Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 117. Духовная десятина Четыредесятница и предпраздничные посты Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Уже почти год мы с вами изучаем возможности и способы самостоятельного совершения богослужебных последований, и хотя в этом плане еще не все темы затронуты, однако и уже сказанного вполне достаточно для того, чтобы в корне изменить вашу прежнюю молитвенную жизнь. Но одно дело информация о предмете и совсем другое – практическое ее освоение. Без последнего она для вас останется всего лишь мертвым грузом, от которого вы довольно скоро избавите свою память и время потраченное на нее окажется бесполезным. Поэтому я предлагаю сделать небольшой перерыв в данной тематике для того, чтобы дать вам время на собственной практике освоить то, с чем вы ознакомились теоретически. Именно для этой цели для вас были составленны адаптированные под условия современности богослужебные последования всего суточного круга. Разберитесь в них пока, переслушивая соответствующие им занятия. Для этого и время подходящее – предстоящий период Вел. Поста — когда следует усилить свое молитвенное напряжение или же наладить расстроившуюся или совсем утерянную молитвенную жизнь. А я тем временем и параллельно с этим буду обсуждать с вами другие (так же подходящие) для этого периода аспекты церковно-богослужебной жизни. И сегодня несколько слов скажу о значении Четыредесятницы в жизни христианина. Впрочем, если быть точными, речь идет не о 40, а о 36,5 днях, составляющих 10ю часть всего года. Об этом, например, подробно говорится в одном из кондаков известного константинопольского песнописца Романа Сладкопевца. А так как этот кондак (среды 2ой седмицы Поста) давно уже не употребляется в нашей Церкви, то я его вам зачитаю в переводе на русский язык: «Любители поста, спешите принести теперь ежегодную десятину Богу нашему, подобно тому, как евреи приносили Господу десятину из своего имущества, прообразуя этим будущий пост, чрез который мы имеем жизнь вечную. Числом дней поста, други, должна быть десятая часть года. Ибо в посте семь недель. В каждой неделе заключается по пяти постных дней (еще одно подтверждение того, что субботу и воскресенье отцы наши постными не считали), так что всего получается тридцать пять дней, которые мы проводим в посте. К этому присоединяются еще сутки субботы спасительной страсти и ночь воскресения. Тридцать шесть целых суток с половиной составляют десятину от года, чрез которую мы приобретаем жизнь вечную». 53

http://azbyka.ru/video/117-duhovnaja-des...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 7  голосов:  4.4 из  5) Тема молодежи в Церкви сложна и многогранна. Непроста современная церковная жизнь и еще более непроста современная российская молодежь. Многие молодые люди доверяют Церкви, тянутся к Ней, входят в мир Церкви – что будет с ними  и что будет с Церковью? Приводим интервью сотрудника Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи Юрия Белановского с игуменом Петром (Мещериновым), руководителем Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, настоятелем подмосковного Подворья Данилова монастыря Дмитрием Иваниным, заведующим учебной частью школы. Ю.Б.: Тема современной молодежи в Церкви сложна и многогранна. Непроста современная церковная жизнь (да жизнь в Церкви и вовсе непроста…) и еще более непроста современная российская молодежь. Молодежь – особенный, целый мир, полный противоречий. Многие молодые люди в наше время доверяют Церкви, тянутся к Ней, входят в мир Церкви – что будет с ним там? что будет с Церковью? Для иллюстрации того, что такое современная доверяющая Церкви молодежь, приведу вам пример из пастырской практики протоиерея Бориса Ничипорова: “Приходит как-то, к примеру, одна из девушек ко мне и заявляет: – А у меня парень – бандит. Как Вы думаете, это нормально? – Как “бандит”? Что “нормально”? – не сразу соображаю я от неожиданности. – Ну, он ездит по разным фирмам, помогает людям долги вернуть, вопросы разные решить (это он ей про себя такую робингудовскую байку рассказал). Как Вы думаете, у нас с ним что-нибудь получится? Смотрю я на нее и думаю: спрашивать-то ты спрашиваешь, но по лицу видно, что влипла ты в этот роман по уши. Как тут тебе что объяснишь? Все равно не поверишь и не послушаешь. Слава Богу, что с такими новостями вообще решилась прийти к священнику за советом. Вот и говорю: – Да, это тебе решать, твое право выбора любимого. В принципе, из истории такие примеры известны. В Америке например, в период “первоначального накопления капитала”, еще где-то. Сперва они бандитами были, потом, глядишь, во втором или третьем поколении, – нормальными людьми стали. Банкирами какими-то, промышленниками. Так что решай сама.

http://azbyka.ru/deti/sovremennaya-molod...

Скачать epub pdf Рождество Богородицы Сегодняшнее Евангелие о Марфе и Марии рассказывает о том, как между двумя сестрами произошел разлад, потому что Марфа сочла поведение Марии неправильным. Человеку, который делает нечто руками, часто кажется, что, если в результате деятельности другого человека не виден какой-то реальный, материальный плод, значит, он ничего не делает. Например, Петр Великий запретил молодым мужчинам поступать в монастыри, потому что они там, мол, ничего не делают; только отслужившие срок солдаты, которые уже ни на что не годны, пусть в монастыре отдыхают после ратных трудов. То есть у Петра не было понимания, что духовное делание – это есть тоже труд. Но бывает крен и в другую сторону. Человек оставляет все свои земные попечения и занимается, как ему кажется, только своей душой: всячески украшает тот угол, в котором молится, иконами и старается устроить себе спокойную молитвенную жизнь, а на остальные, земные дела ему не хватает времени. Это реже встречается, но тоже бывает. И вот Господь, Который пришел, чтобы людям открыть жизнь духовную, на этом примере показывает, что Мария совсем не бездельница, но и Марфу Он не укоряет за ее труды. Господу угодно, чтобы мы эти два подвига христианских – внутренний, духовный, и внешний, деятельной любви, – так в своей жизни осуществляли, чтобы в каждом из нас Марфа и Мария пришли в гармоническое сочетание. Естественно, предпочтение должно быть отдано духовному, это благая часть. У христианина на первом месте должна быть встреча с Господом, поэтому самое главное дело нашей жизни заключается в том, чтобы подготовиться к святому Причащению. Если подготовка к Причащению занимает у нас второе место, третье, четвертое, одиннадцатое, то в этом наша неправота. Самая главная забота должна быть о том, чтобы принять Господа в свой дом, в храмину нашей души. Второе наше духовное дело – это молитва , потому что без постоянного обращения к Богу, без постоянной просьбы к Нему о помощи, без постоянной просьбы об очищении наших грехов мы не сможем управить себя в Царствие Небесное. Если можно было бы спасти свою душу без обращения к Богу, путем собственных усилий, собственных подвигов, то Христос бы на землю не пришел. Достаточно было какому-нибудь пророку передать человеку, как нужно действовать, и человек путем этих прекрасных советов мог бы спасать свою душу. Но нет, Христос пришел на землю, прожил жизнь человеческую Сам от начала и до конца и тем самым дал нам пример и образ и получил власть прощать наши грехи. Поэтому каждый христианин имеет такое дерзновение к Богу: просить у Него прощение. И Господь, Который знает наши человеческие немощи, всегда готов нас простить, если мы только каемся не понарошку, а действительно серьезно и хотим исправить свою жизнь и просим у Него помощи. Поэтому молитва является вторым главным делом нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

14 августа, начинается Успенский пост. Этот пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери. 14 августа, начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери. «В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется.» (митрополит Антоний Сурожский) Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня. Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть ?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.

http://pravmir.ru/uspenskij-post-smysl-t...

19. Слово в день святого апостола Филиппа и в день рождения Государыни Императрицы Марии Феодоровны 55 Некогда святой пророк Елисей, когда жители города Иерихона сказали ему, что вода у них нехороша и земля оттого бесплодна, велел бросить соль в воду, и она сделалась здоровою, перестала причинять бесплодие ( 4Цар. 2, 19–22 ). Это образ чудесного действия святого крещения, воды которого оздоровляют человечество и делают его духовно плодоносным, как поется об этом: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь пришествием Твоим» 56 . Неплодные и нездоровые воды это жизнь людей вне Христа, жизнь, полная себялюбия и страстей, от которых душа терпит вред и делается неплодною для всякого добра. Недаром подобная жизнь называется «морем житейским»; воды моря солены и горьки, негодны для питья, так точно страсти кажутся нам «показующими сладкая», но «вкушаем мы присно чрез них горькаго напоения» 57 , потому что как морская вода горька на вкус и от нее, когда она испаряется, остается соль на дне, так и после обильного упоения страстями на душе человека остается горький осадок разочарования, томления, муки, часто делающейся все более и более сильною, неутолимою, так что человек не находит нигде места душе своей, мучимой совестью, накладывает сам на себя руки: подлинно, с ним происходит то, что с человеком, который, чувствуя жажду, напился бы соленой воды и еще более стал бы мучиться от нестерпимой жажды. Соль же, которая вложена была Елисеем в воды, это жизнь Христова, которую прежде всего восприняли святые апостолы, и о которых Сам Господь сказал: «Вы – соль земли» ( Мф. 5, 13 ). О ныне празднуемом апостоле Филиппе так и говорится в песни церковной: «Во истлевшее страстьми человечество ты вложен Божия соль от Христа, того изсуши гнилость лютую» 58 . В самом деле, как соль предохраняет от порчи и гниения разные вещества, так точно проповедь о Христе, распространенная в мире святыми апостолами, предохранила разлагавшийся от страстей мир от духовного гниения, оздоровила, обновила его.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " От небес приял еси Божественную благодать, Иоанне Златоусте " 26 ноября Православная Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (407). Свящ. Георгий Флоровский Святой Иоанн Златоуст I. Жизнь и творения 1. Жизнь Златоуста была трудной и бурной. Это - жизнь подвижника и мученика. Но подвизался Златоуст не в затворе и не в пустыне, а в житейской суете, среди мира, на епископском Престоле, на кафедре проповедника. И мучеником был он бескровным. Он был гоним не от внешних, но от лжебратий, и кончил жизнь в узах, в изгнании, под отлучением, гонимый христианами за Христа и за Евангелие, которое он благовествовал как Откровение и как закон жизни. Златоуст был прежде всего благовестником, проповедником Евангелия. И вместе с тем он был всегда очень современным и даже злободневным учителем. Последний смысл его учительства понятен только из живого исторического контекста. Это был евангельский суд над современностью, над тем мнимым воцерковлением жизни, в котором, по свидетельству Златоуста, слишком многие находили преждевременное успокоение в христианском обществе IV-ro века. В этом объяснение той резкости и суровости, с какой учил этот вселенский проповедник любви. Ему казалось, что он проповедует и свидетельствует пред мертвыми. Неправда и нелюбовь христианского мира открывалась для него в катастрофических, почти апокалиптических чертах... «Мы погасили ревность, и тело Христово стало мертвым»... И легкое иго любви для нелюбящего мира оказывалось бременем неудобоносимым. Этим объясняется и скорбная судьба Златоуста, изгнанного правды ради... «Сего ради ненавидит вас мир». 2. Св. Иоанн был родом из Антиохии, и по своему духовному складу, по своему религиозному мировоззрению он был типическим антиохийцем. Год его рождения в точности не известен, приблизительно сороковые годы IV-ro века, между 344 и 354 годами. Происходил святой Иоанн из богатой и знатной христианской семьи, по рождению и по воспитанию принадлежал к эллинистическим культурным кругам малоазийского общества. Этим объясняется его высокая личная культурность, аристократическое благородство его облика, известная светскость его обхождения. От культурности Златоуст не отказывался и тогда, когда отрекался от мира и от всего, что в мире. О Златоусте можно говорить, как об истом эллине. Он получил блестящее и широкое образование. Он учился у знаменитого Ливания. Мыслителем или философом Златоуст не был. В категориях античного мира его можно определить как оратора или ритора. Античный ритор - это учитель, моралист, проповедник. Таким учителем был и Златоуст.

http://sedmitza.ru/lib/text/870865/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Владыка Иоанн – путеводитель нашей жизни К очередной годовщине со дня кончины митрополита Иоанна (Снычева) Олег Платонов   09:02 02.11.2023 527 Время на чтение 5 минут Фото: Из интернет-источников Главное в жизни каждого человека – вера. Только она одухотворяет жизнь и придает ей смысл. Для русского человека вера – это путь к Святой Руси. Все остальное – дорога в пустоту, какой бы мишурой, внешним богатством, славой и популярностью она ни обставлялась. К Святой Руси я шёл всю свою жизнь, однако не всегда на этом пути я проявлял последовательность, бывало, спотыкался, серьёзно отклонялся от главного. Моя жизнь была богата поисками, путешествиями по России и миру, встречами с интересными, опытными, значительными людьми, разделявшими со мной главные идеи моей жизни. Владыка Иоанн Я благодарен Богу за то, что Он всегда помогал мне идти по этому пути. Я благодарен Богу за то, что встретил на своем пути (наверное, это было неизбежно) великого подвижника Русского Православия митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Знакомство с ним в 1992 году озарило ярким духовным светом моё прошлое и окончательно определило мою дальнейшую жизнь.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/02/vl...

IV. Первые газетные статьи 16 Церковь и Мир Со своими маленькими, краткими, и горестными жизнями, мы входим в великую, бессмертную, блаженную жизнь Церкви. Бледнеют черты земли, вырисовываются очертания неземного города. Церковь есть Город, в котором Бог обитает с людьми; где люди – сердцами – обитают рядом друг с другом. Еще – Церковь есть Древо Жизни Вечной; корни её в земле, ствол меж небом и землей, плоды все на небе. Пришел на землю час, когда, за трапезою мира и любви, высокий царедворец Рима, полунищий еврей ремесленник, свободный мыслитель эллин, и раб варвар возлегли, как братья, рядом, и стали считать себя просто и только – людьми, детьми Небесного Отца, из земли взятыми, и в землю отойти предназначенными. Все они были, и почувствовали себя зернами одной пшеницы, вошедшими в Единый Хлеб, который они приносили Богу в жертву благодарения за мир. И, принося Хлеб этот, говорили: «Благодарим Тебя, Отец наш, за жизнь и ведение, которое Ты явил нам через Иисуса Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам, и, быв собран, стал единым, так да будет соединена Церковь Твоя, от концов земли, в Царство Твое, потому что Твоя есть слава и сила, через Иисуса Христа, во веки». Они любили Воплощенную Жизнь, они понимали Христово дело, входили в это дело, и оттого прибавили к словам Христовым о благословении проклинающих, и о молитве за врагов, еще свое блаженство: – пост за преследующих. Они приняли всех людей в ту славу, в которую их принял Бог-Отец. Благодарили эти люди, после Причащения, так: «Благодарим Тебя, Отец Святой, за святое имя Твое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру в бессмертие, которое Ты явил нам через Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыка Вседержитель, сотворил все, ради имени Твоего, пищу же и питие Ты дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, а нам милостиво даруй духовную пищу, и питание, и жизнь вечную, через Отрока Твоего. Прежде всего, благодарим Тебя, потому что Ты всемогущ. Тебе слава во веки! Помяни Церковь Твою, избавь ее от всякого зла и усоверши ее в любви Твоей, и собери ее от четырех ветров, освященную в Царство Твое, которое Ты уготовал ей. Ибо Твоя есть сила и слава во веки! Да приидет благодать, и да прейдет мир сей! Осанна Сыну Давидову! Если кто свят, пусть приступит, а если нет, пусть покается. Маранафа! Аминь!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Toggle main menu visibility Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой . «Состояние души в детстве оставляет след на всю жизнь» Порфирий Кавсокаливит После воскресной литургии на раскладке книг возле храма моё внимание привлекла книга в красной обложке. Два последующих дня я читала её взахлёб, книга ездила со мной по городу и за город, я перечитывала отдельные страницы в очереди к стоматологу, в транспорте и других подходящих местах, где надо было хоть немножко чего-то подождать. Эта книга «Старец Порфирий Кавсокаливит Житие и слова» об афонском старце, о котором до тех пор я ничего не знала, старце, советы которого сейчас меня поддерживают и укрепляют . Радость, которую я получила от чтения книги, не помещалась во мне, я, как новоначальная, заставляла читать её мужа, потом подругу. Меня обижало, что делали они это без интузиазма. «После окончания первого класса начальной школы маленький Евангелос (имя старца в миру) был вынужден из-за бедности семьи отправиться в Халкиду на заработки. Ему тогда было всего семь лет. Мальчик проработал два-три года в лавке, после чего отправился в город Пирей, где еще два года работал в продовольственном магазине одного родственника. В 12 лет он тайно уехал на Афон, горячо желая подражать святому Иоанну Каливиту, житие которого он прочитал и особенно полюбил. Благодать Божия привела его в каливу святого Георгия, в скит Кавсокаливия, в послушание к двум старцам, братьям по плоти, — Пантелеимону, который был духовником, и Иоанникию. Евангелос с великой любовью и полным послушанием предал себя этим двум старцам, которые, по общему признанию, отличались особенной строгостью. В 14 лет он стал монахом и получил имя Никита, а два года спустя принял великую схиму. В монашестве Господь дал ему дар прозорливости.» (Из краткой биографии старца) Замечу, что в таком возрасте на Святую Гору нельзя было попасть, только великое чудо промысла Божьего, так считал старец, помогло преодолеть долгий путь до Афона одному и случайно попасть в руки будущему духовнику, старцу Пантелеимону, который, назвавшись «дядей» мальчика, стал его проводником в другую жизнь, жизнь благодатную.

http://azbyka.ru/detforum/ubs/sostojanie...

     «Все мне позволительно!» — заносчиво доказывает злой раб себе и всему миру. «Но не все мне полезно», — добавляет раб благоразумный и верный. Его благоразумие проявляется не в примерном поведении или особенном внешнем виде, а в постоянном хранении памяти смертной. За любым занятием он старается помнить, что впереди его ждет кончина, которую нельзя отменить медицинскими процедурами, чудодейственными лекарствами или любыми иными способами. Подготовку к смерти благоразумный человек расценивает как основное делание своей жизни. Он стремится соотносить с этим событием все свои поступки, слова и мысли. Говоря евангельским языком, человек приучает себя «бодрствовать» (см. Мф. 24, 42). Это отличает раба благоразумного от злого, который с пьяницами пьет и веселится и не ожидает прихода своего Господина. Злой раб тоже понимает, что смерть неизбежна, но пока, как говорится, «пить будем, гулять будем, а смерть придет — помирать будем». Зачем ему негативные мысли, вызывающие депрессию, к чему мучительный страх смерти, отравляющий и без того короткую жизнь? Что удивительно, даже святые призывают нас не бояться смерти, правда, совершенно в ином ключе. Преподобный Антоний Великий утверждает, что надо опасаться не физической смерти, а погибели души, которая есть неведение Бога. Этот святой говорит о смерти как о процессе перехода из временного существования в жизнь вечную, чего не надо страшиться, если человек с Богом. В Евангелии многократно звучит та же мысль. Господь говорит, что верующий в Единородного Сына Божия «не судится, а неверующий уже осужден» (Ин. 3, 18). Людей, не заботящихся о познании Бога, Он называет духовными мертвецами (см. Мф. 8, 22). Верующие во Христа Спасителя не погибнут, но будут иметь жизнь вечную (см. Ин. 3, 15), ибо таковые уже перешли «от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). То есть человеку, уже здесь живущему единой жизнью со Христом и для Христа, переход в иной мир не страшен, ведь и там его связь с Господом сохраняется. На земле стяжавший Бога остается с Ним и после смерти, поэтому смерть ему не страшна.

http://pravoslavie.ru/107605.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010