Только это звание никто не присваивает. Оно как-то само собой образуется, если это хороший монах. Старец – это духоносный молитвенник, который может дать ценный совет, подсказать, как решить какую-то житейскую проблему. Ну и всё такое прочее. Короче, старец – это старец. Филин оживился, у него ведь были житейские проблемы: – Я бы поговорил с кем-нибудь, − сказал он. − Хоть посмотреть на них, как они выглядят, эти афонские старцы. А где найти хоть одного-то? − Сейчас сядете на паром до Уранополиса, − сказал молодой монах. − Но сойдите раньше, на пристани монастыря Зограф. Там спросите у любого про отца Даниила. Он недалеко от пристани в одной келье живёт. Он русский. Его все русские на Афоне знают. Хороший батюшка. Подскажет вам, как жить. С этими словами молодой монах удалился, пожелав Филину счастливого пути. Всю дорогу до пристани монастыря Зограф Иван Сергеевич стоял на носу парома, чтобы не пропустить остановку и спрыгнуть на берег в том месте, где сказал молодой монах. Иваном Сергеевичем вновь овладел азарт и интерес. Он уже рисовал в своем воображении старца Даниила как некоего оракула, который скажет, снимут или не снимут Матюшкина и кто станет в этом году чемпионом – «Динамо» или «Спартак»? Впрочем, у Филина родился вопрос и личного характера, а именно: найдёт ли он в этом году себе новую жену или нет? Впереди показалась уже знакомая Филину зографская пристань. Метров за сто от берега он начал внимательно всматриваться в причал, в полуразрушенные постройки у пирса. На берегу стояли три монаха, которые, видимо, ждали паром. Тем временем паром уже причаливал к берегу, опуская носовой визор на пирс. Трое монахов быстро взошли на борт. Но сходить с парома никто, кроме Филина, не собирался. Вдруг, как удар, в голову Ивана Сергеевича пришла паническая мысль: «Никого нет на пирсе! Вообще нет никого вокруг! А если со мной сейчас что-то случится?! Кто мне поможет? А если мне сейчас станет плохо? Кого звать на помощь? Нет-нет. Назад! Домой!!!» Иван Сергеевич в ужасе отпрыгнул от выхода и побежал на верхнюю палубу, как будто там было безопаснее.

http://pravoslavie.ru/95385.html

225 . Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев С. Манастирите в България. София 1992. 288. 226 . Пулос П., архим. Св. Иван Рилски: вечен небесен покровител на българския народ. София 1992. 561. 227 . Русанов Р. Религиозният живот по времето на цар Иван Александър (По данни от житието на свети Теодосий Търновски от патриарх Калист Константинополски)//Духовна култура. 1998. 2. 20–28. 228 . Русев П. Школата на Евтимий Търновски в манастира «Св. Троица»//Търновска книжовна школа. София 1974. 1. 27–38. 229 . Русев П. Стилистиката, поетиката и естетиката на исихазма в творчеството на търновските книжовници Евтимий Търновски, Киприан и Григорий Цамблак//Проблеми на изкуството. 1976. 4. 54–56. 230 . Русев П. Реформата на Евтимий Търновски (Характер, особености, разпространение)//Търновска книжовна школа. София 1980. 2. 49–54. 231 . Русев П., Гълъбов А., Давидов А., Данчев Г. Похвално слово за Евтимий от Григорий Цамблак. София 1971. 448. 232 . Русев П., Давидов А. Григорий Цамблак в Румъния и в старата румънска литература. София 1966. 198. 233 . Санцакоски С. Големите теолошки споровии движеньа на балканот: Од иконоклазмот и богомилството преку исихазмот до религиозниот национализам//Прилози. Ckonje 1997. 28(1–2). 125–138. 234 . Светогорска обител Зограф/Отг. ред. Гюзелев В. София. 1 (1995) – 3 (1999). 223, 410, 357. 235 . Светогорски Цветове. Света гора Атон 1999. 113. 236 . Славяно-българската обител «Св. Вмчк. Георги Зограф»: кратка история и разказ за чудотворните й икони. Света гора Атон 1999. 48, ил. 237 . Славов С. Исихазмът и патриотизмът на Патриарх Евтимий//Атеистична трибуна. 1981. 6. 14–21. 238 . Станчев Кр. Евтимиевата школа в контекста на европейското духовно развитие//Старобългарска литература. 1982. 11. 8–18. 239 . Станчев Кр. Търновската школа и развитието на агиографските жанрове//Руско-балкански културни връзки през Средновековието. София 1982. 207–216. 240 . Стара българска литература. София 1982. 2: Ораторска проза/Съст. и ред. Грашева Л. 396. 241 . Стара българска литература. София 1986. 4: Житиеписни творби/Съст. и ред. Иванова Кл. 688.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

92 . Василев В. Правописната реформа на Патриарх Евтимий//Вековни български езикови традиции. София 1980. 1. 53–56. 93 . Василиев А. Ивановските стенописи. София 1953. 48. 94 . Величков К. Патриарх Евтимий. Животът му – страданията и смъртта му в Бачковский манастир «Св. Богородица». Пловдив 1906. 16. 95 . Велчев В. Търновската книжовна школа и предренесансовото движение на Балканите//Търновска книжовна школа. София 1974. 1. 243–255. 96 . Велчев В. Проблемата за човека и света у ученици и последователи на Евтимий Търновски//Търновска книжовна школа. София 1980. 2. 55–63. 97 . Генов М. Григорий Цамблак (Из историята на културните сношения между българи, руси, сърби и румъни)//Българска историческа библиотека. 1930. 2. 150–195. 98 . Георгиев Й. Село Килифарево и манастирът му Св. Богородица//Периодическо списание. 1906. 67. 427–447. 99 . Горазд, архим. Търновската книжовна школа като просветен център през XIV в.//Търновска книжовна школа. София 1974. 1. 469–476. 100 . Горазд, архим. Духът и идеите на св. Патриарх Евтимий в национално-културното дело на неговите последователи//Духовна култура. 1980. 1. 1–13. 101 . Григорий Цамблак. Патриарх Евтимий. Похвално слово/[Прев. на съвр. ез.] В. Сл. Киселков. София 1935. 24. же: Киселков В. Сл. Митрополит Григорий Цамблак. София 1946. 31–60. 102 . Гълъбов Г. Св. Гора. Българската Св. Обител «Зограф» (Впечатления и бележки). С кратьк очерк на всички Атонски манастири. София 1930. 128. 103 . Гюзелев В. Духовната култура на средновековна България през XIII-XIV в.//Теория и практика на обучението по история. София 1977. 1–2. 9–43, 202–274. 104 . Гюзелев В. Исихастка книжнина//История на България. София 1982. 3. 434–437. 105 . Гюзелев В. Училища, скриптории, библиотеки и знания в България XIII-XIV век. София 1985. 64–117. 106 . Гюзелев В. Библиотеката на Зографския манастир през XII-XIV в.//Светогорска обител Зограф. София 1995. 1. 71–78. 107 . Давидов А., Данчев Г., Дончева-Панайотова Н., Ковачева П., Генчева Т. Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София 1983. 326.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

письменности (XIII – 3-я четв. XIV в.) III тип по Диатаксису Филофея Коккина Охридская редакция XI в. Древнерусская редакция Ранний этап исправления Чудовский литургиарий Последования, не связанные с Диатаксисом Редакция Евфимия Афонская редакция Редакция Киприана Глаг. 2 Воскр. 7 Погод. 36 Хлуд.117 Увар. 46 Q.n.I.48 Погод. 36 Погод. 37 Зограф. Погод. 38 Арх.Д.9 24.4.8 Воскр. 8 1.г.12 Попов. 101 МДА.79 Рум. 398 НБКМ 231 Рум. 400 Солов. 1018 Рум. 399 Q.I.1178 Солов. 1015 Солов. 1019 Син. 604 O.n.I.10 Син. 601 Син. 605 Vat. slav. 9 Син. 952 Син. 598 Син. 606 Син. 600 Син. тип. 40 Син. тип. 41 Син. тип. 43 Хлуд. 114 Солов. 1017 Q.I.1180 Щук. 745 F.n.I.33 Q.n.I.67 Vat. slav. 14 Q.n.I.7 17.19.4 O.n.I.4 + W.548 О.п. I.5 III тип Охридская редакция XI в. Древнерусская редакция Ранний этап исправления Чудовский литургиарий Последования, не связанные с Диатаксисом Редакция Евфимия Афонская редакция Редакция Киприана Глаг. 2 Погод. 36 Увар. 574 Увар. 46 НБКМ 590 Син. тип. 42 Мазур. 539 Зограф. Попов. 101 Арх.Д.9 Sin.slav. 5/N Рогож.кл. 566 Хлуд.117 17.12.1 Погод. 37 1.г.12 Погод. 38 МДА.79 Рум. 398 Q.n.I.68 НБКМ 231 Рум. 400 Син. 601 Син. 598 Солов. 1015 Син. 606 Син. 604 Q.I.1178 Син. 952 Син. 952 Син. 892 Солов. 1018 Син. арх. 731 Солов. 1019 Син.тип. 40 Солов. 1026 Син. тип. 43 Хлуд. 114 Солов. 1016 Q.n.I.48 Солов. 1017 Q.n.I.60 Q.I.1180 Vat. slav. 14 16.16.29 17.9.14 О.п.1.5 Q.n.1.67 2 Среди новых находок на Синае в 1975 имеются несколько сербских фрагментов литургии, они подробно описаны Н. Глибетич [Glibetic 2013: 115–144]. В нашей работе они не использовались. 3 Набор рукописи, готовящийся к изданию, любезно предоставлен проф. Хайнсом Микласом в рамках работы по проекту «The critical edition of the New Sinaitic Glagolitic Eucology [Sacramentary] Fragments with the Aid of Modern Technologies» AFS N p19608 – http://www.caa.tuwien.ac.at/cvl/research/sinai. 7 Слово льгота имеется и в южнославянской письменности, однако на Руси оказыва­ется более распространенным чем льгыии и частотно употребляется в оригинальных русских произведениях: Повести временных лет, Киево-Печерском патерике, а также в Пандектах Никона Черногорца, переведенных на Руси [Срезневский II: 64]. 9 В 1345 г. Сербия благодаря политике Стефана Душана была провозглашена царст­вом и здесь была установлена сербская патриархия. 10 Славянских последований без рубрик насчитывается очень немного: это слу­жебники Погод. 37 и ТСЛ 8 XIV в. и служебники, связанные с деятельностью патриарха Евфимия Тырновского (см. главу 4). Читать далее Источник: Афанасьева Т.И. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в славянской традиции (по служебникам XI-XV вв.)/Ун-т Дмитрия Пожарского; СПб. гос. ун-т. — М.: Русский фонд Содействия Образованию и Науке, 2015. — 448 с. — (Исторические источники). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

124 . Дончева-Панайотова Н. Киприан, старобългарски и староруски книжовник. София 1981. 226. 125 . Дончева-Панайотова Н. Словото на Григорий Цамблак за митрополит Киприан. В. Търново 1995. 125. 126 . Дуйчев Ив. Рилският светец и неговата обител. София 1990. 432. 127 . Д. Исихазм и богомилство//Balkanica. 1980. 11. 19–28. 128 . Енев М. Атон – манастирът Зограф. София 1994. 516, ил. 129 . Жеков Ал. Един светилник в миналото. Царският и патриаршески монастир «Св. Троица» при Търново и великите му основатели преподобии Теодосий Търновски и Патриарх Евтимий. Кратьк исторически очерк. София 1936. 104. 130 . Житие на Свети Евтимий патриарх Търновски. София 1993. 16. 131 . Житие и жизнь преподобного отца нашего Феодосия, иже в Тернове постничествовавшего, ученика суща блаженного Григория Синаита . Списано святейшим патриархом Константина града кир Каллистом/Публ. Бодянский О. М.//ЧОИДР 1860. 1(2). IV, 12. 132 . Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Теодосия. Стъкми Златарски В. Н.//СбНУНК 1904. 20. 1–41. же: Калист, патр. Житие и жизнь преподобнаго отца нашего Теодосия иже в Търнове постничьствовавшаго/Стъкми Златарски В. Н. София 1904. 41. 133 . Житие на свети Теодосий Търновски от патриарх Калист Константинополски: текст, превод, коментарии/Прев. и бел. Марчевски И. В. Търново 1995.64. 134 . Житие, чудеса и акатист на преподобния наш отец Иван Рилски, чудотворец. Света гора Атон 2002. 247. 135 . Златарски В. Где и кога е бил заточен и умрял българският патриарх Евтимий. София 1906. 68. [Отд. оттиск из ЛБКД 1905. 6]. 136 . Зографски Д. Света гора – Зограф, в миналото и днес. София 1943. 205. 137 . Иванов Й. Св. Иван Рилски и неговият манастир. София 1917. VIII, 164, XIX ил. 138 . Иванов Й. Българското книжовно влияние в Русия при митрополит Киприан (1375–1406)//VIБЛ 1958. 6. 25–79. 139 . Иванов Й. Български старини из Македония [От IX в. до Освобождението – 1878 г.]/Под ред. и с предг. от Ангелов Б. и Ангелов Д. София 1970. XI, VII, 704. [Фототипич. воспроизв. изд. 1931 г.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Братские корпуса в вост. части мон-ря. Сер. XVIII в. Братские корпуса в вост. части мон-ря. Сер. XVIII в. Хотя в XIX в. мон-рь поддерживал контакты с более 40 болг. городами и селами и ему принадлежали подворья в Велесе, Тырнове (ныне Велико-Тырново), Татар-Пазарджике (ныне Пазарджик), Прилепе, Русе (Рущуке), Сливене, Тетевене ( Радев. 1996. С. 78-86), во 2-й пол. столетия З. не имел прежнего авторитета среди болгар. На это повлияли восстановление в 30-х гг. XIX в. Рильского мон-ря и особенно неопределенная позиция зографской братии в церковно-национальной борьбе в отличие от позиции братии серб. мон-ря Хиландар, к-рая активно поддерживала болгар в борьбе за церковную автономию ( Митев П. Зографският ман-р и Бълг. възраждане//Светогорска обител Зограф. София, 1995. Т. 1. С. 44). Пассивное отношение братии к вопросу болг. церковной автономии была вызвана тем, что З., имея владения и вклады в России (50 тыс. га обрабатываемой земли близ Кишинёва и 400 тыс. р. в одном из банков С.-Петербурга), был вынужден следовать позиции РПЦ о неделимости К-польской Патриархии. После учреждения в 1870 г. Болгарской экзархии архиереями большинства болг. епархий стали в основном хиландарские монахи-таксидиоты; из зографской братии вышли митрополиты Нишавский Парфений (Тризловский) , Софийский Мелетий (Андонов), Охридский (впосл. Пловдивский) Нафанаил (Бойкикиев) и Пелагонийский Евстафий (Димитракиев) . Роль З. в болгарском просвещении в османский период была исключительно важной. По нек-рым сведениям, 1-е уч-ще в З. было открыто еще в XV в. В кон. XV - нач. XVI в. зографские представители основали келейные уч-ща в нек-рых болг. городах, в 1690-1710 гг.- при метохе в Елене, в 1790 г. зографский мон. Гавриил - в с. Мусина близ Тырнова, мон. Досифей стал учителем в Прилепе и Пироте, в нач. XIX в. были открыты уч-ще при метохах в Лясковце, Татар-Пазарджике, Драгойнове, Пловдиве и др. К кон. века уч-ща действовали при 20 зографских метохах. В сер. XIX в. на болг. землях появились общественные и частные школы, в к-рые приглашали преподавать зографских воспитанников: Симеона Бенчева - в Этрополь, свящ. Поликарпа Чуклева - в Панагюриште, Герше и Николу Мустреви - в Охрид, Алексия Зографского - в Велес, Кавадарци, Прилеп, в метох в Гумендже (ныне Гумениса, ном Килкис, Греция); мон. Вениамин (Христов) по окончании МДС стал известным учителем. В самом мон-ре в 1846 г. уч-ще было открыто В. Априловым и А. Ризовым (существовало до 1848), в 1851 г.- буд. митр. Нишавским Парфением и в 1870 г.- буд. митр. Пелагонийским Евстафием.

http://pravenc.ru/text/199949.html

списание. Вел. Търново, 1997. Год. 5. Кн. 1/2. С. 261-265; он же. Небесен човек и земен ангел: Житийният цикъл за св. Иван Рилски - литературоведска интерпретация: (Библейски метатекст, агиографски контекст, автономност). Вел. Търново, 2001; Пенчева С., Николов Н. За преписите на Завета на св. Йоан Рилски//Старобългаристика. 1997. Год. 21. 3. С. 77-93; Петкова И. Житията на св. Йоан Рилски от типа на високата агиография в контекста на проблема за въвеждането на метафрастиката в България//Научни трудове ВВОУ В. Левски. Вел. Търново, 1997. Кн. 54. С. 179-183; Спасова М. Народно ли е Народното (Безименното) житие на св. Йоан Рилски?//Там же. 1998. Год. 22. 4. С. 50-74; Podskalsky G. Die Vereherung des hl. Johannes (Joann) von Rila in Bulgarien und in der Slavia Orthodoxa//OCP. 1998. Vol. 64. P. 159-173; idem. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. P. 105-108, 187, 208-210, 288-293, 308-311, 349-352, 437-438, 452-454; Гюзелев В. «Велико светило за целия свят»: (Св. Иван Рилски в измеренията на своето време)//Светогорска обител Зограф. София, 1999. Т. 3. С. 13-24; Гонис Д. Гръцки жития и служби на св. Иван Рилски//Там же. С. 111-156 (то же//Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1999. Т. 6. С. 131-153); Коев Т. Св. Иван или Йоан//Светогорска обител Зограф. 1999. Т. 3. С. 61-65; Тъпкова-Заимова В., Бойчева П. Някои черти от образа на св. Иван Рилски//Там же. С. 53-60; Попгеоргиев М. Богослужебна православа на св. Иван Рилски. Русе, 2000; Рилският ман-р/Ред.: М. Коева. София, 2000; Хиляда сто години култ към св. Иван Рилски: [Мат-ли от междунар. науч. конф. «Св. Иван Рилски и ман-рската култура в Средновек. Европа», София, 19-21 окт. 1996]/Съст.: Р. Р. Малчев, К. Рангочев. София, 2000; Гагова Н., Шnaдujep И. Две bapujahme анахоретског типа у jyжhocлob. xaruorpaфuju: (Teoдocujebo Жumuje св. Петра Коришког и Jebmuмujebo Жumuje св. Jobaha Рилског)//Словенско Зб. проф. Београд, 2001. С. 159-175; Калиганов И. И. Несколько неизученных аспектов жития Ивана Рильского: (В редакции визант.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Стоя наверху, и видя перед собой всю перспективу до горизонта, мы были несколько обескуражены. В августе здесь все выгорело, и поэтому все прекрасно просматривалось. Лютует вражина рода человеческого, предчувствуя свою кончину ближайшую. Свет Любви Христовой, подменяющий законами мира падшего. (Пожар полыхнул на праздник священномученика Пантелиимона. Чудо в том, что четвертая часть Афона выгорела дотла, но почти все скиты, каливы и монастыри остались целы. Огонь обошел их стороной!) Дорога раздваивалась, далее же множилась на различные рукава и оценить верное направление было не так то просто, тем более, что никто из нас не ходил по ней ранее. Посовещавшись, решили идти влево, так как вдалеке по ней шла машина. Через некоторое время мы догадались, что скорее всего эта дорога и является основной, во всяком случае здесь иногда ездили внедорожники, которые проходили мимо. Но мы их и не останавливали, наивно думая, что дойдем до Зографа за световой день и успеем до закрытия ворот. Так нас успокаивало наше прелестное мышление, но Богородица " сверху " все видела иначе. Она знала наш потенциал, и прекрасно видела, что мы не успеем дойти до монастыря и поэтому послала нам машину с сербским водителем Милорадом, который, как раз ехал в сторону Хиландара. Он сказал, что довезет нас до тропы на Зограф, а дальше мы сможем дойти сами. На что мы несказанно обрадовались, так как уже немало промокли и поняли, что идти придется до победы. Как вскоре выяснилось дорога до тропы составляла около 5-6 часов нашего ходу, то есть около 25-30 километров пересеченной местности в условиях непогоды. Серб узнал откуда мы, и благодарил русских братьев, на что я ему ответил " Какие же мы братья, братья не предают " . Не знаю понял ли он, что я сказал, но правда есть правда. Расставаясь, распрощались друзьями, и обещали помолиться за него на вершине Афона. Хороший человек, дай ему Бог здравия. Денег он конечно же не взял, просто наотрез отказался. Если бы он нам не показал начало тропы, то весьма сомнительно, что мы бы нашли ее вообще, а наши поиски могли закончиться в итоге ночевкой где-то под мокрым кустом на непрекращающемся до самой ночи дожде. Что конечно же не входило в наши планы на сегодня. Еще раз спасибо тебе Матушка за оказанную милость. Тропа древняя, наверное 1000 летняя, идет от Хиландара сербского в Зограф болгарский. Красивая тропа, идешь, как в сказке, под ногами мягкий ковер из опавшей листвы, под ними обточенные ногами, молитвами и тысячилетием камни, а сверху арка из густо нависающих деревьев и кустарника. Уже при подходе на дороге появился указатель к пещере преподобного Космы, Зографскому отшельнику. Мы поднялись в его пещеру на скале. Место живописное, это было видно даже в пасмурную погоду. Моли Бога о нас святый отче.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1312

Ne tu commande   ni petite, ni grande, Auparavant   ce qui manque, – argent. Prèfére chercher   Bâtir clocher 1041 . Глупо, да уж так вышло. Ничего не поделаешь! Бетжалиотка с апологией себе. Дремота и сон на целый час. Приснилось, что какой-то фокусник въехал в галопе на колокольню, как будто нашу Горненскую, только весьма высокую. Чтение «Совр Известий». Семейство Николы за благословением. Письмо и денежки в Иерихон. Малое пребывание наверху. Начало переписывания «Изрумелии». Чай. Певцы-шельмецы. Уже 3-й час давно. Пяток, 7 авг Спал до 8-го часу. Безветрие полнейшее. Молитва. Смоквы елеонские. Чай. Письмо из Яффы с реляцией о болях и болезнях. Гур – с такою же о своей болезни. Переписка тугая и тупая. Напрасное ожидание археолога. Ученые справки в библиотеках. Ответ на реляцию. Посылка из СПб. с тремя экземплярами Врумелии и Кунгурскою, иначе – Сибирскою, летописью об Ермаке Тимофеевиче. Золото – туда, золото – сюда. Обед. Вечерня не для нас. Отъезд с соседом с Построек в ученую экспедицию. Псевдо-Сион. Кривдо-Иерусалим Давидова времени 1042 . Спуск по Тиропию к Силоаму. Обретение там Ганно и Левеня. Проникновение в туннель. Тщательнейшее высматривание датированной 1343 годом Гутевой заметки. Ни малейшего следа таковой. Алебастровый слепок с надписи художника Павлюса. Des batons. Des -. Герзен des. máim. Заказ мастеру и для меня подобного слепка. Возвращение в сумерки восвояси. Переписка ленивая и дремучая. Чай. Сон. Мириады комаров и троекратный поход на них с огнем. Хапун-эфенди 1043 никак не высказывается прямо и ясно. Несомненно, что поднимемся с ним далеко за 300. Суббота, 8 августа Не успеешь вздрыхнуть, как уже и слышится повестка к обедне. Нигде ничего не болит, слава Богу. Не знаю, что творится там у моря и на самом море. После службы чай. Κυρ Δικισσα 1044 . Марья Гавриловна еще раз с шапочкой. Зограф 1045 с своей работой. Отыскивание для него сюжета для образа прав Закхея и снабдение его чаем-сахаром. Турецкий почтальон с двумя письмами. Одно (из Оренбурга) обещает 31 рубль, а другим м. Леонида извещает об отъезде своем из Воронежа с иконостасом и со всеми «сокровищами» за границу, т. е. в Палестину. Туда же отправлен из Москвы и колокол (еще!). Спасибо старице. Будем ждать. Чтение в ожидании гостя. Mr. Ganneau, уже переписавший нынешними еврейскими буквами Силоамскую надпись 1046 . Сидение и даже лежание с ним в библиотеке на полу над кусками разбитой мозаической надписи, найденной на Елеоне, не достигшее результатов. Вышли только буквы ΓΕΡΑΤΙ ... YΖΔΟ. Обед. Пелагия, вышедшая из больницы. Сын Ибрагима-эфенди за 10-ю наполеонами. Всенощная купальная. Извороты перед эскулапами за несостоявшуюся баню. Окулярное приспособление к Vademecum 1047 . Переписка. Чай. Дремота. Комары-злодеи. Продавец гефсиманский сегодня ночью обещался поругаться с шельмецом Денефом в нашу пользу. Уже скоро 12 ч. Пора приниматься за «правило», крепко покривившееся. Воскресение, 9 авг

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Но кроме материальных забот, другим искушением, который [так в тексте] мог бы помешать прямому назначению монашеской жизни, является для Пантел[еимонова] мон[онасты]ря борьба политическая, которая преимущественно ложится на него. Он единственный из русских обителей принадлежащий к числу 20 полноправных, имеющих голос в собрании представителей этой автономной республики. На его представителях лежит поэтому вся тяжесть защиты русских интересов; исключая двух: одного болгарского (Зограф) и одного греческого, остальные монастыри (в числе их и один бывший сербский, теперь по вытеснении сербов, болгарский, Хилендар) заключили союз для препятствования всеми силами распространению значения русских на Афоне. Борьба ведется Пантел[еймоновым] мон[асты]рем с большим тактом и умением. При огромном таланте о. Макария в выборе людей ему удалось найти представителя, которого он держит с тех пор, что он игумен 15 лет и которого греки называют дьяволом . О. Нафанаил – замечательно красивый, тонкий, изучивший греческий классический язык, что в глазах греков придает человеку огромный престиж; рассказы об его ловкости, как он умеет доводить враждебные меры до абсурда очень занимательны. Но дело конечно не в том. Сила русских заключается в том, что они в эту минуту воплощают в себе самую идею монашества на Афоне, поэтому среди самих греков нет решимости идти до конца; дело в том, что с течением времени в греческих монастырях образовалось два слоя, один правящий, пополняющийся родственниками или просто излюбленными стоящих во главе – эпитропов (их посылают иногда учиться в Афины даже в универс[итет]), а затем простая масса; на стороне первых большая образованность и часто значительное богатство, так как они разделяют между собою доходы, у некоторых монастырей весьма значительные с имений, пожертвованных еще в древние времена; я говорю конечно о тенденции, которая в некоторых монастырях уже осуществилась. Простая масса и лица вообще несочувственно относящиеся из материальных или нравственных побуждений к таким порядкам склоняются, конечно, к русским, что конечно и сдерживает высший слой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010