Деревянный собор, возведённый с основанием монастыря, обветшал и пострадал от пожаров. В 1342 году его перестроили в камень на пожертвования боярина Протасия. Это был одноглавый, четырёхстолпный с тремя апсидами храм. Его ширина не превышала 11,5 метра, а длина — 17,5 метра. Фасады делились на три части тонкими лопатками, поперёк их опоясывали две ленты белокаменной резьбы. Фундамент, столпы и солеи сохранились под четвериком современной постройки. По стилю храм был близок Троицкому собору Сергиева монастыря . Обитель горела ещё дважды: в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши и во время московского пожара в 1547-м. В первый раз повреждения восстановили с помощью великого князя Василия II и возвели трапезную. Во второй раз монастырь был отремонтирован при правлении Ивана Грозного после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году. В конце XVI века во владения монастыря перешли несколько дворов в Коломенском. XVII—XVIII века В Смутное время Богоявленский монастырь оказался в центре сражений за Китай-город в 1611—1612 годах, из-за чего он был разграблен и сожжён. В 1624-м при Михаиле Фёдоровиче построили новый каменный собор. Боярыня Ксения Репнина, племянница князя Юрия Буйносова-Ростовского, в 1672 году подарила монастырю двор на Никольской улице. На нём возвели ворота с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Монастырь был поделён на две части: в южной находились соборный храм, настоятельские покои и братские кельи, в северной — хозяйственные помещения. В 1685 году в обители открыли Богоявленскую школу. В ней заведовали греческие монахи Иоанникий и Софроний Лихуды . Учениками были дети из простого народа и из высших аристократических фамилий. Срок обучения составлял около пятнадцати лет. Через два года после открытия в школе обучалось более 180 человек. В 1687 году её объединили со школой Симеона Полоцкого и перевели в здание при соседнем Заиконоспасском монастыре . На новом месте учреждение переименовали в Славяно-греко-латинскую академию, а впоследствии преобразовали в Московскую духовную академию.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

По указу Синода от 18 марта 1743 г. З. м. был изъят из ведения епархиальных властей и передан в синодальное подчинение, т. е. стал ставропигиальным. В 1764 г. отнесен ко 2-му классу. В 1812 г. серьезно пострадал в результате пожара и от бесчинств солдат армии имп. Наполеона. В 1682 г. к З. м. был приписан Убожедомский мон-рь (см. Московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь ), с 1722 г.- серпуховской Владычный монастырь со всеми вотчинами. В ведении З. м. в XVII - нач. XX в. находилась каменная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери (освящена в 1692, снесена в 20-х гг. XX в.) у Никольских ворот в Москве. Небольшой храм, в пространстве к-рого доминировал восьмерик, являлся классическим образцом нарышкинского стиля. В храме находились чтимые иконы Нерукотворного образа Спасителя (XVIII в.), список чудотворной Владимирской иконы в золотой ризе (дар гр. Н. П. Шереметева). А. В. Маштафаров Архитектура По сведениям документов 20-50-х гг. XVII в., на территории З. м. находились каменный, очевидно Спасский, собор и деревянная церковь. Новый каменный Спасский собор был построен в 1660 г. на средства боярина кн. Ф. Ф. Волконского. Нижний храм был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, верхний - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дата строительства подтверждается надписью на закладном камне, полный текст к-рой можно было прочесть в XVIII в.: «Лета 7168 апреля в 30 день начата быть строитися церковь Всемилостиваго Спаса Нерукотворенного Образа с повеления... царя... Алексия Михайловича... строил по обещанию своему боярин князь Феодор Феодорович Волконской, а совершена 7169 года, ноября в 20 день» (см.: Дамаскин. 1791. С. 200). В 1701 г. храм пострадал от пожара, в том же году к нему была пристроена трапезная (Памятники. 1982. С. 418). К 1702 г. относится 2 подрядных договора (от 30 апр. и 24 сент.) с игум. мон-ря Палладием на разборку и постройку вновь церкви неизвестного посвящения (Словарь архитекторов. 2008. С. 261; РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1031. Л. 677-677 об., 869; Николаева М. В. Иконостасы храмов Москвы и Подмосковья 1-й четв. XVIII в.: История создания - «столярство и резьба»//Христианское зодчество: Новые мат-лы и исслед. М., 2004. С. 406). Неизвестно, о каком храме идет речь в договоре от 17 сент. 1702 г. об изготовлении иконостаса в новопостроенную церковь (Словарь архитекторов. 2008. С. 261), т. к. к тому моменту церковь еще даже не разобрали.

http://pravenc.ru/text/182479.html

В 1694 г. Л. были отстранены от преподавания в Славяно-греко-латинской академии. Судя по документам Посольского приказа, одной из причин их отстранения было послание Иерусалимского патриарха Досифея II, выдвинувшего ряд обвинений против Л. Братьям было разрешено остаться в Москве. В 1694-1697 гг. они давали уроки итал. языка, в 1697-1700 гг. преподавали в школе по изучению итал. языка, состоявшей в ведении Разрядного приказа. В янв. 1704 г. Л. были удалены в Ипатиевский во имя Св. Троицы мужской монастырь в Костроме, где пробыли до янв. 1706 г. Там они продолжали полемическую деятельность, составили учебник греч. грамматики пространной редакции. В нач. 1706 г. Новгородский митр. Иов добился освобождения Л. и позволения переехать в Новгород, где они почти сразу открыли школу. В кон. 1707 г. Софроний Лихуд был вызван в Москву, возглавил школу греч. языка (в академии в то время греческий не преподавался). В 1712 г. он был привлечен к работе над исправлением слав. перевода Библии, к-рая велась на Печатном дворе. Текст, к-рый был правлен в 1713-1721 гг. Софронием Лихудом и его коллегами по библейской комиссии ( Феофилактом (Лопатинским) , Поликарповым-Орловым, Н. Головиным и др.) (правленная рукопись: ГИМ. Син. 22), был положен в основу издания в 1751 г. Елизаветинской Библии. Показательно, что основная тенденция справы состояла в устранении специфически книжных «еллинизмов», что делало церковнослав. язык более понятным и приблизило его к русскому языку (см.: Бобрик М. А. Книжная справа 1-й пол. XVIII в. и проблемы нормализации русского литературного языка: АКД. М., 1988. С. 6-7). В 1723-1729 гг. Софроний являлся архимандритом Солотчинского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , в 1730 г. переведен в Новоспасский московский в честь Преображения Господня монастырь , скончался в том же году. Иоанникий Лихуд вернулся из Новгорода в Москву в 1716 г., умер в следующем году, погребен в Заиконоспасском монастыре. Л. стали основателями филологической школы, во многом определившей развитие лингвистической мысли России в 1-й пол. XVIII в. Лингводидактическая концепция, воплощенная, в частности, в учебных пособиях Л. по греческому и церковнославянскому языкам, получила дальнейшую реализацию в грамматических трудах их учеников - просветителей и педагогов Поликарпова-Орлова («Технология»: РНБ. Ф. НРСК 1921. 60; РГАДА. Ф. 381. 1241; Ф. 201. 6) и Ф. Максимова, выпускника греко-слав. школы в Новгороде (Грамматика славенская, вкратце собранная. СПб., 1723). Богословско-полемическая, проповедническая деятельность

http://pravenc.ru/text/2110625.html

В середине XVII века ревнитель просвещения боярин Ф.М. Ртищев на свои средства учредил при Андреевском монастыре училище, ставшее по сути первым по времени возникновения академическим учреждением в Москве. Здесь поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым «ради учения книжного» из нескольких малороссийских монастырей. По просьбе царя Алексея Михайловича киевский митрополит Сильвестр (Коссов) прислал ученых иноков Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого, Дамаскина Птицкого. При монастыре составилось ученое братство, которое занималось переводом книг, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. Учение киевских монахов шло в разрез с московским и потому считалось «несходным истинному правоверию». Федора Ртищева и братию обвиняли в «рушении» православной веры, однако на стороне киевских монахов были митрополит Никон (впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси) и сам царь Алексей Михайлович. В 1685 году училище, основанное Федором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии. С началам так называемой екатерининской секуляризации в 1764 году обитель была упразднена и обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен». Монастырские здания использовались для различных общественных нужд. В 1806 году во вновь отстроенных жилых корпусах открылась богадельня Московского Купеческого общества. В 1923 году храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В советский период постройки монастыря использовались под жилье, а затем для размещения НИИ. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 г. было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. ( журнал 90 ) Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

В период Смутного времени , очевидно в 1610 г., Д. м. был разорен формированиями гетмана Сапеги. Богослужения в монастыре возобновились после освящения собора 31 дек. 1620 г. Грамотой от 9 марта 1652 г. Д. м. с вотчинами был пожалован царем Алексеем Михайловичем Новгородскому митр. Никону (впосл. патриарх) и приписан к новгородскому Софийскому дому в качестве подмосковной резиденции. В 1664 г. по челобитной братии, вкладчиков, посадских и дворян царю Алексею Михайловичу обители была возвращена самостоятельность в управлении и подчиненность в церковных делах Патриарху Московскому и всея Руси. В 1724-1726 гг. Д. м. был вновь приписан к Новгородскому архиерейскому дому. Указом царя Феодора Алексеевича 1682 г. Д. м. предполагалось приписать к Заиконоспасскому московскому муж. мон-рю для материальной поддержки основанной Славяно-греко-латинской академии . Однако вплоть до кончины царя 27 апр. 1682 г. указ не был подписан и скреплен печатью, а следов., утратил законную силу. После ликвидации Синодальной области Д. м. с 1744 г. находился на территории Переславской епархии, а с мая 1788 г.- Дмитровского викариатства Московской епархии. По штатам 1764 г. Д. м. был причислен к третьеклассным. 5 июля 1891 г. Д. м. посетил московский ген.-губернатор вел. кн. Сергей Александрович с супругой прмц. вел. кн. Елисаветой Феодоровной . В нач. XX в. при Д. м. существовала церковноприходская школа. Архитектура 1-й каменной постройкой в Д. м. стал собор во имя св. Бориса и Глеба. По надписи на плите на фасаде собор иногда датировали 1537 или до 1537 г. (Памятники архитектуры Московской обл. 1999. С. 124). До кон. XIX в. эта надгробная плита не упоминается и скорее всего была найдена и вделана в стену собора при его реставрации под надзором И. П. Машкова в 1901-1902 гг. С. А. Гаврилов датировал памятник в пределах 1-й пол. XVI в. ( Гаврилов. 1984. С. 53), А. В. Яганов - сер. XVI в. ( Яганов. 2003. С. 143), но в последнее время склоняется к более широкой датировке, от 20-х до 50-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/178614.html

История просветительства в Заиконоспасском монастыре ведёт отсчёт с 1665 года. Тогда в его стенах была устроена первая школа. Поначалу она готовила чиновников для правительственных учреждений. Благодаря этому, её руководитель, Симеон Полоцкий, имел исключительное положение при дворе, что позволило добиться ему оживления церковной жизни в Москве. Он возобновил в столице традицию церковной живой проповеди, которая в то время была заменена обычным чтением из книг. После смерти, проповеди Симеона Полоцкого издали в двух томах: «Обед душевный» и «Вечеря душевная». (Сам он погребён в нижнем храме монастырского собора.) В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, возглавили которую братья Иоанникий и Софроний Лихуды (памятник им установлен в Богоявленском переулке, левее выхода из метро " Площадь революции " ). Братья Лихуды были носителями одновременно европейской образованности и греческой святоотеческой традиции. Славяно-греко-латинская академия, устроенная ими по образцу Киево-Могилянской академии, стала первым высшим учебным заведением в Великороссии. Академия, за годы жизни в стенах Заиконоспасского монастыря, выпустила многих видных деятелей Церкви, ученых, литераторов. В 1814 г. Академию преобразовали в Московскую духовную академию и перевели в Троице-Сергиеву лавру, дав наименование Московской духовной академии. А в корпусах Славяно-Греко-Латинской Академии разместилось Заиконоспасское духовное училище. Закрытие монастыря и возрождение [ править править код ] В 1929 г. обитель закрыли. В храме разместили различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Собор Спаса Нерукотворного возвратили Церкви только в 1992 году, и тогда же он получил статус Патриаршего подворья. Уже летом в нём возобновились богослужения. В феврале 1993 года в монастыре открылся Российский православный университет, и собор едва не стал снова «училищным» храмом, но от этой идеи отказались из-за аварийного состояния собора и отсутствия помещений (многие помещения - несколько тысяч квадратных метров, принадлежавшие ранее обители, заняты светскими организациями и сегодня: университет, почта, телевидение и др.)

http://azbyka.ru/palomnik/Заиконоспасски...

Некоторые историки Москвы XIX-XX вв. допускали, что именно З. м. изображен на ранних планах Москвы, «Петрове чертеже» ок. 1597-1600 гг. и «Сигизмундове чертеже» ок. 1610 г., составленном польскими военными инженерами и изданном Г. Герритсом в Голландии (РГАДА. Ф. 192. Картографический отдел б-ки МГАМИД. Оп. 1. Моск. губ. 151, 195, 198). Первый публикатор «Петрова чертежа» И. М. Снегирёв отметил, что на обнаруженном среди бумаг имп. Петра I плане Москвы на Никольской ул. изображен один мон-рь Николы Старого (Греческий), тогда как Спасский мон-рь, занимавший смежный с ним участок, не обозначен и не упомянут в экспликации. При этом на территории Никольского мон-ря показан не один, а 2 храма. Др. известные оттиски того же, казалось бы, оригинала, что и лист Снегирёва, также называемые «Петровым чертежом», фиксируют на той же территории уже 2 мон-ря, в центре каждого - храм. На них назван исключительно Никольский мон-рь, где, согласно экспликации, «целуют крест в сомнительных судебных случаях». Наименование обители и пояснение относительно 2-го мон-ря по-прежнему отсутствуют. К этому анонимному мон-рю вдоль Никольской ул. примыкал длинный корпус, к-рый на др. планах Москвы XVII в. обозначен как торговый Иконный ряд. Связь Иконного ряда со Спасским мон-рем документально прослеживается на протяжении XVII-XIX вв. Вероятно, что выделенная на планах кон. XVI - нач. XVII в. часть монастыря Николы Старого близ Иконного ряда и есть З. м. Наиболее ранние документальные сведения о З. м. содержатся в расходной книге Казенного приказа, в к-рой под 1614 г. записано: «Февраля во 2 день... по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Русии указу и по приказу казначея Михаила Траханиотова по памяти за приписью дьяка Патрикея Насонова дано Спасу, что у Иконного ряду, на освященье фунт ладону, цена 4 алтына з деньгою, купли нынешнего 122-го году. Взял черной поп Макарей» (РГАДА. Ф. 396. Оружейная палата. Оп. 2. Д. 199. Л. 284 об.). В 1687 г. в присутствии патриарха Иоакима (Савёлова) в З. м. состоялось торжественное открытие Эллино-греч. академии (см. Славяно-греко-латинская академия ). С 1814 г. в бывших помещениях академии разместилось Заиконоспасское ДУ. В 1914-1917 гг. в зданиях уч-ща находилась Холмская ДС, эвакуированная в Москву в связи с событиями первой мировой войны.

http://pravenc.ru/text/182479.html

В 1920 гг. храм стал центром обновленческого " Союза церковного возрождения " , а в 1929 г. был закрыт. В здании храма размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Верхний ярус перестроен - в крыше сделаны люкарны, на 3 и 4 ярусах поставлена декоративная ограда и проч. Вместо креста водружен позолоченный штырь. Храм возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г. Храм имеет статус патриаршего подворья. К храму приписаны колокольни б. Заиконоспасского и б. Никольско-Греческого монастырей (1902 г., арх. Г.А. Кайзер). 5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы. http://drevo-info.ru/articles/515.html Заиконоспасский монастырь основан в 1600 г. при царе Борисе Годунове. Обыкновенно назывался «Спас на старом месте», «Старый Спас на Песках» или « Спасский монастырь, что за иконным рядом». По сведениям от 1610, 1626 и 1629 гг., в монастыре было две церкви, каменная и деревянная. Около 1660 г. монастырь пострадал от пожара, и по обещанию князя Ф.Ф. Волконского был выстроен двухэтажный храм, освященный 20 ноября 1661 г. Около 1701 г. игумен Палладий (Роговский) устроил при втором этаже крытую галерею. При пожаре 1737 г. очень пострадала верхняя церковь. Возобновление сопровождалось некоторою переделкой, вследствие которой вид церкви потерял характер XVII ст. Освящение было 15 июля 1742 г., причем, по желанию императрицы Елизаветы Петровны верхний престол был переименован в честь Всех скорбящих Радости. Нижний храм называется Спаса Нерукотворенного Образа. Последнее значительное обновление, главным образом внутри, относится к 1851 г. Нынешняя колокольня на месте прежней постройки 1743 г. выстроена в ХХ ст. по проекту архитектора З.И. Иванова; она представляет собою некоторое подражание колокольне Успенской церкви 1696 г. на Покровке. Монастырь называется ставропигиальным, что означает непосредственную зависимость от Св. Синода, такую же как и монастыри Симонов, Новоспасский и Донской.

http://sobory.ru/article/?object=19935

Помимо этого, стали известны и другие факты регистрации прав оперативного управления на отдельные здания монастыря. «Налицо попытка действующего законодательства РФ и рейдерского захвата имущества религиозного назначения, причем в двух шагах от Кремля», — сказано в письме игумена монастыря Петра (Афанасьева) Генпрокурору РФ Юрию Чайке. Справка: Монастырь основан в 1600 г.. Первое упоминание в исторических документах относится к 1635 г. Наименование «Заиконоспасский» объясняется его расположением за иконным рядом, находившися вдоль Никольский улицы. В 1685 г. в помещениях обители была открыта Славяно-греко-латинская академия, из которой вышли многие деятели Церкви, ученые, литераторы. В 1814 г. академия была преобразована в Духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру, а в монастыре осталось Духовное училище. Главный храм монастыря — Спасский собор — построен в 1660 г. по повелению государя Алексея Михайловича кн. Ф.Ф. Волконским. Освящен в 1661 г. 20 ноября. Ныне существующий собор возник на базе этого здания. В 1920-е гг. храм стал центром обновленческого «Союза церковного возрождения», а в 1929 г. был закрыт. Храм возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г. со статусом патриаршего подворья. 5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы , выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы. Три года назад широкий резонанс получило известие о том, что под стенами монастыря возводится торговый комплекс. Как показала проверка, строительство, грозившее обрушением монастырских зданий, было незаконным, и спустя некоторое время его свернули. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-prizyv...

5 марта 2010 года Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе города Москвы. С сайта Древо Собор Спаса Нерукотворного Образа Расположен посреди монастырского двора. Главный Спасский престол находился в нижнем храме. Впервые построен в 1660 г. по повелению царя Алексея Михайловича князем Ф.Ф. Волконским, освящен в 1661 г. 20 ноября. Ныне существующий собор возник на базе этого здания. Точная дата его постройки неизвестна (предположительно датируется 1711-1720 гг.; обходная галерея на колоннах - второй четвертью XVIII в.). Принадлежит к памятникам круга И.П. Зарудного (в деталях наблюдается сходство с такими сооружениями, как Меншикова башня и церковь Иоанна Воина на Якиманке). Это ярусный, крестчатый в плане храм типа восьмерик на четверике, в декоре которого главная роль отведена элементам классического пилястрового ордера. К 1626 г. на небольшой территории монастыря стояли церкви: одна, главная, - каменная и другая - деревянная; вдоль его границы с Никольским монастырем располагались деревянные кельи. В 1661 г. вместо прежнего ставят каменный собор. Это один из лучших памятников " московского барокко " Петровской эпохи. В него вошел прежний объем храма: в 1701 г. к нижней церкви 1661 г. была пристроена трапезная; вскоре (до 1709 г.) подверглась перестройке и получила существующий облик верхняя церковь. Здание увенчано сильно вытянутым малым восьмериком, несущим позднюю (1851) декоративную главку. Храм пострадал от пожара в 1737 г. Пострадавший от пожара храм возобновлен при Елизавете Петровне и освящен в 1742 г. В 1742 г. в соборе проводились ремонтно-строительные работы под наблюдением И.Ф. Мичурина, но они существенно не изменили его облика. Собор обновлялся в 1851 г. Наверху был расположен придельный храм в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Эта церковь одновременна главной. Стены ее богато расписаны внутри изображениями событий Ветхого и Нового заветов, позади левого клироса церковная кафедра в виде " столпа " , с которой говорили речи проповедники, иеромонахи, ректора, наставники и воспитанники Академии; иконы богато украшены. В главном храме внизу - образ Нерукотворного Спаса и киот с частицами св. мощей, частицы от камня " на нем же возвести Ангел о Христовом Воскресении " , 2 камня " Столпа Господня " , замечательные надписи на внешней и внутренней сторонах храма на разных языках, относящиеся к XVII-XVIII вв.

http://sobory.ru/article/?object=02380

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010