Вологодской губернии: муж, монастыри: – 1) авнежский троицкий, 2) антониевская п., 3) арсеньева масленская, 4) архангельская под болотом или подболотная, 5) бабозерская николаевская 6) борисоглъбская пуст., 7) белявинская богоявленская или маркова введенская 134 , 8) верхомоломская спасониколаевская, 9) верхопежемская пуст., 10) верхосицкая, 11) верхотерменский, 12) воломская симонова пуст., 13) вондожская пуст., 14) голубинская рождественская пуст., 15) дружининский зосимо-саватиевский м. 16) дунилова богородицкая, 17) дюдикова предтеченская п., 18) евфимиев, 19) заозерский введенский, 20) зосимосавватиевская великоустюжская, 21) зубовская николаевская пуст., 24) ильинский вологодский, 23) иннокентиев спасопреображенский, 24.) кайсаровский троицкий герасимов, 25) спасокаменный , 26) дедова троицкая , 27) катарминский или катромский николаевский, 28) коптева сретенская пуст., 29) кохтынский иоаннобогословский, 30) крестогорский тиханов, 31) коряжемский, 32) куштинский или куштский александровский 33) дальский архангельский, 34) маркушевский николаевский, 35) мокрая николаевская пустынь, 37) александро-коровенская пуст., 38) нуромский спасопреображенский, 39) озерский николаевский-комельский, 40) перевисьевский покровский, 41) перцова троицкая пуст., 42) песочный успенский, 43) печенский спасский, 44) печенский грязовецкий спасопреображенский, 45) печорская троицкая пуст., 46) подольный успенский, 47) покровский глушицкий, 48) преображенская кубеницкая или кубенская, 49) рабанский спасопреображенский монастырь или спасская на Шухе. п., 51) репная спасская, 52) рябинина п., 53) святолуцкий, 54) соезерская троицкая пуст., 55) сойгинский преображенский , 56) спасская капитоновская пуст., 57) стефановская вотчинская пуст., 58) темгов троицкий, 59) теплогогорская богогодицкая пуст., 60) тикененская спаса нерукотворного пуст., 61) ульяновская пуст., 62) усть-недумский, 63) Устюжский троицкий, 64) устьвимский архангельский, 65) христофорова богородицкая цуст., 66) цилибинская арганиельская, 67) цывенскаях николаевская пуст., 68) троицкий гледеной, 69) борисоглебская на глебове пустынь 135 , 70) троицкая что на чевце пуст. 136 , 71) троицкий крестовоздвиженский 137 , 72) спасогорский белоезерский и 73) воздвиженский вологодский. Женские монастыри – 1) сольвычегодский сретенский, 2) тотемский богородицкий, 3) никольский 138 , и 4) устюжский преображенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ист.: Пимен [Мясников], архим. Восп.//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. С. 295-300; Филарет [Дроздов], митр. Московский. Два письма к вдове майора А. Г. Головиной. М., 1878; он же. Творения. Т. 5: На Книгу Бытия. М., 1885. С. 328-332; Правила о составе, зависимости и устройстве Высочайше утвержденного Троицкого Одигитриевского жен. общежития//Сб., изданный ОЛДП по случаю празднования 100-летнего юбилея со дня рождения (1782-1882) Филарета, митр. Московского. М., 1883. Т. 1. Прил. 1; Старец Зосима Верховский: Житие и подвиги. М., 1994р; Зосима Верховский, прп. Творения/ТСЛ. Серг. П., 2006. Лит.: Троице-Одигитриевская Зосимова пуст./Сост.: кнж. Е. Горчакова. М., 1892 1, 1903 2; Ефремов А. Троице-Одигитриева Зосимова пуст.//ЖМП. 1994. 7/8. С. 67-70; Троице-Одигитриева Зосимова пуст.//Моск. журнал. 1997. 3. С. 39-47; 2001. 2. С. 34-40; Доброхотно дающего любит Бог (о купцах Лепёшкиных)//Там же. 1998. 7. С. 50-57; 8. С. 38-45; Легенда, ставшая былью//От Москвы до Парижа: 185 лет Малоярославецкому сражению. Малоярославец, 1998. С. 22-23; Обитель старца Зосимы Верховского. М., 1998, 2004р; Прмц. игум. Афанасия, последняя настоятельница Зосимовой пуст.//Рус. паломник. 2000. 21/22. С. 42-49; Мелентьев М. М. Мой час и мое время. М., 2001. С. 134-137; То же//Встречи с прошлым. М., 1990. Вып. 7. С. 204-208; Троице-Одигитриевский жен. мон-рь Зосимова пуст. в 1920-е гг.//Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв. М., 2002. С. 279-298; Зосима (Верховская), мон. Троице-Одигитриевская Зосимова пуст. и ее Троицкий храм//Троицкие чт. Сб. 2003/2004 гг. Большие Вязёмы, 2004. С. 240-252; Глушкова В. Г. Мон-ри Подмосковья. М., 2005. С. 274-285; ЖНИР. 2005. Янв. С. 492-497, 503-505; Ставицкая Н. К 180-летию Зосимовой пуст.//Московские ЕВ. 2006. 9/10. С. 132-139; О верности Богу и Его Церкви в годы гонений 1930-х гг. сестер Троице-Одигитриевского мон-ря «Зосимова пустынь»//Возрождение правосл. мон-рей и будущее России: Мат-лы III Всерос. науч.-богосл. конф. «Наследие прп. Серафима Саровского и судьбы России». Серг. П.; Саров; Дивеево, 2006 г. Н. Новг., 2007. С. 100-118; Зосима (Верховская), мон. Жен. Зосимова пуст. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/200057.html

Московской губернии: муж. монастыри-1) андреевский в пленицах, 2) берендеев пятницкий, 3) боголепова клинская пуст., 4) – богословская куньявская пуст., 5) борщевская николаевская, 6) воздвиженский божедомский московский, 7) воскресенский московский на высоком, 8) бобренов рождественский, 9) Ивановский на ку лишах, 10) воздвиженский на воздвиженке, 11) – больничный федоровский у никитинских ворот, 12) крутицкий , 13) новинский введенский за земляным валом, 14) симонов , 15) возмицкий волоколамский, 16) гнилушская николаевская пуст., 17) голутвин богоявленский старый , 18) зосимова пуст., 19) коломенский спасский, 20) левкиев волоколамский, 21) медведева пуст., 22) соловецкий в морчуках, 23) онуфриева Звенигородская пуст., 24) стромынский троицкий, 25) рузский иосифов, 26) сестренский можайский и 27) пешношский николаевский . Девичьи монастыри-1) варварская волоколамская, 2) георгиевский на Дмитровке, 3). Варсонофьевский московский, 4) моисеевский, московский у житной решетки, 5) власьевский волоколамский, 6) дмитровский пятницкий, 7) можайский петровский и 8) распятский серпуховский. Нижегородской губернии: муж, монастыри-1) балахнинский покровский, 2) васильево-слободский покровский, 3) великовражская, 4) – городищенская николаевская пуст. 5) дерновский спасский, 6) дудин николаевский амвросиев, 7) зеленогородский, 8) косогорская вознесенская пустынь , 9) ивановский покровский, 10) кезинский или кезовский, 11) княгининский троицкий, 12) – крестомаровская пуст., 13) Лысковской казанский, 14) муромкинский спасский, 15) – пичевская казанская пуст., 10) семеновский троицкий, 17) толоконцева спасская, 18) кержебельмашский и 19) чернораменский николаевский. Девичьи монастыри – 1) Васильево-слободской рождественский, 2) – арзамасская алексеевская , 3) васильевская ниженовгородская, 4) владыцкий гороховский, 5) зачатейский нижегородский, 6) княгининский, 7) лысковский богородичный, 8) мурошкинский троицкий, 9) павловский покровский и 10) происхожденский нижегородский. Новгородской губернии: муж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Городец Лужского р-на Ленинградской обл.; основан не позднее 1592), Синозерская Троице-Благовещенская пуст. (мужская, на Синичьем оз., ныне дер. Пустынь Чагодощенского р-на Вологодской обл.; основана в 1592 прп. Евфросином Синозерским), Шалочская Успенская пуст. (мужская, при впадении р. Шалочь в Мологу, близ совр. пос. Староречье Устюженского р-на Вологодской обл.; известна с 1603), Хвоинский Николаевский (мужской, ныне урочище Погост Хвойно Пустошкинского р-на Псковской обл.; основан ок. 1627 старцем Зосимой (Зелениным)), бежецкий Воздвиженский (женский, ныне в черте г. Бежецка Тверской обл.; известен с 1627), Сароцкая (Сарожская) Троицкая пуст. (мужская, на р. Сарка, ныне нежилая местность в Волховском р-не Ленинградской обл.; известна с 1642), Серебряницкий Димитриевский (мужской, ныне дер. Боталово Куньинского р-на Псковской обл.; известен с 1657), Колюбацкий Успенский (Исаева пустынь) (мужской, ныне дер. Колюбаки Великолукского р-на Псковской обл.; известен с 1659), Мшенская Пятницкая пуст. (мужская, ныне дер. Мшенцы Бологовского р-на Тверской обл.; известна с 1677), Лепруцкая (Лепруйская) Койгужская Пятницкая пуст. (мужская, ныне нежилая местность на р. Лепрудка в окрестностях дер. Койгуши Бокситогорского р-на Ленинградской обл.; основана в 1681), Мохнецкая Успенская Богородицкая пуст. (мужская, ныне дер. Мохнецы Рамешковского р-на Тверской обл.; известна с 1699), Коровье-Ручьевская Николаевская пуст. (мужская, ныне нежилая местность на р. Тигода в Тосненском р-не Ленинградской обл.; упом. в 1718). Прекратившие существование в XX в. Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресв. Богородицы (в совр. с. Ферапонтове Кирилловского р-на Вологодской обл.; основан как мужской в 1398, упразднен в 1798, возобновлен как женский по указу Синода от 10 дек. 1903, закрыт в сер. 20-х гг. XX в.), Нилова Сорская в честь Сретения Господня пуст. (мужская, в совр. дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.; основана в нач.- сер. 80-х гг. XV в., закрыта в 1927), Беседный во имя свт.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Такая ситуация сохранялась до 80-х гг. XVII в. С воцарением Феодора Алексеевича к Н. В. м. были приписаны 19 муж. мон-рей в 15 уездах: Левкиев в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь в Волоцком у., Никольский Пятницкий мон-рь в Дмитровском у. (совр. дер. Пятница Солнечногорского р-на Московской обл.), Покровская Сосновская пуст. в Зарайском у. (совр. с. Сосновка городского округа Озёры Московской обл.), Троицкая Старокадомская пуст. в Темниковском у. (совр. с. Ст. Кадом Кадомского р-на Рязанской обл.), Тихонов Карачевский в честь Воскресения Христова мужской монастырь , Зосимова Сестринская (Успенская Изосимова) Клинская пуст. в Клинском у. (совр. урочище Изосименье близ дер. Степаньково Лотошинского р-на Московской обл.), Курмышский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь (ныне с. Курмыш Пильнинского р-на Нижегородской обл.), Тихонов Лухский в честь Воздвижения Креста Господня мужской монастырь , Успенский Боровенский мон-рь (Ферапонтова пуст.) в Мещовском у. (совр. с. Боровенск Мосальского р-на Калужской обл.), Никольская Бутылицкая пуст. в Муромском у. (совр. с. Бутылицы Меленковского р-на Владимирской обл.), Симеоновский монастырь в Ряжском у. (совр. с. Семион Кораблинского р-на Рязанской обл.), Нищевский Покровский мон-рь в Рязанском у. близ с. Белоомут (совр. рабочий пос. Белоомут городского окр. Луховицы Московской обл.), Жерновский Никитский мон-рь в Рязанском у. (совр. с. Жерновище Спасского р-на Рязанской обл.), Успенский Введенский Астраганский (Строганский) мон-рь в Тверском у. (ныне территория затоплена Иваньковским водохранилищем), Дудин Николаевский мон-рь в Тверском у. (совр. дер. Дудино Калининского р-на Тверской обл.), Савватиева пуст. в Тверском у. (близ совр. дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), тверской Феодоровский мон-рь (в черте г. Твери), Кирилло-Афанасиевский мон-рь в Угличском у. близ г. Мологи (ныне территория затоплена Рыбинским водохранилищем), Успенская Андрианова пуст. в Шацком у. (совр. с. Пустынь Касимовского р-на Рязанской обл.).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Вероятно, существовал портрет З. в схиме на смертном одре. На это указывает выполненный в Зосимовой пуст. в кон. XIX в. монтаж фотографий портрета почившего старца, игумений Веры (Верховской) и Магдалины (Верховской) на фоне тоновой литографии с видом обители 70-х гг. XIX в. (внизу подпись: «Незабвенный оцъ нашъ Схимонахъ и пустынножитель Зосима Bepxobckiй»), к-рый был передан в Зосимову пуст. Н. А. Калинкиным 19 авг. 2000 г. В 1995 г. И. Л. Верховской сделан рисунок карандашом юного З. на о-ве Коневец. Поясной портрет преподобного работы худож. О. А. Дмитриева, написанный в 2000 г. маслом на картоне, хранится в Зосимовой пуст. Первые иконы З. были созданы на основе его портретов иконописцами Н. А. Криван и В. В. Криваном к местной канонизации святого в 2000 г., хранятся в Зосимовой пуст. На аналойном образе святой представлен в схиме, с куколем на голове, правая рука повернута ладонью, в левой руке четки и свиток с текстом: «другъ друга тяготы носите и тако исполните законъ хр(с)товъ». На иконе из Троицкого собора, к-рая участвовала в чине прославления подвижника, З. изображен в молении образу Божией Матери «Одигитрия», с непокрытой головой; в нижней части иконы панорама обители, написанная на основе тоновой литографии 70-х гг. XIX в. На иконе 2002 г.- образ прямоличный, поясной, правая рука З. поднята в благословляющем жесте, в левой свиток, изображение лица, волос и бороды соответствует портретам; на верхнем поле в сегменте - образ Пресв. Троицы, надпись: «СВ ПРЕП(д)Б ЗОСИМА bepxobckiй» (иконописец С. А. Мелкозёров). Ростовая икона З. в куколе, с четками в руке помещена на крышке его раки (иконописцы Ю. В. и Н. И. Земцовы). Единоличные иконы святого (в куколе, с благословляющей десницей и со свитком) написаны как в традиц. древнерус. стилистике (2004, иконописная мастерская Троице-Сергиевой лавры, иконописец Е. Лавриненко; воспроизв.: Прп. старец Зосима Верховский. Творения. Серг. П., 2006. Форзац), так и в академической живописной манере (иконописец Л. Н. Шархун, икона передана в Зосимову пуст. в 2008).

http://pravenc.ru/text/200021.html

1620, упразднен в 1764), белгородский Рождество-Богородицкий (женский, в Белгороде, основан в 1622, упразднен в 20-х гг. XX в.), Карповский Покровский Соловецкий (мужской, на берегу оз. Карповского, недалеко от г. Н. Оскол (ныне Белгородской обл.), основан ранее 1626, упразднен в 1725?), путивльский Борисоглебский (мужской, в Путивле (ныне Сумской обл., Украина), упом. в 1626, упразднен в 1762), Хотмыжский Знаменский (мужской, близ Хотмыжска (ныне с. Красный Куток Борисовского р-на Белгородской обл.), упом. в 1642, упразднен в 1842), Подмелогорская Пятницкая пуст. (мужская, близ Белгорода, упом. в 1644, ок. 1690 приписана к белгородскому Николаевскому мон-рю, упразднена в 1843), Коренная Николо-Ратенская пуст. (мужская, близ совр. с. Устинка Белгородского р-на и обл.), упом. в 1646, упразднена в 1764), Карповский Троицкий Соловецкий (женский, существовал на месте с. Карпов Город Белгородского у. (ныне Яковлевского р-на Белгородской обл.), основан ранее 1652, упразднен в 1764), старооскольский Свято-Троицкий (мужской, в г. Ст. Оскол (ныне Белгородской обл.), упом. в 1659, упразднен ранее 1764), льговский Димитриевский (мужской, близ совр. г. Льгов Курской обл., основан в 1669, в 1678 приписан к московскому Высокопетровскому мон-рю, упразднен в 1764), Корсунско-Богородицкий (женский, в дер. Новосильцова (Новосильцево) (ныне в черте Белгорода), известен с кон. XVII в., в 1717 преобразован в скит белгородского Рождество-Богородицкого мон-ря), старооскольский Успенский (Преображенский) (Тюмафтина пуст.) (женский, в г. Ст. Оскол, основан в XVII в., упразднен в 1743), Борисовская Тихвинская пуст. (женская, на месте совр. пос. Борисовка Белгородской обл., основана в 1709, упразднена в 20-х гг. XX в.), Товолжанская Зосимо-Савватиевская пуст. (мужская, близ совр. с. Шмарного Старооскольского р-на Белгородской обл.), известна с 1709, упразднена в 1721-1724), хотмыжский Покровский (женский, близ Хотмыжска (ныне Белгородской обл.), упразднен в 1725), Яблонова Димитриевская пуст. (мужская, находилась близ совр.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

В 1861 г., по завершении строительства в мон-ре Свято-Троицкого собора, мощи З. и С. были помещены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе Троицкого собора. Со времени основания Соловецкого мон-ря З. и С. чтились как покровители мореплавателей. Примечательно, что в Каноннике сер. XVI в., принадлежавшем Варлааму, игум. московского в честь Богоявления муж. мон-ря , З. и С. названы «святыми морскими чюдотворцами» (РНБ. Кир.-Бел. 160/417). Как пустынники, насадители монашеской жизни, покровители мореплавателей и просветители языческих народов Поморья святые прославляются в «Похвальном слове русским преподобным» (40-е гг. XVII в.) соловецкого книжника Сергия (Шелонина) ( Панченко О. В. из археогр. розысканий в обл. соловецкой книжности. I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия (Шелонина): (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 585-587). З. и С. также почитались как покровители пчеловодства, в народе их именовали «пчельниками». К помощи З. и С. прибегают в болезнях, имелось множество посвященных преподобным больничных храмов, в частности, в Троице-Сергиевом мон-ре, во Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст . Больничная ц. в Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст . с приделом во имя З. и С. была построена на месте явления прп. Серафиму (тогда послушнику Прохору) Божией Матери, исцелившей святого. Для Зосимо-Савватиевского придела больничной церкви Прохор соорудил кипарисовый престол. В церковь З. и С. прп. Серафим приходил причащаться в последние годы жизни. В этой церкви в июле 1903 г., перед канонизацией прп. Серафима, на 2 недели был установлен гроб с его мощами. Особое почитание З. и С. существовало в старообрядческом Выголексинском общежительстве , созданном в кон. XVII в. в Заонежье. Старообрядцы Выга считали себя преемниками соловецких иноков и вели отсчет истории Выговской пуст. со времени основания Соловецкого мон-ря. Один из приделов Богоявленской соборной часовни в Выговской пуст.

http://pravenc.ru/text/200051.html

Впосл. над могилой был построен Троицкий храм. Сочинения З. представлены несколькими творениями агиографического и нравоучительного характера. Из автографов старца сохранились только письма («Заветные письма», хранящиеся в Зосимовой пуст.- РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7918. Л. 17, 18, 25-26, 102 об.- 103 об.; ЦГИАМ. Ф. 617. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-6). Крупные сочинения З. известны только в копиях XIX в., хранятся в б-ке Троице-Сергиевой лавры, в фондах Троице-Сергиевой лавры и Оптиной пуст., в ОР РГБ. Мн. сочинения З., а также рукописные книги для прп. Антония Оптинского переписывались в Зосимовой пуст. Все известные сочинения и письма З. изданы в кн. «Прп. старец Зосима Верховский. Творения» (Серг. П., 2006). Прп. Зосима (Верховский). Резная икона. 2001 г. Резчик С. Б. Большаков (частное собрание) Прп. Зосима (Верховский). Резная икона. 2001 г. Резчик С. Б. Большаков (частное собрание) Из агиографических творений следует назвать Житие прп. Василиска и Житие прав. Петра Томского, впервые изданные Оптиной пуст. в XIX в. Издание 1849 г. иногда помечается «вторым». Экземпляры 1-го издания к 2009 г. неизвестны. О тираже книги оптинский ред. о. Порфирий (Григоров) писал так: «Я похлопотал об издании хранившихся у меня в рукописи сибирских старцев... Оных напечатано самое малое количество экземпляров: только для моих благодетелей и друзей» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 98. Д. 25. Л. 3). «Изречения и извлечения из сочинений» З., публиковавшиеся вместе с его Житием, повторялись также в сб. «Старческие советы» (М., 1913, 1994p). Из нравоучительных творений самое крупное - «Поучение о послушании» ( Прп. старец Зосима Верховский. Творения. 2006. С. 229-374). Отличительной чертой творений З. является язык - несмотря на время написания (нач. XIX в.), старец писал по-церковнославянски. Нек-рые издатели переводили его творения на рус. язык. Наиболее оригинальное сочинение З.- изложение 75 «действий» Иисусовой молитвы на старца Василиска. Эту рукопись в неск. вариантах издавали с 1994 г. (в переработке иером.

http://pravenc.ru/text/200021.html

Здесь по благословению митр. Филарета З. устроил жен. общину в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». 20 нояб. 1826 г. сестры поселились в кельях общины. В течение 3 лет З. часто ездил в Москву, сам ходил по благодетелям для испрашивания помощи, покупал для сестер все необходимое. Видя такое самопожертвование, обители стали покровительствовать московский купец 1-й гильдии С. Л. Лепёшкин (1787-1855) и его супруга. Одновременно жажда безмолвия не покидала З. В 3 верстах от пустыни в лесу старец выстроил келейку с колодцем. Обычно он жил в келейке 5 дней в неделю, в субботу приходил к утрени, а в воскресенье вечером возвращался «на безмолвие». В это время его посетили 2 неких старца из Орловской губ., от к-рых он принял великую схиму. Прп. Зосима (Верховский). Икона. Нач. XXI в. Иконописец Л. Н. Шархун (Зосимова пуст.) Прп. Зосима (Верховский). Икона. Нач. XXI в. Иконописец Л. Н. Шархун (Зосимова пуст.) З. заботился о будущности Троице-Одигитриевой обители, о чем, в частности, свидетельствуют письма Лепёшкину. Так, в авг. 1832 г. З. просил «не покидать» сестер после его кончины, и купец-благотворитель своим завещанием распорядился заботиться о материальном благосостоянии обители (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 640. Д. 153). В окт. 1833 г. З. заболел, накануне кончины велел позвать священника с причтом, соборовался, исповедался, причастился Св. Таин. Прощаясь с сестрами, завещал им жить в любви и смирении. «Не расходитесь по моем исходе,- убеждал их З.,- Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Свое на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою». Завещал 1-й престол посвятить Св. Троице, а 2-й - Смоленской иконе Божией Матери. Завещание преподобного исполнилось - община была утверждена и развилась, став Зосимовой Троице-Одигитриевой пуст. Скончался в день праздника иконы «Всех скорбящих Радость», похоронен по завещанию «около часовни, чтобы дождь с крыши, под которой Распятие Спасителя, орошал могилу».

http://pravenc.ru/text/200021.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010