Во 2-й пол. XV в. слав. книгописание велось в келлии св. Антония в Керасье, где работал иером. Гавриил, происходивший, вероятнее всего, из Македонии. Им переписан Торжественник минейный со статьями триодного (Z-52) и, кроме того, сделаны надписи на ряде рукописей XIV-XV вв. о принадлежности их этой келлии (помимо Торжественника это среднеболг. Апостол 2-й пол. XIV в., до сих пор остающийся в Керасье, и серб. пергаменное Четвероевангелие кон. XIV в.- Z-31). В иконостасе храма келлии имеется ряд икон со слав. надписями, в т. ч. житийная (с 8 клеймами) прп. Антония Великого, на к-рой он изображен сидящим на троне, а над ним - Богоматерь «Ширшая небес». Слав. книгописание в скитах В. Л. продолжалось и позднее. Известны серб. Требник, переписанный в 1607 г. в «ските лаврьском» и находившийся там по крайней мере до 1663 г. ( 1902. 1. 960), и Октоих, принадлежавший до второй мировой войны серб. мон-рю Хопово (Там же. 1903. 2. 4507). В XVIII - сер. XIX в. В. Л. (как и Афон в целом) поддерживала тесные связи с Болгарией (в особенности с юго-зап.) и Македонией. В 1856 г. выдающийся представитель болг. национального возрождения самоковский иконописец Захарий Зограф расписал фресками в стиле позднего барокко экзонартекс соборного храма (стенопись относится к числу лучших работ живописца). Лит.: Записи. Београд, 1902. 1; 1903. 2; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1970р. С. 274-275; Вздорнов Г. И. Роль слав. мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и худож. оформления рус. рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 180, 197-198; Попов Г. Новооткрито сведение за преводаческата дейност на българските книжовници в Св. гора през първата пол. на XIV в.//Български език. 1978. 5. С. 402-410; Huxopumuc К. Неизвестен слав. книжовник от XV в. в Св. гора//Език и литература. 1982. 5. С. 92-97; он же. Нови сведения за неизвестни южнослав. книжовници, ръкописи и преписи от атонските манастири//КМС. 1986. Кн. 3. С. 194-201; СтБЛ. С. 77, 137, 176, 208, 211; Турилов А. А. Южнослав. памятники в лит-ре и книжности Литовской и Моск. Руси XV - 1-й пол. XVI в.: парадоксы истории и географии культурных связей//Славянский альманах, 2000. М., 2001; Παυλικινωφ Κ. Σλβοι μοναχο στ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος π τν ι ς τν ιζ ανα. Θεσσαλονκη, 2002.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Первая настенная роспись, выполненная З. З. в кон. 30-х гг. XIX в. на своде над источником при ц. Благовещения (Асеновград), отличается композиционной стройностью. Между 1839 и 1841 гг. он создал 2 стенописных образа вмч. Георгия Победоносца (сохр. только над вратами во дворе метоха Бачковского мон-ря (см. Петрицонский мон-рь ) в Асеновграде). В 1840-1841 гг. вместе с учениками расписал притвор Архангельской и Никольскую ц. Бачковского мон-ря. На вост. стене Никольской ц. написал композицию «Страшный Суд», в к-рую включил изображения болг. чорбаджиев с женами в парадных национальных одеждах, спускающихся в ад. Впосл. этот прием, производивший впечатление на современников, он использовал неоднократно. На вост. стене открытой галереи мон-ря З. З. представил образы игуменов обители Анании и Матфея и автопортрет художника в полный рост. Расписал также соборы Рильского (1844; ктиторские портреты Теодора Дугана с матерью Радой и митр. Иеремии), Плаковского (1845), Долнобешовицкого (1845), Троянского (1847-1848), Преображенского (Велико-Тырново; 1847-1849) и Троицкого (Велико-Тырново, 1851, росписи погибли при землетрясении в 1913) мон-рей. Вершиной творчества З. З. считаются росписи в галерее и на стенах Успенской ц. Троянского мон-ря. В масштабной по объему композиции представлены как однофигурные, так и сложные многофигурные евангельские сцены, а также неск. групповых портретов ктиторов и первые в болг. живописи образы рус. святых (князей Бориса и Глеба, Димитрия, митр. Ростовского). В росписи Преображенского мон-ря включены образы болг. святых патриархов Евфимия, Иоакима и Иоанна Тырновских; в подписи к автопортрету З. З. отметил, что он болгарин. Для иконостаса собора этого мон-ря он создал иконы «Преображение», «Арх. Михаил», «Пресв. Богородица», «Иисус Христос», «Св. Иоанн Рильский». В 1851-1852 гг. на Афоне З. З. расписал ц. Преображения Господня при болг. корпусе в Карее, создал 15 икон (среди них «Преображение», «Пресв. Богородица», «Христос» и др.), а также расписал нартекс собора в Великой Лавре, упомянув в подписи свое имя, национальность и место рождения. После 1852 г. З. З. вернулся в Самоков и в основном писал портреты.

http://pravenc.ru/text/182661.html

Михальский, 1989 – Michalski S. Protestaci а sztuka: Spr о obrazy w Europie noworzytnej. W-wa, 1989 Михелис, 1967 – Michelis Р.А, Byzatine art as religious and didactic art//British Journal of Aesthetics, 1967 Морев, 1904 – Морев И. «Камень веры» митрополита Стефана Яворского , его место среди отечественных противопротестантских сочинений. СПб., 1904 Морозов, Софронова, 1979 – Морозов А.А., Софронова Л.А. Эмблематика и ее место в искусстве барокко//Славянское барокко. Сб. статей. М., 1979 Мостовский, 1884 – Мостовский М.С. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 884 Муравьев, 1846 – Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. СПб., 1846, ч. 1 Невский, 1990 – Невский А.А. Будни и праздники старой России. Старобытовой календарь. Л., 1990 Нерадовский, 1914 – Нерадовский П.И. «Борис и Глеб» из собрания Н. П. Лихачева//Русская икона. сборник. СПб., 1914, 1 Никитин, 1990 – Никитин В. Почитание Богоматери и русская литература//KOINONIA. Серия Института Восточных церквей в Регенсбурге, т. 6. Тысячелетие почитания Пресвятой Богородицы на Руси и в Германии. Мюнхен-Цюрих-Москва, 1990 Николс, 1988 – Nicols R. The Icon and the Mashine in Russiàs Religious Renaisance. 1900–1909//Conference оп the Millennium от Christianity in The Impact of Christianity оп the History of the Eastern Slavs. Library of Congress and the Кеппап Institute. Washington. D.C., Мау 27, 1988. [Отдельный оттиск] Овчинникова, 1964 – Овчинникова Е.С. Иосиф Владимиров. Трактат об искусстве. [Публикация текста]//Древнерусское искусство, 1964 Олеарий, 1906 – Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906 Онаш, 1981 – Onash К. Liturgie und Kunst der Ostkirche in Stichworten. Leipzig, 1981 Описание Яковлевского монастыря, 1850 – Описание ростовского Яковлевского монастыря. М., 1850 Островский, 1987 – Островский Г. Захарий Зограф. М., 1987 Острогорский, 1930 – Osmrogorsky G. Les décisions do Stoglav аи sujet de la peinture d " images et les principes de l " iconographie byzantine//Orient et Byzance. Premier recueil а la memoire de Th. Ouspensky. Paris, 1930

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

В своем сегодняшнем виде Рильская святая обитель дошла до нас с XIX века. Только новая часть восточного крыла была сделана в ХХ в. Старейшее здание во дворе рядом с церковью это Хрельова башня, воздвигнутая в XIV веке (1335 г.). Она играла роль цитадели для монастыря, где монахи скрывались в смутные времена. На последнем пятом этаже высокой 24-метровой башни находится часовня Преображения Господня. В наши дни Хрельова башня открыта для посещений в летний сезон, причем часть фресок, сохранившихся с XIV века, посетители могут видеть через ниши в окнах часовни. Вся площадь Святой обители, охватывающая церковные, жилищные и хозяйственные здания, равна 8800 кв. м. Каменные стены высотой 22 метра окружают просторный монастырский двор, храм Рождества Богородицы, Хрельову башню, музей, жилые и хозяйственные постройки. Помещений здесь почти 300, из которых 100 это кельи монахов. На месте старого храма в 1834-1837 гг., была построена главная монастырская крестокупольная церковь Рождество Богородицы. Она имеет пять куполов, две боковые часовни и три алтарные ниши. Впечатляют чудесные резные иконостасы и стенописи, сделанные известными мастерами из Самокова и Банско. В храме работало много мастеров кисти и долота, но только прославленный изограф Захарий Димитров (Зограф) оставил свой автограф. В церкви находятся гроб с мощами основателя монастыря Св. Иоанна Рильского, чудотворная икона Св. Богородицы Осеновицы (XII в.), чудотворная икона Св.Иоанна Рильского (XVIII в.), много иконостасных и целовальных икон с XIX в. С конца XIX века в Рильской святой обители существует музей, в котором выставлены экспонаты, связанные с его историей на протяжении веков. Музейная коллекция включает ценные образцы болгарского и зарубежного искусства в период XIV-XIX веков. Наиболее ценный экспонат это деревянный крест с изящной миниатюрной резьбой, сделанный отцом Рафаилом. Долгие годы трудился над ним этот виртуоз резьбы по дереву, используя самые тонкие долотца и инструменты. Окончил он свое детище в 1802 г., когда окончательно ослеп после тяжелой работы над таким шедевром. На нем изображено 36 библейских сюжетов – по 18 на каждой стороне креста и свыше 600 миниатюрных фигурок.

http://sobory.ru/article/?object=27842

В 1803 г. обитель разграбили разбойники, в 1812 г. братия погибла от чумы. К 1847 г. на месте старого храма известный болг. архит. Н. Фичев построил большой 3-купольный храм с открытым нартексом и подземной часовней, к-рый расписал Захарий Зограф . После освобождения Болгарии (1878) над нартексом возвели колокольню. В 1913 г. при землетрясении монастырский комплекс был полностью разрушен. В 1927 г. по чертежам Фичева возвели храм и над зап. входом воссоздали надпись: «обновися от основания в лето Христово 1847 г., апрель, 9, мастер Никола Йованович из села Дряново». При строительстве мастера использовали античные рельефы: так, престолом является бывш. языческий жертвенник с надписью: «Зевсу Олимпийскому, Гере и Афине в победу и долгоденствие императора цезаря Т. Элия Адриана Антонина», принесенный из г. Никиполис-ад-Иструм (сохр. развалины в 20 км от г. Велико-Тырново); под одну из колонн положен камень, при рим. имп. Адриане (117-138) обозначавший границу между Фракией и Мёзией (принесен из с. Хотница близ Велико-Тырново). В храме был установлен сохранившийся при землетрясении иконостас с неск. работами Захарии Зографа, образами арх. Михаила (1663) и Св. Троицы (1708, работа Цоню и Косты Пенюва). В 1946-1948 гг. были отстроены жилые и хозяйственные помещения. В 1946 г. в П. м. поселился мон. Севастиан (впосл. архимандрит; † 2008). В 1948 г. мон-рь был преобразован в женский, им управлял архим. Севастиан вместе с игум. Евдокией. Обитель объявлена памятником культуры Болгарии. Лит.: Сырку П. Монастырь Шишман или Шишманица//ЗРАО. 1886. Т. 2. Вып. 3. С. 299-320; Жеков А. Един светилник в миналото: Царският и патриаршески монастир Св. Троица и патриарх Евтимий: Кратки ист. очерк. София, 1936; Загорски И. Манастирите във Великотърновска епархия. София, 1947; Русев П. Школата на Евтимий Търновски в ман-ра Св. Троица//Търновска книжовна школа. Търново, 1971. Кн. 1. С. 27-38; Чавръков Г. Средища на българската книжовност, IX-XVIII в. София, 1987. С. 77-79; он же. Български ман-ри: История, култура, изкуство. София, 2000. С. 65-67, 223; Темелски Х. По въпроса за основаването и съдбата на търновските манастири «Св. Троица»//Минало. София, 1996. Год. 3. 3. С. 62-72.

http://pravenc.ru/text/2579758.html

Лит.: Йоцов Д. Културно-политическа история на Враца. София, 1937; История на град Враца от древността до Освобождението. София, 1976; Темелски Х. Кратък исторически обзор на Врачанска епархия до средата на 70-те г. на XX в.//ДК. 2001. Кн. 6. С. 64-73. Хр. Темелски Искусство На территории В. е. почти не сохранилось средневек. памятников, кроме развалин большой 3-нефной церкви с фрагментами росписей в с. Лютиброд. Позднесредневек. церкви XV-XVII вв. (в селах Миланово, Зимевица, Кремена, Царевец, Ослен-Криводол) 1-нефные, без наружного декора, имеют небольшие размеры; самый большой храм находится во Врачанском мон-ре. Церкви Вознесения (1844) и свт. Николая (т. н. митрополичий храм, 1865-1867) были построены во Враце по плану 3-нефных псевдобазилик. В ряде храмов В. е. сохранилась монументальная живопись. Наиболее древние росписи, кон. XV-XVI в., находятся в церкви с. Миланова. В 1540 г. созданы фрески с житийными сценами св. Димитрия в пещерной церкви Врачанского мон-ря. XVI в. датируется стенопись ц. прор. Илии Струпецкого мон-ря. Росписи церкви Черепишского мон-ря были созданы афонским изографом Пименом Софийским (1611; после пожара сохранились только в притворе - «Древо Иессеево» на зап. стене, сцены чудес Христа на своде). Предположительно XVII в. датируются сохранившиеся фрагменты росписей церквей Врачанского и Долнобешовицкого мон-рей. К кон. XVII - нач. XVIII в. относятся фрески на вост. стене алтаря церкви с. Царевец; там же находится единственный в Болгарии, полностью сохранившийся каменный иконостас. Живопись мн. икон скрыта поздними записями. Из врачанской ц. свт. Николая происходит неск. икон XVII в.: «Св. Иоанн Предтеча» (1677), «Пресв. Богородица» (1695), «Христос Вседержитель» (1699). Икона «Деисус» из Врацы (1694) подписана зографом Йованом (очевидно, местным жителем, чей почерк узнается также в иконах из Семипрестольного мон-ря и церкви с. Крета). Из Врацы происходит икона «Христос Вседержитель» (XVIII в.) в серебряном позолоченном окладе с эмалевыми медальонами (предположительно XII в.). В XVIII в. во В. е. активно работали иконописцы т. н. примитивного стиля: Стойо, свящ. Павел и дидаскал Урош писали иконы для Долнобешовицкого мон-ря, церквей сел Царевец, Старо-Село и др. В кон. XVIII-XIX в. во В. е. работали лучшие зографы Болгарии: Христо Димитров, его сыновья Захарий Зограф и Димитр Христов, Станислав Доспевский, уроженец г. Тревна Теодосий Коюв и др.

http://pravenc.ru/text/155412.html

Бачковский монастырь HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Николай Петров Бачковский монастырь Бачковский монастырь находится в горах Родопы, на левом берегу Чепеларской реки, в 11 км. от города Асеновград. Монастырь основан 1083 византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. / Бачковский монастырь находится в горах Родопы, на левом берегу Чепеларской реки, в 11 км. от города Асеновград. Монастырь основан 1083 византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. К сожалению, с момента основания до нашего времени сохранилась только двухэтажная костница (находящаяся на высоте около 300 метров от настоящего монастыря). Костница – уникальный исторический объект, сохранивший древние стенописи – одни из самых ценных произведений православного искусства XIX-XII вв. Во время Второго Болгарского Царства монастырю покровительствует Царь Иван Александр, о чем свидетельствует его изображение в арках притвора костницы, как знак благодарности за его вклад в восстановление здании. Как и в других монастырях того времени, в конце XI века в Бачковской обители тоже создана просветительская школа. Любопытный факт состоит в том, что после падения Болгарии под Османским игом в конце XIV века, в Бачковский монастырь был сослан патриарх Евфимий. Ссылка, однако, не остановила патриарха в его трудах, и он со своими учениками развивал активную религиозную и просветительскую деятельность в стенах обители. Вопреки тому, что Бачковский монастырь сохранился при первоначальном вторжении турецких войск, позже его постигла судьба большинства православных монастырей Болгарии земле: он был разграблен и разрушен. Монастырь был реконструирован в конце XV века, монастырская столовая в 1601-1603 гг., а сохранившаяся до сегодняшнего дня главная церковь «Святой Богоматери» – закончена в 1604 году (стенопись датируется 1643 и 1850 гг.). В главной церкви хранится чудотворная икона Богоматери Елеуса в серебряном окладе (1310 г.) Кроме главной церкви, монастырский комплекс включает в себя еще два храма – церковь Святых Архангелов (13-14 в), находящуюся в северном дворе рядом с главной церковью, и в южном дворе церковь Святого Николы, воздвигнутую с 1834 по 1837 гг. Церковь Св. Николы впечатляет своими стенописями от 1840-1841 гг. принадлежащими известнейшему мастеру Захарию Зографу. Иллюстрации к евангельским притчам и композиция «Страшный суд» имеют не только художественную, но и документальную ценность. Между портретами первых людей Пловдива, Захарий Зограф рисует и изобразил и себя. У Бачковского монастыря есть свой музей, в котором хранится церковная утварь разных периодов, а также другие художественные и исторические ценности (среди которых меч Фридриха Барбароссы), накопленные в течение девяти веков существования обители. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Евсевий Пелусийский, святой 136 Евстафий, иконописец 93 Евстафий, святой 435 Евфимий Чудовский (ум. 1705), келарь Чудова монастыря, полемист, проповедник, справщик Московского печатного двора, ученик Епифания Славинецкого 128, 146 Екатерина (ум. ок. 305–313), св. великомученица 107, 162, 305, 312, 331, 380, 381 Екатерина Алексеевна (1729–1796), императрица (с 1762) 107, 235, 312. 334, 350 Елизавета, святая 187, 191 Елизавета Петровна (1709–1761/1762), императрица (с 1714) 224 Елизавета Федоровна, великая княгиня 185 Елисей, святой 310 Емельянов Василий, старовер 124 Епанечников Н.Я. (конец XIX-haчaлo ХХ в.), иконописец и реставратор, владелец иконописной мастерской в Москве, поставщик двора Его Императорского Величества 185, 243 Епифаний, инок 468 Ефимов Н.И. 10, 74, 463 Ж Жако А., владелец фабрики по производству печатных икон на жести 254–256, 258, 260, 261 Жегин Л.Ф. 7, 463 Живов В.М. 83, 107, 199, 463 Жирмунский В. М. 331, 463 Журавлев Григорий (конец XIX в.), иконописец 200 З Забелин Иван Егорович (1820–1908), историк, археолог 21, 23, 24, 101, 103, 182, 206, 463 Зайонц Л.О. 459 Залесская В.Н. 458 Занцев А. (XIX в.), иконописец-старинщик 408 Зарудний Иван Петрович (ум. 1727), архитектор, художник 221, 222, 373 Захарий Зограф (1810–1853), болгарский иконописец 30, 296 Захаров В.И., иконописец 168 Зеньковский Василий Васильевич (1881–1962), религиозный философ 239, 463 Зеньковский С. 10, 220, 463 Зернов Н. 62, 142, 232, 238, 288, 463 Зинкель Генрих (1835–1908), немецкий художник 295 Зиновьев М.И. (конец XIX-haчaлo ХХ в.), иконописец из Палеха 399 Зобов Р.А. 324, 463 Золотарев Дорофей, иконописец Оружейной палаты 304 Зосима, схимонах 53 Зосима Соловецкий (ум. 1478), основатель Соловецкого монастыря, святой 161, 240, 301, 323, 390, 419, 477 Зотов Никита Моисеевич (ок. 1644–1718), думный дьяк, с 1710 – граф 117 Зубов Федор Евтихиевич (ок. 1615–1689), иконописец Оружейной палаты 304, 345 Зэндлер Э. 7, 100, 463 И Иаков, святой 348 Иаков Боровицкий, святой 217 Иван Васильевич (1440–1505), великий князь Московский (с 1462) 83

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Изображение иконы Милостивая (Одигитрия) #34153 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Милостивая (Одигитрия) #34153 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Милостивая (Одигитрия) Скачать или распечатать изображение 34153.jpg 520x760, 0.4 MPix, 172 Kb. 4.4x6.4cm @ 300DPI (6.6x9.7cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (76) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2019-08-08) Происхождение изображения: Загружено 2019-08-08, анонимно. Описание: Пресвятая Богородицы Милостивная. Захарий Зограф, 1845 г., Долнобешовишки манастир, Болгария. См. атрибуцию на caйmemagazin.icons-bg.com (в Википедии: Св. Богородица с Младенеца, Захарий Зограф, църква „Св. Архангели“, Бачковски манастир Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Милостивая (Одигитрия) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-34153

Пловдив. Церковь Константина и Елены. Църква " Свети Константин и Елена " Карта и ближайшие объекты Православная церковь святых Константина и Елены в городе Пловдив была построена в 1832 году на месте старого храма. Церковь расположена в Старом городе, рядом с восточными воротами античного акрополя (Хисар капия). Под алтарём нынешнего здания было обнаружено средневековое помещение (вероятно, склеп), а по соседству найден фундамент старой церкви XIII-XIV веков. Возможно, жители Филипополя (прежнее название Пловдива) построили храм на этом месте сразу после официального указа императора Константина Великого о христианском вероисповедании. Здание сильно пострадало в результате пожара, произошедшего в XVII веке, в 1810 году Тодор Моравенов обнаружил здесь полуразрушенную постройку без крыши. В течение двадцати лет он собирал средства на восстановление храма. В 1830-1832 году были проведены масштабные работы по реконструкции церкви. Она была названа в честь двух святых – императора Константина, объявившего христианскую веру государственной религией Римской Империи, и Елены – его матери. В отношении архитектуры храма наибольший интерес представляет восьмигранная пятиярусная колокольная башня со множеством арочных окон, возвышающаяся над одной из церковных стен. Украшением храма занимались такие мастера, как Захарий Зограф, Станислав Доспевски, Атанас Гюдженов, Никола Одринчанин и другие. В церкви хранится резной деревянный иконостас, покрытый позолотой, работы выдающегося болгарского мастера И. Пашкула. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=47168

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010