К стр. 127. – 4). Собрание государственных Грамот и Договоров. К стр. 192). Дворцовые разряды. Отметим и те источники и пособия, которые дали нам богатый материал для сравнительных суждений по вопросу, напр., о богослужении прежнего времени и настоящего, попутно перечислив труды, касающиеся до юридического быта древней России, имеющие значение в церковной археологии и др. Таковы: 1 . Акты, относящиеся до юридического быта древней России – 1 т. 2 . Акты юридические. 3 . Акты Иверского Святоозерского монастыря, собранные архим. Леонидом и изданные Археографическою комиссиею. 4 . Подлинные Акты, относящиеся к Иверской Иконе Божией Матери. Издание Комиссии печатания государственных грамот и договоров. Москва, 1879 года. 5 . Русская историческая библиотека. II т., СПБ. 1875 г. 6 . Домострой, издание Д. Кожанчикова. СПБ. 1867 г. 7 . Стоглав, изд. Н. Субботина . Москва. 1890 г. 8 . «Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске, в Вербное Воскресенье». (Чтен. в Общ. истор. и древ. рос. 1870 г., кн. III). 9 . Записки отделения Русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества, II т. СПБ. 1861 г. 10 . Челобитная нижегородских попов, в лето 7144. (Чтения в Обществе истории и древностей российских, 1902 г. II кн., смесь). 11 . А. Голубцов . Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона . Москва. 1908 года. 12 . Его же. Чиновники Холмогорского Преображенского собора. Москва. 1903 г. 13 . Его же. Чиновники Новогородского Софийского собора. Москва. 1899 г. 14 . Требники 1633 и 1652 гг. Москва. 15 . Уставы 1633 и 1641 гг. Москва. 16 . Минея за август месяц 1630 г. Москва. 17 . Макарий, патр. Антиохийский в России в 1654 – 1656 гг. Документы посольского приказа. Н. Рождественского. 18 . Новгородская (1-ая) летопись. 19 . Прибавл. ко 2-й Новгородской летописи. 20 . Псковская (2-я) летопись. 21 . Отрывки из расходных книг Софийского дома за 1548 г. (Известия Императорского археологического Общества, III т. 1861 г.). Указатель городов и местностей, через которые проезжал Антиохийский патриарх Макарий во время своего путешествия в Россию и обратно

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—350— 8 . От священника Н. Лебедева – его брошюра: «Право рукоположения в древней русской церкви». 9 . От преподавателя И. Богословского – его брошюра: «Бог Отец, Первое Лицо Св. Троицы в памятниках древнехристианского искусства». 10 . От преподавателя Д. Наумова – его сочинение: «Филарет, Митрополит Московский, как канонист». 11 . От преподавателя А. Яхонтова – его брошюра: «Н.Μ. Карамзин». Получено с почты: 1 . Сборник Императорского Русского Исторического Общества т. 83-й. 2 . Записки Историко-филологического факультета С.-Петербургского университета. Ч. 32–9. 3 . А. Панкова «Церковные братства». Определили: Благодарить жертвователей. XVII. Заявление Ректора Академии Архимандрита Антония: «Честь имею заявить Совету Академии, что во время болезни покойного Высокопреосвященного Митрополита Леонтия в собрании Совета Академии от 25 февраля текущего года между прочим было постановлено относительно содействия к умножению церковно-археологического музея обратиться с благопочтительнейшим ходатайством к Высокопреосвященному Митрополиту Московскому». Определили: Благопочтительнейше просить Его Высокопреосвященство предложить Московской Духовной Консистории предписать приходским принтам, чтобы древние церковно-богослужебные вещи и иконы, не употребляющиеся ныне за ветхостью, были препровождены ими в Московскую Духовную Академию для церковно-археологического музея. XVIII. Прошение кандидата XLVIII академического курса Николая Виноградова : «Имея намерение заняться дальнейшей обработкой своего кандидатского сочинения «Современные биологические теории и библейское учение о жизни» и чувствуя нужду в более подробном знакомстве с некоторыми естественными науками (для переработки первой части сочинения), покорнейше прошу Совет Академии ходатайствовать пред Советом Московского Университета о допущении меня в качестве стороннего слушателя к слушанию лекций в университете по естественному факультету и к пользованию университетской библиотекой», Определили: Просить Совет Императорского Московского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впрочем, нет повода и сомневаться в непрерывности литургической жизни в Херсонесе того периода. Ибо только радость покаяния, крестное знамение, вдохновенная проповедь, принесение духовных даров на общий бескровный жертвенник, напряженный восторг от настойчивого поиска страданий во имя Христа составляли основу христианской общины первых веков, когда Церковь Христова благодатно располагалась в «горницах» и довольствовалась только простейшей символикой, причем даже крест еще не имел изображения. Потому вполне достоверны слова из жития «великого и ч у дного Климента»: «Еще года не пребыл Климент в изгнании, как уже созидаются верующими церкви числом 75» . Продолжение Ефрем , иеромонах. Краткое описание Инкерманской киновии и древнего ее храма в новооткрытой Таврической епархии. М., 1861. С. 14. Цит. по: Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII – середина XIX вв.). СПб., 2002. С. 524. Таврические епархиальные ведомости. 1895. 34. Людольф де, граф . Письма о Крыме//Русское обозрение. 1892. Март. С. 157. Ряд исследователей выдвигает предположение, что, начиная с XIV века, когда Херсонес систематически подвергался разорению, его жители и духовенство перебрались в Инкерман, под покровительство мангупских князей, и в Балаклаву, на Фиолент, где находился Георгиевский монастырь. Однако никаких доказательств тому не имеется. Цит. по: Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Ставрополь, 1993. С. 117. Памятные записки А.В. Храповицкого, статс-секретаря императрицы Екатерины II. М., 1990. С. 30. См.: Броневский М. Описание Крыма (Tartaria descriptio)//Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1867. Т. 6. С. 341–342; Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России. С. 500; Дубровин Н.Ф. Бумаги князя Григория Александровича Потемкина-Таврического. 1774–1788 гг. СПб., 1893. С. 121–122. Государственный архив Одесской области. Ф. 93. Оп. 1, д. 2, л. 11. Цит. по: Святая Ольга – Владимир Святой. Сборник. М., 1996. С. 81, 83–84. Мнение Иоасафа, патриарха, и всего Освященного Собора//Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. СПб., 1861. Т. 2. С. 373.

http://pravoslavie.ru/4374.html

ЗООИД – Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. Одесса. ЗОРСА – Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Русского археологического общества. СПб. Ивакин, Иоаннисян 2009 – Ивакин Г. Ю., Иоаннисян О. М. Десятинная церковь в Киеве: «старый взгляд» в новом освещении (предварительные результаты раскопок 2005–2007 гг.)//Archaeologia Abrahamica. Исследования в области археологии и художественной традиции иудаизма, христианства и ислама /Ред. – сост. Л. [А.] Беляев. М., 2009. Йорданов 2009 – Йорданов И. Печат на Константин митрополит на Русия (XII в.), намерен в България//Море и берега: К 60-летию С. П. Карпова от коллег и учеников. М., 2009. Карамзин 1842 – Карамзин Н. М. История государства Российского. Изд. 5-е, И. Эйнерлинга. Кн. 1 (т. 1–4). СПб., 1842. Каргер 1–2 – Каргер М. К. Древний Киев. Т. 1–2. М.; Л., 1958–1961. Карпов 1992 – Карпов А. Ю. «Слово на обновление Десятинной церкви» по списку М. А. Оболенского//Архив русской истории. Вып. 1. М., 1992. Карпов 2001 – Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001 (Жизнь замечательных людей. Вып. 1008 Карпов 2007 – Карпов А. Ю. Древнейшие русские сочинения о св. Клименте Римском //Очерки феодальной России. Вып. 11. М.; СПб., 2007. Карташев 1 – Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. Париж, 1959. Комеч 1987 – Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987. Комеч 1993 – Комеч А. И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI века. М., 1993. Кузьмин, Ивакин, Козюба 2006 – Кузьмин А. В., Ивакин Г. Ю., Козюба В. К. Десятинная церковь //ПЭ. Т. 14, 2006. Лавров 1911 – Лавров П. [А]. Жития херсонских святых в греко – славянской письменности. М., 1911 (Памятники христианского Херсонеса. Вып. 2). Лавров 1930 – Лавров П. А. Материалы по истории возникновения древнейшей славянской письменности. Л., 1930 (Труды славянской комиссии. Т. 1). Лебедев 1998 – Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до середины XV в., от начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г. СПб., 1998 (переизд. 2-го изд. 1902 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

11) От гг. профессоров Академии журналы: Русский Архив, 1896, 10; Русская Старина, 1896, 5, 6, 8, 10–12; Исторический Вестник, 1895, 12; 1896, 9, 11, 12; Русское Богатство, 1896, 9–12; Северный Вестник, 1896, 6, 12; Mip Божий, 1896, 1–6; Вестник Европы, 1896, 7, 9, 10; Русская Мысль, 1896, 10–12; Русский Вестник, 1896, 3, 4, 7, 11 и 12. 12) От о. диакона посольской церкви в Берлине Н. Н. Писаревского – его брошюра: «Четвертый обычный протестантский общий синод», в двух экземплярах. 13) От Историко-Филологического факультета Императорского С.-Петербургского Университета: «Записки», части XLVI и XLVII. 14) От Императорского Православного Палестинского Общества – νλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας, τμ . 15) От Императорского Московского Археологического Общества – «Древности. Труды Археографической Комиссии, изданные под редакцией М.В. Довнар-Запольского», т. 1, вып. 1. —259— 16) От священника Московской Николаевской, на Щепах, церкви о. С.Д. Муретова его труды: а) О поминовении бесплотных сил на проскомидии. Исследование; б) Исторический обзор чинопоследования проскомидии до «Устава литургии» Константинопольского патриарха Филофея. Опыт историко-литургического исследования; в) К материалам для истории чинопоследования литургии; г) О диаконах; д) Сказание Св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине; е) Греческий подлинник Никоновской Скрижали; ж) Особенности литургии Преждеосвященных Даров в древних греческих и славянских памятниках; з) Письма митр. Платона к Высочайшим Особам; и) Описание рукописей библиотеки Вифанской духовной семинарии с приложениями; i) Поздравления Вифанской духовной семинарии в день тезоименитства Московского митрополита Платона; к) Последование проскомидии, великого входа и евхаристии в славяно-русских Служебниках XII-XIV вв.; л) Празднование 100-летней годовщины Вифанской духовной семинарии. 17) От профессора Императорского Харьковского Университета Ир. Скворцова – его книга: Гигиена человеческого тела.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея/Авт.– сост. отдела иконописи Н. Пивоварова, И. Шалина, Т. Вилинбахова, А. Мальцева , И. Соловьева, И. Сосновцева, Н. Турцова, М. Федосеева. СПб., 1995. Проблемы современной церковной живописи. Материалы конференции. М., 1997. Протасов Н.Д. Материалы для иконографии Воскресения Спасителя (Изображения Св. Гроба). Сергиев Посад, 1913. Псковская икона XII-XVI веков. СПб., 1993. Пуцко В.Г. Некоторые замечания о росписях Успенского собора во Владимире. (К иконографии Страшного Суда)//Древнерусское искусство XV-XVII веков. Сборник. М., 1981. Пуцко В. Ранние произведения Симона Ушакова//Искусство, 1989. 11. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М., 1975. Рафаил (Карелин), архимандрит. О языке православной иконы. СПб., 1997. Религиозный Петербург/Альманах. Вып. 106. СПб., 2004. Ретковская Л.С. Вселенная в искусстве Древней Руси//Труды Гос. Исторического музея. Памятники культуры. Вып. 38. М., 1961. Ровинский Д.А. История русских школ иконописания до конца XVII века//Записки Императорского Археологического общества. Т. 8. СПб., 1856. Ровинский Д.А. Русские граверы и их произведения с 1564 до основания Академии художеств. М., 1870. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Кн. 1–5. Атлас. Т. 1–7. СПб., 1881–1893. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1886–1889. Т. 1–4. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв./Сост. Д.А. Ровинский. СПб., 1895. Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. 2-е изд. СПб., 1903. Розанов Н.Д. Древние и другие особо замечательные предметы в приходских церквах г. Москвы//Древности. Труды Московского Археологического общества. Т. 4. Вып. 1–3. М., 1874. Розанова Н.В. Ростово-Суздальская живопись XII–XVI веков. М., 1970. Розова Л. Искусство холуйской миниатюрной живописи. Л., 1970. Русская живопись XVII–XVIII веков: Каталог выставки/Сост. Т.А. Ананьева, Н.Г. Бекенева, А.С. Логинова. Ред.сост. С.В. Ямщиков. Л., 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Определили: Выслать в Московскую Бесплатную Народную Библиотеку просимые издания Академии. XVII. Отношение Совета С.-Петербургской Духовной Академии от 24 ноября за 2096: «Студент IV курса С.-Петербургской Духовной Академии Василий Яблонский вошел в Совет Академии с прошением о выписке для его занятий при написании курсового сочинения рукописей, принадлежащих Московской Духовной Академии – 632, 640, 644 и 659 (Волокол. монастыря). Вследствие сего Совет С.-Петербургской Духовной Академии имеет честь покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии выслать означенные рукописи сроком на два месяца. Справка: По распоряжению Преосвященного Ректора Академии требуемые рукописи, за исключением рукописи за 632, находящейся в пользовании экстраординарного профессора Академии А. Голубцова , высланы в Совет С.-Петербургской Духовной Академии, сроком на два месяца, при отношении от 30 ноября за 1041. Определили: Принять к сведению. XVIII. а) Отношения: 1) Г. Попечителя Кавказского Учебного Округа от 1 октября за 12998; 2) Г. Ректора Императорского Университета св. Владимира от 18 и 29 октября за 2298 и 2377; 3) Г. Ректора Императорского Казанского Университета от 8 ноября за 3053; 4) Со- —332— вета Киевской Духовной Академии от 29 ноября за 1073; 5) Совета Казанской Духовной Академии от 13 ноября за 2641; 6) Императорского Русского Археологического Общества от 29 сентября за 431 и 7) Калужской Ученой Архивной Комиссии от 5 декабря за 278, при которых препровождены для академической библиотеки разные книги и брошюры. б) Записку экстраординарного профессора Академии Сергея Глаголева , при которой он, по поручению профессора Императорского Харьковского Университета протоиерея Тимофея Ивановича Буткевича , представляет в Совет приносимые о. Протоиереем в дар Академии его переводы (в рукописях): Виктор Лаферте: Александр II и Поль Карус: Евангелие Будды. Определили: Благодарить жертвователей. XIX. Записки профессоров и преподавателей Академии: Д. Голубинского, А. Беляева , М. Муретова , А. Шостьина , А. Голубцова , С. Глаголева , А. Спасского, И. Попова , И. Андреева , П. Тихомирова , С. Смирнова и Е. Воронцов а о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Троицы с тремя лицами и четырьмя глазами» (1887. Т. 3. Вып. 2. С. 185-193), Д. А. Григорова «Русский иконописный подлинник» (Там же. Вып. 1. С. 121-167) и «Техника фресковой живописи по русскому иконописному подлиннику» (1888. Т. 3. Вып. 3/4. С. 414-422), В. В. Суслова «Материалы к истории древней Новгородско-Псковской архитектуры» (1887. Т. 3. Вып. 2. С. 238-273), Н. П. Кондакова «О фресках лестниц Киево-Софийского собора» (1888. Т. 3. Вып. 3/4. С. 287-306), А. А. Бобринского «Об одной из фресок лестницы Киево-Софийского собора» (1889. Т. 4. Вып. 2. С. 81-92) и «Несколько неизданных змеевиков» (1899. Т. 10. Вып. 1/2. С. 230-315), Айналова и Редина «Киевский Софийский собор» (1890. Т. 4. Вып. 3/4. С. 231-381), А. Н. Виноградова «Памятники древнего церковного зодчества в епархиях Новгородской, Тверской, Ярославской, Иркутской и Красноярской XVII и XVIII вв.» (1892. Т. 6. Вып. 1/2. С. 289-296), И. И. Василева «Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей» (1899. Т. 10. Вып. 1/2. С. 211-229) и др. Подлинно фундаментальным изданием по славяно-рус. археологии ЗРАО стали с появлением в них работ выдающегося археолога А. А. Спицына (часто писал под псевдонимом А. С. или С. А. А.), к-рые заполняли значительную часть томов: «Радимичские курганы» (1896. Т. 8. Вып. 1/2. С. 84-102), «Предполагаемые литовские курганы VIII-IX вв.» (Там же. С. 103-114), «Разбор, обработка и издание археологического материала» (1898. Т. 10. Вып. 1/2. С. 346-357), «Сопки и жальники» (1899. Т. 11. Вып. 1/2. С. 142-155), «Шаманизм в отношении к русской археологии» (Там же. С. 167-176), «Пещное действо и халдейская пещь» (1901. Т. 12. Вып. 1/2. С. 95-131), «Гляденовское костище» (Там же. С. 228-269) и мн. др. Направленности, заданной Спицыным, отвечали заметки о состоянии памятников по губерниям, об отдельных находках и др., выходившие под рубриками «Обозрение некоторых губерний и областей России в археологическом отношении» и «Материалы по доисторической археологии России». К этой группе относились статьи П.

http://pravenc.ru/text/182593.html

234 Мелетий Сириг в каноне святым Киевским призывает в помощь иерархов Луку и Германа. Акафисты, К. 1674 г. 236 КалайдовичК.Ф. Памятники русской словесности XII века. М., 1821. «Телнога ради женскаго с Оркадьем молвих, се со игуменом, а творяшеся и епископа прошав и иных, а не подкладоша ни за что же». О другом предмете: «Прашах и сего: аж девица лезет на девицу... И Аркадий молвяше: то есть как содомский грех». 239 Стихирарь Новгород. Софийск. б-ки на л. 99 приписка: «коньцяшася книги эта мес. сентября в 13 день на канон Воздвиженья, от мес. июня при епископе Аркадии и при тиюне Тупочеле». После того одним и тем же почерком написаны стихиры и канон св. кн. Борису и Глебу и канон апостолам Петру и Павлу. Содержание стихи­раря см. в: ИОРЯС. Т. VI. Начальных 8 тетрадей его недостает. Но другой стихирарь того же XII века, принадлежащий ныне академии наук, сохранился во всей полноте (Записки Императорской Академии Наук. Кн. 2). 241 Святцы: «св. Аркадий епископ преставился в л. 6671 мес. сент. в 18 день». В минее Макария память св. Аркадия, епископа Новгород. – под 18 сент. В Отенских святцах 1718 г. прибавлено: «положен бысть в Мартириевой паперти: повествует о нем в письменных четьих минеях, в соборе в той день», т. е. читают в соборе 18 сент. житие его по Четьям-Минеям Макария. Словарь святых: «память его празднуется в соборе февр. 10 и окт. 4 обще с другими угодниками». 245 Собр. л. под 6696 и 6697; Известия императорского Русского археологического общества. В 10 т. СПб., 1859–1884. Т. II (далее – Известия Археологического обще­ства. – Ред.). 246 Собр. л. 3, 17–21. 216. 217. 5, 168.169. Ркп. святцы. «Святой Григорий архиепи­скоп, брат Иоаннов, преставился 6700 месяца в день». Соловьев П. Описание новгород­ского Софийского собора. Здесь в надписи на гробнице день преставления – 24 мая. 248 Собр. л. III, 23. 24. 52. 217. IV, 18. 94. Макарий (Миролюбов) , архим. Археологи­ческое описание церковных древностей в Новгороде Ч. 1. Только напрасно о. Макарий из того, что новгородцы считали свт. Кирилла защитником своим от татар, выводит заключение, будто монастырь после 1239 т. был вновь перестроен. Иначе точно та­кое же заключение надлежало бы составить и о храме св. Софии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

186 Головнин Александр Васильевич (1821–1886), член Гос. Совета, член-учредитель и секретарь Императорского Русского географического общества (1845), камергер (1853); министр народного просвещения (25.12.1861–14.04.1866); председатель Палестинского Комитета (1862–1864). 187 В особом примечании следуют выписки из 2-го правила II Вселенского Собора, 20-го правила VI Вселенского Собора, 11-го правила Сардикийского Собора и др., которые мы сочли возможным опустить в настоящем издании. 188 Тезис о ненужности «построения нового благолепного храма» (т. е. Троицкого собора) является уникальным в известных нам документах Русского Иерусалима. К сожалению, нам не удалось установить автора «Записки». 189 Имеются в виду «Известия Русского Археологического Общества», научные труды РАО, выходившие в С.-Петербурге с 1859 по 1884 г. 190 Срезневский И.И. Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV в. СПб., 1860. Современное факсимильное издание памятника. 191 Поленов Дмитрий Васильевич (1806–1878) – историк, археолог и библиограф. Секретарь Русского Археологического Общества с 1854 г. Отец выдающегося русского художника В.Д. Поленова, который дважды посетил Иерусалим и создал ценные серии картин и эскизов Святой Земли. 192 Брюн де Сент-Ипполит (Brun de Saint Hippolyte) Варвара Алексеевна (ум. 1875) – общественный деятель, публицист. Дочь писателя А.Д. Копьева. Паломница в Иерусалиме в 1858–1859 и 1861–1862 гг. Первое паломничество продолжалось 10 месяцев, в том числе в дни Великого поста и Пасхи 1859 года. Во вторую поездку заручилась поддержкой Константинопольского посольства. Тем не менее, год спустя, по требованию Русской Духовной Миссии, Брюн была выслана из Иерусалима. Ей принадлежит одно из наиболее выразительных в русской литературе описание схождения Святого Огня в Великую субботу (текст включен в книгу: Нилус С.А. Святыня под спудом. СТСЛ. 1991. С. 242–251). 193 Игнатьев Николай Павлович (1832–1908), граф (1877) – государственный деятель, дипломат. Директор Азиатского департамента МИД (1861–1864). Посланник в Константинополе (1864–1867), посол (1867–1877). Подробнее о нем см. в томе 1 настоящего издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010