Амвросий, архиепископ Московский и Калужский (Зертис-Каменский Андрей Степанович) Родился 17 октября 1708 года в Нежине. С 1720 по 1728 годы находился в школе Киевского Богоявленского монастыря и Киевской духовной академии. С 1728 по 1733 год продолжал образование в Львовской духовной академии. С 1733 года – слушатель богословия в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1739 году пострижен в монашество и определен учителем в Александро-Невскую духовную семинарию. С 1742 года – префект семинарии. С 5 апреля 1748 года (по РБС с 1743 года) – архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря и член Святейшего Синода. 17 ноября 1753 года хиротонисан во епископа Переславльского и Дмитровского. С 1761 года – епископ Сарский и Подонский. В 1764 году возведен в сан архиепископа Крутицкого. 18 января 1768 года назначен архиепископом Московским. Убит 16 сентября 1771 года в Московском Донском монастыре. Амвросий был опытный строитель и знаток церковной архитектуры. Назначение его архимандритом Воскресенского монастыря, называемого «Новый Иерусалим», имело своей целью восстановление запущенных зданий этого исторического памятника. В 1768 году под его руководством были восстановлены некоторые храмы в Московском Кремле: Успенский, Благовещенский и Архангельский. При устройстве и отделке зданий Чудова монастыря Амвросий употребил много своих личных средств. Преосвященный Амвросий был образованным человеком своего времени. Он знал несколько иностранных языков: латинский, греческий, еврейский – и занимался главным образом переводами. Амвросий был участником суда, на котором был лишен сана митрополит Арсений (Мацеевич) . Преосвященный Амвросий был убит при следующих обстоятельствах. В Москве свирепствовала эпидемия чумы. Многие больные приходили на поклонение к чудотворному образу Божией Матери на Варварских воротах и жертвовали много денег. Как человек благоразумный, желая избежать дальнейшего распространения эпидемии, владыка Амвросий дал указание запечатать кассу, чтобы затем деньги употребить для благотворительных целей, а икону временно велел тайно скрыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 200-летию Санкт-Петербургской Духовной академии 2 марта (17 февраля - ст. ст.) исполнилось 200 лет со дня открытия Санкт-Петербургской Духовной академии. В 1974-1984 гг. ректором академии был Владыка Кирилл - будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. История Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии История Санкт-Петербургской православной духовной академии начинается со времен Петра Великого. Новая столица Российского государства - град святого апостола Петра - созидалась вокруг двух центров: Петропавловской крепости - оплота государственности и Александро-Невского монастыря - твердыни духовной. Именно здесь, в стенах первой Петербургской обители, по распоряжению архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского) в 1721 году была открыта Славянская школа. Первоначально в школе изучали азбуку, письмо, арифметику, грамматику, слушали толкование Десятословия, молитвы Господней и Евангельских блаженств. В свободное время студенты занимались музыкой и живописью под руководством известных петербургских преподавателей. Несмотря на скудость средств, которыми располагала школа при Александро-Невском монастыре, постепенно уровень образования становился все выше. А сам Александро-Невский монастырь превращается в духовный и научный центр северной столицы.  В 1726 году при императрице Екатерине I Славянская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. Если Славянская школа давала лишь элементарную грамотность, то семинария уже имела целью давать будущим служителям Церкви серьезное, по тем временам, общее и богословское образование. Ее ректором стал советник Святейшего Синода архимандрит Петр (Смелич), родом серб, бывший архимандрит Московского Симонова монастыря. Усилиями Григория Кременецкого и Андрея Зертис-Каменского, которые были выпускниками Московской и Киевской духовных академий, семинарии града святого апостола Петра было дано прочное устройство в преподавании и дисциплине. Прошедшие семинарский курс имели право на лучшие места в епархиях.

http://sedmitza.ru/text/578844.html

А.А. Половцов Гавриил (Кременецкий), митрополит Киевский Гавриил (в мире Григорий Феодорович) Кременецкий, митрополит Киевский, сын войта местечка Носовки Киевского полка, родился в 1708 г. Он обучался в Киевской Академии в низших школах и в философии. Из Киевской Академии он выбыл «бельцом» в декабре 1733 г. в Московскую Академию вместе с переведенным в эту Академию на должность ректора Киевским префектом Стефаном Калиновским. Этот покровитель Кременецкого, назначенный архимандритом Невского монастыря, взял с собой в С.-Петербург окончивших курс Московской Академии Кременецкого и Зертис-Каменского для того, чтобы они «дали прочное устройство Невской семинарии». С 1 апреля 1736 г. московские ученые вступили в должности и, переходя со своими учениками из низших классов в высшие, к 1740 году довели учеников до риторики; в то же время они руководили учителями низших классов. В 1739 г. Кременецкий был пострижен с именем Гавриила и вскоре назначен префектом Невской семинарии. 5 апреля 1748 г. Гавриил был назначен архимандритом Новоспасского монастыря и членом Св. Синода. 17 сентября 1749 г. он был хиротонисан во епископа Коломенского, а 8 октября 1755 г. был переведен в Казань. 25 июля 1762 г. он был пожалован в архиепископы С.-Петербургские и назначен членом Комиссии о церковных имениях, подготовлявшей секуляризацию этих имений. 22 сентября 1770 г. Гавриил был назначен митрополитом Киевским, но 1? года дожидался «совершенного пресечения в Киеве моровой язвы» сначала в С.-Петербурге, потом в Гамалеевском монастыре Глуховского уезда и въехал в свой престольный город только 25 февраля 1772 г. Гавриил умер 9 августа 1783 г. и был погребен в Киевском Софийском соборе. Известный Добрынин по мимолетному впечатлению первой встречи с Гавриилом изображает его человеком недалеким, даже смешным. Описывая трапезу в Гамалеевском монастыре, Добрынин утверждает, что, «сколько он в митрополита ни вслушивался, ничего от него основательнее не слыхал, как рассуждения о пользе и преимуществе всякой рыбы и его самого».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Панфилов, Иоанн Иванович, протоиерей Панфилов , Иоанн Иванович (1720–1794 гг.) – протоиерей, духовник императрицы Екатерины II, член Св. Синода. Его отец Иоанн Панфилов родом из села Фалалеева Владимирской губернии Суздальского уезда был в Москве причетником, а затем – священником церкви Введения Пресв. Богородицы при Семеновском полку; с переводом в 1718 г. лейб-гвардии Семеновского полка из Москвы в С.-Петербург перешел на жительство в новую столицу; здесь 9-го апреля 1720 г. родился у него сын Иоанн, ставший впоследствии знатным духовным сановником. После домашнего воспитания, продолжавшегося до 12-ти лет, И. Панфилов в 1733 г. по распоряжению С.-Петербургского духовного правления был внесен в список священно- и церковнослужительских детей Петербурга и всего новозавоеванного края, подлежавших «к определению в Александро-Невскую семинарию для обучения», по синодскому указу 10-го сентября того года отобран от отца и помещен в здание семинарии. Здесь он учился в течение 1733–1739 гг. Ректором семинарии в 1733–1736 гг. был архим. Смелич, родом серб, а смотрителем за семинаристами и учителем латинского языка – известный датчанин, принявший православие, Адам Селлий, автор нескольких сочинений о России на латинском языке. С 1736 г. Александро-Невская семинария трудами ректора архим. Стефана Калиновского и вызванных им из Московской Славяно-греко-латинской академии учеников его: Г. Ф. Кременецкого и А. С. Зертис-Каменского, впоследствии сделавшихся известными иерархами, получила прочное и определенное устройство в качестве организованного учебного заведения. Молодой Панфилов под их непосредственным руководством обучался латинскому и греческому языкам, география, истории, пиитике и риторике. В 1740 году отец Панфилова был перемещен из С.-Петербурга к Московскому Благовещенскому придворному собору. С этим перемещением соединен был и переход Панфилова в Московскую академию. Здесь он изучал философию и богословие и окончил в 1744 году курс своего образования, высшего, какое только было тогда возможно в пределах России.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГАВРИИЛ (КРЕМЕНЕЦКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гавриил (Кременецкий), архиеп. Санкт-Петербургский. Портрет. Нач. XIX в. (Александро-Невская лавра, Епархиальное управление) Гавриил (Кременецкий) ( 1711 - 1783 ), митрополит Киевский и Галицкий В миру Кременецкий Григорий Федорович, родился 20 ноября 1711 года в местечке Носовка Киевского полка (ныне Черниговской обл., Украина) в семье войта (городского старшины). Учился в Киево-Могилянской академии в низших школах и в философии, с 1732 г. - в Харьковской училищной коллегии. С 1733 года продолжил образование в Славяно-греко-латинской академии , которую окончил «с большим успехом» в 1736 году. Бывш. ректор академии и учитель Г. Кременецкого архим. Стефан (Калиновский) , переведенный в 1735 году настоятелем в Александро-Невский монастырь С.-Петербурга , пригласил своих учеников в учрежденную при монастыре духовную семинарию . С 1 апреля 1736 г. Кременецкий преподавал в семинарии лат. и греч. грамматику, математику, древнеевр. язык, философию и богословие. Вместе с А.С. Зертис-Каменским Кременецкий усовершенствовал учебный процесс в семинарии. Они перевели с латинского на русский сочинение Адама Селлия " Историческое зерцало Российских Государей от Рюрика до Елисаветы Петровны " и от имени духовной семинарии преподнесли его императрице Елизавете Петровне . В 1739 г. Григорий Кременецкий был пострижен в монашество с именем Гавриил, в 1741 г. рукоположен во диакона , в 1742 г.- во священника . 20 сентября 1743 г. был утвержден ректором Александро-Невской духовной семинарии . 5 апреля 1748 г. переведен настоятелем в Московский Новоспасский монастырь с возведением в сан архимандрита , и включен в состав Святейшего Синода . 17 сентября 1749 года был хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского . Во время пребывания на кафедре много внимания уделял Коломенской духовной семинарии .

http://drevo-info.ru/articles/21659.html

Высокопреосвященный митрополит Амвросий Амвросий Подобедов , в мире Андрей, родился ноября 30, 1742 г. в погосте Стогове, Переяславского уезда, Владимирской епархии. Отец его был священник. Учился сперва дома, а с 1757 г. в Троицкой семинарии, под руководством знаменитых ректоров ее Гавриила Петрова и Платона Левшина , бывших впоследствии митрополитами. По окончании курса в 1764 г. был в той же семинарии учителем; 12 февраля 1768 г. пострижен в монахи и, в августе, переведенный в славяно-греко-латинскую академию, прославился здесь как проповедник. Особенно замечательны две его проповеди . В одной, по случаю убиения московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, проповедник говорил, между прочим: «отяготе на нас рука Господня: но се новый предмет болезнования и возмятения сердец наших! Боже Всеблагий! Ослаби гнев твой и не вниди в суд с рабы твоими». Слово было издано по Высочайшему повелению, печаталось несколько раз; было даже переведено на немецкий и французский языки. Другое слово, сказанное при годичном поминовении того же Амвросия, возбуждало еще большие похвалы у иностранцев, посещавших Россию. С 1771–1774 год Амвросий был при московской академии префектом и учителем, сперва философии, а потом – богословия. В это время он составил «руководство к чтению священного писания Ветхого и Нового завета», бывшее долгое время единственным руководством в духовных училищах. В 1779 г. Синод издал его на свой счет, для употребления в обществе и в школах. В 1774 г. Амвросий сделан ректором академии. В 1775 г. архиепископ московский Платон поручил Амвросию приготовить проповедь на день рождения Великой Княгини Наталии Алексеевны, первой супруги Павла Петровича, т. е. на 14 июня, и сказать ее в присутствии Екатерины 2-й, бывшей тогда в Москве. Амвросий говорил о важности благочестия, утверждающего царства и престолы, служащего основанием мира и благосостояния народов и заключил обращением к Императрице. Она наградила Амвросия бриллиантовым крестом и приказала представить его кандидатом на первую епископскую кафедру. В 1778 г. Императрица утвердила его епископом Севским. Он посвящен 5 июля в Сергиевой пустыни, в присутствии Императрицы. Амвросий благодарил Екатерину за благоволение к нему и получил от нее бриллиантовую панагию, богатое облачение и 3000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735, с. Монаково, ныне Большеигнатовского р-на, Мордовия - 3.08. 1783, Владимир), еп. Владимирский и Суздальский. Сын дьячка Стефана Иоакимовича Полетаева, фамилию получил во время обучения. В 1745 г. поступил в КазДС. В 1753 или 1754 г., во время обучения в классе богословия еп. Казанским и Свияжским Лукой (Конашевичем) , был рукоположен во диакона к Петропавловскому собору г. Казани, назначен преподавателем класса риторики Казанской семинарии (Петропавловский собор являлся семинарским храмом). Через год овдовел. В 1762 г. (?) в казанском в честь Преображения Господня монастыре был пострижен в монашество, затем епископом Казанским и Свияжским Гавриилом (Кременецким) рукоположен во иерея. Был зачислен в братию Феодоровского мон-ря г. Казани, оставаясь преподавателем семинарии. 8 апр. 1765 г. назначен префектом семинарии, одновременно возведен в сан игумена и назначен настоятелем казанского Кизичского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря . 22 янв. 1766 г. возведен в сан архимандрита, назначен ректором КазДС и настоятелем Преображенского мон-ря в Казанском кремле. 1 июня 1767 г. переведен настоятелем свияжского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря и освобожден от ректорства в семинарии. 25 дек. 1770 г. в Москве архиеп. Московским Амвросием (Зертис-Каменским) И. был хиротонисан во епископа Владимирского и Муромского. В 1771 г. в память о прекращении эпидемии чумы во Владимире после принесения чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери И. установил ежегодный крестный ход со святыней из Боголюбского монастыря во Владимир. При И. был произведен дорогостоящий капитальный ремонт кафедрального Успенского собора, муромской Николо-Зарядской ц. у торговых рядов, возведен Преображенский храм (в совр. с. Чамереве Судогодского р-на Владимирской обл.) и др. В 1782 г. И. выдал храмозданную грамоту на строительство в с. Б. Болдино (в совр. Большеболдинском р-не Нижегородской обл.) каменной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы вместо ветхой деревянной.

http://pravenc.ru/text/293708.html

Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года Кафедра в Москве Иосиф (Волчанский) архиепископ, бывший еп. Мстиславский, Оршанский и Могилевский с 1.09.1742 † 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский с 10.06.1745 по 5.04.1748 временно управлял архиепископ с 5.04.1748 по 16.05.1748 архиеп. Московский и Владимирский переименован архиеп. Московский и Севский Московская и Севская С 16 мая 1748 года Платон (Малиновский) архиепископ, бывший архиеп. Московский и Владимирский с 16.05.1748 † 14.06.1754 Иларион (Григорович) архиепископ Крутицкий и Подонский 14.06.1754–22.10.1757 временно управлял Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 22.10.1757 по 29.05.1764 переименован митр. Московский и Калужский Московская и Калужская С 29 мая 1764 года Тимофей (Щербацкий) митрополит, бывший митр. Московский и Севский с 29.05.1764 по 3.01.1767 на покое; † 18.04.1767 Амвросий (Зертис-Каменский) архиепископ, бывший архиеп. Крутицкий и Можайский с 18.01.1768 † 16.09.1771 (убит) Самуил (Миславский) епископ Крутицкий и Можайский с 16.09.1771 по 20.01.1775 временно управлял Платон (Левшин) архиепископ, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 21.01.1775 митрополит с 29.06.1787 по 16.10.1799 переименован митр. Московский и Коломенский Московская и Коломенская С 16 октября 1799 года Платон (Левшин) митрополит, бывший митр. Московский и Калужский с 16.10.1799 по 13.06.1811 на покое; † 11.11.1812 Августин (Виноградский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии управлял Московской митрополией, с 13.06.1811 временно управлял Московской епархией с 28.12.1812 архиепископ Дмитровский с 30.08.1814 архиепископ Московский и Коломенский с 19.02.1818 † 3.03.1819 Лаврентий (Бакшевский) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 3.03.1819 по июнь 1819 временно управлял Серафим (Глаголевский) митрополит, бывший архиеп. Тверской и Кашинский с 15.03.1819 по 19.06.1821 митр. Новгородский и Санкт-Петербургский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере марта 2023 Простота и ученость Блаженный Иероним известен прежде всего как переводчик Священного Писания на латинский язык. Однако оставленные святым обширные библейские толкования представляют не меньшую ценность, чем Вульгата. В конце прошлого года в петербургском издательстве «Скрижаль» вышел перевод толкований Иеронима на Псалмы: это большое экзегетическое сочинение (более 20 авторских листов!) перевела с латинского языка магистр лингвистики Дарья Васильева, выпускница кафедры библеистики Санкт-Петерубргского университета. С ней мы сегодня и побеседуем. — Дарья, расскажите, пожалуйста, о своей работе над переводом. Как вы пришли к тексту Иеронима, в общем-то, не самому известному? — Идея возникла в процессе работы над диссертацией, посвященной русскому переводу Псалтири, выполненному архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) во второй половине XVIII века. Как и святой Иероним, он переводил с древнееврейского оригинала, что было необычно, и, несомненно, знал труды своего предшественника, поскольку учился в иезуитском колледже во Львове. Хотелось сопоставить мнения двух переводчиков, между которыми лежат почти полтора десятка столетий. Переводом я начала заниматься в 2017 году, а закончила только в начале 2021-го. Потом редактировала его в соответствии с замечаниями Издательского совета Русской Православной Церкви, куда мой перевод был подан на получение грифа. Первоначально, конечно, хотелось перевести все известные толкования блаженного Иеронима на Псалмы. Дело в том, что это не одно сочинение, а несколько. В мою книгу вошли переводы главных трудов: двух сборников гомилий — «59 бесед на Псалмы» и «Иного цикла бесед на Псалмы», и двух отдельных толкований: на 28-й Псалом («О дне Богоявления») и на 41-й Псалом («К новокрещенным»). Гомилии, то есть проповеди или беседы с толкованиями из Священного Писания, были написаны в 397–402 годах. Это было время участия Иеронима в оригенистских спорах, что, конечно, отражается в самих текстах: он полемизирует, например, с мнением Оригена о предсуществовании душ.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=222672

Представлен перевод " Толкований на Псалмы " блаженного Иеронима марта 2023 Встреча с автором книги " Блаженный Иероним Стридонский. Толкования на Псалмы " Дарьей Васильевой состоялась 2 марта в просветительском центре при Феодоровском соборе . Книга вышла в свет в 2022 году в петербургском издательстве " Скрижаль " , это первый перевод на русский язык экзегетического сочинения, написанного святым на латыни в конце IV века. Настоятель протоиерей Александр Сорокин рассказал, что на УоиТиве-канале собора открылась новая рубрика - онлайн-презентация изданий, продающихся в церковной лавке. Нынешняя встреча проходит в рамках этой рубрики, но отличается тем, что на ней присутствуют зрители. Одновременно с презентацией прошла трансляция . Ведущий, внештатный сотрудник журнала " Вода живая " Владимир Иванов, отметил, что выход книги - событие не рядовое. Автор проделала большую работу, переведя такой объем текста. " Толкование на Псалмы " на русский язык никогда не переводилось. Блаженный Иероним создал произведения на все книги Священного Писания, но толкование на Псалтирь в его наследии занимает особое место. Дарья Васильева рассказала, что идея создания перевода возникла еще в магистратуре на кафедре библеистики. Она работала над магистерской, затем кандидатской диссертацией, посвященной переводу Псалтири, выполненному архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) с древнееврейского языка во второй половине XVIII века. Нужно было сравнивать предложенные им варианты со святоотеческими толкованиями. Мнение блаженного Иеронима ценно тем, что толкователь и переводчик выступает в одном лице. Перевод редактировался в соответствии с рекомендациями Издательского совета Московской Патриархии. В книгу вошли переводы сборников толкований " 59 бесед на Псалмы " , " Иной цикл бесед на Псалмы " и отдельные толкования на псалмы 28-й и 41-й. Книга содержит толкования с 1-го псалма по 149-й, есть пропуски. Толкования расположены по порядку их следования, тексты, относящиеся к одному псалму, находятся рядом.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010