327 «Почтовая ул., д. (теперь, в 1952 году), во дворе, рядом с Лефортовом» ( Экз. Β. К. Журавлевой, с. 205). 328 У Голицына Михаила Петровича... – «...в Пехре – Яковлевском по Владимирскому шоссе, на Ново-Басманной, рядом с церковью Петра и Павла» (Экз. Β. К Журавлевой, с. 205). 330 Этот театр был построен в 1817–1818 гг. по проекту архитекторов Π. Г. Гонзаго и О. И. Бове и вмещал 400 зрителей. Гонзаго же писал декорации. 332 Пьесы Мольера шли в Москве еще в 1702 г. на сцене «Комедиальной храмины» на Красной площади. И позднее в столице ставились «Дон Жуан», «Жеманницы», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Мнимый больной», «Мнимый рогоносец», «Пурсоньяк», «Скапеновы облака», «Скупой», «Тартюф» и «Ученые женщины» (названия даны те, под которыми пьесы шли на сцене в России). 334 Вокзал – здесь: место развлечения для широкой публики (преимущественно средних слоев); позднее – синоним гуляния. Название происходит от имени французского предпринимателя Во, открывшего в середине XVIII в. в Лондоне увеселительный сад (Waux-Hall) для высшего общества. Модный «английский вокзал» Медокса находился «близ Рогожской заставы и Дурного переулка». Здесь «был устроен красивый летний театр: тут играли небольшие комические оперетки и такие же одноактные комедии. За представлением на театре следовал бал или маскарад, который заканчивался хорошим ужином (...) По обыкновению сюда стекалось до пяти тысяч человек и более. Вокзальный театр был приготовительным для молодых артистов» (см.: Пыляев, Старая Москва, с. 506–507). 335 «На выезде из кусковской земли в сторону Пернова и Опекунова, при повороте к Тетеркам, стоял деревянный столб с надписью, приглашавшей посетителей Кускова «веселиться как кому угодно, в доме и в саду " » (Пыляев, Старая Москва, с. 171). 336 Вот описание часов Медокса, со ссылкой на записи Жиркевича о фельдмаршале графе Μ. Ф. Каменском: «Во второй гостиной (H. М. Каменского. – Т. О.) (...) стояли большие часы, купленные (...) у известного московского антрепренера Медокса за 8 000 руб., игравшие, когда часовая стрелка показывала 11 минут 3-го пополудни, «со святыми упокой» и в 4 часа тоже пополудни известный польский «Славься, славься, храбрый Росс». Первый бой означал, что в этот час найдено тело убитого фельдмаршала, а другой бой – момент рождения на свет самого графа» ( Пыляев, Старая Москва, с. 376).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Тут очень важно понимать, что любовь-то никуда не уходит. Просто, принимая мысли, мы позволяем дьяволу конкретно разрушать даже не отношения с мужем или с женой – а в первую очередь… Как вы думаете, дьяволу вообще есть какие-то дело до наших отношений с мужем или с женой? Ну, очень второстепенное. Понятно, что ему всегда хорошо, когда нам плохо, но главной-то его задачей что является? Наши отношения с Богом. Вот, оказывается, почему наши отношения в браке Богу ценны. Почему Он не просто сказал нам: плодитесь и размножайтесь, и не устроил нам партеногенез. Но Он почему-то сказал: пусть будет у них любовь. Пусть это будет брак. Пусть это будет семья. Пусть человек «оставит отца с матерью и прилепится к жене своей, и будут два плоть едина». Почему-то Богу это важно. Потому что через любовь брачную человек восходит к любви к Творцу. Он только тогда научается (я сейчас специально оставляю за скобками монашество, так как мы говорим о семье) любить Бога, когда он любит свою жену. Или когда она любит своего мужа. Вот почему дьяволу так хочется разрушить любовь. Почему церковь считает брак святым, а развод недопустимым? Что, жалко, что ли? Ну, пожил с одной или с одним, ну, не сложилось. Люди нравились друг другу, было им хорошо, а потом прошло десять лет, и они поняли, что они — чужие люди – и по-хорошему разошлись. А почему церковь против-то? Была одна любовь – стала другая. А оказывается, здесь очень важная вещь: именно через любовь к мужу и к жене, продираясь через эти самые искушения, помыслы и прочее, прочее, прочее – мы только тогда приходим к настоящей Любови. Дон Жуан говорил: только утро любви хорошо. Очень многие люди так и считают. Ты влюбился – и это хорошо. А потом вся эта бытовуха начинается, – это всё уже не надо. А логика дон Жуана – не в том, чтобы как можно больше набрать сексуальных партнёров – он же не животное, в конце концов. Ему важно другое. Ему важно сорвать вот этот бутон чувств, которые возникают, когда еще ничего не говорится, ничего не подразумевается. Просто возникает какой-то контакт глазами. Какое-то чувство, какая-то взаимная заинтересованность, какая-то искорка между двумя. Это же здорово! Это то самое утро любви! Его испытать, его сорвать, дойти, довести до… а остальное неинтересно. Это уже так, рутина.

http://pravmir.ru/bitva-za-lyubov/

Однако миссионеры в К., в Дайвьете (Вьетнаме), Сиаме (Таиланде) и др. странах не признали полномочия папских посланников и встали на защиту португ. и испан. патроната. После длительных споров папа Римский Климент X ограничил действие патроната колониальными владениями европ. монархов (булла «Decet Romanum Pontificem» от 23 дек. 1673). К 1684 г., когда Паллю прибыл в пров. Фуцзянь, большинство иезуитов присягнули на верность апостольским викариям, но испан. доминиканцы упорно отказались подчиняться им. Римская курия пошла на уступки. В 1688 г. испанских миссионеров освободили от присяги апостольским викариям. По договоренности с португ. кор. Педру II были основаны епископские кафедры в Пекине и Нанкине (буллы папы Александра VIII «Romanus Pontifex» и «Romani Pontificis» от 10 апр. 1690), к-рые вошли в состав церковной пров. Гоа и были включены в систему португ. патроната. Пекинскую кафедру занял францисканец Бернардино делла Кьеза (1699-1721), Нанкинскую - Григорий Ло Вэньцзао. На епископскую кафедру Макао был назначен Жуан де Казал (1690-1735), в его юрисдикцию вошли провинции Гуандун и Гуанси. Впосл. на территориях, выделенных из диоцезов Пекин и Нанкин, были основаны апостольские вик-ства под управлением лазаристов и членов Парижского об-ва заграничных миссий (Гуйчжоу, Ляодун, Сычуань, Фуцзянь, Хугуан, Хэнань, Цзянси, Чжэцзян, Шаньдун, Шаньси, Шэньси и Юньнань) (бреве папы Иннокентия XII «E Sublimi Sedis» от 15 окт. 1696). К кон. XVII в. в К. трудились миссионеры из разных стран Европы, принадлежавшие к разным религ. орденам и конгрегациям, но господствующее положение сохраняли иезуиты. Миссия иезуитов была самой многочисленной, ее члены находились при имп. дворе. Однако среди членов Об-ва Иисуса существовали разногласия в том, что касалось методов проповеди, соблюдения орденской дисциплины и подготовки кит. духовенства. Серьезные противоречия возникали из-за того, что старшее поколение миссионеров (гл. обр. португальцы и итальянцы) отстаивало патронат Португалии, а младшее (французы и фламандцы) - поддерживало политику кор.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Василий (Жуан), еп. Пекинский, Виктор (Святин), архиеп. Кранодарский и Кубанский (ранее Пекинский)я. в Москве. Фотография. 1957 г. В 1949 г. гражданская война в Китае закончилась победой Коммунистической партии и провозглашением Китайской Народной Республики со столицей в Пекине. С оставлением Шанхая гоминьдановскими войсками паства и клир Шанхайской епархии РПЦЗ были эвакуированы из Китая, все правосл. храмы перешли в юрисдикцию Московского Патриархата. В этот период в П. е. РПЦ насчитывалось ок. 50 приходов и общин, однако тогда же начался процесс быстрого сокращения числа прихожан из-за массовой репатриации рус. беженцев или их выезда из Китая в др. страны. В этой связи патриарх Алексий I в обращении к архиеп. Виктору поставил вопрос о создании Китайской Православной Церкви «с архипастырями - китайцами, священниками и монахами - китайцами, с миссионерами - китайцами и, главное, с многочисленной паствой - китайцами» (Православие в Китае. 2010. С. 150). 30 июля 1950 г. в Москве был хиротонисан 1-й кит. архиерей - викарный Тяньцзиньский еп. Симеон (Ду) , ранее служивший иереем в Иннокентиевском храме Тяньцзиня. 22 авг. того же года архиеп. Виктор был назначен патриаршим экзархом Восточноазиатского Экзархата РПЦ, адм. центр которого переносился из Харбина в Пекин. Тем же определением Синода из состава П. е. выделены Тяньцзиньская, Шанхайская и Синьцзянская епархии. Все эти епархии, кроме Синьцзянской, входили в Восточноазиатский Экзархат, т. е. находились в ведении архиеп. Виктора. В составе собственно П. е. остались храмы и общины в Пекине, Ханькоу и Гонконге. В связи с назначением в сент. 1950 г. еп. Симеона (Ду) на Шанхайскую епархиальную кафедру под непосредственное управление Пекинского архиерея перешли также храмы в Тяньцзине и Циндао. Архиеп. Виктор провел реформу органов церковного управления, реорганизовав переведенный из Шанхая в Пекин Совет миссии в Экзарший совет. Было учреждено Временное управление Экзархата в составе 3 русских и 3 кит. священнослужителей. Проводились рукоположения кит. иереев и диаконов для занятия освобождавшихся из-за репатриации рус. священнослужителей вакансий. К 1955 г. в П. е. насчитывалось уже 17 священников-китайцев. При этом, однако, так и не были утверждены проекты Положений о Российской духовной миссии в Китае и о Восточноазиатском Экзархате, не были точно определены границы входивших в него епархий. Правосл. Церковь в Китае лишилась значительной части имущества, в первую очередь земельных участков, отошедших гос-ву; миссия была обложена высокими налогами. Власти КНР всё настойчивее ставили вопрос о передаче руководства правосл. Церковью в Китае лицам с местным гражданством.

http://pravenc.ru/text/2579898.html

682 См. Дон Жуан, XIII п. Подобный же взгляд на Дон-Кихота выражает и другой английский поэт Уордсворд: «не сожаление я чувствовал к человеку», говорит он, «преследующему такие цели, а скорее благоговение и думал, что на дне его слепого и восторженного безумия лежит мудрость». См. Тикнор: ист. исп. литер., II т., 131 стр. 684 Потомки основателя монастыря, получившие дворянское достоинство при Марии-Терезии, переселились затем в Россию, где получили графский титул. Один из потомков этого известного в Герцеговине доблестного рода, граф Г.А. Милорадович посетил в 1883 г. монастырь, основанный его предками, и живо заинтересовался историей и судьбой обители. В 1890 г. над гробницей воеводы Храбрена была торжественно утверждена присланная гр. Г.А. Милорадовичем весьма изящной работой бронзовая доска с подобающей надписью. Церк. Вестн. 1890, 33, стр. 555. 685 О монастырях в Боснии и Герцеговине – Славянский Календарь на 1891 г. и «Шематизам-Српско-православне мumponoлuje и apxuдujeцeзe Херцеговачко-Захумске за 1890 г.» (извлечение из сего «шематизма» или календаря – в черногорском журнале: «Нова Зета», Цетинье, 1890, июнь, стр. 221–225. 688 Торжество освящения колокола описано в «Дабро-Боснийском Источнике». См. Церк. Син. Вед. 1894, 13, стр. 435. 691 А за то, что, вопреки воле правительства, митроп. Савва поселился в Черногории (своей родине), у него отняли пенсию, несмотря на то, что пенсия эта шла из сумм, составляющихся из доходов Боснии и Герцеговины, и что она дана ему по воле императора Франца Иосифа. Впрочем, и митрополит Савва не остался в долгу у австро-венгерского правительства, столь вероломно поступившего с ним, и возвратил в Вену пожалованный ему прежде большой крест ордена Франца Иосифа. Церк. Вестн. 1889, 41, стр. 709. 694 Буквально прот. Пешчич сказал следующее: «Благочестивые христиане! Воспитывайте ваших детей в тех школах, в которых преподается кроме других наук и православная вера и история нашего сербского народа. Это может спасти нас и в будущем от затопления чужой верой и чужим народом». Слав. Об. 1892, июль-авг., стр. 414.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кокетство соединилось с чародейством и волшебством, потому что, если женщины привлекали к себе мужчин, то это приписывалось волшебству. Типы добрых жён редки; в примере можно указать на Василису Микулишну Денисову, которая лучше решилась умертвить себя, чем изменить мужу; но зато сама княгиня, жена князя Владимира, изображается совсем не нравственно; и о княжеских жёнах осталось в народе то же воззрение, как и вообще о женщинах. Жена Владимира Красна Солнышка любезничает со змеем Тугариным. Мужской тин волокитства, и вместе изнеженности, является типически в Чуриле Пленковиче. Это – щеголь, кружитель женских голов, старорусский дон Жуан, или Ловелас. Он так занимается собою, что когда едет ко двору своему, то перед ним несут подсолнечники, чтоб не запекло солнце бела лица его. Владимир князь ни на что более не мог употребить его при своём дворе, как только на то, чтоб созывать гостей на пир. Пир длится во всю ночь, а когда богатыри разъезжаются по домам, В тот день выпадало снегу белого, И нашли они свежий след. Сами они дивуются: Либо зайка скакал, либо бел горностай. А ины тут усмехаются, – говорят: Знать это не зайка скакал, не бел горностай, Это шёл Чурило Пленкович К старому Берляте Васильевичу, К его молодой жене, Катерине прекрасной! Сладострастие Владимира-язычника, столько наложниц, живших в его загородном дворце – всё это гармонирует как нельзя более с распущенностью нравов в то время вообще. Пир был душою общественной жизни. Замечательно, что Владимир, когда крестился и, естественно, потому получил наклонность к мягкости нрава, то, по неизменному народному понятию, показывал этуП67мягкость, эту кротость и любовь христианскую – в пирах, которые задавал народу. Пиры устраивались после всякого отрадного народного события, особенно после побед, как и значится подобный пир после победы на день Преображения Господня над Печенегами, когда построена была церковь в Василеве. Освящение было ознаменовано праздником. На всякую неделю князь устраивал пир в гридницах на дворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Наконец, Иосиф Флавий (Antiqu. I, C. II) так резюмирует все эти предания в следующих словах. „Было бы слишком долго, если бы я стал говорить о всех сыновьях Адама, я ограничусь тем, что скажу кое-что об одном из них, именуемом Сифом. Он был воспитан своим отцом и был совершен в добродетели. Он оставил детей таких же, как и они. Они жили в своей стране очень счастливо и в совершенном единстве. Их разуму и труду мы обязаны существованием науки о небесах и их украшениях. И так как они узнали от Адама, что мир погибнет от воды и огня, опасение, чтобы не погибла наука раньше, чем люди будут ей научены, заставила их воздвигнуть две колонны – одну из кирпича другую из камня, на которых они выгравировали приобретенные ими знания так, что если бы во время потопа разрушилась кирпичная колонна, то каменная колонна сохранила бы для потомства память о том, что они написали. Их предвидение оправдалось. Уверяют, что каменную колонну можно видеть еще и теперь в земле сериадической. После Сифа восточные авторы цитируют нам его сына Еноса, как продолжавшего дело отца. Библия говорит нам, что при Еносе начали призывать имя Господне. Жуан склоняется к воззрению Онкелоса, по которому при Еносе начали писать имя Господне (четырьмя буквами). Таблички с написанием имени Божия помещались в храмах, в семьях, а в Китае он употребляются с незапамятных времен. За Еносом внимание Жуана останавливается на Енохе. Книга Еноха существовала еще во времена Христа. Ап. Иуда в своем послании цитирует его. «О них (о нечестивцах), пишет он, пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых» (14–15). Тертуллиан говорил, что эта книга была сохранена в ковчеге Ноя. Августин, Аинагор, Климент Александрийский , Лактанций цитировали ее. Но по-видимому она рано была испорчена, ни синагога, ни церковь не приняла ее в свой канон. Арабы называют Еноха Едрис; они представляют, что он получил книжное и научное наследство после Сифа и первый после него сам писал книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Никогда церковный цезаризм пап не обладал таким деспотическим вооружением: Тридентский собор продолжил свое дело, инквизиция была в действии в Италии, Испании, в Германии, в Нидерландах, затем в Португалии и, наконец, в колониях; иезуиты везде были в движении. Могущественною головою реакционного движения, головою, в которой горел жестокий гений, бывший некогда римской путеводной звездою Юлию Цезарю, позднее Наполеону, головою этою был Филипп II, этот Людовик XI в императорском облачении, великий, как Гильдбранд, государь, для которого Маккиавели был бы св. Петром, а книга «о государе» – евангелием. В глубине Эскуриала он чувствовал, как под его рукой бились сердца народностей, и 40 лет он усиливался остановить это биение, то ударами шпаги, то кинжала. Шпагу держали в руках великие военные люди: Филиберт Эммануил (Савойский), герцог Альба, Дон Жуан Австрийский, герцог Пармский; кинжал и яд были поручены темным убийцам-фанатикам, или открытым заговорщикам, разжищгавшим мечом огонь междоусобной войны, Молчаливы 291 , Конде, Колиньи, Иоанна 292 , Генрих III, вот самые знаменитые жертвы, гекатомба других неисчислима. Итак, спрашивается теперь, к чему приводит эта страшная реакция, это исполинское усилие «Демона Юга?». Во Франции семь междоусобных войн в продолжение 32-х ле 293 ; золото и кровь разливаются потоками; все силы духовенства, монахов, иезуитов вводятся в дело; позорят себя свирепой политикой. И что же получается в итоге от всего этого? Помазание Гейнриха IV и Нантский эдикт, это торжество терпимости и народности, а следовательно и поражение двойного европейского деспотизма, Римского и Мадритского. В Англии 30 заговоров, латинские священники превращены в карбонариев; Мария Стюарт доведена до погибели. Норфольк, Нортумберланд, Вестморланд возмущен 294 ; иезуит Парсон поджигает эти заговор 295 ; Ирландию возмущают; целые миллиарды гибнут в этом пожарище и поглащаются войнами на Океане. А для чего все это? Чтоб увидеть, как разобьются о подводные камни и исчезнуть в водовороте все эти бесплодные усилия, и их порождение, непобедимая Армада, стоившая 120 миллионов дукатов; чтоб увидеть, как после всего этого церковь , государство и народ Англии выйдут торжествующими из этого исполинского поединка.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

пер в серии Frommans, Klassiker der Philosophie, III). 248 Псевдонимы Кьеркегора были следующие: Victor Eremita, Constantin Constantius, Iohannes de Silentio, Vigilius Haufniensis, Nicolaus Notabene, Johannes Climacus, Hilarius Buchbinder, William Afham, der Assessor, Frater Taciturnus, Anti-Climacus, H. H., Inter et Inter. 249 Произведения Кьеркегора цитируются по: S.A. Kierkegaards Samlede Vaerker, udgivne af Drachmann, Heiberg og Lange. Forlag Gyldendalske Boghaudel " s Bibliotheks og Volke-Udgave. 255 Эта идея, как известно, положена в основу «Бранда» и «Пер Гюнта» Ибсена, хотя последний отрицает свою зависимость от Кьеркегора (Письма Ибсена. Собр. соч. Изд. Маркса. Т. IV. С. 371). 256 «Begrebet Angest» – книга «Понятие страха» (1844). Здесь и далее М.В. Одинцов ссылается на работы С. Киркегора. 261 «Afslutt uvid Efterskr » – «Заключительное ненаучное послесловие к философским крохам» (1846). 262 «Den Enkelte» – «Особый» (др. варианты перевода – «Единственный», «Одиночка»), заголовок фрагмента из дневников С. Киркегора, см. рус. пер. в изд.: Роде П.П. Серен Киркегор. Челябинск, 1998. С. 353–356. 267 посвящена одна из лучших статей в «Enten-Eller». – Статья «Непосредственные эротические этапы или музыкально-эротическое» из книги «Или – Или». Авторское название в рус. переводе обычно не дается (напр., см.: Киркегор С.Дон Жуан Моцарта. М., 1995). 272 Прекрасное поэтическое выражение эстетической меланхолии представляют собой (1-я статья, I ч. Enten-Eller). 279 Ibidem, 204–5. Так лютеранский догмат о Церкви видимой в невидимой получает у Кьеркегора своеобразное философское обоснование. 287 Антоний ( Александр Васильевич Вадковский; 1846–1912); митрополит С.-Петербургский в 1898–1912 гг. С 1906 г. член Святейшего синода, председатель синодального Особого присутствия, член Государственного совета. Представитель традиционного в России с XVIII в. «ученого монашества». 288 Антоний (Александр Павлович Храповицкий; 1863–1936), с 1902 г. епископ Волынский, с 1906 г. архиепископ, с 1914 г. архиепископ Харьковский, с 1917 г. митрополит Киевский. С 1920 г. в эмиграции, с 1921 г. первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Богослов, философ; отстаивал идеал аскетического монашества, стремился к пересмотру устаревшей догматики в духе святоотеческого богословия; почитатель творчества Ф.М. Достоевского (см.: Антоний (Храповицкий) , митр. Ф.М. Достоевский как проповедник возрождения. Нью-Йорк, 1965).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

В Зап. Европе долго не имели точной информации о смерти К. Лишь в янв. 1555 г. японец Бернарду подтвердил римским иезуитам, что слухи об этом верны ( Polanci Complementa. Madrid, 1917. T. 2. P. 578). После кончины Лойолы (1556) руководители Об-ва Иисуса стали задумываться о подготовке канонизации основателя ордена и его сподвижника К. Португальский кор. Жуан III в письме вице-кор. Индии Педру Машкареньяшу от 28 марта 1556 г. распорядился провести опрос свидетелей о жизни и чудесах К. (Documenta Indica. 1954. T. 3. P. 469-471). Сохранились записи показаний 62 свидетелей, сделанные в 1556-1557 гг. в Гоа, Бассейне, Кочине и Малакке (изд.: Monumenta Xaveriana. 1912. T. 2. P. 173-447, 637-639). После кончины кор. Жуана III опросы свидетелей перестали проводить. В 1583 и 1584 гг. по инициативе визитатора Валиньяно даймё Отомо Сорин обращался к папе Римскому с просьбой причислить К. к лику святых. Этот вопрос поднимали также члены японского посольства в Европу (1582-1590), организованного Отомо Сорином и др. даймё-христианами. Миссионеры-иезуиты, напр. Фройш в Японии, записывали воспоминания очевидцев о К. По поручению 5-й генеральной конгрегации Об-ва Иисуса (1593) генеральный настоятель Клаудио Аквавива подал папе Римскому Клименту VIII прошение о канонизации Лойолы и К. В 1599 г. при поддержке кард. Цезаря Барония понтифик разрешил поместить изображение К. в главной иезуитской ц. Иль-Джезу в Риме. Церковь в Нагеркоиле, на Рыбацком берегу в Индии, стала местом паломничества после того, как в нее внесли изображение миссионера (1603). При папе Павле V (1605-1621) иезуиты усилили давление на Римскую курию, добиваясь канонизации Лойолы и К. Участники 5-го провинциального Собора в Гоа (1606) франц. кор. Генрих IV, король Испании и Португалии Филипп III и др. европ. монархи обратились к папе Римскому с просьбой рассмотреть вопрос о причислении К. к лику святых. В 1610 г. Павел V распорядился изучить протоколы 1556-1557 гг. и провести повторное следствие. В том же году показания были собраны в Риме, а в 1613 г.

http://pravenc.ru/text/2462095.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010