В 1784 г. на зап. части двора было построено 2-этажное здание бурсы (разобрано в 1895). С Никольской ул. в мон-рь вели св. ворота с флигелями по обеим сторонам; через них попадали на площадку перед юж. входом в храм, а также в крытую галерею верхнего храма. В 1743 г. ворота были перестроены и увенчаны колокольней. Западнее находились школьные ворота, ведшие в монастырский двор, вдоль юж. стороны к-рого тянулось одноэтажное здание иконного ряда. Право на владение зданием было дано мон-рю по указу царя Петра I от 12 февр. 1718 г., подтвержденному жалованной грамотой имп. Петра II от 9 окт. 1728 г. В 1753 г. по приказу имп. Елизаветы ряд был снесен «ради того, чтобы улица не тесна была»; вместо него было велено выстроить 2 каменные палаты, соразмерные с боковыми флигелями св. ворот. В 1781 г. после разборки обветшавшей ограды между колокольней и Греческим мон-рем в З. м. был построен 2-этажный корпус. В фундаменте этого корпуса были проложены белокаменные трубы для стока воды с Никольской ул. через территорию обители в Неглинку. На нижнем этаже корпуса находились конюшня и каретный сарай, на 2-м этаже - 2 кельи с сенями (РГАДА. Ф. 280. Оп. 17. 89. Л. 1-14). На рубеже XIX и XX вв. по новой красной линии Никольской ул. было построено 2 монументальных дома, сохранившиеся до наст. времени. К западу от школьных ворот возведен Торговый дом (1899-1901, архит. М. Т. Преображенский) в рус. стиле, декором и высокими кровлями схожий с расположенным на противоположной стороне улицы зданием Верхних торговых рядов (1890-1893, архит. А. Н. Померанцев). Восточнее в том же стиле, но в варианте, имитирующем нарышкинские формы, построили доходный дом монастыря (1900, архит. З. И. Иванов); над встроенным в центральную часть фасада проемом св. ворот (ныне заложен) была возведена колокольня (верх разобран в 1924), к-рая копировала завершение колокольни московского храма Успения на Покровке (1696-1699; не сохр.). Дома полностью отделили обитель от улицы и значительно уменьшили пространство двора.

http://pravenc.ru/text/182479.html

В 1892-1895 гг. в связи с расширением Никольской ул. территория, занимаемая М. Г. м., сократилась, и в кон. XIX в. он наряду с Заиконоспасским мон-рем стал самым маленьким по площади среди московских обителей. На рубеже XIX и ХХ вв., при деятельном архим. Герасиме (Папазафиропуло), в М. Г. м. разобрали все строения, стоявшие по периметру двора и выходившие на Никольскую ул., включая колокольню. В 1895-1901 гг. было сооружено огромное, увенчанное колоколенкой 3-этажное здание (по проекту архитекторов Г. А. Кайзера, К. Ф. Буссе) в русско-визант. стиле, в к-ром устроили часовню; часть помещений сдавали в аренду под торговые заведения (Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 гг.): Иллюстр. биогр. слов. М., 1998. С. 43, 123). У китайгородской стены архит. Буссе был сооружен 3-этажный келейный корпус. К 1907 г. в М. Г. м. проживали архимандрит, 2 иеромонаха, иеродиакон, монах и послушник. В нач. 20-х гг. XX в. мон-рь был закрыт, все жилые и хозяйственные помещения заняты учреждениями и приспособлены под коммунальное жилье. Монастырский собор был действующим до 1932 г., служба в нем совершалась на греч. языке. Храм был закрыт по постановлению Моссовета в ответ на инициативу об-ва «Знания - массам», в 1934-1935 гг. разрушен. Приходская община перешла в храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, ранее принадлежавший К-польскому подворью. Ансамбль обители (каре зданий) уцелел и используется под офисы, магазины, учебные заведения. Через ранее закрытый монастырский двор в 20-30-х гг. XX в. был прорублен проход с Театральной пл. на ул. Никольскую. В 2004 г. приходу возрождавшегося Заиконоспасского мон-ря передали несколько помещений в бывшем монастырском корпусе по ул. Никольской. На сохранившейся звоннице корпуса установлен 8-конечный крест, в 2015 г. в этом здании открыто Подворье Заиконоспасского мон-ря в Китай-городе. Храмы и святыни Во время пожара 19 мая 1564 г. в М. Г. м. сгорели 2 деревянные церкви и 8 келий (РИБ. Т. 3. С. 224). Вскоре мон-рь был восстановлен, и к сер. 30-х гг. XVII в. каменный храм свт. Николая Чудотворца имел придел во имя святых Гурия, Самона и Авива. В книгах выдачи ладана из государевой казны мон-рь «Николы Старого что позади Иконного ряду» упомянут под 7128 г. дважды: в дек. (1619) и в авг. (1620) ( Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям Ладанных книг: (Опыт справ.-указ.)//Сакральная топография средневек. города/Ред.-сост.: А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. М., 1998. С. 159). Во 2-й пол. XVII в. в М. Г. м. находились также храм равноапостольных Константина и Елены и часовня свт. Николая Чудотворца. К 1661 г. мон-рь расширил свои владения за счет участка земли Заиконоспасского мон-ря, «что взята у них после пожару» и где были построены каменные кельи. Также для хозяйственных нужд и в качестве келий использовались 14 «печур» в каменной стене Китай-города. Собор святителя Николая Чудотворца

http://pravenc.ru/text/2564226.html

м. проживали игумен, иеромонах, 6 монахов и служка, в 1664 г. в штате Д. м. находились священник, уставщик-подкеларник, 2 дьяка, пономарь, 2 работника и служка, в 1730 г.- 70 монашествующих; в 1735 г. было 63 насельника. С кон. XVIII в. в Д. м. направляли московских клириков для исправления или «в надежде пострига». Случалось, количество бельцов составляло треть или более всей братии. В 1774 г. в Д. м. проживало 9 иноков и 8 белых священников, хотя должно было находиться, по штатам, 33 чел. (РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 2. Л. 6-6 об., 1774 г.). Эта ситуация неблагополучно сказывалась на внутренней жизни обители. Так, свящ. Тимофей Иванов 5 недель Великого поста 1778 г. пьянствовал, а все попытки вразумить его оказались безуспешными. Неск. годами ранее овдовевший псаломщик Иван Алексеев, решив принять постриг в Д. м., также впал в этот грех. Не помогло ни заключение, ни оковы, и в 1779 г. он был изгнан из Д. м. (РГАДА. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 428, 1779 г.). Согласно перечню блюд, в 1758 г. в мон-ре почти ежедневно каждому насельнику во время трапезы выдавалось по рюмке водки, стакану меду и ушату пива. Если не было водки, то ее заменяла сивуха (РГАДА. Ф. 421. Оп. 1. Д. 4213). В кон. XIX - нач. ХХ в. в Д. м. проживало от 30 до 40 чел., в 1914 г.- 20 иеромонахов, 13 иеродиаконов, 3 инока и 4 послушника (ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7211), а также управляющий мон-рем в сане епископа и его наместник в сане архимандрита. В 1898-1918 гг. в мон-ре на покое пребывали еп. Антоний (Флоренсов) , выдающийся духовник, окормлявший мн. представителей рус. интеллигенции, архиеп. Донской Афанасий (Пархомович) и еп. Архангельский Иоанникий (Казанский) . Духовное просвещение, социальное служение В 1737 г., после того как в Заиконоспасском мон-ре сгорело здание Славяно-латинской академии, ее предполагалось перевести в стены Д. м., однако в обители не оказалось свободных помещений, да и кельи были признаны ветхими и небезопасными для новых обитателей. С 1799 по 1827 г. в Д. м. размещался Духовно-цензурный комитет.

http://pravenc.ru/text/178962.html

обителью управлял уволенный на покой еп. Арсений (Могилянский). На покое в Н.-С. м. в 1757-1758 гг. жил отрешенный еп. Костромской и Галичский (1753-1757) Геннадий (Андреевский), в 1761-1762 гг.- еп. Ираклий (Комаровский). В 1799 г. настоятелем был Феофан (Шиянов-Чернявский), буд. викарный епископ Чигиринский (1800-1807), а затем епископ Полтавский и Переяславский (1807-1812). Архим. Иероним (Яновский), возглавлявший обитель в 1800-1814 гг., составил 1-е краткое описание Н.-С. м., к-рое было опубликовано в сб. «История Российской иерархии» (СПб., 1807. Ч. 5. С. 337-339). В 1813 г. в Н.-С. м. был сослан на постоянное жительство лишенный сана мон. Варлаам (Шишацкий). Архимандриты Геннадий (Баранович; 1825-1845), Афанасий (1846-1848), Никанор (Пылаев; 1848-1855) и Венедикт (Курковский; 1855-1861) много сделали для обновления, в т. ч. украшения зданий мон-ря: была перестроена кладбищенская ц. во имя Св. Троицы, обновлены братские кельи и настоятельские покои, проведен ремонт Преображенского собора и обновлена ц. во имя св. Илии Пророка. Собранные архим. Венедиктом материалы для развернутого описания обители были обобщены и опубликованы архиеп. Филаретом (Гумилевским) в периодическом издании (Описание Новгородсеверского Спасопреображенского 1-кл. муж. мон-ря//Черниговские ЕВ. 1861. Приб. 1. С. 32-56; 2. C. 84-109; 3. С. 157-174; 5. С. 239-279), а позднее в кн. «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». В 1861-1866 гг. обитель возглавлял Вассиан (Чудновский), в 1867-1874 гг.- архим. Анатолий (Станкевич; впосл. викарный епископ Балтский (1886-1887), Острогожский (1887-1890) и Уманский (1890-1892), епископ Калужский и Боровский (1892-1894), настоятель Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского мужского монастыря (1894-1898)). В 1871-1873 гг. на покое в Н.-С. м. проживал архиеп. Варлаам (Денисов). Преемником архим. Анатолия (Станкевича) стал известный духовный писатель Фотий (Щиревский; 1874-1877). Среди последующих настоятелей - Леонид (Скобеев; 1906-1909), Мелхиседек (Паевский; 1909-1910), архим.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

Описание, в к-ром указаны размеры участка и ориентировочная топография построек З. м., содержится в переписи дворов Китай-города после пожара Москвы 1626 г. Согласно переписи, мон-рь располагался вдоль Никольской ул., занимал 14 саж., в глубину, к Китайгородской стене,- 16 саж.; деревянная монастырская церковь выступала на линию улицы, и в 8 саж. от нее во дворе находилась каменная церковь длиной 6 саж. К востоку от З. м. указана Никольская обитель. Оба монастыря разделяют деревянные кельи, отстоящие от алтаря каменного храма на 1,5 саж. Земля к западу от З. м. принадлежала Земскому двору. В 1626 г. ее арендовали частные лица. Ближайший к мон-рю двор отделялся от улицы 9 торговыми лавками Иконного ряда. Т. о., в нач. XVII в. мон-рь был небольшим и, по-видимому, его формирование только начиналось. К сер. XVII в. здесь существовало здание школы «для грамматического учения», а в 1665 г. для школы Симеона Полоцкого строились особые деревянные хоромы (РИБ. Т. 23. Дела Тайного приказа. Стб. 638, 649). В 1681 г. «на устройство... академии» предполагалось прибавить «земли подле того монастыря к Неглинным вратам в длину на 18 саженей, поперек на 15 саженей» (РГАДА. Ф. 18. 85. Л. 507). В 1685 г. на участке земель Земского двора, примыкавшем к мон-рю с запада и отданном ему Петром I, построили грандиозный 3-этажный каменный коллегиум (академический корпус) с галереями и квадратной лестничной башней у юго-зап. угла, увенчанной восьмериком. Дипломат де ла Невилль в «Записках о Московии» 1689 г. назвал здание «огромным и прекрасным». В 1819 г. архитекторы М. Ф. Казаков [Л. К. Карлони?] и О. И. Бове предложили разобрать здание. Новый 3-этажный училищный корпус был построен в 1821-1822 гг. в стиле ампир по проекту Бове (иногда ошибочно приписывается архит. В. Яковлеву); были использованы старые фундаменты, но здание значительно расширилось в сторону стены Китай-города. К северу от храма в одну линию с коллегиумом стоял 2-этажный братский корпус. Это сложное здание было построено на рубеже XVII и XVIII вв. (традиционно датируется 1686; известен документ 1702 г. о выдаче денег бывш. Рязанскому митр. Авраамию за строительство каменных и деревянных келий). Нижний этаж предназначался для хозяйственных нужд, наверху располагались жилые комнаты. По указу Петра I в 1718 г. в сев. линию зданий были встроены 2-этажные учительские кельи, напоминавшие братский корпус (вместе с к-рым их называли учительским корпусом): подрядный договор на их строительство «по первому чертежу, который учинен Иваном Зарудневым» был заключен в 1720 г. (Словарь архитекторов. 2008. С. 499). В 1729 г. вдоль юж. стены возвели галерею, зрительно объединившую учительские кельи и коллегиум. Сохранился Учительский корпус: западная часть (кельи) была перестроена на рубеже XVIII и XIX вв., большая восточная - в 1886 г. в формах рус. стиля (архит. Н. А. Шер) с надстройкой 3-го этажа.

http://pravenc.ru/text/182479.html

— Возвращаясь к началу нашего разговора, хочу спросить Вас, батюшка, вот о чем. Многие из духовных чад отца Петра говорят, что после его кончины они осиротели. А Вы что чувствуете, оставшись без духовного наставника? — Мне вспоминается один момент из жития преподобного Паисия Святогорца. В монастыре, где будущий святой подвизался в качестве послушника, ему встретился инок с хорошим, правильным устроением души. Как мы говорим — раб Божий. Отцу Паисию не нужно было читать духовные книги, что-то доказывать окружающим, что-то им объяснять по вопросам веры. Просто видя этого инока, без слов становилось ясно: так надо жить. Глядя на нашего отца Петра, тоже было ясно, как надо жить. Батюшка, будучи уже преклонного возраста, с немощами и болезнями, до конца своих дней везде ездил, ездил. Он не оставлял без отеческого попечения сестер в селе Шостье на Рязанщине и в селе Акатово в Подмосковье, где Патриаршие подворья были преобразованы в ставропигиальные монастыри. Он продолжал созидать мужской монастырь и собирать монашескую общину в центре Москвы. Нужно быть безмерно благодарным Господу, что нам, когда-то молодым, ищущим Бога, батюшка старался дать образ внешнего монашества, параллельно наполняя его содержанием. Что он помогал нам постичь глубочайший смысл слов святых отцов: «Дай кровь и приими Дух». С этими мыслями я сегодня живу, в какой-то степени заняв батюшкино место: несу послушание исполняющего обязанности наместника Заиконоспасского монастыря, ставшего нашей духовной родиной. Беседовала Нина Ставицкая Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru за темою Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Стаття] ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до з ключовими словами життя   ihmepb " ю «Исследуйте Писания».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5329245...

Обитель едва не прекратила свое существование в древности, судя по историческим документам, некогда здесь не оставалось и десятка насельников. Причина этому остается загадкой, возможно монастырь попал в немилость к Ивану Грозному. Но в середине XVII века на монастырь обратил внимание царь Алексей Михайлович. Здесь начали возводить каменные здания, в том числе, храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Здесь же оказался привезенный с Афона список Иверской иконы Божией Матери. Считается, что в Николо-Перервинском монастыре останавливалась сама императрица Екатерина II. Существует и легенда о подземном ходе, который якобы связывает монастырь с Церковью Казанской Божией Матери в усадьбе Коломенское. Адрес монастыря: ул. Шоссейная, д.82 Телефон монастыря: +7 (495) 354-49-65 Сретенский монастырь Сретенский монастырь считается самой маленькой, но одновременно и самой известной обителью столицы. Его основали на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Угодьями, на территории которых возник монастырь, владел боярин Семен Кучка. Именно поэтому их называли Кучковым полем. Кучково поле было местом сбора горожан. Именно здесь зачитывали указы, правили суд. Когда Тамерлан вторгся в Рязанские земли, на Кучковом поле в очередной раз собрался весь город. Предание рассказывает, что после встречи Владимирской иконы Божией Матери, Богородица явилась Тамерлану во сне и приказала оставить эти земли. Тамерлан в ужасе бежал. С той поры известна история Сретенского монастыря. Но Сретенский монастырь – не только уникальный памятник истории. Он известен своим хором, который прославляет Русскую Православную Церковь в России и за рубежом. Адрес монастыря: Москва, ул. Б. Лубянка, 19 Заиконоспасский монастырь Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь расположен на Никольской улице. Это – одно из самых любимых мест для прогулок туристов, идущих на Красную Площадь. На одной из центральных пешеходных улиц города расположены не только красивые витрины магазинов, но и колокольня, созывающая на службу в древнюю обитель. Первоначально монастырь назывался «Спасом старым». Про «Спас старый» говорили, что это – «учительский монастырь». Он был основан во времена правления Бориса Годунова. А «Заиконоспасским» монастырь стал, потому что находился за иконным рядом.

http://pravmir.ru/monastyri-moskvy/

митрополитом Московским Платоном — 216 Воздвиженский монастырь в Москве — Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня монастырь; основан в Белом городе (на Воздвиженке) в 1440 г. боярином Ховриным, перестроен в 1547 г.; был упразднен после пожара 1812 г. и обращен в приходскую церковь — 258 Вознесенский женский монастырь в Москве — основан в 1387 г. княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского; современный адрес: Спасская улица; разрушен в 1929 г. — 277, 287 Воскресенский первоклассный женский монастырь (Новодевичий) в Петербурге — основан императрицей Елизаветой в 1748 г.; современный адрес: Московский проспект, 100 — 82, 83, 90, 91, 99, 108, 120, 132, 134, 142, 165, 169, 171, 175, 186, 217, 220, 224, 243, 266, 319 Высокопетровский мужской монастырь в Москве — основан не позже 1330–х гг. при жизни митрополита Петра; современный адрес: Петровка, 28; закрыт в 1917 г. — 286 Данилов мужской монастырь — основан не позже 1282 г. святителем Даниилом, князем Московским; современный адрес: Даниловский вал, 22; закрыт в 1930 г. — 288 Донской мужской монастырь — основан в 1593 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия Крымского хана; современный адрес; Донская площадь, 1; закрыт в 1924 г. — 289 Заиконоспасский мужской монастырь в Москве — основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым; современный адрес: Никольская улица, 1; закрыт в 1929 г. — 278 Зачатьевский женский монастырь в Москве — основан в 1584 г. царем Федором Иоановичем; современный адрес: 2–ой Зачатьевский переулок, 2; закрыт в 1924 г. — 290 Златоустовский мужской монастырь в Москве — основан в начале XV в.; современный адрес: Малый комсомольский переулок, 5; разрушен в 1933 г. — 273, 274 Знаменский монастырь в Москве — монастырь Знамения Пресвятой Богородицы в Зарядье; основан царем Михаилом Федоровичем в 1630 г. — 286 Ивановский женский монастырь в Москве — основан в XVI в.; современный адрес: улица Забелина, 4; закрыт в 1918 г. — 291 Казанский монастырь в Казани — вероятно, Спассо–Преображенский монастырь в казанском Кремле; основан в 1556 г. — 299 Миссионерский монастырь — см.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

11. ВАРЛААМ Лащевский, из Ректоров и Архимандритов Заиконоспасского монастыря в 1753 году, Мая 1. Скончался в 1774 году, и погребён в Сретенской церкви. 12. ФЕОФИЛАКТ Горский, из Ректоров и Архимандритов Заиконоспасского монастыря переведён в 1774 году. В Сентябре 1776 года хиротонисан в Епископа Переславского 13. ПАВЕЛ Зернов, переведён в Сентябре 1776 года из Савина Сторожевского монастыря, а в Апреле 1778 года хиротонисан в Кострому Епископом. Ныне Архиепископ Казанский. 14. АВВАКУМ Миланкович, Сербин. В 1778 году, Апреля 26, по Именному Указу переведён из Московского Богоявленского монастыря. Скончался в 1799 году, Марта 1, и погребён в трапезе тёплой церкви перед правым столпом под Архимандричьим местом. 15. ПЛАТОН Любарский, переведён из Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря в 1792 году, Марта 31, со степенью и чином священнослужения того монастыря, ему только лично дозволенными, и Мая 3, по Именному Указу определён Св. Синода Конторы Членом. В 1794 году, Февраля 26, хиротонисан в Епископа Тамбовского, и Марта от 11 Именным Указом, на пути постигшим, переведён в Астрахань. Ныне Архиепископ Екатеринославский. 16. ИОАННИКИЙ Никифорович, переведён из Нижегородского Печерского монастыря в Феврале 1792 года, а в 1795 году, Мая 13, хиротонисан в Епископа Подольского и Бряцлавского. 17. ИАКИНФ Карпинский, переведён в 1795 году, Апреля 18, из Новгородского Юрьева монастыря с той же степенью; потом в 1797 году, Декабря 20, в Новоспасский, где и скончался. 18. ЕВЛАМПИЙ Веденский, в 1797 году переведён из Ректоров и Архимандритов Заиконоспасского монастыря. Хиротонисан в 1801 году, Июня 29, в Архангелогородского Епископа. 19. ВИКТОР Антонский, переведён из Московского Богоявленского монастыря 1801 года, Июня 29. В 1806 году, Ноября 18, пожалован Орденом св. Анны 2 класса, и находится тут доныне. О местоположении и начале оного СОЛОВЕЦКИЙ Ставропигиальный первого класса мужской монастырь находится в Архангельской Губернии на Белом море, на западном краю острова, именуемого Соловки, по которому и название своё имеет, при спокойном заливе, заграждённом с моря около двух вёрст коргами, лудами или островками, оставившими для прохода больших судов узкие ворота, ознаменованные с обеих сторон на каменных насыпях крестами деревянными.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Спаса в монастыре»; в Патриар­шей летоп. (X, 186) записано: «и привезше его во град Москву, положиша его в м-ри в церкви св. Преображения». В 1330 г., когда был основан м-рь Спасский на Бору, то в отличие от него вероятно стали этот м-рь называть Спасский на Песках. Затем при пере­несении в 1491 г. Спасского м-ря на Бору на другое место, где стал назы­ваться Спасским на Новом или Ново­спасским, описываемый м-рь, как дол­жно думать, получил для отличия на­звание Старого. Что м-рь существовал и в XV ст., доказывается тем, что в нем был в 1410 г. игум. Савва, ко­торого неправильно относят к настоя­телям м-ря Спасского на Бору, в кото­ром с самого основания начальствовали архимандриты, а не игумены. Урочище «Пески» находилось за рекою, т. е. в нынешнем Замоскворечье и по летоп. (XV, 501) была церк. св. Никола на Песку за рекою, во время пожара в 1493 г. Правда, в указе 1682 г. об учрежде­нии Академии сказано, что она помещена в м-ре Спаса, уже в Китае на Пе­сках, нарицаемый Старый, но тогда исто­рия Заиконоспасского м-ря неверна. В переписных книгах города Москвы, 1738–42 г., на Арбате часто упоми­нается приходская цер. Спаса Преобр. на Песках. “Чтения в И. Общ. ист.”, 1877 г., I, смесь, 98 (истор. заметки о Москов. м-рях Спаса Старого, ныне Заиконоспасского, и Николы чудотв. старого в связи с летописью Москов. пожаров с XIV по XVIII ст.); “Древн. Росс. Вив- лиоф.”, 1775 г., VIII, 338 (духовн. грам. князя Влад. Андр. около 1410 г. при игумене Савве Спасском). 2080 . Спасский – Столпьевский, мужской, ныне селение Столпе, Люблин­ской губ., Холмского у., в 9 вер. к сев.-зап. от Холма, по дороге в Люб­лин. Основан в 1001 г. св. Владими­ром, снабдившим м-рь иконою Спасителя. Батюшков, “Холм. Русь”, 39, объясн. к рисункам, 26 (Столпьевская башня близ Холма). 2081 . Спасский – Толоконцовский, мужской, ныне село Толоконцово, Нижегородской губ., Семеновского у., в 64 вер. от Семенова и в 8 вер. от Нижнего Новгор., при оз. Спасском и рч. Везломе. В цар. грамоте 1613 г. сказано: «Били нам челом Нижегородцкого уезда Толоконцовские бортники Ортюшко Савин и в товарищей своих место, а сказали: блаженные де памяти великий князь Василий Иванович всеа Русии, за их прадед и детей их бортничья службу и за кровь, устроил им Толоконцовской волости Спасской монастырь, и велел в том монастыре их Толоконцовской волости бортников постригать безо вкладу и дала к тому м-рю села и деревни и всякие угодья»...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010