Библиография трудов святителя Феофана и литературы о нем По фондам Владимирской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской областных универсальных научных библиотек и Рязанской епархиальной библиотеки Источник КНИГИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА 1 . Акафист святому великомученику Димитрию Солунскому, составленный святителем Феофаном, Затворником Вышенским . – Владимир: Транзит-Икс, 2005. – 34, с.: ил. (В) 2 . Богоугодная жизнь вообще: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря. – [Козельск]: Издательство Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1998? . – 115 с. (Е) 3 . Болезнь и смерть: выдержки из писем. – [Владимир]: Издательский отдел Владимирской епархии, 1996. – 62 с. (Е) 4 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – [Загорск]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990. – 31 с. (Р, О) 5 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – Пушкино: МП «Принтэкс», 1990. – 32 c. (В) 6 . Внутренняя жизнь. – Москва: Отчий дом, 2010. – 188, с. – (Духовный собеседник). (Р) 7 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 1998. – 414 с. (Е) 8 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 2001. – 415 с. (Р) 9 . Внутренняя жизнь: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – Репр. изд. – [Москва]: Галактика, 1994. – 138, II с. (В) 10 . Во славу Божию: из писем Феофана/отв. за вып. Н. Мишина. – Москва: МП «Палея», 1991. – 30 с. (В, Р) 11 . Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. – Москва: Правило веры, 2008. – 464 с. (Е) 12 . Двери покаяния: слова и проповеди . – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2002. – 601 с. (Р) 13 . Душа и ангел – не тело, а дух. – Москва: Талан, 1997. – 206 с. (Е) 14 . Душеполезные поучения: [болезнь и лечение, мытарства, смерть детей, поминовение усопших]. – Москва: О-во содействия православному просвещению «Изографъ», 2008. – 32 с. (О)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В восточной православной Церкви, по правилам, на священнослужительские степени (пресвитера, диакона и иподиакона) могут быть возводимы или избравшие безбрачную жизнь навсегда, или вступившие в брак предварительно. Сие послание издавна сделалось постоянным обычаем в Церкви российской. И для высшей степени епископской требуется жизнь безбрачная. Такой состав духовенства восточного и русского представлять одну из особенностей, отличающих сию Церковь от западной. Известно, что папы римские всему духовенству своему, от епископов до иподиаконов включительно предписали, как закон, безбрачную жизнь. Это различие священнослужителей Церкви православной и латинской, в отношении к их домашнему состоянию, заключает в себе вопрос: что более прилично лицам священным в пастве Христовой, – жизнь ли брачная, или безбрачная? Со времени появления протестантства вопрос этот сделался предметом жарких споров между латинянами, защищающими достоинство узаконенного для священнослужителей безбрачия и лютеранами, изобличающими вредные последствия сего строгого закона. Спор не решен, быть может, и потому, что противники старались более о том, чтобы упреками сильнее уязвлять друг друга, а не о том, чтобы беспристрастно вникнуть в дело. Но этот давний предмет спора не утратил и для нас значения. Одни отдают предпочтение “устройству Церкви русской, допускающему супружество простых священников, и требующей, чтобы епископы избираемы были из монашеского чина и вели жизнь подвижническую” 1 . Другим более нравится закон, господствующий в латинской Церкви, не потому только, что там состояние безбрачия, само в себе достохвальное, соединяется с высоким на всех степенях саном священства, но еще и, может быть, главным образом потому, что безбрачие лиц духовных препятствует быть отдельным духовному званию, отнимает у него вид замкнутого сословия, и открывает свободный вход в духовенство из всех званий. Все сие может служить побуждением к тому, чтобы внимательно и беспристрастно обозреть основания, на которых утверждается Церковь православная, допуская брак и безбрачие в своем духовенстве, и те доводы, которые в латинской Церкви придумали в защиту принятого в ней закона о безбрачии лиц духовных. 1. Рассмотрение вопроса о браке и безбрачии лиц духовных, на основании Священного Писания и примеров древней Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В воскресенье второй недели Великого поста мы празднуем память свт. Григория Паламы – святого отца Церкви, настоящего глубокого богослова. Сегодня праздник богословия, праздник учения о Божественной благодати. Это, конечно, в первую очередь очень важно для тех людей, которые свою жизнь в большей, может быть, степени, чем все остальные христиане, хотят посвятить познанию Бога. Познанию научному, опытному, как это предполагают делать учащиеся духовных школ, поэтому для них это тоже особый день.      Почему Церковь именно этого святого избрала для сегодняшнего особого прославления во дни Великого поста? Потому что это человек, который был богословом и словом, и делом. Он был философом, его называют мистиком. Он опытным путем познал, что такое благодать Святого Духа, и приобретенное знание сформулировал для своих учеников, для целых поколений христиан. Он был очень хорошо образован, можно сказать, происходил из аристократической семьи, его отец был человеком, приближенным к императору. Но это был уже XIV век, когда набирал и политическую, и физическую силу ислам, и уже христианский мир был потрясен этим. Он был стеснен, разные ереси распространялись, и жизнь святого Григория Паламы не была каким-то безмятежным богомыслием. Он прошел очень хорошую школу: жил и на Афоне, где был и регентом и игуменом монастыря, и в столичных кругах вращался. И вот он в этой всей мудрости мира нашел самое главное – он передал нам знание о Божественной благодати, о том, чего нельзя, может быть, пощупать или что иногда нельзя объяснить человеческим языком, но без чего никакое богословие, никакие подвиги невозможны, и сама жизнь христианина без Божественной благодати теряет всякий смысл. Благодать исцеляет нашу душу, наполняет нашу жизнь истинным смыслом. Благодать открывает наши глаза. Человек, приобщающийся Божественной благодати, даже только начинающий это делать, уже совсем по-иному смотрит на этот мир, он видит такие вещи, которые люди, умудренные, быть может, опытом прожитых лет или каким-то багажом знаний, не видят. Иногда мы, христиане, поражаемся этому – смотрим на человека или на группу людей и нам кажется: вот они-то уж мудрее нас должны быть, хотя бы благодаря своему возрасту или пережитым испытаниям в жизни, или благодаря тому, что они успели сделать, и видим, что они выглядят как сумасшедшие люди. Они просто не видят. Христиане видят, что происходит, а эти люди, вроде бы трезвомыслящие, умные, не видят, потому что Божественная благодать не коснулась их сердца, их души, их очей. Именно об этой Божественной благодати всю свою жизнь радел Григорий Палама, и поэтому в дни Великого поста мы особо празднуем его память.

http://pravoslavie.ru/152437.html

Вышеуказанная постановка вопроса объясняет общий субъективно-психологический, а не объективно-исторический характер данного исследования. В этом случае мы интересуемся апостолом Павлом, как священным писателем, выразившим глубокий взгляд на жизнь человеческой души, становясь тем самым на точку зрения Феодора Симона, который говорить: «У апостола Павла мы находим библейскую психологию в её развитой форме. Здесь она в стадии своего расцвета, где все заложенное в более ранних ступенях развития, достигло ясной и полной раздельности. Если евангелист Иоанн метафизик, то ап. Павел среди апостолов может быть назван психологом. Везде у него замечается тонкий психологический взгляд, с которым он исследует и рассматривает явления внутреннейшей душевной жизни. По преимуществу занимается он исследованием дела спасения с точки зрения его психологической действительности его влияния на жизнь человеческой души: мышление, чувство и деятельность. Если от психологии с правом требуют, чтобы она опиралась на наблюдение фактов, на эмпирические данные, то психология ап. Павла удовлетворяем также и этому требованию. Только эмпирика ап. Павла высшего рода. Обычная психология старается исследовать душевные явления, связывающиеся с различными внешними условиями большего или меньшего значения. Так, она старается определить различный род ощущений, происходящих во мне при виде различных цветов красного, голубого, зеленого и др., чрез сравнение их между собою или исследует их по закону усиления восприятия чрез постепенное усиление внешнего раздражения. А у апостола Павла исследуется жизнь человеческой души под влиянием бесконечно важнейших условий: он знает и учит, как грех и благодать, жизнь и смерть влияют на человека и как они проникают и изменяют психологическую жизнь даже в её внутреннейших глубинах. Он развивает свое учение не из предвзятых принципов, но оно у него опирается на опыт: из всей широты человеческой жизни и, особенно из собственного внутреннего опыта почерпается у него богатый эмпирический материал. Ап. Павел идет впереди всех эмпириков-психологов в том отношении, что наблюдает разрушительное влияние греха на психическое состояние человека: это факт величайшей важности, с которым ни один эмпирик не считался. Кроме того, пред ап. Павлом широко открыта еще и та область наблюдений, которая обычно для естественного человека закрыта: душевный ( ψυχικς) человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ). Если цена психологии особенно зависит от широты наблюдаемого материала, то человеку, убежденному в действительном существовании высшего духовного мира, наперед ясно, что всякая психология, не принимающая во внимание этого обширного круга опыта и не знающая его, должна много уступать психологии ап. Павла в истинности содержания» (Психология ап. Павла, перевод с немецкого Епископа Георгия. Москва. 1907 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Демо-полет Охлаждение в вере – это, на мой взгляд, одна из самых больных проблем современной церковной жизни. Это то, о чем очень часто приходится говорить на исповеди, просто в беседах с людьми и о чем еще чаще приходится думать. Практически каждый из нас в той или иной степени переживал в начале своей церковной жизни то, что можно назвать горением сердца. Когда человеку открывается жизнь со Христом, жизнь в Церкви, он, как правило, ощущает эту жизнь как радость, и ничто в окружающей его реальности сравниться с ней не может. На первых порах (а период «первых шагов» в Церкви у кого-то длится недели, у кого-то – месяцы, а у кого-то – и несколько лет) Господь человека поддерживает, как мать маленького ребенка, и всё делает за него. Неудивительно, что эта жизнь с Богом представляется поначалу не только радостной, но и очень легкой – человек буквально летит, и ему невдомек, что это полет не на своих крыльях, что этот полет подарен ему ради того, чтобы он узнал чувство полета и к этой свободе стремился впоследствии. А потом всё начинает постепенно меняться. Жить в Церкви становится труднее, всё в большем приходится преодолевать себя, и вместе с тем начинает как бы скрываться та полнота, радость пребывания с Богом, которая эту жизнь первоначально характеризовала. Нужно понимать, что это еще не охлаждение в вере, – это некая часть процесса нашего в ней становления. Но современный человек именно на этом моменте, подробно описанном у многих святых отцов, зачастую претыкается так, что впадает в бедственное духовное состояние – холодное, нечувственное и в каком-то смысле неживое. Верить по инерции Порою верующим христианам приходится, давая, по слову апостола Петра, отчет в своем уповании (см.: 1 Пет. 3: 15), отвечать на вопрос примерно такого содержания: «Вот ты ходишь в храм, ты христианин. Как ты объяснишь, что порою христиане, церковные люди творят такие вещи, каких и язычники себе не позволяют?» Поводов для подобного вопроса, к сожалению, немало. И, я думаю, не стоит уходить от ответа на него, потому что, если не дать ответ, человек будет считать, что это некое неразрешенное недоумение для нас самих. И всё же, если попытаться это объяснить, возникает определенное затруднение.

http://pravoslavie.ru/110875.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Алексий Володин: «Акция литовской молодежи попахивает заказухой» Петербургский священник не верит в искренность антикатолических настроений у молодежи Вильнюса 02.07.2010 397 Время на чтение 3 минуты «Мне не известны причины, которые побудили литовскую молодежь к таким действиям. Также непонятно, что именно им не понравилось в позиции Католической церкви. Но в любом случае если из Церкви выйдут люди, которые формально в ней находятся, то это будет только лучше и прежде всего для них. В Православной Церкви это именно так, потому что человек не должен себя обманывать. Если он будет твердо знать, что он не православный, что он безбожник, то это шанс для него, что, возможно, когда-нибудь Господь приведет его к вере и он, действительно станет православным, а не номинально верующим. Если человек считает себя православным, но при этом не причащается, то у него нет шанса узнать Православие, такой человек может всю жизнь ходить в храм и ставить свечки и этим довольствоваться. Литовская молодежь возмущается тем, что Католическая церковь регулируют общественную и политическую жизнь. Но вопрос надо ставить иначе: как она регулирует общественную и политическую жизнь? Если она хорошо регулирует, то что в этом плохого? Если бы у нас католики правильно урегулировали политическую жизнь, то я был бы только счастлив. Возмущать может только неправильное регулирование. Претензии литовской молодежи непонятны. Акция литовской молодежи попахивает заказухой», - заявил в интервью «Русской народной линии» духовник Санкт-Петербургского православного центра молодежи преподобных Кирилла и Марии Радонежских, руководитель Всероссийского Православного центра занятости Mariam.ru, клирик прихода Преображения Господня в Лигово, иерей Алексий Володин в связи с антикатолической акцией жителей столицы Литвы. Как сообщает портал «Благовест-Инфо», 30 июня группа жителей Вильнюса провела акцию " отказа от католичества " . Молодые люди, участники акции, передали Вильнюсскому епископу Арунасу Понишкайтису заявления, в которых указали мотивы такого решения. " Мы считаем, что поступим по-граждански. Нас вычеркнут из рядов последователей Римско-Католической Церкви, поскольку мы не являемся практикующими католиками, и таким образом мы уменьшим политическое влияние католической " партии " , - заявил порталу " Delfi " студент Юстинас. По его словам, очень важно отметить, что участники акции не против религии, но иерархи Католической церкви слишком часто вместо того, чтобы заниматься спасением душ, регулируют общественную и политическую жизнь, несмотря на то, что по Конституции в Литве церковь отделена от государства.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/02/ie...

Леонид Соколов Содержание Введение Часть первая. Жизнь и личность Преосвященного святителя Игнатия Глава первая. Преосвященный Игнатий Брянчанинов до принятия монашества I. В родном доме II. В военном инженерном училище III. По монастырям Глава вторая. Игнатий Брянчанинов в должности настоятеля монастырей I. Игумен Игнатий – Строитель Григорие-Пельшемского Лопотова монастыря II. Архимандрит Игнатий – настоятель Троице-Сергиевой пустыни Глава третья. Игнатий Брянчанинов, Епископ Кавказский и Черноморский Глава четвертая. Жизнь в Николо-Бабаевском монастыре и блаженная кончина Епископа Игнатия Ι. Жизнь Епископа Игнатия в Николо-Бабаевском монастыре ΙΙ. Блаженная кончина Епископа Игнатия ΙΙΙ. Личность Преосвященного Игнатия Брянчанинова Часть вторая. Морально-аскетические воззрения святителя Игнатия Введение. Общее обозрение литературных трудов Епископа Игнатия Брянчанинов Глава первая. Духовный мир и условия душевного спасения Глава вторая. Реальная сторона духовной жизни Глава третья. Идеальная сторона духовной жизни     Введение (Мотивы, задачи, обозрение источников, объем и план нашей работы) Среди вопросов, волнующих человеческую мысль, в ряду задач, предъявляемых человеку на каждом шагу его жизненной среды. Нет, не может и не должно быть вопросов, более важных, чем вопрос о смысле и цели человеческой жизни; нет, не может быть и не должно быть задачи, более сложной и трудной, как выяснение нужд и средств для достижения жизненной цели, для воплощения вечного смысла жизни, для такого устроения жизни, «чтобы в каждом дне и часе и мгновении таился бы вечный смысл, дающий право жить»; для согласования всей жизнедеятельности человека с определенной и ясной конечной целью его бытия. В порядке ответов, предъявленных человеку за многовековой период его существования на земле, дающих разрешение жизненных вопросов и задач и раскрывающих цель бытия и средства к её достижению нет и не может быть более ясного и определенного ответа, чем тот который дается православно-христианской душе в свидетельствах Слова Божия и в немолчном призыве православно-христианской Церкви к их жизненному разумению и воплощению. Кроткий и добрый Евангельский Пастырь несмолкаемо зовет всех скорбящих и обремененных трудников жизни на нивы вечного духовного питания, возлагая на плечи их не те «бремена тяжка и бедне носима», которыми гнетет человека жизнь мира и плоти, а благое иго выполнения заповедей душевного спасения, при котором и бремя жизни становится легким, и для несущего радостным и бодрящим. Добрый Пастырь готов помочь ослабевшему на жизненном пути поднять его на свои рамена и нести его в обители Отца Небесного. Он взыскует душу человеческую, затерявшуюся в пустоте греха, выводит её на пути спасения, радуется о ней и Свою святую радость вливает в скорбную душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

монах Митрофан Часть третья. Догмат учения Церкви о ходатайстве живых за умерших и испрошение прощения грехов некоторым грешникам 1. На чем основывает Церковь свое учение о возможности спасения некоторых умерших грешников Мы знаем, что смерть есть только переход от земной жизни в загробную, что соединенные Богом на земле не разлучаются и смертью, что внутренний, духовный союз и взаимное соотношение между пребывающими на земле и перешедшими в загробный мир продолжаются, как между членами одного духовно-нравственного царства Христова. Единение, союз, отношение и общение для пребывающих на земле имеют чувственное выражение, видимые знаки, свидетельствующие о неразрывности духовного союза и общения с перешедшими в загробный мир. Показав, в чем состоят союз и общение мира видимого с невидимым, т.е. пребывающих на земле с ангелами и падшими духами и со Святыми, теперь постараемся показать видимое чувственное выражение видимого мира с перешедшими несовершенными, не достигшими еще совершенства святости, с грешниками, находящимися в аду, однако не потерянными для царства Божьего. Чувственное выражение союза и общения пребывающих на земле с перешедшими за гроб несовершенными грешниками составляют содержание этой части. Жизнь и деятельность пребывающих на земле, основанная на вере в Господа Иисуса Христа, есть наивернейшее зеркало союза и общения с несовершенными, перешедшими в загробный мир. Жизнь и деятельность – одно и то же. Где жизнь – там и деятельность, и где деятельность – там и жизнь; следовательно, дела пребывающих на земле будут свидетельствовать об их союзе и общении с перешедшими. Бог , соединяя людей вечным союзом любви, на случай кратковременной разлуки – смерти, через своего избранного апостола Павла запретил скорбеть о смерти близких сердцу, открыв средства сохранить этот союз и общение с почившими. Вот эти средства или дела, пребывающих на земле: 1) сама жизнь пребывающих на земле, 2) их отношение к Богу и к отошедшим, 3) молитва об усопших, 4) милостыня и 5) божественная литургия. а) Основания испрошения прощения грехов умершему: любовь и вера

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

На Новый Год Слово 1. О чем при взоре на прошедшую жизнь должны мы воспоминать Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. ( Пс. 142:5 ) . Так св. Царь Давид воспоминал первые дни, воспоминал древние лета минувших веков, и в великих происшествиях мира и церкви с духовным любомудрием поучался неисповедимым судьбам промысла Божия в устроении спасения человеческого. Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся ( Пс. 76:6 ). От великих событий мира и церкви переходил мыслию к происшествиям собственной жизни, и в особенных обстоятельствах своей жизни видя благопромыслительные пути десницы Вышняго, от живого чувства беспредельных милостей Божиих, испытанных в прошедшей, одушевлялся надеждою на благопопечительность Божию в настоящей и последующей своей жизни. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. По примеру порфироносного Пророка нужно и нам воспоминать прежнее время жизни своей, и с тем вместе бесчисленные к нам милости Божии, явленные на пути жизни каждому из нас. Жизнь наша, не как жизнь Царе-Пророка. Жизнь великих людей, подобно течению великой реки, полная небесных благословений, всюду разливает благословение. Жизнь наша, как скудный поток, не только при обыкновенном течении, но и при самом разливе ничего особенного не представляет. Дни наши, не как дни летнего неба, исполненные света и теплоты, – дни наши, как дни зимнего небосклона, не светлы и темны; лета наши составляют не поприще восхождения от совершенства к совершенству,–а суть слабая паутина дел, или паче, долгое уже, коим непрестанно привлачаются грехи и завязуются беззакония. He смотря на скудость наших дел, по которой мы походим на бесплодные древа, рука Божия всегда велика в путях каждого из нас; она всегда хочет творить в нас и чрез нас благая и благоугодная. Посему много в жизни каждого из нас есть такого, о чем к славе благости, правды и премудрости Божией достойно нам воспоминать; особенно благопотребно воспоминать нам прежнее время в день новолетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Монах Симеон Афонский. Постижение Монах Симеон Афонский. Постижение   Дети, принимающие игры за истину, подражающие взрослым, преследующим свои воображаемые цели, суетясь и толкаясь, смотрят на нас и ждут, что оставим мы им в наследство, - беземысленные игры состарившихся детей, или ж.е мудрое, опытное слово, преображающее плоть и дух, и приводящее к постижению Бога, «дающего мудрость и разум ищущим Его»? Есть два взгляда на постижение: правильный и неправильный. Правильный взгляд - это смотреть неисходно внутрь сердца, в свое изначальное бытие, где находится Бог - истинный Центр вселенной. Неправильный взгляд - страстно смотреть в мир, в небытие, где все угасает и исчезает, где мы теряем свою Свободу. К тому, кто избрал жизнь в помыслах, грехи приходят как всеуничтожающий град и безпощадная буря. А к избравшему чистоту сердца благодать приходит как обильный ливень, напояющий землю. Неисходное пребывание сердца в мысленной суете есть полное самоуничтожение и духовная смерть. А неисходное пребывание сердца в Баге есть полное уничтожение всякого греха и Жизнь вечная в святости и блаженстве еще здесь на земле. Постоянная память о Боге - основа святости, отступление от этого памятования, - основа греха. Корень греха - забвение Бога, а корень Спасения, - всецелое устремление к Нему. Непреложность закона последствий грехов, - что посеешь, то и пожнешь, - пронизывает всю нашу жизнь. А свобода выбора - Спасения или гибели души - возлагает на нас самих всю ответственность за нашу собственную жизнь, поэтому Бог, «желающий всем спастись», является для нас единственной опорой и прибежищем. Соединись с вечной жизнью во Христе до того, как смерть соединится с тобой. В стране смерти не найдешь счастья, в стане вечной жизни не найдешь смерти.   Монах Симеон Афонский. Комментарии Всего комментариев: 14 2017/09/01, 10:14:16 Блаженный Андрей, Христа ради юродивый однажды был взят на небо. Ему были показаны красоты рая, которые человеческим языком не возможно описать, и множество святых, но он не увидел там Божией Матери и удивлялся этому. Тогда он услышал вразумление Ангела: " Ее нет здесь. Она утешает на земле всех страждущих, скорбящих и озлобленных. Ты увидишь Ее там " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2647

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010