Библиография работ о персоне: Аверинцев С.С. Религиозная поэзия X – XI вв. Религиозная поэзия XII в.// Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972. С.458–459. Андреев М.Л. Средневековая европейская драма: Происхождение и становление (X–XIII вв.). – М.: Искусство, 1989. С.21–28. Андреев М.Л. Хротствита и Теренций: (Структура паллиативы в средневековой интерпретации//  Античная культура и современная наука. – М.: Наука, 1985 . Бильбасов В.А. Монахиня Росвита, писательница Х века//Журнал министерства народного просвещения. – СПб.,  1837. – 5, 6. Варнеке Б.В. Римский поэт Теренций на западноевропейской сцене//Вестник всемирной истории. – 1900. – 10. Гаспаров М.Л. Хротсвита Гандерсгеймская//Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.281–286. История европейского искусствознания. – М.: АН СССР, 1963.  Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.   Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.   Поньон Э. Жизнь Европы в 1000 году/Пер. с франц. – М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 1999. С.243–245. Росвита//История средних веков/Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон; АСТ, 1999. Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Уайлз Д. Театр в Риме и средневековой Европе//Иллюстрированная история мирового театра/Под ред. Джона Рассела Брауна/Пер. с англ. – М.: БММ АО, 1999.  Библиография работ автора: Фрагменты из драм//Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972.   Из поэмы об Оттоне Великом//История средних веков/Составитель М.М.Стасюлевич. – СПб.: Полигон; АСТ, 1999. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/person/3177406

Аверинцев С.С. Византийская литература//История всемирной литературы. – М.: Наука, 1984. – Т. 2. С. 430–432. Аверинцев С.С. Литература//Аверинцев С.С. Литература// Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. С. 327–329. Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв.//История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С. 349. Бибиков М.В. Развитие исторической мысли//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.110–111. Бородин О.Р. Развитие географической мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. Бородин О.Р., Гукова С.Н. История географической мысли в Византии. – СПб.: Алетейя, 2000. С.27–29. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.   Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.   Никитский П. Замечания к тексту " Шестоднева Георгия Писиды//Журнал Министерства народного просвещения. –1888. – 1. Самодурова З.Г. Школы и образование//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.   2140. – T.II.   Чичуров И.С. Литература VIII–X вв.//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.140–141. Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. С.64–66. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.185–189. Фрейберг Л.А. Византийская поэзия IV – X веков и античные традиции//Византийская литература. – М.: Наука, 1974. . С.58–62. Шляпкин И.А. " Шестоднев " Георгия Писиды//Журнал министерства народного просвещения. – СПб.,   1890. – 6.  Библиография работ автора: Поношение судьбы//Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит/ Перевод с сирийского и греческого языков  С.С.Аверинцев. – Киев: Дух i Лimepa, 2003. Поношение судьбы//От берегов Босфора до берегов Евфрата/Перевод, предисл. и коммен.:  С.С.Аверинцев. – М.: Наука, 1987. 

http://bogoslov.ru/person/2675067

Крюков А.И. Земные скорби провинции в контексте проповедей Михаила Хониата//Византийские очерки. Труды российских ученых к  XXI Международному конгрессу византинистов. – СПб.: Алетейя, 2006. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.   Михаил Акоминат//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II.   Соколова Т.М. Акоминат Михаил//Краткая литературная энциклопедия/Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978.  Сонни А. Михаил Акоминат – автор " Олицетворения " , приписываемого Григорию Паламе//Византийский временник. –  М.,  1915. – Т. 17.  Успенский Ф.И. Неизданные речи и письма Михаила Акомината //Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1879. – Т. 201. – Январь–февраль. Успенский Ф.И. Сочинения  Михаила Акомината//Записки Имп. Новороссийского университета. – Одесса, 1881. – Вып. 32. Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX – XV вв. – М.: Наука, 1978. С.123–124, 225–226.  Библиография работ автора: Речь к императору Алексею (о положении в Афинах)/Пер.  с греч.: В. Васильевский //Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1883. – Ч.210. Четыре неизданные беседы Михаила Акомината, митроп. Афинского/Греческий текст и русский  пер.: еп.  Арсений (Иващенко).  – Новгород, 1901. Фрагменты сочинений//История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/2993404

18 декабря 1606 года, возвращаясь из Москвы в Астрахань, владыка Феодосий в пути заболел и в Царицыне скончался. Тело его было оставлено в церкви без погребения. В 1608 году боярин Фёдор Иванович Шереметев, возвращаясь со своим войском после освобождения Астрахани от изменников, проезжал мимо Царицына. Он взял тело преосвященного Феодосия и привёз в Казань, где митрополит Ефрем († 1613) похоронил его в Спасо-Преображенском монастыре. В 1617 году святитель явился во сне двум больным женщинам и велел сказать градоначальникам, чтобы тело его из Казани перенесли в Астрахань и положили в соборной церкви. По ходатайству астраханских властей и горожан останки преосвященного Феодосия были отправлены с подобающей честью в Астрахань, где встречены крестным ходом и положены в Астраханском соборе. Мощи почивали под спудом, подавая исцеления всем с верою поклоняющимся им. Со второй половины XVII века архиепископ Феодосий стал почитаться как местный святой. Литература: Саввинский И., протоиерей. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет её существований. – Астрахань, 1903. Благонравов М. протоиерей. Архиереи Астраханской епархии за 300 лет её существования с 1602 до 1902 г. Астрахань. 1902. Рыбушкин М. Записки об Астрахани. М. 1841. Матвеев С. Епархия Астраханская и Терская//Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1842, ч. XXXIV. Отд. 2, стр. 116. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской Иерархии: в 6 т. М. 1807– 1815, т. 1, стр. 104. Орлов Д. Ярославский первоклассный Толгский монастырь 1314–1914. Ярославль, 1913, стр. 83–84. Поликарпов Н.И. Очерк жизни и деятельности святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, к 200-летию со дня его кончины. – Воронеж, 1904, стр. 36. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1394. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М. 1903, стр. 344. Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 601. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 309.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

3 декабря 1901 года умер тесть отца Александра, священник Михаил Никольский, и 10 декабря он был переведен в Торжок на его место в Ильинскую церковь. После смерти тестя на молодого священника легли заботы о семье почившего, при том что некоторые дети того были еще очень малы. С 1902 по 1917 год отец Александр преподавал Закон Божий в училище ведомства Министерства народного просвещения. В 1920 году он был награжден наперсным крестом, в 1922-м — возведен в сан протоиерея. В 1923 году отец Александр был избран духовенством и верующими благочинным 1-го округа Тверского уезда и утвержден в этой должности епархиальным архиереем. В том же году протоиерей Александр был назначен благочинным Борисоглебского монастыря в Торжке, в 1924-м — награжден палицей, в 1925-м — золотым наперсным крестом с украшениями. После того как власти в 1927 году закрыли Ильинскую церковь, архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) благословил ильинскую общину перейти в Спасо-Преображенский собор Торжка, назначив отца Александра настоятелем. Здесь он прослужил до закрытия собора в 1931 году и был переведен в Николо-Пустынскую церковь. Поселок Ивантеевка. Смоленская церковь, начало XX века В марте 1937 года власти инициировали захват этой церкви обновленцами, и из-за почти полного отсутствия в Тверской епархии действующих православных храмов отец Александр переехал в Московскую область и был назначен служить в Смоленский храм, находившийся в поселке Ивантеевка Пушкинского района. 24 октября 1937 года сотрудник администрации ивантеевской школы отправил донос секретарю школьного партийного комитета, бывшему одновременно секретарем поселкового совета. Вызвав к себе диакона Александра Якиманского, дети которого учились в этой школе, и расспросив его, он написал: «Гражданин Александр Павлович Якиманский (диакон церкви в поселке Ивантеевка) передает следующее: священник церкви в поселке Ивантеевка Александр Андреевич Вершинский говорит проповеди по праздничным дням. Эти проповеди носят монархический характер. Он неоднократно был предупреждаем гражданином Якиманским и священником Успенским, чтобы не говорил проповеди, но Вершинский не обращает внимания на предупреждения и продолжает говорить проповеди».

http://foma.ru/cvjashhennomuchenik-aleks...

В России институт цензуры возник к концу Средних веков. И прежде всего — как защита именно священного текста. В 1551 году Стоглавый собор, чтобы прекратить распространение рукописных церковных книг, в которых при каждом копировании множились ошибки, постановил, что необходимо книгопечатание. «Среди самых первых памятников европейской печати — сборники образцовых проповедей, — рассказывает Н. Котрелев. — Общество (а в это время общество почти неотделимо от Церкви) было озабочено сохранением правильного учения. Из-за него шла кровавая борьба: во Франции резали гугенотов, религиозные войны в Германии унесли чуть ли не треть населения. Цензура была и у протестантов, и у католиков. Католический цензор был обязан читать все выходящее во всем мире, и список запрещенных книг — Index Librorum Prohibitorum — просуществовал до ХХ века». Цензура: историческое расследование Комитет против Солнечной системы «Русская цензура до 1828 года была неупорядочена и действовала иногда по вдохновению, иногда по произволу, — считает историк и публицист Александр Архангельский. — Первый цензурный устав 1804 года разрешил почти все, но не оговорил критерии, по которым нечто дозволяется, а нечто запрещается. Когда Министерство народного просвещения и духовных дел возглавлял князь Голицын, была одна цензурная идеология, а когда на его место поставили Шишкова — другая. Все зависело от вкуса цензора». Это, впрочем, не относилось к духовной цензуре, у нее были более четкие правила: Синодальный комитет просматривал все публикации, где хоть отдаленно затрагивались вопросы веры или упоминались духовные лица. Известно, что он запрещал научный журнал Академии наук при Ломоносове за статьи про Коперника и множественность миров. Заворачивал геологические статьи за противоречие Книге Бытия. Самые острые конфликты возникали, когда духовная цензура касалась беллетристики. Цензор нередко попирал авторскую индивидуальность и придирался к мелочам. Так, раздражение члена Комитета духовной цензуры архимандрита Иоанна (Соколова) вызывали встречавшиеся в авторских рукописях фразеологизмы и разговорная речь: водить за нос, хлопать ушами, бабий народ, плут, пьяница, мальчишка и т. п., которые он всегда признавал «неприличными к печати».

http://pravmir.ru/cenzura-dialog-v-sumas...

«Журнал Министерства народного просвещения». 1904 г. Январь. Обложка (ГПИБ) «Журнал Министерства народного просвещения». 1904 г. Январь. Обложка (ГПИБ) Вначале в ЖМНП было 6 отделов: «Действия правительства» (публиковались указы, постановления и распоряжения по Мин-ву народного просвещения), отдел словесности, науки и художеств (оригинальные и переводные статьи по религии, философии, истории, филологии, правоведению, педагогике), «Известия о ученых и учебных заведениях в России» (сведения о трудах академий, ун-тов и ученых об-в, о публичных актах и лекциях, о состоянии учебных и ученых заведений), «Известия об иностранных учебных и ученых заведениях», «История просвещения и гражданского образования» (история образования в России и др. странах, биографии знаменитых деятелей просвещения), «Новости и смесь». В журнале печатались библиографические обзоры и рецензии на научные труды и художественные произведения, с 1837 г.- указатели и анонсы выходящих в России и за границей книг, с 1848 г.- «Указатель замечательнейших открытий по математическим, физическим и естественным наукам» М. С. Хотинского. ЖМНП был ведущим научно-популярным изданием в стране, освещал научную жизнь России и Запада, последние открытия, состояние просвещения в разных странах, особое место отводилось педагогике, истории и филологии. Первый редактор Сербинович одновременно был директором канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода и Хозяйственного управления при Синоде. При нем ЖМНП до 1849 г. получал ежегодную правительственную субсидию в 10 тыс. р. Затем основным источником финансирования журнала стали доходы от подписки (было 600 обязательных подписчиков). Никитенко считал, что Сербинович, работавший в Синоде, не в состоянии уделять должное внимание журналу, он докладывал в Мин-во народного просвещения, что «журнал не пользуется уважением и доверенностью читателей» (Арх. К. Д. Ушинского. Т. 1. С. 361). С апр. 1855 г. Никитенко по инициативе министра народного просвещения A. С. Норова стал фактическим редактором ЖМНП, 24 янв. 1856 г. вступил в должность. Новый редактор попытался улучшить качество ЖМНП, при нем впервые стали печататься художественные произведения (напр., трагедия О. Ф. Миллера «Конрадин, последний из Гогенштауфенов»), а также статьи по философии, теории словесности и т. п.

http://pravenc.ru/text/182367.html

5 Там же. — С. 11. 6 Проф. Т. Събев . Църковно календарният въпрос. Синодално издателство. — София, 1968. — С 66. 7 Приложение 1-е к журналу заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском астрономическом обществе 3 мая 1899 г. — С. 3—4; ср.: Буткевич А.В., Зеликсон М.С . Цит. соч. — С. 12—13. 8 Приложение 6-е к журналу заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря 22 ноября 1899 г — С. 51 9 Заявление было принято собором 4 декабря 1963 г. См. Das Zweite Vatikanische Konzil. — Herder, 1966. — Teil I — S. 106—109. 10 Учение Православной Церкви о Священном Предании и отношение ее к новому стилю (составлено афонскими ревнителями православного благочестия). — Изд. восстановленной Почаевской типографии преп. Иова во Владимировой, 1934. — С. 29. — П. 89 11 Журнал Министерства Народного Просвещения. — 1864, январь. — Отд. 6-е. — С. 18. 12 Постановления Комиссии по вопросу о реформе календаря в России. — Русское астрономическое общество. СПб., 1900. — С. 6. 13 Особое мнение члена Комиссии В. В. Болотова см. Журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря, 21 февраля 1900 г. -С. 33—34. 14 Деяния совещания... — Т. 1. — С. 427; ср.: т. 2. — С. 314. 15 Деяния совещания... — Т 1. — С 428—429, Об ответе Патриарха Тихона на грамоту Константинопольского Патриарха Григория см. там же, т. 2. — С. 315 16 «Не сержусь я, когда среди блеска Несколько пятен мелькнут» (Гораций, «Наука поэзии») 17 «Не трогать того, что покоится», т.е. не нарушать существующих традиций в той или иной области. — Сост . 18 Болотов В.В . Лекция по истории Древней Церкви. — СПб., 1910. — Т. 2. — С. 436. 19 Из послания имп. Константина из Никеи епископам, не присутствовавшим на Соборе. См.: Евсевий . Жизнь Константина, 3, 18; Сократ . Церковная история, 1,9; Феодорит . Церковная история, 1, 10. Ср.: Деяния Вселенских Соборов, изд. в русск. переводе при Казанской духовной академии. — Изд. 2-е. Казань, 1887. — Т. 1 — С. 76, документ 15-й. 20 Из соборного послания к Церкви Александрийской. См.: Сократ . Церковная история, 9; Феодорит . Церковная история, 1, 9. Ср.: Деяния Вселенских Соборов... — Т. 1. — С. 79, документ 16-й.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3587...

Афонские книжники//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1883. – Кн. 2 и 3. Сказание о Сирийской унии//Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1874. – Кн. 9. История Афона//Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1871. – Кн. 8. Абиссинцы, их Церковь и религиозные обряды//Труды Киевской духовной академии. – Киев. 1866. – Кн. 3–5, 7 и 8. Послания иерусалимских патриархов в Грузию//Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1866. – Кн. 1. Сирийская Церковь //Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1850, 9. Синайская обитель//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1847, ч. 55. Синайский полуостров//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1847, ч. 60. Описание монастырей Афонских в 1845–1846 годах//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1848, 5, 6. Указатель актов, хранящихся в обителях Святой Горы Афонской//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1847, 7, 8. Взгляд на плавание наших пароходов к берегам Афона//Листок русского общества пароходства и торговли. – Одесса, 1860, 77 и 78. Александрийский том о праздновании Пасхи//Журнал Министерства народного просвещения. – СПб., 1860, ч. 106. Извлечение из письма с Афона: о греческих и славянских старинных рукописях//Духовная беседа. – СПб., 1859. – Т. 7, 33. Извлечение из письма с Востока (о приобретении 11 рукописей на пергаменте)//Духовная беседа. – СПб., 1859. – Т. 7, 30. Восток христианский: Египет и Синай. – Б. м., 1857. Письмена Манафы на Синайских утесах. – СПб., 1857. Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). – СПб., 1856. Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского в 1850 году. – СПб., 1856. Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году. – СПб., 1856. Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 году. – СПб., 1856. Литература: Дмитриевский А. А., профессор. Епископ Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу Православия и в деле изучения христианского Востока (по поводу столетия со дня его рождения). – СПб., 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив епископа Порфирия хранится в Санкт-Петербургском отделении архива Академии наук, фонд 118. Труды: Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского : в 8 т./Под ред. П. А. Сырку. – СПб., 1894–1902. Восток Христианский: Афон: в 2 ч. – Киев, 1877–1881. Восток Христианский: Афон: История Афона: в 3 ч. – Киев, 1877–1892. Восток Христианский: Путешествие в метеорские и олимпийские монастыри в Фессалии архимандрита Порфирия Успенского в 1859 г. – СПб., 1896. Восток Христианский: Александрийская Патриархия//Сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии. – СПб., 1898. – Т. 1. Рассуждения о четырех беседах Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского//Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского и рассуждение о них архимандрита Порфирия Успенского . – СПб., 1864. О святом Кирилле, просветителе славян моравских (отрывок из путешествия в Афонские монастыри и скиты в 1846 г.). – Киев, 1877. Рас-эль-айнские водометные колодцы у города Тира//Журнал министерства народного просвещения. Лит. приб. – 3. Важное изобретение петербургского иконописца Алексея Ивановича Травина//Духовная беседа. – СПб., 1864. – 8. Сказание о православной Амидийской митрополии в Месопотамии//Духовная беседа. – СПб., 1863. – Т. 19, 37. Священное Писание у христианских женщин и библейская редкость у благочестивейшей государыни императрицы Марии Александровны. – СПб., 1864. Известие о глаголической Псалтири, хранящейся в библиотеке Синайского монастыря//Известия императорского археологического общества: в 10 т. – СПб., 1857–1888; 1863. – Т. 5, в. 1. Афон языческий. – Киев, 1877. Исповедь кающегося грешника. – Киев, 1868; Киев, 1873; СПб., 1878; М., 1879. Стихирарные пииты//Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1878. – Кн. 4–7. Дионисий Ареопагит и его творения//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1885. Новое слово об Афоно-Иверской иконе Богоматери//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1879.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010