Митрополит Евлогий, как представитель Русской Церкви, участвовал и в заседаниях Всемирной конференции «Вера и церковное устройство» в 1927 года, в Лозанне. Представители Русской Православной Церкви из СССР не могли в тот период участвовать в экуменическом движении ввиду ее изоляции от внешнего мира. Однако все свободные Православные Церкви (в том числе и все русские богословы, находящиеся вне России) принимали самое активное участие в экуменическом движении и на всех конференциях после Лозанны. В Лозаннской конференции, кроме митрополита Евлогия участвовали русские богословы о. Сергий Булгаков, проф. Н. Н. Глубоковский, проф. Н. С. Арсеньев, митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) и прот. Туркевич (Польша). Кроме русских были 22 делегата от Православных Церквей — иерархи и богословы. Главой православной делегации являлся Экзарх Вселенской Патриархии митрополит Фиатирский Герман; от Александрии — митрополит Леонтопольский и митрополит Нубийский; от Церкви Греции — митрополит Неопактский и три профессора богословия Афинского университета; от Церкви Кипрской — профессор богословия; от Румынии — митрополит Черновицкий; от Церкви Сербской — епископ Ириней Новосадский (богослов); от Церкви Болгарской — известный богослов и профессор Софийского университета протопресвитер Стефан Цанков. Профессор Н. Н. Глубоковский и проф. Н. С. Арсеньев участвовали в подготовке Стокгольмской Конференции 1925 года («Жизнь и Деятельность»). В 1937 году в Англии проходили две всемирные конференции экуменического движения: в Оксфорде — «Жизнь и Деятельность» и в Эдинбурге — «Вера и церковное устройство». В работах этих конференций участвовали свыше 50 представителей всех Православных Церквей (иерархи и богословы). Православную Россию и русское богословие представляли — митрополит Евлогий, о. Сергий Булгаков, Н. А. Бердяев, проф. Н. Н. Глубоковский, о. Георгий Флоровский, о. Василий Зеньковский (тогда еще профессор Свято–Сергиевского Богословского Института в Париже), проф. Н. С. Арсеньев, проф. В. А. Карташев, проф. В. Вышеславцев, Н. М. Зернов, Л. А. Зандер, проф. Г. П. Федотов, проф. Н. Алексеев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

На открытие Содружества и Клуба мы пригласили многих известных писателей, артистов и общественных деятелей. С самого начала Клуб имел большой успех, около ста человек сделалось его членами, около 50 присоединилось к Содружеству. Кроме Саши Чёрного, больше других помогали Иван Билибин (1876–1942), дававший уроки рисования и Мария Николаевна Германова, ставившая спектакли. Серафима Павловна Ремизова, жена писателя, преподавала русскую литературу, а Александр Дмитриевич Александрович (Покровский ум. 1959) руководил хором. В клуб приходили Куприн (18701938), Борис Зайцев (1881–1972), Гречанинов (1864–1956), Оленина-Адельберг (р. 1893) и Надежда Плевицкая. Они все охотно делились своими дарованиями с молодёжью, которая со своей стороны горячо встречала их. Одним из драматических эпизодов нашей работы был приход в наш клуб Володи, бывшего комсомольца. Он жестоко раскритиковал содружников, говоря, что, попав в нашу среду, он надеялся встретить подлинно верующую молодёжь, готовую отдать себя на служение родины. Но его ждало разочарование. По его словам, русские парижане только по виду были чистенькими и беленькими, но внутри они были мелкими эгоистами, не думающими ни о Церкви, ни о России. Наши члены слушали его с напряжённым вниманием, но когда я предложила кому-нибудь из содружников ответить комсомольцу, наступило тяжёлое молчание, ни один из них не решился говорить. Спас положение отец Булгаков, приехавший на наше собрание из Сергиевского Подворья. С его даром пророческого слова он раскрыл перед молодёжью образ православной Руси и указал на те вселенские задачи, которые стояли перед русскими в изгнании. На следующий день я узнала, что после окончания собрания, несколько юношей, пришедших со стороны, напали на улице на комсомольца Володю и избили его. Мне удалось выяснить, что нападавшие были воспитанники кадетского корпуса, недавно приехавшие из Югославии. Я была глубоко взволнована этим поступком и созвала совещание представителей нашей общественности для обсуждения духовного состояния нашей молодёжи. Участвовал в нём и генерал Миллер, так предательски погибший в 1937 году. Я считала, что наш долг – серьёзно заняться воспитанием нашей смены. Меня поддержал митрополит Евлогий, но другие не обратили внимания на мой призыв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

] Наречение и хиротония ректора Московской Духовной академии архимандрита Арсения во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии/БВ. 1899. Т. 1. С. 471–495). 929 Речь идет о иеромонахе Евдокиме (Мещерском), инспекторе МДА (23.12.1898–09.12.1903); подробнее см. примеч. к гл. V, л. 8 – ссылка 759. 930 Малый вход – священнодействие во время Божественной литургии, когда духовенство с Евангелием выходит из алтаря северными дверьми и по прочтении определенных молитвословий входит в алтарь царскими вратами. 931 Преждеосвященная литургия – литургия Преждеосвященных Даров – особое богослужение, совершаемое Великим постом: в среды и пятницы, в первые три дня Страстной седмицы, в дни памяти некоторых святых. Смысл установления этого чина в том, чтобы не лишить верующих причащения Святых Христовых Тайн из-за редкого совершения в великопостное время торжественной полной литургии как несовместимой с покаянным характером этого периода церковного года. По своему богослужебному строю Преждеосвященная литургия является вечерней, на которой верующие причащаются освященными заранее (на предшествующей полной литургии свт. Василия Великого или свт. Иоанна Златоуста ) Святыми Дарами. Чин литургии называется именем свт. Григория Двоеслова , папы Римского, однако он был известен в более раннее время (см.: Настольная книга. 1992. Т, 1. С. 268; Иоанн (Маслов) , схиархим. Указ. соч. С. 222–232). 932 Евгений (Зернов Семен Алексеевич, 1877–1937), священномученик, митрополит Нижегородский (Горьковский). Окончил МДС (1898) и поступил в МДА. 08.03.1900 г. пострижен в монашество епископом Арсением (Стадницким) , в 1900 г. рукоположен во иеродиакона, 25.03,1902 г. – во иеромонаха. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1902), преподавал в Черниговской ДС (1902–1904), затем был инспектором (1904–1906). Ректор Иркутской ДС в сане архимандрита (1906–1913). 20.01.1913 г, хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии; епископ Приамурский и Благовещенский (1914–1923).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Одной из характерных форм духовной жизни начала XX века было широкое распространение религиозно философских объединений, на которых обсуждались вопросы христианского вероучения и происходил диалог между Церковью и интеллигенцией. В период ректорства в Московской Духовной Академии Владыка Феодор духовно окормлял группу богословов М. А. Новоселова. Сложившееся вокруг его издательства религиозно-философское общество, скромно названное “Кружком ищущих христианского просвещения”, выделялось не многочисленностью, но “строго церковным направлением”, стремлением “реализовать хомяковскую идею соборного богопознания” 40 . Как пишет Николай Зернов, в “монашеской квартире” Новоселова, кроме него самого и преосвященного Феодора, собирались В. Кожевников , А. Самарин, П. Мансуров, а позднее присоединились Булгаков и Дурылин 41 . Другой известный русский религиозный мыслитель Н. Бердяев называет кружок Новоселова “сердцевиной русского православия” 42 . Известна одна таинственная история, из воспоминаний священника Сергия Сидорова (1895–1937), предшествовавших увольнению Владыки ректора из Академии. Во время причащения в академическом храме Владыка Феодор духовно провидел в одной из прихожанок духа зла. Как выяснилось в дальнейшем, девушка действительно была духовно больна. Совершив над ней чин изгнания бесов, он услышал из уст одержимой угрозу беса удалить епископа из Академии. Только усиленная молитва и предстательство преподобного Сергия Радонежского, частицу мощей которого он взял для встречи с больной, помогли ему совершенно исцелить бесноватую, страдавшую с семилетнего возраста. На вопрос автора воспоминаний отчего так много бесноватых в Сергиеве, Владыка отвечал: “Я думаю, что в подвиге Преподобного Сергия заключалась особая черта борьбы с бесом. В его житии, правда, нет указаний на способы борьбы с ним, но есть указание на то, что эта борьба велась долго и упорно. Преподобный избрал место для прославления Бога, населенное темной силой, и раньше, чем построить монастырь, уничтожил демонов. Но ведь Вы знаете свойства темных мест. Они становятся еще страшнее, еще темнее, когда колеблется сдерживающая их святыня” 43 . Так приоткрылась еще одна из сторон многогранной духовной жизни Владыки Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Подобные обвинения предъявлены были митрополиту Нижегородскому Феофану (Тулякову), епископу Орловскому Иннокентию (Никифорову). Арестованных епископов чаще всего расстреливали. Так, в 1936-39 годах погибли митрополиты Серафим (Чичагов), Серафим (Мещеряков), Константин (Дьяков), Серафим (Александров), Евгений (Зернов), архиепископ Питирим (Крылов), епископы Варфоломей (Ремов), Никон (Гурлевский), Никон (Лебедев). В 1938 году в застенках НКВД скончался митрополит Анатолий (Грисюк). Погибли и отделившиеся от Заместителя Местоблюстителя архиереи: митрополит Иосиф (Петровых), архиепископ Димитрий (Любимов), епископ Дамаскин (Цедрик). В 1937 году были расстреляны протопресвитеры Николай Арсеньев и Александр Хотовицкий - в прошлом настоятель и ключарь храма Христа Спасителя в Москве. В лагерях погибли выдающийся богослов и философ священник Павел Флоренский, крупнейший русский патролог профессор Московской духовной академии И.В.Попов, широко известный издатель «Религиозно-нравственной библиотеки» профессор М.А.Новоселов и тысячи менее известных священнослужителей и церковных деятелей. Подавляющее большинство из тех священнослужителей, которые остались в живых, находились в тюрьмах, лагерях и ссылке. Церковная организация была разгромлена. В 1939 году из архиереев на своих кафедрах оставались Глава Церкви - митрополит Московский Сергий, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Петергофский Николай (Яруше вич), управляющий Новгородской и Псковской епархиями, и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Несколько архиереев совершали богослужения как настоятели храмов. Так, епископ Астраханский Андрей (Комаров), уволенный в апреле 1939 года на покой, в октябре того же года был назначен на место приходского священника в город Куйбышев. Вся церковная жизнь Куйбышевской епархии сосредоточена была тогда вокруг одной этой церкви. К 1939 году во всей России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов. На Украине сохранилось 3% из числа дореволюционных приходов.

http://sedmitza.ru/lib/text/440001/

Подробнее о нем см.: Там же. С. 544–545.) 26 (Отец Евгений – священномученик Евгений (Зернов Семен Алексеевич,1877–1937) – иеродиакон (1900), студент МДА. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1902), преподавал в Черниговской ДС (1902–1904). В дальнейшем митрополит Нижегородский (Горьковский) (1934); подробнее о нем см.: Там же. С. 555–556.) 27 (С. Зверинский – Зверинский Сергей Васильевич, коллежский советник, преподаватель обличительного богословия, истории и обличения раскола Вифанской ДС, библиотекарь семинарии. В 1889 г. окончил МДА действительным студентом, с 10.02.1890 г. кандидат богословия. С 09.03–09.05.1891 г. преподаватель московского Мариинского епархиального женского училища, затем помощник инспектора в Пермской ДС. С 1895 г. помощник инспектора в Вифанской ДС, с 1898 г. преподаватель Вифанской ДС. См.: Именные списки лиц, служащих в духовно-учебных заведениях Московской епархии за 1902 год//МЦВед. 1902. С. 96.) 28 (25-е... Совет. Представляли к разным премиям за труды наставников. – В МДА было учреждено шесть ежегодных премий. Две премии митрополита Московского Макария (из процентов с капитала) в 500 рублей за лучшие печатные труды наставников Академии и в 300 рублей за лучшее магистерское сочинение воспитанников Академии. Четыре премии епископа Курского Михаила за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию по 210 рублей каждая (из процентов с капитала). В начале года на одном из первых заседаний Совета Академии выдвигались кандидаты на премии. В соответствии с правилами о присуждении премий митрополита Московского Макария : «Чрез два месяца после январского заседания Совета, в мартовском заседании должно происходить обсуждение достоинств представленных на премию сочинений и присуждение самих премий... В том же заседании Совет должен решать вопрос, какое из сочинений, написанных на степень магистра, заслуживает премии». Постановление Совета представлялось на утверждение епархиального начальства. Поположению о премии епископа Курского Михаила: обсуждение достоинств сочинений, предложенных на соискание премии, и присуждение премии должно проходить на мартовском заседании Совета (§9).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Пожалуй, только два документа высшей церковной власти 1926 г. несколько отличались от документов, изданных Патриархом Тихоном после его освобождения в 1923 г. В проекте «Обращения» (от 10 июня 1926 г.) митрополит Сергий акцентирует внимание на идеологической несовместимости христианства с коммунизмом, а второй документ – послание к зарубежным архипастырям (от 12 сентября 1926 г.) – отличал такой теплотой тона, которую не обнаружить ни в обращениях к ним Патриарха Тихона, ни в позднейших посланиях самого митрополита Сергия. Среди соавторов «Декларации» 1927 г. были видные церковные деятели: митрополит Тверской Серафим (Александров) и епископ Сумской Константин (Дьяков), расстрелянные в 1937 г., архиепископ Самарский Анатолий (Грисюк) , впоследствии замученный в застенках ГПУ, архиепископ Хутынский Алексий. Заместителя Местоблюстителя поддержали введенный им в состав Временного Патриаршего Синода митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) , а также митрополиты Михаил (Ермаков), экзарх Украины, Никандр (Феноменов), Серафим (Чичагов) , архиепископы Евгений (Зернов), Петр (Зверев) , епископы Мануил (Лемешевский) , Николай (Ярушевич) , Венедикт (Плотников). В эмиграции митрополиту Сергию сохранили верность митрополиты Евлогий (Георгиевский), Елевферий (Богоявленский), Платон (Рождественский), архиепископ Сергий (Тихомиров) . Через месяц после издания «Декларации» высшее церковное управление, состоявшее из Заместителя Местоблюстителя и Патриаршего Синода, было зарегистрировано НКВД. Юридически Патриаршему Синоду был дан тот же статус, что и обновленческому синоду, хотя обновленцы продолжали пользоваться покровительством со стороны властей, в то время как патриаршая Церковь оставалась гонимой. Только после легализации митрополита Сергия и Синода Восточные Патриархи, вначале Иерусалимский Дамиан, потом Антиохийский Григорий прислали благословение митрополиту Сергию и его Синоду и признание его временным главой патриаршей Церкви. В декабре к митрополиту Сергию обратился с посланием Вселенский Патриарх Василий III, призвав его к примирению с обновленцами. «Ответственность за прошлое тяготеет одинаково на многих, и никто не может сбросить ответственность с одного на других»,– говорилось в послании 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

– село серб. яз. – сербский язык сщмч. – священномученик совр. – современный урожд. – урожденная 3 Политические и культурные отношения России с юго-славянскими землями в XVIII в.: Документы. М., 1984. С. 57. 15 Погодин А.А. Император Александр II и его время в оценке сербского общественного мнения: шестидесятые годы. Записки Русского Научного Института. (Белград) 1934. 11. С. 7. 16 Цит. по: Радевич М. Русский язык в белградских школах до 1878 г. Советское славяноведение. 1979. 6. С. 88. 17 Цит. по: Кончаревич К. Единоверие, единоплеменность, единоязычие. Светигора. (Изд. Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви) 1994. 1. С. 64. 27 Маевский В. Русские в Югославии. Взаимоотношения России и Сербии: В 2-х т. Нью-Йорк, 1966. Т. 2. С. 4144. 30 Троицкий С.В. Правовое положение русской церкви в Югославии. Записки Русского Научного Института. (Белград) 1941. Вып. 17. С. 106. 32 Цит. по: Зернов Н. Юрисдикционные споры в русской церкви эмиграции и I Всезарубежный собор в Карловцах в 1921 г. Вестник Русского Христианского Движения. (Париж – Нью-Йорк – Москва), 1974. 114. С 135. 40 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 19171943: Сб. в 2-хч. Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 193. 46 См.: Стратонов И.А. Русская церковная смута (19211931). Из истории христианской церкви на родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. С.122. 47 Цит. по: Стратонов И.А. Указ. соч. С. 122; см. также: Свящ. Георгий Митрофанов. Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы: К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 19201927 гг. СПб, 1995. С. 113115. 49 См.: Троицкий С. Митрополит Сергий и примирение русской диаспоры. Сремские Карловцы, 1937. С. 4. 55 Прот. Николай Озолин. Из истории борьбы за единство Церкви за рубежом. Единство Церкви: Богословская конференция 1516 ноября 1994 г. М., 1996. С. 254259. 57 Чему свидетели мы были...: Переписка бывших царских дипломатов 19341940 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через этот период гонений Церковь прошла под водительством нескольких выдающихся епископов, среди которых первый – патриарх Тихон, оставивший глубокий след в истории Русской Церкви. Ему помогали выдающиеся иерархи: митрополиты Вениамин Петроградский (Казанский, убит в 1922 г.), Агафангел Ярославский (Преображенский, 1854–1928), Илларион (Троицкий, 1855–1931), Петр Крутицкий (Полянский, 1863–1936), Кирилл Казанский (Смирнов, ум. в 1936 г.), Евгений (Зернов, ум. в 1937 г.). Многие из них кончили жизнь мучениками и исповедниками. Их пример вдохновил многих христиан хранить до конца веру. Первые послереволюционные годы ознаменовались небывалым религиозным подъемом. Интеллектуальная и артистическая элита страны после долгих лет блужданий возвращалась к Церкви, в то время как новый правящий класс уходил из-под крова православия. Столкновения между верующими и безбожниками достигали исключительной остроты. Пламенным материалистам, слепо верящим в непогрешимость Карла Маркса, трудно было видеть в христианстве что-либо, кроме суеверия и обскурантизма. 324 Христиане в свою очередь смотрели на них как на шайку разбойников. Понадобились долгие годы, прежде чем обе стороны пришли к заключению, что противник действует на основании глубоких убеждений, защищая или отрицая существование Бога и истинность Евангелия. Гонение на Русскую Церковь XX века навсегда останется одной из самых потрясающих страниц в истории христианства. Борьба верующих и атеистов чередовалась тяжелыми поражениями и неожиданными победами. Однако главные стадии этой борьбы – вне рамок книги, так как орден интеллигенции перестал существовать в России вскоре после окончания гражданской войны. Главную роль в защите христианства в России сыграл простой народ. Именно он, в особенности женщины, сопротивлялся антирелигиозной кампании, продолжал исповедовать религию и воспитывать детей в христианской вере. Русская Церковь никогда не была сильна своей организацией, а духовенство не имело власти и авторитета западных клерикалов, но в годину тяжелейших испытаний эти недостатки обернулись преимуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Ириней (Шульмин) 27.01.1923 хирот. во еп. Кушвинского, вик. Свердловской епархии (единоверческой); с 2.11.1923 еп. Мензелинский; с 26.05.1924 еп. Мамалыжский, вик. Сарапульской епархии; с 19.02.1925 еп. Елабужский, вик. Сарапульской епархии; с янв. 1926 г. в «григорианском» расколе; в мае 1926 г. принес покаяние; с 1929 г. еп. Елабужский, вик. Казанской епархии; с 1930 г. еп. Бугурусланский; 1930–1934 еп. Мамадышский; с 1934 г. еп. Пензенский; с 21.05.1935 еп. Куйбышевский; расстрелян в 1937 г. Исайя (Ковалев) 28.11.1954 хирот. во еп. Угличского, вик. Ярославской епархии; † 21.10.1960. Исидор (Богоявленский) 22.06.1947 хирот. во еп. Таллинского и Эстонского; † 18.12.1949. Исидор (Кириченко) 19.06.1977 хирот. во еп. Архангельского и Холмогорского (с 26.06.1985 Архангельский и Мурманский); с 12.05.1987 еп. Краснодарский и Кубанский; с 10.04.1989 в сане архиепископа; с 26.02.1994 архиеп. Краснодарский и Новороссийский. Исидор (Колоколов) с 8.03.1917 на покое (б. еп. Михайловский, вик Рязанской епархии); убит в 1918 г. Иувеналий (Масловский) с 28.07.1917 еп. Тульский и Белевский; с 17.10.1923 архиеп. Курский и Обоянский; с янв. 1925 г. в Соловецком лагере; с 10.05.1928 архиеп. Рязанский и Зарайский; с 22.01.1936 в заключении; расстрелян 25.10.1937. Иустин (Мальцев) 8.01.1945 хирот. во еп. Вологодского и Череповецкого; с нач. 1949 г. еп. Псковский и Порховский; с 20.10.1949 еп. Казанский и Чистопольский; † 4.04.1950. Кассиан (Ярославский) 26.03.1961 еп. Угличский, вик. Ярославской епархии; с 14.05.1963 архиеп. Новосибирский и Барнаульский; с 20.05.1964 архиеп. Костромской и Галичский; с 30.11.1988 на покое; † 20.03.1990. Киприан (Зернов) 6.08.1961 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 14.11.1961 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 5.08.1963 в сане архиепископа; с 20.05.1964 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх Среднеевропейский; с 23.06.1966 на покое; † 5.04.1987. Киприан (Комаровский) с 4.12.1911 еп. Семипалатинский, вик. Омской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; в 1923 г. принес покаяние, арестован, заключен в Соловецкий лагерь; с 13.11.1925 еп. Владивостокский; с 1927 г. в сане архиепископа; с 15.09.1927 архиеп. Нижне-Ундинский, вик. Иркутской епархии; с 19.07.1929 на покое; с 23.10.1932 архиеп. Златоустовский, вик. Уфимской епархии; с авг. 1933 г. архиеп. Ижевский и Златоустовский; с 11.06.1934 архиеп. Вятский; с 5.08.1937 в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010