Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. Зернов H.M. Закатные годы: эпилог хроники Зерновых. Париж, 1981. Зернов Н.М. Первая поездка в Англию. За рубежом: Белград – Париж – Оксфорд: Хроника семьи Зерновых, 19211972. Париж, 1973. Зернов H.M. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991. Зернов Н.М., Зернова М.В. Содружество святого мученика Албания и преподобного Сергия: Исторический очерк. «Соборность»: Сборник избранных статей из журнала содружества «SOBORNOST». Библейско-Богословский институт Св. апостола Андрея, 1998. С. 1037. Иоанн (Снычев), митрополит. Самодержавие духа: Очерки русского самосознания. СПб., 2005. Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов XX столетия – григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Сортавала, 1993. Иоанн (Шаховской) , архиепископ. Избранное. Петрозаводск, 1992. Йованович M. Русская эмиграция на Балканах 19201940. М., 2005. «Казаки со свастикой».Публ. Л. Решина. Родина. 1993. 2. С. 7076. Казанцев А. Третья сила. Франкфурт-на-Майне, 1974. Калист (Уэр), епископ Диоклийский. Православная Церковь . М, 2001; СПб., 2005. Кандидов Б.П. Церковь и шпионаж. М., 1937. Кашеваров А.Н. Печать Русской Зарубежной Церкви. СПб.: Роза мира, 2008. Киреев А.И. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 19432002 гг. М., 2002. Ковалева Е.В. Православная Церковь в Харбине: служение епископа Ювеналия (Килина). Вестник церковной истории. 2007. 4 (8). Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: Историческая и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека, 19201970. Париж, 1971. Колобов О.А., Корнилов А.А., Шамин И.В. Проблемы войны и мира в XX веке. Хрестоматия. Т. III. Нижний Новгород, 1998. Колупаев В.Е. Русские в Магрибе. М.: Пашков дом, 2009. Колупаев В.Е. Православная книга Русского Зарубежья первой половины XX века. М: Пашков дом, 2010. Комолова Н.П. Русское зарубежье в Италии (19171945 годы). Русская эмиграция в Европе (20-е30-е годы XX века). М.: Институт Всеобщей Истории Российской академии наук, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 .06(08.07).1930–13(26).08.1930: Гурий Степанов 10(23).06.1932–20.12(02.01).1936: Никодим Кротков 1937–26.08(08.09).1937: Феодосий Кирика, в.у (?) Костромская (обн.) 03(16).06.1922–1922: Серафим Мещеряков 1922–1923: Севастиан Вести, в. у. 1923–1924: Севастиан Вести 1924–1924: Сергий Иванцов 16(29).06.1924–1925: Андрей Смирнов, в. у. 1925–1927: Николай Орлов 2 1927–19.08(01.09).1929: Николай Орлов 2, паки 19 .08(01.09).1929–03.1930: Виктор Путята 1930–1934: 1934–1935: Александр Лавров 02 .1935– 06.1935: Владимир Ковин 09 .1935–1935: Софония Яскевич 1935–27.08(09.09).1937: Анатолий Соколов 1937–1942: 04(17).09.1942–19.10(01.11).1942: Димитрий Лобанов 1943–08(21).11.1943: Корнилий Попов Котельническая 1925–01(14).12.1927: Флавиан Сорокин 30 .12(12.01).1927–27.03(09.04).1928: Павел Флоринский 12(25).04.1928–18(31).01.1929: Никифор Ефимов 1929–1931: 1931–26.08(08.09).1933: Евгений Зернов Краснобакинская 15(28).03.1926–13(26).04.1926: Онисим Пылаев Краснодарская (обн.) 22 .02(07.03).1932–03.1934: Василий Кожин 14(27).06.1934–1944: Владимир Иванов Краснодарская (укр.) 1942–: Никодим Николайчук 1942–: Никодим Максименко 31 .08(13.09).1942–: Никодим Гонтаренко Краснодарская и Кубанская 13(26).09.1916–1919; Иоанн Левицкий 1919–1919: Димитрий Вербицкий 1919–1919: Антоний Храповицкий , в. у. 1919–1922: Сергий Лавров 1922–: –1926: Трофим Якобчук 07(20).08.1926–18.09(01.10).1927: Иннокентий Летяев 1927–1933: Феофил Богоявленский 04 .1933–07.1933: Феодосий Вощанский 29 .07(11.08).1933–10(23).01.1936: Памфил Лясковский –1937: Феофил Богоявленский, паки 02 .1936–05.1937: Софроний Арефьев 1937–1943: 12(25) 07.1943–1944: Фотий Топиро 26 .12(08.01).1944–06(19).10.1949: Флавиан Иванов Краснококшайская (обн.) 04(17).03.1924–1927: Владимир Дерябин Краснослободская 11(24).07.1910–14(27).01.1922: Григорий Соколов 1921–1923: Борис Лентовский Макарий Знаменский 07(20).09.1927–24.08(06.09).1928: Кирилл Соколов Красноуфимская (обн.) 30 .12(12.01).1922–20.09(03.10).1924: Михаил Бирюков 23 .03(05.04)(?).1925–03(16).07.1925: Серафим Коровин, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Морозов И.В. Отец Василий – друг молодежи. Вестник РСХД. 1962. 667 Памяти о. Василия Зеньковского . П., 1984 Куликова M. B.B. Зеньковский. Золотая книга эмиграции. М., 1997. Зернов Николай Михайлович (9.10.1898, Москва 25.8.1980, Оксфорд), церковно-общественный деятель. Из семьи духовенства, внук московского протоиерея, сын врача. Окончил гимназию Поливанова, поступил на медицинский факультет Московского университета (1917), но уехал с семьей на Кавказ, служил в рядах Добровольческой армии, эмигрировал через Константинополь в Сербию, активный член РСХД, участник 1-го съезда РСХД в Пшерове, окончил богословский факультет Белградского университета (1925), член Белградского кружка прп. Серафима (1923), переехал в Париж, секретарь РСХД (19251932), основатель и 1-й редактор журнала «Вестник РСХД» (декабрь 19251929), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), учился в аспирантуре в Оксфорде (19301932), поселился окончательно в Лондоне (1934), секретарь Англо-православного содружества св. Альбания и прп. Сергия (19341947), профессор истории Восточного Православия в Оксфордском университете (19471966), почетный доктор наук Оксфордского университета (1966). Соч.: Moscow the Third Rome. L., 1937 St. Sergius Builder of Russia. L., 1939 Three Russian Prophets (Khomiakov, Dostoevsky, Soloviov). L., 1944 The Russians and Their Church. L., 1945 The Church of the Eastern Christains. L., 1942 The Reintegration of the Church. L., 1952 Вселенская Церковь и русское православие. П., 1952 Eastern Christiandom. L., 1961 Orthodox Encounter. L., 1961 На переломе. Три поколения одной московской семьи. П., 1970 За рубежом (Белград, Париж, Оксфорд). П., 1971 Русское религиозное возрождение 20 века. П., 1974 (англ. изд.: The Russian Religious Renaissance of the 20th century. L., 1974). Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Шмеман А. , протопр. Памяти Николая Зернова. Вестник РХД. 1980. 132 Андреев Н.Е. Н.М. Зернов. Новый Журнал. 1980. 140 Ульянкина Т. Н.М. Зернов. Золотая книга эмиграции. М., 1997

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Экуменическая деятельность движения на этом не закончилась. В 1937 году русская делегация приняла участие в двух конференциях: «Дело и жизнь» в Оксфорде и «Вера и устройство» в Эдинбурге. На заседаниях присутствовали митр. Евлогий, Бердяев, о. Булгаков, Федотов, Флоровский, Алексеев, Карташев, Зеньковский, Вышеславцев, Городецкая, Зандер, Зернов и др. Там же было около пятидесяти представителей Византийской и Восточных не халкедонских Церквей 275 . После нескольких успешных международных съездов (Стокгольм, 1925; Лозанна, 1927; Оксфорд, 1937; Эдинбург, 1937) все эти движения объединились, чтобы образовать Всемирный Совет Церквей 276 . Как отмечает Н. Зернов, конференции включали не только теоретические рассуждения, но и практическую часть: «Во время Оксфордской и Эдинбургской конференций, по инициативе автора книги, часть делегатов подписала письмо к руководителям экуменического движения, в котором выражалось убеждение, что Евхаристия должна занять подобающее ей место на вселенских собраниях. В результате Евхаристия была включена в программу первой экуменической конференции молодежи в Амстердаме в 1939 г. Она была отслужена, согласно традициям Православной, Англиканской, Лютеранской и Кальвинистской Церквей 277 . Русская делегация, под руководством епископа Кассиана (Безобразова) , играла значительную роль на этой конференции. Включение Евхаристии в работу конференции оспаривалось некоторыми протестантами, но большинство делегатов приветствовало ее, и она стала частью программы, принятой на съездах в Амстердаме в 1948 г. и в Лунде в 1952 г.» 278 . 1.2.9 Содружество св. Албания и прп. Сергия Радонежского Еще одним экуменическим делом в жизни А.В. Карташева стало его соучастие сближению РСХД с англиканами, что вылилось в Содружество св. Албания и прп. Сергия. Данное Содружество появилось в январе 1927 года на англо-русской студенческой христианской конференции, прошедшей в городе Сент-Олбанс. Англиканская Церковь того периода – в силу сомнительной деятельности ее епископов, Фрира и Гора – переживала период серьезного обновления: она дошла до того, что в ходе Ламбетской конференции в 1930 году «поставила вопрос о воссоединении в таинствах с православной Церковью» 279 . На эту конференцию не были приглашены члены русской епархии константинопольской юрисдикции, но присутствовал Н. Арсеньев, опубликовавший в «Пути» отчет по итогам конференции.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

В 300 км от Караганды, в Акмолинской области находился всемирно известный концентрационный лагерь АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Но он являлся лишь одним из отделений Карлага. В нем отбывали ссылку монахи-ни, жены священников и простые верующие женщины. В 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе были прославлены пострадавшие в АЛЖИРЕ: преподобно-мученица Евдокия (Андрианова) и с ней 12 мучениц Акмолинских, расстрелянные в этом лагере в 1942 году. За годы своего существования (с 1931 по 1956 гг.) Карлаг принял от 1,5 до 2 миллионов человек. Условия существования в Карлаге были невыносимые. Еже-дневно от простудных заболеваний, туберкулеза и дистрофии умирало по сотне, а в годы Великой Отечественной войны по тысяче человек. Но поскольку архивы Кар-лага до сего дня засекречены, нет возможности назвать даже приблизительное чис-ло его жертв. Сколько по Карлагу разбросано безвестных кладбищ? Никто не зна-ет. Сколько на забытых погостах погребено человек? Никто не ведает. Нет на это никаких указателей в степях Сары-Арки, нет обозначений ни на одной географиче-ской карте. Но благодаря молитвам и мученическому подвигу этих страдальцев Христовых, в безжизненной пустыне возник прекрасный город, жемчужина Казах-стана – Караганда, населенная прекрасными людьми, потому как ссылали и сажа-ли в лагеря людей, имеющих совесть. В Карагандинском лагере отбывали срок заключения и были расстреляны такие видные иерархи Русской Православной Церкви, как: Священномученик Евгений (Зернов), митрополит Горьковский, находившийся Бидаикском отделении Карлага. Расстрелян 20 сентября 1937 года. В Чурбай-Нуринском отделение Карлага с 1935 года отбывал срок заключения священномученик Захария (Лобов), архиепископ Воронежский. Расстрелян 21 сен-тября 1937 года. В Карлаге находился священномученик Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий. Расстрелян 20 ноября 1937 года. В Бурминском отделении Карлага находился священномученик Дамаскин (Цедрик), епископ Глуховский. Расстрелян 15 сентября 1937 года.

http://pravicon.com/info-2623

Англию в том же году у него рождается идея создания содружества и приходит осознание необходимости разворачивать работу в направлении христианского единства. По окончании университета в 1925 г. он с сестрой Соней переехал в Париж и стал одним из секретарей РСХД, а также первым редактором «Вестника РХСД». Здесь его духовным отцом и старшим другом стал о. Сергий Булгаков . И здесь же в 1927 г. он женился на Милице Лавровой, которая была врачом и активно работала в РХСД. Осенью 1930 г. Николай поселился в Оксфорде и через два года после защиты диссертации на тему «Единство Церквей и воссоединение Церквей: Исследование проблемы церковного единства с конца I по IV в. включительно» получил диплом доктора философии. Два года они с Милицей жили в Париже, а в 1934 г. вернулись в Англию, где он стал секретарем Содружества св. Албания и прп. Сергия и лектором Фонда помощи Русской Церкви. За первый год работы в содружестве он посетил с докладами 27 англиканских богословских колледжей и 18 колледжей свободных церквей. В своих лекциях он говорил «о трех… реальностях, которыми он не просто жил, а подлинно горел: о Православии, о христианском единстве и о России – об ее трагической судьбе и подлинном лике…» 285 . Он всегда ценил «личную дружбу… активное участие молодежи, в основном студентов» С. 49]. Очень общительный, умеющий перевести разговор на серьезную тему, открытый и доброжелательный, он имел массу друзей, которых привлекал к общему делу, к общему соборному труду. В 1947 г. Н. М. Зернов перешел на преподавание в Оксфордский университет, где читал курсы, основным содержанием которых были история и нынешнее состояние христианства в России и проблемы церковного единства. В эти годы он бывал с лекциями в университетах США и Канады, Австралии, Индии. Н. М. Зернов много писал, и его книги и статьи до сих пор интересны как историкам, богословам, философам, так и просто интеллигенции и молодежи. Прежде всего это книги о православии: « Церковь восточных христиан» (1942), «Восточное христианство» (1961); о христианском единстве: «Воссоединение Церкви» (1952), «Встреча с Православием» (1961); о русском православии, его культуре, истории, традициях: «Москва – Третий Рим» (1937), «Св. Сергий – строитель Руси» (1939), «Три русских пророка» (1944), «Русские и их Церковь » (1945), «Русское религиозное возрождение XX в.» (1963). В последней работе, хорошо известной в России еще в самиздате, даются портреты и характеристики наиболее значительных богословов, священнослужителей, философов, церковных деятелей XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большая русская делегация приняла участие в двух конференциях в 1937 году: «Дело и жизнь» в Оксфорде и «Вера и строй» в Эдинбурге. На заседаниях присутствовали митрополит Евлогий, Бердяев, о. Булгаков, Федотов, Флоровский, Алексеев, Карташев, Зеньковский, Вышеславцев, Городецкая, Зандер, Зернов и другие. Там было также около пятидесяти представителей Византийской и Восточных не халкедонских Церквей. Отец С. Булгаков настоял, чтобы вопрос о значении Девы Марии в жизни и учении Церкви обсуждался особо. Специальная подсекция занялась изучением почитания святых и Богородицы, и пришла к заключению, содержавшему большинство предложений отца С. Булгакова . 410 Во время Оксфордской и Эдинбургской конференций по инициативе автора книги часть делегатов подписала письмо к руководителям экуменического движения, в котором выражалось убеждение, что Евхаристия должна занять подобающее ей место на вселенских собраниях. 411 В результате Евхаристия была включена в программу первой экуменической конференции молодежи в Амстердаме в 1939 г. Она была отслужена, согласно традициям Православной, Англиканской, Лютеранской и Кальвинистской Церквей. Русская делегация под руководством епископа Кассиана (Безобразова) играла значительную роль на этой конференции. Включение Евхаристии в работу конференции оспаривалось некоторыми протестантами, но большинство делегатов приветствовало ее, и она стала частью программы, принятой на съездах в Амстердаме в 1948 г. и в Лунде в 1952 г. На торжественном открытии конференции Всемирного Совета Церквей в Амстердаме в 1948 г. снова присутствовали русские: епископ Кассиан (Безобразов) , отец Флоровский, Зандер, Зернов, Шмеман. Их было меньше, чем на предыдущих собраниях, из-за отрицательного отношения Московской патриархии в то время к экуменическому движению и смерти нескольких лидеров. 412 Эти большие международные собрания представляли вершину вселенского движения. За их внушительным фасадом стояла значительная подготовительная работа комитетов и комиссий, в которых русские принимали активное участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Первые осужденные по делам о противодействии изъятию церковных ценностей священники прибыли на Соловки из Ростова-на-Дону и Новочеркасска в 1923 году, следующая большая группа осужденных — из Петрограда, годом позже. Позднее состав заключенных священнослужителей пополнялся осужденными за “нарушение декрета об отделении церкви от государства”, странствующими монахами и монахинями из разоренных и закрытых властью монастырей. С 1928 года начали прибывать “непоминающие” (священники, не поминающие митрополита Сергия и государственную власть). Об этом будет сказано позже. Самым спорным и по сей день является вопрос о численности духовенства на Соловках, которая колеблется от 120 до 500. Первую цифру можно прочесть в докладе Управления Соловецких лагерей за 1926–27 год, а вторая появилась в рижской газете “Сегодня” в 1931 году. С изменением статуса подчинения лагеря менялся и его внутренний режим, ужесточались условия содержания. Образованный Постановлением СНК от 13 октября 1923 года как Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН ОГПУ), с 1937 года он стал Соловецкой тюрьмой особого назначения. Важнейшим моментом церковной жизни середины 20-х годов было его духовное влияние на всю церковную политику. К 1926 году на Соловках находилось 29 православных иерархов. Их деятельность была объединена в самостоятельный церковный орган, известный как “Собор соловецких епископов”. Правящими епископами на Соловках последовательно избирались: архиепископ Приамурский и Благовещенский Евгений (Зернов), архиепископ Иларион (Троицкий), викарий Московский, архиепископ Воронежский Петр (Зверев). Судьба каждого из них — судьбы мучеников, жизнь свою положивших за Христа. Владыка Евгений (Зернов Семен Алексеевич) родился 18 января 1877 года в Московской губернии в семье диакона. После обучения в Московской семинарии в 1898 году поступил в Московскую Духовную академию. Два года спустя принял монашеский постриг. После окончания Академии с 1904 года служил инспектором Черниговской Духовной семинарии, с 1906 года стал ректором Семинарии в Иркутске. В 1913 году хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, а с 1914 года — епископ Приамурский и Благовещенский. Член Поместного Собора 1917–1918 годов. Арестован 27 августа 1923 года после всенощной накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. Находился в заключении в Благовещенской тюрьме.

http://pravmir.ru/mitropolit-sergij-star...

Первые осужденные по делам о противодействии изъятию церковных ценностей священники прибыли на Соловки из Ростова-на-Дону и Новочеркасска в 1923 году, следующая большая группа осужденных - из Петрограда, годом позже. Позднее состав заключенных священнослужителей пополнялся осужденными за " нарушение декрета об отделении церкви от государства " , странствующими монахами и монахинями из разоренных и закрытых властью монастырей. С 1928 года начали прибывать " непоминающие " (священники, не поминающие митрополита Сергия и государственную власть). Об этом будет сказано позже. Самым спорным и по сей день является вопрос о численности духовенства на Соловках, которая колеблется от 120 до 500. Первую цифру можно прочесть в докладе Управления Соловецких лагерей за 1926-27 год, а вторая появилась в рижской газете " Сегодня " в 1931 году. С изменением статуса подчинения лагеря менялся и его внутренний режим, ужесточались условия содержания. Образованный Постановлением СНК от 13 октября 1923 года как Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН ОГПУ), с 1937 года он стал Соловецкой тюрьмой особого назначения. Важнейшим моментом церковной жизни середины 20-х годов было его духовное влияние на всю церковную политику. К 1926 году на Соловках находилось 29 православных иерархов. Их деятельность была объединена в самостоятельный церковный орган, известный как " Собор соловецких епископов " . Правящими епископами на Соловках последовательно избирались: архиепископ Приамурский и Благовещенский Евгений (Зернов), архиепископ Иларион (Троицкий), викарий Московский, архиепископ Воронежский Петр (Зверев). Судьба каждого из них - судьбы мучеников, жизнь свою положивших за Христа. Владыка Евгений (Зернов Семен Алексеевич) родился 18 января 1877 года в Московской губернии в семье диакона. После обучения в Московской семинарии в 1898 году поступил в Московскую Духовную академию. Два года спустя принял монашеский постриг. После окончания Академии с 1904 года служил инспектором Черниговской Духовной семинарии, с 1906 года стал ректором Семинарии в Иркутске. В 1913 году хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, а с 1914 года - епископ Приамурский и Благовещенский. Член Поместного Собора 1917-1918 годов. Арестован 27 августа 1923 года после всенощной накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. Находился в заключении в Благовещенской тюрьме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/189/...

15(28).04.1924–1938: Тихон Лященко, заруб. 1938–1941: Тихон Троицкий, заруб 1939–1945: Серафим Лядэ, заруб. 1945–03(16).11.1948: Александр Немоловский Бершадская 08 .1926–1931: Варлаам Козуля 1928–1930: Сергий Куминский, в. у(?) Бийская 03(16).04.1905–: Иннокентий Соколов –1927: 1927–04(17).01.1931: Никита Прибытков 1932–1932: Герман Коккель, в. у. 22 .03(04.04).1933–16(29).01.1937: Иаков Маскаев, в. у. 16(29).01.1937–14(27).07.1937: Григорий Козырев, в. у. Бийская (обн.) 23 .10(05.11).1922–27.04(10.05).1923: Иоанн Завадовский 12 .1922–08(21).07.1923: Макарий Торопов 24 .12(06.01).1922–07(20).05.1923: Василий Смелов 22 .06(05.07).1923–01(14).11.1923: Иоанн Завадовский, паки 15(28).11.1923–1923: Александр Авдентов 20 .07(02.08).1923–07.1924: Серапион Сперанцев 1924–11(24).01.1925: Геронтий Шевлягин, в. у. 10(23).06.1925–1926: Василий Лысенко 1926–1928: Владимир Злобин 1928–1930: 1930–1933: Владимир Злобин, паки 1933–1935; 07 .1935–12(25).11.1935: Максим Светич Бирская 04(17).11.1922–29.07(11.08).1923: Трофим Якобчук 1923–1926: 19 .05(01.06).1926–12.1928: Серафим Трофимов 1929–1932: Серафим Афанасьев Бирская (обн.) 14(27).03.1925–21.01(03.02).1927: Иннокентий Копейкин 21 .01(03.02).1927–1927: Николай Ашихмин Благовещенская 11(24).07.1914–31.07(13.08).1930: Евгений Зернов 30 .08(12.09).1930–06(19).09.1932: Иннокентий Тихонов 1930–1931(?): Трофим Якобчук, в. у. 19 .09(02.10).1932–1935: Герман Коккель Благовещенская (григ.) 07 .1927–1929: Иринарх Павлов Благовещенская (обн.) 02(15).04.1923–02(15).06.1923: Александр Введенский 2 15(28).09.1924–10.1927: Григорий Климчук 1928–1931: 07 .1931–02.1932: Феодор Турбин Бобровская 16(29).05.1921–1922: Иоанникий Чекановский Бобровская (обн.) 1922–1923: Иоанникий Чекановский 12(25).02.1923–18.02(03.03).1925: Василий Павлов 18 .02(03.03).1925–22.09(05.10).1926: Гермоген Лебедев 22 .09(05.10).1926–06.1928: Василий Павлов. паки Бобруйская (обн.) Филарет Раменский Богодуховская (обн.) 1924–1926: Вениамин 16(29).10.1926–05.1927: Антоний Гончаревский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010