и б-ку пустыни. По его поручению рясофорный инок Иоанн (впосл. иером. Иаков (Невельский; † 1884)) переписал монастырский устав и др. труды первоначальника иеросхим. Иоанна (Попова), с 1853 г. составлял опись архива и ризничного имущества. Также по благословению И. иером. Авель (Ванюков) начал собирать материалы к истории Саровской пуст. (М., 1853). В течение мн. лет И. вел регулярные календарные заметки на чистых листах в 18 книгах-месяцесловах. В них строитель отмечал стихийные бедствия (половодья, пожары, температуру воздуха в пиковых значениях), разнообразные события из повседневной жизни мон-ря (посещения архиереев, поступления и кончины насельников), ухудшение своего самочувствия и способы лечения. При И. в авг. 1850 г. в Саровской пуст. был сильнейший пожар, сгорело более четверти леса монастырской дачи, что существенно подорвало экономическое положение мон-ря (лесопромышленность была одним из основных доходов). В дек. 1852 г. при поддержке митр. Филарета (Дроздова) строитель добился разрешения Синода продать «обгорелый лес с тем, чтобы... деньги, по мере выручки, отсылаемы были в казенные кредитные заведения для приращения процентами» (цит. по: Подурец. 2006. С. 144). Горелый лес шел на производство смолы и древесного угля, поэтому на территории монастырской дачи И.

http://pravenc.ru/text/674848.html

архиеп. Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение проживать на территории Тобольской епархии. Весной 1801 г. старцы побывали в Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском округах. Наконец зимой 1801/02 г. прибыли в Кузнецкий окр. Удалившись на 40 верст от последней деревни, ископали в лесу землянку, в к-рой перезимовали в тяжелейших условиях. Решив найти др. место для постоянного пустынного жительства, поселились близ р. Томь в местности Три Курьи. Ближайшим селением в 20 верстах была дер. Сидоровка на пути к Кузнецку (ныне Новокузнецк), до к-рого было ок. 50 верст. В др. направлениях в радиусе 200 верст никакого жилья не было. Здесь они и прожили 20 лет в 2 небольших деревянных кельях, находившихся на расстоянии ок. 100 саж. одна от другой. Отшельники пребывали в совершенном безмолвии, лишь субботу, воскресенье и большие праздники проводили вместе, читали творения св. отцов, беседовали. Завели небольшой огород, ловили рыбу в озерах. Во время Успенского поста по р. Томь добирались до Кузнецка, чтобы причаститься Св. Таин. В пасхальные дни отшельников посещал некий крестьянин Тимофей. Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х - 30-е гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.) Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х - 30-е гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.) Согласно Житию, первоначально З. подвергался бесовским страхованиям, боролся с помыслом оставить отшельничество, но спустя 3 года, по собственному признанию, перестал чувствовать страх и смотрел на бесов как на «надоедающих мух». Некоторое время со старцами жил 20-летний подвижник св. прав. Петр (Мичурин) . Став свидетелем «высочайшего к Господу горения» юноши, З. составил его жизнеописание. Одновременно З. в особой рукописи продолжал фиксировать молитвенный опыт старца Василиска. Свт. Игнатий (Брянчанинов) , прочитав впосл. это сочинение, отозвался так: «Житие Василиска есть евангельское, мудрование его евангельское, очищенное и просвещенное» ( Игнатий (Брянчанинов) , свт.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Странствование ко вратам вечности. М., 2001. С. 219). Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) свидетельствовал: «В благодатном царствии Христа Спасителя нередко можно усматривать, что Он среди сокровенных подвигов засвечивает в душах избранных благодатный свет, но потом действует по Своему правилу, изреченному в Евангелии: не скрывать светильника под спудом, но употреблять его для просвещения чрез него и других. Сие можно примечать и в житии старцев Василиска и Зосимы. Василиск безмолвствовал в пустыне безысходно. Зосима должен был иногда входить в селения для приобретения необходимых потребностей жизни и, следственно, вступать в сношения с людьми. Ему встречались души, труждающиеся и обремененные в мире, ищущие душевного покоя и нуждающиеся в руководстве. По усильным просьбам, с благословения старца Василиска, Зосима принял их в свое руководство. И таким образом началось в дальней Сибири общежитие» ( Филарет (Дроздов), свт. Творения. М., 1885. Т. 5: На Книгу Бытия. С. 330). Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2000 г. (Зосимова пуст.) Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2000 г. (Зосимова пуст.) Ок. 1820 г., после 20 лет отшельничества, З. и прп. Василиск стали окормлять мирян. Первой к старцам обратилась мещанка Кузнецка, вдова А. И. Конюхова, лишившаяся к тому времени и мужа, и 2 малолетних сыновей. Прп. Василиск благословил вдову поселиться в ближайшей дер. Сидоровке. К ней присоединились 2 девицы: дочь коллежского советника Н. М. Васильева и купеческая дочь сирота Е. Романова. Спустя год с ними поселилась овдовевшая к тому времени мать Васильевой - Анастасия Николаевна. В дер. Сидоровке были выстроены маленький келейный корпус, ограда. З. написал для общины сестер особое «Поучение о послушании». Старец занялся духовным окормлением своих учениц: составил для них особые письма - «заветы», как называли их сестры, в к-рых и наставник, и его духовные чада обещали перед Богом находиться во взаимной любви, в доверии, в ответственности друг перед другом и в безоговорочном послушании учениц учителю.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Ф. Никандровой пуст. 292. Л. 169 об.-170). Мощи И., от к-рых исходило благоухание, были помещены в новую раку. При освидетельствовании мощей Л. обнаружилось, что они высыпались из ветхого гроба и смешались с землей, их собрали и завернули в бересту. Сначала игум. Варфоломей повелел предать св. останки Л. земле. Однако, вняв просьбам находившихся с ним священников, игумен повелел мощи Л. положить в раку. Как записал Сергий (Шелонин), «мощы же святаго Логина не токмо не истлеша, но и зубы его из главныя кости не испадоша» (Там же. Л. 172). В храме преподобных Зосимы и Савватия раку с мощами И. поставили на правой стороне, раку Л.- на левой стороне. Древняя часовня, где ранее были погребены святые, располагалась неподалеку от Зосимо-Савватиевой ц., в юго-вост. углу церковной ограды. В часовне сохранялись первоначальные раки святых. Перенесение мощей И. и Л. в 1638 г. получило отражение в Соловецком летописце ( Досифей (Немчинов). 1847. С. 64). В Яреньге память святых праздновалась в дни их тезоименитства: И.- 24 июня, Л.- 16 окт. Память И. и Л. указана под 3 июля в «Описании о российских святых», где преставление праведников датируется 1542 г. (РГБ. МДА. Фунд. 209. Л. 41, кон. XVII-XVIII в.). Сергий (Шелонин), вероятно по благословению игумена Соловецкого мон-ря, составил каноны и службу святым, заимствовав ряд тропарей из 2 канонов свт. Никите Новгородскому, составленных игуменом Хутынского мон-ря Маркеллом Безбородым в 1577-1578 гг. (список 1-й (неазбучной) редакции канона И. и Л.: РНБ. Погод. 727. Л. 1-11 об., XVII в.). В 1638-1645 гг. Сергий (Шелонин) создал службу на перенесение мощей И. и Л., в к-рую вошли 2 азбучных канона: канон И., имеющий прямой азбучный акростих, и канон Л., содержащий обратный азбучный (по «вспятословесию») акростих; многие инципиты тропарей этих канонов совпадают с соответствующими частями 1-го и 2-го азбучного канона прп. Никите Новгородскому (списки службы И. и Л.: ИРЛИ. Пинежское собр. 696; ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 292. Л. 127-144; РНБ.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Троице, второй - Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия». По благословению митр. Филарета прошение на строительство было подано от лица груз. царевны Тамары, почитавшей старца и согласившейся «быть орудием устроения» 1-го храма в З. п. (Старец Зосима Верховский: Житие и подвиги. М., 1994р. Ч. 1. С. 195-198). Указом Синода от 4 нояб. 1837 г. разрешалось возведение храма «для слушания грузинской царевне Тамаре, по слабости ее здоровья, литургии» (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 624. Д. 33. Л. 35). В июне 1838 г. состоялась закладка, а в кон. того же года - освящение каменного храма во имя Св. Троицы с колокольней. К 1855 г. на средства московского купца С. Л. Лепёшкина и др. благотворителей храм был расширен приделами во имя прп. Зосимы Соловецкого и сщмч. Симеона Персидского (южный) и прп. Марии Египетской (северный), покровительницы вкладчицы М. И. Головиной. Великое освящение расширенного Троицкого собора совершил 1 окт. 1855 г. митр. Филарет, затем он прочитал «Беседу на освящение храма» (Творения. Т. 5: На Книгу Бытия. М., 1885. С. 328-332). Храм возведен в формах, отражающих влияние русско-визант. стиля К. А. Тона . К необычному, значительно вытянутому в длину основному объему, перекрытому 2-скатной кровлей и увенчанному главой на невысоком основании (восьмерик на четверике), примыкают низкие, также вытянутые в длину объемы боковых приделов. В Троицком храме похоронены игум. Вера (Верховская), схим. Маргарита (Верховская; 27 июля 1859). Надвратный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» возведен в память одноименного чудотворного образа, хранившегося в часовне ближнего сел. Рыжкова (Кузнецова). Икону приносили в обитель для молебнов. На средства некой женщины, исцелившейся от этой иконы, был построен и 27 июля 1852 г. освящен надвратный Одигитриевский храм, в к-рый мать исцеленной, титулярная советница Е. П. Арсеньева, отдала «древнюю чудотворную икону Одигитрии Смоленской» (Троице-Одигитриевская Зосимова пуст. 1903. С. 38). Храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи был устроен в колокольне (на средства братьев В.

http://pravenc.ru/text/200057.html

В. был противником западноевроп. влияния на рус. двор. Швед. резидент в Москве писал, что, если следующим главой Русской Церкви будет избран В., против иностранцев в «усердии и кознях не будет недостатка». После кончины Патриарха Иосифа ( 1652) В. мог стать 1-м кандидатом на Патриарший престол. Казанский и Свияжский митр. Корнилий и протопоп Аввакум подали государю челобитную «о духовнике Стефане, чтобы быть ему Патриархом». Перед избранием В. постился и молился, прося Бога о даровании Русской Церкви достойного Первосвятителя, он предложил избрать Никона. При новом Патриархе В. постепенно был отстранен от активной церковной деятельности. В июле 1653 г. на Соборе Неронов в присутствии В. упрекал Патриарха Никона в том, что он перестал считаться с В. и др. «боголюбцами». После начала реформ (1653) В. встал на сторону Патриарха, но сожалел о расхождении с друзьями по кружку «ревнителей благочестия», к-рые стали учителями старообрядчества , и по возможности поддерживал с ними отношения. В 1-й пол. 50-х гг. XVII в. В. состоял в переписке с Нероновым и неоднократно пытался примирить его с Патриархом, Аввакум писал В. (в письме к Неронову Аввакум отмечал, что В. «всяко ослабел»). В 1653 г. В. основал Зосимо-Савватиевскую пуст. в Москве около Красного холма, через 3 года она была перенесена в с. Фаустово Гвоздненской вол. Московского у. В 1655 г. на средства царя В. построил московский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, где в том же году принял постриг с именем Савватий в честь Соловецкого преподобного. В. скончался в валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ре , погребен в московском Покровском мон-ре. С 1658 г. его могилу часто посещал заботившийся о Покровском мон-ре Патриарх Никон, не раз он уходил от нее «плакався довольно». Сочинения В. неизвестны. Его считали автором «Слова о правде», входящего в сборник с владельческой записью В. Однако, как установила В. С. Румянцева, под этим названием фигурирует творение Ермолая-Еразма «Благохотящим царем правительница и землемерие». Возможно, В. подписывал свои сочинения псевдонимами, Н. Ф. Каптерев и позднее Е. К. Ромодановская высказали предположение, что послания Агафоника Суздальскому архиеп. Серапиону и Новгородскому митр. Никону написаны В. ( Каптерев. Т. 1. С. 90-92; Ромодановская. 1992. С. 48-49).

http://pravenc.ru/text/155232.html

С. 1360-1367), о св. блгв. кн. Александре Невском (1897. 11. С. 657-660). Множество статей посвящены святыням Новгородской епархии, прежде всего древним монастырям: «Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком у. Новгородской епархии» Н. Поройкова (1895. 3. С. 164-172; 6. С. 345-352; 7. С. 425-433); «Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 г.» (1894. 15, 20; 1895. 23; 1896. 3, 4, 6); «Древности Кирилло-Белозерского монастыря» (1898. 4. С. 234-246; 1899. 9. С. 630-639; 12/13. С. 841-849; 18. С. 1154-1163) и «Ферапонтов Белозерский Рождества Пречистыя Богородицы монастырь» (1898. 11. С. 656-674) Н. П. Успенского; «Краткие сведения о Синеезерской пуст. Устюжского у. и ее основателе прп. Евфросине Синеезерском» свящ. Г. Яковцевского (1894. 18. С. 873-886; 19. С. 933-940); «Тихвинский Богородицкий Большой монастырь и строящееся при нем ДУ» прот. А. Вихрова (1898. 16. С. 1039-1047); «Успенский женский монастырь Валдайского уезда» (1899. 21. С. 1371-1375) и «Успенский Волотовский упраздненный мужской монастырь Новгородского уезда» (1903. 6. С. 373-379; 7. С. 415-426) П. М. Силина; «Несколько страниц из истории Тихвинского Введенского девичьего монастыря» (1904. 3. С. 159-168) и «Несколько страниц из истории Тихвинского Богородицкого мужского монастыря» (1904. 16. С. 1070-1077) свящ. Михаила Смелкова; «Краткая записка о времени основания новгородского 2-кл. Антония Римлянина монастыря» архим. Сергия (Титова) (1906. 27/28. С. 805-816); «О новгородском кафедральном Софийском соборе» архим. Димитрия (Сперовского; впосл. епископ Рязанский) (1898. 8/9. С. 501-519). Ряд публикаций посвящен церковным деятелям Новгородского края, в т. ч. архим. Фотию (Спасскому): «Автобиография Юрьевского архим. Фотия» (1894. 10. С. 415-428; 12. С. 521-532; 16. С. 761-775; 1895. 13. С. 755-772), «Юрьевский архим. Фотий» Е. Шиянова (1898. 16. С. 1051-1062; 17. С. 1142-1152; 19. С. 1257-1267; 20. С. 1344-1352; 21. С. 1428-1440). В нек-рых статьях сообщались сведения о жизни в Новгородской епархии лиц, широко известных за ее пределами. Напр., в статье П. К. Т. «Памяти свт. Феофана [Говорова]» (1894. 3. С. 106-111; 4. С. 152-162), составленной по документам семинарского архива, описывается «направление и характер деятельности о. Феофана как инспектора и учителя в Новгородской семинарии». Кроме того, история др. областей России часто связывалась с новгородским краеведением, напр. в ст. «Галицкая Русь в ее прошлом вообще и в отношениях к Вел. Новгороду» Е. Е. Лебедева (1915. 4. С. 134-143).

http://pravenc.ru/text/2577777.html

Интерьер ц. в честь Толгской иконы Божией Матери. Фотография. 2004 г. Интерьер ц. в честь Толгской иконы Божией Матери. Фотография. 2004 г. В нач. XX в. в В. м. проживало 15 насельников. В 1910 г. В. м. получал казенную субсидию 1249 р. в год, в 1916 г. капитал мон-ря составлял 116 194 р. В. м. построил 3-этажный доходный дом на углу ул. Петровки и Петровского бульвара. В 1919 г. В. м. был закрыт, его территория передана ГИМу, помещения сдавались в пользование различным учреждениям, братские корпуса и надвратная ц. во имя прп. Пахомия Великого были заняты под жилье. Несмотря на офиц. закрытие в 20-х гг. XX в., В. м. стал одним из центров церковной жизни Москвы. К осени 1923 г. по инициативе еп. Сергиевского Варфоломея (Ремова) в В. м. сложилась община, ядро к-рой составили старцы Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни : игум. Митрофан (Тихонов), архимандриты Никита (Курочкин), Зосима (Нилов), Исидор (Скачков). Впосл. к ним присоединились преподобномученики Герман (Полянский) , Феодор (Богоявленский) , иеродиаконы Косма (Магда), Николай (Ширинский-Шихматов), клирики и прихожане московских храмов. Наместником общины еп. Варфоломей назначил архим. Агафона (см. Игнатий (Лебедев) , сщмч.). В богослужебной практике Петровская община ориентировалась на устав Зосимовой пуст. Службы совершались в Сергиевском и Боголюбском храмах, после закрытия к-рых в 1923-1924 гг. община, именовавшая себя «Петровским монастырем», перешла в ц. прп. Сергия Радонежского на ул. Б. Дмитровка, затем в Богородице-Рождественский храм в Путинках. К кон. 20-х гг. XX в. в храмах В. м. были устроены склады и мастерские Зернотреста. В 20-х гг. XX в. по благословению еп. Варфоломея и духовников Петровской общины в Москве сложились «монастыри в миру», к-рые в условиях гонений на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. Свою светскую работу тайно постриженные иноки воспринимали как монастырское послушание, часть заработка отдавали на общие нужды. Большинство постригов, нек-рые требы, иногда литургии совершались на квартирах, в т. ч. в доме мон. Евпраксии (Печатников пер., д. 3, кв. 26; к 2005 нежилое чердачное помещение). По инициативе еп. Варфоломея в В. м. подпольно возобновились занятия с преподавателями МДА, изгнанными из Троице-Сергиевой лавры при ее закрытии.

http://pravenc.ru/text/161083.html

Неск. раз церковные власти возвращали И. в Новоафонский мон-рь, к к-рому он был приписан, но он и его сподвижники вновь уходили в горы. Местная светская власть не жаловала кавказских пустынников, так что И. пришлось в 1907 г. обратиться в Святейший Синод с просьбой «о содействии к прекращению предпринятого местными властями выселения из кавказских лесов». В ответ на запрос обер-прокурора Синода епископ Ставропольский объяснил, что И., мон. Свято-Троицкого мон-ря Сухумской епархии Гавриил, 2 бывш. послушника Зеленчукской пуст. и неск. крестьян самовольно поселились в лесных казенных дачах Баталпашинского отдела Кубанской обл. «с целью образовать пустынножительную общину с особым аскетическим уставом», однако епархиальные власти отклонили их ходатайство о ее учреждении (РГИА. Ф. 797. Оп. 77. Д. 217. Л. 6). Устав этой обители сохранился в архиве свящ. Павла Флоренского (опубл. в кн.: Иларион. На горах Кавказа. 1998. С. 934-937). В том же архиве имеется письмо И. настоятелю Зосимовой пуст. архим. Герману, датированное 20 мая 1911 г., с просьбой «походатайствовать пред Начальством - духовным и светским - о кровных нуждах Кавказских пустынножителей» (Там же. С. 931). Согласно этому письму, главной необходимостью для кавказских пустынников являлась земля, к-рую, «по невозможности купить в казне, нужно арендовать» (Там же. С. 933). Письмо это было передано настоятелю Зосимовой пуст., однако оставлено без последствий. До последних дней жизни И. и его сподвижники оставались на полулегальном положении и испытывали давление как со стороны светских, так и со стороны духовных властей. Пример И. увлекал др. иноков и послушников. Не страшась бед и лишений, какие ожидали их, они шли из мон-ря в горы, вызывая тем недовольство со стороны настоятеля мон-ря. Последний через духовное начальство возбуждал преследования против И. «как прельщающего лучших монахов и послушников уходить в пустыни. На самом же деле о. Иларион не только никого с собой не звал в пустыню, но всячески убеждал желавших следовать за ним,- оставаться в монастыре и подвизаться в послушании, ибо это есть самый легкий и верный путь к спасению. Годы уединения и пустынного молитвенного подвига привели схимонаха Илариона до весьма высокого духовного состояния - молитвенного созерцания. Плодом этого духовного опыта явилась книга «На горах Кавказа»» ( Выходцев. 1917. С. 12).

http://pravenc.ru/text/389175.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010