Духовная жизнь – это не интеллектуальные интересы, не литература, не театр, не консерватория Фрагменты традиционной ежегодной беседы ректора Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета протоиерея Владимира Воробьева со студентами-первокурсниками. – Что такое духовная жизнь?   – Как понять – есть ли Дух Святой в человеке или нет? В 1978 году в конце января я ездил к замечательному старцу, архимандриту Тавриону Батозскому. Он был тяжело болен раком, и я не знал, увижу его или нет. От автобусной остановки нужно было идти через лес. Было совершенно темно, блестит снег, горят звезды. Когда вошел в скит, казалось, что все спят. Но в храме было уже много паломников. Те, кто приезжал в скит, причащались каждый день. Отца Тавриона за это многие осуждали. Вхожу в храм и слышу, что-то читают, через некоторое время понимаю, что это – гомилии Симеона Нового Богослова. Читали то место, где преподобный Симеон объясняет: если кто-либо говорит, что в нем Дух Святой, хотя это и незаметно, то это – неправда. Потому что присутствие Духа Святого в сердце ни с чем нельзя перепутать. Это как благоухание в ноздрях или свет для глаз. Вдруг из алтаря вышел отец Таврион и сказал: «Вы знаете, что я благословлял всех часто причащаться. Когда я приду на Страшный суд, Бог меня спросит: «Как ты мог всех причащать каждый день, откуда у тебя такое дерзновение»? А я Ему отвечу: «Я их предупреждал». Слова преподобного Симеона – это вам предупреждение». Это значит: не обманывайте себя, – если не чувствуете присутствия благодати Святого Духа, значит ее и нет у вас. И часто причащаться в этом случае нельзя – вы не готовы жить благодатной, духовной жизнью. Немного по-другому об этом говорит апостол Павел: «Тот, кто Духа Святого не имеет, тот не Его» (Рим. 8:9). Духовная жизнь – это не широкие интеллектуальные интересы, это не литература, не театр, не консерватория, это – жизнь с Духом Святым в сердце. Присутствие Духа Святого узнается по тем признакам, которые приводит апостол Павел, потом Серафим Саровский. Это – сердечный мир. Это – радость о Господе, это – любовь к Богу и к людям, это – благочестие, целомудрие, чистота.

http://pravmir.ru/duhovnuyu-zhizn-nelzya...

Сейчас семья переживает тяжелые времена, испытывает особое давление мира, сатанинских сил. Стараясь, чтобы люди нарушили одну из первых заповедей Божиих, лукавый сеет раздор между ближними, каковыми являются члены семьи. Мы способствуем этому, когда забываем, что законы, которые Бог дал, должны исполняться человеком. В Священном Писании сказано, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, предстоять перед Богом, жена должна смиряться перед мужем, а дети должны почитать своих родителей. Мы же видим, что отпадение людей от веры привело к тому, что муж перестал чтить Бога и поклоняться Ему, слушаться Его, жить по Его воле и стал проявлять непослушание. Следствием этого стало то, что жена оказывает непослушание своему мужу. А у двух непослушных людей вырастает третий непослушный — ребенок. Сейчас очень много проблем и трагедий оттого, что дети не почитают, не уважают, не хотят слушать родителей, которых Бог дал, чтобы они сохранили чадо, привели к благочестивому духовному житию. Поэтому надо понимать, что разговор о воспитании, о семье — это разговор о возвращении человека к Богу. Создать полноценную семью, каковой и является христианская семья, может человек благочестивый, живущий полноценной жизнью, помнящий, что каждый из нас состоит не только из плоти, но еще и из души и духа. В этом случае и плотская жизнь полноценная у него, и духовная, и душевная; и эта полноценность позволяет ему жить именно на основе духовных представлений во всех сферах, и особенно в семейной жизни. То есть семейная жизнь — это в первую очередь духовная жизнь. Только человек духовный может правильно строить отношения с другим человеком, воспитывать своих детей. Воспитать христианина может только христианин. И суть православного воспитания заключается в том, что родители должны прежде всего воспитывать себя. Как говорил преподобный Серафим Саровский : “Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи”. Часто мы считаем, что ребенку не по силам нести такой великий подвиг — молиться, поститься, жить христианской жизнью. Но если он родился в христианской семье, если он от чрева матери своей естественно живет этой жизнью, то она не является подвигом, ребенок быстро к ней привыкает. В основе христианского воспитания лежит христианская жизнь семьи — отца и матери. То есть воспитание детей — это создание условий, в которых бы родилась, процветала, умножалась духовная жизнь ребенка.

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnaja-sem...

Вся история человеческого рода вращается около двух величайших событий – грехопадения и искупления. Первое из этих событий, когда именно человек, нарушив заповедь Божию, отравил себя и всю свою природу пло­дами греха и смерти, наложило неизгладимую печать греховности на всю историческую жизнь ветхозаветного человечества, и последнее, потеряв в себе источник истинной духовной жизни, жило только надеждой на будущее искупление, обещанное человеку вслед за самим грехопадением. Это искупление, как оно постепенно выяснилось в целом ряде обетований и пророчеств, должно было ниспровергнуть водворившееся на земле цар­ство греха и смерти и вновь водворить царство благодати как источника истинной духовной жизни. Но восстановление потерянного источника истинной жизни, водворение жизни на место смерти равносильно созданию новой жизни на земле, и искупление вследствие этого могло совершиться только опять чрез то Божественное Слово, чрез которое совершилось в начале и са­мое сотворение мира. Поэтому то как бытописатель Ветхого Завета, св. пророк Моисей, начал свое повествование о сотворении мира знаменательным словом «в начале», так и бытописа­тель Нового Завета, св. евангелист Иоанн, начал свое повествование об искуплении тем же самым словом «в начале», чтобы заявить, что то Божественное Слово, которое имело воссоздать падший род человеческий, есть Слово изначальное, то самое, которое в довременном бытии было у Бога и которое само было Бог . «Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть». Но Оно не толь­ко причина создания всего бытия, но есть вместе с тем источник истинной жизни. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Падшее человечество, потерявшее чрез свое грехопадение источник истинной жизни, могло найти его опять только в этом Божественном Слове, и эта истинная жизнь только и мог­ла стать тем светом, который должен был осветить человеку путь от погибели ко спасению. Чтобы дать греховному человечеству возможность приобщиться к этому источнику жизни и света, «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благода­ти и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Как в начале всех вещей совершилась непости­жимая для разума тайна сотворения, так по исполнении времен совершилась столь же непостижимая тайна воплощения Бога Слова. «И беспрекословно, говорит апостол, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ). Эта то великая тайна благочестия и составляет предмет библейской истории Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Глава III. Святитель Григорий как выразитель исихастской традиции Святой Горы В предыдущей главе мы рассмотрели жизнь святого Григория Паламы , описанную его сподвижником святителем Филофеем Коккином, патриархом Константинопольским, тоже исихастом, который принял деятельное участие в канонизации святого Григория, написав его житие и составив службу святому. Мы показали, что святитель Григорий был истинным святогорцем. Он долгие годы жил на Афоне, проникся духом Святой Горы и сам стал ее ярким представителем. При чтении творений святого Григория мы чувствуем исходящий от них афонский дух, словно запах ладана. И мы можем с уверенностью сказать, что Григорий Палама и Святая Гора тесно связаны между собой. Невозможно понять святого вне исихастской традиции Афона точно так же, как невозможно понять жизнь Афона вне жизни и учения святителя Григория. В этой главе мы рассмотрим влияние Святой Горы на учение Григория Паламы и покажем, каким образом святой стал выразителем существовавшей на Афоне исихастской традиции. Святая Гора и Православная Церковь Прежде всего следует отметить, что Святая Гора является неотъемлемой частью Церкви. Здесь особенно полно осуществляется жизнь по Евангелию во Святом Духе, которой должны жить все православные христиане. В своем труде «Триады в защиту священно-безмолвствующих» святитель Григорий, говоря о святом афонском подвижнике Никифоре, который за исповедание истинной веры был осужден к изгнанию царствовавшим тогда императором из династии Палеологов, пишет: «Он избирает строжайшую, т. е. монашескую, жизнь и поселяется в месте, чье название одноименно со святостью, на границе мира и неба – это Афон, очаг добродетели» 44 . По свидетельству святых отцов, монашество – это жизнь апостольская и мученическая, ибо в монашестве сохраняется вся сущность жизни апостолов и святых мучеников. А на Афоне монахи живут именно такой жизнью. Для того чтобы подтвердить это утверждение, рассмотрим, что святые отцы говорили об этапах духовной жизни. Святой Дионисий Ареопагит пишет, что в духовной жизни можно выделить три периода: очищение ( κθαρση), просвещение ( φωτισμς) и усовершение ( τελεωση). Подобное разделение мы находим и у других святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Моя жизнь во Христе Дневник великого святого ХХ века Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во Христе». Несмотря на свою огромную занятость, о. Иоанн ежедневно записывал свои мысли, которые приходили к нему во время молитвы и созерцания. Эти мысли и составили дневник о. Иоанна. В дневнике каждый христианин откроет для себя настоящее духовное сокровище. 1 января, 2006 Дневник великого святого ХХ века Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во Христе». Несмотря на свою огромную занятость, о. Иоанн ежедневно записывал свои мысли, которые приходили к нему во время молитвы и созерцания. Эти мысли и составили дневник о. Иоанна. В дневнике каждый христианин откроет для себя настоящее духовное сокровище. Печатается с сокращениями. Житие святого праведного Иоанна Кронштадского Бог, Его милость и забота о людях 1. Как мать учит ходить младенца, так Господь учит нас живой вере в Него. Мать поставит младенца, сама отойдет, а младенцу велит идти к себе. Младенец плачет без поддержки матери, хочет идти к ней, да боится шагнуть, или старается подойти, да падает. Так и Господь учит христианина верить в Него. Наша вера слаба, как младенец, который учится ходить. Господь на время оставляет христианина и предает его разным бедствиям, а потом, когда возникает нужда, спасает. Господь велит смотреть на Него и идти к Нему. Христианин старается видеть Господа, но сердце, не наученное лицезрению Божию, боится своей смелости, спотыкается и падает. А Господь близко и готов как бы на Свои руки взять немощного христианина. Поэтому при различных скорбях или кознях дьявола научись очами твоего сердца взирать на Спасителя. Смело взирай на Него, как на неистощимую сокровищницу благости и усердно моли Его, чтобы Он помог тебе. И тотчас получишь просимое. Главное здесь сердечное зрение Господа и надежда на Него, как на Всеблагого. Это истинно с опыта! Так Господь учит нас сознавать нашу немощь и надеяться на Него. 1. Сколько раз, Владыко Господи Иисусе, Ты обновлял мое естество, которое я легкомысленно растлевал своими грехами! Нет тому числа! Сколько раз Ты вынимал меня из пламени многочисленных страстей, горящих внутри меня, из пропасти уныния и отчаяния! Сколько раз одним Твоим именем, с верой призываемым, Ты обновлял мое растленное сердце! Множество раз Ты совершил это через Твое животворящие Причащение. О, Владыко! Нет числа Твоим милостям ко мне грешному. Что же я принесу Тебе за Твои безмерные благодеяния, Иисусе, Жизнь и легкость моя! Помоги мне стать осмотрительным.

http://pravmir.ru/zhizn-vo-xriste/

Скачать epub pdf О духовной жизни Те, кому приходится много путешествовать, хорошо знают, что успех каждого путешествия в значительной степени зависит от того, какими путеводителями человек обзавелся и насколько внимательно их прочел. Отправляясь в незнакомую страну, человек должен получить хотя бы самую основную информацию о том, какие в этой стране достопримечательности и какие могут подстерегать опасности. Точно так же происходит в духовной жизни. Духовная жизнь – это путь к Богу, и, чтобы нам идти по этому пути успешно, мы должны пользоваться путеводителями. Таких путеводителей очень много. Это прежде всего творения Святых Отцов – тех людей, которые за много веков до нас шли тем же путем, каким сегодня пытаемся идти мы. Обращаться к их писаниям важно именно потому, что они достигли цели пути – тех духовных высот, к которым и мы стремимся в меру своих возможностей. Для сегодняшней беседы я избрал в качестве путеводителя произведение византийского святого, мистика, богослова и поэта, жившего в XI веке, преподобного Симеона Нового Богослова . Оно называется «Главы богословские, умозрительные и практические» и состоит из трех частей, или «сотниц». «Главы» преподобного Симеона не являются систематическим изложением православной аскетики: они больше похожи на дневниковые записи. Однако мы можем многому из них научиться, если будем читать хотя бы по несколько глав в день. И прежде всего мы можем научиться тому, что есть духовная жизнь. В главе 65-й из третьей сотницы преподобный Симеон пишет: Многие сочли блаженной отшельническую жизнь, другие – смешанную, то есть общежительную, иные же предпочли предстоятельствовать над народом, быть наставниками, заниматься преподаванием и строить церкви... Я же ни одно из этих дел не предпочел бы другому и не сказал бы, что одно заслуживает похвалы, а другое порицания. Но во всем и во всех делах и действиях всеблаженна жизнь для Бога и по Богу. Далее преподобный Симеон говорит о том, что человеческая жизнь составляется из различных наук и искусств, причем каждый разрабатывает и привносит свое, впрочем, всякий путь жизни бесполезен, если он не ведет к Богу и ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

     Жизнью Церкви нужно жить. Нужно любить эту жизнь. И мало того, Православие – это жизнь. Не только механическое соблюдение обрядов, отстаивание Литургии с посматриванием на часы. Нет. Но сама жизнь. В первую очередь внутренняя жизнь души, сердца, а за ней и послушного тела. Прочитывая жития святых, часто встречаешь описания того, как они молились. Как пламенно! Как искренне, с жертвенностью, с самоотдачей, представляя себя пред взором живого невидимого Бога, кровоточа, пропуская через сердце каждое слово молитвы. Можно, к примеру, прочитать в житии святого праведного Алексия Бортсурманского о том, как он молился об умершем мальчике, чтобы тот воскрес. И он силой Божией воскрес! Конечно же, нужно жить молитвенно в доме-святилище сердца своего и в доме Божием – храме. На мой взгляд, воспитание и прививание ребенку с Божьей помощью любовь к богослужениям начинается не в храме, но дома, в кругу семьи. И главный вопрос: чем живут родители? Живут ли они церковной жизнью? Пытаются ли соблюдать заповеди Божии? Ведь почему часто в сердце ребенка рождается протест, бунт? Дите еще, в отличие от взрослого человека, не умеет носить масок, хитрить. Оно воспринимает все честно и просто. Если видит, что родители не живут по заповедям Божиим, но создают лишь форму, видимость такой жизни, как говорится, внешнее обрядовое благочестие, то тогда малыш начинает внутренне, может быть, неосознанно протестовать. – Посмотрите, на себя! – своим поведением говорит нам он. Ведь дети впитывают не столько наши слова, сколько наши поступки, действия. Нашу «правду бытия» сердечную, а не ту маску, которую мы предлагаем миру. Потому, конечно, в воспитании ребенка нужно начать с Божьей помощью с воспитания себя, подавая ребенку правильный пример и показывая ему верный духовный путь. Так как традиция – это не ковыряние в пепле, а передача пламени – пламени-устремления своей любви к Богу. Приведу жизненный пример… Один архимандрит Троице-Сергиевой Лавры вспоминал, что к нему обратился односельчанин – отец бесноватого отрока (дитя это страшно сквернословило). И родитель не понимал, откуда сын этого набрался. Архимандрит начал расспрашивать отца. И тот сказал, что, в принципе, ведет благочестивую церковную жизнь, но есть у него один тяжкий грех, с которым ему очень трудно бороться. Он, бывает, запивает и в пьяном состоянии сильно ругается. Ребенок таким образом скопировал привычку отца. Родитель избавился от этой пагубной страсти, вслед за ним перестал сквернословить и мальчик.

http://pravoslavie.ru/99122.html

     «Сегодня для нас приоритет — молодые талантливые ребята, у которых глаза горят. Мы могли бы оказать им всестороннюю поддержку, чтобы они, получив образование в духовной школе, вернулись обратно и помогали в осуществлении тех задач, которые стоят перед Церковью — и образовательных, и миссионерских, и социальных. Но прежде всего хотелось бы, чтобы они могли быть добрым примером для своей паствы, верили в то, о чём проповедуют», — делится своим главным желанием правящий архиерей епархии, в которой третий год не утихают боевые действия, откуда по малодушию сбегали священники, куда боится возвращаться большинство абитуриентов. Но жизнь не стоит на месте — рано или поздно война закончится, и какой будет мирная жизнь, будет зависеть от всех, кто захочет её строить. Десять лет назад, в праздник Сретения Господня, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил первую Божественную литургию в тогда ещё кафедральном Николаевском соборе Горловки. За эти годы и в кафедральном городе, и во всей епархии многое изменилось. Как видит жизнь своей епархии правящий архиерей? Какие задачи ставит? Какие перемены в церковной жизни ждут нас в следующие десять лет? Уйти с периферии — Владыка, какое впечатление произвела на Вас Горловская епархия, когда Вы прибыли на кафедру? — Горловская епархия никогда не была для меня какой-то чужой и незнакомой территорией — я с 1994 по 1997 год нёс в Горловке послушание рядом с владыкой Алипием. Я знал здешних священников, знал порядки. Вообще Горловская епархия — это часть Донбасса. Десять лет митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион управлял двумя епархиями, поэтому ощутить какую-то разницу между Донецкой и Горловской епархиями было довольно сложно. Конечно, Горловка — это не столица, это провинциальный город. И для того чтобы церковная жизнь Горловки развивалась, на мой взгляд, в первую очередь нужно было приобрести какие-то внешние атрибуты — нужно было строить собор, епархиальное управление. Нужны были кадры — люди, с которыми можно было бы реализовывать какие-то проекты, начинать что-то новое в епархиальной жизни. Довольно много нужно было сделать, чтобы Горловку подтянуть хотя бы на уровень Донецка, потому что в Донецке церковная жизнь кипела, а здесь она была немножко на периферии. Это было заметно, и это то, с чем надо было работать.

http://pravoslavie.ru/101219.html

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Времена не выбирают Надеяться на Бога — это самое первое. Жизнь в руках Божиих. 3 октября, 2014 Надеяться на Бога — это самое первое. Жизнь в руках Божиих. Что будет происходить в Горловке, в Славянске, во всем Донбассе через неделю, через месяц, через полгода? Война там будет или мир? Приемлемая, хотя и сложная жизнь или продолжение кошмара? Будут ли дети учиться в школах, будут ли врачи лечить больных, а шахтеры добывать уголь? Получат ли люди еду, воду, свет, тепло? А храмы, в которых служат сегодня Владыка Митрофан и священники Горловской епархии,— будут ли они стоять или рухнут под снарядами и сгорят? Мы этого не знаем, да и вряд ли кто-то сейчас предугадает судьбу Донбасса. Зато мы уже сейчас знаем другое. Мы знаем, что у Русской Церкви есть такие архипастыри, как Владыка Митрофан, и есть настоящие, не бросающие паству в беде пастыри. Знаем, что сегодняшние православные христиане способны собраться на Литургию, невзирая на риск попадания снаряда в наполненный людьми храм. Убеждаемся, что война не может отнять у людей радости соединения со Христом в Святом Причащении; что она не погасит Фаворского света и не отменит Рождества Богородицы. Чем бы ни обернулась, чем бы ни продолжилась эта новейшая история, мы будем знать, что среди огня, крови и ненависти Горловская и Славянская епархия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата стояла за Христа, и стояла за Него действительно насмерть, это не пафос, это истина. — Достаточно зайти на сайт Горловской и Славянской епархии, чтобы убедиться: церковная жизнь, духовная жизнь на окормляемой Вами территории продолжается, невзирая на войну. Все идет своим чередом! А здесь, в мирных пока еще, невоюющих краях многие этому удивляются: «Надо же, они еще и служат! У них еще и праздник! Им еще и проповеди батюшки говорят!». Просим Вас ответить удивляющимся, сказать: это естественно — продолжать совершать Литургию среди взрывов и рушащихся домов — или это сверхъестественно, удивительно? Почему Вы не сворачиваете своей архипастырской деятельности в условиях войны, а, скорее, напротив, усиливаете ее?

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Беседа 10. Евангелие от Матфея, глава 5, 21–37. «Нагорная проповедь. Отношение к ближним. Об отсечении соблазнов и о клятве» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию, и в сегодняшней беседе мы будем рассматривать 5-ю главу Евангелия от Матфея с 21-го по 37-й стих. В этом отрывке мы выделим две темы: 1). «Отношение к ближним» – с 21-го по 28-й стих; 2). «Об отсечении соблазнов и о клятве» – с 29-го по 37-й стих. И мы начинаем тему «Отношение к ближним»: Мф.5:21 . «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Этими словами Христос нисколько не перечеркивает значение древнего закона. Напротив, Он и говорит о Законе, который Сам и изрек. Ведь именно божественный Логос (Слово) и общался с древними пророками. Сказано о ветхозаветных пророках, что они исследовали волю Бога: «…на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:11 ). Бог Отец всегда действует через Слово Свое, через Своего Сына возлюбленного. Сказано о Сыне Божием, что Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол.1:15–17 ). На древних иконах и фресках, где изображается сотворение мира, изображается именно второе Лицо Пресвятой Троицы. Он, Христос, общался, собеседуя, и с пророком Моисеем на Синае, и с пророком Илией на Хориве. Господь Иисус Христос говорит: «сказано древним» , чтобы скрыть Свое авторство Закона Божия до времени. Блаженный Феофилакт пишет: «…если бы сказал: Я говорил древним, то едва ли стали слушать Его. Поэтому говорит неопределенно» . Заповедь «не убивай, кто же убьет, подлежит суду» была установлена для того, чтобы люди, ценя свою свободу и жизнь, не покушались на жизнь и свободу других людей. Мегед эт мегет (мера за меру) – этот принцип действовал в Законе Божием, научая человека ценить права другого человека, заботясь о себе в другом. Только тот человек, который совершенно не ценил свою собственную жизнь, мог позволить себе восставать на жизнь другого человека. Действуя так, он подпадал под наказание Закона Божия по принципу: «мера за меру». Таким образом Закон Божий научал человека в жизни другого человека любить и свою собственную жизнь. Но Христос не хотел ограничивать исполнение Закона только страхом наказания за нарушение закона. Он возводит Закон на более высокий духовный уровень.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010