От Никольской улицы монастырь, кроме длинного ряда иконных лавок, отделяли Святые ворота и двухэтажные флигели по обе стороны от них. В 1743 году Святые ворота перестроили и увенчали колокольней. В 1780х годах на западной границе территории был выстроен двухэтажный корпус Бурсы (разобран в 1895 году). Этим завершилось формирование ансамбля монастыря и одновременно оформление парадного двора, куда с Никольской вели особые ворота (Школьные), располагавшиеся западнее Святых ворот. Хозяйственный двор вмещался в узкое пространство между Китайгородской стеной и линией жилых и учебных корпусов. Восточнее алтарей собора находился маленький дворик, соединенный с хозяйственным двором проездом в восточной части Братского корпуса. Академия существовала в монастыре до 1814 года; после ее перевода в Троице-Сергиеву Лавру в зданиях, которые она занимала, разместилось Заиконоспасское духовное училище. В 1822 году ветхий корпус Коллегиума сломали и на его фундаменте выстроили новый. В 1880х годах монастырь и духовное училище поделили территорию между собой, восстановив прежнюю западную границу Спасского монастыря. Отошедшую к последнему большую часть Братского корпуса в 1886 году надстроили третьим этажом. В настоящее время на территории Заиконоспасского монастыря сохранились Спасская церковь, Братский корпус и здание Заиконоспасского духовного училища. Храм Заиконоспасского монастыря служил также школьной, академической церковью. В него вошел прежний объем храма: в 1701 году к нижней церкви 1661 года была пристроена трапезная; вскоре (до 1709 года) подверглась перестройке и получила существующий облик верхняя церковь. С запада и севера под папертью верхнего храма было устроено два этажа келий для студентов Академии, которых в этот период насчитывалось свыше четырехсот человек. Нижний этаж Братского корпуса предназначался для хозяйственных нужд. Его занимали хлебня с погребом, кладовые, конюшня; крайнее восточное членение за проездом на хозяйственный двор кухня. Наверху располагались жилые комнаты, которые отапливались изразцовыми печами. В 1886 году при надстройке третьим этажом она была декорирована в псевдорусском стиле по проекту Н.А. Шера.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

12 февраля делегация Эфиопской Церкви посетила Марфо-Мариинскую обитель милосердия , где была тепло принята настоятельницей игуменией Елисаветой (Поздняковой) и ознакомилась с монастырскими объектами социального служения. Гости также совершили прогулку по историческому центру Москвы, посетив Красную площадь, Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь и кафедральный соборный Храм Христа Спасителя . 13 февраля представители Патриарха Эфиопского Абуны Матфия посетили Свято-Троицкую Сергиеву лавру , где поклонились честным мощам преподобного Сергия Радонежского и совершили заупокойную молитву у гробниц Святейших Патриархов Алексия I и Пимена в крипте Успенского собора. Приснопамятный Предстоятель Русской Православной Церкви в постриге был наречен в честь преподобного Пимена Великого — одного из основоположников христианского монашества, святого, особенно почитаемого в коптской и эфиопской традициях. В Эфиопской Церкви также до сих пор с любовью вспоминают состоявшийся в январе 1974 года визит в Эфиопию Святейшего Патриарха Пимена, ставший важной вехой в развитии двусторонних межцерковных отношений. От имени наместника Свято-Троицкой обители епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Фомы гостей принял архимандрит Макарий (Веретенников). В Московской духовной академии представителей Эфиопской Церкви тепло приветствовал ректор духовной школы  епископ Звенигородский Кирилл . Для делегации была проведена экскурсия, в ходе которой гости посетили аудитории, классы и академический храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, ознакомились с работой Церковно-археологического кабинета, иконописного отделения и библиотеки, в том числе хранящимися в ее фондах редкими манускриптами на геэзе — древнем богослужебном языке абиссинских христиан. В Большом актовом зале состоялась встреча членов эфиопской церковной делегации с профессорско-преподавательской корпорацией и студентами Академии. В своем слове владыка ректор отметил важность изучения историко-богословского и культурного наследия эфиопской и других традиций христианского Востока. Со своей стороны члены делегации рассказали об истории взаимоотношений Эфиопской Церкви и Московского Патриархата, а также о современном положении христианских общин в Эфиопии. Состоялась содержательная дискуссия, в ходе которой были обсуждены планы налаживания регулярного сотрудничества между Московской духовной академией и главной духовной школой Эфиопской Церкви — Свято-Троицкой богословской академией в Аддис-Абебе.

http://patriarchia.ru/db/text/6005751.ht...

В Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре делегацию тепло встретили сестры во главе с настоятельницей игуменией Викториной (Перминовой) . Коптские монашествующие поклонились пребывающим в обители святыням, среди которых — иконы с частицами мощей великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, священномученика Киприана и мученицы Иустины. В трапезном храме обители состоялось продолжительное общение. В праздничном приеме приняли участие заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница ставропигиального женского монастыря — Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова) , секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони, представитель Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельник Сретенского монастыря иеромонах Агафангел (Давлатов) и сотрудник ОВЦС С.Г. Алферов. По просьбе игумении Викторины (Перминовой) гости рассказали об истории и современной жизни коптского монашества и ответили на многочисленные вопросы сестер. Матушка поделилась личными воспоминаниями о своем посещении древних обителей Египетской земли, состоявшемся в ноябре 2018 года в составе делегации монашествующих Русской Православной Церкви. Гости совершили прогулку по историческому центру Первопрестольного града, посетив Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь , Красную площадь и кафедральный соборный Храм Христа Спасителя , а также встретились с верующими коптского прихода Москвы. В продолжение визита 22 августа делегация отбыла в пределы Ярославской митрополии . В ее составе: настоятель монастыря преподобного Иоанна Колова в Эль-Аламейне (египетская провинция Матрух) епископ Дискорос — глава делегации; управляющий Луксорской епархией епископ Иосиф; викарий Луксорской епархии епископ Иоаким; настоятель монастыря в честь мученика Фомы и монастыря в честь мученика Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) епископ Фома; настоятель монастыря преподобного Пахомия Великого (провинция Асуан) епископ Арсений; ответственный секретарь Патриаршей резиденции в Александрии протоиерей Авраам Эмиль Наги; насельник монастыря преподобного Пахомия Великого иеромонах Антоний эль-Бахоми; благочинный монастыря преподобного Павла Фивейского в Восточной пустыне близ Красного моря иеромонах Херувим анба-Пула; насельник монастыря преподобного Павла Фивейского иеромонах Пимен анба-Пула; Патриарший советник доктор Антон Милад; сотрудник Коптской Патриархии, специальный представитель по вопросам церковного строительства доктор Адель Эльменчави.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6051740...

В 1650 году к Андреевскому монастырю был присоединён (до 1678 года) Донской , в котором в то время насчитывалось всего восемь иноков. В 1682 году уже сам Андреевский монастырь был приписан к Заиконоспасскому монастырю : «придан» Славяно-греко-латинской академии, куда переселились монахи «Учительного братства», на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения». В 1703 году вотчины Андреевского монастыря отошли в Монастырский приказ, а на содержание монахов была назначена «руга». В 1722 году игумен Филарет (Буркашев) подал прошение о возвращении монастырю земель, однако в 1724 году по указу Петра I монахов перевели в Донской монастырь , а в упразднённом Андреевском было учреждено заведение для приёма и содержания подкидышей и беспризорных детей, закрытое 21 апреля 1731 года. До 1730 года здесь также существовала тюрьма. Андреевский мужской монастырь, XIX — XX вв. В 1762 году Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. С началом екатерининской секуляризации, в 1764 году Андреевский монастырь был обращён в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», и в его зданиях устроена богадельня. Во время эпидемии 1771 года на территории Андреевского монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей; здесь были похоронены представители таких знатных фамилий как Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы, Машковы, Ларионовы и др. Некрополь обители, сложившийся в XVIII—XIX вв., в основном уничтожен в 20-х — 40-х годах XX века. В 1806 году, 21 сентября, здесь открылась богадельня Московского купеческого общества на 530 престарелых и инвалидов, для чего были заново отстроены жилые корпуса. После 1812 года здания богадельни были временно переданы коммерческому училищу, которое находилось в них до 12 декабря 1815 года, — до переезда в собственное здание на Остоженке (дом 38). В 1918 году в зданиях монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В 1925 году в Воскресенской церкви был устроен клуб. В храме Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 1930-х годов. Андреевский мужской монастырь, XX в.

http://azbyka.ru/palomnik/Андреевский_му...

В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского. В 1672 году монастырь сильно пострадал от пожара. Однако у обители было уже немало состоятельных вкладчиков и благодетелей, поэтому каменное строительство шло весьма оживленно. Так, к 1689 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, сохранившимися до наших дней. Именно в этот период и сложился архитектурный ансамбль обители, дошедший до наших дней. В это время монастырь уже приписан к Заиконоспасскому монастырю в Москве. Восемнадцатый век мало изменил архитектурный облик монастыря; зато очень многое изменилось в его внутренней духовной жизни, как, впрочем, и в жизни всех русских монастырей. Время петровских, а потом екатерининских реформ было весьма непростым для Русской Церкви. В этот период своей истории Борисоглебский Дмитровский монастырь продолжает вести каменное строительство, но уже в заметно меньших масштабах, и его архитектурный облик, сформировавшийся в XVI—XVII веках, остается практически неизменным. Дмитровский Борисоглебский мужской монастырь. Фото 1902-1917 гг. В отличие от большинства других обителей до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре ведется рукописная летопись. На рубеже XIX-XX веков на средства фабрикантов в обители вновь начинаются большие реставрационные и ремонтные работы. К сожалению, плоды этих трудов недолго радовали насельников и паломников монастыря: с 1917 года для Борисоглебской обители, как и для всех обителей России, начинаются тяжкие испытания. Поначалу, дабы сохранить монастырь, насельники обители объединились в сельскохозяйственную артель, но вскоре и она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители были размещены сестры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные из западной Украины. В 1921 году в монастырь прибыли игуменья София с сестрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии, изгнанные большевиками. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, в годы своего архипастырского служения неоднократно служил и проповедовал в храмах монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

В 2010 г. Священный Синод постановил открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь, выделив его из Патриаршего подворья. Наместником монастыря стал игумен Петр (Афанасьев). Р.Б. Ирина, март 2016, по материалам http://zspm.ru и http://www.patriarchia.ru Храмы [ править править код ] Заиконоспасский монастырь, Колокольня Нижний храм освящён во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа. Верхний — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости. Подворья [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] 29 августа - Перенесение Нерукотворенного Образа (нижний храм), 6 ноября - Всех скорбящих Радость. Примечание: даты указаны по новому стилю (современному календарю). Особо почитаемые святыни [ править править код ] Крест-мощевик в верхнем храме. Примечание: Попасть в верхний храм можно только во время богослужения. Расписание можно уточнить на официальном сайте монастыря ( http://zspm.ru ). Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Заиконоспасский монастырь в Москве МОНАСТЫРИ РОССИИ.Телеканал СПАС Реставрация колокольни Заиконоспасского монастыря Как добраться. Контакты [ править править код ] Адрес : 103012, г. Москва, ул. Никольская, д. 7. корпус 9. Ст. метро Площадь Революции, Театральная, можно пройти и от Китай-города, и от Охотного ряда или Лубянки. Из любого метро нужно дойти до Никольской улицы. На Никольской повернуться лицом к Красной площади, монастырь от Вас будет по правую руку (как ориентир, по левую руку и чуть впереди ГУМ). Вход в монастырь выглядит, как арка между домами, справа от входа вверху (выше человеческого роста) икона Спаса Нерукотворного и небольшая вывеска с названием, проходите в арку и по правую руку храм. Вы на месте. (Если Вы увидели по правую руку почту, то Вам нужно вернутся метров пятьдесят назад; если у Вас по правую руку " Кофе-хауз " , то Вы немного не дошли, нужно пройти метров сто вперёд.) Если в Москве Вы впервые, проще всего дойти от м.Площадь революции (выход к Богоявленскому переулку). Выход из стеклянной двери направо до первого перекрёстка, на нём повернуть налево, пройти метров сто вперёд, по правую руку вход в арку. Вы на месте.

http://azbyka.ru/palomnik/Заиконоспасски...

Особый расцвет Андреевской обители связан с основанием в ее стенах боярином Федором Михайловичем Ртищевым (+1673) ученого братства. Приехавшие в 1648 г. в Москву по инициативе Федора Ртищева ученые киевские монахи разместились в стенах монастыря. Среди них были такие известные ревнители духовного просвещения, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). Ртищевское братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. В XVII в. Андреевский монастырь имел в собственности земли, мельницы, рыбные ловли и прочую недвижимость. Среди приписанных к нему обителей числился и московский Донской монастырь. В 1648-1654 г.г. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен комплекс монастырских зданий. Строительные работы финансировались из царской казны. Во второй половине XVII века монастырь числился ружным, то есть состоял на хлебном и денежном окладе государевой казны. Однако уже в 1682 г. обитель была приписана к Заиконоспасскому московскому монастырю в Китай-городе, возможно, потому, что часть ученой андреевской братии переселилась туда. Впервые монастырь был упразднен в 1724 г. Тогда в его храмы был назначен причт из белого духовенства, а в его стенах учреждена школа для подкидышей – «зазорных» детей и помещение для «колодников». При императрице Анне Иоанновне в 1730 г. монастырь был возобновлен, школа же и тюрьма ликвидированы. В 1762 г. Святейший Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. Окончательно монастырь был обращен в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», в 1764 г. Этот год указывает П.М. Строев как дату упразднения обители, хотя определение Московской духовной консистории об этом митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербацкий) утвердил лишь в январе 1765 г. Во время моровой язвы, бывшей в Москве в 1771 г., на территории монастыря устраивается кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей. Позднее, уже в XIX веке, окончательно сформировался некрополь Андреевского монастыря. Среди погребенных в нем Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы. По указу императрицы Екатерины II в 1775 г. в обители размещается работный дом для «ленивец» женского пола.

http://sobory.ru/article/?object=04622

Как и другие монастыри, обитель св. Бориса и Глеба страдала от разных бедствий: нашествий и разорений врагов (к примеру, в 1610 году от отрядов польско-литовских интервентов гетмана Я. Сапеги), пожара (1672 г.), иных бедствий и несчастий. Тем не менее, монастырь всегда восстанавливался, чему способствовали его легендарная история и близость к Москве. В 1652 году царь Алексей Михайлович Романов издал указ, по которому Борисоглебский монастырь стал подмосковной резиденцией его друга, советчика, доверенного лица - митрополита Новгородского Никона (он в том же 1652 году стал патриархом и был им до 1666 года), но вскоре охладел к этой обители. В 1656 году патриарх Никон основал на берегу р. Истры Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который стал его любимой загородной резиденцией. Борисоглебский монастырь с 1652 года подчинялся Новгородскому митрополичьему дому, с 1664 года он недолго был самостоятельным, в 1682 году его приписали к Заиконоспасскому монастырю в Москве, но в 1725 году он снова стал независимым самостоятельным монастырём. Личность царя Алексея Михайловича Романова (1629-1676) как минимум дважды влияла на судьбу и развитие монастыря: непосредственно в 1652 году, когда по его желанию обитель стала резиденцией Никона, и косвенно в 1656 году. Жена стольника Алексея Чаплина - Прасковья Чаплина - пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия - святого покровителя её мужа, но она и её супруг смотрели дальше - этим строительством их семья в первую очередь отдавала дань уважения царю Алексею Михайловичу и их общему с Алексеем Чаплиным святому. Давняя история этого монастыря, участие в его жизни ярких личностей неизменно привлекали к нему богатых вкладчиков и влиятельных покровителей, что обеспечивало его благополучие. В монастыре периодически велись значительные ремонтные и благоустроительные работы, а в 1689 году были возведены каменные стены и башни обители. К началу XVIII века монастырь владел конюшенным двором к югу от Борисоглебской обители, где до 2009 года располагалась воинская часть, территорией с хозяйственными постройками за северной монастырской стеной, слободой из 14 дворов и мельницей на реке Березовец (приток Яхромы). После екатерининского указа 1764 года Борисоглебский монастырь остался единственным монастырём Дмитрова (двое других - Пятницкий и Никитский - были упразднены).

http://sobory.ru/article/?object=00399

Антонии с 1689 г. в И. Б. м. строился летний каменный 2-этажный собор с нижним престолом во имя свт. Николая Чудотворца, верхним - во имя ап. Иоанна Богослова. Его основной объем - типичный для московской посадской архитектуры 2-й пол. XVII в. бесстолпный храм, увенчанный невысокой горкой кокошников. Необычным, учитывая соборный статус Иоанно-Богословского храма, было одноглавое завершение вместо пятиглавия. Также редкой была 2-этажная композиция собора, близкая к распространившемуся уже в нач. XVIII в. типу храма-«корабля». С запада и севера к храму примыкала открытая лестница. Верхняя церковь имела трапезную, под к-рой размещались кладовые. Теплый храм занимал пространство под основным четвериком и алтарем верхней церкви, его апсида выдавалась на восток относительно верхней. В 1682 г. указом царя Феодора Алексеевича право пользоваться доходами от вотчин у мон-ря было отнято. Средства направлялись в московское Заиконоспасское уч-ще, затем в Коллегию экономии. И. Б. м. пришел в упадок; за неимением иеромонахов архим. Аарон (1715-1749) благословил священников монастырских сел по очереди совершать богослужения в мон-ре. Вслед. его прошения в 1716 г. царь Петр I позволил поправить обветшавшие постройки на средства из доимочных оброчных денег, собираемых с крестьян. В 1718-1719 гг. была отремонтирована нижняя, Никольская ц., «все ветхое строение частью поправлено, частью вновь перестроено», приобретена церковная утварь. В 1761 г. верхний храм собора получил новый декор в скромных формах барокко. По описи 1761 г., И. Б. м. в Переславском у. владел 7 селами и 11 деревнями: селами Пощупово, Высокое (с приписными с. Подлесным, деревнями Высокие Выселки и Воронка), с. Плахино (с приписными деревнями Пупкино и Липки на р. Плетёной (Плетёнке)), с. Котогощ (Катагоща) (с приписными деревнями Пупчанские Выселки, Добрые Пчёлы, Захаровские Выселки), с. Городище на р. Жеравке (Жраке) (с приписными деревнями Городецкие Выселки и Хавертово), с. Троицкое (Попадьино) (с приписными деревнями Захаровка и Мещерские Выселки).

http://pravenc.ru/text/471597.html

В 1685 г. в М. Б. м. была временно устроена славяно-греч. школа известных ученых греков-просветителей братьев Иоанникия и Софрония Лихудов . Для вновь образованной на территории М. Б. м. школы возвели деревянное здание. Эта школа действовала 2 года, а затем была переведена в новое здание рядом с Заиконоспасским в честь Нерукотворного образа Спасителя монастырем и стала называться Спасской. Среди первых выпускников школы были буд. глава Московского Печатного двора и Синодальной типографии Федор Поликарпов и духовный писатель монах Чудова московского мон-ря Иов. Позднее Богоявленскую школу преобразовали в Славяно-греко-латинскую академию . 31 мая 2007 г. в честь педагогических заслуг греч. монахов-просветителей Лихудов на средства правительства Греческой Республики за алтарем Богоявленского собора им установили бронзовый памятник. Со временем М. Б. м. стал крупным вотчинником, его владения находились в Московском, Бежецком, Волоцком, Дмитровском, Звенигородском, Коломенском, Стародуб-Ряполовском и Нижегородском уездах. В 1511 г. вел. кн. Василий III Иоаннович жалованной тарханной и заповедной грамотами подтвердил владельческие и льготные права М. Б. м. на 5 сел с деревнями. Подобные общие жалованные тарханные и заповедные грамоты М. Б. м. получал от царей Иоанна IV Грозного, Бориса Феодоровича Годунова и Михаила Феодоровича Романова. При этом царь Иоанн Грозный не только подтвердил ему пожертвования от разных лиц, но и передал мон-рю от себя 24 янв. 1548 г. неск. деревень в Мещерской вол. Коломенского у. и наделил их судебным иммунитетом. Наиболее ранние жалованные и вкладные грамоты М. Б. м. на вотчинные земли датируются 2-й четв. XV в. Одна из них связана с именами дмитровского кн. Петра Дмитриевича и его вдовы кнг. Евфросинии Полуектовны Вельяминовой. От них М. Б. м. получил на помин души кн. Петра с. Дятелинское с деревнями и пустошами в Дмитровском у. 29 сент. 1455 г. новый дмитровский кн. Юрий Васильевич жалованной тарханно-несудимой грамотой подтвердил права обители на земли, пожертвованные его дядей Петром Дмитриевичем. Впосл. эти права подтверждали волоцкий кн. Федор Борисович, дмитровский кн. Юрий Иванович, брат Василия III, и кн. Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат Иоанна IV Грозного.

http://pravenc.ru/text/2564200.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010