В это время м. Арсений продолжал свое служение на Ростовской кафедре. В половине марта 1763 г., возвратясь в свои покои от вечерни, он сказал своему келейнику: «не запирай ворот на ночь! Гости будут ко мне в полночь». Келейник недоумевал, каких гостей ожидает преосвященный. Но в самую полночь является к нему Гвардейский офицер Дурново и подает синодальный указ следующего содержания: «14 сего марта определено ваше преосвященство, чрез нарочно отправленного гвардии обер-офицера привезть в Москву, а при том отъезде ризницы и людей, кроме трех нужнейших вашему преосвященству, с собою не брать, и имеющиеся в кельях вашего преосвященства письма, кроме печатных книг, собрав в одно место, вашего и того обер-офицера печатью запечатав, взять оному обер-офицеру в Москву». По приезде в Москву 14 апреля Арсений уже содержался под крепкою стражею в Симоновом монастыре, как государственный преступник. В тот же день императрица писала обер-прокурору Глебову: « Александр Иванович ! Нынешнюю ночь привезли враля, котораго исповедывать должно; приезжайте ужо ко мне, он здесь во дворце будет». Неизвестно, какого рода была эта исповедь; в присутствии императрицы, Орлова, Глебова и Шишковскаго Арсений до того простер свою дерзость в объяснениях, что императрица зажала себе уши, а ему «заклепили рот». После исповеди в императорском дворце Арсений под караулом препровожден был в полное присутствие Синода и при допросе, как объявлено было в московской газете (14 апреля 1763 г.), «сознался в своей продерзости». Его собратия и сочлены присудили его к лишению архиерейского сана и монашества и затем к смертной казни за оскорбление Ея Величества. Такой приговор поднесен был государыне для конфирмации, но она, как значится в Синодском указе, «по великодушию и милосердию своему природному», соизволила освободить Арсения от казни и повелела оставить ему монашеский чин и сослать в отдаленный монастырь под строгий надзор настоятеля. Подсудимый опять призван был в Синод для объявления ему высочайшей конфирмации. Он явился в Синодское присутствие, как бы на священнослужение: в архиерейской мантии с источниками, в омофоре, в белом клобуке, с панагиею на персях и с архипастырским посохом в руке. По прочтении высочайшей конфирмации члены Синода, один после другого, снимали с митрополита Арсения архиерейские принадлежности, кто митрополичий клобук, кто мантию, кто омофор, кто панагию, кто другие принадлежности. Во время совершения этого печального акта Арсений, убежденный в справедливости своих протестов, обнаружил полное негодование к своим собратиям – членам Синода и предсказал некоторым из них плачевный жребий. Так первенствующему члену Синода Димитрию предрек, что задохнется собственным языком, Амвросию Зертис-Каменскому предрек смерть от мясника. Лишенному архиерейства подано было простое монашеское одеяние и была взята с него подписка, что впредь ни под каким видом не будет именоваться и писаться не только архиереем, но даже иеромонахом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chin-i...

Г.-Б. не успел сам отредактировать и издать книгу путевых записок. Рукопись хранилась у матери, к-рая позволяла делать с нее списки всем желающим, и они широко распространились, особенно на Украине. Издать труд собирался архиеп. Симон, но его смерть не позволила реализовать этот замысел. Неудачной оказалась и попытка издания записок, предпринятая А. Г. Разумовским и Московским архиеп. Амвросием (Зертис-Каменским) . В 1778 г. книга вышла в свет благодаря участию издателя В. Г. Рубана и Г. А. Потёмкина , впосл. она неоднократно переиздавалась. В книгу также вошел текст брата Г.-Б. архит. И. Г. Григоровича-Барского, к-рый написал историю семьи и оставил единственное сохранившееся описание внешности Г.-Б. Рукопись путевых записок в 1794 г. перешла к И. Н. Царскому , от него - в б-ку гр. А. С. Уварова и была описана П. М. Строевым (Рукописи славянские и российские, принадлежащие... И. Н. Царскому. М., 1848. 601, 602). Еще одна рукопись с собственноручными рисунками Г.-Б. хранится в НБ им. Н. И. Лобачевского КазГУ 11 по кат. А. И. Артемьева). Сочинение Г.-Б. неоднократно использовалось специалистами по истории христ. Востока (в частности, А. Н. Муравьёвым в кн. «Описание монастырей и скитов, находящихся на святой горе Афонской» (СПб., 1859). Г.-Б. составил лат. грамматику для греков, 2 похвальных слова Антиохийскому патриарху Сильвестру и слово в честь свт. Василия Великого. Письма, к-рые Г.-Б. посылал родителям во время путешествий, хранились у И. Г. Григоровича-Барского. Соч.: Пешеходца Василия Григоровича-Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, мон. антиохийского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г. СПб., 1778, 17852, 17933, 18005, 18196. М., 1847. 2 ч.; Странствования... по святым местам Востока с 1723 по 1747 гг./Под ред. Н. П. Барсукова. СПб., 1885-1887. 4 ч. М., 2004-2005р. Ч. 1-3; Второе посещение св. Афонской горы... им самим описанное. СПб., 1887. М., 2004р; Τ θαυμαστ μοναστρια το Αϒου Ορους Αθω, τσι πως τ εδε κα τ σχεδασε μ ςλο κα πολλ πιμλεια ελαβς δοιπρος μοναχς Βασλειος Γριϒορβιτς Μπρσκι, ταν περιηϒθηκε τν ερ πολιτεα το Αθω τ τος 1744/Τ παρουσιζει κα τ σχολιζει δ Α.-Α. Ταχιος, πο περιϒρφει κα τ ζω το σπουδαου ατο νθρπου. Θεσσαλονκη, 1998.

http://pravenc.ru/text/168111.html

Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. Нач. XX в. Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. Нач. XX в. Указом Синода от 8 нояб. 1744 г. П.-З. Г. м. стал кафедральной обителью Переславской и Дмитровской епархии. Большая часть братии была переведена в другие обители, а монастырские здания приспособлены под архиерейскую резиденцию. В сер. XVIII в., при архиеп. Амвросии (Зертис-Каменском) , монастырский комплекс был существенно перестроен, причем уничтожено неск. старинных зданий, в т. ч. упоминаемая в документах 3-главая ц. св. Иоанна Предтечи. Строительными работами руководили молодые архитекторы И. И. Жуков, К. И. Бланк, И. Я. Яковлев, И. Ф. Метлин из «команды» московского зодчего Д. В. Ухтомского , в мастерской которого, вероятно, и был создан новый облик монастырского ансамбля. После упразднения Переславской епархии, в 1788 г., монастырские храмы стали приходскими, богатая ризница отправлена в Москву, остальное имущество обители передано в Московскую, С.-Петербургскую и Владимирскую епархии. В «Описании монастырей...» 1817 г. упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». Нек-рое время на территории П.-З. Г. м. находились суд и другие казенные учреждения, а также богадельня. В кон. XIX в. здания мон-ря были выставлены на продажу. Их выкупило местное купечество и передало Переславскому ДУ, занимавшему территорию обители в 1881-1918 гг. Долгое время смотрителем уч-ща был видный церковный историк прот. А. И. Свирелин. В 1887 г. большой урон строениям П.-З. Г. м. нанес ураган. В 1904 г. монастырь пребывал в запустении: «...громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены» ( Потапов. 1904). В мае 1919 г. с целью спасти церковные древности от разорения и конфискации по инициативе начальника милиции М.

http://pravenc.ru/text/2580002.html

Даниилов Троицкий, в Переяславле-Залесском, основан св. Даниилом около 1508. Ныне второклассный. [IV, 7; VI, 442.] Игумены Св. Даниил , с 1525; уволен 1539; † 7 апр. 1540. Мощи его обретены 18 нояб. 1652. Иов , при жизни св. Даниила. Архимандриты Иларион , ученик Даниилов, произведён 17 июня 1539; † 1543 … Кирилл , с 1543; † 1572 … Авраамий , 1572–77. Сергий , 1579–86. Иона Архангельский , 1589–1609, окт. В начале 1613 хирот. в митрополита Сарского. Игнатий , 1613–15. Корнилий , 1616–20. Макарий , 1620–28. Фома , 1628–34. Савватий определён 4 апр. 1635. Макарий , 27 дек. 1636 и 1637. Иосиф , из равнинных патриарших, 1687–1689, 14 марта. Корнилий , 1640–51; † … Тихон 18 нояб. 1651 перев. из Нижегородского Печерского; упом. до окт. 1658. Никита , 1659–64, уволен. Герман упом. в мар. 1665, вскоре †. Авраамий определён в янв. 1666, июн., август. Григорий Неронов 198 1 нояб. 1668, в мар., июле 1669; после † … Антоний , в сент. 1669; после †... Гурий , 1670–73, уволен. Антоний , 1673–75, 24 янв. перев. в Ипатиевский. Варфоломей определён 20 мар. 1675–1701; † … Досифей определён в дек. 1701–1710. Варлаам Высоцкий перев. из Переяславского Никитского, 1710–1726, 13 нояб. перев. в Троице-Сергиеву Лавру. Иоасаф , 22 янв. 1727, из Лукиановской пустыни; † 31 марта. Викентий , 1727–31. Моисей , 1731 и 32; † … Дионисий Крапивин , 1732–38, уволен. После архим. Венёва монастыря. Иоаков Данатовский , из Александро-Невских иеромонахов, определён 2 июля 1738–44; † 13 сентября. Антоний Платковский , из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры, определён 27 дек. 1744 199 ; † 15 июня 1746. Панкратий Чарныйский , из Московских проповедников, 1746–53, 6 мая перев. в Иосифов. Вонифатий , в 1753 и 54. Гермоген перев. из Колоцкого 16 июля 1755; † 31 авг. 1756. Каллистрат 24 апр. 1757 перев. из Спасского Арзамасского, а 17 янв. 1758 перев. в Переяславский Никитский. Иакинф Карпинский , 17 янв. 1758, из Дмитровского Борисоглебского; в 1761 перев. в Севский Спасский. Никон Зертис-Каменский произведён 8 мар. 1761, а 26 нояб. перев. в Саввин Сторожевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Единственный вход в Кувуклию — с востока. Над ним путника встречает икона Спаса Нерукотворного со словами из ветхозаветной Песни Песней. Первое помещение часовни — придел Ангела — расписано изображениями креста с венцом (без Спасителя) (фото слева вверху), ангела, жен-мироносиц, апостолов Петра и Иоанна Богослова. Попадая под сень самого Гроба Господня, паломник видит прямо перед собой, на западной стене Кувуклии, изображение снятия Господа с креста и далее по часовой стрелке: положение Его во Гроб, Воскресение Христово, изображение пустого Гроба Господня со свитыми плащаницей и сударем и двумя ангелами. Над этой композицией — два ряда херувимов (причем нижний полностью сохранился, а верхний скрупулезно восстановлен). Единственная черта, напоминающая здесь о новейшей истории, — следы копоти от взрыва в декабре 1941 года, сохранить которые специально попросил Дмитрий Медведев. Восемь лет назад Дмитрий Анато­льевич, осматривая собор вместе с Патриархом Алексием II, выразил свое ощущение от вида еще не восстановленной Кувуклии емко и точно: «Здесь мы видим, как наша отечественная история напластовывается на священную». Шатер ротонды Выполняющий функции футляра-навершия (28 м в диаметре) над Кувуклией и всей западной частью собора, шатер был собран в первой половине 1680-х годов, уже после кончины Патриарха Никона, из кирпича и белого камня. В 1723 году на праздник Вознесения Господня конструкция не выдержала собственной тяжести и, когда богомольцы с братией монастыря ушли с крестным ходом на «Елеон» (холм неподалеку от обители), съехала на западную сторону. Быстрому восстановлению шатра помешал пожар, случившийся тремя годами позднее в соборе. Более 20 лет тот пребывал в виде полуразрушенной руины. Трехъярусный шатер удалось возвести лишь Бартоломео Растрелли в 1756–1759 годах. Его-то и взорвали немцы во время Великой Отечественной войны. Очередная попытка реставрации была предпринята в 1983–1993 годах. Она оказалась малоудачной: собранный из металлических швеллеров с фанерными окнами шатер протекал в 40 точках, но главное, не предусматривал теплоизоляции. Поэтому в 2012 году его разобрали, заменив легкой конструкцией из сибирской лиственницы по растреллиевскому проекту. В шатровых сводах по материалам фотофиксации и по описи XVIII века воссозданы живописные композиции на сюжеты 105 ветхозаветных пророчеств о Мессии (Илл. 2). Эта выраженная изобразительными средствами потрясающая проповедь, в оригинале выполненная архимандритом Никоном (Зертис-Каменским; †1771) — заслуга трех творческих коллективов: мастерских «Вифания» и «Ковчег» (руководители — соответственно Никита Нужный и Юлия Белова) и бригады под руководством доцента Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова Елены Кузне­цовой.

http://e-vestnik.ru/church/restavratsiya...

Здесь, в академии, через несколько лет, не оставляя классических языков, начнут писать сочинения и состязаться в диспутах и на русском языке. Русская речь станет постепенно очищаться от примеси малороссийских слов, «пестривших и затемнявших слог»; самое строение речи станет принимать русский склад. Трудности были великие, многие из поступающих для обучения прибывали из глухих мест, где в приходах царили бедность, нищета и необразованность. По окончании академии или семинарии им надлежало возвратиться в родные места, где они зачастую оказывались единственными носителями просвещения. Но кто же станет просвещать русский народ, как не они! И потому владыку Платона так заботил уровень образования будущих священнослужителей. В день своего тезоименитства, 18 ноября 1775 года, архиепископ Московский Платон получил указ о назначении директором Духовной академии. В календаре за тот год он с благодарным сердцем описал множество благодеяний Божиих, «излиянных» на него: «пожалован в Московские архиереи»; «оставлена Лавра при мне»; «пожалован наместником в Чудов монастырь»; «семинария Перервинская утверждена»; «на две семинарии – Сав и Калуж – дано содержание»... С благодарным чувством пишет владыка и о поступивших в московские монастыри богатых вкладах, и об увеличении средств на содержание диаконов и церковнослужителей. Исчислив все награды, которыми были обойдены его предшественники на Московской кафедре – Платон (Малиновский), Тимофей (Щербацкий) и Амвросий (Зертис-Каменский), – владыка Платон заключает это исчисление смиренным воззванием: «Что есмь аз, Господи, яко помниши мене» 178 . Столько наград и отличий в один год не могли не возбудить зависти в соперниках и недоброжелателях архиепископа. Враги называли архиепископа Платона гордым. А этот гордец-архиерей читал и пел на клиросе за дьячка и во время малого входа, по случаю отсутствия пономаря, исправлял его должность, то есть выносил свечу перед Евангелием! Вот как это случилось. В монастырской церкви во время богослужения один приезжий монах стоял за клиросом. Владыка велел ему вынести свечу. Тот, кланяясь владыке, сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Молодой проповедник призывал хранить «святую древность и святые законы», чтобы «иноплеменные перестали нам быть наставниками», а, напротив, «от нас научились вере Богу и благим делам». Некоторые слушатели приводили к кафедре своих детей, с тем чтобы они видели и помнили такого учителя. Многие добивались его знакомства и почитали за счастье его посещение, стараясь оказать ему свое усердие и уважение. Это о нем вскоре скажет А. Сумароков: «Платон есть последователь Златоуста, его имеет дарования, его свойства и вкус. Сей российский Бурдалу 29 исполнен силы, пламени и быстроты; преемник Феофанов 30 приводит в восхищение слушателей... Платон подобен реке быстротекущей и все, что ей не встретится, влекущей с собою». Однако появился у Петра Левшина и влиятельный противник – глава Московской епархии преосвященный Амвросий (Зертис-Каменский), человек ученый, но строгий до жестокости. Завистливый к славе, он начал интриговать против Левшина, но за того сильно вступился ректор академии. Дошли о том слухи и до Петербурга. Тогда и заинтересовался выпускником академии архимандрит Гедеон, тогда и последовало от него приглашение Левшину поступить преподавателем в семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. Это был обдуманный шаг. Идеи французских просветителей поколебали в ту пору в глазах многих незыблемость традиционных догм. Церковь нуждалась в новых людях, и надежды архимандрит Гедеон возлагал на молодых. Троицкий монастырь с давних пор был ярким выразителем Московской Руси со всеми ее светлыми и темными сторонами. Но с петровских времен колесо истории, заметил историк Лавры П. Н. Каптерев , повернулось, наступил петербургский период; появилась новая столица России и новая идеология. Для Троицкого монастыря эта новая эпоха была малоблагоприятна. «Слишком мало подходил весь его уклад старинного и истового московского благочестия к галантному веку париков и фижм, когда хлынула в Россию западная культура папежского и латынского духа, которой так боялась Древняя Русь, – писал П. Н. Каптерев . – Просочились и модные вольномыслия „вольтерьянцев“, которых не чужды были и многие видные церковные деятели» 31

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Наконец, переходя к мысли о Русском царстве во всей его целости, мы замечаем еще силу, с которою вам нужно сдружиться для благоустроения отечества. Царствами человеческими управляет Господь, милует и награждает их за благочестие и молитвы народов, а делом молитвы и нравственно-христианской жизни руководит у нас священство Божие, называемое духовенством. Не забывайте его, не расходитесь с ним. Оно ныне захудало, но в тысячелетней жизни нашего отечества оно проложило не менее глубокую и светлую черту, чем и дворянство, – в воспитании народа и благоустроении русского царства. Вспомним время, когда из дворянских родов были великие святители: московские митрополиты Алексий и Филипп и патриарх Филарет Никитич, отец первого государя из Дома Романовых, и из Малороссии и Белоруссии, были из дворян архиепископы и епископы: Иоасаф Горленко, Амвросий Зертис-Каменский, Антоний Илляшевич, Георгий Еонисский, Сильверст Кулябка, Христофор Сулима, Павел Саббатовский; было время, когда в киевских духовных школах получили образование князь Безбородко, граф Завадовский, гетманы Иван Самойлович и Богдан Хмельницкий; было время, когда ряды белого духовенства пополнялись из всех сословий и отовсюду притекали к нам силы и дарования. Теперь мы замкнуты в тесное отдельное сословие. Не спрашивайте от нас многого. Но у вас избыток сил естественных, а у нас хранилище сил благодатных; у вас знания человеческие, у нас единая святая вера, просвещающая умы и сердца светом божественным; поделитесь с нами вашим и берите от нас то, что вверено нам Господом для вашего блага и спасения. Народу же понесем науку, вместе осмотренную, соображенную с его силами и нуждами, озаренную светом божественной истины, согретую благодатию святой Церкви и направленную ко благу временному и вечному. Господь же милосердный, долготерпящий нашим немощам, заблуждениям и грехам, да поможет всем нам уразуметь истинные наши обязанности и наилучшие способы их исполнения. Запомним одну великую истину: если мы, русские люди, не повредим сами себе; если не допустим в свою внутреннюю жизнь гибельных начал разложения – умственного и нравственного; то, при помощи Божией, никакая земная сила не сокрушит нашего великого, нашего славного царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Предполагается, что в одной только Москве от эпидемии умерло более половины жителей (к примеру, в Чудовом монастыре из 208 монахов в живых осталось лишь 26). Оставшиеся очаги дали новую вспышку эпидемии в 1656 году. Патриарх Никон обратился с особым указом: всем наложить на себя пост, исповедоваться, раскаявшись во грехах своих, причаститься Святых Таин и так умолять Бога о прекращении поветрия. Москву эпидемия уже не затронула. Духовное делание и естественное врачевание – вот два крыла для преодоления морового поветрия Духовное делание и естественное врачевание – вот два крыла для преодоления морового поветрия. Священники молятся, врачи лечат, а люди слушаются тех и других – вот идеал, который бы соблюсти при любой эпидемии. Молитва и пост понятны православному человеку. Понятны крестные ходы и возведение всем миром в течение дня обыденных храмов во избежание мора. Но не всегда были понятны меры естественной предосторожности. Карантины, заставы, запреты – это всегда неудобство. А где неудобство, там и недовольство людей. Независимо от вида и меры запрета. Всякий запрет сопровождается недовольством. Недовольство выражается в слухах и сплетнях. Последние же способны привести к самым неожиданным последствиям. Бунты ради… благочестия В 1771 году в Москве случился Чумной бунт (это последняя эпидемия чумы в Европе). Люди не доверяли врачам и больницам, считая, что никто из попавших в карантин не выходит оттуда живым. Кроме того, объявился некий фабричный, который заверял, что видел во сне Богородицу. Согласно его «откровению», город наказан за то, что никто 30 лет не служил молебнов у Боголюбской иконы Божией Матери на Варварских воротах, и поначалу Господь вообще хотел наказать Москву каменным дождем. К иконе самочинно приставили лестницу. Вокруг царило страшное столпотворение. Во избежание распространения заразы Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) пытался убрать лестницу и запретить массовые скопления людей, а короб для приношений перед иконой запечатать. Всё это было истолковано как богоборчество. Толпа взяла приступом Донской монастырь, выволокла архиерея за ворота и растерзала.

http://pravoslavie.ru/131054.html

Псалмы 50 и 103 в различных переводах [с еврейского и с Септуагинты]//Просветитель/РПУ ап. Иоанна Богослова. М., 1995. 2/3. С. 27–35. Включены переводы: Российского Библейского общества, изд. «Священные книги для употребления евреям» (Вена), а также Ф. Д. Самарина и П. А. Юнгерова . Псалтирь: Новый пер. с греч. текста 70 толковников/Пер. иером. Амвросия (Тимрота). М., 2002. 242 с. Стихотворные переводы с греческого и церковнославянского Полное собрание псалмов Давыда поэта и царя преложенных как древними, так и новыми российскими стихотворцами. Т. 1–2. М., 1809. Пакатский Г. А., свящ. Псалтырь в стихах, с приложением при каждом псалме содержащихся в нем исторического, таинственного или нравственного смысла, и с объяснением неудобовразумительных некоторых речений, в двух частях преложенная церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены, что при Санкт-Петербургских градских богадельнях, лишенным зрения священником Гавриилом Пакатским. Ч. 12. 1 СПб., 1818. 2, [IV,] 246, 255 с.; 2 1869. 279 с.; 3 1874. 339 с. Дворяшин В. П. Переложение псалмов св. царя и пророка Давида. Тверь, 1879. 85 с. Псс. 1, 3, 5, 11, 14, 23, 26, 33, 36, 40, 44, 50, 60, 85, 90, 102. Далматов К., свящ. Псалтирь в стихах. Казань, 1906. 249 с. Серман И. 3. «Псалтирь рифмованная» Симеона Полоцкого и русская поэзия XVIII в.//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 214–232. Шишкин А. Б. Из неопубликованных поэтических трудов В. К. Тредиаковского (стихотворная «Псалтирь»)//Памятники культуры. Новые открытия. 1984. Л., 1986. С. 9–39. Псалтирь в русской поэзии XVII–XX вв./Сост., подготовка текста, вступительная статья и примечания Б. Н. Романова. М., 1995. 384 с., ил. Прозаические переводы с еврейского Псалтирь в новом славянском переводе Амвросия [Зертис-Каменского], архиеп. Московского, с предисл. 1 М., 1809; 2-е изд. подг. П. И. Горский-Платонов : ПО. 1878. Приложение. Т. 1. 1. С. 1–16; 2. С. 17–32; 3. С. 33–64; Т. 2. 5–6. С. 65–128; 7. С. 129–160; 8. С. 161–192. (Отд. отт.: 2 М., 1878.) Ц.-сл. пер. с уточнениями и исправлениями по евр. тексту.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010