Кременецкий и Зертис-Каменский решились в обучении следовать определенному порядку: производить обучение тому или другому предмету в известный срок, начиная с простейшего и постепенно возводя учеников к высшему образованию. Когда одни обучились чтению, письму и пению, их начинали обучать латинской и греческой грамматикам, переводам и арифметике; на место их в низший класс поступали новые воспитанники и когда эти последние оканчивали первоначальные предметы, их переводили в следующий класс, а тех еще в высший. Кременецкий и Каменский переходили из одного класса в другой вместе с воспитанниками и к 1740 г. довели их до риторики. В 1740 г. 29 мая, когда Императрица Елизавета Петровна изустным указом соизволила потребовать из Невского монастыря известие о семинарии–на каком основании она учреждена, сколько должно быть семинаристов по штату и сколько их на лицо, каких людей дети, каким наукам обучаются и на какой счет содержатся: то означенные наставники доносили Ее Величеству, что «семинаристов на лицо 85 человек; а семинаристы эти при нас с 1736 года обучаться начали и сейчас обучаются – одни по-русски читать, писать и петь, другие–латинской и греческой грамматике, переводам и арифметике, третьи– пиитике, риторике, географии и истории и имеют потом поступить к некоторым началам еврейского языка, также философии и богословия. Понеже тые наипаче диалекты и науки приличны духовному чину и удобнейший способ подают к достодолжному исполнению звания их» 25 . В низших классах, под руководством Гавриила и Амвросия, обучали воспитанников чтению, письму и начаткам латинского диалекта – старшие воспитанники этой же школы. В каком объеме и каким порядком преподавались в семинарии науки после Гавриила и Амвросия, можем судить только по самым ограниченным сведениям об этом времени, рассеянным там и здесь в официальных памятниках и частных сочинениях. Из описания семинарии, сделанного в 1775 году бывшим воспитанником Киевской академии В. Рубаном 26 , видно, что в классе богословском преподаваемы были: богословие догматическое, нравственное, сравнительное или обличительное (богосл. полемика) и истолковательное (библ. герменевтика); в философском – логика, психология, метафизика и нравственная философия; в риторике – красноречие и поэзия. Из прочих наук преподаваемы были: общая история, география, арифметика и геометрия и языки: еврейский, греческий, латинский, французский и немецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

24 августа поступило предписание из Святейшего Синода «с крайнейшей поспешностью» приступить к уборке в сундуки драгоценных церковных и ризничных и редко употребляемых вещей . Однако из-за сопротивления наместника иеромонаха Иосифа данному распоряжению только 27 августа удалось приступить к сбору вещей. Были взяты богослужебные Евангелия, драгоценная утварь и облачения, серебряные лампады, паникадило, подсвечники и все, что можно было взять из золотых, серебряных и жемчужных вещей. «Образа со всем украшением оставлены из опасения, как уверяет отец архимандрит Иоанн, чтобы народ не встревожить» (см. публикацию, л. 1). Возможно, настоятель распорядился не снимать драгоценные ризы с икон и не убирать сами иконы, памятуя о зверском убийстве во время Чумного бунта 1771 г. около стен Донского монастыря архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского), который приказал снять Боголюбскую икону у Варварских ворот. Действительно, в то время из жителей Москвы составлялись добровольные ночные дозоры для удостоверения в том, что чтимые Москвой святые иконы не Таким образом, и чудотворная храмовая Донская икона Божией Матери в драгоценной ризе осталась в монастыре. Для вывоза церковного имущества с архиерейского подворья в Донской монастырь было прислано 5 троек лошадей, монастырских же лошадей настоятель приказал оставить, чтобы в случае крайней опасности вывезти на них оставшееся ризничное имущество. Архимандрит Иоанн вместе с другими настоятелями монастырей выехал 31 августа вечером на 5 повозках в Кремль, и, соединившись с ризницами прочих монастырей, отправился в Вологду, в Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Практически все штатные служители Донского монастыря остались при своих семействах. Руководство обозом московских монастырей было поручено члену Синодальной конторы архимандриту Заиконоспасского монастыря Симеону. Описание путешествия настоятеля в Вологду и возвращение в Москву содержится в воспоминаниях иеродиакона (тогда еще монаха) Германа, сопровождавшего настоятеля (см. публикацию, л.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033388/

м., окруженном деревянной оградой, стояли каменный Введенский храм (1708), 2 деревянные церкви, настоятельская и 5 братских келий, ледник, «магазеин», поварня, ограда. В обители проживали иеромонах, пономарь, псаломщик, «конорхист», 2 «хлебных» монаха, 2 белых священника, диакон, 4 трудника, которым «денежного и хлебного жалования» не выдавалось; жили они «в обществе от мирского подаяния, ибо за тою пустынею крестьян и протчих людей нет, а токмо имеетца земли 10 четвертей, которою владеют объявленные белые попы и дьякон» ( Никишов. 2011. С. 102-103). В описании 1755 г. упомянуты каменный Введенский храм и деревянная ветхая Введенская ц., не имевшая утвари. 19 апр. 1763 г. белёвский архим. Иустин сообщал Сарскому и Подонскому архиеп. Амвросию (Зертис-Каменскому) , что постройки пустыни «все пришли в крайнюю ветхость» и «священнослужение церкви исправляется с крайней опасностию». Архим. Иустин писал, что московский купец И. Фёдоров намеревается вместо ветхих церквей построить каменный храм в честь Вознесения Господня с Введенским и Знаменским приделами, и просил архиерейского благословения ( Мартынов П. М. Жабынская Введенская пуст.//Тульские ГВ. 1872. 83. С. 1453). Архиеп. Амвросий одобрил это начинание, но к строительству так и не приступили. В 1764 г. М. Ж. м. был упразднен. В каменном Введенском храме, ставшем приходским, служили священник, диакон, дьячок и пономарь, а деревянную Введенскую ц. перевезли в с. Петровское Одоевского у. Тульской губ. В 1765 г. монастырские постройки предполагалось передать в ведение Воронежского пехотного полка. В 1776 г. М. Ж. м. был возобновлен как внештатная пустынь, в нее из сгоревшего Шаровкина Успенского мон-ря Калужской губ. перевели 7 насельников со строителем иером. Исаакием (Акимовым; † 1790). Братия обнаружила пустынь разоренной, в обветшавшем Введенском соборе отсутствовал антиминс. После ремонтных работ 1 нояб. 1780 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Самуил (Миславский) освятил новый антиминс. Решением Синода к «приходу» возобновленной пустыни были приписаны земли с вотчинными крестьянами отставного поручика кавалергардского полка барона П.

http://pravenc.ru/text/2561260.html

– наставники из Московской академии, иеромонахи: Гавриил Кременецкий (впоследствии киевский митрополит) и Амвросий Зертис-Каменский (московский архиепископ, убитый во время чумы). В половине 1730-х годов обозначается точнее и курс наук, более или менее соответствующий теперешнему училищному и семинарскому, разделенный на 8 классов: 1) инфима; 2) фара; 3) грамматика; 4) синтаксима, (преимущественно в этих классах изучались языки – еврейский, греческий, латинский, французский и немецкий); 5) поэзия, 6) риторика; 7) философия; 8) богословие. В семинарии заведены были диспуты и проповеди учеников и наставников. Около того же времени устраивается и библиотека, в которую поступили книги и рукописи после разных ученых, напр. Феофана Прокоповича , учителей Скияды и Селлия. В 1743 г. сама Императрица Елизавета Петровна посещала семинарию. В период 1725–1788 г. в ней сменилось: 8 ректоров, 10 префектов, 26 учителей. Число воспитанников в разные годы варьирует между 35 и 108, которые большею частию были из духовного звания, но также и из детей разночинцев и монастырских служителей. В 1738 г. из школы Феофана Прокоповича , закрывшейся вскоре после его смерти, переведено в Невскую семинарию до 20 учеников, а в 1741 г. прислано 25 человек псковских семинаристов. Содержание на семинарию до начала 30-х годов шло от монастыря, преимущественно из сумм за погребение на невском кладбище. В 1732 г. была прибавлена сумма из вотчинных монастырских доходов, впоследствии же – из Коллегии экономии. Помещение семинарии было сначала в особом здании, по северную сторону Черной речки, около невского проспекта; но с 1741 по 1775 г. оно находилось в новом, нарочно для того выстроенном доме, за нынешним стеклянным заводом, но шлиссельбургскому тракту. В 1788 г. сообразно с устройством главных народных училищ, митрополит Гавриил (Петров исходатайствовал Высочайшее соизволение на преобразование Александроневской семинарии в Главную семинарию, куда повелено было присылать из всех епархиальных семинарий, исключая троицесергиевскую, черниговскую и Новгород-северскую, лучших воспитанников, прием которых в низшие классы производился каждый год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По управлению школами он стенён был самыми вопиющими нуждами. Здания, в которых помещались школы, были так ветхи, что каждый час угрожали опасностью жизни и начальников и учеников. Не смотря ни на просьбы, ни на мольбы Феофилакта, никто не хотел принять в них участия. Наставников и учеников безнаказанно обижали посторонние лица 58 . Внутренняя сторона школ была не лучше. Петр I, задумав преобразование народа, отправлял молодых людей целыми сотнями в чужие края для изучения разных наук, искусств и ремёсел. Московская академия, единственное училище в северо-восточной России, должна была каждый год выделять но нескольку воспитанников для обучения наукам, не входившим в план их первоначального воспитания. Ближайшим следствием этого было обеднение школы, потеря лучших воспитанников, которые могли бы впоследствии быть хорошими в ней наставниками; отдаленным – потеря лучших людей для церкви, – жалкая тем более, что с выходом лучших людей на разные пути гражданской службы, естественно выдвигались вперёд, на первый план, лица, стоявшие в задних рядах по уму и по образованию; либо и того хуже – первые места по духовному ведомству отдаваемы были предприимчивым искателям приключений, азиатским выходцам и афонским «прелазатаям» (как называл их московский архиепископ Амвросий Зертис-Каменский 59 ) которые уверены были, что в России скрыто золотое руно, и что только иноземцы обладают тайною, как отыскать его. В самом деле нельзя не сознаться, что из наших северо-восточных школ не много вышло людей, на которых бы можно было указать с такою же гордостью, как киевские школы указывают на Стефана Яворского , Феофилакта Лопатинского, Феофана Прокоповича , Симона Тодорского, Арсения Мациевича, Георгия Конисского и многих других. А передовые ведут за собою своё поколение. Поэтому многие явления церковно-исторической жизни XVIII столетия имели бы другой вид, если бы на передовых местах были больше образованные люди, и в церковном управлении, может быть, развилось бы более самостоятельности и более достоинства, если бы лица, стоявшие в челе его, имели более внутренней силы, а не принуждены были, сперва для получения, а потом для удержания своих мест, искать внешней опоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Ф. Я. Дубянскому , всего же в Синод было отправлено 7 тетрадей. В янв. 1757 г. мощи свт. Димитрия были обследованы комиссией Синода, в состав к-рой помимо А. входили Суздальский митр. Сильвестр (Гловатский) и архим. Симонова нового московского мон-ря Гавриил. 19 марта 1757 г. Синод постановил, что останки свт. Димитрия Ростовского «за самые святые мощи почитать должно», но одновременно предписал А. произвести в консистории тщательное расследование по фактам чудесных исцелений и представить отчеты. В ответ А. просил избавить его от этого поручения и указал, что подобными расспросами можно заронить в сердца необразованного народа смущение и что процедура расследования приведет к сокрытию чудес. 22 апр. 1757 г. последовал указ об открытии святых мощей, в 1758 г. Синод утвердил службу свт. Димитрию, составленную по просьбе А. Переславль-Залесским еп. Амвросием (Зертис-Каменским) . При подготовке канонизации свт. Димитрия А. пришлось преодолеть как препоны со стороны архиереев - последователей архиеп. Феофана (Прокоповича) , так и противодействие местных вождей старообрядчества, к-рые с распространением почитания свт. Димитрия утратили значительную часть своего авторитета в народе. Заручившись поддержкой единомышленных архиереев и прибегнув к помощи канцлера А. П. Бестужева-Рюмина, А. удалось добиться от императрицы Елизаветы Петровны отклонения проекта готовящейся секуляризации церковных имуществ . По нек-рым (документально не подтвержденным) сведениям, А. энергично протестовал и против секуляризационных планов Петра III . После воцарения Екатерины II были изданы манифест (12 авг. 1762) и указ (29 нояб. 1762) об учреждении комиссии для обсуждения проблемы церковных имений; главной задачей комиссии было выяснение «истинных доходов от церковных имений» по критерию лучших хозяйств светских помещиков и соответственно этому учреждение «штатов», т. е. жалования из казны. С этой целью было предписано провести опись церковных имуществ. 9 февр. 1763 г., в неделю Торжества Православия, А.

http://pravenc.ru/text/76190.html

Первым произведением, посвященным митр. Димитрию Ростовскому стало его Житие. Изначальные варианты Жития обращались лишь в рукописях. Это − краткая редакция, составленная, предположительно, митр. Амвросием Зертис-Каменским ещё до канонизации, и Житие, которое написал митр. Арсений Мацеевич и представил Синоду в 1758 г. (оно, однако, не получило одобрения). Первым печатным изданием, посвящённым Ростовскому митрополиту, стала т.н. Синодальная редакция Жития, автором которой был, по всей видимости, Я.А. Татищев, отставной гвардейский офицер, организовавший в 1786 г. издание собрания сочинений митр. Димитрия Ростовского и включивший в него свой вариант Жития 13 . Все эти тексты, отличаясь в деталях и по объёму, излагали в основных чертах биографию Ростовского владыки, начиная с раннего детства и заканчивая архиерейским служением и кончиной. Авторы всех Житий, несомненно, пользовались документами из личного архива Димитрия Савича, а в ряде случае и опирались на свидетельства людей, лично знавших митрополита, (например, учеников его школы), и местные предания. Последнее позволяет рассматривать уникальные сведения Синодального Жития (автор которого наиболее полно использовал все возможные источники), относящиеся к Ростовскому периоду жизни митр. Димитрия, как достаточно достоверные. Житие, главным образом в Синодальной редакции, надолго стало основным описанием жизни и деятельности митр. Димитрия Ростовского вплоть до середины XIX в. Только в 1818 г. учёный митр. Евгений Болховитинов посвятил Ростовскому владыке содержательную статью в своём «Словаре», дополнив сведения Жития комментированным перечнем сочинений митр. Димитрия и несколькими примечательными фактами 14 . Всерьез представители церковно-академической науки обратились к изучению личности и наследия Димитрия Савича только в 1840-х гг. К этому времени достаточно полное собрание сочинений Ростовского владыки, впервые опубликованное в 1786 г. 15 и неоднократно переиздававшееся с тех пор, уже многие десятилетия было достоянием широкой общественности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Первым настоятелем Н. В. м. в 1656-1658 гг. был игум. Стефан (с 18 окт. 1658 архимандрит), до назначения состоявший в клире патриарха Никона, являвшийся в 1658-1660 и 1666-1679 гг. архиепископом Суздальским и Тарусским. Среди настоятелей обители в XVII в. выделяется любимый ученик и постриженик патриарха Никона архим. Герман (управлял Н. В. м. с окт. 1680, архимандрит в 1681-1682) - крупнейший представитель музыкально-поэтической школы, сложившейся в обители. К той же школе принадлежал архим. Никанор (настоятель в 1686-1698) - автор пространной «Летописи» о строительстве Воскресенского собора, написанной акростихом (высечена на белокаменных плитах, предваряет вход в кафоликон). В 1722-1723 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Лаврентий (Горка; впосл. епископ). Сменивший его архим. Киприан (Скрипицын; 1723-1727) в 1719-1723 гг. был архимандритом ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря , а позднее - настоятелем дмитровского во имя святых Бориса Глеба мужского монастыря (1727-1732), московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря (1732-1733), Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря (1733-1736) и Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря (1736-1737), затем епископом Вятским и Великопермским (1737-1739), Коломенским и Каширским (1739-1740), членом Синода (с 4 марта 1739). В 1727-1736 гг. Н. В. м. возглавлял архим. Мелхиседек (Борщов), бывший ранее игуменом Клобукова мон-ря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ; 1715-1717), архимандритом старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1717-1722), дмитровского Борисоглебского (1722-1723) и Иосифова Успенского (1723-1727) мон-рей. В 1735 г. он был взят в Тайную канцелярию по доносу Феофана Прокоповича в связи с делом еп. Корельского и Ладожского Маркелла (Родышевского); в 1744-1748 гг.- настоятель Крестовоздвиженского Бизюкова мон-ря. В 1737-1742 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Карион (Голубовский), в 1734-1737 гг. состоявший архимандритом Преображенского мон-ря в Ярославле, в 1743-1752 гг.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1742-1744 гг. мон-рь возглавлял архиеп. Петр (Смелич), в 1744-1748 гг.- архим. свт. Иларион (Григорович; впосл. епископ). Деятельность настоятелей Н. В. м. в 1748-1765 гг. Амвросия (Зертис-Каменского ; с 1753 епископ, с 1764 архиепископ), и в 1765-1771 гг. его родного брата Никона (Зертис-Каменского) была в основном направлена на реставрацию обители. Н. С. Зертис-Каменский еще в 1748-1756 гг. находился в Н. В. м. «при строении в должности живописного искусства надзирателя». В 1756 г. он пострижен в монашество с именем Никон, в 1761 г. был архимандритом переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря , а в 1761-1765 гг.- Саввина Сторожевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

В-четвертых, должен быть соблюдён баланс между содержательной стороной и формой выражения – это и есть искусство перевода, свойственное кирилло-мефодиевским текстам, то, что делает эти тексты столь выдающимися в истории славянской письменности и что является образцом для последующих переводов их школы. И наконец, в-пятых, перевод, выполненный в духе кирилло-мефодиевской традиции, должен быть культуро-ориентированным, то есть учитывать закономерности сложившейся культурной среды, в которой выполняется перевод. Все эти критерии соблюдены в переводе архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского). Его перевод являет образец живого церковнославянского языка, продолжающего почти тысячелетние традиции, но и отражающего новые тенденции своего развития, главной из которой можно считать наметившуюся стилистическую дифференциацию внутри самого церковнославянского языка, выраженную в отборе и сочетании старых и новых языковых средств. Судьба церковнославянского языка сложилась так, что едва в нём наметились изменения, определяющие жизнеспособность его как коммуникативного средства, сфера его употребления была ограничена, и это не способствовало его дальнейшему развитию. Однако ту роль, которую определил своему переводу архиепископ в предисловии к нему – духовное просвещение учащихся, – этот перевод может выполнять до сих пор, представляя высокий и жизнеспособный образец церковнославянского языка на службе описания основ православной догматики. Литература 1 . Die Dogmatik des Johannes von Damaskus in der Übersetzung des Fürsten Andrej M. Kurbskij (1528–1583)/hrsg. von J. Besters-Dilger. – Freiburg i. Br.: Weiher, 1995. – LXXX+1025S. – (Monumenta Linguae Slavicae Dialecti Veteris. Fontes et Dissertationes; T.XXXV). 2 . Калайдович К.Ф. Иоанн, экзарх Болгарский: исследование, объясняющее историю славянского языка и литературы IX и X столетий. – М., 1824. 218 с. 3 . Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры /Пер. на слав. архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского). – М., 1774. 186 л.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впоследствии, уже в правление царевны Софьи, в конце XVII beka, Донской монастырь стал одним из главных столичных монастырей. Попечением царевны Екатерины, благодаря ее пожертвованиям «из царских сокровищ», в обители был выстроен новый собор Донской иконы Божьей Матери, позже прозванный Большим, и отстроены монастырские стены. В начале XVIII beka настоятелем монастыря назначается глава Имеретинской Грузинской Церкви архимандрит Лаврентий, и с этого времени Сретенская церковь Большого Донского собора становится усыпальницей грузинских царей и князей. Koheц XVII – начало XVIII beka вообще были благоприятны для Донской обители. Даже в царствование Nempa I, не благоволившего к монастырям, в Донском монастыре продолжалось строительство храмов и их благоукрашение. Впоследствии, уже в середине XVIII beka, в Донской обители были отстроены каменные келейные корпуса. В это же время кладбище Донской обители становится очень популярным среди столичной аристократии. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчинявшимся непосредственно Святейшему Синоду и имеющим право самостоятельного выбора архимандрита. Несколько лет спустя, в 1747 году в Донской монастырь из Заиконоспасской обители была переведена Славяно-греко-латинская академия. Несмотря на процветание, общественные потрясения также не обошли стороной Донскую обитель. В 1771 году в воротах монастыря был убит Московский архипастырь, архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Архиепископ Амвросий (в миру Андрей Степанович Зертис-Каменский) родился 17 октября 1708 года в городе Нежине. Рано лишившись отца, остался на попечении своего дяди по матери, старца Киево-Печерской Лавры Владимира (Каменского), фамилию которого он присоединил к своей при поступлении в Киевскую духовную академию. В 1728 году переехал для продолжения образования в Польшу, в Львовскую духовную академию, в которой он обучался риторике и философии. С 1733 года начал слушать богословие в Московской Славяно-греко-латинской академии у известного сперва префекта, а потом ректора академии Стефана Калиновского, который и убедил своего ученика принять монашеский постриг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010