Он находится и доныне. Прибавление из VI тома В Октябре 1814 года, по открытии Московского учебного Округа по новому училищному образованию в Перервинском моностыре учреждена полная Семинария, а Ректором и Профессором Богословия определён Заиконоспасский Архимандрит Евгений. Переславский Александровский Успенский монастырь См. Александровский Переславский. Переславский Андреевский монастырь Упразднённый. См. Князь-Андреевский. Переславский Введенский монастырь Девичий. См. Введенский Переславский. Переславский Вознесенский монастырь См. Вознесенский Переславский. Переславский Никитский монастырь См. Никитский Переславский. Переславский Николаевский на болоте монастырь См. Николаевский Переславский. Прибавление из VI тома Переславский Рождественский монастырь См. Рождественский Переславский. Переславский Сретенский монастырь Девичий, упразднённый и в приходскую церковь обращённый. Находился во Владимирской Епархии в уездном городе Переславле Залесском, на горе, и до 1744 года, т. е. до учреждения Переславской Епархии, принадлежал к Синодальной области, а потом находился в ведении Епархиальных Преосвященных Переславских. Переславский Фёдоровский монастырь См. Фёдоровский Переславский. Перетинский Рождественский монастырь Мужской, упразднённый и в приходскую церковь обращённый. Находился в Новгородской Епархии в Крестецком уезде на устье речки Перетенки, впадающей в озеро, именуемое Заозерье, расстоянием от Новгорода в 180, от Крестец в 34 вёрстах к востоку, от Валдая в 70 вёрстах к северу. До Штатов 1764 года был приписным к Новгородскому Духову монастырю, крестьян имел 164 души. Настоятельство было Игуменское и Строительское. Ныне осталась от монастыря сего одна церковь деревянная. При ней Священник с причтом. Переяславский Вознесенский монастырь См. Вознесенский Переяславский. Переяславский Михайловский монастырь См. Михайловский Переяславский. Пермский Преображенский Кафедральный монастырь См. Историю Российской Иерархии, ч. II, стр. 618 и след. PDF стр. 779. Абзац начало «По переведении Пыскорского сего Пертоминская пустынь Или Пертоминскиймонастырь , мужской заштатный, Состоит в Архангелогородском уезде, от Архангельска к западу, расстоянием в 120 вёрст по Онежской дороге, на восток от Унской губы, окружается от севера устьем оной губы и Белым морем, а с юга – Унским посадом, отстоящим на 24, от Яренского прихода в 20, от запада через лес от деревни Красногорской в 15 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В монастыре по штату, согласно правилам, заведенным еще при его основании, было положено 33 человека монашествующих, включая настоятеля – по числу земных лет Спасителя, а также такое же число послушников. В 1917 году в монастыре было 26 монахов и 6 послушников. С первых же дней революции обитель претерпела множество лишений и невзгод. Новые власти отобрали здания, разорили храмы. В 1918–1920 годах в монастыре располагалась колония для малолетних преступников. В 1922 году был закрыт со борный храм Преображения: в нем устроен склад реквизированного имущества. Впоследствии при перестройке собора под столовую лесхоза были разобраны главный световой барабан и 4 боковые главки. В 1931 году на территории монастыря был устроен приют для инвалидов. Последние 3 монаха покинули монастырь не по своей воле в 1938 году. У них была устроена домовая церковь в бывшей монастырской бане. После войны в монастыре открыли Дом инвалидов. Затем здесь размещен областной психоневрологический интернат. В 1994 году при бывшем монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня. Решение о восстановлении монастыря было принято Святейшим Синодом в 1998 году, когда праздновалось 140-летие основания обители. Чудотворная икона Нерукотворного образа Спасителя утрачена, но в монастыре есть список с этой иконы. Заиконоспасский мужской монастырь Россия, г. Москва, Никольская ул., д. 7–9. Возник на территории одного из древнейших московских монастырей – Николы Старого, известного уже в XIV b. На исходе XVI b. западный участок древнего монастыря с расположенной на нем церковью (очевидно, Спасской) обособился. В 1600 году царь Борис Годунов основывает здесь монастырь, упоминаемый в документах с 1620 года как «Спас на Старом», или «Спас Старый» (вероятно, по аналогии с Николой Старым). Участок, отошедший к новому монастырю с юга, вдоль Никольской улицы ограждал Иконный ряд, и за монастырем вскоре утвердилось его другое, более популярное название – Заиконоспасский. К 1626 году на небольшой территории монастыря стояли церкви: одна, главная – каменная и другая – деревянная; вдоль его границы с Никольским монастырем располагались деревянные кельи. В 1661 году вместо прежнего ставят каменный собор.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Радуюсь убо аз о твоём исправлении; если и в плене пребываешь, но сам с Божией помощью пленяешь человеки, не ведущие в познание Евангельской правды; и сего ради, возлюбленный, да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленённых с тобою о вашем таковом случае, понеже Божией воле кто противиться может? а пленение ваше не без пользы Китайским жителям; яко Христовой православной веры свет им вами открывается, и вам спасение душевное и небесная мзда умножается. По святому Апостолу Иакову, который пишет в конце своего послания, глаголя: братие, Аще кто с вас заблудит от пути истины и обратит кто его, да весть яко обративый грешника от заблуждения пути его, и спасёт душу его от смерти и покроет множество грехов. Писан царства Сибирского в первопрестольном и Богоспасаемом граде Тобольске и в нашем Архиерейском доме лета 7303, Июня в 6 день. Грамота сия найдена бывшим в Пекине Архимандритом Софронием в Архиве тамошнего Сретенского монастыря к представлена Святейшему Синоду, по возвращению его оттуда в 1809 году, в Санкт-Петербург. Статья II. О Ставропигиальных монастырях 2 класса, ныне существующих I. Kpamkoe описание Ставропигильного Заиконоспасского монастыря О местоположении оного ЗАИКОНОСПАССКИЙ Ставропигиальный мужской 2 класса монастырь, находится в столичном Городе Москве, в первой Городской части, именуемой Китае, на Никольской улице. Окружается с одной стороны Греческим Николаевским монастырём, с другой каменной стеной города Китая, с третьей домом присутственных мест Московской Губернии, а с четвёртой монастырским каменным строением, в коем по Никольской улице въезжие в монастырь ворота и по обе стороны оных книжные лавки. Название своё имеет Заиконоспасский по местоположению от Кремля за Иконным рядом, и по церкви во имя Всемилостивого Спаса. Монастырь сей начат строением по Указу Государя Царя Алексея Михайловича в 1660 году, а по обещанию Боярина Князя Феодора Феодоровича Волконского. О зданиях В настоящее время находятся в оном следующие строения: I.  Церковь СОБОРНАЯ двухэтажная, в нижнем этаже, во имя Всемилостивого Спаса, построена в 1661 году вышеупомянутым Боярином Князем Феодором Феодоровичем Волконским; и освящена того же от Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ещё в Степенной книге под годом 1473 означен монастырь за городом Николы Старого и в нём церковь Св. Николая на Хлынове. Если, сообразить все сии обстоятельства и свести вместе: 1) что Митрополит Киприан шёл от Николы Старого с крестным ходом, 2) что в 1404 году назван он на посаде, а в Степенной за городом: то нельзя сомневаться, что Николы Старого монастырь был на том самом месте, где нынешняя Введенская церковь именуемая Николы в Хлынове, как и в Степенной названа, а, следовательно, и догадка 78 что монастырь Николы Старого был на том месте, где теперь Перервинский, сама собою опровергается: ибо 1-е) как можно было Князю с вельможами и Митрополиту (в облачении) идти столь дальнее от Москвы расстояние 79 ; 2-е) и дорога от Киева в Москву была не через Перерву, а через нынешнюю Можайскую заставу, которая и находится в XII части, где и Никола Старый; 3-е) в 1404 году прямо говорится, что Никола Старый был на посаде, следовательно, не на Перерве, которая и ныне от города отдалена лесами и болотами, а тогда едва ли туда был какой-либо путь; 4-е) а что в Степенной книге сказано, что этот монастырь был за городом, то здесь надобно разуметь под именем города то место, которое стенами или палисадом ограждено. Тогда и Златоустов монастырь находился за городом, ибо в записках одного 80 любителя Российской Истории и словесности сказано: 6920 (1412) умре Архидиакон Иоанна, Архиепископа 81 Новгородского, Иоаким и погребён в Златоустове монастыре вне города Москвы. Николаевский монастырь в последствии времени обращён в девичий. Память его в изустных преданиях сохранилась и доныне. Но когда он и по какому случаю стад девичьим, когда упразднился и почему церковь эта именуется Никола в Хлынове, достоверных сведений не имеется 82 . Старый Спасский монастырь Так именовался Заиконоспасский училищный монастырь. См. Историю Иерархии, ч. I, стр. 520. Стефанеч или Стефанов монастырь Мужской 83 , находился близ города Киева и упоминается в конце XI столетия. См. Нестор. Летопись по Кёнигсбергскому списку, изд. 1767 года, стр. 144 и Русскую Летопись по Никонову списку, ч. II, стр. 13; но по Истории Г. Татищева, ч. II, стр. 161 под названием сим означена деревня, а не монастырь. Стефанов монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

40. ИОСИФ II Лазаревич, с 1688 по 1691 годы. Потом Митрополит Ростовский. 41. АРСЕНИЙ Костюрин, с 1693 по 1704 годы. Потом Архиепископ Воронежский. 42. ФEOДOCUЙ V, Князь Ванбальский, с 1704 по 1711 годы. Потом Епископ Крутицкий. 43. ДUOHUCUЙ II из Ризничих того же Чудовского монастыря с 1711 года, Марта 25. 44. ГEHHAДUЙ IV. В 1714 году переведён из Архимандритов же Андрониевских. 45. ФЕОФИЛАКТ Лопатинский, переведён из Архимандритов же Заиконоспасского монастыря. Потом Епископ Тверской с 1723 года. 46. ФЕОФИЛ Кролик, произведён из Иеромонахов, и был Членом Святейшего Синода. 47. ГEHHAДUЙ V Беляев, по 1727 год. 48. EBФUMUЙ III Грек. Убит. 49. ААРОН переведён из Белгородского Никольского монастыря. Он был Членом Святейшего Синода, а в 1735 году, Декабря 28, хиротонисан в Епископа Архангелогородского. 50. КИПРИАН Скрипицын. В 1739 году, Декабря 13, хиротонисан в Епископа Вятского. 51. BAPЛAAM II Скамницкий. В 1740 году, Октября 3 пожалован Членом Св. Синода, а в 1743 году хиротонисан в Епископа в Вятку. 52. ИЛАРИОН. При нём монастырь сей обращён в дом Московских Архиереев. III. Kpamkoe описание Савина Сторожевского монастыря О местоположении и начале оного САВИН СТОРОЖЕВСКИЙ, бывший Ставропигиальный, а ныне Московской Епархии первого, класса мужской монастырь, под ведомством Викария, Епископа Московской Митрополии, лежит на левом берегу реки Москвы и Разварни, от города Звенигорода расстоянием версты полторы, вверх по реке, на горе; обсажен деревьями и обнесён каменной высокой оградой, с семью большими башнями. Гора сия отделяется долиной и лугами от оной, на которой стоит город, и вышиной немного от неё разнствует. Звание Савина получил монастырь сей от основателя своего, Преподобного Саввы Звенигородского Чудотворца, бывшего прежде учеником Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, а наконец в сем монастыре Игуменом: но Сторожевским именуется по горе, на коей стоит, которая исстари ещё до монастыря сего называлась Сторожи; потому что там становилась опасливая стража, для остережения от нашествий неприятельских, которых с сей горы издали можно было видеть со всех сторон. По сему-то в старых грамотах и монастырь сей писался Саввин на Сторожах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

О начале Архимандрии и преимуществах Настоятелями в монастыре сем сперва были Строители, потом Игумены, из коих первый Палладий Роговский определён был в 1700 году, а в 1703 году, Января 23 скончался; по ней учреждена Архимандрия с положением, чтобы Архимандритам оного быть и Ректорами Академии; что и доныне продолжается 150 . По Указу Святейшего Синода Конторы от 20 числа Сентября 1761 года, дозволено Архимандритам сего Заиконоспасского монастыря иметь мантию со скрижалями и посох с яблоками. II. Kpamkoe описание Ставропигиального Ростовского Зачатьевского Яковлевского монастыря О местоположении и начале оного Ростовский Зачатиевский ЯКОВЛЕВСКИЙ Ставропигиальный второго класса мужской монастырь находится близ города Ростова, по которому и называется Ростовским, на низком месте, на берегу Ростовского озера Нера, расстоянием от города в полторы версты. Первоначально построен оный в конце XIV века св. Иаковом, Епископом Ростовским, почему и именуется ещё Яковлевским. Святитель сей, по изгнанию своему с престола и из города, удалился на то самое место, где теперь стоит монастырь, и построил себе уединённую хижину; потом, когда начали к нему собираться для сожительства многие из граждан, особенно же из приверженных к нему: то вознамерился он устроить тут обитель и соорудил сперва деревянные кельи для братии, а после и церковь во имя зачатия св. Анны деревянную же, по которой наименовал монастырь сей Зачатьевским. Ростовцы, познав заблуждение своё и неправедное оскорбление невинного Архипастыря, хотя раскаялись и просили его возвратиться паки на престол свой; но отягчённый старостью Святитель отрёкся от восприятия на себя вторично бремени пастырства, и по прошествию нескольких лет в 1392 году, Ноября 27, преставился в обители сей, а погребён в созданной им церкви на том самом месте, где и ныне почивают св. мощи его. По кончине св. Иакова монастырь сей различным подвержен был переменам и опустошениям, особенно же в Литовское нашествие на Россию: ибо тогда оный весь был разорён и выжжен.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Прибавление из VI тома Андреевский Киевский-Выдобужский монастырь Или Выдубицкий . Так был назван Всеволож по имени Князя Всеволода, возобновителя оного (см. Выдубицкий; Татищев, Российская История, ч. II, стр. 124 и 215). Андреевский Княжий монастырь См. Князь-Андреевский. Андреевский Московский монастырь См. о нём ещё часть V, стр. 643. 9 АНДРЕЕВСКИЙ МОСКОВСКИЙ мужской, упразднённый, монастырь, ныне приходская Воскресения Христова, что в Пленицах, церковь , находился в столичном городе Москве, за Калужскими воротами, в Замоскворецкой части неподалёку от Воробьёвых гор, на берегу Москвы-реки, расстоянием от Кремля в пяти вёрстах, построен при Царе Алексие Михайловиче Боярином Феодором Ртищевым на собственное его иждивение для училища 10 . Он был в 1682 году приписан к Заиконоспасской Московской Академии, после того к Донскому монастырю. В приправочных и строительных книгах при Государе ПЕТРЕ I писан селом, в котором содержаны и обучаемы были несчастно рождённые дети; по состоявшемуся же в 1764 году Штату, упразднён и со всем имением и зданиями отдан Московскому, городскому Обществу на устроение там богадельни, которая и устроена, и содержит 150 обоего пола престарелых мещан. В 1807 году Московский городской Глава Кириаков положил в Московский Опекунский совет 30.000 рублей с тем, чтобы в том же месте на проценты с сего капитала содержать 30 человек изувеченных на войне солдат. Строения в сем бывшем монастыре находятся ныне следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Воскресения Христова, построенная в 1689 году по благословению Иоакима, Патриарха Всероссийского. 2) ЦЕРКОВЬ во имя св. мученика Андрея Стратилата, построенная в 1675 году по благословению того же Патриарха. 3) ПРИДЕЛ во имя св. мученика Феодора Страталата. 4) ЦЕРКОВЬ под колокольней, во имя св. Архистратига Михаила, построенная в 1748 году иждивением Графа Сергея Борисовича Шереметьева. 5) ДОМ для госпиталя. Анзерский Скит Приписанный к Соловецкому монастырю, находится в открытом море, почти посредине разверстия Онежской губы, на острове Анзерском, по которому и звание своё имеет. От Соловецкого монастыря в 30, от Кемского городка в 80, от Сумского острога в 100 от города Архангельска в 200 вёрстах. Основатель оного Скита преподобный Елеазар, Анзерский Чудотворец, жил на острове сем уединённо, потом когда собралось к нему довольное число и других Пустынных монахов, то по прошению преподобного Елеазара, а по жалованной Государя Царя Михаила Феодоровича в оный Анзерский Скит в 7136 году/1628, Февраля 7, грамоте, велено в том Ските быть братии двадцати; а по грамоте же Государя Царя Алексея Михайловича, жалованной в 7164/1656 году, в Марте месяце, положено быть братии семнадцати человекам, и по обеим тем жалованным грамотам повелено на церковные потребы и на содержание братии Ружное жалованье получать от города Архангельского из Государевой казны.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

19.10.1880 г. пострижен в монашество, 06.12.1880 г. рукоположенв иеромонаха и утвержден в должности помощника синодального ризничего. С 1882 г. синодальный ризничий и настоятель синодальной Двунадесяти апостолов церкви. В 1886 г. возведен в сан архимандрита. С 1892 г. Настоятель Московского Знаменского монастыря. С 1895 г. настоятель ставропигиального Заиконоспасского монастыря. В 1896 г. освобожден по прошению от должности синодального ризничего. С 1898 г. настоятель Ново-Иерусалимского Воскресенского мужского монастыря. 22.02.1904 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 22.02.1908 г. епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. 25.06.1911 г. уволен на покой с предоставлением управления Спасо-Преображенским Арзамасским монастырем на правах настоятеля. 04.07.1914 г. освобожден, по прошению, от управления монастырем и назначен в Московский ставропигиальный Новоспасский монастырь. Составил систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки, дополнив описание славянских рукописей А.В. Горского и К.И. Невоструева . Была опубликована первая часть – каталоггреческих рукописей, вторая часть – описание славянских рукописей – не опубликована; см.: Владимир (Филантропов), архим. Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки. Ч. 1: Рукописи греческие. М., 1894. Подробнее о епископе Владимире (Филантропове) см.: [Соболевский А.И.] Епископ Владимир/С. А. И.//Русский филологический вестник. 1916. С. 151–154; Богданова Т.А. Владимир (Филантропов) – епископ Ковенский//ПЭ. М., 2004. Т. 8. С. 668.) 194 (...сравнивал... с храмом Воскресения в Иерусалиме. – Речь идет о храме ВоскресенияХристова (Гроба Господня) на месте Голгофы в Иерусалиме, построенном в 326–335 гг. и освященном в 336 г. Подробнее о храме Воскресения Христова см.: Дневник. Т. 1. С. 628–629.) 195 (Саввин монастырь – Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь. Основан в 1398 г. прп. Саввой Сторожевским, учеником прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

261 Заиконоспасский, иначе Спасский из-за Иконного ряда, Иконноспасский, также Спасский училищный мужской, 2-го класса в г. Москве на Николаевской улице, в Китай- городе, за иконным рядом. Монастырь возник в XVII в. на территории одного из древнейших московских монастырей – Николы Старого, известного уже в XIV в. В документах с 1620 г. монастырь упоминается как Спас на Старом или Спас Старый. Первым игуменом монастыря в 1620 г. стал Макарий. В 1682 г. царем Федором Алексеевичем при монастыре заведена Славяно-Греко-Латинская академия, переведенная в 1814 г. в Троице-Сергиеву Лавру. Выпускниками академии, расположенной при монастыре, были А. Кантемир, М. Ломоносов, митр. Евгений (Болховитинов) , св. Иннокентий Иркутский. В 1812 г. монастырь был разграблен и осквернен французами. Монахов ограбили до наготы, избивали, заставляли носить тяжести. В нижней церкви были поставлены лошади, которых укрывали ризами вместо попон. Постель маркитантки, которая торговала в книжных лавках, была покрыта плащаницей. К советскому времени большинство зданий монастыря было разрушено, в оставшихся разместился Московский государственный историко-архивный институт, а в 1991 г. преобразованный в Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). 262 Космодамианский храм на Маросейке построен в 1793 г., но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую. Когда именно и кем была построена старая Космодамианская церковь , точных сведений не имеется. Достоверно только, что церковь эта существовала еще в начале XVII-ro века. Церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя св. бессребреников Космы и Дамиана, поэтому она имела в старину двойное название – Никольская и Космодамианская. Новый храм, построенный в конце XVIII в. по плану известного архитектора Казакова, представляет собой один из наиболее ярких памятников зрелого классицизма. В строгом облике здания ведущую роль играет композиция чистых цилиндрических объемов, перекрытых куполами. Со стороны улицы на глади стен выделяется пара колонных портиков с двух сторон придела.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

За этим общим вступлением в духовное завещание, характеризующим личное благочестивое настроение Симеона, непосредственно следует здесь другая не менее особенная и самостоятельная часть его, которую в отличие от предыдущей можно назвать частною. Она заключает в себе частнейшие посмертные распоряжения Симеона, относящиеся главным образом к распределению оставленного им, довольно значительного имущества. Распределение это преимущественно назначается здесь на различные монастыри и некоторыми особенностями своими служит наглядной иллюстрацией общих жизненных отношений Симеона. Жизнь и деятельность Симеона Полоцкого сосредоточивалась, как известно, в трех главных центрах: в Москве, в Полоцке и в Киеве. Это существенным образом отразилось и в его духовном завещании. Здесь, вслед за распоряжением относительно места погребения и расходов на поминовение, им определяются пожертвования прежде всего в следующие монастыри: «в монастырь Всемилостиваго Спаса, что за иконным рядом», «в монастырь Полоцкий святых Богоявлений» («там бо постригохся», прибавляет он при этом) и в Киев – в монастыри Печерский и Братский. Во всех эти монастыри Симеон назначает самые крупные пожертвования и при том не только деньгами, но также вещами и книгами. При этом книги – Обед душевный и Вечерю душевную он отписывает в церковь Заиконоспасского монастыря, книги польские и русские определяет в полоцкий Богоявленский монастырь, а латинские – в киевский Братский (во вивлиофеку» 445 ). Сообразно с этим, и в дальнейшем распределении своих пожертвований на монастыри Симеон Полоцкий видимым образом придерживается этих краев России, отмеченных его личным пребыванием. – Прежде всего он обращает здесь свое внимание на южные малороссийские монастыри, оказывая им явное предпочтение назначением в них более крупных денежных взносов. Взносы эти, кроме десяти мелких киевских монастырей, определяются здесь в монастыри: Межигорский, Мгарский, Густынский, Кутеинский мужской и Кутеинский женский. – Несколько меньшие денежные пожертвования Симеон назначает в западные белорусские монастыри: Марковский в Витебске, Святодуховский в Вильне, Петропавловский в Минске, Дисенский и Миорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010