Пг., 1916; Предостережение от великого обмана. Пг., 1916; Поучения: Молитва Господня: В 9 беседах. М., 1992; О религ. воспитании детей. М., 1993; Азбука правосл. воспитания: Беседы с родителями и детьми. М., 1996, 2002; Отче наш: Беседы на молитву Господню. М., Об анафеме, или церк. отлучении. М., 1998; Вечные истины христианства. М., 1999. Ист.: Айвазов И. Г. Высокопреосв. В., митр. С.-Петербургский и Ладожский//Голос Церкви. 1912. 12; В жертву Богу приносится лучшее. К., 1918; Венок на могилу высокопреосв. митр. В.: Сб./Под ред. прот. Ф. Титова. К., 1918; Собор, 1918. Деяния. Т. 7. С. 53-77. Лит.: Польский. Ч. 1. С. 10-24; Галкин А. К. Сщмч. митр. В. и Новгород//Арсениевские чтения. Новгород, 1996. Вып. 2. С. 135-148; Крикота Н. , свящ. «Я готов отдать свою жизнь за Церковь»: Жизнеописание сщмч. Владимира. М., 2002; Акафист сщмч. Владимиру. М., 2002; Реутов Православный. 2004. 1 (3): [Спец. вып., посвящ. В.]. А. К. Галкин, игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.)

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

1624 «Истое христианство и Церковь всегда стояли на почве идеализма в решении всех возникавших вопросов – вероучения и жизни. Напротив, псевдо- и антихристианство и инославие всегда держались номинализма и рационализма. Грани истории номинализма: софисты и т. д. до Ницше. Это в философии, – а в Церкви: распявшие Христа архиереи, евионеи, Арий и т. д. до Варлаама и графа Толстого. Грани истории реализма: Сократ с Платоном до Гегеля с его правою школою и Достоевского – в философии и художественной литературе, – а в Церкви: Евангелие, Ап. Павел и т. д. до Паламы и о. Ивана. Идеализм и реализм лежат в основе учения о единосущии и троеличности Божества, о богочеловечестве Спасителя, о Церкви, таинствах, иконопочитании и далее. И я лично весь на этой стороне». – Цит. по: Антоний (Булатович), иеросхим. Апология. С. XI-XII. 1625 См.: Флоренский П. А. Предполагаемое государственное устройство в будущем//Литературная учеба. 1991, май-июнь. С. 96–111; Флоренский П. А. Электротехническое материаловедение//Памятники науки и техники. 1987–1988. М., 1989. С. 245–272 1636 Биографические сведения об архим. Киприане взяты мною из следующих источников: Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Paris, 1991. С. 352–353; Двадцатипятилетний юбилей Православного богословского института в Париже. 1925–1950. Paris, 1950. С. 22–23 (Оттиск из «Церковного вестника Западно-Европейского Экзархата», 4 (25), июнь-июль 1950 г.). 1638 Киприан, архим. Четверть века//Двадцатипятилетний юбилей Православного богословского института в Париже. С. 8–9. 1639 Вряд ли она могла принадлежать другому лицу. Позднее в этом журнале о. Киприан напечатал статью «Пастырская проблематика» 58, 1938–1939 гг.) и рецензию на книгу о. Ф. Мерсенье «Молитва Церквей византийского обряда» 55, 1938). Рецензией И. Смолича журнал откликнулся на книгу о. Киприана об о. Антонине Капустине , вышедшую в 1934 г. в Белграде 52, ноябрь 1936 – март 1937 г.). 1644 Не говоря уже о бросающемся в глаза преобладании западных примеров и цитат из католических авторов, в этой книге немало бесспорных черт латинского клерикализма и сакраментологии. Тем не менее, нельзя не признать, что она довольно адекватно описывает и в немалой степени формирует пастырское сознание 2-й половины XX века. См. также: Гостев А., свящ. Проблема пастырского богословия сегодня в свете наследия архимандрита Киприана (Керна) //Культурное наследие российской эмиграции. 1917–1940. Кн. I. М., 1994. С. 269–274.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

28 Иеросхимонах Алексий (Феодор Алексеевич Соловьев, 17.1.1846 †19.9.1928) – родился в Москве в приходе Симеона Столпника в семье священника. После окончания Московской духовной семинарии (1866) и женитьбы (12.2.1867) на Анне Павловне Смирновой (†27.1.1872) рукоположен во диакона (19.2.1867) и назначен в храм Св. Николая в Толмачах. Рукоположен во иереи (4.6.1895) и определен пресвитером в Большой Успенский Собор Кремля. Переехал в Зосимову пустынь (24.10.1898), пострижен игуменом Германом (30.11.1898) с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Постепенно к старцу Алексию за духовным советом и утешением стали стекаться люди со всех концов России. К нему (как и к о. Герману) за духовным советом обращалась и преподобномученица Вел. Княгиня Елизавета Феодоровна. Ушел в затвор (6.6.1916). Участвовал в монашеском съезде в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1917), где был избран на Всероссийский Церковный Собор. Именно он, после литургии в храме Христа Спасителя, вынул из ларца перед образом Владимирской иконы Божией Матери жребий с именем Патриарха – Святителя Тихона. Пострижен в схиму (1919) с тем же именем – в честь Алексия человека Божия. После закрытия Зосимовой пустыни переехал вместе со своим келейником о. Макарием в дом духовных своих детей в Сергиевом Посаде на улице Дворянской. Там он и скончался. 26.7.1994 одновременно с прославлением преп. Зосимы состоялось перенесение мощей старца Алексия с городского кладбища Сергиева Посада в Зосимову Пустынь. 30 Анна Петровна Мечева скончалась 29 августа 1901 г. от «сердечной болезни». Похоронена была в Москве на Лазаревском кладбище, где ранее были погребены родители о. Алексия. Между прочим родитель о. Алексия – Алексей Иванович Мечев – был регентом Чудовского митрополичьего хора. 31 Митрополит Евгений (Зернов, 1877 †20.9.1937), Горьковский – родился в Москве в семье диакона. Окончил Московскую духовную академию (1902), принял монашество, рукоположен сначала в иеродиакона, а потом – во иеромонаха, преподавал сектоведение в Черниговской духовной семинарии. Архимандрит (1906), ректор Иркутской духовной семинарии. Хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии (20.1.1913). Епископ Приамурский и Благовещенский (11.6.1914, с 1923 – архиепископ). Арестован (27.8.1923). Член Св. Синода (май 1924). В заключении на Соловках (1924–1926), принимал участие в составлении «Памятной записки Соловецких епископов». В ссылке в Зырянском крае (1926–1929). Жил в Котельничах Вятской епархии (1929). Назначен в Белгородскую епархию (26.8.1930), но епархией не управлял и назначение отменено. Занимает разные кафедры (1931–1934). Митрополит Горьковский (16.5.1934), фактически епархией не управлял. Арестован (1935) и приговорен к трем годам заключения. В Карагандинском лагере был приговорен к расстрелу. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В 1923 году мы имели радость соединения с двумя сёстрами нашей матери и с нашей двоюродной сестрой. Мария Александровна Богушевская (1863–1937) не имела детей и она перенесла всю свою любовь на нас, став нашей второй матерью. Она, вместе со своей сестрой Елизаветой Александровной Калустовой (1879–1961), осталась жить в нашем доме, когда в 1920 году мы покинули Ессентуки. Они надеялись сохранить его для нас в случае нашего возвращения. Пережив и голод, и холод, и опасности ареста, они получили разрешение соединиться с нами в период ослабления диктатуры, совпавшей с болезнью Ленина. Их приезд восстановил единство нашей семьи. Рассказы приехавших родственниц были удручающие, всюду царило насилие, разруха, нищета. Всё тёмное, завистливое и жестокое выползло наружу. Густая, непроглядная тьма окутала нашу родину. Церковь раздиралась на части живоцерковниками, доносительство и вражда заразили и христиан. Острым контрастом с этой мрачной картиной была та духовная свобода, которой пользовались мы. Все наши отношения с людьми строились на общности наших убеждений и взаимной симпатии. Мои сестры и я с братом составляли крепко спаянную четвёрку. Наше единство привлекало к нам другую молодёжь. Мы отзывались на все стороны жизни, увлекались и увлекали других. Мы спорили, защищали свои мнения, часто крайние и не всегда до конца продуманные, но зато искренние. Мы жили в Церкви, она вдохновляла нас, открывала перед нами широкие горизонты, помогала осмыслить ту грозную эпоху, участниками которой мы были. Наша созвучность становилась особенно полноценной каждым летом, когда мы все собирались вместе на курортах, где работал наш отец. Родители жили нашими интересами, и мы находили у них поддержку и мудрую помощь во всех наших начинаниях. Мы перенесли в Сербию тот священный домашний очаг, который создался в нашем доме в Ессентуках в дни красного террора. Мы были молоды, свободны, все вместе. Это было счастливейшее время нашей жизни в изгнании. Природа, окружавшая нас, была почти не тронута человеком. Стоило выйти за границы нашего маленького местечка, как мы попадали в девственный лес с его таинственной жизнью. Мы дышали упоительным, ароматным воздухом, слушали пение соловьёв, любовались яркими, красочными закатами, а ночью искали любимые созвездия среди блестящих звёзд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В период с 30 декабря 1935 г. по 3 января 1936 г. на конгрессе Содружества св. Сергия и Албания, проходившем близ Парижа и посвященном теме « Церковь и мир», присутствует Н.А. Бердяев . Этот конгресс имеет особенное значение, так как в нем приняли участие представители обоих экуменических направлений журнала. Более 100 человек слушали выступления Н. Бердяева , С. Булгакова , Г. Флоровского , А. Карташева , Г. Федотова , еп. Фрира, М. Мортона. Именно тогда впервые англиканский епископ совершил богослужение в православной церкви на Рю-Дарю 286 . Однако «апогеем экуменической деятельности», – пишет А.А. Аржаковский, – «стал экуменический конгресс «Жизни и дела», состоявшийся в Оксфорде 12–26 июля 1937 г. и посвященный теме « Церковь , нация и государство». На Оксфордской конференции собралось 425 официальных представителей всех основных христианских конфессий (в том числе, 30 православных) из 50 стран. Чувствовалось преобладание англосаксонских протестантов и отсутствие католиков, официальных представителей Германии (Гитлер воспрепятствовал немецкой церковной делегации приехать в Оксфорд) и Советского Союза. В ходе этой конференции был одобрен проект объединения с лозаннским движением. Работа конгресса шла в пяти секциях: Церковь и общество, Церковь и экономический порядок, Церковь и государство, Церковь и образование, Церковь и нация, вселенская Церковь и международный и порядок. … Кроме митрополита Евлогия, журнал «Путь» был представлен на Оксфордском и Эдинбургском конгрессах Бердяевым, Зерновым, Зандером, Булгаковым, Карташевым, Зеньковским, Н. Городецкой, Вышеславцевым, Алексеевым, Флоровским, Федотовым. Последний опубликовал в «Пути» восторженный отчет об этих экуменических встречах» 287 . Сторона Православной Церкви, в лице митр. Евлогия, положительно отмечала результаты деятельности организации: «Если говорить об отношениях нашей зарубежной Церкви, в частности, с англиканами, надо признать, что общение с ними продолжает укрепляться. Особенно оживленную деятельность развивало (и по сей день развивает) содружество святого мученика Албания и Преподобного Сергия Радонежского 288 , созданное в 1928 году при участии РСХД – англо-русское Братство, объединяющее преимущественно молодое поколение. Возникло оно еще в 20-х годах (первый Съезд содружества в 1927 г.). С нашей стороны в этом Братстве работали: протоиерей С. Булгаков , протоиерей Г. Флоровский , архимандрит Кассиан (Безобразов) , профессор А.В. Карташев , Л.А. Зандер, Н.М. Зернов, Б.И. Сове и группа священников и студентов. Со стороны англикан также образовалась группа священников и студентов, возглавляемая епископом Фриром Трурским. На этих собраниях не только обсуждаются церковные вопросы, но и совместно молятся» 289 . Также к «новому поколению богословов», принимавших участие в деятельности Содружества, следует отнести некоторых популярных сегодня церковных деятелей: о. А. Шмемана , А. Блума, митр. Антония Сурожского , даже митр. Диоклийского Каллиста (Уэра) 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

— В этом виновным себя не признаю. — Скажите, вы признаете себя виновным в том, что в июле сего года вы проводили среди населения антисоветскую агитацию против займа, всячески высмеивая это мероприятие, и одновременно высказывались за свержение советской власти? — В этом виновным себя не признаю. — Скажите, вы признаете себя виновным в том, что в феврале сего года вы высказывались за политику врагов народа, восхваляли их, одновременно с этим обвиняли товарища Сталина? — В этом виновным себя не признаю. — Скажите, вы признаете себя виновным в том, что в период уборочной кампании зерновых культур среди верующих единоличников и колхозников вели агитацию за невыход на работу в воскресные дни и другие религиозные праздники? — В этом виновным себя не признаю. Отцу Евгению было тогда всего тридцать восемь лет, оставались сиротами дети, но он более всего полагался на Бога, словно преподавая своей жизнью пример другим. Через несколько дней после последнего допроса, 9 ноября, Тройка НКВД постановила расстрелять священника. Священник Евгений Ивашко был расстрелян 11 ноября 1937 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Евгений, митрополит Нижегородский (память 7 сентября по старому стилю) С вященномученик Евгений, митрополит Нижегородский (бывш. Приамурский и Благовещенский) (в миру Семён Алексеевич Зернов) родился 18 января 1877 года в Московской губернии, в семье диакона. В 1898 году Семён закончил Московскую Духовную семинарию и поступил в Московскую Духовную Академию. В 1900 году он принимает постриг в монашество с именем Евгений, а 1902 году рукоположение в иеромонаха. В том же году отец Евгений после окончания Духовной Академии назначается на место преподавателя сектоведения Черниговской Духовной семинарии. С 1904 года он — инспектор этой семинарии, а с 1906 года — ректор Иркутской Духовной семинарии в сане архимандрита. В то время в семинарии царило крайнее раздражение воспитанников против своего начальства. Отец Евгений сумел привести в порядок расстроенное смутой 1905 года учебное заведение, действуя без всякого применения репрессивных мер и заслужив общее доверие и любовь. Он имел замечательный дар проповедника, поэтому проводимые им внебогослужебные собеседования по воскресным дням в семинарском храме охотно посещали и учащиеся, и интеллигенция, и народ. В 1909 году отец Евгений являлся членом комиссии по освидетельствованию честных останков святого епископа Иркутского Софрония (Кристалевского).

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Досифей (Васич; 1887–1945), священноисповедник Сербской Православной Церкви, митрополит. Воспитанник КДА. После нападения гитлеровской Германии на Югославское королевство в апреле 1941 г. был схвачен хорватскими усташами и заключен в тюрьму. Там был зверски избит и в бессознательном состоянии перевезен во Введенский монастырь в Белграде, где находился на попечении сестричества этого монастыря. Не приходя в сознание, умер. Погребен в этом монастыре. В 2000 г. Сербской Православной Церковью причислен к лику святых. Дутов Александр Ильич (1879–1921), генерал-лейтенант, один из руководителей белой армии. С октября 1917 г. атаман Оренбургского казачества, затем командующий войсками Оренбурского военного округа. В ноябре 1917 г. возглавил вооруженное выступление против советской власти в Оренбурге. С 1918 г. генерал-лейтенант. С октября 1918 г. командующий Юго-Западной армией, вошедшей в подчинение А. В. Колчака. Со 2 июля 1919 г. походный атаман всех казачьих войск, с 21 сентября 1919 г. командующий Оренбургской армией. Бежал в Китай, был убит. Евгений (Зернов Семен Алексеевич; 1877–1937), священномученик, митрополит. В 1906 г. архимандрит, ректор Иркутской духовной семинарии. Был председателем Иркутского епархиального училищного совета, членом миссионерского комитета, Географического общества, братства во имя свт. Иннокентия и редактором «Иркутских епархиальных ведомостей». В 1913 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1914 г. епископ Приамурский и Благовещенский. С 1923 г. архиепископ. В 1923 г. арестован, сослан Соловецкий лагерь, затем в Зырянский край. С 1931 г. архиепископ Котельнический, викарий Вятской епархии. С 1933 г. Вятский и Слободской. С 1934 г. митрополит Горьковский. Расстрелян. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Евгений (Казанцев Андрей Евфимович; 1778–1871), архиепископ. В 1818 г. хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. С 1822 г. архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский. С 1825 г. Тобольский и Сибирский. В г. Тобольске восстановил кафедральный собор. С 1831 г. епископ Рязанский и Зарайский. С 1837 г. Ярославский и Ростовский. С 1854 г. на покое в Московском Донском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Ист.: Деяния Русского Всезаграничного церк. собора. Сремски Карловцы, 1922. С. 26, 36, 50-51, 54-55; Мефодий (Герасимов), архиеп. По поводу церк. нестроений. Харбин, 1927; Определения Архиерейского Синода РПЦЗ по делу о восстановлении мира и единства в Зап.-Европейской епархии//Церк. жизнь. Сремски Карловцы, 1934. 7. С. 11-12; Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей от 9/22 августа с. г. г.] по поводу перехода Митрополита Евлогия в юрисдикцию Константинопольского Патриархата//Церк. жизнь. Сремски Карловцы, 1938. 11/12. С. 181-183; Николай (Ярушевич), митр. Наше пребывание во Франции//ЖМП. 1945. 10. С. 14-25; С. 268-269; Акты свт. Тихона. С. 174, 184-185, 193, 194, 314, 315, 861, 862; По делу митр. Евлогия//ЖМП, 1931-1935. С. 24-30, 37-39; Зандер Л. А. Наш дорогой владыка//ЦИВ. 2002. 9. С. 189-190. Лит.: Горчаков М. К., кн. Итоги политики митрополитов Сергия и Евлогия. П., 1929-1930, 2 вып.; Ломако Г., прот. К вопросу о нашем церковном разделении//Церк. Вестник Западно-Европейской епархии. П., 1934. 3. С. 10-20; 4. С. 9-19; 5. С. 11-21; 6/7. С. 15-17; он же. Единство Церкви и церковные разделения рус. зарубежья//Там же. 1937. 9/10. С. 4-12; 11/12. С. 14-17; Днепров Р. Памяти митр. Евлогия//ЖМП. 1946. 9. С. 30-34; Зеньковский В. В., прот. Памяти митр. Евлогия//ПМ. 1947. Вып. 5. С. 19-22; Троицкий С. В. О неправде Карловацкого раскола. П., 1960; Тальберг Н. Д. К 40-летию пагубного Евлогианского раскола. Джорд., 1966; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 119-129; Зернов Н. М. Юрисдикционные споры в Рус. Церкви эмиграции и 1-й Всезарубежный собор в Карловцах в 1921 г.//Вестн. РХД. 1974. 4(114). С. 119-146; Поспеловский Д. В. РПЦ в ХХ в. М., 1995. С. 31-33; 46, 47, 120-124, 134-139, 220-226, 230-232; Шавельский Г. И., протопр. Восп. последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996. Т. 1. С. 165, 168, 170, 172-174, 176-177, 179-181; Т. 2. С. 34, 384, 389, 390; Соловьев И. В. Дни примирения: (Попытка воссоединения Рус. Зап.-Европ. Экзархата с Моск. Патриархией)//ЦИВ. 1999. 4/5. С. 237-239; Лев (Жилле), архим. Памяти митр. Евлогия//Вестн. РХД. 2007. 1(192). С. 242-246; Струве Н. А. Двойное покушение на митр. Евлогия и его наследие//Там же. 2007. 1(192). С. 236-241; Нивьер А. Правосл. священнослужители, богословы и церковные деятели рус. эмиграции в Зап. и Центр. Европе, 1920-1995: Биогр. справ.: М.; П., 2007. С. 191-193.

http://pravenc.ru/text/187191.html

Источники: Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972/Составитель Н. М. Зернов.- Boston: G. K. Hall Co., 1973. Россия и российская эмиграция в воспоминаниях и дневниках. Т.1. - М.: РоссПЭН, 2003. С.641. Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан-Франциский. Избранное.- Петрозаводск: " Святой остров " , 1992. - с.80. ЭЛЬ-КИНОНИ НИНА АЛЕКСЕЕВНА Вышла замуж за марокканца, выпускника советского вуза, живет в Рабате. Регент русского храма в честь воскресения Христова в Рабате. Марокко. ЯРОСЛАВЦЕВ МИТРОФАН, архимандрит В миру Ярославцев Михаил Владимирович, род. 1883 в Тульской губернии в семье военного. Закончил первый Московский кадетский корпус, Александровское военное училище. Во время первой мировой войны служил в 68-м Лейб-гвардии Бородинском императора Александра III полку. В 1919 будучи командиром 2 дивизии, участвовал в создании и боевых действиях Северо-западной армии генерала Юденича под Петроградом. В 1919 произведен в генерал-майоры. В 1920 воевал под Нарвой, будучи начальником 3 -ей стрелковой дивизии. В 1921 вместе с супругой Евгенией Семеновной находился в Польше (лагерь для интернированных в Ломже, под Варшавой), далее направился в Германию. С 1923 в Париже, работал: консьержем, разнорабочим на вокзале, на заводе Ситроен, шофером, в книжной торговле. С 1931 по 1935 консьерж в Ницце. Написал ряд ценных статей: " Служба связи Ливенцов и северозападников, а также в Шанхайской газете " Время " . В 1932 овдовел. В 1935 сдал экзамен за курс русского Пастырско-богословского училища в монастыре св. Кирика в Болгарии, продолжил обучение на богословском факультете в Софии. В 1937 рукоположен в сан священника и направлен в г. Курибгу, Марокко, где русскими эмигрантами при фосфатном заводе была устроена церковь Св. Троицы. В 1939 о. Митрофан, награждается набедренником, в 1940 принял монашество, с 1945 игумен, в 1949 возведен в сан архимандрита. С 1952 архимандрит Митрофан - настоятель Воскресенского храма в Рабате. Умер в 1954, погребен в православной часовне на христианском кладбище в Рабате.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/402/...

Любовь Флоровского к книгам способствовала созданию качественной библиотеки Св.-Сергиевского института; благодаря ему библиотека пополнилась не только закупками, но и пожертвованиями из библиотек учебных заведений и обществ Праги, Лондона и других мест, а также от частных лиц. После выхода в свет его двухтомника о византийских отцах 9], а затем и монографии «Пути русского богословия» о. Георгий приобрел репутацию виднейшего русского богослова. «Пути русского богословия», содержавшие резкую и бескомпромиссную оценку религиозного прошлого России, раскололи эмигрантскую общественность. Отмечая, что в книге Флоровского «обнаруживаются огромные знания и обширная ученость» С. 53], критики выражали свою досаду по поводу того, что « " русского богословия» нет, да и не было, все разоблачено». Но, по мнению иезуита С. Тышкевича, «книга… заслуживает того, чтобы отнести ее к числу наиболее замечательных трудов в области современной историографии религии. По-настоящему будящая мысль, исполненная точных свидетельств и плодотворных размышлений, открывающая в истории православного богословия новые пути…» [Orientalia Christiana periodica. Roma, 1938. Vol. 4]. Сам же Флоровский формулировал задачу богословия таким образом: «Церковность есть предание. Богослов должен для себя открыть и пережить историю Церкви как «богочеловеческий процесс», вхождение из времени в благодатную вечность, становление и созидание Тела Христова… Только в истории и можно до конца убедиться в мистической реальности Церкви и освободиться от соблазна ссушивать христианство в отвлеченную доктрину или в мораль» 1937. С. 508]. В 1932 г. Флоровский был рукоположен во пресвитера и начал священническое служение в церкви РСХД, где много внимания уделял общению с молодежью, ее воспитанию. Одновременно с этим благодаря участию в экуменическом движении он становится известным не только в русской диаспоре, но и в межцерковных кругах. В эти годы о. Георгий Флоровский участвует в съездах РСХД, научных конференциях, в том числе русских академических организаций. С 1929 г. он выступал во всех ежегодных конференциях Содружества св. Албания и св. Сергия, а с 1933 г. каждое лето ездил с лекционными турне по Англии, которые организовывал преподаватель Оксфорда Н. М. Зернов через Британское студенческое христианское движение. Лекционное турне 1936 г. привело к созданию братства Св. Андрея в Шотландии, аналогичного Содружеству св. Албания и св. Сергия. К этому времени стали обычными проповеди о. Георгия в храмах Англиканской Церкви. «Находчивое остроумие этого худощавого человека, незаурядные познания в области патристики, где у англикан и православных традиционно много общего, – все это особенно располагало к нему студентов и теологов-англичан» Р. 5].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010