О времени войны с греками Пахимер у Раича (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2). Грегорас и Пахимер (Stritteri. Serbica. § 83–91) бьются из всех сил закрыть то молчанием, то нарядными словами и клеветою униженную Милютиным империю. Клеветы их слишком пошлы. Впрочем, злость Пахимера и Грегоры на Милютина понятны. Но странно, что не только Рейхель (Записки Императорского русского Археологического общества. Т. I), но и Майков (Майков А.А. История сербского языка) повторяет клеветы известных людей о многоженстве Милютина. Отчего это так? Бредут вслед за Дю-Канжем, тогда как в устаревшем Дю-Канжевом сочинении оказываются ныне ошибки едва не на каждой строке. Майков даже запутался в противоречиях: то говорит, что Милютин вступал в брак с Елисаветою венгерскою, то называет Дечанского, сына Елисаветы, незаконным сыном Милютина. Майков думает, что Милютин по политическим видам дозволял себе поступки оскорбительные для христианской нравственности. Нет, искренний христианский король не мог быть так легкомыслен. Закон Христов для него выше всего. Да и политика, нравящаяся Майкову, самая ненадежная политика, которой следуют только жалкие глупцы. Майков до того странен, что пишет: «Милютин вступил в брак с сестрою Драгутиновой супруги Екатерины». Да ведь даже ни один ксендз не согласился бы венчать такого брака, не только православный священник! Сербскому священнику известен был закон Первовенчанного, читал он и Библию . По древнему житию св. краля, Екатерина, супруга Драгутина, была дочь венгерского короля Владислава, а Елисавста, жена Милютина, была дочь кор. Андрея Венецианца. (Сербляк л. 55). Кроме Цамблака (Гласник. Кн. 10) все летописи называют Дечанского сыном от первого брака Милютинова, совершившегося в 1271 г. (Раич. История разных славенских народов. Ч. 2; Гласник. Кн. 10; 1; 5; 11). В надписях над стенными изображениями первая супруга Милютина называется кралицею Еленою (Записки географического общества. Т. XIII), но и жена царя Душана, сестра болгарского царя Александра, называлась то Рагозною (см.: Мавро Орбини. Книга историография початия имене, славы, и разширения народа славянского и их Царей и Владетелей под многими имянами и со многими Царствиями, Королевствами, и Провинциами. СПб., 1722), то Еленою (в надписях и грамотах). Имя Елены было любимым именем королей славянских.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог выставки изображений Богоматери (в Москве, по почину Его Императорского Высочества Великого Князя Сергия Александровича). Москва. 1897. В память выставки изображений Божией Матери, устроенной Московским Обществом Любителей Художеств 11 марта 1897 года. Издание фототипии К. А. Фишер (Москва). С 54 табл. фотот. Москва. 1897. А. Кирпичников. Сказания о житии Девы Марии и их выражение в средневековом искусстве, Журн. М-ва Н. Пр. 1883. Сергий, архиепископ Владимирский. Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Спб. 1898. Сергий архиепископ. Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в XIX веке. Спб. 1900. ¦ Протоиерей И. Бухарев . Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы (история их и изображения). Описано 335 икон. Москва. 1901. Праздники в честь чудотворных икон Пресвятой Богородицы. С приложением тропарей, кондаков и молитв. Издание Московской Синодальной Типографии. (Составлено С. Касаткиным). Москва. 1905. Е. Поселянин (Е. Н. Погожев). Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. Прилож. к журн. «Русский Паломник» за 1909 г. 4 книги. Изображения Богоматери. Издание С. Большакова под ред. А. И. Успенского . Москва. 1905. Ф. И. Буслаев . Общие понятия о русской иконописи. Сборник на 1866 год, изданный Обществом Древне-Русского искусства при Московском Публичном Музее. Москва. 1866 г. Д. А. Ровинский. История русских школ иконописания до конца XVII века. Записки Императорского Археологического Общества. Том VIII, 1866 года. Новое издание Д. А. Ровинский. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. 1903 г. Иконописный Подлинник сводной редакции XVIII века, издание Общества Древне-Русского Искусства. Под редакцией Г. Д. Филимонова . Москва. 1876 г. Строгановский Иконописный Лицевой Подлинник. Издание литографии при Художественно-Промышленном Музее. Каталог христианских древностей, собранных Николаем Михайловичем Постниковым. С 45 фотогравюрами. Москва. 1888 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

124 Соображения об училище см.: Колосов В. Старец Арсений Грек (Журнал Министерства народного просвещения. 1881. 9; Макарий, т. 12, стр. 280–281). 125 Акты Иверского монастыря, с предисловием архимандрита Леонида. (Русск. Ист. Библ. Изданные Археографической комиссией. т. 5). О судьбе означенных заведений Патриарха Никона см.: Леонид (Кавелин), архимандрит. Описание Воскресенского монастыря. C. 28–29. 126 Древние издания Московского печатного двора (Древности Московского археологического общества. т. 2. стр. 33). 127 Макарий, Описание Онежского Крестного монастыря (Чтения Московского общества истории. 1880. т. 3. стр. 18). 128 Чтения Московского общества истории. Год 3-й. 1848. 6. стр. 1–34. Савва, Указатель Синодальной библиотеки. стр. 7. 129 См. статью г. Белокурова (Христ. Чт. 1882, сент. и окт.). Присылка книг и рукоп. продолжалась и после того (Указат. Синод. библ., арх. Саввы, 7–9). 131 См. замечания о ней: Абрамова Н. (Известия Географического общества. 1866. т. 2, стр. 96–97) и Пекарского (Наука и литература при Петре Великом. т. 1, стр. 337). 132 Расходная книга Патриаршего Казенного приказа в Московском архиве Министерства юстиции (см. в статье о. Николаевского в «Христианском чтении». 1886, 3–4. стр. 421). Московский рубль в период 1651–1700 г. равен 17 нынешним рублям (см.: Ключевский В. Русский рубль 16–17 стол. в его отношении к нынешнему, Чтения в Московском обществе любителей истории. 1884. кн. 2, стр. 1–72). 133 Снегирев, Памятники Московских древностей. Кн. 2, стр. 199; Забелин И. Е. Исторический обзор финифтяного и ценинного дела в России (Записки Императорского Русского археографического общества. т. 6, стр. 281). 138 Например, в т. 7. стр. 44–53, 209–217, озаглавленных: «Равноапостольному благочестивому Царю, Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу» и т.д. 140 Таков, например, сборник «Христианоопасный щит веры», приписываемый старцу Аврамию (т. 7. стр. 1–258). 141 Один из этого кружка, Аввакум, говорил об этом так: «После Никон, друг наш, привез из Соловок Филиппа митрополита. А прежде его приезду, духовник Стефан, моля Бога и постяся седмицу с братиею, и я с ними тут же, о Патриарсе, да даст Бог пастыря ко спасению душ наших. И с митрополитом Казанским Корнилием, написав челобитную за руками, подали Царю и Царице о духовнике Стефане, чтоб ему быть в Патриарсех. Он же не восхотел сам и указал на Никона митрополита. Царь его и послушал. Егда же приехал (Никон из Соловок) с нами яко лис челом да здорово. Ведает, что быть ему в Патриарсех и чтобы откуля помешка какова не учинилась». Передавая тоже в другом месте, протопоп Аввакум прибавляет: «Протопоп же (Вонифатиев) увеща Царя и Царицу, да поставить Никона на Иосифово место. И аз окаянный о благочестивом Патриарсе к челобитной приписал свою руку; ано врага выпросили и беду на свою шею» (Материалы. т. 5. стр. 17, 261–262).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

471 Древняя российская вивлиофика..., издаваемая помесячно Н. Новиковым. СПб., 1773. Ч. 1. Месяц Март, с. 164. 473 Древняя российская вивлиофика... СПб., 1775. Ч. 8, с. 101. Когда в 1652 году в Москву из Старицы были принесены священные останки первого Патриарха Иова, то в Успенском соборе их, «пришедшее, поставили в ногах и Иасафа Патриарха на мосту наверху». – Московия и Европа. М., 2000, с. 497. 474 Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским/Перевод с арабского Г. Муркоса. М., 2005, с. 481. 477 Собинный ‘собственный’. – Словарь церковнославянского и русского языка, составленный вторым отделением Императорской Академии наук. Изд. 2. СПб., 1867. Т. 3, с. 350. 478 Мнение Иоасафа Патриарха и всего Освященного собора//Записки отделения русской и славянской археологии имп. Русского археологического общества. Т. 2. СПб., 1861, с. 372–374. 485 Наказывать ‘учить, поучать, наставлять’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 10. М., 1983, с. 112. 487 Повычно от глагола повыкнути, то есть ‘привыкнуть, иметь в обычае’. – Там же. Вып. 15. М., 1989, с. 177. 490 Шпынь ‘балагур, шут, насмешник’. – Словарь современного русского литературного языка. Т. 17. М.; Л., 1965, стб. 1541. 491 Клопот ‘шум от ударов, гул, грохот’. – Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7. М., 1980, с. 178. 492 Пискание от глагола пискати, то есть ‘играть на свирели, дудке и т. п.’. – Там же. Вып. 15, с. 54. 494 В словаре нами обнаружено слово «котыга», которое, возможно, имеет близкое значение ‘вид мужской одежды’. – Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.). Т. 4. М., 1991, с. 277. 496 Такая оценка описываемой ситуации восходит к предисловию к постановлениям Владимирского Собора 1274 года; см. материалы Собора 1274 года: РИБ. Т. 6: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: (Памятники XI–XV в.). Стб. 86. В свою очередь данный текст восходит к библейским пророчествам: Иер.21:7; 48:6 ; Пс.1, 13 ; Иез.34:5–6 ; см. Лаушкин А. Митрополит Кирилл II и осмысление ордынского ига во второй половине XIII века//Богословский сборник. Вып. 10. М., 2002, с. 216–217.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства//Труды VI АС в Одессе (1884 г.). Одесса, 1887. Т. 3. С. 285–381, XII фототип. табл. То же (отдельное издание). [Одесса, 1887] 97 с. + XII табл. Синодальный художник Алексей Антропов. (Из истории мер к улучшению иконописания в XVIII веке)//ХЧ. 1887. Ч. 1. Январь – февраль. С. 115–134. Описание миниатюр Гелатского Евангелия//Записки Отделения русской и славянской археологии РАО. СПб., 1887. Т. 4. С. 255–311, VI литогр. табл, и 18 рис. в тексте. То же (отдельное издание): Миниатюры Евангелия Гелатского монастыря XII века. СПб., 1887. 57 с., VI литогр. табл, и 18 рис. в тексте. Рецензия: Л.//ЦВс. 1887. 13 июня. 24, часть неофиц. С. 409. О раскопках на русском месте в Иерусалиме//ЗРАО. Нов. сер. 1887. Т. 2, вып. 3. С. 246–255. 336 То же//К вопросу о значении произведенных по почину Православного Палестинского Общества в Иерусалиме раскопок. Мнения лиц, к коим Совет Императорского Русского Археологического Общества обратился с просьбой дать свое заключение по этому вопросу. СПб., 1887. С. 74–83. Об иконе Св. Троицы с тремя лицами и четырьмя глазами. (По документам синодального архива)//ЗРАО. Нов. сер. 1887. Т. 3, вып. 2. С. 185–193. [Рец. на:] Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Соч. А. фон Фрикен. Ч. 4. М., 1885//Там же. Т. 2, вып. 3. С. 321–328. 337 Подпись: Η. П. [Рец. на:] Η. П. Кондаков. Византийские церкви и памятники Константинополя//Там же. Т. 3, вып. 1. Протоколы. С. XXXIII–XL. [Библиографическая заметка:] Жизнь и труды св. апостола Павла. Сочинение Фаррара, перевод с XIX английского издания А. П. Лопухина . СПб., издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1887//ЦВс. 1887. 24 янв. 4, часть неофиц. С. 72. Подпись: Η. П. [Разъяснения на заметку «Недоуменные вопросы церковной практики«]//Там же. 31 янв. 5, часть неофиц. С. 95–96. Подпись: Η. П. Знакомство немецкого профессора-литургиста с православным богослужением//Там же. С. 101. Подпись: Η. П. По поводу недоумений в церковной практике//Там же. 11 марта. 11, часть неофиц. С. 209–210.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жегин Л.Ф. Некоторые пространственные формы в древнерусской живописи//Древнерусское искусство. XVII век. М., 1964. Жегин Л.Ф. Иконные горки. Пространственно-временное единство живописного произведения//Труды по знаковым системам. 2. Тарту, 1965. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М., 1970. Живопись Вологодских земель XIV– XVII веков. Каталог выставки/Сост. И. Пятницкая. Н. Федышин, О. Козодерова, Л. Харлапенкова. М., 1976. Жидков Г . В . Московская живопись середины XIV века. М., 1928. Жолтовский П . М . Ykpaihcьkuй живапис XVII-XVIII ст. К., 1978. Забелин И . Е . Материалы для истории русской иконописи//Временник для Московского общества истории и древностей российских. Кн. 7. М., 1850. Забелин И . Е . Материалы для истории, археологии и статистки города Москвы. Ч. 1. М., 1884; Ч. 2. М., 1886. Забелин И . Е . Историческое описание московского ставропигиального Донского монастыря. М., 1893. Забелин И . Е . Перечень иконописных и живописных работ московских дворцовых и городовых мастеров XVII столетия//Русский художественный архив. СПб., 1894. Вып. 2. Вып. 3. Зиновьев Н . М . Искусство Палеха. Л., 1975. Иванов П . Опись Сийского монастыря 1598 г. и летописные заметки//Древности. Т. 2. М., 1902. Игнатий, архиепископ Воронежский. Об иконе Св. Софии в Новгородском Софийском соборе/С предисловием и примечаниями архимандрита Макария//Записки Императорского Археологического общества. СПб., 1857. Т. XI. Игнашина Е . В . , Комарова Ю . Б . Русская икона XI-XIX веков в собрании Новгородского музея. Путеводитель по экспозиции. М., 2004. Из истории реставрации древнерусской живописи. Переписка И. В. Федышина (1924–1936)/Подг. к печати Г. И. Вздорнов. М., 1975. Из коллекций академика Н.П. Лихачева: Каталог выставки. СПб., 1993. Извеков Н . Д . Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие при них лица в XVII веке. Церковно- историко-археологическое исследование//Труды Комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и Московской епархии. Т. 2. М., 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Список сокращений Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество ААЭ — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. СПб., 1836—1838. Т. I—IV. АЗР — Акты, относящиеся к истории Западной России. СПб., 1846—1853. Т. I—V. АИ — Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841, 1843. Т. I—V. ДАИ — Дополнения к Актам Историческим, собранные и изданные императорской Археографическою комиссиею. СПб., 1846—1875. Т. I—XII. ДРВ — Древняя российская вивлиофика. СПб., 1773—1775, 2 изд. Ч. I—XX, 1788—1791 (переиздание – 1895). ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения. ЗОРИСА — Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. Т. II. СПб., 1862. (Документы о Никоне и царе Алексее). ЛЗАК — Летопись занятий Археографической комиссии. Т. 1—35. СПб.-Пг.-Л., 1862—1929. ЛРЛД — Летопись русской литературы и древностей. ОРЯС — Сборник отдела русского языка и словесности Академии Наук. ПДП — Памятники древней письменности. ПДПИ — Памятники древней письменности и искусства. ПДРЛ — Памятники древней русской литературы. ПРП — Памятники русского права. М., 1952—1961. Т. I—VIII. ПСЗ — Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830. Т. I—XLIII. ПСтРЛ — Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 1—4. СПб., 1860—1862. РИБ — Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. РСХД — Вестник Русского студенческого христианского движения. СГГД — Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. СПб., 1828. Т. I—IV. ТКДА — Труды Киевской духовной академии. ТОДРЛ — Труды отдела древней русской литературы АН СССР. ЧОИДР — Чтения в обществе истории и древностей российских. Or. Chr. — Orientalia Christiana. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/439592/

721 КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. С. 62. Зауморная Псалтырь, т. е. оставшаяся без владельца (Словарь русского языка. Вып. 5. С. 329). 722 Опись Патриаршей ризницы 1631 г.//Вестник общества древнерусского искусства. М., 1875. 6–10. Материалы. С. 3. См. также: Вишневкая И.И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 102–103. 723 Георгиевский В. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Историко-археологические описания. Владимир, 1900. Приложение II. С. 68–69. 725 Демкова И.С. Духовная грамота волоколамского книжника XVI в. Евфимия Туркова//ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 347; БЛДР. Т. 13: XVI в. С. 697. 726 Немировский Е.Л. Первая московская типография в свете новейших исследований. К 450-летию со дня основания//Феодоровские чтения: 2003. М., 2003. С. 39. 727 Алексеев А.И. Роспись главам древнейшего синодика московского Богоявленского монастыря//Опыты по источниковедению: Древнерусская книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 16. 734 Подобным образом обстояло дело и с другими митрополитами: в 1533 г. в Спасо-Кубенском монастыре скончался митрополит Варлаам (1511–1522); в 1555 г. в Т роице-Сергиевом монастыре почил митрополит Иоасаф (1533–1542); в 1547 г. в Иосифо-Волоколамском монастыре скончался его постриженник митрополит Даниил (1522–1539). 735 Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Собр. Флоришевой пустыни. В-5636/159. Синодик Благовещенского собора к. XVII – нач. XVIII в. Л. 71 об. 736 Иванчин-Писарев Н. Михаил, Великий князь Киево-Черниговский и боярин его Феодор. М., 1839. С. 39–42. 739 Макарий, архим. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря 1642 г.//Записки Императорского археологического общества. СПб., 1857. Т. 9. С. 534. 740 Маясова Н.А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой//Государственные музеи Московского Кремля. Т. 2: Материалы и исследования. М., 1976. С. 40, 41, 57. 742 Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в Российском государственном архиве древних актов. М., 2000. С. 90. 745 Золотая воротная икона – первосвятительский параманд. Изображение параманда патриарха Филарета, изготовленного из узорной турецкой ткани, см.: Вишневская И.И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 79. На его обороте первоначально было шитое из жемчуга изображение Голгофского креста. Благодарю за консультацию И.И. Вишневскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Г., Сегал А. Е. История эпидемий в России. М., I960. С. 43. ВМЧ. Сентябрь – Житие преподобного Иосифа Волоцкого //ΒΜЧ. Сентябрь. Дни 1–13. СПб., 1868. ВМЧ. Декабрь – Житие преподобного Саввы Сторожевского//ВМЧ. Декабрь. Дни 1–5. Μ., 1901. ВМЧ. Январь – Житие преподобного Павла Обнорского//ВМЧ. Январь. Дни 6–11. Μ., 1914. Волоколамский обиходник – Леонид, архим. Монастырские столовые обиходники//ЧОИДР. 1880. Кн. 3. Горский – Горский Α., Невоструев К. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 3. Книги богослужебные. Μ., 1869. Ч. 1. Дебольский. Т. 1; Т.2 – Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения православной кафолической восточной Церкви. СПб., 1887. Т. 1; Т. 2. Дмитриева. Социальная благотворительность – Дмитриева 3. В. Кирилло–Белозерский монастырь и его социальная благотворительность в «Смутное время»//История православия в России: Люди, факты, источники. СПб., 1995. С. 38. Дмитриевский – Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Казань, 1884. Досифей. Т. 1; Т. 2; Т. 3 – Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого монастыря. Μ., 1836. Εвсевий Памфил – Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина. Μ., 1998. Жизневский – Жизневский А. К. Описание Тверского музея. Μ., 1888. Житие преподобного Диодора – Докучаев–Басков К. А. Подвижники и монастыри крайнего Севера//Христианское чтение. СПб., 1885. Ч. 1. Житие преподобного Пафнутия Боровского – Житие преподобного Пафнутия Боровского//Сборник историко–филологического общества при Институте князя Безбородко в Нежине. Нежин, 1899. Т. 2. Житие преподобного Трифона Печенгского – Житие преподобного Трифона Печенгского//Православный собеседник. Казань, 1859. Май. Забелин – Записки Императорского археологического общества. 1853. Т. 5. Златоструй – Златоструй. Древняя Русь Χ–XIII веков. М., 1990. Иванов – Иванов А. Очерки Олонецкой губернии, в историческом, топографическом и статистическом отношении//Памятная книжка Петрозаводской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1881 год Жалованная грамота Троице-Сергиеву монастырю от удельного Дмитровского князя Юрия Ивановича в 1504 г. ЧОИДР, кн. 1, с. 48–49. Копия с писем Петра Великого, 1700–1725 гг. Там же, кн. 4, с. 1–28. Надписи Троицкой Сергиевой лавры. Записки славяно-русского отделения Императорского Русского Археологического общества, т. 3. Отд.: СПб., 1881, 98 с. Исторические сказания и повести о святых чудотворных иконах. Русский архив, кн. 3, с. 5–6. Чин поставления на царство царя и великого князя Алексея Михайловича (из русского летописца XVII в. библиотеки архимандрита Леонида). СПб.. 39 с.; Памятники древней письменности и искусства (далее: ПДПИ), XVI (VII). Библиографическая заметка о служебниках Виленской печати XVI в. с приложением палеографических снимков. СПб., 20 с. ПДПИ, XVIII (IX). Читать далее Источник: Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина)//Богословские труды. 1972. 9. С. 226-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010