Печатается по машинописной копии из архива Е.В.Апушкиной. Полное название – «Записки-воспоминания о Батюшке отце Алексее Мечеве Пети Юргенсона». Автор – один из братьев, прислуживающих в алтаре, – Петр Борисович Юргенсон. 154 Митрополит Сергий (Ляпидевский, 1820–1898), Московский и Коломенский. Среди прочих автор труда «О поминовении усопших». 156 Никитский необщежительный женский монастырь – основан в 1582 г. дедом Царя Михаила Феодоровича боярином Никитою Романовым. В обители были: собор Великомученика Никиты с приделами Введения во храм Пресв.Богородицы и Свт.Николая; храм Вмч.Димитрия Солунского и храм Воскресения Словущего. Последняя церковь обители закрыта в 1929 г. В последующие годы монастырь был полностью разрушен. В диаконы Батюшку посвятили сразу после женитьбы, которая состоялась в 1884 г., и определили в храм Вмч.Георгия. 157 Заиконоспасский мужской монастырь – основан в 1600 г. Царем Борисом Годуновым. Нижний храм Нерукотворного образа Спаса, а верхний – во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В находившемся в этой обители Заиконоспасском духовном училище когда-то учился о. Алексий Мечев (см. прим.). К 1922 г. храм был захвачен обновленцами, а в июле 1929 г. окончательно закрыт. 160 Священник Константин Ровинский (†после ноября 1941) – принял священство по благословению Святителя Тихона и о. Алексия Мечева . Священник в храме при Иверской общине сестер милосердия (см.прим.8). Отец Сергий Сидоров вспоминал о нем как о «благодушном и глубоко верующем пастыре, бывшем губернаторе», а «ныне одном из самых светлых и добрых священников Москвы» (Записки священника Сергия Сидорова с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В.С.Бобринской. М. 1999. С.62). Автор книги «Беседы старого священника со своими духовными чадами о некоторых событиях и случаях, коим он сам был очевидцем, которые он сам испытал и о которых слышал от заслуживающих доверия лиц, близких ему по духу» (М. «Паломник». 1995). Книга включает в себя «Воспоминания об отце Алексии Мечеве » (с.196–212). После смерти о. Алексия был арестован в 1929 г. вместе с о. Сергием Мечевым .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

А. В. Маштафаров, Л. К. Масиель Санчес Памятники церковных древностей Монастырская ризница серьезно пострадала при пожаре 1737 г. и при французах в 1812 г. Сверка ризничного имущества, проведенная архим. Симеоном в 1813 г., свидетельствовала об утрате большого числа икон, драгоценных окладов и серебряных крестов. Среди сохранившихся к кон. XIX в. реликвий - сребровызолоченный крест с 420 частицами мощей святых, частица ризы Господней в серебряном медальоне, антиминс 1715 г., освященный Местоблюстителем Патриаршего престола Стефаном (Яворским), икона Успения Божией Матери, серебряный вызолоченный крест (с мощами неизв. святых) с надписью: «Лета 7198 марта в 30 день сий животворящий крест церкви великомученика Селунского Димитрия, что у Гостиного Двора на лавках, а сделан из церковного серебра, а то серебро снято с местной большой иконы Спаса Вседержителя». Библиотека З. м., описания к-рой сохранились за кон. XVII-XVIII в., существенно пострадала в 1812 г., из 202 книг 50 было утрачено. Среди них - Евангелие (М., 1628), Евангелие «выходу патриарха Иосифа» (М., 1644), «Библия на русском языке старопечатная в волынской земле в городе Остроге» (М., 1663), НЗ (СПб., 1767), издания богословских сочинений Симеона Полоцкого, а также рукописный синодик мон-ря. Все 6 напрестольных Евангелий были «передраны и серебро похищено неприятелем» (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 1. 334. Л. 10-12). После перевода академии в Троице-Сергиеву лавру архив и книжное собрание были перевезены в МДА. Особенности богослужения и праздники В воспоминание о возобновлении в 1742 г. сгоревшего храма ежегодно 15 июля совершалось торжественное богослужение. Указом Святейшего Синода от 20 сент. 1761 г. архимандритам З. м. дозволялось иметь мантию со скрижалями и посох с яблоками. Некрополь В нижнем храме собора погребен строитель иером. Симеон Полоцкий. Над гробом высечена эпитафия (из 12 статей по «2 вирши» каждая), написанная его преемником Сильвестром (Медведевым). Также в З. м. похоронены основатель академии, иером. Иоанникий Лихуд († 7 авг. 1717; надгробная надпись на греч. языке составлена его братом Софронием Лихудом), кн. Г. А. Святополк-Четвертинский († 1702), строитель и ректор академии игум. Палладий (Роговский), учитель философии В. Выговский († 1718). О материальном обеспечении

http://pravenc.ru/text/182479.html

В 1867 г. в связи с принятием новых уставов и штатов ДС и ДУ Перервинские приходское и уездное уч-ща были объединены в одно Перервинское ДУ, просуществовавшее до 1918 г. В преобразованном ДУ были созданы 5 основных классов и 1 подготовительный. Благодаря заботам митр. Иоанникия (Руднева) в 1890 г. Перервинское ДУ было расширено, в него перешли «приходящие воспитанники» Заиконоспасского ДУ. В 1901 г. в уч-ще в дополнение к существовавшим открылись 4 параллельных класса. После этого численность учеников достигла 320 чел. В 1910/11 г. в уч-ще было 323 ученика (11 приходящих, 140 - на полном епархиальном содержании, 70 - на половинном, 5 - на полных стипендиях, 8 - на половинных стипендиях, 6 - полных пансионеров, 83 - половинных пансионера). Среди воспитанников Перервинского ДУ - проф. А. П. Лебедев , духовный писатель прот. М. И. Хитров (1851-1899), архиеп. Никон (Рождественский) . Выпускниками Перервинского ДУ в кон. XIX - нач. XX в. были митр. Киевский Иоанн (Соколов) , профессор литургики МДА А. И. Георгиевский (1904-1984), священноисповедники и священномученики: протоиереи Петр Любимов , Василий Смоленский , Павел Смирнов , Николай Архангельский , Иоанн Виноградов , Петр Пушкинский , священники Алексий Веселовский , Алексий Скворцов, Парфений Грузинов , Алексий Лебедев, Петр Голубев , Алексий Протопопов, Иоанн Орлов , Сергий Фелицын , Петр Косминков , Владимир Красновский , Павел Успенский , Феодор Грудаков , Сергий Воскресенский , Иоанн Косинский , Александр Крутицкий , диаконы Павел Любимов , Симеон Кречков , псаломщик Сергий Архангельский . 25 нояб. 1884 г. по благословению митр. Иоанникия (Руднева) в П. Н. м. открылись религиозно-нравственные чтения. В соответствии с решением Синода от 15 июля 1906 г. при П. Н. м. было создано уч-ще для глухонемых мальчиков, на содержание которого обитель выделила 400 тыс. р. Торжественное открытие училища состоялось 31 окт. того же года. Обучение продолжалось 6 лет, программа включала Закон Божий, рус. язык, краткие сведения из географии, истории и естествознания, арифметику, чистописание, рисование, черчение и нек-рые ремесла. Содержалось уч-ще за счет П. Н. м., благотворителей и платы нек-рых состоятельных учеников. Под разными названиями уч-ще просуществовало до 2000 г. Архив

http://pravenc.ru/text/2579990.html

В часовне святителя Николая Чудотворца (1646) находилась привезенная с Афона икона свт. Николая «греческого письма», богато украшенная драгоценными камнями и жемчугом, в позолоченной ризе. В XIX в. историк И. М. Снегирёв писал: «Набожные люди не проходят часовни Греческого монастыря, чтобы не зайти в нее помолиться Чудотворному образу святителя Николая. Эта молитвенная храмина напоминает нам старинный обычай никольских уличан ежедневно брать из нее огонь в сумерки, которым зажигали свечи и ночники в своих домах. Такой обычай сохранялся там до царствования Екатерины II». В кон. XIX в. часовня с иконой свт. Николая находилась слева от ворот на нижнем этаже 2-этажного дома, и над ней был надстроен ярус колокольни (XVIII в.). Когда на рубеже XIX и XX вв. строения и колокольня на Никольской ул. были разобраны, часовню перенесли в помещение верхнего этажа под звонницей нового монастырского корпуса. Сохранилось крыльцо часовни с Никольской ул., оформленное в рус. стиле, с витыми колоннами. В 2000-х гг. часовня свт. Николая восстановлена на старом месте. В 2017 г. получено благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на преобразование часовни на подворье Заиконоспасского мон-ря в домовый монастырский храм свт. Николая. Настоятели Известны имена только 11 игуменов обители сер. XV - сер. XVII в. Первым в документах 14 мая 1453 г. упоминается игум. Константин (Кассиан). С 50-х гг. XVII в. мон-рь поступил под управление архимандритов, к-рых избирали из братии афонского Иверского мон-ря, утверждали К-польские патриархи. В описании обители 1900 г. приводятся краткие сведения о 32 архимандритах, направленных из Иверского мон-ря (см. также: Список настоятелей Моск. Николаевского греч. мон-ря со времени передачи его во владение Афонского Иверского: (Пер. с греч.)//ЧОИДР. 1884. Кн. 4. Отд. 1. С. 20-24; Шахова. 2015. С. 346; Тимошина. 2015. С. 102-103). Известен настоятель (1655-1661) архим. Дионисий, «валах» (впосл. митрополит Угро-Влахийский). Архим. Герасим (Папазафиропуло), при к-ром в М. Г. м. проводились значительные перестройки, известен и тем, что в период русско-тур. войны (1877-1878) оказывал большую помощь русской армии, доставляя ей в течение 5 месяцев провиант и фураж. Богослужения

http://pravenc.ru/text/2564226.html

Во 2-й пол. XVII в. насельникам З. м. выдавались годовая руга и «молебенные» деньги: строителю - 2 р. 8 алтын, ржи и овса по 2 четв. «с осминою без четверика»; старцам - по 9 алтын, ржи и овса по четверти «без четверика»; диакону - 1 р. 24 алтына, ржи и овса по 2 четв. На просвиры З. м. получал 2 четв. ржи «без полуосмины». До 1713 г. руга поступала из приказа Большого дворца. С 1713 по 1723 г., несмотря на неоднократные челобитные архимандрита и указы царя Петра I, хлебное и денежное жалованье из Московской губ. канцелярии не выдавалось. Мон-рь существовал за счет оплаты треб во Владимирской ц. и продажи привесов (золотых монет и ювелирных изделий) к Владимирской иконе Божией Матери. В З. м. также поступала плата с дворов, построенных тяглецами на монастырской земле (впервые известны по Росписному списку г. Москвы 1638 г.; см.: Тр. Московского отдела Имп. Русского военно-ист. об-ва. М., 1911. Т. 1. С. 17). Казна З. м. пополнялась и за счет денежных пожертвований и вкладов. Так, в 1728 г. адмирал Ф. М. Апраксин пожертвовал на содержание академии 100 р. и подал Синоду прошение о целесообразности перевода в З. м. семинарии из Перервинского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . С 1728 г. до нач. XX в. в пользу З. м. поступали доходы от арендаторов лавок, находившихся в монастырских зданиях на Никольской ул. 17 июля 1742 г. по распоряжению имп. Елизаветы Петровны братии было выдано единовременное жалованье 500 р. После учреждения штатов 1764 г. во 2-й пол. XVIII-XIX в. характер материального обеспечения изменился. Кроме традиц. неокладных доходов, поступавших из Владимирской ц., арендной платы и пожертвований мон-рю выдавалась штатная сумма из Коллегии экономии, к-рая в 1765 г. составляла 1311 р. 90 к. в год. С того же времени у З. м. появляются земельные владения в Московском у.: при с. Кузьминки (Влахернское) участок, в составе к-рого земли 872 саж., под прудом и рекой - 613 саж., мельница на р. Голедянке «о трех поставах»; луг (8 дес.) при дер. Шелепихе (РГАДА. Ф. 1189. Оп. 2. 492. Л. 1-2).

http://pravenc.ru/text/182479.html

к сев. от Луцка. Делается известным с ст. и от него осталось рукописное Евангелие этого времени, хранящееся в Москов. Румянц. музее. В 1566 г. в монастыре был игуменом Богдан Шишка. “Акты Зап. Р.”, I, 34 (Опись 1429 г. Луцкого Красн. м-ря), 84 (Отказн. записи 1483 и 86 г. Кирдеевичей), 96 (Отказ. гр. 1489–92 г. Пинск. кн. Мих. Константинов. на десятину); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 173; Батюшков, “Волынь”, 62, 63, 129 (страница из рукопис. евангелия XIV ст.), объясн. к рисунк., 63 (опис. евангелия); “Архив юго-зап. России”, ч, 1, т. VI, 55, XXV (жалоба 1566 г. игум. м-ря на пана Петра Немецкого о нанесенных обидах), 56, XXVI (жалоба 1566 г. пана Петра Либицкого на игумена м-ря об обидах). 2076 . Спасский – Преображенский Верхний или Вышний, муж­ской, ныне церковь Спасо-Преображения в гор. Вязьме, Смоленской губ. Суще­ствовал еще до литовского владычества, т. е. до 1404 г., был богат золотыми и серебряными иконами, но в начале XVII ст., по описи кн. Волконского, мона­стыря уже не было, а оставалась лишь ружная церковь . В 1594 г. в монастыре был игумен Иаков, при котором имел во владении в Пригордском стане пустошь Луг Ильинский на Прудищах. “Ист.-стат. опис. Смолен. епар.”, 304, 322; “Памят. кн. Смолен. губ.”, 1860 г., 33; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 744; “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1838 г., 288 (обозр. гор. Вязьмы; цер­ковь). 2079 . Спасский Старый на Пе­сках, мужской, совсем уничтожен­ный, в Москве, но место его нахождения остается неизвестным и приурочивание монастыря к Заиконоспасскому совсем неудачно, как сделано это в “Чтении Общ. ист. и древн.”, так как Заиконоспасский монастырь новейшего происхо­ждения, а Спасский Старый существовал еще прежде Спаса на Бору, Новоспас­ского и Спаса в Чигасах, чтó доказы­вается летописями и друг. обстоятель­ствами. В Софийской (V, 215) и Воскре­сенской (VII, 197) летоп. по поводу перевезения тела св. кн. Михаила Яросл. из Орды в 1319 г. в Тверь значится: «довесшим Москвы положиша и в церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 505-506; Травин В. Описание моск. Николаевского греч. мон-ря. М., 1876; Леонид (Кавелин), архим. Ист. заметки о моск. мон-рях: Спаса Старого (ныне Заиконоспасского) и Николы Чудотворца Старого (ныне Никольского Греческого) в связи с летописью моск. пожаров с XIV по XVIII ст.//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Смесь. С. 98-109; Каптерев Н. Ф. Рус. благотворительность монастырям Св. Горы Афонской в XVI-XVIII ст.//ЧОЛДП. 1882. Май. С. 445-461; он же. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142; Царский, патриарший, ставропигиальный Пречестный и священный мон-рь Иверской Богоматери-Портаитиссы, на Св. горе Афонской и зависимый от него моск. Николаевский греческий мон-рь: Сказание об иконе Божией Матери Иверской-Портаитиссы. М., 1894; Гавриил, архим. Моск. Николаевский греч. 2-кл. мон-рь, зависимый от Афонского ставропигиального Патриаршего и царского Портаитского Иверского мон-ря. М., 1900; Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 6-7; Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев//ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. [Вып. 1]. С. 286-317; Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992; Сорок сороков. 1992. Т. 1: Кремль и мон-ри; Жилякова А. В. Местопребывание греков в Москве во 2-й пол. XVII в.//УЗ РПУ. 2000. Вып. 5. С. 159-174; Кусов В. С. Земли Московской губ. в XVIII в. М., 2004. Т. 1. С. 152; Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1; Фонкич Б. Л. Чудотворные реликвии Христ. Востока в Москве в сер. XVII в.: Икона Иверской Богоматери. М., 2004; Шахова А. Д. Никольский греч. мон-рь в Москве в XVII-XVIII вв.//3-и чт. пам. проф. Н. Ф. Каптерева (Москва, 26-27 окт. 2005 г.): Мат-лы. М., 2005. С. 96-100; она же. Никольский греч. мон-рь в Москве в XVII - 1-й пол. XVIII вв.//РиХВ. 2015. Вып. 4/5. С. 334-349; Романюк С. К. Москва, Китай-город: Путев. М., 2007; Ченцова В. Г. Икона Иверской Богоматери: (Очерки истории отношений Греческой Церкви с Россией в сер. XVII в. по док-там РГАДА). М., 2010. С. 246-247; Тимошина Л. А. Моск. Никольский («Большая глава») мон-рь во 2-й пол. XVII в.: Взгляд изнутри//Каптеревские чт. М., 2015. Вып. 13. С. 89-125.

http://pravenc.ru/text/2564226.html

Первоначально мон-рем управляли игумены с келарем, казначеем и собором старцев, однако в кон. XVII в. соборные старцы не упоминаются, а с 1760 г. упразднена должность келаря. Из настоятелей наибольший вклад в строительство обители внесли игумены Герасим (1631-1649) и Арсений (1666-1682). При освящении в 1684 г. нового соборного храма патриарх Московский и всея Руси Иоаким возвел игум. Евфимия (1682-1697) в сан архимандрита и даровал обители архимандритию. В сер. XVIII в., при настоятелях архим. Николае (1738-1741, 1741-1768) и архиеп. Иосифе (Квабулидзе; 1741), при обители сформировалась груз. община. После реформы 1764 г. мон-рь как принадлежащий к 3-му классу был лишен архимандритии. Игуменами чаще всего назначались префекты и ректоры московских духовных школ, в т. ч. проповедник Славяно-греко-латинской академии Макарий (Сусальников; 1779-1782), префект академии Иннокентий (Полянский; 1782-1783), префект Перервинской ДС Ириней (Клементьевский ; 1783-1784), префекты академии Моисей (Гумилевский; 1784-1788) и Геннадий (Шумов; 1808-1810). Префект Перервинской ДС Иннокентий (Смирнов) , возглавлявший мон-рь в 1810-1812 гг., был возведен в сан архимандрита в 1812 г., после назначения бакалавром в СПбДА по кафедре церковной истории, для «вящшаго поощрения его к усердному продолжению служения». За исключением инспектора МДС игум. Феоктиста (Орловского; 1817), с этого времени настоятелями были архимандриты: префект МДА Парфений (Чертков ; 1813-1814), ректор Вифанской ДС и Московского уездного ДУ Неофит (Докучаев-Платонов ; 1814-1816), ректор Заиконоспасского ДУ Аполлос (Алексеевский; 1816-1817), инспектор МДА Евлампий (Пятницкий ; 1830-1831), инспектор МДА Платон (Казанский; 1831-1833), ректор Вифанской ДС, позже МДС Леонид (Краснопевков ; 1850-1854), ректор Вифанской ДС, позже Московской ДС Игнатий (Рождественский ; 1859-1863), инспектор, впосл. ректор Вифанской ДС и МДС Сергий (Спасский; 1863-1872); инспектор Вифанской ДС Кирилл (Орлов; 1872-1880). Со 2-й пол. XIX в. из числа настоятелей часто избирались викарные епископы, в т. ч. архим. Кирилл (Орлов) и Макарий (Троицкий) были хиротонисаны в викарии Воронежской епархии, архим. Модест (Никитин) - в викарии Московской епархии. Среди настоятелей были переводчик игум. Софроний (Младенович; 1770-1776), переводчик архим. Гавриил (Альбицкий-Игнатьев; 1821-1825), духовный писатель и проповедник архим. Митрофан (Воронцов; 1839-1845), христ. философ архим. Серапион (Машкин; 1897-1900).

http://pravenc.ru/text/2564206.html

приходилось 103 общины вместе с заштатными монастырями. Общины эти, состоящие из сестер, исполняющих монашеские правила, но без пострижения, вроде монастырских послушниц и белиц, стали образовываться с издания штатов 1764 года, первоначально из тех послушниц и белиц, которые оставались на произвол судьбы после закрытия не вошедших в штаты женских обителей и после перевода их монахинь в штатные монастыри. Эти белицы или оставались жить на прежнем месте, или селились при разных церквах, содержась милостыней от окрестных жителей, которым с своей стороны служили уходом за больными, обучением детей, добрым советом, всем, чем умели. По примеру этих общин в разных местах стали возникать другие с целью давать приют женщинам, посвящающим себя Богу без пострижения, для служения ближним при общинных больницах, богадельнях, приютах, училищах и проч. Многие общины сделались потом настоящими женскими монастырями. Из 127 общин, возникших до 1890 года, до 78 преобразовано в общежительные обители, но число их постоянно возрастало и возрастает. Некоторые из них, образовавшиеся в раскольнических местностях или среди инородцев и иноверцев западного края, имеют особенно важное значение, будучи благотворными источниками просветительного и нравственного влияния на обширные круги. В 1881 г. правительство предоставило открытие новых обителей и общин на разрешение одного Св. Синода, если при этом нет надобности в назначении казенных окладов. К 1893 года всех обителей состояло 742 (507 муж. и 235 женск.) с 15000 монашествующих и 28000 послушников и послушниц. Многолюднейшими обителями являются женские; на один мужской монастырь средним счетом приходится до 14 монахов и 11 послушников, тогда как на женский до 30 монахинь и 90 послушниц. Из всех монастырей 4 носят название лавр: петербургский Александро-Невский, киевский Печерский, Троицкий Сергиев и Успенский Почаевский. Семь монастырей, состоявших в непосредственном ведомстве Св. Синода, называются ставропигиальными: Новоспасский, Симонов, Донской и Заиконоспасский в Москве, Воскресенский (Нов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Реставрационные работы в кон. 50-60-х гг. XX в. под рук. архит. Д. Н. Кульчинского позволили возвратить монастырскому храму 1-й пол. XVIII в. первоначальный облик, в частности, были восстановлены люкарны и декоративные парапеты, на 3-м и 4-м ярусах поставлена декоративная ограда. В помещении собора располагалась дирекция Московского обл. драматического театра. В период подготовки реставрации зданий в 70-80-х гг. XX в. обнаружились дополнительные сведения по истории учительского корпуса (братских келий) 1686, 1886 гг., корпуса уч-ща 1822-1826 гг., учебного и ректорского корпуса XVII в. После реставрации предполагалось устроить в них музей. К 2008 г. сохранились Спасский собор, здание Заиконоспасского ДУ и др. корпуса. Большую часть бывш. монастырских помещений занимают Российский гос. гуманитарный ун-т и др. учреждения. В 1992 г. Спасский собор возвращен РПЦ, имеет статус Патриаршего подворья, в нем совершаются богослужения. Постановлением правительства Москвы от 14 нояб. 2004 г. в безвозмездное пользование общине Спасского храма передано неск. помещений по ул. Никольской. Арх.: РГАДА. Ф. 1189. Заиконоспасский московский муж. мон-рь; Ф. 192. Оп. 1. Московская губ. 204-209. Ист.: Дамаскин [Семёнов-Руднев], еп. Надписи, находящияся Заиконоспасскаго училищнаго в Москве мон-ря//ДРВ. 1791. Ч. 18. С. 198-201; Григорий [Воинов-Борзецовский], архим. О переводе Московской духовной семинарии из Перервы в Заиконоспасский мон-рь//ЧОИДР. 1873. Кн. 4. Смесь. С. 239-245. Лит.: Снегирёв И. М. Памятники московской древности. СПб., 1842. С. 102. Л. XXIV-XXV; Леонид [Кавелин], архим. Исторические заметки о московских мон-рях Спаса Старого (ныне Заиконоспасского) и Николы Чудотворца Ст. (ныне Никольского Греческого) в связи с летописью московских пожаров с XIV по XVIII ст.//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Смесь. С. 98-109; Ковалёв А. Ист. описание ставропигиального 2-кл. Заиконоспасского мон-ря в Москве на Никольской ул. М., 1887; В. Заиконоспасский мон-рь [в Москве]//Нива. 1893. 8. С. 177, 188-190; Денисов Л.

http://pravenc.ru/text/182479.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010