Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Длительность катехизации в современной католической и протестантской практике Ольга Сушкова В Избранное Доклад на международной богословско-практической конференции «Традиции святоотеческой катехизации: Пути возрождения» (Москва, 17–19 мая 2010 Данные, которые будут приведены в этом сообщении, получены в основном в результате просмотра действующих католических и протестантских сайтов США и Канады. На основе этих сведений постараемся проанализировать, какова длительность катехизации в современной неправославной практике – у католиков и некоторых традиционных протестантских конфессий (лютеран, пресвитериан и реформатов). Данный выбор, однако, не означает, что катехизическая практика отсутствует у американских православных, прежде всего, в Православной церкви Америки (ОСА). Но эта тема осталась за рамками доклада. Поставим сначала вопрос в целом: почему те, кто занимается рассматриваемой катехизической практикой, считают, что катехизация всегда длительна, т.е. занимает значительное по своей продолжительности время? На общем сайте Евангелической лютеранской церкви в Канаде мы обнаружили интересный раздел под названием «Вознесем сердца», посвященный катехизации . В нем содержатся краткие живые свидетельства людей, непосредственно занятых в катехизации или в конфирмации (принятой в этой конфессии), между которыми авторам видится много параллелей. В числе этих свидетельств – рассказ пастора Эндрю Хартера. Он сравнивает катехизацию с англиканским миссионерским курсом «Альфа», который ему также доводилось вести в годы служения в Великобритании. Основной вывод следующий: катехизация неизбежно оказывается гораздо длительнее! «Хотя внешне они похожи и в равной мере основаны на Библии, акценты совершенно разные: ключевой момент на катехизации – не столько говорение, сколько слушание… В то время как курс “Альфа” может завершиться за 6 недель, за это время огласительная группа едва формируется. Оглашение – не только более медленный процесс; оно по определению гораздо менее предсказуемо». На катехизации ставят вопросы оглашаемые, а не ведущие, продолжает Э. Хартер, а следовательно, невозможно подготовиться заранее к развернутому рассказу о том, чего пока не спросили. Кроме того, с малознакомыми людьми не станут делиться такими сокровенными вещами, как внутренняя религиозная жизнь. Поэтому все первые шесть недель могут уйти на знакомство и обсуждение «тем, не представляющих риска». Ведущие в дальнейшем оказываются столь же внутренне обнажены, как и спрашивающие, и это рождает смирение и пространство для действия Святого Духа, рождает любовь, «которая продолжается в членах группы и после крещения и конфирмации». Таково свидетельство практика – канадского лютеранина.

http://azbyka.ru/katehizacija/dlitelnost...

Его смогли обезвредить, никто не пострадал 1 февраля. ПРАВМИР. Неизвестный мужчина с ножом проник на территорию детского сада в Балатово (Пермский край). Видео опубликовано в местном паблике «ЧП ДТП Пермь». На кадрах видно, что мужчина находится на территории детского учреждения в неадекватном состоянии, в его руках нож. Другой мужчина, обращаясь к тому по имени, пытается уговорить его бросить нож. «Бросай все! Зачем тебе этот цирк, Андрей?», — слышно на видео. Охранники детского сада сначала пытаются уговорами прогнать опасного посетителя, а потом стреляют в нарушителя из оружия типа «оса», который предназначен для самообороны. Мужчины смогли повалить неадеквата в снег, после чего его задержали полицейские. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 3 мая, 2024 3 мая, 2024 2 мая, 2024 26 апреля, 2024 24 апреля, 2024 17 апреля, 2024 17 апреля, 2024 16 апреля, 2024 14 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/neizvestnyj-s-nozhom-p...

     Недавно в своей статье «Какие три самые распространенные ошибки случаются во время исповеди?» мною была поднята тема довольно распространенной ошибки среди исповедующихся – тема формальной исповеди. Тогда человек либо по внутреннему нерадению, либо из чувства ложного стыда, либо из-за неправильного устройства своей духовной жизни словно бы скрывает свои грехи, причем не только от исповедующего его священника, но и от самого себя. В данной же статье хочется поговорить, так сказать, об обратной стороне медали – о чрезмерной тщательности на исповеди, которая тоже может стать своеобразной клеткой для души. Что имеется в виду? Ошибка чрезмерной тщательности, как правило, встречается уже у людей воцерковленных, с обостренным чувством совести и вниманием к себе. Понятно, что и ту и другую ошибку (и формальной исповеди, и чрезмерной тщательности) пытается внушить человеку бес. Он кружит, как оса, над ним и внимательно изучает его устроение и склонности. К какому греху более склонен человек? И, как в вышеупомянутых уже случаях, бес либо старается приспать бдительность человека, вызывая у него духовную лень, и как следствие – формальную исповедь, либо, наоборот, пытается вогнать человека в горячку, в панику от количества и тяжести собственных грехов (чрезмерная тщательность), которая рождает или хроническое уныние, или духовное равнодушие, или даже психическую болезнь (своеобразную манию навязчивых состояний – idee fixe). Рассмотрим же с Божьей помощью, что такое эта чрезмерная тщательность… Конечно, корень ее в поврежденной грехом природе человека. Есть такие грехи, связанные с духовной жизнью человека, в которые почти неизбежно впадает православный христианин, начинающий идти духовным путем, начинающий свою активную церковную и молитвенную жизнь. Эти грехи святые отцы обозначили общей категорией «прелесть», т. е. состоянием, когда человек, причащаясь даже Святых Христовых Таин, молясь, делая добрые дела, участвуя в богослужениях, тем самым служит не Богу, а себе, воздвигая свою собственную вавилонскую башню на потеху бесам. Повторюсь, это грехи почти неизбежные. Потому что каждый из нас заражен, как раковыми метастазами, первородным грехом, ядовитые плоды которого – самомнение, эгоизм, тщеславие, гордыня. Это болезнь, которая есть у каждого человека. И начало борьбы с ней – выявление ее, осознание ее. Именно поэтому новоначальных не рукополагают во священнослужители, а к новопостриженным монахам приставляют опытных духовников. Именно поэтому нам, как вода живительная, требуется чтение поучений святых отцов, прошедших этот путь и с Божьей помощью победивших в нем, достигнув Царствия Небесного. Именно поэтому счастлив тот, у кого есть духовник – личный и опытный врач.

http://pravoslavie.ru/115688.html

Никто не обратил внимание на то, что в поправке увеличили количество патронов, разрешенных к перевозке Российское правительство одобрило изменения в «Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», разрешив гражданам, имеющим необходимый документ, носить оружие в целях самообороны. Соответствующее постановление от 8 ноября 2014 года опубликовано на официальном портале правовой информации. Комментирует председатель стрелкового клуба «Сайга», руководитель московского отделения союза «Гражданское оружие» Рафаил Рудицкий. Принятая поправка является чисто технической. Она просто подтверждает то, что было в законе «Об оружии» и раньше. Раньше тоже можно было оружие самообороны (не любое гражданское, так как в понятие «гражданское оружие» входит и длинноствольное) носить при себе вне места хранения. Оружие не относящееся к оружию самообороны и сейчас нельзя носить. Термин «ношение» подразумевает ношение оружия в боеготовном состоянии. Оно должно быть заряженным, но стоять на предохранителе там, где он есть. Этого по-прежнему делать нельзя. В таком состоянии можно по-прежнему носить только оружие самообороны. По-прежнему запрещено ношение холодного оружия. Если рассмотреть оружие типа травматического пистолета Макарова, травматического револьвера Нагана и бесствольное травматическое оружие типа «Оса», то его и раньше и сейчас можно было носить. Поправка просто подтверждает это. Раньше это не было специально оговорено. Важно помнить, что оружие самообороны имеет очень ограниченный перечень. Это не все огнестрельное оружие и не охотничье, а именно оружие самообороны – то есть травматическое оружие всех типов. В этом плане никаких радикальных изменений не было. Никто не обратил внимание на то, что в поправке увеличили количество патронов, разрешенных к перевозке – с 400 до 1000-и. Это ограничение совершенно пустое, его вообще следовало бы снять. Записала Анна Уткина Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/rafail-ruditskiy-popra...

Верочка испуганно смотрела вокруг и крепко держалась за мою руку. Подобное повторялось, как только я выходила на улицу. Веру с ворчанием принимали. Но на этот раз девчонки были особенно упорны. Я взглянула на съежившуюся сестренку, и у меня внутри вскипело негодование: " Если вы ее не берете, я тоже ухожу! " " Как хочешь " , - последовал ответ, и игра продолжалась. Мы остались одни. У Верочки на глаза навернулись слезы. Я крепилась из последних сил. Мне нужно было обязательно что-нибудь придумать. " Ничего, сказала я сестренке, - мы и без них обойдемся. Во что бы ты хотела поиграть? " Верочка взглянула на меня с надеждой и шепнула: " В " спортивную школу " . Это была ее любимая игра. Надо сказать, что мы смотрели по телевизору передачу и видели, как спортсмены прыгали с шестом. Маленький турникет мы соорудили из веточек. Было очень весело. Щеки разгорелись, смех не смолкал. К нам начали присоединяться другие дети. Даже девочки, не захотевшие с нами играть, завистливо смотрели издали, а потом подошли и виновато просили взять и их тоже. Мы, позабыв все обиды, принимали всех. Веселая, шумная ватага ребятишек слетелась со всего двора. Было устроено состязание. Победитель обходил круг почета, получал бравурную овацию и шутливый презент, а самых маленьких сажали на плечи. До самого позднего вечера родители никого не могли увести домой. А когда на следующий день мы вышли на улицу, со всех сторон закричали: " Наташа, Вера, идите к нам... " ГОЛОВАСТИКИ Был такой день... Лето. Жара. Начало августа. А мы, три сестренки, сидим в тени виноградника и едим сочную, спелую дыню. Рядом еще целая гора, до самой крыши. Бери и ешь сколько хочешь. Лицо липкое. Пальцы липкие. На юбочках сахарные следы. Надо подойти к рукомойнику и умыться. Но так хорошо сидеть рядом, ощущая свежесть виноградных листьев, вдыхая знойно-сладкий аромат разрезанной дыни. Вокруг нас вьются огромные золотистые осы. И создают в воздухе монотонно-сонный гул. Одна садится мне на щеку. Я вскрикиваю, отгоняю ее, машу руками в воздухе, но оса гудит все сильнее, все злее, налетает все стремительнее, и ... я ощущаю острую, жгучую боль. Разражаюсь безудержным потоком слез. Верочка смотрит на меня испуганно ярко-карими глазенками. Ирина уговаривает и, чувствуя, что бессильна, предлагает: " Хочешь, покажу тебе червячков, из которых вырастают лягушки? "

http://foma.ru/golovastiki.html

Так-то оно так: во всем здесь бездна красоты, только не следует ни лежать, ни сидеть на этой преисполненной жизни земле. Можно лишь постоянно двигаться. «Попробуйте, — пишет исследователь Африки Стенли, — положить руку на дерево или растянуться на земле, присесть на обломившийся сук и вы постигнете, какая сила деятельности, какая энергичная злоба и какая истребительная жадность вас окружает. Откройте записную книжку — тотчас на страницу садится дюжина бабочек, пчела вертится над вашей рукой, другие пчелы норовят вас ужалить в самый глаз, гудит перед ухом оса, перед носом снуёт громадный слепень, и целая стая муравьёв ползёт к вашим ногам: берегитесь! Передовые уже залезли на ноги, быстро взбираются наверх, того и гляди запустят свои острые челюсти в ваш затылок… О, горе, горе!» Очень неприятны мелкие пчелы. Ни читать, ни писать, ни есть невозможно, сетует Стенли, если преданный человек все время их не отгоняет. Они норовят ужалить в глаз, но, впрочем, лезут и в уши, и в ноздри. В числе других «неприятностей» этот исследователь упоминает фараонову вошь, или, по-местному, джиггер. Она откладывает яйца под ногтем большого пальца ног. Её личинки расползаются по всему телу, «превращая его в скопище гнойных струпьев». Маленький жучок тоже забирается под кожу и колет, точно иголкой. Всюду большие и малые клещи и сухопутные пиявки, которые сосут кровь бедных путешественников, а её «и так немного осталось». Бесчисленные осы жалят так, что доводят человека до исступления, а если набросятся всей стаей — то и до смерти. Тигровая улитка падает с ветвей и оставляет на коже вашего тела «ядовитый след своего присутствия, так что вы от боли корчитесь и кричите благим матом». Красные муравьи, нападая по ночам на лагерь, не дают никому спать. От укусов чёрных муравьёв «испытываешь муки ада». Муравьи всюду! Они залезают под одежду, падают в кушанья. Проглотишь их с полдюжины — и «слизистые оболочки желудка будут изъязвлены». Приложите ухо к стволу упавшего дерева или к старому пню. Слышите, какой там внутри гул и стрекотание?

http://azbyka.ru/fiction/sledy-nevidanny...

Со скороговорками можно проводить и коллективные игры. Вот одна из них. Участники разбиваются на две команды и садятся в два ряда — один против другого. Руководитель подбирает небольшую скороговорку (например, «Ушел косой козел с козой») и по секрету, на ухо сообщает первым игрокам каждой команды. По сигналу первые игроки также по секрету передают ее вторым, те — третьим и так до конца ряда. Побеждает команда, сумевшая раньше и успешнее завершить передачу. Некоторые длинные скороговорки можно разучивать по частям. Приводим примерный перечень скороговорок. Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся. У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку. На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это Леша-забияка снова в реку бросил рака. В грязи у Олега увязла телега: сидеть тут Олегу до самого снега. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Ткет ткач ткани на платки Тане. Сшила Саша Сашке шляпу. Белые бараны били в барабаны. Купила бабуся бусы Марусе. Бобры для бобрят добры. Бобры храбры идут в боры. Варежки у Вари пропали на бульваре. Рукава великану великоваты. Ева ленива, Вера ревнива. Ну и ворона вратарь. Не живут ежи, где живут ужи. рододендроны из дендрария. Дарья дарит Дине дыни. Оса боса и без пояса. Сел сокол на гол ствол. Волки рыщут, пищу ищут. Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть. Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка, в этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка. Летела овсянка на овес, а Иван овес унес. Мама давала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Милая Мила мылась мылом. Намылилась, смыла — так мылась Мила. Архип осип, Осип — охрип. Веселей, Савелий, сено пошевеливай. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день. Простоквашу дали Клаше, недовольна Клаша: не хочу я простокваши, дайте просто каши. Три свиристели еле-еле свистели у ели. Как страшно мышке жить в норушке, у кошки ушки на макушке.

http://azbyka.ru/deti/zagadki-i-skorogov...

Береги платье снову, а честь смолоду. За честь (За стыд) голова гинет (погибает)! За честь – хоть голову с плеч (хоть голову снесть). За совесть да за честь – хоть голову снесть. Пора и честь (стыд, совесть) знать. Стыд (Позор) та же смерть. Душа согрешила, а ноги виноваты (от правежа) . Душа согрешила, а спина виновата. Похлебал молочка накануне рождества, да нечто вздрагивается. Бог на помочь добрым женам и гулливым! – а гулливая и скажется (т. е. забранится) . Здравствуйте, тетки, здравствуй, лебедки, здравствуй, шатуньи! – а шатунья-то и выищется. Знает кошка, чье мясо съела. На воре шапка горит. На тате шапка горит – а тать и хвать за нее. Кто поросенка украл, у того в ушах верещит. У кого в пальцах вязнет, у того руки не чисты. У кого на сердце ненастно, у того и в ясный день дождь. Тенетник и на ус садится. Рыльце в пуху (Крылов) . За кем нет погони, тот и не бежит. Трясется, что Каин, что осиновый лист. Охти мне! Все товарищи в тюрьме; что-то будет и мне! Кошачьи глаза дыму не боятся. Стыд не дым: глаз не ест. Бесстыжих глаз и дым неймет. Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет. Нашего Мины не проймешь и в три дубины. У него такой желудок, что все переварит. Хоть наплюй в глаза: ему все Божья роса . И старику не даст выговорить (не даст слова молвить). На нем хоть дрова коли (хоть поезжай). Им хоть полы мой да пороги подтирай! Им хоть лавки мой да дресвы подсыпай! Он как оса лезет в глаза. Сорок лет, а сорому нет. Жили, жили, а стыда не нажили. У него ни на полушку совести нет. Ни стыда, ни сорому, ни в котору сторону. Стыд под каблук, а совесть под подошву. Павлушка – медный лоб. Бесстыжий – лоботряс. Умри, коли стыда нет! Убей Бог стыд, все пойдет хорошо (все нипочем). Отыми Бог стыд, так будешь сыт. Первое счастье – коли стыда в глазах нет. Первый дар на роду, коли нет в глазах стыду. Глазам-то стыдно, а душа-то рада (а душе отрадно). Без стыда лица не износишь. Без позору рожи не износить. Коли стыдно, так закройся (так зажмурься)! Не стыдно, коли никому не обидно.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Зачем нужны хористы, которые поют «Иже Херувимы…» и на телефоне листают какие-то фотографии? А такие есть. Их же не видно там, на хорах, не видно, чем они там занимаются. Кто-то поет: «Господи, помилуй! Подай, Господи! Тебе, Господи!» — а у него волк яйца ловит в игрушке. Есть такие шалопуты? Да, есть. За деньгами пришли. В Бога не верят, в груди ледышка. Болтают на хорах, споры свои решают. Залезли куда-то наверх, попрятались там в ниши и занимаются своими делами. В храмах самые тяжелые места — это свечной ящик, хор и алтарь, там, куда все попрятались. В алтаре огонь должен гореть, там священник, как херувим, должен Богу служить, а он может где-то там заныкаться и с пономарем разговаривать. А на свечном ящике, где деньги, свечи, записки, там вечная возня, вечный шум. И неважно, что Евангелие читают, там вечный шум. Дары вынесли — вечный шум. И на хорах вроде поют, и вроде неизвестно, чем занимаются. А когда все вместе молятся, это совсем другое дело. И тогда можно легко научить человека, можно ему объяснить, что значит то или иное слово. Многие, наверное, поют, не понимая смысла того, что поют. Вот «Осанна в вышних», например. Чего только бабушки в селах не поют, и «Оксана в вишнях», и «Оса на вишнях». Я серьезно говорю, они же поют, что хочешь, потому что не знают, что поют. Им же никто не объяснил, что такое «осанна в каких-то вышних», что такое «осанна». Это большая пастырская работа — всех научить петь, потом всем объяснить, что же, собственно, мы поем. Вы понимаете, что мы поем? Вопрос: Татьяна, инженер. Мой вопрос о центральной части Литургии — о Евхаристическом каноне. Когда мы стоим на службе, мы слышим слова: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета». Этот призыв обращен к каждому из нас, то есть Господь на каждой Литургии призывает нас причащаться. Но мы часто находим себе оправдание: то поленился, то не соблюдал пост, то не прочитал положенные каноны. И мы отказываемся от живительного Причастия Тела и Крови Христовой. Как себя побуждать к более частому Причастию?

http://pravoslavie.ru/119246.html

В нескольких случаях по поводу одного и того же недоуменного вопроса «Наука дает два ответа, и один из них является не только лишним, но и не совпадающим с предписанием Учительного Известия. Так, в случае впадения в чашу насекомого после освящения даров она советует поступать следующим образом: «Мает тогды священник иншого вина взяти и знову посвятити, а оное першое вино посвященное мает сховати домесца святого, тоест там, где тело христово звыклося ховати и так долго мает там быти, ажбы особы вина во оцет се обернули, албо сплеснели тогды мает оный оцет вогонь влити, албо теж врезку текущую может теж и так учинити, взявши великое клочя, албо хусту и втое клече або вхусту влити кровь христову, так же бы ничого не могла выкапнути, але в клочю зостати и коли тое клоче высохнет мает спалити, а попел под престолом сховати а если бы робак не был ядовитый, а не страшный, яко муха, блоха и иншые тым подобные, тогды мает полкнуть еслибы было страшное, яко есть пчола, оса, шершень и иные тым подобные, тогды мает выняти скелиха, и омыти, а помыки оные по потреблению тела Христова выпить». 50 По поводу явления чуда – «особы хлеба вособе плоти, албо дитятка, а вина в особе крови», Наука не советует вновь освящать хлеб и вино: «ни повинен священник другого агнца заклати, а ни вина посвящати бо самое чудо его вызволяет. Хотяж бы, прибавляет она, могле и другого агнца заклати». 51 Наконец, в случае рвоты «Наука» предписывает поступать так: «ежели бы могли разознати тайны Христовы межы вомитом мают быти обычайне от вомиту отделеные и на святом местцу положоные». 52 Другую особенность «Науки» по сравнению с Учительным Известием составляет отсутствие в ней как целых отделов последнего («како хранити божественный тайны больных ради»; «о подаянии, приятии, хранении к поклонении божественных таин»), так и многих частных предписаний. Она не знает предписаний о необходимости для священнодействующего быть в мире со всеми, примириться с обидчиком и обиженным, воздерживаться перед священнослужителем от общения с женой; избегать даже малых препятствий к отправлению литургии; подробного изложения церковного правила; требовать иметь приличный внешшний вид («главу учесанную, лице и уста измовены») с замечанием об измовении с вечера уст; наставления на тот случай, если во время совершения литургии священник будет позван для причащения или крещения опасно больного, замечания об ответственности священника за нежелание причаститься без достаточного основания; подробного исчисления случаев пролития крови Христовой на различные места и предметы; наставления наблюдать за приготовлением просфор и перед проскомидией «искусити просфору, какового оная состояния».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010