Слово Предстоятеля Русской Церкви после утрени Великой среды в Заиконоспасском монастыре Москвы 19 апреля 2011 г. 23:08 Вечером 19 апреля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. Предстоятель Русской Церкви принял участие в богослужении в канун Великой среды в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» монастырского собора Спаса Нерукотворного Образа, после чего обратился к верующим с проповедью. Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с завершением Великого и Святого вторника — того самого дня, когда мы вспоминаем особо важные обращения и наставления Спасителя. Вторник посвящен теме конца века сего и Страшному суду; и все поучения Господа — вокруг именно этой темы, чтобы каждый понял, что перспектива конца и суда неотвратима для каждого человека. И поучения Спасителя, которые Он преподает и через притчи, и через пророчества, направлены на то, чтобы помочь людям осознать смысл своей жизни, а смысл заключается в том, чтобы жить по Божиему закону, в соответствие с Божиим промыслом, в соответствии с Божиим замыслом о мире и о человеке. Нам иногда кажется, что суд — это какая-то далекая перспектива. Но суд Божий — не одномоментное действие. Суд Божий осуществляется и в истории этого мира — в отношении и каждого человека, и человеческих сообществ, и целых человеческих цивилизаций. Суд совершается неотвратимо. Если кому-то кажется, что зло ненаказуемо, то либо взор такого человека слаб и он не способен прозревать смысл происходящего, либо просто временная дистанция слишком коротка, чтобы делать заключения о Божией справедливости. Мы судимы за наши мысли и дела при нашей жизни. Иногда нам кажется, что по непонятным причинам на нас вдруг обрушиваются невзгоды, болезни, неудачи. Ничего не происходит с нами без воли Божией — даже волос с головы не может упасть. Но это не значит, что Господь управляет нашими судьбами, нашими жизнями механически. Это не значит, что мы лишены всякой свободы. Мы живем свободно и сами выбираем свой путь, свое место в жизни, сами определяем свое место по отношению к Богу. А вот последствия этого выбора привлекают к нам либо милость Божию, либо Божие наказание. Поэтому не Бог нас наказывает — мы себя наказываем, поставляя под гнев Божий, под Божию справедливость. И завершится эта тайна Божественного суда над нами уже в вечности, когда весь род человеческий предстанет пред Богом на Страшном суде.

http://patriarchia.ru/db/text/1456213.ht...

Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Дата основания: 1600 г. Статус: действующий. Заиконоспасский монастырь основан царем Борисом Годуновым в Москве в 1600 г. Первое упоминание о нём в исторических документах относится к 1635 г. Известно, что располагался Спасский монастырь на Никольской улице за иконным рядом, где можно было выменять икону - отсюда название " Заиконоспасский " . Позднее монастырь стал известен как «учительский» благодаря созданной в его стенах просветительской школе, реорганизованной затем в Славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение в России, давшее начало Московской духовной академии. Содержание История [ править править код ] Заиконоспасский монастырь (Спасский за иконным рядом) был основан Борисом Годуновым в 1600 году. Менее чем через тридцать лет на Никольской улице случился большой пожар, от которого пострадала и обитель. В результате часть земли под сгоревшими монастырскими постройками была отписана земскому приказу... Заиконоспасский монастырь, Спасский собор. Фото XIX в. Новый, на этот раз каменный двухэтажный, Спасский собор заложили в 1660 г. по повелению царя Алексея Михайловича. Нижний этаж — во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа, верхний — во имя иконы Богородицы, Всех скорбящих Радости. Средства на строительство дал боярин Ф.Ф. Волконский. Храм вскоре был построен и освящён осенью 1661г. Но не прошло и ста лет, снова случился пожар... И снова нашлись силы и деньги на восстановление собора. Храм был восстановлен И.Ф. Мичуриным и освящен летом 1742 г. А на следующий год, ворота, выходящие на Никольскую, увенчались колокольней. Однако не за горами было очередное разорение, теперь от нашествия Наполеона... Обитель восстанавливалась и поновлялась, и каждый раз в результате только хорошела. Так в 1851 г. появилась луковичная главка ротонда на куполе собора... К началу XX в. храм принял свой окончательный облик. Судьба этой обители пусть будет в пример нашей собственной жизни. Когда нас охватывает пожар неуёмного ритма, душевной усталости от отсутствия вокруг доброты и милосердия, безысходности от осознания невозможности спастись, жить по законам Божьим, а не по хотению этого мира, надо помнить: пока есть человек, пока он жив - всё возможно. Нужно верить. С Божьей помощью возможно восстать из любых руин, обновиться, и тем самым обновить свою жизнь, выпрямить путь, обрести человеческое счастье. Из доброты, любви, заботы о ближних, из всего того доброго, что есть в каждом от рождения воздвигнуть храм души и расточать, как нам расточает Господь. Тогда главка на нашем соборе будет сиять, подобно золотой в солнечный день. Тогда и мы обретём свой окончательный облик. Просветительская роль обители [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Заиконоспасски...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье), на Никольской ул. в Китай-городе. Основан, вероятно, на рубеже XVI и XVII вв., до 1614 г. Наименование мон-ря отражает посвящение главного престола и топографическое положение обители до нач. XIX в. (за Иконным торговым рядом вдоль Никольской ул.). В документах XVII в. З. м. именовался как «Спасский», «Спасский за Иконным рядом», «Спасский Училищный», в «Привелегии...» Симеон Полоцкий высокопарно называл его «Всемилостивого Спаса иже в Китае на Песках, нарицаемый Старый». Возможно, именно со 2-й пол. XVII в. появлялись версии о древнем происхождении монастыря и наименования: «Спасский на Никольском крестце, на Песках, на Старом месте». В XVIII в. мон-рь чаще именовался Заиконоспасским Училищным, в XIX-XX вв.- Заиконоспасским. Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Вид на Заиконоспасский мон-рь со стороны Китайгородской стены. Фотография. Нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Архим. Леонид (Кавелин) датировал основание З. м. 1380 г. (в связи с победой на Куликовом поле) на территории монастыря Николы Старого - московского Греческого во имя свт. Николая Чудотворца монастыря (учреждение к-рого он также относил к XIV в.). Он полагал, что З. м.- это отделившийся зап. участок Никольской обители с расположенной на нем Спасской ц. По мнению архимандрита, именно самостоятельный Спасский мон-рь упоминается в документах с кон. XV в. как «Спас на Старом», «Спас Старый». Однако приведенный архим. Леонидом корпус летописных известий является спорным, а анализ их содержания - не вполне убедительным. Не подкреплена документами и гипотеза об основании З. м. в 1600 г. царем Борисом Годуновым. Менее распространенная версия, по к-рой датой основания З. м. считается 1660 г., видимо, связывает этот факт со временем постройки в мон-ре собора в честь Нерукотворного образа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/182479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОСКОВСКИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Вид на греческий Никольский мон-рь из-за стены Китай-города. Фотография. 1884 г. Вид на греческий Никольский мон-рь из-за стены Китай-города. Фотография. 1884 г. находился в Москве на ул. Никольской в Китай-городе, рядом с Заиконоспасским в честь Нерукотворного образа Спасителя мужским монастырем , напротив московского в честь Богоявления мужского монастыря . В разные исторические периоды М. Г. м. именовался «Никола Старый», «Никола Большая Глава», «что на Крещатике», «у Крестного целования» (в монастырском храме, т. о., обычно приводили к присяге), «за Иконным рядом», «у большого Креста». Свт. Киприан облачается в святительские одежды в мон-ре Николы Старого и входит в Москву. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 351) Свт. Киприан облачается в святительские одежды в мон-ре Николы Старого и входит в Москву. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 351) Точное время и обстоятельства основания М. Г. м. неизвестны. Впервые упоминается в летописях в рассказе о торжественной встрече за городом вел. кн. Московским и Владимирским Василием I Димитриевичем митр. всея Руси свт. Киприана со свитой, прибывшего из Киева в марте 1390 г. Затем все «поидоша в град Москву», где митрополит «облечеся у Николы у Старого», и далее он проследовал в Успенский собор Московского Кремля (Рогожский летописец//ПСРЛ. Т. 15. Стб. 158; Шахова. 2005. С. 96-97; Она же. 2015. С. 335-336). Однако нек-рые исследователи отождествляли «Николу Старого» с Перервинским во имя святителя Николая Чудотворца монастырем . Сведений о мон-ре XV-XVI вв. сохранилось мало. В марте 1401 г. Новгородский архиеп. Иоанн (Стухин) , прибывший «о святительских делех» по приглашению митр. Киприана в Москву, был задержан и заточен на 3 года и 6 месяцев в «манастыре у Николы Старого» (ПСРЛ. Т. 25. С. 233). В Новгородской V летописи и в Летописи Авраамки приводится более пространный рассказ о задержании в Москве архиеп. Иоанна по воле митр. Киприана и об освобождении его по распоряжению вел. кн. Василия Димитриевича (Там же. Т. 4. С. 144; Т. 16. Стб. 147-148). Этот факт свидетельствует о тесной связи обители с митрополичьей кафедрой.

http://pravenc.ru/text/2564226.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН Никон (Рождественский), архиеп. Вологодский и Тотемский. Фотография. 10-е гг. XX в. Никон (Рождественский), архиеп. Вологодский и Тотемский. Фотография. 10-е гг. XX в. (Рождественский Николай Иванович; 4.04.1851, с. Чашниково Московского у. и губ - 12.01. 1919, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ. (ныне г. Сергиев Посад Московской обл.)), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель. Из многодетной семьи сельского дьячка. Учился в Заиконоспасском и Перервинском ДУ в Москве. В 1868 г. поступил в Московскую ДС. В семинарии в 1868-1873 гг. выпускал рукописный ж. «Памятные записки ученика семинарии» с периодичностью 50 номеров в год. Будучи семинаристом, интересовался иконописанием и посещал занятия живописью в Строгановском уч-ще технического рисования (ныне Московская художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова). В 1874 г. окончил Московскую ДС первым на курсе. В том же году поступил послушником в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова ставропигиальный мужской монастырь . Наставником Н. был настоятель обители архим. Леонид (Кавелин) . После назначения архим. Леонида наместником Троице-Сергиевой лавры в 1877 г. Н. последовал за ним и был определен послушником в лаврскую братию. Исполнял послушание помощника библиотекаря. 12 марта 1880 г., находясь на лечении в монастырской больнице, был пострижен в монашество с именем Никон. 16 мая 1882 г. рукоположен во диакона, 23 мая того же года - во иерея. В 1885 г. возведен в звание соборного иеромонаха Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря . В 1892 г. Н. стал действительным членом учрежденного Собора Троице-Сергиевой лавры с исключением из Донского монастыря. 25 сент. того же года возведен в сан архимандрита. С 15 июня 1893 г. казначей Троице-Сергиевой лавры. 9 июля 1901 г. Н. назначен председателем Совета епархиального уч-ща иконописания при Троице-Сергиевой лавре.

http://pravenc.ru/text/2577559.html

В Москве будет воссоздан Заиконоспасский монастырь 17 ноября 2006 г. 12:13 Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь будет воссоздан на Никольской улице в центре Москвы, сообщили в городской администрации. Мэр столицы Юрий Лужков подписал постановление столичного правительства о передаче в безвозмездное пользование подворью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храмов и строений бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе. В настоящее время Патриаршее подворье в этих строениях арендует часть нежилых помещений, а часть занята арендаторами. Они по мере завершения сроков договора аренды будут выводиться из строений бывших монастырей. Так, в настоящее время часть помещений общей площадью 4,4 тыс. кв. метров занимают Российский государственный гуманитарный университет, ресторан «Годунов», почтамт, ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», ряд других арендаторов. Согласно постановлению, Патриаршее подворье в течение двух лет по согласованию с Москомнаследием произведет полный комплекс ремонтно-реставрационных работ помещений храмов и строений бывших монастырей. Заиконоспасский монастырь был основан в 1600 году царем Борисом Годуновым. В 1665 году по указанию царя Алексея Михайловича при монастыре была открыта школа для обучения «латыням», которую возглавил Симеон Полоцкий. В конце XVII-haчaлe XIX веков Заиконоспасский монастырь являлся одним из центров Русского просвещения. В 1687-1814 годах здесь располагалась Славяно-греко-латинская академия, ставшая первым высшим учебным заведением в России. Академия имела статус духовного училища, а её ректор являлся одновременно и настоятелем монастыря. Здесь давалось и самое широкое общее образование. Впоследствии в Заиконоспасском монастыре размещалась Московское духовное училище. Заиконоспасский монастырь много раз перестраивался. Здание Славяно-греко-латинской академии не сохранилось. В 1924 году была снесена колокольня монастыря, возвышавшаяся над домом 9. Во внутреннем дворе находится главная достопримечательность Заиконоспасского монастыря — собор Спаса Нерукотворного, построенный в 1660-61 гг. и перестраивавшийся в 1717-20 и 1742 гг. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/162241.htm...

В канун Недели Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Спасском соборе Заиконоспасского ставропигиального монастыря 4 марта 2017 г. 21:37 4 марта 2017 года, в канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Спасского собора Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; иеромонах Даниил (Константинов), исполняющий обязанности наместника Заиконоспасского монастыря; насельники обители в священном сане и духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнили мужской и женский хоры Заиконоспасского монастыря (регенты В.А. Зырянов и Н.В. Горлова). В храме присутствовал глава Касимовского муниципального района Рязанской области В.Л. Лунин. По окончании богослужения иеромонах Даниил (Константинов) приветствовал Святейшего Патриарха. Он поблагодарил Святейшего Владыку за посещение обители и выразил надежду на то, что в текущем году Святейший Патриарх также посетит Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь в Касимовском районе Рязанской области. В возрождении монашеской жизни в Шостьенской обители участвуют насельники Заиконоспасского монастыря. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар насельникам обители Святейший Патриарх Кирилл передал сборники своих проповедей. Завтра, 5 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4826135.ht...

Москва. Николаевский Греческий монастырь. Часовня Николая Чудотворца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Никольский греческий мужской монастырь был основан в конце XIV в., а в документах впервые упомянут в 1390 году как монастырь " Никола Старый " , " Никола большая глава, что у крестного целованья " . В 1653 году царь Алексей Михайлович передал Никольский монастырь греческому Афонскому Иверскому монастырю в знак благодарности за список с иконы Иверской Божией Матери, привезенный в Москву. С этого времени к названию монастыря добавили слово «греческий». В начале XVIII века обитель полностью перестроили на средства князей Кантемиров. В Никольском монастыре находилась их усыпальница, в ней был похоронен поэт А.Д. Кантемир. После революции 1917 года монастырь закрыли, единственный его храм — собор Николая Чудотворца — разрушили в 1935 году, остальные здания перестроили. Собственно говоря, от монастыря осталось только здание монастырского доходного дома с возвышающейся над ним бывшей колокольней монастыря. Под колокольней находилась часовня Николая Чудотворца, очертания которой сейчас и выделяются на фасаде здания. В настоящее время колокольня и часовня приписаны к главному собору бывшего Заиконоспасского монастыря Спаса Нерукотворного. Никольская часовня - одно из немногих уцелевших зданий бывшего Николаевского греческого монастыря. Архитекторы: Кайзер Г., Буссе К.Ф. В 1902 году по проекту архитектора Г. Кайзера было построено большое здание на Никольской улице. В нем размещался монастырский доходный дом с возвышающейся над ним колокольней, увенчанной главкой с крестом и со звоном. Под ротондой колокольни находилась часовня Николая Чудотворца, попасть в которую с улицы можно было по большому красивому крыльцу. В спорных случаях в часовне приводили к присяге участников судебного разбирательства, в доказательство своей правоты они целовали крест и образ святителя Николая. После революции 1917 года, когда монастырь закрыли, его единственный храм - собор Николая Чудотворца был разрушен, здания перестроены. Ныне на месте собора – пустырь, в сохранившихся корпусах бывших келий расположены различные учреждения. Здание часовни с бывшей колокольней было передано Московскому историко-архивному институту. В настоящее время часовня не действует, приписана к храму бывшего Заиконоспасского монастыря. Комментарии и обсуждение На Никольском крестце часовня святителя Николая Чудотворца. В ней приводили к присяге участников судебного разбирательства в спорных случаях: во свидетельство правоты тяжущиеся целовали крест и образ святителя Николая. Автор проекта сохранившейся часовни Николая Чудотворца, 1902 г., архитектор К.Ф. Буссе. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=10236

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил торжества по случаю 25-летия возрождения Заиконоспасского ставропигиального монастыря 31 августа 2017 г. 14:16 29 августа 2017 года, в праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотоворенного Образа Господа Иисуса Христа, в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре в Москве прошли торжества, посвященные престольному празднику и 25-летию возрождения духовной жизни в обители. Божественную литургию совершил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност . Его Высокопреосвященству сослужили ему сослужили: и.о. наместника Заиконоспасского монастыря иеромонах Даниил (Константинов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов), настоятель храма пророка Божия Илии на б. Новгородском подворье, и.о. благочинного Иверского округа г. Москвы протоиерей Андрей Речицкий, братия монастыря в священном сане. За Литургией молились настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря игумения Антония (Минина), настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря игумения Неонилла (Фролова), прихожане и гости обители. Богослужебный песнопения исполнил хор Заиконоспасского монастыря под управлением Владимира Зырянова. По окончании праздничного богослужения состоялся крестный ход, торжественная процессия прошла от Заиконоспасского монастыря к месту, где находился Никольский монастырь, затем к Воскресенским воротам, далее к Казанскому собору на Красной площади. По завершении крестного хода в образовательном корпусе Заиконоспасского монастыря прошел праздничный концерт. Перед собравшимися выступил симфонический оркестр под управлением Александра Демидова и хор Заиконоспасского монастыря под управлением Владимира Зырянова. В 1929 г. Заиконоспасский монастырь был окончательно закрыт. В храме размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Храм был возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г. 5 марта 2010 г. Священный Синод постановил открыть (журнал 29) Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе г. Москвы. Московская городская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4999567.ht...

Завершились краткосрочные курсы подготовки сотрудников церковных архивов 19 октября 2012 г. 11:51 18 октября 2012 года завершились краткосрочные курсы подготовки сотрудников церковных архивов, организованные Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и проводившиеся совместно с Российским государственным гуманитарным университетом и Государственным архивом Российской Федерации. В последний, десятый, день курсов слушатели познакомились с актуальными вопросами деятельности современного архива, принципами конфиденциального делопроизводства, основами и практикой создания мультимедийных архивов. Лекции читали профессор, заведующий кафедрой истории и организации архивного дела ИАИ РГГУ Т.И. Хорхордина и доцент кафедры А.В. Попов. По окончании лекционных занятий участники курсов собрались в актовом зале Историко-архивного института. Церковных архивистов приветствовал директор института, доктор исторических наук, профессор А.Б. Безбородов. В своем выступлении он отметил, что сотрудникам института было очень интересно работать с церковными слушателями. Директор вуза выразил надежду, что проведение подобных курсов будет содействовать не только профессиональному росту людей, ответственных в епархиях и центральных церковных учреждениях за архивное хранение документов, но и укреплению церковно-государственного и церковно-общественного взаимодействия в отдельных сферах административной и организационной работы. После этого А.Б. Безбородов вручил слушателям удостоверения о повышении квалификации государственного образца. Выпускников курсов приветствовал секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов, выразивший от имени организаторов и участников курсов благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за благословение этого мероприятия. Выступавший отметил, что курсы не состоялись бы без одобрительного отношения к ним и всемерной поддержки ректоров двух учебных заведений — ректора ОЦАиД митрополита Волоколамского Илариона и ректора РГГУ Е.И. Пивовара. Затем А.И. Мраморнов вручил слушателям удостоверения о повышении квалификации церковного образца. Выпускниками курсов стали: После вручения документов о краткосрочном повышении квалификации участники курсов посетили Заиконоспасский мужской монастырь. Общецерковная аспирантур и докторантура /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2536458.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010