Освобожден 14 янв. 1928 г., 26 июня назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. В кон. 20-х гг. в Вязниках усилилось давление властей на верующих. После того как в местной печати появились статьи с предложениями передать Казанский собор в г. Вязники под клуб или жилые помещения для рабочих, 26 окт. 1928 г. прихожане собрались у уездного исполкома в защиту храма. В организации выступления верующих власти обвинили клириков и руководство церковного совета Казанского собора, а также Г. как их «идейного руководителя». 14 дек. 1928 г. архиерей был арестован по делу о «группировке вязниковских церковников» и помещен в тюрьму Владимира. Епископа обвиняли во введении в вязниковских храмах моления «о богохранимой державе Российской» и в «антисоветских высказываниях» во время проповедей. Постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 17 мая 1929 г. Г. был приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в отделении СЛОН в г. Кемь Карельской АССР. В янв. 1930 г. переведен на Соловки, где вскоре заболел тифом и в конце того же года вместе с др. больными и неспособными к труду вывезен на материк. Постановлением Центральной комиссии ОГПУ по разгрузке Соловецкого лагеря от 10 апр. 1931 г. дальнейший срок заключения Г. был заменен ссылкой. С июня 1931 г. жил в с. Красноборск близ Котласа, в июле переехал в Вел. Устюг, в окт. 1931 г.- в с. Деревянск, в марте 1932 г.- в с. Вочь, с нояб. жил близ с. Усть-Колом Коми (Зырян) автономной обл. Сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский. Икона. 2005 г. Мастер О.Л. Гоник (Зосимова пуст.) Сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вязниковский. Икона. 2005 г. Мастер О.Л. Гоник (Зосимова пуст.) В февр. 1933 г. Г. был освобожден из ссылки, выехал в г. Арзамас. По дороге в Москве имел беседу с митр. Сергием (Страгородским), но нового назначения не получил. В Арзамасе совершал богослужения с Арзамасским еп. Серапионом (Шевалеевским) . Вместе с ним был арестован в марте 1934 г., после того как верующие воспрепятствовали захвату обновленцами Рождественского храма Арзамаса. 15 апр. Г. был приговорен к 3 годам ссылки. Отбывал срок на ст. Опарино (ныне на территории Кировской обл.), с 10 авг. 1934 г.- в с. Кочпон, под Сыктывкаром Коми (Зырян) автономной обл. В Кочпоне под духовным рук. Г. сложилась община из ссыльных священнослужителей и мирян, к-рые по возможности оказывали помощь нуждающимся, в первую очередь находившимся в лагерях. По воскресным дням в доме Г. собирались для молитвенного общения и беседы ссыльные архиереи Вологодский архиеп. Стефан (Знамировский) и еп. Серапион (Шевалеевский), священники и миряне. Г. организовал кружок любителей духовного пения при местном храме в честь Казанской иконы Божией Матери - единственном действовавшем храме в области.

http://pravenc.ru/text/164721.html

Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.) Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.) Среди первых 17 сестер, приехавших из Сибири, были племянницы старца Зосимы - инокини Вера и Маргарита. При утверждении общежития в 1841 г. резолюцией Московского митр. Филарета (Дроздова) начальницей обители стала Вера (Верховская). После утверждения статуса мон-ря З. п. возглавляли: с 1856 г.- игум. Вера (Верховская; 4 дек. 1801 - 20 нояб. 1868), автор Жития прп. Зосимы, состоявшая в переписке со свт. Филаретом, с архиереями Леонидом (Краснопевковым) и Саввой (Тихомировым) (см.: РГБ ОР. Ф. 149. К. 12. Д. 5 и К. 2. Д. 2; Ф. 262. К. 57. Д. 26 и К. 22. Д. 71); с 1869 г.- игум. Афанасия (Качалова; 12 янв. 1818-1881), духовная дочь прп. Антония Оптинского; с 1881 г.- игум. Магдалина (Верховская; 1835 - 27 нояб. 1901); с 1902 г.- игум. София (Быкова; 1846 - не ранее 1931); в 1920-1928 гг.- игум. Афанасия (см. исп. Александра (Лепёшкина) ). Первым священником при утверждении общежития в 1841 г. стал Михей Павлович Богрецев, в 1857 г.- 70-летний свящ. Кирилл Стефанович Успенский. Из причта, служившего в храмах мон-ря в 80-90-х гг. XIX в., известны свящ. Петр Петрович Соловьёв и диак. М. Соколов. С 25 авг. 1906 г. служил сщмч. Михаил Виноградов . В июле 1910 г. упоминается 2-й свящ. Николай Васильевич Скворцов, с 1915 г. служил свящ. сщмч. Димитрий Ильич Розанов. Насельницы пользовались духовными советами свт. Филарета (Дроздова), преподобных Антония (Медведева), Антония (Путилова) . В 1841 г. в обители проживали 34 сестры, в 1877-1883 гг.- до 160 чел., в 1894 гг.- ок. 200, в 1899 г.- 252, в 1904 г.- 275 чел., в 1908 г.- 30 монахинь и 246 остальных насельниц, в 1913 г.- 277, в 1914 г.- 250 насельниц. В 1900 г. из положенных по штату (кроме игумении и казначеи) 39 монахинь и 39 рясофорных послушниц в З. п. проживали 27 монахинь, 36 рясофорных послушниц, в 1914 г.- 38 монахинь и 37 рясофорных послушниц. Особенности устава

http://pravenc.ru/text/200057.html

По инициативе А. Г. Головиной в усадьбе ее сына Г. П. Головина указом Синода 20 июля 1852 г. была открыта жен. Влахернская общежительная община, устроенная по уставу Зосимовой во имя Св. Троицы жен. пуст. Головина пожаловала общине 100 дес. земли, усадьбу, мельницу и дом на М. Дмитровке в Москве, Головин передал 8 дес. земли и обязался содержать священнослужителей. Деятельное участие в организации общины принимал Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) , с к-рым Головина состояла в переписке. В окт. 1853 г. святитель перевел из Дивеевского мон-ря во Влахернскую общину Е. А. Татаринову, назначив ее начальницей, 21 сент. 1858 г. митр. Филарет освятил Спасский собор. В усыпальнице под собором в 1856 г. была погребена Головина, перед кончиной постриженная в схиму с именем Иоанна. В сер. 50-х гг. в общине жили ок. 70 сестер. Указом Синода 13 нояб. 1861 г. Влахернская община была преобразована в общежительный мон-рь 3-го класса с 40 монахинями по штату. Татаринова в Троице-Сергиевой лавре была пострижена в монашество с именем Серафима, 23 сент. 1862 г. возведена в сан игумении. По ходатайству настоятельницы в мон-рь из с. Горбунова перевезли деревянный храм, освященный 14 нояб. 1864 г. прп. Антонием (Медведевым) во имя вмч. Димитрия Солунского. В 1884-1886 гг. по проекту архит. Н. В. Никитина перед Спасским собором была возведена колокольня. В 1888-1890 гг. собор был перестроен и расширен, между основным объемом и колокольней устроена трапезная, в 1910 г. часть храма была расписана по эскизам В. М. Васнецова . 5 июня 1891 г. В. м. посетили вел. кн. Сергей Александрович и вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Трапезная. Кон. XIX в. Фотография. 2004 г. Трапезная. Кон. XIX в. Фотография. 2004 г. Скончавшуюся в 1897 г. игум. Серафиму сменила игум. Леонида (Фризель), духовная дочь Оптинских старцев, состоявшая в переписке с преподобными Иларионом (Пономарёвым) , Амвросием (Гренковым) , Иосифом (Литовкиным) . (В фонде Оптиной пуст. (213) в ОР РГБ сохр. 43 письма прп. Илариона, 47 писем прп. Амвросия и 23 письма прп. Иосифа игум. Леониде.) При ней в обители по проекту А. А. Латкова была построена 2-этажная трапезная, больница, келейный корпус, устроена богадельня, проведен водопровод. После кончины игум. Леониды мон-рь возглавляли с 1904 г. игум. Евпраксия (Игнатьева), с 1917 г. игум. Аполлинария (Бучнева).

http://pravenc.ru/text/155033.html

АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 92-103 103-181 181-182 182-183 183-184 184-185 АФРЕ прп. Египетский, отшельник Нитрийский (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 8 июня) 186-187 187-190 АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ общее название церквей и сект, которые объединяют людей черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиционные африканские верования 190-191 185-186 АФРОДИСИЙ прп. Палестинский ( 1-я четв. VI в.), (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 24 дек.) 191-192 192-193 193-194 194-195 АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 195-196 196-197 197-198 198-199 199-204 204-205 АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп. Киево-Печерский (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 205-206 206-207 207-208 208-209 209-210 210-212 212-213 213-214 214-215 215-216 216-217 217-218 218-219 219-220 220-221 221-223 223-224 224-226 226-227 227-228 228-229 229-230 230-231 231-232 232-233 234-235 235-236 236-237 237-239 239-240 240-241 241-242 243-244 244-245 245-246 246-247 247-248 248-251 251-253 253-254 254-255 255-256 256-257 257-258 258-259 БАЗАРОВ Иоанн Иоаннович (1819 - 1895), прот., проф. словесности СПбДС, автор трудов по библ. истории 259-260 260-263 263-264 264-269 269-270 270-271 271-272 272-274 БАКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской (1905-1919), Ставропольской и Владикавказской (1994-1998) епархий 274-275 275-276 276-277 277-278 БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - " Могучей кучки " 279-280 280-281

http://pravenc.ru/vol/iv.html

302 318, Петр – 108 280 282 29? AieKceu (Леля) – 186 187 192 196 201 280 283 291 298 299 302, Серафима дети – 156 157 Городенский Н.Г. , проф. – 24 Горская Н.А.(науч. сотр.) – 61 Готье Ю.В., проф. – 85 87 88 Грабарь В.Э. – 78, Н.Э., проф. 114 115 120 122 Григорий (Чуков), митр – 245 246 Гришанова Ксения, репрессир. 228 232 234Г Громогласов И. М., проф. (мест- ночтим. свщмч. Тверск. епархии с 19 сент. 1999) – 19 24 68 Данила Андр.(Остапов) – 210 Даниил (Маланьин), иерод. ТСЛ —108—110 Демин Алексий, прот. – 169 318 Демина, искусствовед – 198 Добролюбов НА. – 54 58 Донат (Щеголев) еп. – 187 192 Досифей (ст-ц Зосимовой пуст.) –93 ИЗ Достоевский Ф.М. – 43 54 Дружинин – 87 Евгения Андреевна (Котова) – 199 Евдокимов Вас. Фед., свящ – 148 Евфросин (Мишин), и-м. – 309 Егорова-Васильчикова Е. П. – 113 Елевферий (Воронцов Вениамин), митр. – 124 143–151 246 265 и его родственники – 161 Елизавета Федоровна (Вел. кн., прпмц.) – 97 145 Елисеев см. Аристарх Елисеев – 69 Ермоген (Голубев), архп. – 130 Жудро – 199 213 214 Жуков Виктор Вас, прот. – 166 186 192 197 Журавлева Ир. Ал. – 137 215 – см. Габрияники Зайцев Ф.В. (Уполномоченный) – 125 246 Заозерский Н.А. , проф. – 19 24 Захаров Ал.Ем. – 64 267 283 Зиновьева Зоя Ал-др. – 176 Знаменский СП., доц. МДА – 23 Иеракс (Бочаров), и-м. ИПЦ –234 Иероним (Зиновьев), архм. – 135 Иларион (Удодов), архм. – 119 120 123 Илия Карам, митр. – 128 196 Ильин Ал-др Ив., прот. – 126 128 246 Ильин Ал-др Мих., свщ. ИПЦ – 223 230 – и др. – 224 Иоанафан, и-м. ТСЛ – 266 Иоанн (Копылов), прот. – 245 Иоанн, прот. Кронштадский – 15 Истомин СП. – 219 Казанский М.К. (ок. МДА 1886 г.) – 57 58 ; Калинниковы (Костр.) – 11 47 Капица Г.Е., уполномоченный 248 250 252 Каптерев Н.Ф. , проф. – 19 20 63 Каптерев П., проф. – 60 62 113 278 Каптерев СН. – 77 78 108 282 295 Каптерева А. – 78, B.C. – 170 Карпинская Л.В. – 209 Кассиан (Валерьянов К.В.), архм. 165 Катанский А.Л. , проф. – 30 Киприан (Зернов Мих.), еп. – 185 187 191 192 Ключевский В.О., проф. – 17 18 20 24 63 276

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Но хотя они во всем открываются мне, однако я не беру на себя права разрешать их грехи, но только пользую их моими наставлениями» (ГАТОТ. Ф. 156. 1824 г. Д. 714. Л. 15-16). В это время старец с племянницами, Анисьей Конюховой и 2 келейницами находились по распоряжению начальства в Тюмени. Здесь они узнали о кончине прп. Василиска (29 дек. 1824). Автограф прп. Зосимы (Верховского). Заветные письма (письмо от 2 февр. 1819 г.) (архив Зосимовой пуст.) Автограф прп. Зосимы (Верховского). Заветные письма (письмо от 2 февр. 1819 г.) (архив Зосимовой пуст.) Указом Синода от 24 янв. 1825 г. З. был уволен «от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь», осенью того же года уехал в Москву. Верные З. сестры собрались последовать за ним, но консистория всячески препятствовала их отъезду из Туринска. Именно в это время в Тобольск прибыл новый губернатор Д. Н. Бантыш-Каменский, к-рый много сделал для возвращения паспортов и обеспечения свободы передвижения верных старцу сестер. В дек. того же года им вернули несправедливо реквизированные вещи, книги и, самое главное, 3 лошадей (Там же. 1825 г. Д. 404. Л. 1-2, 8-9, 11, 23). Прп. Зосима (Верховский). Литография Г. Кирстена по рис. А.Т. Скино. 1860 г. Прп. Зосима (Верховский). Литография Г. Кирстена по рис. А.Т. Скино. 1860 г. После приезда в Москву З. обратился к митр. Филарету, к-рый благословил старца поселиться в Чудовом монастыре. Впосл. святитель говорил о причинах «немирия» в туринском мон-ре: «Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; они привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верные руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться». В февр. 1826 г. верные духовнику сестры прибыли в Москву, поселились в доме надворной советницы М. С. Бахметевой. В сер. июля (когда в Москву по случаю коронации имп. Николая I съехалось множество народа) Бахметева предложила старцу переселить сестер в собственное имение в 60 верстах от Москвы.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Архангельск, 1903. С. 13). Мощи Л. почивали в левой части яренгской Зосимо-Савватиевой ц. в медной позолоченной раке, созданной в 1868 г. архангельским мастером Д. Д. Терентьевым на пожертвования. На крышке раки был вычеканен образ Л., по бокам - сцены перенесения мощей святого с морского берега в Никольский храм (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1863. Л. 6 об.- 7 об., 8 об.- 9). В 1854 г. архим. Соловецкого монастыря Александр (Павлович) просил Синод о разрешении построить в Савватиевой пуст. на Соловецком о-ве каменную ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери и перенести туда мощи И., а мощи Л. оставить в яренгской Зосимо-Савватиевой ц. Синод, 20 сент. 1855 г. разрешив строительство каменной церкви, дело о перенесении мощей отправил на рассмотрение архангельского епархиального начальства. Указом от 15 июня 1857 г. было предписано мощи И. и Л. оставить на прежнем месте (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 4. Д. 191, 1854-1860 гг.). На основании прошения жителей Архангельска, поданного в июне 1858 г., Архангельский еп. Александр (Павлович) ходатайствовал перед Синодом о перенесении мощей И. в архангельский во имя арх. Михаила монастырь. Синод оставил ходатайство без ответа. 11 февр. 1923 г. раки И. и Л. были вскрыты (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 10. Д. 13. Л. 5). По-видимому, мощи святых тогда были изъяты из храма. В 1947 г. они были в обл. краеведческом музее Архангельска, как об этом свидетельствует подготовленная в Совете по делам РПЦ в 1947 г. справка «О «мощах», находящихся в фондах Музея истории религии, а также в музеях, подведомственных Комитету по делам культурно-просветительных учреждений при Совете министров РСФСР» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. 605. Л. 15). 28 мая 1948 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I отправил в Совет по делам РПЦ ходатайство о передаче мощей И. и Л. в кафедральный собор Архангельской епархии. Патриарх процитировал письмо архангельского и Холмогорского еп. Леонтия (Смирнова), в к-ром содержалась просьба о возвращении епархии мощей И. и Л., «свято чтимых верующим населением всего Северного края», а также сообщалось, что св.

http://pravenc.ru/text/471222.html

любви, заботы о бедных и больных. 10 апр. 1910 г. Московским митр. Владимиром Е. Ф. была утверждена в должности настоятельницы. Духовно окормляли сестер прот. Митрофан Сребрянский и прп. Алексий (Соловьёв) , мон. Зосимовой пуст. Сестрами могли стать правосл. вдовы и девушки в возрасте от 21 до 40 лет. Их подразделяли на крестовых (более опытных) и учениц. Все сестры после прохождения соответствующего обучения в обители были обязаны посещать бедных и оказывать им помощь. В обители бесплатно обучали на курсах медсестер, выдавали лекарства, проводили электролечение, делали массаж, инъекции, оперировали; работала библиотека; были созданы приют для сирот, воскресная школа, столовая для бедных, в которой готовилось свыше 300 обедов ежедневно. Кроме непременного участия в богослужениях 2 раза в неделю духовник обители проводил с сестрами беседы катехизического и святоотеческого характера. В храме обители 4 раза в неделю читались акафисты. Сестры при посвящении получали кипарисовый крест на белой ленте (с изображением Нерукотворного Спаса и Покрова Пресв. Богородицы; на обратной стороне - образы св. жен Марфы и Марии) и четки. Ежедневно каждая должна была творить 100 Иисусовых молитв. В интерьере обители преобладал белый цвет, в убранстве использовался ситец светлых тонов. Сестры носили специально сшитые для них светлые длинные платья и белые апостольники, напоминавшие одеяние св. Елизаветы Тюрингской. В 1911 г. Е. Ф. подала в Святейший Синод прошение о присвоении старшим сестрам Марфо-Мариинской обители звания диаконисс . Решение вопроса было отложено до Поместного Собора РПЦ. В 1908-1912 гг. был построен Покровский храм обители в новгородско-псковском стиле XVI в. по проекту архит. А. В. Щусева и расписан худож. М. В. Нестеровым . П. Д. Корин расписывал подземный храм-усыпальницу. 8 апр. 1912 г. состоялось освящение храма митр. Владимиром, еп. Трифоном и Серпуховским еп. Анастасием (Грибановским) . Деятельность Марфо-Мариинской обители была обращена на поддержку бедных, больных и страждущих.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Погод. 728. Л. 1-26; Солов. 183/183. Л. 61 об.- 70). Мон. Сергий составил также азбучный канон обоим святым, содержащий азбучный акростих (ПИАМ. Ф. Никандровой пуст. 292. Л. 144 об.- 149 об.; РНБ. Солов. 183/183). Иногда части службы И. и Л. переписывались отдельно (РНБ. I. 772. Л. 13-13 об., поморская рукопись XIX в.). В тропаре службы прославляется перенесение мощей И. и Л., в кондаке - помощь святых «всем иже в различных недузех страждущим». В июне 1691 г. Афанасий (Любимов) , архиеп. Холмогорский и Важский, послал патриарху Адриану службу И. и Л. с описанием чудес от мощей святых и просил разрешения канонизировать Божиих угодников и перенести их мощи в новопостроенный Преображенский собор в Холмогорах. Однако патриарх Адриан ответил, что писание об И. и о Л. «правде слагается мало», подверг сомнению нетленность мощей и принадлежность этих мощей И. и Л. (см.: Голубинский. Канонизация святых. С. 430-431). Прав. Иоанн Яренгский. Шитый покров. 20-е гг. XVII в. (АОКМ) Прав. Иоанн Яренгский. Шитый покров. 20-е гг. XVII в. (АОКМ) Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские. Лист из Сийского иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 464 об.) Праведные Иоанн и Лонгин Яренгские. Лист из Сийского иконописного подлинника. 2-я пол. XVII в. (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 464 об.) В 1764 г. яренгский Никольский мон-рь был упразднен, ц. во имя Зосимы и Савватия Соловецких стала приходской. 29 марта 1841 г. мощи И. были переложены в новую кипарисовую раку, устроенную попечением соловецкого архим. Илария на правой стороне Зосимо-Савватиева храма. На боковой стороне раки был вырезан летописный рассказ о явлении мощей И., к-рый был иноком Соловецкой обители и утонул в Белом м. в 1566 г. На другой стороне раки был вырезан тропарь святому. При служении молебнов рака открывалась. Видимо, в 1903 г. первоначальная рака И. («деревянный гроб с ликом угодника») была передана в Кий-Островский Крестный монастырь (Историческое описание Крестного второклас. монастыря Онежского у. Архангельской губ.

http://pravenc.ru/text/471222.html

Икона «Битва новгородцев с суздальцами. Знамение от иконы Богородицы» Великий Новгород. Середина XV века Во второй половине XV века Новгородская республика в политическом отношении стала явно клониться к упадку. Вечевая демократия ее вырождалась, боярская же верхушка, видя усиление Москвы и пытаясь сохранить свое прежнее главенствующее положение, была готова на все. Последствия такого положения не замедлили сказаться: «антимосковская партия» взяла в Новгороде верх и в 1470 году заключила договор с Казимиром - одновременно королем Польским и великим князем Литовским. Король обещал Новгороду защиту от Москвы, Новгород же приглашал к себе королевского наместника. Москва , естественно, не собиралась мириться со столь вопиющей антинациональной политикой новгородской верхушки. Тогдашний великий князь Иван III даже обвинил новгородцев в «отступлении к латынству», что все же не было справедливым, поскольку подтверждение незыблемости православной веры в Новгороде содержалось в принятом соглашении. Но последствия такого заигрывания с Литвой могли оказаться весьма серьезными, и вскоре, как сообщает московский летописец, великий князь «поиде на них не яко на христиан, но яко на язычник и на отступник Православья». Наместник Казимира бежал; новгородцы же собрали 40-тысячное ополчение во главе с Димитрием Борецким, которое и выступило навстречу княжеским войскам. В битве на реке Шелони в 1471 году 4-тысячный отряд москвичей, смело бросившихся в бой с кличем «Москва! Москва!», наголову разбил новгородцев. Великий князь, в последний раз простив Новгород, не велел его разорять. Но дни новгородской «вольности» были уже сочтены. Одним из частных, печальных для новгородцев, последствий Шелонской битвы стало исполнение пророческого вид е ния, явленного преподобному Зосиме Соловецкому в период его пребывания в Новгороде (при основании им своей обители). Об этом видении он поведал ученику Даниилу. Вот что случилось тогда с Зосимой. Как-то раз, собирая средства на строительство монастыря, Зосима зашел и к Марфе Борецкой, но гордая посадница поначалу не приняла его. Когда преподобного гнали со двора, он сказал, что «наступит день, когда в этом дворе исчезнет сила жителей его, и будет двор сей пуст. Затем Марфа все же смилостивилась и даже пригласила Зосиму к столу. Во время трапезы он вдруг задрожал, и слезы потекли из глаз его. " Я видел, - сказал он потом Даниилу, - страшное видение: у шестерых из сидящих за столом не было голов " . Так и произошло: захваченные в плен после сражения Димитрий Борецкий, сын Марфы, и его ближайшие помощники вскоре же подверглись казни» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010