Первая настенная роспись, выполненная З. З. в кон. 30-х гг. XIX в. на своде над источником при ц. Благовещения (Асеновград), отличается композиционной стройностью. Между 1839 и 1841 гг. он создал 2 стенописных образа вмч. Георгия Победоносца (сохр. только над вратами во дворе метоха Бачковского мон-ря (см. Петрицонский мон-рь ) в Асеновграде). В 1840-1841 гг. вместе с учениками расписал притвор Архангельской и Никольскую ц. Бачковского мон-ря. На вост. стене Никольской ц. написал композицию «Страшный Суд», в к-рую включил изображения болг. чорбаджиев с женами в парадных национальных одеждах, спускающихся в ад. Впосл. этот прием, производивший впечатление на современников, он использовал неоднократно. На вост. стене открытой галереи мон-ря З. З. представил образы игуменов обители Анании и Матфея и автопортрет художника в полный рост. Расписал также соборы Рильского (1844; ктиторские портреты Теодора Дугана с матерью Радой и митр. Иеремии), Плаковского (1845), Долнобешовицкого (1845), Троянского (1847-1848), Преображенского (Велико-Тырново; 1847-1849) и Троицкого (Велико-Тырново, 1851, росписи погибли при землетрясении в 1913) мон-рей. Вершиной творчества З. З. считаются росписи в галерее и на стенах Успенской ц. Троянского мон-ря. В масштабной по объему композиции представлены как однофигурные, так и сложные многофигурные евангельские сцены, а также неск. групповых портретов ктиторов и первые в болг. живописи образы рус. святых (князей Бориса и Глеба, Димитрия, митр. Ростовского). В росписи Преображенского мон-ря включены образы болг. святых патриархов Евфимия, Иоакима и Иоанна Тырновских; в подписи к автопортрету З. З. отметил, что он болгарин. Для иконостаса собора этого мон-ря он создал иконы «Преображение», «Арх. Михаил», «Пресв. Богородица», «Иисус Христос», «Св. Иоанн Рильский». В 1851-1852 гг. на Афоне З. З. расписал ц. Преображения Господня при болг. корпусе в Карее, создал 15 икон (среди них «Преображение», «Пресв. Богородица», «Христос» и др.), а также расписал нартекс собора в Великой Лавре, упомянув в подписи свое имя, национальность и место рождения. После 1852 г. З. З. вернулся в Самоков и в основном писал портреты.

http://pravenc.ru/text/182661.html

Бачковский монастырь HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Николай Петров Бачковский монастырь Бачковский монастырь находится в горах Родопы, на левом берегу Чепеларской реки, в 11 км. от города Асеновград. Монастырь основан 1083 византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. / Бачковский монастырь находится в горах Родопы, на левом берегу Чепеларской реки, в 11 км. от города Асеновград. Монастырь основан 1083 византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. К сожалению, с момента основания до нашего времени сохранилась только двухэтажная костница (находящаяся на высоте около 300 метров от настоящего монастыря). Костница – уникальный исторический объект, сохранивший древние стенописи – одни из самых ценных произведений православного искусства XIX-XII вв. Во время Второго Болгарского Царства монастырю покровительствует Царь Иван Александр, о чем свидетельствует его изображение в арках притвора костницы, как знак благодарности за его вклад в восстановление здании. Как и в других монастырях того времени, в конце XI века в Бачковской обители тоже создана просветительская школа. Любопытный факт состоит в том, что после падения Болгарии под Османским игом в конце XIV века, в Бачковский монастырь был сослан патриарх Евфимий. Ссылка, однако, не остановила патриарха в его трудах, и он со своими учениками развивал активную религиозную и просветительскую деятельность в стенах обители. Вопреки тому, что Бачковский монастырь сохранился при первоначальном вторжении турецких войск, позже его постигла судьба большинства православных монастырей Болгарии земле: он был разграблен и разрушен. Монастырь был реконструирован в конце XV века, монастырская столовая в 1601-1603 гг., а сохранившаяся до сегодняшнего дня главная церковь «Святой Богоматери» – закончена в 1604 году (стенопись датируется 1643 и 1850 гг.). В главной церкви хранится чудотворная икона Богоматери Елеуса в серебряном окладе (1310 г.) Кроме главной церкви, монастырский комплекс включает в себя еще два храма – церковь Святых Архангелов (13-14 в), находящуюся в северном дворе рядом с главной церковью, и в южном дворе церковь Святого Николы, воздвигнутую с 1834 по 1837 гг. Церковь Св. Николы впечатляет своими стенописями от 1840-1841 гг. принадлежащими известнейшему мастеру Захарию Зографу. Иллюстрации к евангельским притчам и композиция «Страшный суд» имеют не только художественную, но и документальную ценность. Между портретами первых людей Пловдива, Захарий Зограф рисует и изобразил и себя. У Бачковского монастыря есть свой музей, в котором хранится церковная утварь разных периодов, а также другие художественные и исторические ценности (среди которых меч Фридриха Барбароссы), накопленные в течение девяти веков существования обители. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ [Греч. Λζαρος; болг. Лазар; Габровский, Дебел-Дялский] (ок. 1774, с. Дебел-Дял, близ г. Габрово, совр. Болгария - 23.04.1802, с. Сома близ г. Пергам (ныне Бергама, Турция)), нмч. (пам. 23 апр.). По происхождению святой был болгарином, в юности переселился в М. Азию, в окрестности Пергама, и пас овец. Однажды собака Л. порвала одежду проходившей мимо турчанки, и та оклеветала его, сказав, что он хотел ее обесчестить. Муж турчанки решил наказать обидчика, но ошибся и нанес травмы др. пастуху; дело попало в суд. Судья убедился в невиновности Л., но родственники турчанки пообещали судье 1 тыс. грошей, если он заставит пастуха принять ислам, а в случае отказа казнит его. Юноша отказался отречься от Христа, и тогда Л. подвергли жестоким пыткам: прижигали различные части тела раскаленными жезлами. За призывы в молитвах вмч. Георгия Победоносца турки выжгли ему язык. Они клали на грудь мученика тяжелый камень, стягивали ему голову веревками (он ослеп на один глаз), одели на голову раскаленный медный обруч. После долгих истязаний судья приговорил Л. к повешению. По преданию, чудеса начали происходить еще до снятия тела Л. с виселицы. Через неск. лет случайно мощи Л. были обретены благоухающими. По совету находившегося в селе афонского мон. Панкратия мощи поставили в местном храме. Служба Л. была написана иером. Никифором Хиосским и включена в сб. «Неон Лимонарион». Самое раннее изображение Л. (1845) находится в притворе параклиса св. Архангелов в Рильском мон-ре: он представлен в одном ряду с болг. мучениками - Георгием Софийским Новейшим и Анастасией Тырновской. В 1848 г. его изобразил Захарий Зограф в притворе кафоликона Троянского мон-ря. Икону Л., хранящуюся в ц. св. Петки в с. Враниловци, выполнил габровский зограф Генчо Филипов в 1841 г. по заказу Енчо, жителя с. Дебел-Дял ( Василиев. 1987. С. 197). Образ Л. вместе с др. Габровскими новомучениками - Дамаскином Габровским и Онуфрием Габровским - находится в параклисе во имя св. Петки, расположенном близ собора Успения Пресв. Богородицы в Габрове. В родном селе Л. в его честь освящен храм. Ист.: ΝΛ. 18732. Σ. 146-160; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 129. Лит.: Попов Х. Жития на светиите почитани от Православната църква. София, 1930; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 308-310; Партений (Стаматов), еп. Левкийски. Жития на български светци. София, 1979. Т. 2; Василиев А. Български светци в изобразително изкуство. София, 1987; Жития на светиите/Ред.: еп. Левкийски Партений (Стаматов), архим. Атанасий (Бончев). София, 1991; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 269; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 266; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 8: Απρλιος. Σ. 220-221; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 2. С. 85-95. О. В. Л., Д. Чешмеджиев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462523.html

Лит.: Йоцов Д. Културно-политическа история на Враца. София, 1937; История на град Враца от древността до Освобождението. София, 1976; Темелски Х. Кратък исторически обзор на Врачанска епархия до средата на 70-те г. на XX в.//ДК. 2001. Кн. 6. С. 64-73. Хр. Темелски Искусство На территории В. е. почти не сохранилось средневек. памятников, кроме развалин большой 3-нефной церкви с фрагментами росписей в с. Лютиброд. Позднесредневек. церкви XV-XVII вв. (в селах Миланово, Зимевица, Кремена, Царевец, Ослен-Криводол) 1-нефные, без наружного декора, имеют небольшие размеры; самый большой храм находится во Врачанском мон-ре. Церкви Вознесения (1844) и свт. Николая (т. н. митрополичий храм, 1865-1867) были построены во Враце по плану 3-нефных псевдобазилик. В ряде храмов В. е. сохранилась монументальная живопись. Наиболее древние росписи, кон. XV-XVI в., находятся в церкви с. Миланова. В 1540 г. созданы фрески с житийными сценами св. Димитрия в пещерной церкви Врачанского мон-ря. XVI в. датируется стенопись ц. прор. Илии Струпецкого мон-ря. Росписи церкви Черепишского мон-ря были созданы афонским изографом Пименом Софийским (1611; после пожара сохранились только в притворе - «Древо Иессеево» на зап. стене, сцены чудес Христа на своде). Предположительно XVII в. датируются сохранившиеся фрагменты росписей церквей Врачанского и Долнобешовицкого мон-рей. К кон. XVII - нач. XVIII в. относятся фрески на вост. стене алтаря церкви с. Царевец; там же находится единственный в Болгарии, полностью сохранившийся каменный иконостас. Живопись мн. икон скрыта поздними записями. Из врачанской ц. свт. Николая происходит неск. икон XVII в.: «Св. Иоанн Предтеча» (1677), «Пресв. Богородица» (1695), «Христос Вседержитель» (1699). Икона «Деисус» из Врацы (1694) подписана зографом Йованом (очевидно, местным жителем, чей почерк узнается также в иконах из Семипрестольного мон-ря и церкви с. Крета). Из Врацы происходит икона «Христос Вседержитель» (XVIII в.) в серебряном позолоченном окладе с эмалевыми медальонами (предположительно XII в.). В XVIII в. во В. е. активно работали иконописцы т. н. примитивного стиля: Стойо, свящ. Павел и дидаскал Урош писали иконы для Долнобешовицкого мон-ря, церквей сел Царевец, Старо-Село и др. В кон. XVIII-XIX в. во В. е. работали лучшие зографы Болгарии: Христо Димитров, его сыновья Захарий Зограф и Димитр Христов, Станислав Доспевский, уроженец г. Тревна Теодосий Коюв и др.

http://pravenc.ru/text/155412.html

По своду открытой галереи Захарий Зограф изобразил множество сцен из «Апокалипсис Картины Страшного суда Стены галереи занимают композиции «Страшный суд» и «Круг жизни». Над входом из северного жилого крыла во внутренний двор находится изображение «Св. Богородица с младенцем» принадлежащее также Зографу. Декоративной монументальной живописью были покрыты и наружные стены башни. Там интересная орнаментика, фигуры архангелов и святых-столпников, написанные во второй половине XIX века. Они усиливали торжественность атмосферы монастырского двора. Некоторые исследователи полагают, что эти фрески принадлежат художнику Петко Найденову из Трояна. Особую ценность представляет резной деревянный иконостас церкви Успения Богородицы. Венгерский путешественник Феликс Каниц (XIX в.) сообщал, что он изготовлен в 1839-1840 гг. резчиком Николой Матеевым. Некоторые специалисты считают, что иконы в иконостасе написаны рукой Захария Зографа, другие – что его братом Дмитрием. Подписи нет, но во всяком случае и многие иконы вне иконостаса носят типичные черты самоковской школы. Таковы «Рождество Богородицы», «Архангельский собор», «Св. Богородица с младенцем на троне», «Св. Иван Рильский», «Св. Богородица» и «Христом Вседержитель». В богатейшей монастырской коллекции находится много работ тревненских иконописцев, такие как чудотворная икона «Св. Богородица Троеручница», «Св. Никола», «Рождество Богородицы» и др. Некоторые из них, также как иконостасные царские врата, происходят из старой монастырской церкви. В первой половине XIX века (1825 г.) Кою Цоневым созданы иконы «Скорбящая Богородица» и «Страдающий Христос», а в 1836 году его сын Феодосий пишет иконы «Св. Георгий» и «Св. Димитрий» на коне. В 1836 году другой тревненский художник - Царю Захариев написал иконы «Св. Иван Рильский» и «Св. Димитрий с житием», «Рождество Св. Иоанна Крестителя» (1836 г.) и «Архангельский собор». Тревненский мастер создал и несколько иконостасных картин со сценами из Шестоднева. 29 августа 2001 г. Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/39734.html

В своем сегодняшнем виде Рильская святая обитель дошла до нас с XIX века. Только новая часть восточного крыла была сделана в ХХ в. Старейшее здание во дворе рядом с церковью это Хрельова башня, воздвигнутая в XIV веке (1335 г.). Она играла роль цитадели для монастыря, где монахи скрывались в смутные времена. На последнем пятом этаже высокой 24-метровой башни находится часовня Преображения Господня. В наши дни Хрельова башня открыта для посещений в летний сезон, причем часть фресок, сохранившихся с XIV века, посетители могут видеть через ниши в окнах часовни. Вся площадь Святой обители, охватывающая церковные, жилищные и хозяйственные здания, равна 8800 кв. м. Каменные стены высотой 22 метра окружают просторный монастырский двор, храм Рождества Богородицы, Хрельову башню, музей, жилые и хозяйственные постройки. Помещений здесь почти 300, из которых 100 это кельи монахов. На месте старого храма в 1834-1837 гг., была построена главная монастырская крестокупольная церковь Рождество Богородицы. Она имеет пять куполов, две боковые часовни и три алтарные ниши. Впечатляют чудесные резные иконостасы и стенописи, сделанные известными мастерами из Самокова и Банско. В храме работало много мастеров кисти и долота, но только прославленный изограф Захарий Димитров (Зограф) оставил свой автограф. В церкви находятся гроб с мощами основателя монастыря Св. Иоанна Рильского, чудотворная икона Св. Богородицы Осеновицы (XII в.), чудотворная икона Св.Иоанна Рильского (XVIII в.), много иконостасных и целовальных икон с XIX в. С конца XIX века в Рильской святой обители существует музей, в котором выставлены экспонаты, связанные с его историей на протяжении веков. Музейная коллекция включает ценные образцы болгарского и зарубежного искусства в период XIV-XIX веков. Наиболее ценный экспонат это деревянный крест с изящной миниатюрной резьбой, сделанный отцом Рафаилом. Долгие годы трудился над ним этот виртуоз резьбы по дереву, используя самые тонкие долотца и инструменты. Окончил он свое детище в 1802 г., когда окончательно ослеп после тяжелой работы над таким шедевром. На нем изображено 36 библейских сюжетов – по 18 на каждой стороне креста и свыше 600 миниатюрных фигурок.

http://sobory.ru/article/?object=27842

В 1803 г. обитель разграбили разбойники, в 1812 г. братия погибла от чумы. К 1847 г. на месте старого храма известный болг. архит. Н. Фичев построил большой 3-купольный храм с открытым нартексом и подземной часовней, к-рый расписал Захарий Зограф . После освобождения Болгарии (1878) над нартексом возвели колокольню. В 1913 г. при землетрясении монастырский комплекс был полностью разрушен. В 1927 г. по чертежам Фичева возвели храм и над зап. входом воссоздали надпись: «обновися от основания в лето Христово 1847 г., апрель, 9, мастер Никола Йованович из села Дряново». При строительстве мастера использовали античные рельефы: так, престолом является бывш. языческий жертвенник с надписью: «Зевсу Олимпийскому, Гере и Афине в победу и долгоденствие императора цезаря Т. Элия Адриана Антонина», принесенный из г. Никиполис-ад-Иструм (сохр. развалины в 20 км от г. Велико-Тырново); под одну из колонн положен камень, при рим. имп. Адриане (117-138) обозначавший границу между Фракией и Мёзией (принесен из с. Хотница близ Велико-Тырново). В храме был установлен сохранившийся при землетрясении иконостас с неск. работами Захарии Зографа, образами арх. Михаила (1663) и Св. Троицы (1708, работа Цоню и Косты Пенюва). В 1946-1948 гг. были отстроены жилые и хозяйственные помещения. В 1946 г. в П. м. поселился мон. Севастиан (впосл. архимандрит; † 2008). В 1948 г. мон-рь был преобразован в женский, им управлял архим. Севастиан вместе с игум. Евдокией. Обитель объявлена памятником культуры Болгарии. Лит.: Сырку П. Монастырь Шишман или Шишманица//ЗРАО. 1886. Т. 2. Вып. 3. С. 299-320; Жеков А. Един светилник в миналото: Царският и патриаршески монастир Св. Троица и патриарх Евтимий: Кратки ист. очерк. София, 1936; Загорски И. Манастирите във Великотърновска епархия. София, 1947; Русев П. Школата на Евтимий Търновски в ман-ра Св. Троица//Търновска книжовна школа. Търново, 1971. Кн. 1. С. 27-38; Чавръков Г. Средища на българската книжовност, IX-XVIII в. София, 1987. С. 77-79; он же. Български ман-ри: История, култура, изкуство. София, 2000. С. 65-67, 223; Темелски Х. По въпроса за основаването и съдбата на търновските манастири «Св. Троица»//Минало. София, 1996. Год. 3. 3. С. 62-72.

http://pravenc.ru/text/2579758.html

В 1848-1852 гг. возглавлял кафедру слав. языка в Богословской академии К-польской Патриархии на о-ве Халки. Вернулся в Рильский мон-рь, в 1860-1864 гг. был игуменом обители. В болгаро-греч. церковном споре о т. н. болгарской схизме (см. в ст. Болгарская Православная Церковь ) Н. не участвовал, но поддерживал борьбу болгар за церковную независимость. Н. написал службы и Жития прп. Иоанна Рильского (Белград, 1836), равноапостольных Кирилла и Мефодия, издал церковный типик (Типик церковный. Цариград, 1848), составил опись Рильского мон-ря (Описание болгарского священного монастыря Рыльского. София, 1879). Переводил учебники по географии и арифметике (1851), басни Эзопа. Составил «Хрестоматию славянского языка» (Хрестоматия славянского языка. Цариград, 1852), выпустил 1-й глобус на болг. языке (1836), писал педагогические рекомендации. Дневник Н. является важным источником по истории болгар этого периода. Поддерживал переписку со мн. болгарами, проживавшими за границей, в т. ч. с писателями и деятелями просвещения. В доме в Банско, где род. Н., в котором долгое время располагалась местная школа, в 1981 г. был устроен музей. Имя Н. носят село в Варненской обл. и ун-т в г. Благоевграде (Болгария). Соч.: Краткое и ясное изложение за разделение начертания и произношение... Белград, 1835; Краснописание. Букурещ, 1837; Избр. съчинения/Съст.: М. Григоров. София, 1926; Bolgarska grammatika. Kragujevac, 1835; Tablici. Bukarest, 1848. То же. (Переизд.)/Hrsg. R. Olesch. Köln; W., 1989. Лит.: Снегаров И. Принос към биографията на Неофит Рилски: (Гръцки писма до него). София, 1951; Радкова Р. Неофит Рилски и новобългарската култура. София, 19832; Давидова Е. Неофит Рилски//Кой кой е сред българите XV-XIX вв. София, 2000. С. 188-189; Нихоритис К. Г. Славяно-гръцкият речник от Църковнославянската христоматия на Неофит Рилски (Цариград, 1852)//Старобълг. лит-ра. София, 2009. Кн. 41/42. С. 489-498; Огойска М. В. Междуписания: Захарий Хр. Зограф - Неофит П. П. Рилски. София, 2010; Трифонова И. К. Архивът на Неофит Рилски в Научния архив на БАН//Наука. София, 2011. Год. 21. 4. С. 44-49; Филипова Н. С. Неофит Рилски - патриарх на българските учители и книжовници//Педагогика. София, 2011. Год. 21. 5. С. 35-45; Ангелова А. Й. 180 години от публикуването на «Болгарска грамматика» от Неофит Рилски//Език и лит-ра. София, 2015. 3/4. С. 174-181.

http://pravenc.ru/text/2564984.html

Троянский монастырь всегда был убежищем для гайдуков и борцов за свободу Болгарии. 20-го января 1872 г. Васил Левски организовал здесь тайный монашеский комитет во главе с игуменом Макарием. А во время Апрельского восстания 1876 г. в монастыре был открыт командный пункт воевод Панайота Волова, Георги Икономова и Тома Хитрова. И сейчас келья, в которой обсуждались проблемы восстания, сохранена в том же виде. В церкви скита Св. Николая, построенного во второй половине XVIII века в двух километрах от монастыря, находится уникальный резной деревянный иконостас. На царских вратах есть подпись иеромонаха Киприана и дата – 1794 год. О датировке иконостаса говорят и несколько его икон, среди которых «Св. Николай» и «Св. Илья на колеснице», близких по манере письма тревненским мастерам. Царские врата в церкви скита Св. Иоанна Предтечи в датируются XVIII веком. Захарий Зограф Для росписи только что построенной церкви Успения Богородицы монахи пригласили в 1847 году одного из самых известных болгарских художников XIX в. – Захария Зографа из Самокова. Он расписал все внутренние стены храма, а также западную и северную часть галереи. Наряду с фресками «Христос Вседержитель», «Девять ангельских чинов», изображениями пророков, евангелистов, сцен праздников, чудес Христовых, святых-мучеников и воинов, мастер поместил на центральное место – напротив алтаря – образы Св.св. Кирилла и Мефодия, Св. Михаила Болгарина ( Михаил-воин из Патука), софийских новомучеников Св. Георгия Новософийского и Св. Николы Софийского. В различных местах (чаще всего в нишах окон) художник нарисовал несколько групповых ктиторских портретов: Петра Балюва и Спаса Маринова с супругами; паломников Василия, Димитрия и Бачо с матерью их Феодорой; Христо Петкова и Ангела Стойкова с супругами; изображение всей монастырской братии (в алтаре) и наконец – собственный автопортрет вместе с портретом игумена Филотея – в окне северной стены. Это галерея образов инициаторов строительства и росписи храма. Наряду с традиционными сюжетами росписи Захарий Зограф впервые в болгарской церковной монументальной живописи Захарий Зограф изобразил на восточной стене преддверия конные фигуры первых русских святых – князей Бориса и Глеба. В одном регистре с главными святыми помещены изображения царей Михаила (Борис I), Давида, Ивана-Владимира, Св. Параскевы Тырновской, Св. Иоанна патриарха, Св. Ивана Рильского, Св. Димитрия Басарбовского, Св. Феодосия Тырновского, которые обозначены как «болгары». На северной стене этот ряд продолжают святые Онуфрий Габровский, архиепископ Николай Охридский, Иоаким Сарандапорский, Гавриил Лесновский, Св. Лазарь из Дебел дел, сербские святые Савва и Симеон, русский святой Дмитрий Ростовский. Надпись на западной стене над входом завершается так: «Написано рукою Захария Христовича иконописца, самоковчанина».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Пожилыми монахами, держащими развернутую азбуку, Захарий Зограф изобразил К. и Мефодия в Преображенском мон-ре. К этому же типу композиции относится и выполненная в 1857 г. Атанасовым для книги еп. Поликарпа «Житие и история святых наших Кирилла и Мефодия, болгарских просветителей» гравюра по рис. К. Тромонина. С. Доспевский представил варианты этой композиции (К.- монах, Мефодий - архиерей) на иконе 1857 г., написанной по заказу И. Денкоглу, и на иконе 1866 г., созданной для ц. Пресв. Богородицы в г. Пазарджик ( Василиев. 1970. С. 113-115. Фиг. 10, 11, 17). Аналогично слав. апостолы изображены на мн. иконах: напр., на иконе 1858 г. из ц. Успения Пресв. Богородицы в Копривштице, приписываемой Х. П. Енчеву, святые впервые представлены как архиереи - с митрами на головах, а также в работах Н. Тодоровича, А. Керклисийского и др. ( Божков. 1989. С. 186; Паскалева. 1995. С. 271). Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Роспись ц. Успения Богородицы Троянского мон-ря, Болгария. Мастер Захарий Зограф. 1847 г. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Роспись ц. Успения Богородицы Троянского мон-ря, Болгария. Мастер Захарий Зограф. 1847 г. Изображения др. типа отличаются тем, что в той же композиции К. и Мефодий представлены в епископском сане (оба в архиерейском облачении, с омофорами, на головах митры), между ними в центре помещается развернутый свиток с азбукой. Подобные иконы часто писались представителями Самоковской иконописной школы. С. Доспевский воспроизвел эту композицию на иконах 1865 г. из ц. свт. Николая в с. Устове (ныне в черте г. Смолян) и 1866 г. из музейного собрания г. Елена. Братья в архиерейском облачении стоят напротив друг друга, К. держит хлеб, Мефодий - чашу с Дарами, на престоле лежат свиток с азбукой и книга. Композиция неоднократно повторялась на иконах и фресках Енчевым (1858, ц. Пресв. Богородицы в Копривштице), С. Андоновым (1870, ц. св. Недели в. с. Райкове, ныне в черте г. Смолян), И. Д. Доспевским, К. Х. Ангеловым (1882). Как правило, в этом иконографическом изводе братья представлены ровесниками, в некоторых памятниках сравнительно молодыми, на других - пожилыми, напр.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010