Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЖАЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петропавловский собор (Старо-Никольский) (XV в., перестроен в 1852) и Ново-Никольский собор (1779–1814) Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Петропавловский собор (Старо-Никольский) (XV в., перестроен в 1852) и Ново-Никольский собор (1779–1814) Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. 1. Переславль-Залесской епархии, существовало в 1746-1753 гг.; 2. Московской епархии, существует (с перерывами) с 1862 г. Названо по г. Можайску (ныне районный центр Московской области ). 1. Указом имп. Елизаветы Петровны от 16 июля 1744 г. была учреждена Переславская епархия, к к-рой от Московской епархии были отчислены Можайск и Можайский у. 30 марта 1745 г. в викарного епископа Переславской епархии без титула (по др. данным, с титулом «епископ Можайский»; сведения о хиротонии во епископа Боголюбовского, викария Переславской епархии, малодостоверны) был хиротонисан архим. Серапион (Лятошевич). За богослужением он поминался как «боголюбивый епископ Серапион, викарий архиепископа Переяславского и Дмитровского». Местопребыванием ему был определен переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь . В 1745-1753 гг. еп. Серапион управлял Иосифовым Волоколамским (Волоцким) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем . 16 февр. 1746 г. он получил титул «епископ Можайский и Волоколамский». В 1752-1753 гг. еп. Серапион был «коадъютором» Переславской епархии и проживал в Переславле-Залесском. В 1753 г. был назначен на Переславскую кафедру, после чего М. в. долгое время не замещалось. Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 6 июля 1764 г. титул Сарский и Подонский у еп. Амвросия (Зертис-Каменского ; впоследствии архиепископ) был изменен на «Крутицкий и Можайский», Можайск стал 2-м кафедральным городом Крутицкой епархии (см. Крутицкая кафедра ). В 1788 г. Крутицкая епархия была упразднена, Можайск с его уездом был передан в ведение Московских архиереев. В 1792-1862 гг. мон-рями и церквами Можайска и Можайского у. управляли епископы Дмитровские, викарии Московской епархии (см. Дмитровское викариатство ).

http://pravenc.ru/text/2563934.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМВРОСИЙ (Подобедов Андрей Иванович; 20.11.1742, с. Стогово Переславль-Залесской пров. Московской губ.- 21.05.1818, Новгород), митр. Новгородский и Олонецкий. Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский. Портрет. Неизв. худож. 1-я пол. XIX в. (ТСЛ. Патриаршие покои) Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский. Портрет. Неизв. худож. 1-я пол. XIX в. (ТСЛ. Патриаршие покои) Род. в семье священника Владимирской епархии. Получив хорошую домашнюю подготовку, в 1757 г. поступил в Троицкую лаврскую ДС, где его наставниками, в числе проч., были буд. митр. С.-Петербургский Гавриил (Петров) и митр. Московский Платон (Левшин) . По окончании курса в 1764 г. оставлен в семинарии преподавателем риторики, катехизатором, с 17 нояб. 1765 г.- библиотекарем, с 12 июня 1767 г.- преподавателем евр. языка. 12 февр. 1768 г. принял постриг, 22 сент. 1768 г. рукоположен во иеромонаха и переведен в московскую Славяно-греко-латинскую академию , где с сент. 1771 г. занимал должность префекта и преподавателя философии. 18 авг. 1774 г. назначен ректором академии с возведением в сан архимандрита Заиконоспасского московского мон-ря , где ярко проявился проповеднический дар А. Проповедь, произнесенная А. по поводу убийства Московского архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) , была опубликована на рус., франц. и нем. языках. Высоко ценившая талант А. имп. Екатерина II пожелала, чтобы он был представлен на первую архиерейскую вакансию. 5 июля 1778 г. в Троице-Сергиевой пуст. в Стрельне близ С.-Петербурга в присутствии императрицы А. был хиротонисан во епископа Севского, викария Московской епархии. Проявлял особую заботу о развитии духовного образования: открыл в 1778 г. семинарию в Севске и духовные уч-ща в Орле и Брянске. 25 апр. 1782 г. переведен на Крутицкую и Можайскую кафедру, усовершенствовал и отстроил Крутицкую ДС, размещавшуюся прежде в московском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре , открыл духовные уч-ща в Боровске и Белёве. С 14 февр. 1782 г. являлся членом Московской синодальной конторы. С 27 марта 1785 г. архиеп. Казанский и Свияжский. Восстановил сгоревшее здание Казанской ДС; позаботился об усовершенствовании преподавания в ней, для чего испросил у своего учителя и друга митр. Московского Платона (Левшина) неск. лучших преподавателей Троицкой ДС; способствовал приобретению семинарской б-кой значительной партии книг. Количество семинаристов в бытность А. в Казани выросло с 200 до 500 чел. В 1797 г. Казанская ДС была преобразована в ДА. В миссионерских целях улучшил постановку учебного дела в казанской школе для новокрещеных татар. Стараниями А. на епархиальные средства был капитально отремонтирован кафедральный собор, перестроено здание духовной консистории, устроен архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/114402.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАВРИИЛ Гавриил (Кременецкий), архиеп. Санкт-Петербургский. Портрет. Нач. XIX в. (Александро-Невская лавра, Епархиальное управление) Гавриил (Кременецкий), архиеп. Санкт-Петербургский. Портрет. Нач. XIX в. (Александро-Невская лавра, Епархиальное управление) (Кременецкий Григорий Федорович; 20.11.1711, мест. Носовка ныне Черниговской обл., Украина - 9.09.1783, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Род. в семье войта (городского старшины). Учился в Киево-Могилянской академии, с 1732 г. в Харьковской училищной коллегии. В 1736 г. окончил «с большим успехом» Славяно-латинскую академию. Бывш. ректор академии и учитель Г. Кременецкого архим. Стефан (Калиновский) , переведенный настоятелем в Александро-Невский мон-рь (впосл. лавра) С.-Петербурга, пригласил своих учеников в учрежденную при мон-ре ДС. С 1 апр. 1736 г. Кременецкий преподавал в семинарии лат. и греч. грамматику, математику, древнеевр. язык, философию и богословие. Вместе с А. С. Зертис-Каменским (впосл. архиеп. Московский Амвросий ) Кременецкий усовершенствовал учебный процесс в семинарии. Они перевели с лат. на рус. язык сочинение Адама Селлия (в монашестве Никодим ) «Историческое зерцало Российских Государей от Рюрика до Елисаветы Петровны» и от имени ДС преподнесли его имп. Елизавете Петровне . В 1739 г. Кременецкий был пострижен в монашество с именем Гавриил, в 1741 г. рукоположен во диакона, в 1742 г.- во иерея. 20 сент. 1743 г. был утвержден ректором ДС. 5 апр. 1748 г. переведен в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мон-рь настоятелем в сане архимандрита и включен в состав Святейшего Синода. 17 сент. 1749 г. Г. был хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского. Во время пребывания на кафедре много внимания уделял Коломенской ДС. В окт. 1755 г. переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру. Ходатайствовал об устройстве в Казани книжной церковной лавки, в 1758 г. активно участвовал в создании Казанской гимназии. 25 июля 1762 г. Г. возглавил С.-Петербургскую епархию. Способствовал распространению синодальных изданий, в 1769 г. издал распоряжение об обязательной проповеднической деятельности для всех священнослужителей, обучавшихся в школах. По его инициативе в Александро-Невском мон-ре активно велось строительство, были возведены новые каменные кельи. Г. был участником имп. комиссии по проведению секуляризации церковных имуществ. 26 нояб. 1769 г. освящал знаки учрежденного ордена св. Георгия.

http://pravenc.ru/text/161305.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АЛФЕЙ Анатольевич Корбанский (1871 (по другим данным 1873) – 1937), сщмч. (пам. 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. АМВРОСИЙ (Шевцов Андрей Григорьевич; род. 9 дек. 1975 г.), епископ Светлогорский, викарий Гомельской епархии АМВРОСИЙ (Ермаков Виталий Анатольевич; род. 15 июня 1970 г.), митрополит Тверской и Кашинский, глава Тверской митрополии АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_8.html

Москва. Новодевичий монастырь. Церковь Амвросия Медиоланского. Церковь. Действует.   Престолы: Амвросия Медиоланского Год постройки:приблизительно 1500 - 1550. Ссылки:   Адрес: Россия, город Москва, Новодевичий проезд, дом 1, строение 24. Координаты: 55.725704, 37.555247 Проезд:От станции метро " Спортивная " автобусами 64, 132 и троллейбусами 5, 15 или пешком 5-7 минут. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Амвросия Медиоланского постройки конца XVI века до перестройки в 1770 году именовалась как церковь во имя святого Иоанна Предтечи. Являлась домовой церковью. Примыкает к Иринкиным палатам. Неоднократно перестраивалась. Закрыта в конце 20-х годов прошлого столетия. Использовалась как жилое помещение и хранилище Государственного Исторического музея. Здание после 1994 года совместно используется РПЦ и ГИМом. Амвросия Медиоланского, святителя, в Новодевичьем монастыре церковь (Новодевичий проезд, дом 1). Является частью комплекса зданий XVI–XVII веков у южной стены обители, включающего в себя еще трапезную, хлебодарню и двухэтажные жилые палаты. В XVI веке Новодевичий монастырь находился под покровительством царя Ивана IV Грозного, по приказанию которого в нем были возведены палаты для царевой невестки – княгини Ульяны, вдовы князя Юрия Васильевича Углицкого. В 1598 г. для вдовы его сына царицы Ирины Федоровны Годуновой, постриженной в Новодевичий монастырь под именем Александры, соорудили новые Ирининские палаты (на старом основании Ульяниных палат), к которым была пристроена церковь. В середине XVII века церковь полностью перестроили и освятили во имя Иоанна Предтечи. В 1680-е гг. Ирининские палаты отстраиваются заново на старых фундаментах. Последние изменения в облике храма и его переосвящение связано с Чумным бунтом 1771 г. Тогда жертвой безумной толпы стал архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский), в память о мученической смерти которого храм был переименован в честь его святого покровителя Амвросия Медиоланского. После Октябрьской революции 1917 г. в церкви еще долго шла служба. С 1930-х по 1990-е гг. церковь, как и весь монастырь, находилась в ведении Государственного Исторического музея. Храм отреставрировали, и к 1990 г. в нем разместили Отдел оружия Исторического музея. В 1994 г. в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. Храм святителя Амвросия Медиоланского передали верующим одним из первых. В нем поставили новый иконостас, но со старинными иконами, переданными из фондов Исторического музея; здесь проводятся уставные монастырские богослужения. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02282

ради та докторантури 1 листопада 2021 р. 18:39 28 октября 2021 года в дистанционном формате состоялось очередное заседание Научно-методического совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры под сопредседательством проректора по научной работе профессора  Д.В. Шмонина и заместителя проректора по научной работе, председателя Научно-методического совета профессора Г.В. Вдовиной. На повестке дня было предварительное рассмотрение двух диссертаций: епископа Скопинского и Шацкого Питирима на тему «Гомилетическое наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского» и Д.В. Васильевой на тему «Псалтирь в переводе архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского). Филология и богословие текста». В заседании участвовали члены НМС: протоиерей Алексий Марченко, А.В. Гусев, О.С. Трофимова, В.Н. Катасонов, Е.А. Пилипенко, М.Г. Селезнев, И.В. Лупандин, Е.В. Сильвестрова, секретарь НМС А.А. Григорян, научные руководители, рецензенты и соискатели. Первая диссертация представлена на соискание ученой степени кандидата теологии; научный руководитель — игумен Серапион (Митько), доктор теологии, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела , профессор, заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ «Высшая школа экономики». Рецензентами по диссертации выступили: протоиерей Павел Хондзинский, доктор богословия, кандидат теологии, декан богословского факультета, заведующий и профессор кафедры практического богословия, заместитель заведующего научного центра истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; архимандрит Симеон (Томачинский), кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент кафедры филологии Московской духовной академии. Вторая диссертация также представлена на соискание ученой степени кандидата теологии; научный руководитель — А.А. Алексеев, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургского государственного университета. Рецензентами по диссертации выступили: М.Г. Селезнев, кандидат филологических наук, доцент факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики», доцент ОЦАД; В.А. Ромодановская, кандидат филологических наук, научный сотрудник Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. По итогам состоявшегося обсуждения было принято решение рекомендовать представленные диссертации к подаче в Диссертационный совет. Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5865328...

Один из подобных воспитанников, Степан Брызгалов, три недели по лености притворялся больным: «но я его – пишет Селлий – служительским хлебом и розгами в прежнее здоровье привел». Брызгалов простер свои шалости еще далее: «он – продолжает Селлий в своем донесении архимандриту лавры –«публично людем, в здешней слободе живущим, доношение на меня показал: что я его неверно учил, что он у меня позабыл больше, нежели научился, что я его братским хлебом не кормил и пр. Того ради укрепляю я ему теперь получше ученые вещи плетьми, дабы он их не позабыл». Понятно, что основание этой укоризны на Селлия было в его иностранном происхождении и вероисповедании. Но строгий с грубыми, ленивыми и непокорными учениками, Селлий был кроток с лучшими воспитанниками по прилежанию и благонравию. «Прилежнейших и послушнейших учеников–говорит он, заключая означенное донесение – якоже моих братий возлюблю и им какой-нибудь пользы сыщу». Вначале 1736 года архимандрит Петр посвящен в епископа Белгородского. Из Киевской академии, неизвестно почему, не прислали наставников. Поэтому, преемник Петра, архимандрит Стефан Калиновский, переведенный в настоятели Александроневского монастыря из ректоров Московской академии, должен был вновь озаботиться приисканием наставников. Выбор его пал на обучавшихся у него студентов Московской академии Григория Феодоровича Кременецкого и Андрея Степановича Зертис-Каменского, которые дали прочное устройство Александроневской семинарии. Оба они, до поступления в Московскую академию, обучались в Киевской 24 , а Зертис-Каменский, кроме того, и в Львовской академии, славившейся своим порядком и ученостью. Следовательно, они были, как нельзя лучше, приготовлены для образования новоучреждавшейся семинарии и усвоения ей всего хорошего, что они видели в лучших училищах того времени. С 1-го апреля 1736 г. они вступили в отправление своих должностей. В этом же году, при увольнении из школы прежних воспитанников, набраны новые – большей частью из детей священно- и церковно-служительских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

23. Михаил (Ермаков) 1924–1929. 24. Димитрий (Вербицкий) 1930–1932 (архиепископ). 25. Сергий (Гришин) 1932–1934 (архиепископ). 26. Константин (Дьяков) 1934–1937. 27. Николай (Ярушевич) 1941–1944. 28. Иоанн (Соколов) 1944–1964. 29. Иоасаф (Лелюхин) 1964–1966. 30. Филарет (Денисенко) 1966–1992 (анафематствован в 1997 г.). 31. Владимир (Сабодан) с 1992 г. д) митрополиты Крутицкие 1. Трифиллий (Инихов) 1699–1702 (Сарский и Крутицкий). 2. Иларион (Властелинский) 1703–1711 (Сарский и Крутицкий). 3. Феодосий (Вадбольский) 1711–1712 (епископ Сарский и Крутицкий). 4. Алексий (Титов) 1714–1719 (епископ Сарский и Крутицкий). 5. Игнатий (Смола) 1719–1721 (Сарский и Крутицкий). 6. Леонид 1722–1742 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 7. Платон (Малиновский) 1742–1748 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 8. Иларион (Григорович) 1748–1759 (епископ Сарский и Крутицкий). 9. Амвросий (Зертис-Каменский) 1761–1768 (архиепископ, с 1764 г. – Крутицкий и Можайский). 10. Сильвестр (Страгородский) 1768–1771 (епископ Крутицкий и Можайский). 11. Самуил (Миславский) 1771–1776 (епископ Крутицкий и Можайский). 12. Амвросий (Подобедов) 1782–1785 (епископ Крутицкий и Можайский). 13. Евсевий (Никольский) 1920–1922. 14. Никандр (Феноменов) 1922–1923 (архиепископ). 15. Священномученик Петр (Полянский) 1923–1937. 16. Николай (Ярушевич) 1944–1960. 17. Питирим (Свиридов) 1960–1963. 18. Пимен (Извеков) 1963–1971. 19. Серафим (Никитин) 1971–1977. 20. Ювеналий (Поярков) с 1977 г. 10. Обер-прокуроры Святейшего Синода 1. И. В. Болтин 1722–1725. 2. А. П. Баскаков 1725–1726. 3. Р. А. Раевский 1726–? (прокурор). 4. Н. С. Кречетников 1741 (назначен, но не вступил в должность). 5. Князь Я. П. Шаховской 1741–1753. 6. А. И. Львов 1753–1758. 7. Князь А. С. Козловский 1758–1763. 8. И. И. Мелиссино 1763–1768. 9. П. П. Чебышев 1768–1774. 10. С. В. Акчурин 1774–1786. 11. А. И. Наумов 1786–1791. 12. Граф А. И. Мусин-Пушкин 1791–1797. 13. Князь В. А. Хованский 1797–1799. 14. Д. И. Хвостов 1799–1802. 15. А. А. Яковлев 1803. 16. Князь А. Н. Голицын 1803–1817 (1817–1824 – министр «двойного министерства»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

А. Кто автор «Увета духовного»?//ХЧ. 1886. Т. 2. С. 163-177; Титов А. А. Летопись Двинская. М., 1889; Плотников Г. С. Описание мужского Далматовского Успенского мон-ря и бывшего приписным к нему женского Введенского мон-ря. Екатеринбург, 1891; Голубцов А. П. Чиновники холмогорского Преображенского собора. М., 1903; Верюжский В. М. Афанасий, архиеп. Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908; Шаскольский И. П. «Описание трех путей» Афанасия Холмогорского//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 457-460; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977. С. 185-197; Шашков А. Т. Афанасий Холмогорский и идейно-литературное наследие Максима Грека//Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982. С. 173-184; Панич Т. В. Особенности «Шестоднева» Афанасия Холмогорского//Источники по истории рус. общественного сознания периода феодализма. Новосиб., 1986. С. 5-24; она же. Афанасий//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 117-125; она же. Литературное творчество Афанасия Холмогорского: «Естественнонаучные» сочинения. Новосиб., 1996; она же. «Книга о пресуществлении» Афанасия Холмогорского в контексте полемики «грекофилов» и «латинствующих»//История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI-XX вв. Новосиб., 1998. С. 56-68 и др.; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.): Сб. док-тов/Сост. И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 23, 160-161, 166-167, 180-183. Т. В. Панич Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых) МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/text/76904.html

В 1771 г. Д. м. стал средоточием событий Чумного бунта в Москве. Толпа решила расправиться с архиеп. Московским Амвросием (Зертис-Каменским) , по одной версии, за то, что он распорядился опечатать кружку у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери для употребления денег на богоугодные дела, по другой - за то, что ввиду эпидемии чумы намеревался убрать чудотворный Боголюбский образ, вокруг к-рого собирался народ. Узнав о предстоящей расправе, архиеп. Амвросий бежал из резиденции в Чудовом мон-ре в Д. м. Утром 16 сент. толпа ворвалась в обитель. Архиерей молился за обедней в соборе. Увидев, что бунтовщики вошли в храм, он, предчувствуя неминуемую кончину, исповедался и причастился Св. Таин. Мятежники вывели владыку из храма и зверски убили у врат колокольни. Архиеп. Амвросий был погребен в Малом соборе Д. м., против сев. алтарной двери. На месте расправы с ним был поставлен каменный крест, а на могиле установлен гранитный памятник, на к-ром помещена митра и дикирий с трикирием. После подавления бунта убийцы были найдены, трое из них повешены на месте совершения злодеяния, против зап. ворот монастыря. В 1812 г., перед нашествием франц. войск, большая часть насельников разошлась по др. обителям, оставшиеся заготовили припасы и заперли монастырские ворота. Ценные вещи из ризницы были ранее вывезены в Вологду, но Донская икона Божией Матери (кон. XVI в.) оставлена в мон-ре. 3 сент. франц. солдаты потребовали открыть ворота обители, выдать хлеб и вино, затем подожгли калитку монастырских ворот, ворвались в обитель, в ночь на 4 сент. разграбили кельи, 5 сент.- храмы. Поселившийся в настоятельских покоях франц. генерал разрешил братии проживать в мон-ре и беспрепятственно совершать богослужение. Но когда монахи привели в порядок церковь и собирались служить в ней часы, ворвались солдаты и заняли храм для постоя, а иноков заставили исполнять черную работу. В 20-х числах сент. в Д. м. прибыл Наполеон I , после отъезда которого франц. солдаты распространяли среди братии ложные слухи о том, что вся Россия уже завоевана. Однако вскоре монахов ободрил пришедший к ним служка Троице-Сергиевой лавры, сообщивший, что неприятель продвинулся по Троицкой дороге только на 7 верст и что в М. Мытищах стоят казаки. Монахи стали уходить из мон-ря, так что к 27 сент. в Д. м. осталось только 2 инока. Вскоре в обитель вернулся наместник. Когда 7 окт. Наполеон с главной армией оставил Москву, франц. солдаты ушли из обители. Наместник с 2 насельниками отслужил благодарственный молебен. После пребывания французов в Д. м. исчезли антиминсы и ценные предметы утвари, была разрушена ц. во имя святых Захарии и Елисаветы, в колокольне, в кельях разобраны полы. Однако пожар Москвы 1812 г. не коснулся Д. м.

http://pravenc.ru/text/178962.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010